Рождественские святки сценарий для детей. Рождественские святки в детском саду

(Сценарий рождественских колядок)

Народный календарь отмечает четыре самых больших праздника, приходящихся на состояние солнечного движения. Первым отмечалось зимнее солнцестояние – дни пробуждения солнца – поворот солнца к лету. Это время в народе известно как зимние святки (25 декабря — 6 января). Считалось: коли дни на зим¬ние святки веселые и счастливые, то и год будет таков, а обряд колядования обеспечит хозяйственное благополучие не весь год.
Все на святки, все на святки
Приходите-ка ребятки!
И овсень и коляда
Будут вместе с нами. Да?

А что это такое — святки
Вы не слышали,ребятки?!
Что ж придётся рассказать
И, конечно, показать.

(РЯЖЕНЫЕ стучатся в калитку и окликают хозяев:)

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали
Святую коляду.
Мы нашли коляду
Во первом дому
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
ОЙ, мороз, мороз
Отморозил нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать
. Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
:Кто не даст лепешку
¬Разобьем окошко! .
:Кто не даст хлеба
¬Стащим с печки деда!
Ставня приоткрывается, появляется. Бабка

Бабка: Добро пожаловать, люди добрые!
Спасибо, что не обошли наш двор. Пироги в печи подрумянились, каша в горшке обжигается, ждет вас всех, дожидается.
!
Ряженые: Здравствуйте хозяюшка!
- Позвольте во горницу войти!
-Во горницу войти, да на лавочку сесть!

Дед. Коляда пришла,
Всем веселья принесла
Не садитесь не скучайте
Петь частушку начинайте!
Коляда,коляда,
Во печи стоит еда:
Каше гречневая
Голова свиная.
Коляда,коляда,
Подавай еду сюда;
Конфет коробок,
Или вилы в бок.
Коляда,коляда,
В небе уж взошла звезда,
К нам катит на святки,
Подпалила пятки.

Коляда, коляда,
Нам подай пирог сюда!
Сладко закусили –
Хозяев не честили!

Коляда,коляда
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок.

Баба: Да попели вы на славу,
На потеху на забаву.
Дед: _ Мехоноша, где мешок?
Получай-ка пирожок!

Баба: И бараночки, и конфетки,
И гривеннички на прянички.

КОЛЯДА: Спасибо, хозяин, спасибо хозяюшка. Хороши у вас пироги, и сердца у вас добрые, приветливые. И мы в долгу не останемся. (Достает из мешка фигурку доброго духа). Примите под нас в подарок эту фигурку домового. Пусть приживется он в вашем доме, сохраняет семью вашу от глаза дурного, завистливого, чтобы все, что вы задумали, сбывалось, чтобы хлебосольный двор ваш на всю округу славился.

Ряженые: Спасибо, хозяева щедрые!
- Пойдём по дворам,
Песни величальные петь,
Рождество славить!
Уродилась коляда

Коза не хотела я плясать,
Лежала и стеснялася.
А как дали сала шмат,
Я не удержалася.

Плясать пойду,
Головой тряхну,
А рогами и хвостом
Завлекать начну.

Ах, коза я, козочка
Серенькая розочка,
Ровненькие рожки
Стройнейнькие ножки.

Хозяйка хороши ваши колядки
Вот вам пироги к чаю сладки.

РЯЖЕНЫЕ (запевают):
На полице есть пирог,
Ты не режь, не ломай!
Ты не режь, не ломай!
Лучше весь подавай!
Кто подаст пирога,
Тому — двор бы скота!
Девяносто бы быков,
Полтораста коров.
Они маслом бы цедили
И сметаной бы доили!
А как на пролуб пойдут,
Пусть помыкивают,
А как с пролуби пойдут,
Пусть поигрывают.
ХОЗЯЙКА (с поклоном): Проходите к столу, отведайте угощенья моего.

(Ряженые и Коляда пробуют все, что стоит на столе, мехоноша не забывает пополнить свой мешок.)
КОЛЯДА: А за ваше угощенье, дарим вам домового (достает фигурку). Он махонький, ласковый, есть не просит, а счастье приносит.

Как ходила коляда
Накануне Рождества.
А кто даст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому двор чертей,
Огород червей!
Добрый вечер тому,
Кто в этом дому,
Старому, молодому
И Богу святому.
Чтобы здоровы были,
Чтоб нас не забывали
Старый, молодой
И Бог святой!.

Зал дома культуры оформлен в русском стиле – вышитые полотенца, прялка, на видном месте – самовары. Столы сервированы для чая.
Хозяин вечера – Коляда
КОЛЯДА: Добрый вечер добрым людям,
Пусть веселым праздник будет!
С Рождеством всех поздравляем
Счастья от души желаем!

Вот и матушка зима пришла
Растворяй ворота!

Коляда-маляда
Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз
через тын перерос!

Не велит мороз стоять
Нам пора калядовать!

Здравствуйте честной народ!

Разрешите покалядовать!

(Коляда обходит присутствующих и обсыпает их зерном. Фольклорный коллектив исполняет песни обряда посевания:)
Сею, рассеваю
Овсом, рожью,
Милостью Божью!
На крутой творожок
Пастушку пирожок!

Сею, вею, посеваю,
С Рождеством всех поздравляю!
На новый год, на ново счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!

Хозяйка ДК (обращается к коляде с поклоном):
Ох, спасибо вам, ребятки,

Чиста январская –белая страница,
Вьюги да метели, птицы-голубицы.
Прилетели стайками, небо заслонили,
Перышки снежинки повсюду распушили.

На Руси светятся в храмах свечи,
образа сияют тихим светом.
Наступает долгожданный вечер:
Маленький Христос нам послан небом.

Стихотворение легенда о рождении Христа

На Руси –украшенные ёлки,
А над нами звёздочки резные.
На ветвях снежинки, легче шёлка,
И шары, как солнышки, златые.

Это в честь малютки Иисуса
Так икрится на деревьях иней
Пусть молитвы детские несутся
В необъятный купол синий!

Я смотрю на небес высоту
И на Божью вокруг красоту.
Вижу, как просыпается мир,
И как будто в природе пир.

К нам пришло Рождество,
Знать всем будет весело
Всем добро и счастье
Никакой напасти!

Нас мороз не напугает
Не напугают холода
Нас колядка согревает
Пляски будут до утра!

Песня танец « Заинька»

КОЛЯДА: и попели, поплясали, а теперь пора прощаться. Спасибо вам, добрая хозяйка, за приют и ласку. Возьмите от нас на добрую память подарок наш скромный, но не простой (достает фигурку домового). Этот добрый домовой покой вам будет охранять, от злых сил оберегать.

Сеем, сеем посеваем,
С Рождеством всех поздравляем!
На новый год, на ново счастье,
Уходи ненастье, прекратись несчастье!

Желаем счастливого нового года
Во всех начинаньях хорошей погоды!
Пусть сбудется всё,
Что у вас на примете.
Пускай почитают родителей дети!
С рождеством Христовым!

Ай заинька, ай серенький,
Ай, заинька, хвостик беленький
А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил

Коляда, караселка
Коляда красная девка,
Коляда не садись близко
Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя
Коляда, повезут тебя
Коляда продадут
Коляда,коляда.
Ай, заинька там река глубока,
А как на печке, на крутанке, едет миленький на палке.
Штаны рваные. Худые, ножки тонкие кривые
Ножки тонкие кривые, штаны рваные худые

Коляда, караселка
Коляда красная девка,
Коляда не садись близко
Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя
Коляда, повезут тебя
Коляда продадут тебя
Коляда,коляда.

Коляда, будут ехать
Коляда, купцы и боярцы,
Коляда посадят тебя
Коляда,В зелену карету,
Коляда, продадут тебя,
Коляда за сто рублей,
Коляда, коляда, завтра мясо едят
(кода колядка спета дети замирают, фоном звучит музыка,выходит чтец со свечой, все дети от этой свечи зажигают свои свечки)
Чтец:

То было в давние года:
Над спящим миро ночь царила,
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился спаситель,
Со всех сторон, со всех краёв
С дарами шли в Его обитель!
Несли Ему ягнят живых,
И соты мёда золотого,
И молоко от стад своих,
И хлеб от очага родного.
Лишь только девочка одна
В святой вертеп войти не смела,
А дети шли, смеясь над нею.
« О, Боже,- плакала она
Зачем меня ты создал нищей?!
Я одинока, я бедна,
С чем я войду в твое жилище?»
Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул с небес во тьме унылой,
И видит девочка- пред ней
Посланник небе светокрылый.
-не плачь, малютка, не грусти!-
Промолвил гость небесный,-
Ты можешь Богу принести,
Своих слезинок дар чудесный!
Взгляни малютка,- на земле,
Куда упали твои слёзы,
Там вырастают и цветут
Любви прекраснейшие розы.
Ты розы чудные сорви,
Иди к заветному порогу
И дар страданья, дар любви,
Отдай, дитя, Младенцу-Богу.
И вот, с кошницею цветов.
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под божий кров,
Сияя чистыми очами.
И ей в ответ в очах святых,
Как искры звёзд. Сверкнули слёзы;
И изо все даров земных
Христос-Младенец выбрал розы.

Финальная мизансцена.
занавес

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

Сценарий праздника «Рождественские святки»

для детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Цель: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Задачи: воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа;

знакомить с обрядами, песнями, гаданиями, калядками – песенным русским фольклором;

доставить удовольствие от игр, плясок, песен.

Участники праздника: Хозяйка (взрослый), колядовщики (дети в русских костюмах), ряженые (дети) – лиса, петух, волк.

Взрослые: Емеля, коза и медведь.

Предшествующая работа: Беседа с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской библии»), Крещении. Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, игр, инсценировок, колядных песен. Индивидуальная работа с ведущими персонажами. Воспитателю вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, месяц, вертеп.

Ход развлечения:

Под музыку нарядные дети входят в зал и останавливаются полукругом, лицом к зрителям.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Девочка: Наступило Рождество,

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится и поёт!

Дети исполняют танец « Новый год это яркий миг» и присаживаются на места.

Хозяйка: Ребята, сегодня один из самых больших праздников в православии – Крещение. Недавно все отмечали Рождество. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения называются Святками.

Мальчик: Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Хозяйка: Дети, расскажите, что такое святки?

1 ребенок: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

2 ребенок: От Рождества и до Крещения

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки.

3 ребенок: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Пригласим на Святки вас!

Слышится стук в дверь. Входят колядовщики – дети и взрослые наряженные.

Колядовщик взролсый:

1. Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

2. Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину.

3. Коляда, коляда, длинная борода!

Пышки, лепешки, свиные ножки.

В печи сидят на нас гладят!

Кто не даст пирога

Уведем корову за рога.

4. Кто не даст пышки-

Разобьем крышки,

Кто не даст лепешки-

Разобьем окошки!

5. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять.

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

6. С неба ангел к нам спустился

И сказал: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить, (все вместе)

Вас со Святками поздравить!

Хозяйка: - Угощу, угощу колядовщиков (складывает угощение в мешок) (колядовщики встают ко всем детям)

Хозяйка: Но сначала поиграйте со мной!

Скорее в круг вставайте, игру-веселье начинайте!

Проводится игра – хоровод «Золотые ворота»

Дети садятся.

Коза: А я тоже поиграть хочу.Я, коза-дереза, летом лыко драла, из него что-то сплела. А что это – отгадайте!

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

(Лапти)

Давайте поиграем, побегаем в них.

Игру «Бег в лаптях» (2 пары лаптей; 2 команды детей)

Выходит Емеля, поет частушки:

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

Хозяйка: Ты Емеля молодец,

Что колядки нам пропел.

Вот держи в награду

Плитку шоколада.

Петь-то, Емеля, умеешь, это мы все слышали, а в игры ты играешь?

Емеля:

Не - а, а мне неохота!

Хозяйка:

А вот ребятам всегда охота поиграть. У нас здесь- Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.

Проводится игра «Весёлая метелка».

Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот пляшет под веселую мелодию, а дети хлопают.

Хозяйка: Вот, Емелюшка. Видал, как наши ребята играть умеют. А ты-то что-нибудь умеешь?

Емеля: Я мастер на печи лежать, да калачи есть.

Хозяйка: А загадки ты загадывать умеешь?

Емеля: И загадки могу. Отгывайте!

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их... (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

Хозяйка. И я с вами поиграть хочу. Вы желание загадайте, снежочек доставайте, да в печь бросайте. Кто попадет, у того желание сбудется.

Игра «Снежки».

Ведущий: Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз-два,раз-два, начинается игра!

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

Много счастья принесет.

Проводится игра “Мотальщики”.

Хозяйка: Собирайся, народ, разевай пошире рот.

В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!

А теперь игра для всех – тут веселье, шутки, смех!

Игра «Холодно, замерзли руки...»

Хозяйка: А давайте погадаем,

Под горшочки мы заглянем.

Игра «Гадание на горшках»

Посередине зала, на лавке, стоят шесть горшков. В горшках разные предметы. Из зала по очереди выходят желающие погадать. Кто, какой предмет выберет, тот будет по профессии …

Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

Ребенок открывает горшок, а там

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

(Гадание по профессиям с шутками - прибаутками комментирует Хозяйка).

Медведь: Сито-решето есть у меня, да не простое, а волшебное!

Кто предмет оттуда вынет, свою судьбу узнает!

(Дети гадают – достают предметы из сита, наполненного пшеном. Медведь комментирует).

Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

Колядовщик: Ну, хозяйка, дорогая;

Мы тебя повеличали,

Святки мы с тобой встречали.

Принесли тебе звезду,

Привели и коляду.

1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

3ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!

Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всем не сказать.

Вечер наш прошёл на славу.

В Святки любо поиграть!

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски,

Благодарствуем мы всех!

Хозяйка выносит из домика поднос с угощениями.

Хозяйка: Всем кто нас видел,

Всем, кто нас слышал,

Доброго здоровья и низкий поклон.

Под музыку дети уходят из зала.

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Помогать детям усваивать многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, сохраняя игровую форму обучения и воспитания школьников.

Задачи:

Ø Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением.

Ø Познакомить с обрядом колядования.

Ø Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

Ø Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе.

Ø Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки».

Ø Обогатить детский словарный запас народными терминами.

Ø Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Ø Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

сценарий праздника

Рождественские Святки

Возраст воспитанников 10-13 лет

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Помогать детям усваивать многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, сохраняя игровую форму обучения и воспитания школьников.

Задачи:

  • Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением.
  • Познакомить с обрядом колядования.
  • Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
  • Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе.
  • Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки».
  • Обогатить детский словарный запас народными терминами.
  • Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Зима – и не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.

Святочный период включает в себя:

  • Рождество,
  • Старый Новый год – Васильев день,
  • Страшные вечера,
  • Крещение.

Что такое святки?

Праздник это самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели-

С Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенья!

По дворам ходили в святки,

Пели разные колядки.

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.

Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

Скажите, а кто из вас знает колядки.? (ответы детей)

А я вам помогу вспомнить: (выносится шкатулочка в которой лежат записки с колядками. Дети достают по очереди и читают)

1. На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

Вифлеемская звезда

Нас направила сюда.

Мы пришли колядовать,

Христа Бога прославлять,

Вас, хозяев, величать!

2. А кто из вас знает колядки.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит,

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, коляда, подавай пирога!

Блин да лепешку в заднее окошко!

3. Коляда, коляда

Пришла коляда

Накануне Рождества

С маслицем, с молочком

У хозяина полон двор живота

А сусеки полны жита

На полице-то пирог лежит

Хозяюшка, подавай:

Подавай, знай, не ломай.

4. А дай Бог тому,

Кто в этом дому

Чтобы рожь густа

Чтобы из колоса – осьминина

Из полузерна – пирог большой

5. Дай вам, господи

Скота, живота

Корову с теленочком

Овцу с поросеночком

Лошадь с жеребеночком

Свинью с ягненочком

Хозяину с хозяйкой

Солнце и месяц

Детушкам их милым

Частым звездочкам

Многие лета

Многие лета

6. Коляда, коляда

Выходи со двора

Солнце встречать

Счастья желать

Чтобы был в доме хлеб

Чтоб пустым не был хлев

7. Хозяину, хозяюшке

Детушкам их милым

Многие лета

Многие лета

Ответ хозяев:

С новым годом, со всем родом!

Старый новый год – Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем.
В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.

Главное угощение сладости – прянички с изображением животных (козочек)

ГАДАНИЕ.
На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. Гадать можно было в любое время, но самым верным было завораживание с 7 по 19 января. Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.

1. На Руси девушки выпускали курочку. Кто из девушек первая поймает – в этом году выйдет замуж.

2. Другое гадание: брали стакан с водой, опускали туда золотое кольцо, и смотрели. Что представили – то и случится.

И я вам предлагаю погадать: Гости по очереди достают из горшочка предметы гадания:

  • Хлеб - житье в достатке.
  • Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.
  • Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.
  • Монетка - к достатку, жить будешь богато.
  • Конфета – к сладкой жизни, лучше нету радости для ребят, чем сладости.
  • Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью.
  • Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
  • Зеркальце – к красоте, собою любоваться. Делом не заниматься.
  • Лента – длинная дорога
  • Щепка – к крепкому здоровью
  • Пуговица – счастье в семье
  • Бублик – к богатству
  • Перо – продвижение по службе.
  • Собака – к другу

Ой, да посмотрите: - «Всего один горшочек остался»

Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение - такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.

Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.

Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,

Все тот час произойдет, все тот час сбывается.

У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. И надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви к друг другу.

Коляда, коляда, пора отведать пирога!

Всех гостей праздника

Рождества привечая

Всех встречая и хлебом и солью

Приглашаю участников к чаю!

Приглашаю детей к застолью!

Вот вам гости дорогие печенье да пряники. (чаепитие)

Наш вечер окончен, спасибо за внимание!


Тамара Кожемякина

Досуг на тему : «Рождественские святки » .

для старшей и подготовительной группы.

Цели и задачи :

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;

Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Материал : русские народные костюмы, костюм козы, музыкальные инструменты : трещётки, деревянные ложки, бубны, бубенцы, мешок для колядования, искусственные «снежки» , два подноса, пряники-козули, рождественская звезда из картона , деревянный домик, две свечи,две пары валенок, расписной сундучок, игрушки домашних животных : корова, овца, свинья, лошадь, коза,собака, две корзины для «снежков» .

Музыкальное сопровождение : русские народные песни «Ах,вы, сени, мои сени!» , «Как у наших у ворот» , «Коробейники» , песня «Воздушная кукуруза» ,песня «Белоснежная зима» , песня группы «Иванушки» «Зима-холода» .

Под русскую народную песню «Коробейники» выходят воспитатели.

Ведущий :

Наступила Рождество

Долго ждали мы его,

Святки празднует народ ,

Веселится и поёт.

Праздник этот самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения ,

Приготовив угощенье.

7 января – светлый праздник Рождества . С 7 по 19 января праздновали Святки . 12 дней по количеству месяцев в году молодёжь колядовала. Колядки-это песни, в которых славят Христа, желают добра и здоровья хозяевам. Девчата и ребята наряжались в костюмы животных : козла, лисицы, петуха, медведя.

Воспитатель :

День сегодня не простой-

Праздник к нам пришёл святой !

Наступило Рождество ,

Начинаем торжество!

Воспитатель :

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла!

Будем мы шутить, смеяться,

Будем прыгать, забавляться!

«Как у наших у ворот» . Ряженые с музыкальными инструментами : деревянными ложками, бубенцами входят в зал и проходят к домику.

Ведущий : - Посмотрите, дом стоит,

Из окна кто-то глядит.

Колядовщики (дети подготовительной группы) :

Здравствуйте, хозяюшка!

Выходит хозяйка.

Хозяйка :

Здравствуйте, гости дорогие!

Колядовщики :

Открывайте ворота,

К вам пришла коляда!

Хозяин с хозяйкой, будьте здоровы,

Живите без бед много-много лет!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому,

В доме –добра,

В поле –зерна!

Дайте нам кило конфет,

Целый год вам жить без бед!

Кто детишек угощает,

Тому Бог помогает!

Коляда,Коляда!

Жили- были три кота,

Три кота и котик,

Дайте срочно тортик!

Пусть Вам хорошо живётся

да всё удаётся!

Славим, славим, восславляем.

С Рождеством всех поздравляем !

Хозяйка :

Это, что за народ

Колядует и поёт?

Ведущий :

Это мы бояре!

Ведущий и хозяйка проводят игру «Бояре» с подготовительной группой.

Дети делятся на две команды. Они ходят по очереди навстречу друг к другу со словами.

Бояре, а мы к вам пришли.

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли.

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые нам вот эта мила.

Ведущий :

Становись-ка в круг, народ,

Поведём-ка хоровод.

Ведущий проводит игру «Золотые ворота» с ребятами подготовительной группы.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй раз – разрешается,

Ну, а в третий раз не пропустим вас!

Два человека делают ворота, а остальные, образуя цепочку проходят через них. На последних словах ворота закрываются Ребёнок. попавший в них, становится в круг.)

Ведущий : «Есть любимая игра, называется «Свеча» ».

Ведущий проводит игру «Свеча» с детьми подготовительной группы.

Свечка,свечечка, свеча,

До чего ж ты горяча!

(Мальчики и девочки образовывают два круга. Они говорят слова и передают свечи. У кого остались свечи, выходят на середину и пляшут. Игра повторяется несколько раз.)

Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени» .В зал входят девочки старшей группы с шумовыми инструментами :бубнами, трещётками. Они исполняют колядки.

1-я подружка :

Ой, ребятки, нынче Святки ,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины, козули

И кисель в кастрюле!

2-я подружка :

Ой, колядка, коляда.

Золотая голова!

Приходила коляда,

Всем добра нам принесла.

3-я подружка :

Мы пришли вас прославлять

Да хозяев величать.

Ой, колядка,коляда,

Всем здоровья принесла.

4-я подружка :

Ой колядка, коляда,

Золотая борода!

Позолоченный усок,

По рублю волосок!

5-я подружка :

Подай, тётушка,

Подай, матушка!

На тарелочке

Да на блюдечке!

6-я подружка :

Не отдашь пирожок-

Мы корову за рожок,

Свинку за щетинку,

Быка за хребтинку!

7-я подружка :

Долго песни мы тут пели,

А теперь прощаемся,

Если мы вам надоели,

Молчать обещаемся!

Под песню «Ах, вы сени, мои сени» подружки выходят из зала.

Хозяйка :

А умеете ли вы, девчата и ребята, загадки отгадывать? Есть у меня чудесный сундучок. Вам загадки загадаю, а отгадки в нём найдём.

1. Голодна-мычит,

Сыта- ждёт,

Малым ребятам

Молоко даёт. (корова)

2. Кто ни в жару,

Ни в стужу

Не снимает шубу? (овца, баран)

3. Спереди пяточок,

Сзади –крючок,

По середине –спинка,

На спинке- щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом.

На цепи хозяин внём. (собака)

5. Четыре ноги,

Пятый хвост,

Шестая голова. (конь)

6. Идёт, идёт,

Бородой трясёт,

Травки просит :«Ме-ме-ме,

Дай-ка, вкусной мне.» (коза)

Хозяйка достаёт отгадки- игрушки из сундучка

Колядовщики :

Где коза проходит, там пшеница родит.

Где коза махнёт хвостом,

Там там и хлеб кустом.

А где стукнет рогом,

Там хлеб взметнётся стогом.

Дети хлопают в ладоши и читают поговорку :

Идёт коза рогатая, Идёт коза богатая!

Входит Коза в валенках и с мешком, кланяется, затем пляшет под песню «Воздушная кукуруза» .

Коза предлагает поиграть в игру «Пошла коза по лесу» .

Дети старшей группы встают в круг, а коза находится в середине. Все ведут хоровод и говорят :

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Коза выбирает одного человека и выполняет все движения. В кругу остаётся двое детей, четверо и т. д. Все дети из внешнего круга постепенно переходят к козе. В конце все стоят парами и танцуют.

Коза :

Коляд, коляд, колядушек

Хорош с медком оладушек!

А без мёду – не таков,

Дайте, тётя, пирогов!

Хозяйка :

Да вот и пирог поспел! Угощайтесь!

Хозяйка за руку выводит мальчика.

Ведущий проводит игру «Пирог» с подготовительной группой.

Дети встают в две шеренги.

По середине сидит «пирог» .

Все говорят :

Какой он высокинький! (руки поднять вверх)

Какой он широкинький! (руки развести в стороны )

Какой он мякинький! (погладить себя по животу)

Режь его, да ешь!

«пирогу» бегут по 1 человеку от команды и салют его. Кто осалил первым, тот уводит «пирог» к себе в команду. Проигравший становится «пирогом» .)

Ведущий :

А скажи-ка нам,коза,что в мешке ты принесла?

Коза :

Снег вам принесла. На дворе-то уж зима.

Дети старшей и подготовительной групп исполняют песню «Белоснежная зима» .

Ведущий : козочка,коза, покажи, что за снег ты принесла?

Коза достаёт «снежки» .

Проводится конкурс «Попади в корзину» .

Ведущий приглашает десять человек одной группы разделиться на две команды. Каждому ребёнку коза даёт «снежок» . Перед ребятами стоят две корзины. Задача : попасть «снежком» в корзину. Игра повторяется с детьми другой группы.

Ведущий :

Коза-дереза,а что это у тебя на ногах?

Коза :

Это валенки, друзья,

Погадать хотела б я.

Вот возьму я валенок, да и брошу за околицу.

Кто мой валенок найдёт, тот и замуж позовёт.

Коза зовёт девочек. Они берут валенки, встают спиной к мальчикам и бросают. Каждый находит свою пару. Гадают дети обеих групп по очереди.

Ведущий :

Молодцы ребята! Молодцы девчата! За руки беритесь, да крепче все держитесь.

Под песню группы «Иванушки» «Зима-холода» исполняется танец детьми обеих групп. Затем детей просят занять свои места.

Хозяйка :

Вы всё пели да играли пряники- то поспевали.

Примите, люди добрые, моё угощение!

Вот козули,в честь козочки так называются.

(Хозяйка на подносе даёт колядующим пряники-козули.)

Хозяйка :

Тихо кружатся снежинки.

Сказка приходит к нам в дом!

Ёлки, подарки, картинки!

Зовём это всё-Рождеством !

(Звучат колокола)

Ведущий :

Кругом звонят колокола

В весёлый праздник Рождества .

Звёзды водят хороводы,

Веселятся все народы.

Рождество вы славьте , люди!

Пусть вам только счастье будет!

(Колядовщики уходят под музыку «Ах вы,сени, мои сени» )

Список литературы :

1. И. И. Панкеев «От крестин и до поминок» Обычаи, обряды, предания русского народа

2. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детских садах»

Под редакцией О. В. Орловой 1995г. Г. Владимир

3. Науменко Г. М. «1,2,3,4,5 мы идем с тобой играть» Русский детский игровой фольклор Москва 1995г.

4. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России» Москва 1994г.

5. Аникин В. П. «К мудрости ступенька» Москва 1988г.

6. Петров В. М. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1999г.

7. Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» Детство-Пресс 2012г.

8. Аникин В. П. «Живая вода» : (Вступительная статья) //Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

9. Жаворонушки : Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры : В 5 вып. /Запись, нотация, составление Г. Науменко. М., 1977 – 1988

10. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

11. Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2006.





Понравилась статья? Поделиться с друзьями: