Роль освоения алгоритмов детьми дошкольного возраста. Алгоритм и его использование в работе с детьми дошкольного возраста

- 52.10 Кб

Введение стр.3

Выводы стр.16

Библиографический список стр.17

Приложение

Введение

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания.

Организовывая разнообразные дидактические и подвижные игры, знакомим дошкольников с их правилами. Обо всех видах деятельности, осуществляемых по определенным предписаниям, говорят, что они выполняются по определенным алгоритмам. С малых лет человек усваивает и исполняет в каждодневной жизни большое число алгоритмов, часто не зная, что это такое. Усвоение алгоритмов имеет важное значение в жизни каждого человека, т.к. любая целенаправленная деятельность человека осуществляется по плану. Умение применять разного рода алгоритмы, тем более умение предвидеть и обосновывать возможные результаты их применения - признак формирования свойственного для математики стиля мышления. Моделирование различных алгоритмов в виде детских игр открывает широкие возможности для формирования зачатков этого стиля мышления уже у дошкольников.

Необходимость алгоритмов в различных сферах деятельности человека:

  • В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления различных блюд;
  • Любой прибор купленный в магазине, снабжается инструкцией по применению;
  • Каждый шофер должен знать правила дорожного движения;
  • Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда, когда был придуман порядок сборки машины на конвейере.

Изучением алгоритмов занимались такие исследователи, как А. А. Столяр, В.Успенский, Э.Дейкестра, К. Бом, Г.Джаконини, А.Тьюринг.

Существует проблема в том, что не разработана методика по освоению дошкольниками алгоритмов на занятиях по математике.

Поэтому целью нашей курсовой работы является: раскрыть содержание и методику знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

В соответствии с поставленной целью мы выделили 3 задачи:

1.Выявить происхождение данного термина и его определение.

2.Изучить в процессе анализа педагогической литературы задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

3.Подобрать игры, упражнения, направленные на формирование у детей умения работать по заданному алгоритму.

1.История возникновения термина «алгоритм», определение алгоритма, его виды и свойства.

Более тысячи лет назад восточный математик Мухамед Бен Мусса аль – Хорезми написал учебник « Арифметика индуссткими цифрами». По нему европейцы научились счету с помощью десяти цифр и узнали правила действия над ними. Учебник этот попал в Европу от арабов, поэтому цифры у нас называются арабскими.

Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике Аль – Хорезми привел такие методы счета, которые легко усваивает даже ребёнок, и арифметические действия можно производить, не задумываясь над их смыслом. В последствии арифметику в десятичной системе счисления долгое время называли словом «ал-хорезм», которое затем трансформировалось в «алгоритм». [ 7 ]

С развитием науки и техники человечество осознавало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбивать на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, относящийся не только к арифметике.

Алгоритм от латинского algorismus означает регулярно вычислительный процесс. В течение столетий значение слова «алгоритм» постепенно обобщалось, и сегодня под алгоритмом понимают некоторый общий метод или способ, предписание, инструкцию, свод правил для решения за конечное число шагов любой задачи из определенного вида однотипных задач, для которого предназначен этот метод. Алгоритм - одно из фундаментальных научных понятий, изучаемое и математикой, и информатикой - молодой, отпочковавшейся от математики наукой, изучающей способы представления, хранения и преобразования информации с помощью различных автоматических устройств, главным образом современных электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Что такое алгоритм? Под алгоритмом интуитивно понимают общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить, чтобы решить любую из данного вида однотипных задач. Это определение, разумеется, не является математическим определением в строгом смысле, так как в нем встречается много терминов, смысл которых, хотя и интуитивно, может быть ясен, но точно не определен («предписание», «общепонятное», «точное», «действие»). Однако оно представляет собой разъяснение того, что обычно вкладывается в интуитивное понятие алгоритма, а для наших целей этого вполне достаточно.

Единого «истинного» определения понятия «алгоритм» нет. Разными авторами были предприняты попытки дать определение понятию «алгоритм». Вот некоторые из них.

«Алгоритм - это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность». (Д. Э. Кнут)

«Алгоритм - это всякая система вычислений, выполняемых по строго определённым правилам, которая после какого-либо числа шагов заведомо приводит к решению поставленной задачи». (А.Колмогоров)

«Алгоритм - это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, идущий от варьируемых исходных данных к искомому результату». (А. Марков)

«Алгоритм - точное предписание о выполнении в определённом порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа». (Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя)

«Алгоритм - строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд». (Николай Дмитриевич Угринович, учебник «Информатика и информ. технологии»)

«Алгоритм - это некоторый конечный набор рассчитанных на определённого исполнителя операций в результате выполнения которых через определённое число шагов может быть достигнута поставленная цель или решена задача определённого типа». [ 7 ]

«Алгоритм - это точная, однозначная, конечная последовательность действий, которую должен выполнить пользователь для достижения конкретной цели либо для решения конкретной задачи или группы задач».

«Алгоритм - это точное предписание, которое задаёт вычислительный (алгоритмический) процесс, начинающийся с произвольного исходного данного и направленный на получение полностью определяемым этим исходным данным результата».

В нашей курсовой мы будем руководствоваться таким определением алгоритма - Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Какие же свойства характеризуют всякий алгоритм? Анализ различных алгоритмов позволяет выделить следующие общие свойства, присущие алгоритмам:

1.массовость, т. е. алгоритм предназначен для решения не одной какой- нибудь задачи, а для решения любой задачи из данного вида однотипных задач;

2.определенность (или детерминированность), т.е. алгоритм представляет собой строго определенную последовательность шагов, или действий, он однозначно определяет первый шаг и какой шаг следует за каждым шагом, не оставляя решающему задачу никакой свободы выбора следующего шага по своему усмотрению;

3.результативность, т. е. решая любую задачу из данного вида задач по соответствующему алгоритму, за конечное число шагов получаем)

результат. Разумеется, для различных частных задач одного вида число шагов может оказаться различным, но оно всегда конечно.

4.дискретность, т.е. описываемый процесс должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Эти шаги можно назвать – предписания (команды).

5.понятность, т.е. запись алгоритма рассчитана на определенного пользователя (исполнителя), а у каждого исполнителя существует свой перечень, который он может понять.

В 70-х годах ряд ученых (Э. Дейкестра, К. Бом, Г. Джаконини) доказали, что любой алгоритм можно составить, используя всего три типа алгоритмических конструкций: (Приложение, таблица 1)

  1. простая последовательность действий (линейный алгоритм) - описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
  2. повторение действий (циклический алгоритм) - команды идут по кругу, некоторые действия повторяются.
  3. выбор действия (алгоритм разветвления) - составные команды, определяющие разветвления процесса решения задачи в зависимости от выполнения некоторых условий.

Имеются различные формы записи алгоритмов, предназначенные для различных исполнителей:

а) словесные предписания, в том числе включающие различные формулы

б) наглядные блок-схемы, ориентированные на исполнителя-человека программы, представляющие собой запись алгоритма на язык понятном ЭВМ, т. е. языке программирования.

История развития алгоритмов прошла длинный путь от интуитивного понимания и стихийного применения до осознания закономерностей и практического использования в современных компьютерах и компьютерных системах.

2.Задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

В процессе анализа педагогической литературы, а именно программ воспитания и развития детей в детском саду таких, как «Радуга» , «Развитие», «Истоки», «Детство», программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой, мною было выявлено, что основными направлениями работы в разделе математики являются: количество и счет, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина. А раздел, касающийся алгоритмов, отдельно выделен только в программе «Детство», в других программах есть несколько упражнений и задач, связанные с алгоритмами. Каждая арифметическая задача решается по определенному алгоритму.

Измерения длины отрезка тоже решается по алгоритму:

  1. Выбери мерку.
  2. Наложи мерку с одного (левого) конца измеренного отрезка.
  3. Отметь на отрезке второй конец мерки.
  4. Теперь оставшаяся часть отрезка - измеряемый отрезок.
  5. Если измеряемый отрезок больше мерки, то перейди к указанию 2, иначе - к указанию 5.
  6. Сосчитай метки на отрезке.
  7. Полученное число - значение длины отрезка.
  8. Измерение закончено.
  • Средняя группа

Задачи: 1. Учить зрительно воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.

2. Учить отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже; если…, то…

  • Старшая группа

Задачи: 1. Учить зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, этапность и результат.

2. Учить осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью.

3. Учить объяснять последовательность и этапность выполнения действий разнообразного содержания.

  • Подготовительная группа

2. Учить отражать в речи связи и зависимости последовательных действий.

3.Учить оперировать знаками +, -, = при вычислениях.

4. Учить пользоваться линейными, простыми разветвленными и циклическими алгоритмами.

Описание работы

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания.

Содержание

Введение стр.3
История возникновения термина «алгоритм», определение алгоритма, его виды и свойства. стр.5
Задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике. стр.9
Игры и упражнения для формирования у детей дошкольного возраста умений работать по заданному алгоритму. стр.10
Выводы стр.16
Библиографический список

Современный человек с каждым годом всё больше и больше сталкивается с информационными перегрузками. Чтобы успешно сними справляться, необходимо уметь анализировать информационные потоки, применять алгоритмический подход к решению задач, пользоваться компьютером. Информатика развивает алгоритмический стиль мышления. Задачи на составление алгоритмов и кодирование информации - это интеллектуальный тренинг, который делает людей умнее. Основные понятия информатики вполне доступны детям дошкольного возраста. Познакомиться с принципами составления программ и основными конструкциями алгоритмических языков можно и, не имея под рукой никакой вычислительной техники. Детям предлагаем играть в игры и решать задачи, требующие приёмов и навыков, аналогичных применяемым при работе с информационными технологиями.

Как начинать обучение информатике? Как знакомить детей дошкольного возраста с информатикой?

Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей основам информатики. В настоящее время приобретает актуальность вопрос о повышении научности дошкольных знаний. В детском саду уже можно создавать предпосылки научных понятий. которые будут реализованы в школе. Конечно, можно, играя научить ребёнка считать, рисовать, рассказывать, но наша задача – сделать серьёзное занатие для ребёнка занимательным. Формирование начал компьютерной грамотности осуществляется не изолированно, а в контакте с другими видами деятельности, такими как развитие речи, математическая, изобразительная. Реализуем через тематическое планирование по знакомству с основами информатики в безмашинном варианте, которое разработали совместно, работая в одной группе с Черняевой Любовью Валентиновной, в результате многолетней работы по информатике.

Начинаем работу с младшей группы. Каждое занятие – это маленькая целенаправленная игра, в которую вовлечены все дети. На занятия приходят Робот Фердер и Муравей-Исполнитель, они приносят свои задания. Муравей-Исполнитель свободно передвигается по шахматной доске, выполняя команды, двигаясь на несколько клеток (вправо, влево, вверх, вниз). Выполняя команды, дети знакомятся с видами алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся. Шахматная доска служит примером координатной сетки - она тоже разбита на клетки, - учим правильному нахождению полей (С-2; В-5...). Подобная работа представляется весьма значимой в плане ознакомления школьников с системой координат на плоскости. Подготавливаем к работе с графическим дисплеем.

Знакомим детей с понятием алгоритм на интуитивным уровне, используя разные способы записи: словесные, с помощью рисунков, графические.

В тетрадях дети выполняют различные задания. Чертится экран воображаемого компьютера в виде квадратной сетки, вертикальные и горизонтальные линии пронумерованы. Расположение точек задаётся двумя числами. Точка находится на пересечении двух линий, найденные точки соединяются. В прямоугольной сетке дети выполняют команды по направлению стрелочек последовательно, по номерам, чертя изображение от красной точки. Это способствует развитию у дошкольников пространственной ориентации, графических навыков, мелкой моторики (при работе с компьютером - графический редактор). Нами разработана программа диагностики для тестирования детей по возрастам.

Занятие № 1

Тема: “Зоопарк” (Простейшие алгоритмы)

Цель:

  • учить выделять главные свойства математических отношений, зашифрованные в виде задач-шуток;
  • продолжать учить составлять и выполнять линейные алгоритмы для Муравья-Исполнителя с помощью указаний;
  • учить выполнять действия, закодированные стрелками, цифрами, рисунками;
  • закреплять умение составлять словесные алгоритмы жизненных ситуаций, записывая их в виде рисунков;
  • развивать мыслительные операции, творческие способности.
  • Материалы к занятию:

    Демонстрационный - настенная магнитная шахматная доска, фигурки героев на магнитах, плоскостные изображения деревьев (берёза, ель, сосна, пальма), алгоритм “Портрет”, магнитофон, аудиозапись танца, координатная сетка с фигурами животных, алгоритм “Вскипятим чай”, самовар, чашки, изображение робота.

    Раздаточный - лист с координатным полем, лист в форме квадрата, простой карандаш, счётные палочки, коврики.

    Ход занятия:

    • Вы были когда-нибудь в зоопарке? А хотите ещё побывать? Что же нам делать, если в нашем городе нет зоопарка? Можно полететь. Но на чём? А давайте полетим “во сне”. Устраивайтесь удобно на ковре.(Дети садятся, положив голову на колени ). А чтобы быстрее долететь, давайте поиграем.(Игра “Ночь” – дети решают задачи-шутки, показывая ответ пальцами рук ).
    • Сколько хвостов у двух ослов? (2)
      Сколько слонов плавает в Белом море? (0)
      Сколько ушей у четырёх мышей? (8)
      Сколько голов у Змея-Горыныча? (3)

    • Молодцы! Пора просыпаться, мы прилетели в зоопарк. Почему-то здесь никого нет… Но это дело поправимо. Сейчас мы превратимся в зверей, кто кого задумал. Вместе скажем волшебные слова, повернёмся через правое плечо: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в зверей! (Дети проговаривают “волшебные” слова, поворачиваясь вокруг себя, имитируя движения загаданного зверя )
    • Как много зверей в зоопарке! Как интересно! Но нам пора возвращаться! Давайте скажем волшебные слова, повернёмся через левое плечо и превратимся в детей: “Унты, фунты, чунты, вей! Превращаемся в детей (Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова ).
    • Вам понравилось путешествие в зоопарк? Каких зверей вы видели в зоопарке? В кого превращалась Маша? Кто догадался? (Ответы детей )
    • Наш друг Муравей-Исполнитель, который живёт на шахматной доске, поступил на работу смотрителем в зоопарк. Устраивайтесь удобнее на ковриках. (Дети рассаживаются на коврике около шахматной доски ).
      Покормив зверей, Муравей не закрыл клетки. Звери вышли и все перепутались. Справа клетки с животными леса, слева – с животными жарких стран, Африки. (рис.1). Поможем Муравью?

    (Дети работают за столами на специально подготовленном листе с расчерченным рабочим полем. Начинают рисовать, выполняя поочерёдно команды по стрелочкам, с указанным направлением, начиная от красной точки )

    Цель: чашка горячего чая.

    Исходные данные: кран, вода, чайник, плита, спички.

    Алгоритм: включить воду, налить чайник, закрыть кран, включить плиту, поставит чайник на огонь, ждать пока вскипит, чайник вскипел, выключить плиту. (Дети перечисляют действия, выкладывают картинки на фланелеграфе ).

    Рис. 7.

    • Чайник вскипячён, но вот неудача. В доме не оказалось чайной посуды. Опять потребуется наша помощь. Составьте 1 предмет чайной посуды из 10 палочек. (Дети работают на полу, выкладывая из 10 палочек по одному предмету чайной посуды ).
    • Как много посуды! Целый чайный сервиз.
    • Понравилось наше путешествие? Чем?
    • Заканчивается наше путешествие, нам пора возвращаться в детский сад. Устраивайтесь на ковре. Уснули. Дорога домой всегда быстрее. Вот мы и дома. Просыпайтесь! Как тепло нас встречают дома - горячим чаем из самовара. (Для детей устраивается чаепитие с конфетами и печеньем ).

    Занятие № 2

    Тема: “Письмо друга” (Элементы координирования. Симметрия по образцу)

    Цель:

    • продолжать знакомить с элементами координирования;
    • научить переводить зрительный образ в слуховую информацию;
    • находить координаты заданных точек, клеток на координатной сетке;
    • разгадывать карточки-модели с различными знаками, символами;
    • закреплять умение составлять простейшие словесные алгоритмы жизненных ситуаций;
    • формировать навыки составления сложных изображений из простых элементов, располагать рисунок в зеркальном отражении, используя заданное количество деталей;
    • закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный - шахматная магнитная доска, фигурки героев, 20 цветных квадратов (8*8) на магнитах, конверт, пиктограммы, книга, фланелеграф, анаграммы, координатная сетка с фруктами, схема-шифр.

    Раздаточный - лист с координатной сеткой, простой карандаш, карточки-модели, плато, детали мозаики, картинки фруктов, овощей.

    Ход занятия:

    (Дети заходят в группу и находят конверт большого размера)


    (Дети рассаживаются на ковре у настенной магнитной шахматной доски .)

    • Зимой Муравей любит кататься на лыжах. Больше всего ему нравиться слалом. Поможем ему спуститься с горы, проезжая во все ворота по очереди. Составим программу его спуска. Кто поможет? (вызываются трое детей, которые хотят помочь Муравью-Исполнителю ).
    • Составлять команды для Муравья-Исполнителя будет Никита (словесный алгоритм действий Муравья на шахматной доске )
    • Записывать команды стрелочками, выкладывая их на фланелеграфе будет Лера

    (Ребёнок подходит к фланелеграфу, выкладывает стрелочками путь Муравья .)

    • Помогать Муравью-Исполнителю выполнять команды будет Саша

    (ребёнок подходит к настенной шахматной доске, выполняет команды,передвигая фигурку муравья по шахматной доске. )


    • Начало.
    • Взять книгу с полки.
    • Открыть.
    • Рассмотреть иллюстрации.
    • Читать текст.
    • Перелистывать страницы.
    • Закрыть книгу.
    • Поставить на полку.
    • Стоп.
    • Физкультминутка “Как живёшь?”

    Как живёшь? – Вот так!
    Как идёшь? – Вот так!
    Как бежишь? – Вот так!
    Вдаль глядишь? – Вот так!
    Смотришь вслед? – Вот так!
    Ждёшь обед? – Вот так!
    Ночью спишь? – Вот так!
    А шалишь? – Вот так!

    (Дети сопровождают слова соответствующими движениями ).

    • Хорошо живёте! А вы катались когда-нибудь верхом? А робот катался. Хотите узнать на ком? Сейчас мы выложим на доске зелёными квадратами (работа на настенной шахматной доске. Воспитатель диктует координаты клеток, дети находят нужную, ставят 1 зелёный квадрат ).
    • Узнали чей это портрет? (дети: верблюд )
    • Давайте ещё заглянем в конверт. нас приглашают. Куда? (пиктограмма “мольберт, кисть” )

    (дети: музей, рисовать, выставка картин )


    (Дети по условным обозначениям на карточке-модели находят картинку с изображением фрукта или овоща, которая лежит около плато, выкладывают вторую половинку изображения мозаикой ).

    • Нам сегодня удалось помочь Муравью-Исполнителю и Роботу решить их проблемы. Все дети очень старались. Что вам больше всего понравилось? Муравей и Робот нас благодарят и дарят нам солнышки разных цветов. Цвет солнышка выберите сами. Если у вас сегодня все получилось – красное солнышко, старался - зелёное, надо постараться – жёлтое, было трудно – синее (дети выбирают солнышко, происходит самооценка детей ).

    Ещё конспекты занятий в детском саду:
    "Ритмика. А нужна ли она моему ребенку?" Консультация для родителей детей с нарушением зрения
    Использование игровых приемов при руководстве изобразительной деятельностью
    Цикличное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ
    "Такие разные бабочки"
    Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе "Дед Мороз красный нос, Дед Мороз синий нос"
    Как человек научился летать
    | первый | первый на первом | шаги | шаг вперед | информатику | класс информатики | алгоритм | решение алгоритмов | его | роль | роля | место | рабочие места | работе | вакансии работа | дошкольниками | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка методиста | Первые шаги в информатику Алгоритм его роль и место в работе с дошкольниками Детский сад

    Тема 11. Ознакомление детей с алгоритмами и формирование у них алгоритмических умений
    Количество часов - 12 часов

    Цель самостоятельной работы: изучение содержания и организации работы воспитателя по ознакомлению детей дошкольного возраста с алгоритмами.

    Обеспечивающие средства

    План изучения темы.

    1. Оформить конспект по теме «Алгоритм» по следующему плану:

    Анализ программных задач по формированию алгоритмических умений;

    Значение развития у дошкольников алгоритмических умений;

    Методика работы по ознакомлению с алгоритмами в возрастных группах;

    2. Разработать конспект занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа на выбор студента)

    1. Оформить конспект по предложенному плану.

    2. Изучить методическую литературу и составить перечень дидактических игр и упражнений по формированию алгоритмических умений по следующей форме:

    3. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента).

    4. Письменно подобрать примеры ситуаций по формированию представлений об алгоритмах:

    а) в режимные моменты,

    б) в процессе чтения произведений художественной литературы.

    5. Составить текст консультации для родителей по формированию у дошкольников алгоритмических умений.

    Контрольные вопросы

    1. Сравните задачи и содержание представлений об алгоритмах в разных возрастных группах.

    2. В чем заключается сущность системы работы по формированию у дошкольников алгоритмических умений?

    3. Приведите примеры интеграции содержания данной темы с другими образовательными областями.
    Рекомендуемая литература


    Тема 12. Преемственность в работе дошкольного

    учреждения с семьей и школой по реализации задач

    математического развития
    Количество часов – 10 часов

    Цель самостоятельной работы:

    - изучение преемственности в содержании, методах и формах обучения математике в подготовительной группе и в 1 классе начальной школы;

    - изучение значения работы с родителями для математического развития дошкольников , форм работы с семьей.

    Обеспечивающие средства

    Учебно-методическая литература;

    План изучения темы.
    Задание для самостоятельной работы


    1. Ознакомление с содержанием раздела «Развитие математических представлений» в подготовительной группе и образовательной программе 1 класса.

    2. Оформление таблицы.

    3. Анализ плана работы детского сада по осуществлению преемственных связей со школой.

    4. Изучение форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей.

    Порядок выполнения самостоятельной работы


    1. Оформить конспект согласно предложенному плану:
    - требования современной начальной школы к математическому развитию детей ;

    Преемственность в содержании и методах обучения математике;

    Формы организации преемственности в работе начальной школы и детского сада по обучению математике;

    Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе.

    2. Провести сравнительный анализ образовательных программ и заполнить таблицу по следующей форме:


    Содержание

    Подготовительная группа

    1 класс

    Число, количество

    Величины

    Геометрические фигуры

    Временные отношения

    Пространственные отношения

    3. Проанализировать основные отличия в организации работы школы и детского сада, заполнить таблицу:

    4. Изучить значение работы с родителями для математического развития дошкольников, формы работы с семьей.

    5. Составить план консультаций для родителей по любому актуальному вопросу методики формирования элементарных математических представлений.

    6. Ответить на контрольные вопросы.
    Требования к содержанию отчета – отчет о выполненном задании оформляется письменно.

    Контрольные вопросы


    1. Покажите актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы в свете современных преобразований в системе образования в стране (ФГОС ДО и ФГОС НОО).

    2. В чем суть основных требований современной начальной школы к математическому развитию детей?

    3. На основе сравнительного анализа программ подготовительной группы и 1 класса начальной школы покажите преемственность в содержании обучения математике.

    4. Приведите примеры по осуществлению преемственных связей детского сада и школы. Раскройте своеобразие отдельных форм работы.

    5. Раскройте сущность форм и содержания совместной работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития.

    6. Обоснуйте важность и необходимость научного подхода к изучению условий воспитания ребенка в семье.

    1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

    2. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.

    3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684

    4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155)

    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009 г. № 373)

    6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
    Тема 13. Методическое руководство математическим образованием детей в дошкольных образовательных учреждениях
    Количество часов – 10 часов

    Цель самостоятельной работы: изучение особенностей организации и планирования процесса математического образования детей дошкольного возраста.

    Обеспечивающие средства

    Учебно-методическая литература;

    План изучения темы.
    Задание для самостоятельной работы


    1. Изучение содержания данной темы в учебных пособиях.

    2. Анализ различных планов работы детского сада по организации образовательной деятельности.

    3. Анализ работы методиста ДОУ в оказании помощи воспитателю по развитию математических представлений.

    Порядок выполнения самостоятельной работы


    1. Раскрыть значение и условия планирования работы по математике в детском саду.

    2. Раскрыть требования к разработке плана работы по математическому развитию дошкольников в детском саду.

    3. Составить перспективный план работы по формированию математических представлений в одной из возрастных групп (на один месяц).

    4. Раскрыть требования к разработке конспектов занятий по математике.

    5. Проанализировать конспект занятия по математике по следующим вопросам: структура конспекта, отбор программных задач, планирование, ход занятия (конспект найти в методической литературе).

    6. Проанализировать работу методиста ДОУ в оказании помощи воспитателю по развитию математических представлений.

    7. Дать характеристику содержания, форм, методов работы по формированию математических представлений у детей, которые могут быть отражены в годовом плане работы детского сада в разделе «Работа с родителями».

    8. Составить текст консультации для воспитателей по во­просам математического развития дошкольников (тема на вы­бор).

    Требования к содержанию отчета – отчет о выполнении задания оформляется письменно.

    Контрольные вопросы


    1. Какие наиболее эффективные формы методической работы по математике в ДОУ?

    2. В чем суть работы по планированию математического развития дошкольников в детском саду?

    3. Назовите требования к составлению плана работы по математике.

    4. Как осуществляется планирование индивидуальной работы с детьми?

    5. Перечислите требования к разработке конспектов занятий по математике в разных возрастных группах.

    1. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

    2. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно – развивающая и игровая среда детского сада. – М.: Перспектива, 2011.

    3. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

    4. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.

    Литература

    Основная

    1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: курс лекций.М.: Владос, 2004.

    2. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

    3. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

    4. Примерные основные образовательные программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id =11684

    5. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.
    Дополнительная

    1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М., 1984.

    2. Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

    3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис- пресс, 2005.

    4. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – Ростов на Дону: «Феникс», 2005.

    5. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. – М., 1984.

    6.Данилова В.В. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Из­дательский центр «Академия», 1997.

    7. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов. – М.: Просвещение, 2006.

    8. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. – М.: Просвещение, 2005.

    9. Знакомим дошкольников с математикой / авт.-сост. Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

    10. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.. 1989.

    11. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт.-сост. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

    12. Моргачёва, И.Н. Ребёнок в пространстве: методическое пособие. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –212 с.

    13. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

    14. Носова Е. А., Не­помнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

    15. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3-4 лет (методические рекомендации). – М.: Баллас, 2001.

    16. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька…». Практический курс математики для дошкольников 5-7 лет. Ч. 1-2. – М.: Баллас, 2003.

    17. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.

    18. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1987.

    19.Тарабарина Т.И. Детям о времени. – Ярославль, 1997.

    20.Теория и методика развития элементарных математических представ-лений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1994.

    21. Формирование элементарных математических представлений у дош-кольников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

    Учебно-методическое издание

    Составитель: Людмила Валентиновна Воронина,

    Методические указания для студентов

    по организации самостоятельной работы

    по дисциплине

    Современные технологии

    математического образования в ДОУ

    Компьютерный набор Л.В. Воронина

    Макетирование Л.В. Воронина

    Редактирование и корректура Л.В. Воронина
    ОГРНИП 304665927500015

    Подписано в печать 18.09.2014. Формат 60х84х1/16

    Гарнитура «Times». Бумага для множ. апп. Печать ризограф.

    Усл. печ. л. 1,3 п.л. Тираж 300 экз. Заказ

    формирование культуры мышления у дошкольников


    • это система мыслительных действий и приемов, направленных на решение теоретических и практических задач результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.
    • - это составление последовательности действий.
    • Алгоритм есть формализованная последовательность действий (событий). Алгоритм может быть записан словами и изображен схематически.


    • целеустремлённость и сосредоточенность;
    • объективность и точность;
    • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
    • умение чётко и лаконично выражать свои мысли;
    • правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения;
    • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

    • Развитие речи
    • Ознакомление с окружающим
    • Экология
    • Математика
    • Рисование
    • Аппликация
    • Лепка
    • Английский язык и т.д.

    Алгоритмы можно использовать в начале занятия при постановке цели, установки на предстоящую деятельность, (последовательность выполнения задания)

    Например: математика

    Ориент. в пространстве

    Геом. фигуры

    множество

    равенство


    В конце занятия используется этот же алгоритм, для подведения итогов, закрепляя то, что дети узнали нового, но уже в уточненном понятии. В середине занятия

    алгоритмы используются при объяснении, закреплении темы, определении понятий, в практической деятельности детей.

    Алгоритмы используются и вне занятий, для последовательного выполнения каких либо действий: дежурства в уголке природы, алгоритм сюжетно-ролевых игр(как план развертывания сюжета,в виде договора)


    • рассматривание предмета.
    • составление схемы-плана, либо закрепление значения символов
    • словарная работа с опорой на эту схему, т.е. автоматизация словаря.
    • Работа по алгоритму, составление рассказа-описания.





    Тема: «Мир предметов вокруг нас» (ознакомление с окружающим)

    Цель: учить составлять описательный рассказ по игрушке


    Тема: Хлеб – богатство народа. (экология)

    • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
    • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
    • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.
    • Цель: Учить составлять повествовательный рассказ о производстве хлеба.

    Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Елка» (художественная литература)

    Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью алгоритма.

    Ёлка (Вырастала ёлка)

    Вырастала ёлка В лесу на горе. У неё иголки Зимой в серебре. У неё на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах. Жил под ёлкой зайка С зайчихой своей. Прилетела стайка Чечёток с полей.


    Тема: « В саду созрели яблоки» (Рисование)

    Цель: Учить детей рисовать, соблюдая последовательность, составлять композицию рисунка.


    Тема: Пересказ В. Осеевой «Печенье» (развитие речи)

    Цель: Учить пересказывать рассказ близко к тексту

    Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

    Дели по одному, - строго сказал Миша.

    Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

    Ровно? - спросил Вова.

    Миша смерил глазами кучки:

    Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

    Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

    Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

    Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

    Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...


    Тема: «Домашние животные»

    Цель: Учить детей составлять предложение с союзом а




    Тема: составление загадки

    • Цель: упражнять загадывание загадок, пользуясь алгоритмами, закреплять знания об овощах и фруктах.

    цвет

    Где растет

    форма

    величина

    Где используется


    Тема: коллективное сочинение «сказка по кругу» Цель:умение составлять сказку, опираясь на алгоритм, развивать речевое творчество

    ЖИЛ-БЫЛ

    ВСТРЕЧА ЕЩЕ ОДНОГО ГЕРОЯ

    ГЕРОЙ

    ОПИСАНИЕ

    ДЕЙСТВИЕ

    ДЕЙСТВИЕ









    Статья воспитателя Богданова М.А.

    Современная жизнь диктует условия изучения правил работы с компьютером и другими электронными носителями. В каждом доме есть планшет, ноутбук, компьютер. К радости детей, важности для педагогов увеличилось и число детских садов оснащённых

    компьютерами помещениями. Для детей даже младшего возраста уже знакомы понятия - планшет, ноутбук, компьютер и в объёме знакомства с математическими представлениями необходимо знакомить детей с базовыми понятиями и алгоритмом.

    Само понятие алгоритм вводит детей в мир понимания зависимости очередного движения от результата предшествующего, что непосредственно готовит к выполнению

    компьютерных программ в старшем дошкольном возрасте.

    Современные родители, как правило заинтересованы в то м чтобы их дети усвоили как можно больший объём знаний, посещали кружки при этом важно помнить что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а

    складываются с помощью напряжения его собственной мысли.

    Поэтому наиболее правильный путь, ведущий к развитию интереса, логики, кругозора - это метод основанный на использовании обучающих алгоритмических игр т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребёнка. При помощи разнообразия подобных игр дети с удовольствием и совершенно незаметно осваивают эту тему. В процессе этих игр у дошкольников идёт формирование простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие навыков монологической речи, ориентировки в пространстве, закрепление знаний о цвете, форме и величине, геометрических фигурах. Эти алгоритмические игры, открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей

    информатики, что является преемственностью с развивающим эффектом обучения. Воспитатель с детьми устанавливает переход сложных действий в простые, планировать

    свои действия, знать правила объяснять свои действия языковыми средствами.

    Режим дня, занятия и другие виды деятельности представляют систему действий в определённой последовательности. Изучение счёта, измерение длин, сложение и вычитание чисел, везде необходима система. Организовывая различные дидактические и подвижные игры знакомим детей с их правилами предписывающими последовательность действий, цель которых состоит в достижении некоторого необходимого результата.

    Подобные правила очень многочисленны. Само слово «алгоритм» подразумевает под собой чёткое выполнение предписания, что приводит к решению поставленной задачи в любой области познания и даже художественном творчестве. Цепочка действий - алгоритмический процесс - каждое действие - шаг. Понятность и доступность предписания - основное требование для выполнения поставленной задачи всеми исполнителями определённой возрастной категории, при этом исполнитель

    алгоритма, выполняя его, действует механически, значит необходима точная и однозначная формулировка, что позволяет определить действия исполнителя.

    Важно учитывать два наиболее распространённых вида шагов: простые команды - линейный алгоритм, повторяющиеся действия в определённой последовательности - циклический. Эти виды алгоритмического выполнения заданий различной степени сложности необходимо регулярно использовать педагогу в работе с детьми, подвергая при необходимости предварительным преобразованиям с учётом индивидуального развития ребёнка.

    Детям доступно и интересно использовать цепочку действий, блоков-схем с определёнными командами (лабиринтами, комнатами и коридорами). Всё это позволяет развивать у детей логическое мышление.

    Этапы алгоритмов в практической деятельности:

    - Воспитатель разрабатывает алгоритм.

    - Знакомит детей с его содержанием.

    - Дети неоднократно используют его и усваивают.

    Не так давно в воспитательном процессе преобладали репродуктивные виды деятельности. Они требовали от детей исполнительских и воспроизводящих действий, которые нужны для приобретения и закрепления знаний. Однако, преобладание этих

    знаний приводило к скованности детского мышления, стремлению мыслить по готовым схемам полученным от педагога. Умению анализировать нужно отдавать предпочтение во всех видах деятельности детей, так - же важно контролировать не только по результату, но и по ходу выполнения. Данный контроль может дать информацию о том, как ребёнок фиксирует и исправляет ошибки в процессе овладения каким-либо действием, в какой форме он выполняет это действие на данном этапе усвоения,

    формируется ли это действие с данной мерой обобщённости. Игра используется для обучения развёрнутому пошаговому контролю, организация которого способствует более чёткому выделению отдельных этапов решения задач.

    Систематические ошибки при выполнении ребёнком алгоритмов позволяет делать вывод о том, что ребёнок не верно производит операцию или нарушает порядок операции. В программе воспитательной работы дети 3 -4 лет с помощью

    алгоритмов обозначают последовательность и этапов игрового действия, следование объекта стрелкой. Всё это должно заинтересовывать детей, возбуждать интерес с

    усложнением задачи и необходимостью соблюдения правил.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: