Роль одежды в жизни человека. Роль одежды в повседневной жизни людей

По мере развития человеческого общества развивалась и одежда. Менялись её форма и крой, учитывались условия труда и быта людей. Значительно возросли и требования в одежде.

Современная одежда должна быть разнообразной, отвечать запросам конкретного человека. Она должна быть не только красивой и прочной, но и удобной. Поэтому очень важными становятся санитарно-гигиенические требования к одежде. В климатических условиях нашей страны важны её теплозащитные функции. На самочувствие человека влияет и вес одежды. Тяжёлая одежда давит на плечи, вызывает усталость. Её вес можно снизить, используя лёгкие утепляющие материалы и облегчённые ткани. Санитарно-гигиенические свойства одежды зависят и от самих тканей. Меньше загрязняются тёмные ткани и ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудно стирающихся материалов сложнее чистить карманы, складки, декоративные элементы, сложные швы.

Одежда дольше сохраняет свой первоначальный вид, если её бережно носить, правильно хранить, тщательно и своевременно чистить. Придя из школы домой, следует переодеться в домашнюю одежду и обувь. Оторвавшуюся пуговицу или вешалку лучше сразу пришить. Если вы сняли одежду и в спешке небрежно бросили на стул, то на следующий день она будет мятой и неопрятной. Чтобы этого не произошло, развесьте одежду на плечики как только вы разделись.

Если на одежде появилось пятно, надо его устранить (рис. 81). Грязь можно осторожно почистить щёткой после окончательного просушивания изделия. В выходной день одежду, предназначенную для ношения в школе, чистят более тщательно. Очень важно, чтобы уход за одеждой был своевременным.

Рис. 81. Чистка одежды

Для ухода за текстильными изделиями нужно знать вид волокна, из которого состоит изделие, способы его стирки и чистки. На текстильные изделия промышленного производства навешивают этикетки с международными знаками-символами, рекомендующими вид обработки (см. табл. 11).

Таблица 11. Символика по уходу за текстильными изделиями


Одно из важнейших условий ухода за одеждой - правильное хранение. Одежду перед сезонным хранением нужно привести в порядок: проветрить, постирать или почистить, хорошо просушить и уложить (или повесить) в шкаф.

Верхнюю одежду следует вешать на специальные плечики с закруглениями, так как подвешенная на крючки она деформируется и сминается. Хранят верхнюю одежду в специальных чехлах, чтобы защитить от проникновения пыли (рис. 82). Внутрь чехлов кладут средства против моли.

Кожаную и меховую одежду нельзя хранить в полиэтиленовых чехлах. Она должна «дышать», поэтому её лучше хранить в чехлах из хлопчатобумажной (или льняной) ткани. Летнюю одежду (платья, костюмы) перед хранением нужно выстирать или отдать в химчистку, чтобы при хранении её не повредила моль. Женские костюмы хранят на плечиках с крючками для подвешивания юбок, а мужские - на плечиках с поперечной перекладиной для брюк.

Рис. 82. Хранение одежды

Трикотажную одежду (кофты, свитера), наоборот, не вешают на плечики, чтобы она не вытянулась. Такую одежду аккуратно складывают и хранят в полиэтиленовых пакетах.

Хранить любую одежду нужно в сухих, проветриваемых помещениях. Нежелательно хранить рядом с одеждой вещества, обладающие сильным специфическим запахом. Лучше положить в шкаф саше - ароматические подушечки, наполненные смесью душистых веществ. Нельзя вешать мокрую одежду в заполненный шкаф или одно изделие на другое. Плохая просушка приводит к порче одежды и сокращению срока эксплуатации.

Основные термины и понятия

    Санитарно-гигиенические требования к одежде, уход за одеждой, символика по уходу за текстильными изделиями, хранение одежды

Вопросы и задания

  1. Каково значение одежды в жизни человека?
  2. Почему одежда должна быть не только красивой, но и удобной?
  3. Как нужно ухаживать за повседневной одеждой?
  4. Для чего на этикетках изделий указывают специальные знаки?
  5. Какие виды обработки изделий существуют?
  6. Как правильно хранить верхнюю одежду?

Практическая работа 16. Изучение символов по уходу за изделиями

  • Ознакомьтесь с правилами ухода за одеждой, с символикой по уходу за текстильными изделиями промышленного производства (см. табл. 11).
  • Определите правила ухода за конкретным изделием, используя символы на этикетке.
  • Запишите результаты в тетрадь.

    Загляни в мир фантазии и творчества

    Фартуки в белорусском национальном стиле

    Модели фартуков прямоугольной формы. Изготовлены из льняной ткани. В качестве отделки использована декоративная лента, напоминающая орнамент белорусской вышивки, и вышивка в технике «набор». По линии низа выполнена бахрома.

    Модель 1 . Фартук с поясом-кулиской. Верхний срез фартука обработан поясом-кулиской, в который продёрнута декоративная лента.

    Модель 2 . Фартук с притачным поясом и густой сборкой по линии верха. Верхний срез фартука обработан притачным поясом с завязывающимися концами. Головной убор - повязка, напоминает традиционную белорусскую «намитку».

    Модель 3 . Фартук с отделкой-вышивкой в технике «набор». По верхнему срезу фартука в кулиску продёрнут пояс-шнур, изготовленный из ниток. Для отделки используется шов «набор», который представляет собой орнаментальную полоскуAбордюр. Её выполняют определённым количеством рядов шва «вперёд иголку». Стежки используют разной длины (не более 1 см) по счёту нитей ткани. Головной убор - повязка.

    Модель 4 . Фартук с линией низа в форме трапеции. Особенность этой модели - ткань с крупным рисунком. Трапециевидные срезы фартука обработаны узкой декоративной лентой. Головной убор - косынка

    Модель 5 . Фартук с декоративной отделкой. Фартук изготовлен из льняной ткани. В качестве отделки использована вышивка в технике «аппликация». Имеет закруглённую линию низа. Срезы обработаны косой бейкой. Головной убор - косынка

  • Одежда в жизни человека играет, прежде всего, гигиеническую роль. Одежда защищает кожу человека от активного влияния внешней среды. Кроме того, в жаркую и солнечную погоду одежда защищает тело от перегрева и ожогов, в дождливую, холодную и снежную погоду теплая, непромокаемая одежда защищает человека от обморожения, намокания и, впоследствии, от простуды.

    Кроме важной гигиенической и защитной функции одежда является предметом модных показов. Культура модной одежды берет свое начало еще со времен царствования королев. Они непременно слыли первыми модницами в королевстве, и были примером для подражания среди всех юных красавиц.

    Времена идут, мода меняется. На смену новым модным веяниям приходят, а вернее возвращаются, давно забытые старые тренды. Если говорить в целом, то мода – это культура цикличная. Проходя свой ежегодный цикл, направления моды меняются с регулярной постоянностью.

    Как одеваться правильно?

    Для большинства людей одежда является обычным предметом первой необходимости. Для некоторых, одежда – это способ самовыражения. Есть и такие люди, для которых одежда является культом. Такие люди живут по принципу, если носить одежду, то только модную и оригинальных брендов. Например, они не могут себе позволить надеть один и тот же костюм дважды и чтобы позволить себе чаще менять гардероб, играют в казино . В казино вулкан можно играть в любое время суток и получать крупные выигрыши.

    Для многих ничего не стоит купить обычный джемпер от кутюр за целое состояние. Главное, что эта вещь модельная и эксклюзивная. Тут уж, каждому свое. Хотя, для того, чтобы выглядеть стильно и дорого, совсем не обязательно покупать дорогую и эксклюзивную одежду. Следует просто придерживаться определенных правил при ее выборе. Среди них:

    • быть опрятным всегда и везде;
    • применять в образе подходящие аксессуары;
    • носить яркую обувь;
    • носить украшения с характером;
    • использовать разные фактуры в одежде;
    • не бояться белого цвета в одежде.

    Опрятность – это всегда хорошее впечатление о человеке. Выглядеть опрятно – не значить носить все только самое новое, и не более двух раз. На опрятность образа влияет не только качество и внешний вид вашей одежды, хотя эти показатели очень важны, но также и ваше лицо, прическа, то есть образ в целом.

    Уход за одеждой

    Чтобы ваша одежда долго оставалась опрятной и служила вам не один год, за ней следует правильно ухаживать. Стирать в соответствии с указаниями на этикетке. Если вещь не рекомендуется выкручивать, следует соблюдать рекомендации. Важно понимать, что, например, трикотажные вещи нельзя вешать на вешалку. От этого они могут деформироваться. Стоит хранить их аккуратно сложенными на полке.


    Перед каждой стиркой важно сортировать одежду не только по цвету, но и по составу ткани. При стирке вещей, которые предположительно могут полинять, следует использовать деликатный режим машинной стирки, но лучше такую вещь постирать руками. Очень важным моментом в уходе за одеждой, особенно верхней, считается соблюдение рекомендаций. Если вещь рекомендовано чистить только в химчистке, тогда не стоит экспериментировать с машинной или ручной стиркой.

    Человек сам выбирает, что и когда надеть, не всегда осознавая, что стремится сделать более выразительными или незаметными некоторые черты, свои психологические и социальные качества и здесь непосредственно играет большую роль влияние одежды на человека.

    Элементы одежды прежде являются знаками групповой принадлежности. Понимание своего места в той или иной социальной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений определяет характер общения и взаимодействия.

    В былые времена это было настолько важно, что люди соответствующего общественного статуса были обязаны носить строго определенную одежду. Так, в древнем Китае одежду желтого цвета носил только император, и если кто из подданных делал попытки измерить желтый халат, то мог поплатиться за это своей жизнью. В средневековой Европе церковь диктовала в одежде практически все: длину и ширину платья, длину носка обуви, количество и характер украшений для представителя каждого социального класса. Понятно, что по одежде житель средневековья сразу мог определить социальный статус каждого человека.

    Вместе с демократизацией общества меняется официальная роль одежды в жизни человека. Сейчас нет таких жестких запретов и правил, хотя представители некоторых профессий имеют свою специальную одежду.

    Вместе с демократизацией общества меняется официальная роль одежды в жизни человека. Сейчас нет таких жестких запретов и правил, хотя представители некоторых профессий имеют свою специальную одежду. В настоящее время, всё о моде можно найти во множестве статей в журналах, интернете, например, Style-Fresh-модный блог , даст любому читателю много полезной информации о том, что как, и где можно носить. Также модный блок расскажет о тенденциях в моде.

    Но и теперь связь костюма и социальной роли остается достаточно сильным. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить статус человека, примерно указать род ее занятий. При этом мы опираемся на качество костюма, которая прямо связана с его стоимостью, соотношением с модой, дефицитностью, элитарностью и т.д. Оценка стиля одежды бессознательно переносится на оценку личности.

    Одежда (в частности специальный) побуждает человека приписывать другому те качества, которые она не проявила, но которые ассоциируются с соответствующей социальной ролью. Психологи называют это явление «эффект ореола».

    Часто он помогает нам быстро и достаточно точно оценить стиль человека. Одевая ту или иную одежду, люди и сами подсознательно рассчитывают на этот эффект. Но самый сильный эффект вызывает традиционный строгий костюм, глядя на который мы подсознательно делаем вывод, что перед нами серьезный человек, который занимается серьезным делом. Такие костюмы носят президенты, министры, предприниматели, профессора, управленцы и другие деловые люди.

    Возможность распознать человека по его одежде не нужно переоценивать. Ведь костюмы, платья подобного фасона носят разные люди, наделенные индивидуальными особенностями. Кроме того, существует мода, которую почти невозможно соотнести с психологией личности. Поэтому в манере одеваться проявляется две тенденции: стремление к интеграции, общности с другими; стремление утвердить собственное «Я», выделиться из массы.

    Быстрое развитие производства и связанная с этим проблема совершенствования деловых отношений заставляют все больше внимания обращать не только на прямые, но и на дополнительные факторы, влияющие на успех в деловых контактах, а правильно выбранный стиль одежды помогает создать необходимую деловую атмосферу. Наша одежда – это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статус, авторитет.

    Форма одежды – лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привычки личности. В жизни человека эстетика одежды имеет не меньшее значение, чем эстетика поведения. Неряшливость в одежде равноценная нравственному самоубийству. Умение одеваться является наукой и искусством и зависит от привычек и чувств. Как говорил Оноре де Бальзак: «Дело не столько в костюме, сколько в умении его носить»

    «По одёжке встречают, по уму провожают» – в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к её обладателю других людей.

    В нашей жизни с её стремительным темпом и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свой ум, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести с помощью одежды. При создании имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.

    В костюмологии (науке об одежде) существуют широкое и узкое понятия слова «костюм»; в узком смысле – это вид мужской или женской одежды. Например, мужской костюм – это пиджак и брюки, женский костюм – это жакет и юбка. В широком смысле: «Костюм – это образно решенный ансамбль, в центре внимания которого – человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары (от франц. accessuar – дополнения к костюму: головной убор, шарф, платок, галстук, перчатки, сумка, кошелек, пояс, зонт, чулки и т.п.) и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию» (Шармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8).

    В прикладной костюмологии изучаются проблемы, непосредственно связанные с созданием имиджа, одежда рассматривается не только с утилитарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности и её восприятия в процессе общения с другими людьми.

    Не случайно среди специалистов стало популярным выражение: «Костюм – это Я-концепция, которую носят на себе». С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя.

    Мы не согласны с выражением «нет некрасивых женщин – есть женщины ленивые» нам ближе высказывание, приведенное сестрами Зориными в книге «Презентация внешности» (М.: Гном-пресс, 1998): «Нет некрасивых и непривлекательных женщин – есть женщины неумело одетые». Можно добавить: «и не умеющие носить одежду». Последнее качество начинается с умения выбрать одежду, а выбор связан с той ситуацией, для которой одежда предназначена: исполнением обязанностей, временем суток, возрастом, фигурой, настроением носителя.

    Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина, и лишь затем – её «оформление», т.е. как она одета. Многие женщины находят неуместным комплимент: «Какое красивое на вас платье!» Им было бы гораздо приятнее услышать: «Как вы красивы в этом платье» или «Как вам к лицу этот костюм». Женщину сравнивают с бриллиантом, который нуждается в оформлении. Таким «оформлением», не затмевающим сверкания драгоценного камня, служат правильно подобранные одежда и аксессуары.

    Женская элегантность подчиняется возрасту, фигуре и обстоятельствам. Соответствовать обстоятельствам – это значит, как говорили раньше, «быть ко двору». В XIX веке женщина должна была иметь много платьев, чтобы несколько раз переодеваться в течение дня: пеньюар для утреннего завтрака, платье для визитов, для приема гостей дома, для прогулок, для верховой езды, для театра, для бала, траурное платье…

    Вовлечение женщин в производство и процесс эмансипации покончили в начале XX века с многочисленными переодеваниями в течение дня. Габриэль Шанель разработала стиль, благодаря которому женщина была со вкусом и элегантно одета в течение всего дня, не прибегая к частым и разорительным сменам гардероба. Стилю Шанель могли следовать не только самые молодые – она позволяла женщинам забыть об их возрасте. Выйдя утром на работу в костюме стиля «Шанель», его обладательница может посетить ресторан в обеденное время и выглядеть весьма элегантной вечером, добавив бижутерию или заменив аксессуары. У современной женщины зачастую не бывает времени, чтобы перед посещением театра заехать домой и переодеться, поэтому актуальной становится тема «с работы – в театр», «с работы – в гости», где предлагаются модели (платья, костюмы), которые после небольшой трансформации (добавление съёмных деталей, аксессуаров, бижутерии) превращаются если не в «большие вечерние туалеты», то, по крайней мере, в достаточно элегантные вещи. О таких моделях говорят: «И в пир, и в мир».

    При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Мы бы посоветовали начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует остановить внимание. Ведь у большинства женщин фигуры отличаются от фигур манекенщиц или фотомоделей.

    По данным антропологов, российские женщины лидируют среди женщин Европы по средним объемам талии и бёдер, а 40% жительниц Москвы и Московской области после 40 лет переходят в разряд полных.

    Как часто, любуясь понравившимся нам фасоном из журнала мод и представляя эту модель на себе, мы поневоле забываем о недостатках собственной фигуры, которые этот фасон не способен скрыть, а лишь подчеркнёт. Чтобы избежать подобного, необходимо отчётливо осознавать, для какой обстановки предназначена эта вещь, и не забывать об особенностях собственной фигуры и цветового образа, ибо, как известно, одежда может как подчёркивать, так и сглаживать наши недостатки.

    Неудачно подобранная одежда (искажённые пропорции или силуэт, неверная цветовая гамма и т.п.), противоречащая вашему типу внешности, почти всегда вызывает комплекс неполноценности, не говоря уже о дискомфорте. Идеально одетый человек – это человек без комплексов.

    Итак, не поленитесь лишний раз встать перед большим зеркалом (лучше при дневном освещении) и постарайтесь посмотреть на себя со стороны без всяких придирок и излишней самовлюблённости. Поскольку некрасивых женщин не бывает, каждая наделена своим шармом, важно найти эту «изюминку» и научиться подавать себя с наилучшей стороны.

    Инна Криксунова в книге «Создай свой имидж» (Спб.: Лань, 1997) предлагает оценить себя, все части тела по пятибалльной системе, выделив как «козыри» вашей внешности, так и проблемные зоны. Не обязательно сводить в специальную таблицу недостатки и достоинства своей фигуры, как предлагает этот автор, но всегда следует руководствоваться знанием особенностей своей внешности. При выборе одежды большое значение имеют так называемые зрительные иллюзии в костюме. Чтобы понять это, достаточно представить одну и ту же женщину, одетую в пушистую кофту из белого мохера или в полуприлегающее чёрное платье.

    В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров. При работе над имиджем нельзя рассматривать цвет в отрыве от облика человека, функций костюма, его пропорций, масштаба, линий, формы, фактуры, материала, а в некоторых случаях и цвета окружающей среды (например, при выступлении на телевидении).

    В последнее время издано много литературы, исследующей проблему цвета в создании имиджа. Получила популярность теория, согласно которой мужчин и женщин разделяют на группы по их цветовым предпочтениям: «светлый тип», «тёплый тип», «холодный тип», а также «зима», «весна», «лето» и «осень».

    При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идём ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Казалось бы, банальная тема, столько уже написано об этом, и всё же… Вот по телевизору показывают депутатов Госдумы, перепутавших, очевидно, зал заседаний с теннисным кортом и явившихся в одежде для week-end"a, вот студентка на утренних занятиях, одетая как на дискотеку, или по-спортивному одетые абитуриенты на вступительных экзаменах… Конечно, сейчас много говорят о демократичности моды и универсальности одежды, но одежда для дела и для потехи – совсем не одно и то же.

    «Умение одеваться, следить за собой – один из важнейших элементов общей культуры человека», - утверждает Вячеслав Зайцев.

    Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам, что, куда и когда одевать.

    Мода предоставляет каждому широкое поле для творчества и поиска тех штрихов, красок, которыми каждый из нас пишет свой портрет, выявляя собственную индивидуальность, представляя себя так или иначе и в зеркале собственного воображения, и в зеркале взглядов окружающих нас людей. Каким он будет, наш портрет – правдивым или приукрашенным, - зависит от нас. Костюм лишь отразит наши собственные вкусы и привязанности, компетентность или неосведомленность, и наконец, нашу общую культуру и умение оценить самих себя.

    Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Одежда человека, его поведение характеризуют его внутреннюю культуру, образ мыслей, интересы. Недаром говорят, что «Встречают по одежке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму».

    Современный человек, с одной стороны, ищет максимально простую, удобную одежду высокого качества; а с другой, больше задумывается над смысловой нагрузкой костюма, желая выразить свою индивидуальность.

    В конкретных образах мы отражаем окружающий нас мир с его изменениями и катаклизмами. Чтобы не отстать от своей эпохи и не превратиться в обывателей, мы должны быть диалектиками и все время неустанно познавать, переосмысливать, пропускать через свой мозг миллионы бит информации. Творчество в создании одежды – это отражение процессов, происходящих в обществе, экономике, политике, живописи, литературе, искусстве, технике, архитектуре, науке.

    «Весь секрет в том, чтобы не слепо подчиняться моде, а подчинять ее себе, подбирая именно то, что идет только вам», - утверждает В. Зайцев.

    Поэтому в моде воцарился образ здоровой, счастливой женщины, одновременно сильной и беззащитной.

    Культура одежды включает в себя не только модный по форме костюм, но и манеру ношения его, которая обязательно должна находиться в гармонии с высокой духовной культурой человека. Исторически с помощью одежды подчеркивали достоинство и общественное положение человека (принадлежность владельца к определенному сословию).

    Мода имеет тенденцию к быстрому изменению.

    Моду остановить невозможно, как невозможно остановить движение времени, движение мысли человека, художника, творца. Потому в самой природе человека лежит стремление к постоянному обновлению и совершенствованию. Но зато можно изучить законы развития этого феномена, и руководствуясь ими, управлять этим феноменом и направлять. Художники и дизайнеры не выдумывают моду, а лишь доводят образ человека до полного совершенства, подчеркивая его индивидуальность.

    В последнее время в современной индустрии моды все более актуальной становится тема экологии – это проявляется в использовании натуральных красителей, сырья, а также в разработке новых экологически чистых синтетических материалов.

    Есть мнение, что мода – «увлечение и прихоть для бездельников». В прессе и на телевидении с одной стороны навязывается мнение, что «читательница глянцевых журналов» - имя нарицательное; с другой стороны – навязывается всепоглощающее слепое подражание моде.

    Хотелось бы подчеркнуть, что для многих людей, специалистов в этой сфере, мода – это профессия – ежедневная, творческая работа.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: