Религия как один из факторов народного воспитания. Курсовая работа: Религиозное воспитание в семье

 /  Религиозное воспитание детей

Религиозное воспитание ребенка - сложный процесс, который вызывает у родителей множество вопросов. Как правило, дети просто перенимают традиции семьи и отношение ко всем религиозным аспектам. Но времена меняются, поколения становятся более свободными от убеждений, поэтому вопрос воспитания в религиозном ключе может встать ребром.

Из статьи вы узнаете целях и особенностях религиозного воспитания детей.

Цели религиозного воспитания

Общая цель религии заключается в воспитании духовных и нравственных качеств — именно родители являются первыми примерами, благодаря которым ребенок знакомится с религиозными ценностями.

Вы должны научить ребенка самоконтролю и способности постоянно анализировать свое поведение, делать правильные выводы. Нужно поощрять и усиливать склонность к вере, чтобы он понимал и осознавал позитивное значение религии.

Многие родители думают, что до 2-3 лет разум не готов к усвоению каких-то духовных вещей — это не так. Ребенок уже с самого рождения непрерывно фиксирует все ощущения и впечатления: он улавливает звуки, взгляды, интонацию голоса и чувствует настроение папы и мамы.

Таким образом, активно формируется подсознание и личность ребенка. Примерно до 6-7 лет душа легко поддается изменениям, поэтому ни в коем случае не упускайте ценное время.

Церковь учит тому, что дети с самых ранних лет должны различать дозволенное и недозволенное — на вас же лежит обязанность подсказывать, направлять, готовить ребенка самостоятельно принимать решение в различных ситуациях. Нет, это вовсе не навязывание своей воли — помните, что воля ребенка слишком слаба, чтобы заранее знать, к чему приведет тот или иной поступок. Разумные и умеренные принуждения, адекватные наказания без применения физической силы обозначат в голове чада определенные нравственные понятия.

Считаю, что выбор религии должен быть осознанным. Конечно, я за религиозное воспитание. По крайней мере, ребенку объяснят принципы и основы веры, а не просто повесят крестик на шею. Но, повторюсь, я за осознанный выбор. Ребенок подрастет и поймет свой путь сам, а дальше самостоятельно пойдет по нему. С религией или нет — решать только ему.

Счастливый папа Евгений Затыльный

Особенности религиозного воспитания

В некоторых странах распространено свободное воспитание — родители не принуждают и не наказывают маленьких детей, не мешая проявлять и развивать свою личность. Вряд ли эта модель подойдет и вам, ведь ребенок пока совсем не ориентируется в мире и не знает, как себя вести во многих ситуациях — все это чревато развитием эгоизма и неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Религиозное воспитание оказывает ощутимое влияние на психологическую уравновешенность ребенка, но только в том случае, когда не происходит фанатичное навязывание определенных взглядов или сурового религиозного «режима». Ваша задача — дать чаду представление о Боге. С возрастом ребенок сам определится кто он — протестант, мусульманин или, например, католик.

Важно воспитать здоровый интерес к религии — это будет положительно воздействовать на эмоциональную, личностную и душевную структуру ребенка. Не бойтесь огорчить или обидеть его, когда этого требует ситуация, ведь внутренняя борьба невозможна без запретов и порой даже слез. Апостол Павел говорил: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

«Для того, чтобы дать детям религиозное воспитание, родители должны сами придерживаться определенной веры. Вы сами должны жить с Богом.

Религия не может быть наказанием для ребенка — «будешь плохо себя вести — отведу к батюшке». Либо же вести в храм в ущерб его игровым развлечениям: сходили сегодня в церковь, значит на карусели уже не пойдем — это неверно. То есть храм должен быть дополнением к повседневным делам ребенка, а не заменой его жизни.

В церковном воспитании нужно ориентироваться на то, каким хочет видеть ребенка Бог. В этом и есть суть любви: «Любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог», — сказал Федор Достоевский.

Важно «не перекармливать» ребенка церковной жизнью — тут необходимо проявлять чуткость и смотреть за поведением чада в церкви.

Но все самое важное начинается в семье. Если родители вмести с детками молятся перед тем, как сесть за стол, это и есть духовное воспитание. Как отмечает священник Даниил Сысоев, важно молитвы не читать, а распевать — так дети лучше усваивают. Я убедился в этом на моей семье. Если родители читают дома Священное Писание — это и есть духовное воспитание.

Кстати, в дореволюционной России общее семейное чтение Писания было нормой. Если родители вместе с ребенком могут посмотреть, например, мультфильм «Маша и медведь» или «Лунтик», а потом дать свой христианский комментарий, то это тоже будет религиозной ремаркой».

Родион Петриков, священнослужитель, психолог и счастливый папа

Учите делать добрые дела и дайте понять, откуда берется все то, что окружает ребенка. Не пытайтесь оградить его от всех опасностей — наоборот, готовьте к честному труду и к некоторой доле суровости жизни. На начальном этапе вам необходимо добиться послушания.

Во всех элементарных аспектах воспитания иногда нужно опираться на религиозную основу — вера в Бога и отношение к нему (любовь, благодарность, надежда). Без этого невозможно познание истинной нравственности. Ребенок должен чувствовать ответственность за свои поступки не только перед вами, но и перед Богом, который может разозлиться и наказать непослушного.

Не забывайте, что ваше поведение будет хорошим примером — любите друг друга, совместно произносите молитвы, беседуйте о Боге, ходите в храм, соблюдайте посты и другие церковные обычаи, помогайте нуждающимся.

Неудачи в религиозном воспитании могут происходить из-за вашей неподготовленности, слабой веры и чрезмерного увлечения материальными благами. Также не стоит раздражаться и проявлять гнев при непослушании — вы должны быть внутренне дисциплинированы, чтобы ребенок брал с вас пример.

Ни в коем случае не принуждайте детей к мучительным делам, которые им пока не по силам — будьте максимально снисходительными и мягкими, но избегайте крайностей, чтобы первые шаги религиозного воспитания укрепились в сознании ребенка.

Создание личностной привычки (в том числе и в совершении религиозных традиций) помогает устранению каких-то вольностей в поведении и в дальнейшем поможет ребенку направлять свою энергию в нужное русло.

Верующая мама делает акцент на то, Бог может наказать и наградить, он находится повсюду и спрятаться от него невозможно. Бог помогает во всех добрых делах и пообщаться с ним возможно посредством молитвы — за помощь его необходимо обязательно благодарить. Расскажите ребенку о том, что у него есть Ангел-хранитель, который будет оберегать от всего плохого.

Вам необходимо непрерывно наблюдать за поведением любимого чада, справедливо оценивать тот или иной поступок, воспитывать последовательность действий и безгранично его любить.

Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время.

Откуда такая бессмысленная жестокость в современной молодежи? Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть еще множество молодых людей с изломанным нравственным устроением, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны милиции.

Как и под каким влиянием вырастают эти юноши и девушки? Ответ, как мне кажется, следует искать в условиях, направлениях и методах современного воспитания.

Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка исключительна. Но какой должна быть полноценная семья, способная создать адекватного члена общества?

Семья есть как бы «живая лаборатория» человеческих судеб – личных и народных. «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве» 1 - считает И.А. Ильин. Именно поэтому она является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают раскрываться дремлющие силы души, здесь ребенок учится любить, верить и жить вообще. Здесь складываются основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец.

Немецкий богослов Толук, утверждал, что мир управляется из детской, но и разрушается он тоже из нее, здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели 1 . Семья в православном понимании – это прежде всего единство, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и детей. Только в браке по-настоящему возможно воспитание ребенка.

Семья – первоначальная, исходная ячейка духовности – духовные силы и умения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, особое внимание следует уделять религиозному духовному воспитанию детей.

Однажды Кант сказал о воспитании простое, но очень точное высказывание: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку» 2 . Основная задача воспитания состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное начало открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце научилось отзываться на всякое явление в мире и в людях. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.

Религиозное воспитание связано с ростом. Рост – это прежде всего изменения. Человек меняется, он становится непохожим на себя, продолжая оставаться той же личностью. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту». Насколько наш пример содействует росту? Насколько он развивает способности и способствует процессу самостоятельного роста наших детей?

Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспитывая, Иисус Христос чаще всего употреблял притчи, т.е. «язык искусства», когда знакомые образы повседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубокую истину. Обучение притчами требует от слушателя немалых усилий. Он сам должен уяснить значение образа, воспринять его, отождествить себя с героем рассказа. Такое обучение более способствует росту, чем «чтение нотаций».

Основная задача религиозного воспитания – способствовать гармоничному развитию личности, помочь человеку вырасти и сформироваться, выработать творческое, действенное отношение к различным социальным проблемам, научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла. 1

Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений внешнего мира. Ежедневно мы должны корректировать влияние внешнего мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, на улице и т.д. должно проверяться и исправляться дома. Духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.

«Ребенок, приученный к классической литературе, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят с истинного пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии 1 ».

Мы всегда должны помнить, что соблюдение нравственных законов есть незыблемое условие существования человечества.

К сожалению, современное общество переживает духовно-нравственный кризис, который связан с разрушением традиций устоев семьи, деформированием сферы семейного и общественного воспитания и образования. Проявляется это следующим образом:

    Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

    Большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной техникой и т.п., лишая детей живого участия и поддержки.

    Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать ребенка от порока.

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается своего рода надломленность.

Подтверждения этому мы можем найти, просмотрев биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство из них вышло из больших трудовых семей, воспитанные в религиозных традициях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозная семья – основа для существования государства и человечества.

1 Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.,1993. – С.199.

1 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 22.

2 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 45.

1 Игумен Лонгин (Чернуха) Заметки о высшем искусстве: Духовное воспитание детей. – Киев, издательство Киево-Печерской Лавры, 2007. – С.36 – 37.

1 В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. – М., 2001. – С. 204-205.

Религиозное воспитание осуществляется священнослу­жителями; верующими агентами социализации (родителя­ми, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских круж­ков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в свет­ских учебных заведениях; различными объединениями, в т.ч.

Детскими и юношескими, действующими при религи­озных организациях, или под их влиянием.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сак­рализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным со­держанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

В процессе религиозного воспитания используются раз­личные формы, многие из которых аналогичны по вне­шним признакам формам социального воспитания (уроч­ная система, семинары, лекции и пр., клубы для различ­ных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но при­обретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, ко­торые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: цер­ковное богослужение, приобщающее верующих к цер­ковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и по­буждающая к соответствующему поведению; молитва, по­могающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вы­рабатывать стойкость; епитимья - наказание, способству­ющее укреплению в вере и соблюдению норм отноше­ний и поведения.

Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией христианской педагогики является воспитание личности человека в «образ и подобие Бога».

Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна строиться на следующих принципах: уважения к свободе вероисповедания личности, соблюдения прав и интересов ребенка, тщательного изучения процесса и динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае. Участие социального педагога в деятельности христианской общины может сводиться к консультированию служителей и прихожан, исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 30. Религиозное (конфессиональное) воспитание:

  1. 4. Государственно-конфессиональная политика в современной России
  2. 18. Роль конфессионального фактора в российском политическом процессе.
  3. 14.Религиозная община как важнейший фактор формирования религиозности индивида.
  4. 15. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания. Система форм и методов воспитания.
  5. 23. Сущность воспитания и его типы. Отличительные особенности авторитарного и ненасильственного воспитания. Принципы воспитания.
  6. 25. Роль конфессиональных организаций (церкви) в формировании у верующих гражданских качеств, чувства патриотизма.
  7. 5. Русская религиозная философия начала ХХ века. Метафизика всеединства и русский религиозный ренессанс
  8. 14.Особенности конфессиональных отнош на тер-ии Б. Реформация и контрреформация. Брестская уния. Конфесотн + бруния
  9. 28.Воспитание в системе целостного образовательного процесса, его исторический характер. Развитие научных представлений о воспитании. Воспитание как система.
  10. 13. Социальное воспитание. Принципы социального воспитания. Личностный, возрастной, гендерный, дифференциальный, индивидуальный подходы в социальном воспитании.
  11. 16. Трудовое воспитание. Задачи и условия трудового воспитания дошкольников. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании. Виды и формы организации детского труда

Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Религия близка суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ.

Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят - это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание и т. д.

Основная тема всех религий - дети, воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль.

На долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учителей человечества - Будды, Христа и Магомета. Общность их этико-педагогических концепций бесспорна. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало основой всей арабской культуры.

Религия - величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников.

Буддизм является самым древним религиозным течением в мире, сохранившемся до наших дней. Учение берет свои корни от VI века до н. э. с Древней Индии. Широко распространен в странах Восточной, Южной и Юго – Восточной Азии. Буддийские общины также живут во всем мире.

Основа воспитания в буддизме – это саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль и самообучение. А цель родителей – пробудить в ребенке тягу и потребность ко всем этим «само». Однако, в буддизме самовоспитание не является конечной целью воспитания, а является средством на пути к просветлению и приобретению таких качеств как доброта, милосердие, сострадание, бескорыстного служения людям.

Христианство – религия, которая имеет наибольшее количество последователей в мире и в нашем государстве. Христианство делится на три течения: католицизм, православие и протестантизм. И каждое из них немного различно по отношению друг к другу. Учение проповедует отречение от материальных ценностей и воспитанию духовно – моральных качеств и открыть те, все качества и способности, которые человеку были даны свыше.

Хоть в наше время образование в школах и детских садах является светским, все-таки в будущем их ожидает изучение в школе предмета «Христианская этика».

Ислам среди трех распространенных религий является самой молодой, однако, имеет наибольшее количество преданных последователей. Само слово «ислам» переводится как «покорность», что уже говорит о многом. В исламе существует половое разделение при воспитании. Мусульмане, то есть последователи ислама, основной целью воспитания видят такие качества как скромность, правдивость, терпеливость, отвращение к греховным помыслам и действиям, щедрость, терпеливость, верность. Существует множество аспектов и особенностей воспитания в исламе. Например, тот факт, что мужчина может иметь до 4 жен явно свидетельствует о том, что взгляды на воспитание являются совсем иными, чем в предыдущих двух основных религиях.

Так как ребенок является отдельной полноценной личностью, все-таки не стоит навязывать ему свое мировосприятие. Лучший вариант – вырастит и сам решит, каких взглядов ему придерживаться и каким идеям следовать. Ведь в законодательстве нашей страны предусмотрено, что каждый имеет право на свободу вероисповедания.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Заключение

Связь религии и воспитания всегда была актуальным вопросом. В связи с ускорением темпа жизни, СМИ, доступностью образования и т. д. у людей появляется новый взгляд на воспитание детей. За частую этот взгляд далек от религиозных представлений. Разумеется, есть народы, которые воспитывают своих детей в связи с теми правилами и законами, которые предписаны религией. Народное воспитание влияет на все слои населения, весь народ. Оно делает ставку на духовные ценности, установки, нормы, правила, предписания, мировоззрение.

Народное воспитание – это общественное воспитание, в котором воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народное воспитание и религия заслуживают самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: Академия, 1999г.

4. [Интернет-ресурс] http://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/

5. Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

Вконтакте

Что такое религия и действительно ли она является жизненно важной частью воспитания? Или все же ребенок может формироваться и без религии, без Бога и он не вырастет из-за этого менее достойной личностью?

Религия это слово латинского происхождения, смысл которого происходит из глагола religo — то есть связываю развязанное, воссоединяю. Религия это способ связать себя как часть — с чем-то общим, возвышенным, бесконечным, вечным, имеющим глубокий смысл.

И атеисты, и верующие родители могут придерживаться одинаковых ценностей и моральных принципов, развивая в ребенке уважение к другим людям, сострадание, доброту, обучая не причинять никому зла, и таким образом базовые принципы могут быть общими. При этом религия, вера помогают ребенку понять, кто он, почему он находится в этом времени, в этой семье, в сегодняшних обстоятельствах, и что самое главное — религия говорит ребенку, что все, что с ним происходит, даже если это что-то ужасное или это что-то, с чем трудно смириться, — это часть великого, высшего. Без этой связанности, религиозных институтов или религиозных лидеров ребенок, так или иначе, будет вынужден создавать для себя или искать систему миропонимания, философию, смысл, веру. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» — говорил Гомер. «Ты можешь видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» — указывал Плутарх.

Когда дети растут в религиозной среде, у родителей уже есть определенный порядок, правила, они приобщают ребенка, если речь идет о христианстве, к заповедям, Богу, к молитве, причастию. Но если родители намеренно не следуют какой-либо религиозной системе, — в таком случае может возникнуть соблазн вообще игнорировать эту тему полностью. И это будет ошибкой. Вы можете не принадлежать ни к какой церкви и быть счастливы, если ваши дети никогда не последуют за какой-либо религией, но это не меняет того факта, что религия является важным аспектом культуры, искусства, политики, и жизни многих людей, и ваши дети будут сталкиваться с этим постоянно. Если они просто ничего не знают о религии, то они могут многое упустить или остаться наедине с самыми сложными вопросами человеческого бытия, например, с таким феноменом как смерть. В книге архиепископа Белгородского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит» есть письмо одной девочки, которая болела раком и медленно умирала. Она написала маме такие слова: «Мама, ты научила меня всему, но ты не научила меня умирать». Тот, кто научит человека помнить о смерти, тот научит его жить.

Другая и, возможно, более серьезная, проблема с игнорированием религии заключается в том, как дети будут реагировать на религию, когда они станут достаточно взрослыми, чтобы принимать свои собственные решения. Если они не знакомы с религиозной системой, то они вполне могут стать легкой добычей для различных сект. У подростка просто не будет необходимых понятий, чтобы оценить странные или экстремальные религии.

Как рассказывать о религии, как это должно быть преподнесено? Детям интересно и познавательно будет узнать об иудаизме, буддизме, конфуцианстве, христианстве, исламе, а также как религиозные течения связаны с наукой, физикой, политикой, психологией или астрологией. Вы можете почитать вместе с детьми книги Филипа Янси «Где Бог, когда я страдаю?», Дугласа Хардинга «Религии мира», серию «Эрудит» Мир религий, посетить выставки или музеи, такие как Музей истории религии для детей в Санкт-Петербурге. Если детей заинтересует, их можно отвезти на богослужения различных религиозных направлений, чтобы они сами могли увидеть то, что читали о церкви, синагоге или мечети. Дети могут задавать весьма сложные вопросы, и это может быть пугающим для родителей, особенно для тех, которые считают, что должны знать ответ на каждый вопрос. Тем не менее, вы не должны просто отвечать, что не знаете. Примите противоречивые, неоднозначные вопросы о религии, вере как возможность для вас и детей узнать что-то новое.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: