Рельеф суши

Земная поверхность очень разнообразна. Мы видим на ней высокие горы и обширные равнины, долины рек, глубокие овраги с обрывистыми склонами, разнообразные холмы и котловины.

Все эти возвышенности и понижения образуют рельеф поверхности суши.

Рельеф, который мы видим на том или ином участке земной поверхности, непрерывно изменяется. Однако эти изменения происходят большей частью так медленно, что мало заметны на глаз. Поэтому нам кажется, что горы, речные долины и другие крупные формы рельефа остаются неизменными.

На протяжении длительной истории развития Земли ее поверхность претерпевала весьма значительные изменения. Там, где в настоящее время возвышаются высочайшие горы (Гималаи, Кавказ, Альпы, Кордильеры и др.), много миллионов лет назад были глубокие впадины морского дна - так называемые геосинклинали. Такие впадины в виде глубоких желобов и в настоящее время имеются по окраинам океанов (например, Тихого океана), а вблизи их вдоль берегов протянулись цепи высоких гор (например, Кордильеры, Анды и др.). Интересно, что именно в окраинных частях материков и океанов часто бывают землетрясения и здесь же располагаются крупнейшие из действующих вулканов. Эти явления свидетельствуют о подвижности земной коры и о незакончившихся процессах горообразования в этих областях земного шара.

Рельеф земной поверхности, его происхождение и развитие изучает особая отрасль географии - геоморфология . Эта наука изучает развитие рельефа не обособленно, а в связи с геологическим строением местности, климатом, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью человека. Только при таком изучении можно понять происхождение и пути развития рельефа земной поверхности.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЛЬЕФА ДЛЯ КЛИМАТА И РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Изучать рельеф необходимо потому, что он имеет большое значение в природе и в нашей жизни. Так, например, высокие горы обусловливают различие климатических условий на склонах и в долинах, расположенных по разные стороны от гребня гор. В свою очередь, климатические условия оказывают существенное влияние на реки и родники, особенности растительного и животного мира. Чтобы в этом убедиться, посмотрите на карту Земли. Исполинская стена Гималаев с одной стороны заслоняет долину р. Ганга с ее роскошной тропической растительностью от ледяных ветров Тибета, а с другой - препятствует проникновению в Тибет теплых ветров, дующих с Индийского океана.


Всем хорошо известно, что на Черноморском побережье Кавказа и Южном берегу Крыма теплый и влажный климат, субтропическая растительность. Объясняется это тем, что хребты Кавказа и Крыма прикрывают побережье от холодных ветров, дующих с севера.

Слушая ежедневно сводки погоды по радио, вы, вероятно, замечали, что в столице Туркменской ССР - г. Ашхабаде в летнее время наблюдаются очень высокие температуры воздуха. Однако зимой здесь бывают сильные морозы, достигающие временами - 25°. Объясняется это тем, что Ашхабад не огражден с севера горными хребтами, вследствие чего холодные массы воздуха могут беспрепятственно сюда проникать зимой из более северных областей и резко понижать температуру воздуха.

Очень велико влияние рельефа на природу горных склонов, расположенных на разной высоте над уровнем моря. Известно, что по мере поднятия в горы температура воздуха все более и более понижается. С этим связано изменение почвенного и растительного покрова в горах. Возьмем для примера хребет Джупгарский Алатау, расположенный на границе между СССР и Китаем (Синьцзян, Уйгурская автономная область). Совершим путешествие в эти горы. У подножия дорога идет по полупустынной, летом выжженной солнцем степи с редкой растительностью и пятнами обнаженного глинистого грунта. Направимся в одну из горных долин и начнем подниматься вверх. Характер растительности заметно будет изменяться. На дне долины - кустарниковая и травянистая растительность с зелеными свежими листьями, а выше по склону древесная растительность образует уже настоящий лиственный лес. Здесь встречаются различные породы деревьев. Местами большие участки покрыты зарослями диких яблонь и груш. Особенно здесь красиво весной, когда деревья покрыты белыми и светло-розовыми цветами. Если смотреть издалека, то кажется, что склоны кое-где припорошены только что выпавшим на свежую зелень снегом.

Выше по склону видны темно-зеленые массивы хвойного леса из тянь-шаньской ели, покрывающей все склоны. За ними располагается пояс субальпийских лугов. Здесь поражает взгляд роскошная травянистая растительность, достигающая полутораметровой высоты, с большим количеством цветковых растений, среди которых выделяются пионы и мальвы, местами сплошь покрывающие поверхность. Поднимемся еще выше в горы; здесь травянистая растительность становится все более и более низкорослой и разреженной. Вблизи границы вечных снегов субальпийские луга сменяются альпийскими лугами с разреженным травянистым покровом и низкорослой, приземистой растительностью. И, наконец, покажутся горные склоны, покрытые шапками вечных снегов, блестящих порой на солнце так сильно, что на них трудно смотреть без очков с темными стеклами. Кое-где здесь высятся обнаженные скалистые пики и зубцы. Такова картина высотной зональности, или вертикальной поясности, которая ярче или бледнее выражена почти во всех горах.

Значительные различия природных условий наблюдаются между теневыми и солнечными склонами. Так, на северных склонах хребтов дольше, чем на южных, залеживается весной снег; здесь развиваются более многочисленные и крупные ледники, позже наступают весна и лето и раньше - осень и зима. Такие же различия имеются не только в горах, но и на холмах и даже склонах оврагов и лощин. Здесь на припеке летом скорее выгорает трава, в то время как на теневом склоне она дольше стоит зеленая.

Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по высоте над уровнем моря, происхождению и т. п.

Эти неровности придают неповторимый облик нашей планете. На формирование рельефа оказывают воздействие как внутренние, тектонические, так и внешние силы. Благодаря тектоническим процессам возникают в основном крупные неровности поверхности - горы, нагорья и т. д., а внешние силы направлены на их разрушение и создание более малых форм рельефа - речных долин, оврагов, барханов и т. д.

Все формы рельефа подразделяют на вогнутые (впадины, долины рек, овраги, балки и т. д.), выпуклые (холмы, горные хребты, вулканические конусы и пр.), просто горизонтальные и наклонные поверхности. Размер их может быть самым разнообразным - от нескольких десятков сантиметров до многих сотен и даже тысяч километров.

В зависимости от масштаба выделяют планетарные, макро-, мезо- и микроформы рельефа.

К планетарным относят выступы материков и впадины океанов. Материки и океаны нередко являются антиподами. Так, Антарктика лежит против Северного Ледовитого океана, Северная Америка - против Индийского, Австралия - против Атлантического и только Южная Америка - против Юго-Восточной Азии.

Глубины океанических впадин колеблются в больших пределах. Средняя глубина составляет 3800 м, а максимальная, отмеченная в Марианской впадине Тихого океана, - 11 022 м. Высшая точка суши - гора Эверест (Джомолунгма) достигает 8848 м. Таким образом, амплитуда высот достигает почти 20 км.

Преобладающие глубины в океане - от 3000 до 6000 м, а высоты на суше - менее 1000 м. Высокие горы и глубоководные впадины занимают всего лишь доли процента поверхности Земли.

Средняя высота материков и их частей над уровнем океана также неодинакова: Северная Америка - 700 м, Африка - 640, Южная Америка - 580, Австралия - 350, Антарктида - 2300, Евразия - 635 м, причем высота Азии 950 м, а Европы - всего 320 м. Средняя высота суши 875 м.

Рельеф дна океана. На дне океана, как и на суше, имеются разнообразные формы рельефа - горы, равнины, впадины, желоба и т. д. Они обычно имеют более мягкие очертания, чем аналогичные формы рельефа суши, так как внешние процессы протекают здесь более спокойно.

В рельефе океанского дна выделяют:

- материковую отмель, или шельф (полка), - мелководная часть до глубины 200 м, ширина которой в ряде случаев достигает многих сотен километров;

- материковый склон - довольно крутой уступ до глубины 2500 м;

- ложе океана, которое занимает большую часть дна с глубинами до 6000 м.

Наибольшие глубины отмечены в желобах, или океанических впадинах, где они превышают отметку 6000 м. Желоба обычно протягиваются вдоль материков по окраинам океана.

В центральных частях океанов располагаются срединные океанические хребты (рифты): Южно-Атлантический, Австралийский, Антарктический и др.

Рельеф суши. Основные элементы рельефа суши - это горы и равнины. Они образуют макрорельеф Земли.

Горой называют возвышенность, имеющую вершинную точку, склоны, подошвенную линию, поднимающиеся над местностью выше 200 м; возвышение же высотой до 200 м называется холмом. Линейно вытянутые формы рельефа, имеющие гребень и склоны, - это горные хребты. Хребты разделяются расположенными между ними горными долинами. Соединяясь между собой, горные хребты образуют горные цепи. Совокупность хребтов, цепей и долин называют горным узлом, или горной страной, а в обиходе - горами. Например, Алтайские горы, Уральские горы и т. п.

Обширные участки земной поверхности, состоящие из горных хребтов, долин и высоких равнин, называются нагорьями. Например, Иранское нагорье, Армянское нагорье и др.

По происхождению горы бывают тектоническими, вулканическими и эрозионными.

Тектонические горы образуются в результате движений земной коры, они состоят из одной или множества складок, поднятых на значительную высоту. Все высочайшие горы мира - Гималаи, Гиндукуш, Памир, Кордильеры и др. - складчатые. Для них характерны остроконечные вершины, узкие долины (теснины), вытянутые гребни.

Глыбовые и складчато-глыбовые горы образуются в результате поднятия и опускания блоков (глыб) земной коры по плоскостям разломов. Для рельефа этих гор характерны плоские вершины и водоразделы, широкие, с плоским дном, долины. Это, например, Уральские горы, Аппалачи, Алтай и др.

Вулканические горы образуются в результате накопления продуктов вулканической деятельности.

На поверхности Земли достаточно широко распространены эрозионные горы, которые образуются в результате расчленения высоких равнин внешними силами, в первую очередь текучими водами.

По высоте горы подразделяются на низкие (до 1000 м), средне-высотные (от 1000 до 2000 м), высокие (от 2000 до 5000 м) и высочайшие (выше 5 км).

Высоту гор легко определить по физической карте. По ней же можно определить, что большая часть гор относится к средне-высотным и высоким. Выше 7000 м поднимаются немногие вершины, и все они находятся в Азии. Высоту более 8000 м имеют всего лишь 12 горных вершин, расположенных в горах Каракорум и Гималаях. Высшей точкой планеты является гора, или, точнее, горный узел, Эверест (Джомолунгма) - 8848 м.

Большую часть поверхности суши занимают равнинные пространства. Равнины - это участки земной поверхности, имеющие плоский или слабохолмистый рельеф. Чаще всего равнины слегка наклонные.

По характеру поверхности равнины делят на плоские, волнистые и холмистые, но на обширных равнинах, например Туранской или Западно-Сибирской, можно встретить участки с различными формами рельефа поверхности.

В зависимости от высоты над уровнем моря равнины подразделяются на низменные (до 200 м), возвышенные (до 500 м) и высокие (плоскогорья) (свыше 500 м). Возвышенные и высокие равнины всегда сильно расчленены водными потоками и имеют холмистый рельеф, низменные часто бывают плоскими. Некоторые равнины расположены ниже уровня моря. Так, Прикаспийская низменность имеет высоту 28 м. Нередко на равнинах встречаются замкнутые котловины большой глубины. Например, впадина Карагис имеет отметку 132 м, а впадина Мертвого моря - 400 м.

Возвышенные равнины, ограниченные крутыми уступами, отделяющими их от окружающей местности, называются плато. Таковы плато Устюрт, Путорана и др.

Плоскогорья - плосковершинные участки земной поверхности, могут иметь значительную высоту. Так, например, плоскогорье Тибет поднимается выше 5000 м.

По происхождению выделяют несколько типов равнин. Значительные пространства суши занимают морские (первичные) равнины, образовавшиеся в результате морских регрессий. Это, например, Туранская, Западно-Сибирская, Великая Китайская и ряд других равнин. Почти все они относятся к великим равнинам планеты. Большая часть их - низменности, рельеф плоский или слегка холмистый.

Пластовые равнины - это плоские участки древних платформ с почти горизонтальным залеганием пластов осадочных пород. К таким равнинам относится, например, Восточно-Европейская. Равнины эти большей частью имеют холмистый рельеф.

Небольшие пространства в долинах рек занимают аллювиальные (наносные) равнины, образовавшиеся в результате выравнивания поверхности речными отложениями - аллювием. К этому типу относятся равнины Индо-Гангская, Месопотамская, Лабрадорская. Эти равнины низкие, плоские, очень плодородные.

Высоко над уровнем моря приподняты равнины - лавовые покровы (Среднесибирское плоскогорье, Эфиопское и Иранское нагорья, плоскогорье Декан). Некоторые равнины, например Казахский мелкосопочник, образовались в результате разрушения гор. Их называют эрозионными. Эти равнины всегда возвышенные и холмистые. Эти холмы сложены прочными кристаллическими породами и представляют собой остатки бывших здесь некогда гор, их «корни».

| |
§ 22. Развитие земной коры § 24. Почва

Урок по географии

6 класс

«Основные формы рельефа суши. Горы суши»

Цели и задачи - продолжить знакомство с рельефом, сформировать представления об основных формах рельефа (горы) и их классификации по высоте; -научить выделять, объяснять и описывать признаки гор; -научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор и анализировать её; -развивать практические навыки работы с картой; -умение использовать полученные знания для чтения физических карт; -умение самоконтроля и умение работать в паре. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: контурная карта полушарий, физическая карта полушарий, репродукции, картины, атласы и контурные карты географии 6 класс.

Ход урока:

Организационный этап.

Постановка цели урока перед учащимися. У: цветная репродукция гор. Ребята, посмотрите, пожалуйста. Что вы видите? Верно, это равнины и горы. Каким одним словом можно назвать горы и равнины? (рельеф) С таким понятием как «рельеф » вы уже знакомы. А что бы вы хотели узнать на этом уроке? Чему научится? Формулирование темы и целей урока, исходя из ответов учащихся. Далее, записываем в тетрадь число и тему урока.

Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала. У: Прежде чем мы приступим к изучению гор, нам необходимо вспомнить материал, изученный на предыдущих уроках. Что такое «рельеф »? Перечислите формы рельефа, которые вам известны. Под воздействием, каких процессов создан рельеф земной коры? (внешних и внутренних) А теперь давайте вспомним, что относится к внутренним и внешним силам? К чему они приводят?

Изучение нового материала. 1) У: как вы уже знаете, крупнейшие формы рельефа на Земле это - выступы материков и впадины океанов. На материках и дне океанов выделяют две основные формы рельефа: горы и равнины. Загадка: Что такое? Что такое? Очень грозное, большое! С ледниками на верху И подошвою внизу. (Горы) А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем о горах. На ваших карточках начерчен круг с секторами, ваша задача вписать в каждый сектор слово, которое у вас ассоциируется с горами. (вершина, склон, холм, ледник, высота, подошва) Представление о горах вы имеете, и теперь перед нами стоят такие задачи, как: - объяснить понятие гора; -объяснить рельеф гор; -объяснить, как изменяются горы во времени; -объяснить, как различаются горы по высоте; -научиться определять по карте горные системы земного шара. Всю информацию о горах мы оформим в виде схемы.

2) Что такое « горы », строение гор. У: Чем горы отличаются от равнин? Гора и холм- это одно и то же? В чем разница? В природе довольно редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры. Так что же такое горы? Пожалуйста, посмотрите на фотографию, на которой изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уж знаем: понятие = ключевое слово + существенные признаки. А теперь, давайте сравним определение, которое дано в учебнике с нашим и, посмотрим на сколько мы с вами правы Теперь это определение запишите в карточки, в центре вашего кластера.

Горы - это обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами (более 200 м) и имеющие сильно пересеченный рельеф. Назовите горы, которые расположены ближе всего к Тулуну. Восточный Саян – это горная система протяженностью более тысячи километров в южной части Сибири на территории юга Красноярского края, запада Бурятии, Иркутской области и северо– востока Тувы от левобережья Енисея до побережья озера Байкал. С ледников Восточного Саяна берет начало река Ия. Что такое равнина? Склон? Подошва? Вершина- это самая верхняя часть, верхушка горы. Склон – это расстояние между вершиной и подошвой. Подошва – это переход склона (горы) в равнину. В своих раздаточных листках на рисунке подпишите составные части горы. Итак, так как одиночные горы встречаются редко, то горы суши- это целые горные страны, которые протягиваются сотни, а то и тысячи километров. Если горы вытянуты в ряд, то это – горный хребет. Если образуется система горных хребтов и горных долин, то образуется горная система . А теперь, полученные нами знания запишем в тетради (в это время учитель на доске изображает схематически горный хребет, показывая на схеме понижение между двумя горными хребтами (горную долину ). Самая высокая часть хребта- это гребень. Его мы так же указываем на схеме. Понижение в гребень – это перевал . Итак, горная страна – горы, расходящиеся в разные стороны.

3) Различие гор по высоте. У: Мы с вами выяснили, что представляют собой крупные формы рельефа, рассмотрели рельеф гор, а теперь предлагаю вам ответить на вопрос: чем отличаются горы друг от друга? Одним из существенных признаков горных стран является различие их по абсолютной высоте (низкие, средние, высокие). Обращаемся к тексту учебника на странице 55. Полученные сведения дополняем в схему. Проверяем по схеме

Тип гор

Высота гор

Названия гор (пример)

Низкие

До 1000 м

Средний Урал

Средние

От 1000 до 2000 м

Урал

Высокие

Свыше 2000 м

Альпы, Кавказ

Как горы обозначены на карте и существует ли их классификация там? Открываем в атласе физическую карту полушарий, находим там горы. По каким показателям вы их нашли? А как можно узнать о высоте гор на географической карте?

4) Практическая работа. Для того, чтобы лучше запомнить название и расположение основных гонных систем суши, выполним практическую работу: перенесем их на контурные карты. Что означает – перенести горы? Мы обозначаем линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название. Инструкция в ваших раздаточных листах поможет вам в этом. Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (это почти 9000 км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы? (учитель работает на доске, дети в контурных картах, вся работа сопровождается пояснениями) -Где эту линию рисовать; - В какой части материка они расположены; - Как протянулись относительно сторон горизонта; - Береговой линии; - Ближайших рек и морей; - Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридиан. Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на контурных картах –это Аппалачи и Кордильеры. Теперь посмотрим на восточное полушарие: материк Евразия- Кавказ, Альпы, Гималаи, Уральские, Скандинавские, Хибины, Сихоте - Алинь. В Африке – Атлаские, Дроконовы. В Австралии – Большой Водораздельный хребет. Эта работа поможет вам быстрее запомнить горы и находить их на карте.

5) Изменение гор во времени. У: Посмотрите, пожалуйста, на фотографию с изображением гор. Чем они отличаются друг от друга? В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются? На какие две группы, по вашему мнению, можно разделить горы суши? (дети должны придти к выводу, что горы бывают старые и молодые) подписывают их на своих схемах, затем дети легко выделяют признаки старых разрушенных гор: низкие, расколы, трещины. У: Определите высоты гор изображенных на карте (определение высоты гор по цвету). Так же к старым горам, давно появившимся на суше относятся уже разрушенные горы: Уральские, Хибины, Аппалачи. Назовите, пожалуйста, причины разрушения гор. Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы, например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно. Их ещё называют омоложенными горами. Установили это, изучив внутреннее строение гор - характер залегания горных пород.

6) Значение гор. У: Какие значения для человека имеют горы? Чтение по учебнику, стр.56.

Этап закрепления изученного. У: Я задаю вам вопрос, каждый работает со своей физической картой полушарий, находя ответ, выходите к доске и показываете нужный объект всему классу. – Самые длинные горы на Земле. (Анды) –Самая высокая гора в мире. (Эверест или Джомолунгма) –Самые высокие горы на суше. (Гималаи) –Самая большая горная страна в Азии. (Тибет) –Самая высокая вершина Кавказских гор. (Эльбрус)

Этап закрепления и самоконтроля. Учащимся предлагается самостоятельно выполнить задания по рядам. Работа в парах. 1ряд – Найти соответствие между горами и материками, соединив его стрелками . Гималаи Кордильеры Северная Америка Анды Евразия Драконовы Африка Уральские Австралия Кавказ Южная Америка Большой Водораздельный хребет 2 ряд – Найти соответствия между горой и вершиной, соединив его стрелками. Гималаи Косцюшко Кордильеры Народная Анды Эльбрус Уральские Мак-Кинли Кавказ Эверест Большой Водораздельный хребет Аконкагуа

7.Рефлексия (воспитанникам раздаются листочки с вопросами; подписывать листочки необязательно)

Подчеркните предложение, которое выражало ваше состояние сегодня на уроке:

Мне было интересно

Я узнал много нового

Я был равнодушен на уроке

Я скучал

У меня хорошее настроение

Я продолжу изучать природные зоны.

8. Подведение итогов урока. У: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Сможете ли вы дополнить записи в кругу, который мы заполняли в начале урока? Давайте запишем и назовем. Наши знания о горах увеличились, и можно смело сказать, что наш урок не прошел даром.

Объяснение домашнего задания:

Литература:

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., География, М: Дрофа, 2011 год.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: