Ребенок переутомляется. Утомление у детей

Переутомление часто не воспринимают всерьез. И напрасно, потому что такое состояние является серьезным нарушением функционирования нервной системы и вызывает многие тяжелые заболевания: хроническую усталость, депрессию, невроз, в перспективе – приводит к мышечной атрофии и развитию психических заболеваний.

Именно поэтому важно вовремя распознавать симптомы переутомления, чтобы принять меры и не допустить ухудшения. Ведь это – не просто плохое настроение или временная усталость, а настоящая болезнь нервной системы, которая требует лечения, как и любой другой недуг.

Переутомлением называется патологическое состояние, которое выражается в истощении нервной системы и нарушении функций возбуждения-торможения. На практике это означает, что нервная система человека под воздействием постоянной нагрузки находится в напряжении, но практически не расслабляется.


Она буквально «переполнена» сигналами от мозга, мышц, органов чувств и не успевает их обрабатывать. В результате нервные импульсы доходят до мышц и органов с опозданием или в искаженном виде. Внешне это выглядит как нарушение концентрации, ухудшение памяти, сонливость, мышечные боли и иные признаки.

Врачи выделяют четыре типа переутомления:

  • физическое;
  • эмоциональное;
  • умственное;
  • нервное.

Несмотря на то, что эти типы разделены формально, на деле они тесно друг с другом связаны. Как правило, у человека развивается два или сразу несколько видов переутомления – одновременно или один за другим.


Нервная система пронизывает все другие системы и органы человека, поэтому вполне закономерно, что нервное истощение вызывает понижение тонуса мышц (соответственно, физическое утомление) или неполадки в функционировании эндокринной системы, отвечающей, кроме прочего, за настроение (откуда недалеко до эмоционального утомления). Очевидно и то, что на работе мозга нервное истощение сказывается отрицательно.

Поэтому, обнаружив у себя признаки одного типа переутомления, не стоит надеяться, что вы застрахованы от другого. Скорее, наоборот – это свидетельствует о том, что вы попадаете в группу повышенного риска.

Как проявляет себя переутомление различных типов


Различным видам переутомления соответствуют свои характерные симптомы, по которым несложно понять характер заболевания. Крайне важно обращать на них внимание и не спутать с обыкновенной усталостью.

Физическое

Признаки физического переутомления:

  • Непроходящее чувство усталости, которое невозможно снять при помощи привычных видов отдыха.
  • Мышечные боли.
  • Нарушения сна (неспокойный, прерывающийся сон, ночные кошмары, бессонница).
  • Слабость, вялость мышц.
  • Замедление реакций.

Причин для физического переутомления может быть немало. Среди них:

  • Продолжительная физическая работа без отдыха и возможности расслабиться или перераспределить нагрузку (например, нерационально спланированные тренировки у спортсменов).
  • Монотонная физическая работа, даже будучи несложной, способна привести к переутомлению.
  • Однократная, но очень сильная физическая нагрузка также весьма рискованна.

Постоянное напряжение в мышцах ведет к застою в них крови и «одеревенению» мышечных тканей. Нередки и мышечные спазмы, «зажимы», приводящие к сильным болям. Кроме того, при чрезмерных нагрузках мышечным волокнам наносятся микротравмы – они «надрываются».


При грамотном чередовании нагрузок и отдыха волокна успевают восстановиться, «зарастив» разрывы с помощью белка, но если долго не давать мышцам отдыха, у них не будет возможности регенерировать.

Эмоциональное

Эмоциональное переутомление ничуть не менее разрушительно, чем физическое. Причина его – чрезмерный стресс, влекущий за собой стойкое эмоциональное выгорание. Необходимо сказать, что выгорание в такой ситуации – своеобразный механизм защиты.


Дело в том, что любая эмоция представляет собой совокупность биохимических реакций: в проживании эмоции задействованы различные гормоны, а также множество нервных путей и окончаний.

Вспомните адреналин, мобилизующий все системы организма, серотонин и множество других гормонов, вырабатывающихся в различных ситуациях и, в сущности, формирующих наши эмоции.


А теперь представьте, что под воздействием однотипных неприятных ситуаций в организме вырабатывается один и тот же набор гормонов, а по нервным путям передаются однотипные сигналы. В подобный набор гормонов, кстати, часто входит адреналин – он должен помогать справляться со стрессом.

Но на деле происходит своего рода отравление организма гормонами, а на нервную систему ложится прямо-таки невыносимая нагрузка. Чтобы нервная система не «сгорела», организм частично ее «отключает». До какого-то времени это помогает, но последствия такой «защиты» в долгосрочной перспективе оказываются еще более губительными.


Эмоциональное переутомление, или истощение, проявляет себя в следующих признаках:

  1. Вялость, апатичность.
  2. Заторможенные реакции.
  3. Потеря тактильной чувствительности.
  4. Иногда – ослабление вкусовых ощущений.
  5. Уплощение и ослабление эмоций.
  6. В случаях тяжелого переутомления некоторые эмоции могут просто исчезнуть (на самом деле они никуда не исчезают – все биохимические процессы продолжают происходить, но человек их не ощущает и не чувствует никаких переживаний).
  7. Раздражительность, частые и непредсказуемые перепады настроения.
  8. Стремление к уединению (человек меньше времени проводит в обществе других людей, становится необщительным, плохо переносит чье-то нахождение рядом).
  9. Нарушения сна – беспокойный, прерывистый сон, бессонница, кошмары.

Эмоциональное переутомление – очень опасное явление, которое, если не обращать на него внимания, приводит к депрессии. Депрессия – ни в коем случае не «плохое настроение», это серьезное нарушение работы мозга, при котором прекращается выработка многих важных гормонов (например, серотонина).


Это приводит к биохимическим изменениям в самом мозге, и зачастую эти изменения необратимы. Поэтому так важно своевременно распознать переутомление – симптомы его зачастую хорошо заметны, главное – не ошибиться, списав их на «лень» или «настроение».

Причин, вызывающих эмоциональное переутомление, очень много, но все они сводятся к одному – человек долгое время испытывает состояние стресса. Стресс же может быть вызван самыми разными ситуациями:

  • Нервная, напряженная работа, связанная с общением с большим количеством людей и/или постоянным принятием серьезных решений.
  • Неблагоприятная обстановка в семье.
  • Какое-либо тяжелое потрясение.

Стресс может быть не только отрицательным, но и положительным. Переизбыток положительных эмоций тоже может привести к переутомлению.

Нервное

Нервное переутомление похоже одновременно на оба вида, описанные выше. Оно тесно связано с физическим, и очень часто эти два вида расстройств возникают одновременно либо одно влечет за собой другое.


Перенапряжение нервной системы выражается в нарушении передачи нервных импульсов.

Часто организм, как и в случае с эмоциональным истощением, частично «отключает» нервную систему.

Все это проявляется в виде следующих симптомов:

  • общая слабость;
  • постоянное ощущение сонливости, увеличение количества времени, требуемого для сна (вместо обычных восьми часов человек начинает спать по десять-двенадцать);
  • ослабление эмоций;
  • нарушение тактильной чувствительности;
  • мышечная усталость;
  • головные боли.

Нервное истощение могут вызвать стрессы, напряженная работа (особенно монотонная), а также постоянное неблагоприятное воздействие на органы чувств. Например, высокий уровень шума, сильные неприятные запахи и подобные раздражители.

«Перегрузка» органов чувств постепенно приводит к нервному истощению, которое легко перерастает в неврозы, тики, астенические состояния. Неблагоприятный эмоциональный фон – страх, волнение, раздражение – также представляет собой прекрасные условия для возникновения нервного переутомления.

Умственное

Умственное переутомление возникает в результате интенсивных интеллектуальных нагрузок на грани возможностей. Очень часто оно развивается «в комплекте» с нервным переутомлением. Переутомление такого рода могут вызвать как чрезмерно высокие, так и чересчур продолжительные интеллектуальные нагрузки.


Кроме того, его развитию способствует недостаточное снабжение мозга кислородом. Душное помещение и отсутствие физической активности (и, как следствие, застой крови) подстегивает развитие умственного истощения.

Распознать умственное истощение можно по следующим признакам:

  • ухудшение концентрации и памяти;
  • рассеянность;
  • нарушения сна, постоянное ощущение усталости (при этом сонливости может и не быть);
  • снижение тактильной чувствительности;
  • нарушения аппетита.

Для всех разновидностей переутомлений характерно снижение «темпа работы» организма. Организм как будто переходит в режим экономии энергии.

Общие симптомы разных типов переутомления

Это проявляется в симптомах, одинаковых для всех типов переутомления, независимо от причины и характера:

  • Увеличение продолжительности времени, необходимого для сна, и при этом – невозможность выспаться.
  • Понижение или повышение кровяного давления.
  • Нарушения работы сердца: изменение сердечного ритма, шумы и т. п.
  • Понижение уровня тромбоцитов в крови и одновременно рост числа лейкоцитов.
  • Несмотря на большое количество лейкоцитов, снижение иммунитета.
  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Проблемы в функционировании пищеварительной системы.
  • Понижение мышечного тонуса.

Вовремя распознать признаки переутомления крайне важно – только так можно избежать превращения его в более серьезные недуги. Сильное переутомление обыкновенно переходит в депрессию, неврозы и другие заболевания, которые часто требуют стационарного лечения.

Еще один признак расстройства – повышение температуры. Температура при переутомлении поднимается нечасто, но если она все же превысила нормальные показатели – это весьма грозный признак.


Это может означать либо переизбыток крови в сосудах мозга (что бывает при умственном и нервном переутомлении), что приводит к головным болям, носовым кровотечениям и другим неприятным последствиям, либо то, что ослабленный усталостью организм был атакован вирусом, и где-то внутри происходит воспалительный процесс, от которого тоже может подняться температура.

Переутомление у детей

Многим трудно представить, что от переутомления различных видов могут страдать не только взрослые, но и дети. Однако переутомление у подростков и школьников, к сожалению, очень распространенное нарушение.


Необходимо помнить, что нервная система взрослого человека уже сложившаяся и «натренированная», ей проще справляться со многими нагрузками. Нервная система ребенка гораздо более чувствительна и больше подвержена нарушениям. Поэтому различные расстройства поражают детские нервы быстрее, активнее развиваются и значительно труднее лечатся.

А причины, которые вызывают эти расстройства (например, боязнь ответов у доски или насмешки сверстников) кажутся взрослым «несерьезными» лишь потому, что у взрослых нервная система уже сформировавшаяся и достаточно крепкая, и прочувствовать в полной мере ощущения ребенка не в состоянии почти никто.


Переутомление у ребенка может быть вызвано такими причинами:

  • Неурядицы в школе: конфликты со сверстниками, плохие отношения с учителями и т. п. Так как ребенок проводит в школе очень много времени почти каждый день, то его организм оказывается в состоянии постоянного, ежедневного стресса.
  • Недостаток сна. Для ребенка недосып намного опаснее, чем для взрослого.
  • Неправильное питание. Оно не само по себе вызывает переутомление, а препятствует нормальному восстановлению после обыкновенных нагрузок.
  • Чрезмерная интеллектуальная загруженность: слишком много уроков, домашних заданий, дополнительные кружки и так далее.

Дети, как и взрослые, подвержены переутомлению всех четырех типов. Точно так же у них часто диагностируется несколько типов одновременно. Методы лечения и профилактики к детям применимы такие же. Лечение переутомления у взрослых и детей осуществляется по одинаковым принципам.

С помощью чего можно победить переутомление


Различные типы переутомления нуждаются и в различном подходе. При утомлении физическом главное внимание необходимо уделить расслаблению зажатых мышц, восстановлению нормального кровотока и обеспечению кислородом. При умственном – снижению или изменению характера интеллектуальной нагрузки.

При нервном – сведению к минимуму раздражающих факторов и восстановлению нормальных реакций нервной системы. При эмоциональном переутомлении лечение имеет целью выравнивание и стабилизацию эмоционального фона, нормализацию работы гормональной системы.


При физическом переутомлении полезны следующие средства:

  • принятие ванны;
  • массаж;
  • уменьшение или по возможности отказ от физических нагрузок;
  • изменение режима питания, употребление большого количества витаминов.

Даже простое пребывание в теплой воде хорошо помогает мышцам расслабиться. Можно делать хвойные ванны – они хорошо успокаивают и очень полезны от переутомления, да и просто при усталости. Теплая ванна расслабляет мышцы, горячая – наоборот, тонизирует. Рекомендуется принимать ванны по 10-15 минут.

Будьте крайне осторожны, если у вас больное сердце! При проблемах с сердцем очень горячие ванны нежелательны.


Массаж помогает нормализовать кровоток в мышцах, снять зажимы и вернуть тонус. Лучше всего обращаться к профессиональному массажисту, но порой бывает достаточно и просто размять мышцы.

При умственном переутомлении прежде всего необходимы:

  • снижение объема и интенсивности интеллектуальных нагрузок;
  • изменение характера нагрузок, смена деятельности;
  • физические упражнения;
  • свежий воздух.

Переключение между видами деятельности позволяет мозгу сменить «режим работы», что при умственном переутомлении весьма полезно. Физические упражнения и прогулки на воздухе (или даже простое проветривание) помогают нормализовать кровообращение в мозгу и улучшить его снабжение кислородом.

При нервном и эмоциональном переутомлении рекомендуется:

  • Прекращение или уменьшение контакта с источником раздражения (звуком, запахом и т. п.) или ситуациями, вызывающим напряжение.
  • Физические упражнения небольшой интенсивности, прогулки.
  • Употребление витаминов группы В и витамина С.
  • Посвящение времени занятию, которое приносит положительные эмоции.
  • Качественный, полноценный, желательно продолжительный (минимум две недели) отдых.

Способы предотвращения переутомления


Возможна ли профилактика переутомления? Разумеется, возможна, более того – необходима.

Самые простые способы профилактики переутомления выглядят следующим образом:

  • увеличение количества витаминов в рационе, особенно витаминов группы В, витаминов С и D;
  • изменение режима сна;
  • обязательный отдых, при напряженной, интенсивной работе – небольшие, но регулярные перерывы;
  • четкое дозирование физических и умственных нагрузок в соответствии с особенностями организма.

Витамины очень полезны для нервной системы, они улучшают ее устойчивость и усиливают «проводимость». Если в вашем рационе витаминов недостаточно – нужно принимать витаминные пищевые добавки.


Крайне важно спать в темноте. Только в условиях малой освещенности запускаются гормональные процессы, необходимые для восстановления организма. Поэтому важно даже не то, сколько вы спите, а то, когда вы это делаете.

В любой работе необходимы перерывы – необязательно делать их большими, гораздо важнее, чтобы они были регулярными и примерно одинаковыми по длительности.

Профилактика сколиоза.

Проследите, чтобы ваш школьник носил рюкзак, надевая лямки на оба плеча. В перерыве между уроками предложите ребенку походить с книгой на голове, воображая себя султаном. Следите за высотой стола и стула, а также жесткостью матраса, на котором спит ваш ребенок.


Родители недоумевают и даже пугаются, когда их живой и любознательный ребенок постепенно становится сонным, вялым, плаксивым и безразличным ко всему происходящему вокруг. Ни общение с друзьями, ни игры или развлечения, ни школьные занятия не радуют переутомленного ребенка. И речь идет не об обычной усталости.

Симптомы переутомления

Если день был непривычно долгим, тяжелым, эмоционально насыщенным, к вечеру ребенок устает. Он отказывается от ужина, не может сосредоточиться на уроках, не играет, засыпает раньше обычного. Но к утру от этой усталости не остается следа.

Переутомление возникает тогда, когда умственные, психические и физические нагрузки настолько велики, что организм полностью расходует и не восстанавливает силы.

Симптомами переутомления у ребенка могут быть:

  • усталость длится уже продолжительное время (более двух недель);
  • возникло нарушение сна – ребенок долго не может проснуться утром, хочет спать днем, плохо засыпает, беспокойно спит ночью;
  • у ребенка все время плохое настроение, плаксивость, капризность, отстраненность, апатия;
  • от переутомления у ребенка поднялась температура;
  • ребенок отказывается от еды;
  • речь ребенка становится замедленной и невнятной;
  • ребенок часто жалуется на головную боль;
  • под глазами ребенка образовались темные круги, кожа стала бледной;
  • сердцебиение и дыхание стало учащенным;
  • у ребенка возникает боль или напряжение в мышцах ног и рук.

Родители, заметившие у своего ребенка такие симптомы, должны незамедлительно обратиться за медицинской помощью. Поскольку они могут указывать не только на переутомление ребенка в школе, деском саду или спортивной секции, но и на серьезное заболевание.

Причины переутомления у детей

Причинами переутомления ребенка могут быть:

Профилактика переутомления

Заметив первые симптомы переутомления, родителям необходимо выявить и устранить его причины, а также восстановить нормальное физическое и психическое состояние ребенка. Следует показать ребенка педиатру, неврологу, кардиологу, психологу и другим узким специалистам. При необходимости ребенку будет назначено лечение.

Профилактика переутомления детей должна включать следующие меры:

  • Полноценное питание по режиму;
  • Прием витаминных комплексов;
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • Нормальная длительность дневного и ночного сна;
  • Снижение интеллектуальных или физических нагрузок;
  • Смена или разнообразие деятельности;
  • Массаж.

Предотвратить переутомление и улучшить состояние утомленного ребенка может помочь препарат Тенотен детский. Он оказывает ноотропное действие, способствуя улучшению памяти и внимания ребенка. А также стабилизирует вегетативную нервную систему, помогая снизить частоту головных болей.

У каждого ребенка есть свой цикл чередования сна и бодрствования, что дает ему возможность учиться, не спать на уроках в школе, заниматься спортом, играть с друзьями. Ребенку, который не в состоянии справляться со своими обязанностями из-за переутомления или начинает спать больше, чем обычно, требуется особое внимание. Все дети время от времени устают. Но если усталость длится более 2—3 недель, следует обратить на это особое внимание. Причина может крыться в неправильном образе жизни, нервном напряжении или каком-то скрытом заболевании. Усталость может оказаться самым ранним признаком заболевания и может проявиться раньше других симптомов, прежде чем это будет выявлено анализами или другими диагностическими методами.
Переутомление — возможный симптом анемии, лейкемии, а также множества бактериальных и вирусных инфекционных заболеваний. Возможно также появление синдрома хронической усталости, который сейчас считается детским заболеванием, хотя и встречается очень редко. Поскольку переутомление симптомы могут быть различными, то такое состояние может свидетельствовать о скрытом заболевании, ребенка, который очень устает, должен обследовать врач.
Переутомление, а также симптомы этого состояния могут быть признаком депрессии. Стрессовая ситуация дома или в школе грозит вызвать нервный срыв, состояние, которое ребенок не в силах объяснить. Вместо этого ребенок, находящийся на грани депрессии, часто находит убежище в сне.


Традиционное лечение

Врач на основе обследования и анализов ребенка может сделать вывод о заболевании гипотиреозом, диабетом, анемией, аллергией, лейкемией и вирусным или бактериальным инфекционным заболеванием. Медицинская наука зачастую не способна определить причину переутомления.
Если удалось найти причину и выявить скрытое заболевание, лучше всего прибегнуть к лекарственным средствам естественной медицины.

Причиной чрезмерной усталости может быть рацион ребенка. Он должен состоять из цельной пищи, основу которой составляют свежие овощи, фрукты, каши и нежирный протеин. Избегайте кормить ребенка технологически обработанными продуктами и сахаром. Сократите в рационе ребенка жиры и избегайте напитков, содержащих кофеин и сахар, и следите, чтобы в пище ребенка было достаточно протеина.
Применяйте элиминационную диету или ведите дневник питания ребенка, чтобы проверять, что может стать причиной аллергии и повышенной чувствительности. Неожиданный приступ аллергии можете истощить организм ребенка.


Пищевые добавки

Хлорофилл содержит магний и другие микроэлементы, содействующие кроветворению. Давайте ребенку добавку хлорофилла, в соответствии с указаниями на этикетке, в течение месяца. Затем на месяц сделайте перерыв. Повторяйте этот курс 3 раза (всего полгода).
Флорадикс, добавка с содержанием железа, (на растительной основе) помогает облегчить усталость, причина которой в недостатке железа. Следуя указаниям на этикетке, давайте ребенку в течение месяца, затем сделайте перерыв на месяц. Повторите курс 3 раза (всего — 6 месяцев).
Зеленые Грин Магма и Грин Эссенс, продающиеся в США в диетических магазинах, содержат много ферментов, протеинов, витаминов, минеральных и других питательных веществ. Давайте их ребенку в течение 1—2 месяцев в соответствии с указаниями на этикетке.
Добавка комплексных витаминов группы В может разрешить проблемы переутомления и усталости, появившейся в результате скудного рациона питания. Выберите жидкий препарат, содержащий по 25 мг каждого витамина В в 1
дозе. Давайте его ребенку в течение 3 недель — 1 месяца в соответствии с указаниями на этикетке.
Витамин С помогает преодолевать усталость, особенно если она связана с недостатком железа. Витамин С усиливает усвоение железа. Давайте ребенку 1 дозу витамина С ежедневно в течение 1 месяца.
Старайтесь ежедневно давать ребенку поливитамины, чтобы организм получал их достаточное количество.
Лечение средствами из лекарственных растений
И американский, и сибирский женьшень (элеутерокок) со¬держат микроэлементы и минеральные вещества, улучшающие общее состояние организма. Давайте ребенку старше 6 лет 10 капель женьшеня 1 раз в день 5 раз в неделю в течение 6 недель.
Эхинацея и желтокорень помогают преодолевать усталость и слабость после инфекционного заболевания. Давайте ребенку 1 дозу смеси эхинацеи и желтокорня в жидком виде 3 раза в день в течение недели.
Примечание: не следует давать ребенку эхинацею ежедневно свыше 10 дней подряд, иначе теряется эффективность препарата.
Лакричный корень помогает поддерживать деятельность надпочечника и преодолевать усталость. Давайте ребенку 1 дозу 2 раза в день в течение 2 недель.
Примечание: это средство нельзя давать при высоком кровяном давлении.

В рацион ребенка должны входить полезные цельные продукты. Нужно выявить, какие из них вызывают аллергию и не давать их ребенку.
Включите в рацион питания ребенка американский или сибирский женьшень и пищевые добавки.
Следите за режимом дня ребенка. Он должен ежедневно вставать и ложиться спать в одно и то же время. Давайте ребенку отдых, когда он чувствует себя усталым. Потребность в сне индивидуальна для каждого ребенка. Новорожденный может спать от 10 до 22 часов в день, хотя средним считается 16 часов. Большинству детей от 1,5 до 4 лет требуется 1—14 часов сна, включая дневной сон. Детям 4—8 лет достаточно 12 часов ночного сна. 4—6-летние дети иногда могут спать и днем. Детям в возрасте от 8 до 12 лет нужно спать 10—11 часов. Им нужно ложиться спать в 8—9 часов вечера. А подростки любят поспать! Многие из них утром вообще не вставали бы, если могли. И исследования показывают, что в этом возрасте потребность в сне действительно возрастает, поэтому подростку может быть действительно необходимо спать столько же, сколько ребенку в возрасте 1,5—4 лет. Вероятно, это связано с бурным ростом и развитием ребенка в этот период. Пусть в этом возрасте он сам решает, сколько ему спать. Следите за тем, чтобы он достаточно рано ложился спать, чтобы у него было достаточно энергии на следующий день, пусть он сам научится отвечать за последствия своих действий, а вы приучите его пользоваться будильником.


Профилактика

Лучший способ предупредить переутомление симптомы накопления усталости — обеспечить ребенку полноценное питание, следите, чтобы он постоянно занимался спортом, соблюдал режим дня, а исключения можно делать лишь в очень редких случаях. Следите также, чтобы перед сном у него было достаточно времени для того, чтобы успокоиться.
Переутомление может вызываться стрессом и беспокойством. Когда у вас в доме создается стрессовая ситуация, спокойно объясните ее ребенку. Ребенок, чувствующий ситуацию, которую с ним не обсуждают, будет строить догадки, которые кажутся ему страшнее и огорчительнее для него, чем то, что есть на самом деле. К тому же, ребенок часто думает, что виноват в случившемся именно он. При разговоре с ребенком проявляйте честность, любовь, тонкость и непременно ободряйте его.


Каждой маме нужно знать:

Бородавки — не воспалительные узелковые образования кожи вирусного происхождения. Наиболее часто встречаются на кистях рук и на стопах, но могут быть также на лице, шее и в области гениталиев. Бородавки могут быть разных видов. Подошвенные бородавки представляют собой круглые болезненные узелки на стопе. Плоские бородавки маленькие, цвета кожи, обычно растут скоплениями. Бородавки в области гениталиев очень заразны и передаются половым путем....

Ячмень — острое гнойное воспаление сальной железы края века. Часто поражена, бывает не одна сальная железа. Ячмени обычно бактериального происхождения. Ячмень появляется в виде красного опухолевидного образования, болезненного на ощупь. По мере того как образуется гной, покрасневшее место может превратиться в пузырек, наполненный жидкостью с маленьким, но видимым желтоватым пятнышком в центре. Глаз может слезиться. В конце концов пузырек лопается и начинается выздоровление. ...

Хотите, чтобы осень и зима прошли без неприятных эксцессов? Позаботьтесь о том, чтобы иммунная система малыша не подвела его в самый ответственный момент. Как повысить иммунитет у ребенка и не подхватить вирус? ...

Икота — рефлекторные сокращения диафрагмы, вызывающие внезапные сильные вдохи с характерным звуком. Чаще всего не причиняет никакой вред и проходит через несколько минут сама по себе. Даже в утробе матери дети могут икать. Эти явления не детские болезни, но все, же доставляют дискомфорт. ...

Безусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информационные технологии. Нужно только не переусердствовать в этом вопросе и не забывать, что психическое и физическое здоровье важнее всех знаний вместе взятых.

Ребенок, живущий в XXI веке, с раннего возраста сталкивается с огромным информационным потоком, источниками которого чаще всего являются телевидение, Интернет, школа, детский сад, книги, родители и учителя. Безусловно, расширение кругозора, получение новых знаний положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Однако длительное нахождение в насыщенной информационной среде может быть для него небезопасным. Почему? Когда я пишу эти строки, моя 7-летняя дочь сидит рядом за компьютером и тоже ловко нажимает на клавиши. У нее уже есть свой, пусть и игрушечный, обучающий компьютер, на котором можно решать логические, математические задачи, тренировать память, скорость реакции и многое другое. Это замечательно — ребенку легче осваивать школьную программу, благодаря интенсивному умственному развитию он способен к восприятию более сложной информации об окружающем мире. Но в то же время я очень хорошо вижу и понимаю, что интерес к компьютеру и телевизору может настолько поглотить ребенка, что он не будет ничего замечать вокруг. Эта опасность не в научных книгах — она у меня перед глазами.

Когда ребенку 6—7 лет, мы можем и должны управлять ситуацией, когда 13—14 и старше, то сделать это будет сложнее. Уход в виртуальный мир — это реальная угроза для психического и физического здоровья современных детей. Если ребенок при выключенном телевизоре и компьютере говорит, что ему скучно, нечем заняться, значит, мы не помогли ему найти и полюбить альтернативные занятия: чтение, спорт, прогулки или что-то иное.

Сегодня, например, воскресенье, выпал мягкий мокрый снег, и самое время пойти лепить снежную бабу. Забыв про Интернет и телевизор, мы с дочерью вначале взяли лопаты и расчистили дорожки, а потом на поляне слепили замечательную снежную красавицу, волосы которой были из веток и мха. Настроение после этого было прекрасное. Раскрасневшиеся и довольные, мы пришли домой, и дочь с энтузиазмом начала писать маленькую книжку «про скульптуру», сопровождая ее оригинальными рисунками. Эта маленькая, с увлечением сделанная книжка хранится у меня теперь в письменном столе.

Формировать у детей интерес к чему-либо при отсутствии оного у себя самого — бессмысленная затея. «Давай танцевать под музыку!» — говорю ребенку в очередные выходные. «Ура! Давай!» — отвечает радостно ребенок. Сколько возможностей, когда ребенку 6—8 лет!

В современном мире, когда требования к уровню образования и интеллектуальным возможностям детей постоянно возрастают, ребенок находится во власти наших родительских амбиций. Ребенок еще не начал ходить и говорить, а мы стремимся обучать его в группах раннего развития. Позже добавляется изучение иностранных языков, компьютера, хореография, бассейн и многое другое. Не удивительно, что в настоящее время подавляющее большинство детей не желают идти в школу. Их жизнь уже до школы была расписана по минутам, времени для игр и детского творчества не оставалось.

Сыну моих знакомых было чуть больше 4 лет, когда детство у него закончилось. Всю неделю он был обязан посещать кружки: акробатический, по рисованию, по развитию речи, танцевальный и т. д. Конечно, после первой же насыщенной полезными занятиями недели с ним приключилась настоящая истерика, он отказался куда-либо идти и что-либо делать. Он громко

кричал, разбрасывал вещи и совершенно не слышал взрослых. Мама тщетно старалась объяснить ему, что «за все заплачено», и потому он должен ходить. Для ребенка такая нагрузка непосильна! Резервы психики дошкольника еще очень малы, и поэтому вследствие перегрузок у него наступает утомление, которое в свою очередь влечет за собой все признаки плохого поведения: капризы, раздражительность, повышенную возбудимость и т. д.

Появлению утомления способствуют не только интеллектуальные перегрузки, но и уменьшение продолжительности ночного сна, нарушение дневного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе.

Приведем нормы продолжительности занятий, сна и прогулки для детей дошкольного возраста.

Продолжительность занятий в дошкольном возрасте

В 3—4 года продолжительность занятий должна составлять 10—15 минут, в 4—5 лет — 20 минут, в 5—6 лет — 20—25 минут, в 6—7 лет — 25—30 минут. Конечно, если ребенок чем-то увлечен, он может заниматься и намного дольше. Если это не наносит вреда его здоровью, то вмешиваться не надо.

Продолжительность сна у детей

Пребывание детей на свежем воздухе

Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4—4,5 часа, а летом по возможности весь день.

Чем меньше ребенок, тем быстрее у него развивается утомление. Например, у ребенка грудного возраста бодрствование в течение 1,5—2 часов приводит к утомлению даже без активной деятельности. Быстрее всего у ребенка наступает утомление в ответ на монотонную деятельность; 5-летние дети утомляются быстрее, чем 6—7-летние.

С 5—6 лет дети начинают активно осваивать компьютер. К сожалению, в последнее время появилось много семей, в которых дети начиная уже с раннего возраста проводят большую часть суток за компьютером. У них, естественно, формируется компьютерная зависимость, и если мама отказывается включить очередной мультик, ребенок становится агрессивным и неуправляемым. Безусловно, компьютерные игры для дошкольников — интересный и увлекательный вид деятельности. Он дает ребенку новый способ усвоения знаний, позволяет самостоятельно изучать различные явления, непосредственно участвовать в происходящем на экране. Однако работа на компьютере вызывает сильное напряжение и довольно быстро приводит к утомлению, которое не всегда замечают взрослые. Дети, впрочем, также не замечают усталости. У ребенка уже глаза «не смотрят», спина затекла, а он в радостном возбуждении восклицает: «Я не устал!» Понятно, что это успокаивающе действует на родителей, тем более что ребенок занят делом и никому не мешает.

Физиологи давно уже доказали, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач.

Более того, в Японии и Англии у детей, которые с раннего возраста увлекаются компьютерными играми, был выявлен синдром «видеоигровой эпилепсии», проявляющейся головными болями, длительным спазмом мускулатуры лица, нарушением зрения, появлением негативных черт характера.

Время наступления утомления может быть различным не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных случаях; в зависимости от его состояния, настроения и других причин, утомление возникает в разные сроки.

По каким признакам можно определить наличие утомления у ребенка:

Повышенная отвлекаемость;

Частая смена позы;

Непривычные движения рук, ног (трясение, постукивание и т. п.);

Неприятная мимика (кривляние, тики);

Неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Что можно сделать для профилактики утомления

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственных занятий и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями, после занятий предоставлять детям достаточно длительный отдых.

Частые утомления приводят к переутомлению и глубоким нарушениям поведения, поэтому важно вовремя распознать причины этого состояния и помочь ребенку.

Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут. Также важно знать, что зрительная система детей в период дошкольного и младшего школьного возраста интенсивно совершенствуется. Поскольку именно занятия на компьютере вызывают наибольшее зрительное утомление, необходимо выполнять следующие упражнения.

«Метелки» . Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет от 1 до 10—15.

«Далеко — близко». Дети свободно располагаются около окна. Ведущий называет сначала удаленный предмет, а через 2—3 секунды — близко расположенный. Повторить 6—8 раз.

«Филин». Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.

«Наряди елку» . При выполнении этого упражнения ориентирами для поворотов головы и туловища являются игрушки, сказочные персонажи и т. п. Они развешиваются в разных частях комнаты. Например, игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать глазами по всему помещению. Елочку помещают или изображают в центре стены или чуть ниже. Игрушки развешивают в углах комнаты, под потолком, так, чтобы возникала необходимость поворачивать голову то в одном, то в другом направлении. Ведущий просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо. Поворачивая лишь голову, отыщите в комнате игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их». Темп выполнения упражнения произвольный. Продолжительность — 1 минута.

«Поймай зайку» . Дети располагаются на ковре. Ведущий включает фонарик, запускает «солнечного зайчика» на прогулку. Дети, «поймав» глазами «зайчика», следуют за ним, не поворачивая головы. Игра длится 45 секунд.

По материалам книги Е. И. Шапиро «Как пробудить у ребенка интерес к учёбе»

Елена Подосёнова
Лекция-консультация «Детское переутомление»

Детское переутомление - одна из причин плохого поведения ребенка. И нам педагогам следует обращать на это особое внимание. На одном из родительских собраний, я выступила по данной теме, с целью просвещения родителей о том, к каким последствиям может привести данное состояние и как этого можно избежать.

Добрый вечер уважаемые родители!

Сегодня мне бы хотелось акцентировать ваше внимание на наиболее часто задаваемом вопросе родителей детей: "Почему ребенок начинает плохо себя вести?"

Вариантов ответа несколько. Это и возрастные кризисы, и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка проста - это усталость, переутомление …

А что же это такое утомление?

Утомление - это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной системы ребенка.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному ребёнку).

Портрет психологически здорового ребенка:

активный,

самостоятельный и доброжелательный,

помогающий и любознательный,

инициативный и уверенный в себе,

открытый и сопереживающий.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, у него пассивное настроение и подавленный вид. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т. д. Внимательным родителям сделать это несложно.

Признаки утомления , усталости: могут у всех проявляться по-разному, но вот некоторые из них:

Подавленное настроение;

Медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

Трудности с засыпанием;

Некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;

Нарушения в координации движений, особенно рук;

Возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т. д. ;

Может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная ребенку: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Повторюсь, что у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Среди причин переутомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребёнку предоставляются обязательные требования, постоянное нахождение ребёнка, где множество народу, нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например, недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике, плохое освещение и т. д.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки, а затем следует переутомление – это уже болезненное состояние, требующее психолого-педагогической или порой медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т. д.). Поэтому необходимо уделять особое внимание этому процессу.

Конечно, каждый родитель, по-своему стремится, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, - то есть прежде всего психологически здоровым. Если вы действительно этого хотите, тогда…

Чтобы избежать утомления, переутомления, придерживайтесь следующих правил:

Естественно необходимо следить за состоянием своего ребёнка, реагировать на его жалобы;

Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, в общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, чтобы всё было в норму);

Соблюдайте режим;

Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон в выходные дни;

Обеспечьте побольше витаминов для своего ребёнка;

Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду. Свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм;

Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;

Предлагайте новые игрушки, игры. Играйте вместе!

Чередуйте спокойные и активные занятия;

Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а чередует их с подвижными играми;

Необходимо обеспечить малышу своевременный отдых;

А ещё очень важным является - совместный отдых в летнее время. Все мы работаем, целый год. К концу года, мы не только утомлены рабочей рутиной, но и истощены, как морально, так и физически и очень ждём недождёмся отпуска, когда мы можем отдохнуть, заняться своими делами, и, наконец, уделить должное внимание своему ребёнку, которое так ему необходимо. Ребёнок, так же, как и взрослый тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований которые предоставляются в дошкольном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое время смену деятельности. Стремитесь к большему разнообразию, в это время. Будьте хорошим примером для него!

Большое спасибо за внимание!

Желаем всем здоровья и эмоционального благополучия!

Памятка родителям

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать школу, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т. д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

От возраста. Чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает.

От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т. д.).

От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: