Ребенок к концу 6 месяца. Шестой месяц

На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.

Физическое развитие

За этот месяц кроха, как правило, прибавляет в массе около 650–700 граммов, а в длину вырастает приблизительно на 3 сантиметра. Увеличиваются окружности головы на 1 сантиметр и груди на 1,5–2 сантиметра. На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.


Лежа, ребенок может с интересом рассматривать игрушки, лежащие перед ним, и даже попытаться протянуть руку к игрушке. Малыш норовит ползать на животе вперед или назад, может перевернуться с живота на спину. Пока еще не очень уверенно и недолго, ребенок сидит, прислонившись к опоре - в детском креслице или в подушках. Сидячее положение открывает новые возможности для исследования предметов и игры с ними. Ребенок подолгу трясет погремушкой, вслушиваясь в ее звучание, рассматривает и тянет игрушку в рот. Выронив погремушку, малыш пытается отыскать ее глазами.

Показатели ребенка от 5 до 6 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

63.98-66.92 см

7.385-7.825 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Думаете, что крохе еще рано ползать?

Давайте попробуем научить его этому. Итак, ребенок лежит на животе. Положите на коврик одну или две знакомые ему игрушки так, чтобы кончики пальцев малыша чуть касались одной из них. Сядьте на пол напротив и поощряйте его попытки дотянуться до игрушки. Возможно, его «барахтанья» ножками и ручками немного продвинут малыша к игрушке и он прикоснется к ней или схватит ее.

Облегчите работу крохе! Положите его на животик так, чтобы ножки могли упереться в стену, когда он начнет «барахтаться», чтобы дотянуться до игрушки. Может быть, не с первой попытки, но успех обеспечен! Или подставьте к ступням малыша свою руку, чтобы он мог упереться в нее, когда будет тянуться к игрушке. Можете чуть-чуть «подтолкнуть», надавить на его ступни, и он немного продвинется вперед. Порадуйтесь вместе с малышом успеху и обязательно похвалите его!

Психическое развитие

Находясь в комнате вместе с взрослыми, малыш старается быть активным участником событий, которые происходят вокруг него. Он пытается привлечь внимание взрослых, «подзывая» их к себе различными звуками. У ребенка появляется лепет, который усиливается, если взрослый заговаривает с ним или улыбается ему. При виде родителей малютка может производить так называемые «выкрики» радости. Находясь в одиночестве, малыш также может произносить различные звуки и звуковые цепочки, а при появлении в поле зрения взрослого - начинает активнее лепетать.

Звуками он может выражать удовольствие или хорошее самочувствие. Кроха внимательно прислушивается к звукам, которые произносит, и радуется, когда их слышит.


У малыша улучшаются зрение и слух. Он начинает замечать цветовые различия (желтый и синий цвет), внимательно смотрит на родителей, ощупывает лицо мамы руками, прикасается к носу, глазам, дергает за волосы, сует родителям пальцы в рот, когда они с ним разговаривают. Ребенок замечает изменения в окружающей обстановке (например, когда родители меняют игрушки на мобиле, совершают действия с игрушками) и эмоционально реагирует на эти изменения. Малыш начинает прислушиваться к звукам окружающей среды - звонку телефона или урчанию работающей бытовой техники, пытается отыскать глазами источник звука. Расстояние, на котором ребенок реагирует на удаленные звуки, увеличивается до 2,5–3 метров.

Ребенок громко смеется, когда с ним что-либо делают, например, когда папа поднимает и опускает его, щекочет, дует на животик и волосы. Такие игры становятся любимым времяпрепровождением растущего малыша и родителей. Положив ручки малыша на свои губы или щеки, вы можете вызывать его смех, произнося с разными интонациями и мимикой звуковые цепочки, например «ба-ба-ба» , «ма- ма-ма " и т. д.

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Возьмите чадо на руки, поднесите к зеркалу, и привлеките его внимание к отражению (постучите пальцем по зеркалу, позвоните в колокольчик за зеркалом). Сначала помашите перед зеркалом своей рукой и скажите: «Привет, привет!», а затем обхватите ручку малыша и помашите ею тоже. Когда вы находитесь перед зеркалом, выполняйте разные действия: хлопайте в ладоши, качайте головой, машите рукой, надувайте щеки, показывайте крохе язык и т. п.

Ребенок сейчас учится дотягиваться до предметов и захватывать их рукой. Он совершенствует хватательные движения и координацию рук. Повесьте перед малышом на шнурке игрушки разного размера на таком расстоянии, чтобы он мог до них дотянуться. Не вешайте их слишком далеко, иначе, если малыш не сможет дотянуться и достать их, у него пропадет к ним интерес. Вложите в руку ребенку игрушку (погремушку, небольшой кубик или мягкую игрушку). Малыш будет учиться перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать игрушкой или бросать ее перед собой. Положите перед ним несколько игрушек, чтобы маленький учился дотягиваться и брать игрушки самостоятельно. Не забывайте хвалить кроху за успехи!

Включите музыку, но не очень громко. Через несколько секунд выключите звук, а потом опять включите. Вы увидите, что малыш замечает, когда есть звук и когда его нет. Не оставляйте магнитофон включенным на долгое время. Постоянный звуковой фон не очень полезен для малыша, он быстро начинает уставать, может начать зевать или капризничать. Давайте чаду слушать разную музыку: медленную, спокойную и ритмичную. Не забывайте поговорить с ним о том, какую музыку он слушает (грустную или веселую). Можно взять кроху на руки и потанцевать с ним, двигаясь в ритме музыки. Улыбайтесь и поощряйте смех малыша. Детям нравится двигаться в ритме музыки вместе с мамой!

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 5 до 6 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Малыш продолжает исследовать окружающие предметы

Он не только слушает звуки и смотрит вокруг. Особенно ему нравится тянуть все предметы в рот. Пока его рот - это лучший инструмент для исследования предметов. Он кусает предметы, облизывает, пытаясь по-разному ощутить их. Не мешайте чаду тянуть игрушки в рот, тщательно следя при этом за их чистотой. Когда он подрастет и научится изучать игрушки по-другому, малыш не будет тянуть все предметы в рот. А пока давайте ему игрушки разные по форме, размеру и весу, из разных материалов (деревянные, резиновые, пластиковые, тряпочные).

Главное, чтобы материалы из которых изготовлены все игрушки, были безопасными. А сами предметы не были острыми и слишком мелкими. Тянуть игрушки в рот полезно не только для того, чтобы их лучше изучить. Это полезно и для последующего обучения навыку самостоятельного приема пищи. В будущем ребенку можно дать в руку сушку или крекер и помочь поднести руку ко рту. Малыш будет учиться откусывать и разжевывать пищу. Знакомьте кроху с разными вкусовыми ощущениями, но делайте это осторожно, чтобы не вызвать аллергии. Можно намазать пальчики малыша медом и подвести их ко рту, если он сам не тянет их в рот. В другой раз можно намазать их вареньем или кислым лимоном.

Кроме этого, маленькому человеку полезно узнавать новые запахи. Это в дальнейшем обезопасит его жизнь. Дайте ему почувствовать разные запахи, приятные и неприятные: запах ваших духов, запах молока, запах, дыни, запах чеснока, ванили и т. д. Скатайте несколько ватных шариков. Смочите один духами, другой - соком какой-либо свежей ягоды и по очереди поднесите к носу малыша.

Помните, что у деток с аллергией подобные эксперименты недопустимы. Посмотрите на его реакцию, и вы поймете, какой запах ему больше нравится. От неприятных запахов он будет отворачиваться и морщить нос. Через несколько дней познакомьте малыша с другими запахами (йогурт, детский шампунь или мыло и т. п.) Не подносите слишком близко к его носу шарики с очень резким запахом.

Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода - серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?

Физиологическое развитие

Первое, что сделает педиатр во время планового приема - измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес - от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.

У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.

Развитие самостоятельности и опрятности

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.

Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.

Мелкая моторика

Способность хватать предметы - главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.

Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.

Ползание

От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.

В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.

Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.

Учимся сидеть

Любопытство - главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.

Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.

Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.

Учимся стоять

Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, "танцуют", подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.

Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, - активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.

Мышление

Осознавать простейшие причинно-следственные связи - это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.

Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть - она рассыпется.

В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.

Речь

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: "Где у нас часики?" - часто следует указательный жест в правильном направлении.

На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: "ма", "гу", "ба", "де", пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.

В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка - "мяу-мяу", часы - "тик-так", машинка - "би-би". Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.

Эстетическое развитие

Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную - затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.

В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.

Эмоциональное развитие

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, "сучит" ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.

Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.

В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.

Что умеет недоношенный ребенок в 6 месяцев?

Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:

  • узнавать родных, активно общаться с ними, реагировать на мимику, интонацию;
  • настораживаться при появлении чужого человека;
  • учиться переворачиваться со спины на живот;
  • смеяться, лепетать;
  • реагировать на звуки, оглядываться в их сторону;
  • проявлять интерес к игрушкам, держать погремушку в руках;
  • при поддержке взрослого опираться ногами о твердую поверхность, отталкиваться от нее.

Тревожные признаки

Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.

Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:

  • малыш не реагирует на близких, не умеет улыбаться, не просится на руки;
  • полностью отсутствует лепет;
  • кроха не поворачивает голову к источнику звука, не слышит шуршание бумаги за спиной;
  • нет интереса к игрушкам, малыш не может взять в руку кубик, удержать его;
  • когда грудничка ставят вертикально, он просто повисает, не упираясь ногами в поверхность и не пытаясь отталкиваться;
  • если ребенка приподнять за руки из положения лежа на спине, у него заваливается голова;
  • лежа в кроватке, малыш не пытается перевернуться со спины на животик и обратно.

Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.

Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции - основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.

Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев малыш впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрасте весят от 7 до 9 кг , а их рост составляет 65-70 см.

На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.

Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно , а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».

В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.

В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.

К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки , в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.

Нервно-психическое развитие

В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.

В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.

Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.

К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам. Так в 6 месяцев ребенок должен уметь.

Малышу полгода? Как подрос и повзрослел ребенок! Но, несмотря на внешние изменения, произошедшие с крохой с рождения до этого маленького юбилея, многие родители беспокоятся: а соответствует ли развитие ребенка в 6 месяцев нормам? Все ли в порядке с малышом? Как организовать распорядок дня маленького члена семьи и как развивать его?

Физиологическое развитие в 6 месяцев

Сколько должен весить полугодовалый ребенок и каковы нормы роста в этом возрасте?

Нормы: Педиатры России, ВОЗ

Европейские педиатры и отечественные несколько расходятся во мнении, где границы нормального роста и веса. ВОЗ вводит диапазон нормы шире.

Рост (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Вес (мальчики, девочки)

Отечественная педиатрия:

Нормы ВОЗ:


Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Кроха растет растет и его потребность в познании мира. Ведь теперь малыш столько умеет!

Двигательная активность

Ребенок в полгода отлично сохраняет равновесие на животе, не только отлично держит голову, но и контролирует движения ею. Он приподнимает тело, опираясь на руки, подтягивает его, передвигаясь по-пластунски. Очень многие детки уже способны ползать на четвереньках.

Садиться самостоятельно в полгода умеют далеко не все малыши, но, посаженный с помощью взрослого, ребенок неплохо удерживает спину без опоры.

Малыш уже активно манипулирует своими пальчиками, способен брать в ручки небольшие предметы, перекладывать их из одной ладошки в другую. Сейчас важно развивать мелкую моторику: это не только делает пальчики гибкими и сильными, но оказывает влияние на речевое развитие.

«В шесть месяцев опыт малыша увеличен несказанно: ребенок сидит за общим столом и, можно сказать, участвует в разговоре, передвигается по квартире, пытается делать первые самостоятельные шаги, - пишет Михаил Федотов, врач и прозаик и отец десятерых детей. - Ребенок изучил, как работают дверцы шкафа, нашел и запомнил все низкие полки, с которых так здорово падают книжки. Он знает, где живут гремящие кастрюли – вообще всех умений и знаний не перечислить!»

Зрительное восприятие

Продолжает совершенствоваться зрение ребенка: он различает больше цветов, четче видит очертания предметов на дальнем расстоянии. Ребенок жмурится при ярком свете, может прищуриваться при разглядывании игрушек – это нормальные рефлексы, а не нарушение зрения. Малыш способен фокусировать взгляд на предмете, который находится на расстоянии от носика на 7-8 см.

Некоторые малыши косоглазят, но к году это обычно проходит. Истинное косоглазие выявит при осмотре только офтальмолог.



Слуховое восприятие

Малыш прекрасно слышит даже негромкие звуки, активно ищет их источник. Он различает голоса членов семьи. Резкие звуки способны испугать малыша. Теперь даже во сне он реагирует на внезапный шум и может проснуться.

Анастасия, мама шестимесячного Никиты: «Я была уверена, что сон малыша крепок, и разбудить ребенка сложно. Недавно, пока Никитка спал, решила навести порядок на кухне. Дверь в детскую открыла, чтоб слышать, если сын проснется. Внезапно обрушилась полочка с посудой. Грохот был жуткий, а сын сразу проснулся и зашелся криком: очень долго успокаивала. Теперь Никитка часто вздрагивает во сне, плачет с закрытыми глазами, видимо, испуг был сильный! Наблюдаемся у невролога».

Понимание и развитие речи

В полгода кроха не только гулит, а активно лепечет, повторяя продолжительное время один и тот же слог. Многие детки замечают реакцию родителей на это: увидев восторг мамы на «ма-ма-ма», малыш начинает лепетать еще активней.

Ребенок может и подражать интонации родителей: лепетать тише или громче, покашливать, напевать. Он активно вовлекается в диалог: расположитесь рядом, чтобы малыш видел ваше лицо, слушайте, пока малыш «говорит», а в паузах вставляйте свои реплики. Когда замолчите вы, малыш продолжит разговор.

Познавательное развитие ребенка в 6 месяцев

Общение – главное условие познания окружающего мира. Комментируйте увиденное, рассказывайте ребенку о своих действиях. Подносите малыша к окну, объясняйте, какая на улице погода. Во время прогулок, пока кроха не заснул в коляске, возьмите ненадолго его на руки – так обзор значительно увеличится. Если есть возможность – показывайте животных (птиц, собак, кошек): увиденные вживую, животные скорее будут запоминаться ребенком, чем те, что на картинках.

Позвольте играть малышу на полу или на травке в саду: это не только научит его скорее ползать и ходить, но даст более полное представление об окружающем мире (можно дотянуться до чего захочешь и все потрогать).


Эмоционально-социальное развитие ребенка в 6 месяцев (комплекс оживления)

Ребенок способен различать «своих» и «чужих». Он либо проявляет комплекс оживления, радостно улыбается при виде близких, либо хмурится и смотрит насторожено на незнакомых. Появление страха перед незнакомцами – нормальное явление! Не стоит бегать по врачам или искать знахарку и лечить кроху от испуга.

Детки способны осознавать, что оказывают на людей влияние: могут нарочно кривляться, показывать язык, ожидая реакции окружающих. При положительной реакции – начинают привлекать к себе внимание еще активней.

Психологические изменения

Сейчас у малыша способны формировать привязанности не только к родителям, но и другим людям (бабушкам, дедушкам, сестренкам, братишкам, крестным и т.д.), а также к предметам. Ребенок может избрать любимую игрушку. Некоторые малыши объектом предпочтения могут сделать довольно странные вещи: подушку или одеяльце, пеленку, определенную пустышку и т.д.

У крохи начинается формирование логического мышления и причинно-следственных связей: он понимает, если бросить игрушку на пол, она упадет и раздастся шум. Здесь нужно быть осторожнее, потому что уже сейчас это открытие может стать благодатной почвой для развития манипуляций: если заплакать, мама прибежит.

Малыш может менять свое настроение по нескольку раз в день. Причин резкого эмоционального перепада огромное множество: недостаточный сон, голод, физический дискомфорт (мокрые штанишки, зуд от опрелостей, боль в животе или зубная), испуг, усталость, духота и т.д. Если малыш каждые пять минут то плачет, то смеется, просится на ручки – это не избалованность, а признак правильного психологического развития: эмоции и чувства активно развиваются, а способы их выражения еще не «созрели».

Краткая таблица навыков

Внимание! Таблица развития включает усредненные показатели. Развитие каждого ребенка индивидуально и отклонения в нем может диагностировать только специалист.

В целом, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, зависит от таких факторов как:

  • родился малыш в срок или недоношен;
  • в норме ли его вес и рост или превышает ее;
  • наличие неврологических отклонений;
  • генетическая предрасположенность к быстрому либо отстающему развитию.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Чтобы помочь своему крохе расти не только счастливым, но и здоровым как физиологически, так и психически, нужно знать, как развивать ребенка в 6 месяцев. Это не сложно, ведь все занятия можно легко вписать в распорядок дня малыша.

Режим дня малыша

В 6 месяцев ребенок хорошо чувствует режим дня, если приучен к нему с рождения. Это важно, чтобы приемы пищи совершались в одно и то же время ежедневно, и промежутки между ними были одинаковы. Однако сейчас режим дня может немного измениться: вместо 3 дневных снов их станет 2, а ночью ребенок может проспать до 7 часов без пробуждения на еду либо и вовсе до утра. Между дневными снами важно обеспечить крохе активное бодрствование, включив в него массаж, гимнастику, прогулки, занятия и игры.

Упражнения и занятия с ребенком

Для физического развития включайте несложные упражнения в сеансы массажа и гимнастики. Можно на это время оставлять кроху без одежды, так получится добавить в физические упражнения элемент закаливания. Делая массаж, уделяйте особое внимание укреплению мышц спины и живота, массируйте пальчики ребенка.

Если есть фитбол – используйте его! Упражнения на мяче укрепляют все группы мышц:

  • Для укрепления шеи и спины – упражнение «Качалочка». Уложите ребенка спиной на мяч и, крепко держа за ноги, наклоняйте мяч немного взад-вперед.
  • Чтобы укрепить мышцы живота, делайте упражнение «Покачивание»: уложите ребенка животиком на мяч и, поддерживая его за спинку, покачивайте мяч вправо, влево, вверх и вниз.
  • Для укрепления ног - «Пружинка». Сядьте на пол и зажмите между колен фитбол. Поставьте ребенка на мяч и, крепко держа за бока, немного попружиньте, чтобы ребенок понял, что нужно делать.

Занятия плаванием для малышей – хороший способ укрепить не только мышцы, но и иммунитет. Посещайте бассейн пару раз в неделю и занимайтесь под руководством опытного детского тренера.



Развивающие игры с ребенком в 6 месяцев

Игры с ребенком в 6 месяцев – отличный способ развить навыки общения, интеллект, воображение и логику.

ПРЯТКИ

В «прятки» играть можно по-разному. Прятаться может сам малыш, закрывая личико ладошками или пеленкой. Помогайте ему, пока искусство прятания не будет освоено. «Прячьте» ребенка и спрашивайте: «Где наш малыш?». А когда «найдете», приветствуйте: «Ку-ку!». Можно прятаться вам и звать по имени малыша из-за занавески или из-за бортика кроватки. Так вы развиваете и слух крохи! Если же ребенок ползает, прятаться можно понадежнее: так ребенок научится быть внимательным и догадливым.

МЯЧ

Небольшой мяч – очень полезная игрушка, развивает и сенсорику, и координацию движений, и мелкую моторику. Посадите малыша (лучше с опорой), сядьте на расстоянии вытянутой руки от него, готовясь подстраховать в любой момент. Катните по полу мяч, чтобы ребенок мог ухватить его руками. Можно приговаривать:

Мячик – мячик быстро скачет,
Быстро катится вперед!
Мяч не любит, если плачут!
Кто смеется – к тем идет!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры необходимы, их нужно проводить 2-3 раза в день. «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока» - эти игры нравятся всем малышам.

«Курочка»

Сложите пальчики щепотью, имитируя клювик. Постучите клювиком по другой ладошке:

Наша курочка пошла,
Зернышко в траве нашла.
Клювом зернышко «Клю-клю,
Очень зернышки люблю».

Попробуйте сложить пальчики в замок, немножко потрясти им:

Кто откроет нам замок,
Если ключика нет?
Кто бы ключ найти помог-
Тем мы дали бы конфет.

Легонько возьмите малыша за запястья, поводите в воздухе кистями рук, как будто красите забор:

Как мы красили забор
Снизу вверх, сверху вниз.
Стал уютным у нас двор –
Полюбуйся, оглянись.



Игрушки для детей в 6 месяцев

Какими должны быть игры и игрушки полугодовалого крохи? Конечно, развивающими. А еще – безопасными! Следите, чтобы мелкие детали не отваливались, материал игрушек был прочным, без наклеек. Кроме погремушек и мобилей, малышу понадобятся игрушки, в которых можно одни части вкладывать в другие, разбирать и вновь собирать, музыкальные игрушки, а так же прорезыватель для зубов, ведь сейчас у крохи очень чешутся десны.

Досуг

Что можно делать с ребенком, когда он не спит?

Прогулки

Малышу нужен свежий воздух и новые впечатления. Конечно, большинство крох впервые 15 минут прогулки засыпает, но используйте бодрствование на улице по максимуму. Хорошо, если кроме коляски у вас есть слинг, но можно и просто брать ребенка на руки.

Летом посадите ненадолго малыша в траву, дайте потрогать стебельки и листики, а зимой позвольте прикоснуться к снегу: это развивает сенсорику и удовлетворяет любопытство. Комментируйте все интересное, что встречается на пути.

Одевайте ребенка по погоде: не «парьте» летом, но не забывайте про головной убор, а зимой не допускайте переохлаждения.

Чем занять малыша

Если малыш подолгу бодрствует дома, кроме игр и гимнастики чем заняться с ним еще?

Потанцуйте! Включите музыку и двигайтесь под нее вместе с ребенком – это развивает чувство ритма.

Примите водные процедуры! Дополнительное купание, особенно в летний зной, не навредит.


Привлеките к делам на кухне! Готовите обед? Усадите малыша в стульчик или расположите на полу, дайте пару крышек от кастрюль, ложек и небьющихся мисок. Это займет малыша.

Ходунки и прыгунки. Если вы не смотрите на новшества как на опасность для здоровья ребенка, то воспользуйтесь этими помощниками. Не более чем на полчаса в день садите ребенка в ходунки или прыгунки, убедившись, что ему там безопасно. Малыш точно будет в восторге, а вы успеете хотя бы выпить спокойно чашку чая.

Когда малыша ничего не беспокоит, можно переделать кучу домашних дел, не дожидаясь, когда ребенок уснет. Просто выделите ему безопасное пространство, дайте интересных игрушек и все время держите в поле зрения, протирая пыль, поливая цветы, складывая одежду.

Питание ребенка 6 месяцев

В полгода, если ребенок не знаком с прикормом, самое время начать его вводить.

На грудном вскармливании

Одно грудное молоко не может обеспечить подросшего малыша необходимой энергией и питательными веществами. Но, познакомив ребенка с другой пищей, не отменяйте грудное вскармливание: питание взрослой едой – это дополнение к молочному рациону.

На искусственном вскармливании

Педиатры рекомендуют искусственникам вводить прикорм в 4 месяца, чтобы компенсировать недостаток витаминов и минералов, которые получают детки из грудного молока. К 6 месяцам рацион крохи может быть весьма разнообразен, включать каши, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Но молочная смесь исключаться не должна!

На смешанном

Деткам на смешанном вскармливании в полгода уже может быть знаком прикорм, а может быть и нет, но вводить его уже пора! В целом, рацион детей на смешанном вскармливании не должен заметно отличаться от питания малышей-грудничков.

Прикорм

Как вводить прикорм? Прикорм может быть педагогический, когда кроха пробует все по понемногу со стола родителей (естественно, родители при этом придерживаются принципов здорового питания) или педиатрический, советы и рекомендации по которому даст ваш педиатр, ориентируясь на развитие вашего ребенка. Например, малышам с недобором веса начинать знакомство с прикормом нужно с каш. Если кроха страдает запорами или у него избыток веса – первыми в его рацион должны войти овощи.

  • Каждый продукт вводим поэтапно. Начав знакомство с одним продуктом, каждый день на протяжении недели увеличиваем количество съедаемой пищи до 50 мг, докармливаем молоком.
  • Новую еду даем малышу с утра, следим за реакцией организма (нет ли сыпи, каков стул малыша и т.д.).
  • Готовить можно самим, а можно покупать еду промышленного производства (пюре в баночках, каши в пачках).
  • Кормить нужно с ложечки. Нельзя оставлять недоеденную пищу на следующий раз!

Елена, мама семимесячной Алины: «Мы прикорм хотели ввести после 6 месяцев, но в начале пятого стало очевидно, что одним моим молоком дочка не наедается. Это проявлялось частым требованием груди, плачем, плохим сном. Визит к педиатру подтвердил мои опасения: недобор веса! Так в 5 месяцев мы стали потихоньку кушать каши».



Уход и гигиена

В целом, гигиенические процедуры в полгода не претерпевают особых изменений. Купание перед ночным сном – обязательно. Если малыш хорошо сидит в ванночке, можно давать ему игрушки. Для безопасности есть смысл заменить ванночку глубоким тазом: это обеспечит поддержку спине ребенка и снизит риск того, что малыш может погрузиться в воду с головой. Для ухода за детской кожей можно использовать гипоаллергенные шампуни и пены для купания.

Мыть ручки нужно чаще: теперь ребенок много проводит времени на полу! Мыть стоит и игрушки, используя для этого детское мыло, а не порошок.

Заключение

Шестимесячный малыш отличается активностью и любознательностью. Ему необходима энергия, чтобы познавать этот мир. Правильный режим дня и полноценное питание с учетом возрастных потребностей – именно здесь малыш черпает свои силы. Общайтесь со своим малышом, обеспечьте ему правильный уход и условия для полноценного развития, и счастливая улыбка ребенка станет наградой за ваши старания.

Своеобразный рубеж и переход к другой стадии развития – полугодовалый возраст малыша. Его не назовешь грудничком, несмотря на то, что он может продолжать сосать грудь. Все его действия, сознание переходят на новый этап. Потому резонным становится вопрос, что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Существуют ли какие-либо особые критерии, по которым определяется норма развития?

Физиологические изменения

К этому возрасту малыш обладает уже определенными навыками, демонстрируя, как он развивается. Первый признак – умение самостоятельно совершать перевороты со спины на живот. Действует малыш осознанно.

К 6-месячному возрасту у него получается держаться одной рукой, лежа на животе, а вторую использовать для достижения цели: взять игрушку, дотянуться до интересной вещи. Мышцы спины развиваются в правильном темпе, они способны оказать поддержку ребенку, пусть даже ненадолго.

Некоторая категория детей умеет сидеть без поддержки или с небольшим количеством опор: валики, подушки. Это отличный возраст, чтобы начать развивать кроху к умению сидеть. Гипертонус, присущий грудничкам с момента их рождения, практически исчезает. Многие уже по-своему передвигаются, ползком на животике или перекатываясь.

Малыш обеими руками крепко хватается за опоры, пытаясь не только сесть, но и приподняться. Маленькие любознайки начинают активно познавать окружающий мир. Особо проворные встают, держась за ограждения кроватки, другие же переходят от мыслей к делу, совершая первые движения к попыткам ползти. У многих получается. Если такой порыв отсутствует, то это не повод для беспокойства. Все детки разные. Ребенок может передвигаться сидя, помогая себе ручками, или сразу пойти.

О желании ходить детский организм подает следующий сигнал. Если взять кроху за подмышки и придерживать, то он с радостью постарается оттолкнуться ножками, подпрыгнуть или даже потанцевать. Происходят активное развитие, укрепление тазобедренных мышц.

Физические изменения

Следуя условной таблице, можно наблюдать изменения физических показателей. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по весу, росту, окружности головы, грудной клетки. Независимо от пола, он набирает к полугодовалому возрасту около 650 граммов. Его рост увеличивается на два сантиметра, грудная клетка — в среднем на 1,5 сантиметра, и примерно на полсантиметра — окружность головы.

Изменения касаются не только роста, но и прорезывания первых зубиков, одного из самых важных этапов малыша. Этот процесс может сопровождаться небольшим нарушением работы желудочно-кишечного тракта. Параллельно могут отмечаться поднятие температуры, обильное выделение слюны. Малыш нередко становится капризным, плачет.

Данный период пройдет. Облегчить состояние малыша помогут специальные игрушки-прорезыватели, охлаждающие гели с эффектом анестезии. Гель наносят себе на палец, массируют воспаленную десну. Первое посещение стоматолога приходится именно на полугодовалый возраст.

Эмоциональные и речевые изменения

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Данный момент позиционируется активным развитием мелкой моторики. Малыш способен удержать по одному различному предмету в каждой руке. При этом он внимательно их изучает, поворачивая из стороны в сторону. Не считается отклонением, если он не только ощупывает вещь, но пытается попробовать ее «на зубок». Это врожденный инстинкт, считающийся нормой. Становится легче кормить его с ложечки, так как кроха научился губами «снимать» с нее еду.

Он делает первые попытки произносить слова. Правда, это больше походит на лепет. Произносятся первые сочетания гласных, согласных звуков. Кроха лишь подражает взрослым, потому так важно общение. Развитию ребенка в 6 месяцев, у девочек особенно, характерно умение произносить около 40 звуков. Однако такой лепет не несет смысловой нагрузки.

Кроме первых попыток разговаривать грудничок уже не просто прислушивается к словам взрослых, но и пытается их понять. Например: если назвать вещь знакомым именем, он попытается визуально ее найти. Можно понять малыша, когда он просится на ручки. Он узнает, различает знакомые голоса. Особенно хорошо он знает мамин голос, может распознать его даже, если она находится в соседней комнате.

У него появляются первые признаки последовательного сознания. Например, малыш знает: если предмет упадет, то издаст звук. Игрушки он бросает специально, чтобы понаблюдать за процессом, как они летят, как падают, и какой звук при этом получается. Дети ведут не просто наблюдательный процесс, они пытаются найти вещам практическое применение и очень рады, когда взрослые им показывают, как с ними обращаться. Формирование причинно-следственных связей не означает прогрессивное интеллектуальное развитие. Оно начнется чуть позже.

Сидя на коленках, они умеют проявлять ласку, прижимаясь к взрослому. Чуть меньше сторонятся посторонних, незнакомых им людей, но при этом соблюдают дистанцию и не очень охотно идут на контакт.

Сигналы опасности

Независимо от количества месяцев развитие происходит у каждого малыша индивидуально. Отсутствие некоторых вышеперечисленных навыков не говорит об отклонениях. Но существует ряд признаков, которые должны насторожить, так как они могут влиять на отсталость в развитие, что в последующем приведет к более серьезным проблемам:

  • если к шести месяцем малыш не может переворачиваться с живота на спину и наоборот;
  • если, лежа на животе, он не пытается приподнять туловище или голову;
  • не крутит головой, чтобы осмотреть окружающее пространство;
  • если у него отсутствует навык умения сидеть с поддержкой;
  • если отсутствует интерес к игрушкам, а также желание опробовать вещь во рту;
  • малыш не лепечет, игнорирует, когда к нему обращаются.

Соблюдение распорядка

Для активного развития ребенка в 6 месяцев — девочки, мальчика — не имеет значения, очень важно поддерживать определенный режим дня. Распорядок способствует развитию и укреплению нервной системы.

Время ориентировочное. Режим подбирается исходя из личных особенностей малыша. Ему требуется не менее 14-16 часов сна в сутки. Днем рекомендован сон в два захода по 1,5-2 часа.

Ночной сон продолжительностью 6-7 часов должен быть непрерывным. Перерыв допускается, если кроха находится на грудном вскармливании. Некоторые дети продолжают просыпаться ночь по несколько раз. Так может продолжаться вплоть до момента отучения от груди. В некоторых случаях это проходит к трем годам: возраст, являющийся благоприятным моментом, чтобы отучить от маминого молока. По мере взросления ребенок будет реже прикладываться к маме, а сами моменты будут передвигаться ближе к утренним часам. Интересно: малыши-«искусственники» ночью на перекус не просыпаются. Многие педиатры связывают желание пососать мамину грудь больше как средство успокоения, нежели насыщения.

Для того чтобы грудничок хорошо спал ночью, промежуток между последним дневным и ночным сном должен составлять не менее четырех часов. Несмотря на то, что купать малыша можно чуть реже, специалисты рекомендуют делать это каждый вечер. Водные процедуры благотворно влияют на нервную систему, обладая успокаивающим воздействием. Кроме того, вода пробуждает аппетит.

Питание ребенка

Полугодовалый период – время начало введения прикорма. Организм ребенка усиленно нуждается в достаточном количестве всех необходимых витаминов и микроэлементов для роста и развития. Перед ведением прикорма необходима консультация педиатра.

Важность срока обусловлена рядом факторов. Позднее ознакомление с новой пищей может привести к отторжению малышом абсолютно новых для него вкусов. Нехватка минералов и витаминов приводит к недостатку многих веществ в организме. Поздний прикорм может стать причиной недоразвитого жевательного навыка.

Приучение нужно начинать в первой половине дня. В течение дня будет время понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. Оптимальная температура еды составляет примерно 37 градусов. Напитки желательно давать в специальных пластиковых стаканчиках-непроливайках (продаются в аптеках), а бутылочки с сосками оставить для поездок, прогулок.

У пухленьких детей внимание акцентируется на овощных и фруктовых пюре. Детям, которым нужно набрать вес, чаще дают каши. Ребенок должен вместе с новой едой пополнять свой энергетический баланс и знакомиться с новыми вкусами.

Упражнения и занятия

Для гармоничного развития с малышом необходимо играть в развивающие игры, заниматься. Идеальный вариант – заинтересовать кроху сортерами, предназначенными для детей этого возраста. Например, есть конструкции с отверстиями, в которые нужно вставить элементы соответствующего размера, формы. Разработать мелкую моторику помогут игры с крупами (горох, гречка, рис и другие).

Чему можно начать учить его? Отличать текстуру предметов, соотношения размеров, умению отличать цвета. На помощь придут современные игрушки, разработанные с учетом возрастного развития. При покупке внимание следует обращать на качество изготовления и материал. Психологи рекомендуют не выставлять ребенку все игрушки сразу. Грудничок, как правило, играет с двумя-тремя видами. Остальные можно убрать в мешок, коробку. Через неделю «надоевшие» предметы можно заменить на новые, добавив один элемент.

Малыш знает и хорошо чувствует эмоции родителей, а также практически безошибочно на интуитивном уровне распознает одобрение. Потому очень важно при каждом успехе крохи постоянно его хвалить. Для нормального физического, умственного и эмоционального развития актуальны массаж, ряд упражнений, в том числе и в воде, при условии, что ваше чадо не боится ее.

Не упустите момент грудничкового периода, в последующем будет возникать намного меньше вопросов. Например, родители дошколят перед отправкой их в начальные классы часто задают вопрос, что должен уметь ребенок в 6 лет? Осваивая все необходимые навыки в соответствующем возрасте, каждый этап развития маленький человечек будет проходить гораздо легче.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: