Ребенок играет только с механизмами часов. Как научить детей определять время по часам

Для взрослых определение времени по часам не составляет труда, но для ребенка это совсем незнакомый механизм, который показывает непонятные цифры.

Зачем нужно ребенка учить определять время?

Представьте, что вы совсем не можете ориентироваться во времени. Вы не знаете, когда вам нужно выходить на работу, когда возвращаться домой, когда наступит обед или же, во сколько ложиться спать и просыпаться.

Также и ваш малыш не понимает, как долго нужно ждать, чтобы мама забрала его из садика. Он может капризничать, если вы говорите ему подождать пять минут, ведь он не понимает - сколько это, может ждать придется целый день.

Если малыш подрос до того возраста, когда его можно оставлять одного дома, вы скажите ему, что вернетесь через два часа, а без умения определять время по циферблату ребенок будет растерян, он не будет знать, насколько долго мамы не будет рядом.

Чтобы ваш малыш мог ориентироваться во всех этих вещах, а также был более дисциплинированным, а также готовым к школе, его необходимо обучить определению времени по часам.

С какого возраста ребенка можно начинать знакомить с часами?

Нет определенного возраста, начиная с которого следует учить ребенка определять время по часам. Основным фактором тут является умение считать и визуально распознавать цифры хотя бы до 60.

Некоторые детки могут это делать в пять лет, другие - в шесть или семь.

С чего начать? Основные принципы обучению времени

Для начала объясните крохе общее понятие времени. Скажите, что оно движется только вперед, а также имеет свои составляющие: годы, месяцы, недели, дни, часы, минуты, секунды.

Вспомните о тех понятиях, с которыми малыш знаком - день и ночь. Объясните, что в совокупности день и ночь представляют собой сутки, которые каждый день длятся одинаковое количество времени - 24 часа.

Расскажите, что есть утро, когда кроха просыпается и завтракает, день, когда малыш обедает и ложиться поспать, вечер, когда нужно ужинать и готовиться ко сну, а также целая ночь, когда ребенок спит.

Объясните, что родители определяют, когда пора вставать, кушать или ложиться при помощи часов.

Покажите ребенку часы, расскажите, что на них есть. Посчитайте вместе с малышом все черточки, объясните, что каждая из них - минута. Сколько же минут вы насчитаете на циферблате? Правильно, 60. Когда длинная стрелка проходит 60 черточек, проходит один час, а сколько часов прошло, показывают большие цифры.

Занятия с часами

Смастерите с малышом часы из разноцветного картона. Стрелки можно прикрутить при помощи гайки и болта, или же придумать другой способ.
В процессе изготовления часов рассказывайте малышу, что означают все эти черточки и цифры; что маленькая стрелка - часовая. Она двигается медленно от цифры к цифре; большая - минутная, она двигается быстрее, и когда она проходит полный круг, это значит, что прошел час.




Приведу методику для обучения детей, как определять время по часам. Один мой хороший знакомый впечатлился курсами и внезапно вызвался сделать курс по этой теме) Соответственно методика и курс Определение времени по часам за его авторством.

Это был первый опыт, когда курс на сервисе делал не я, а другой человек. Опыт в целом удался, получилось здорово.

Мои предыдущие методики


Общая схема
Определять время по цифровым часам просто - достаточно прочитать две цифры, соответствующие часам и минутам.
Определение времени по аналоговым часам – более сложная задача, которую сейчас разберем.

Детально по каждому блоку

Шаг 0. Повторение сложения
Для успешного прохождения курса нужно уметь складывать числа в пределах 100 (чтобы вычислять минуты и переводить время из 12-ти часового формата в обычный). Также, желательно уметь умножать на 5 - это тоже поможет вычислять минуты быстрее.

Шаг 1. Понятия суток, полночи и полудня
Знание этого поможет сориентироваться во времени и подготовит к переводу 12 <-> 24.

Шаг 2. Понятия циферблат, часовая стрелка, минутная стрелка

Шаг 3. Определяем час в 12-ти часовом формате

Шаг 4. Считаем риски на циферблате и промежутки между ними
Разбираем минуту (маленький промежуток), 5 минут (большой промежуток).

Шаг 5. Определяем минуты
На основе уже приобретенного навыка подсчета рисок и умножения на 5.

Шаг 6. Дальше можно определять время в 12-ти часовом формате
На основании умения определять час в 12-ти часовом формате и умения определять минуты – это делается элементарно.

Шаг 7. В завершение определяем время в 24-х часовом формате
Используя понимание суток, полуночи (начало суток) и полудня (середина суток) изучаем разбиение суток на два круга часовой стрелки. Приобретаем навык определения времени в 24-х

Что нужно знать, чтобы начать
счет в пределах 100
сложение с переходом через десяток

Курс работает в прежней логике
навыки осваиваются постепенно
учиться можно самостоятельно (у многих детей это повышает уверенность в себе)
простейшие навыков переводятся на "автоматический" уровень

В завершение
Хочу сказать большое спасибо Дмитрию за методику и курс . Уверен, что многим он будет полезен.
P.S. Для этого курса я специально сделал виджет, который позволил удобно рисовать аналоговые часы, вставлять их в задания и создавать задания с рисунком (часов) автоматически. Вроде ничего получилось)

Родители – это проводники ребенка в этот сложный и разнообразный мир. В природе любые родители учат детеныша необходимым жизненным навыкам. Животные непременно учат кроху терпению, показывают, как добывать себе пищу, как защититься от опасности. Задача человека тоже не проста. Сегодня недостаточно научить малыша ходить, держать ложку, самостоятельно одеваться и ухаживать за собой. Современный мир диктует свои условия — чтобы малыш вырос полноценным и конкурентоспособным, он с раннего детства должен многое узнавать. И один из самых необходимых навыков – это умение определять время по часам, ориентироваться во времени, знать о временных промежутках и т.д. В этой статье поговорим о том, когда учить ребенка распознавать время, а также рассмотрим самые простые, но эффективные методики обучения.

Когда учить ребенка определять время по часам

Для ребенка время – это непонятное и абстрактное понятие, которое в большинстве случаев ни о чем не говорит. То есть, когда мама говорит «нет времени» – это понятно, но откуда его взять и где раздобыть – совершенно неясно. Знакомство со временем начинается уже после двух лет, когда ребенок начинает осваивать такие простые понятия, как Сегодня, Завтра, Вечер, Утро. Очень важно объяснить малышу, что такое прошлое, настоящее и будущее. Вчера мы построили снеговика – это время прошло и в прошлом ничего не изменить. Сейчас мы строим пирамиду – это то, чем мы занимаемся непосредственно в данный момент. Завтра мы пойдем в театр – это будущее, которое наступит через один день. Имея эти базовые понятия, малыш будет хоть немного ориентироваться во временном пространстве.

Но часы – это гораздо более серьезный механизм, знакомство с которым должно состояться примерно в 5-7 лет. Желательно научить ребенка ориентироваться по часам до того, как он пойдет в школу. Ведь при посещении учебного заведения знание часов крайне необходимо. Но перед тем, как приступить к изучению часов, обязательно убедитесь в том, что малыш знает цифры и числа. Вот что должен знать ребенок, чтобы быть готовым к определению времени по часам.

Ребенок должен визуально знать цифры – как минимум, от одного до 12. Он должен без проблем сразу же называть число, которое он видит перед собой.

Ребенок должен уметь писать эти числа (1-12), знать их последовательность.

Желательно научить малыша считать через каждые 5 единиц – то есть, 5, 10, 15, 20 и т.д.

Ребенок должен знать такие пространственные понятия, как «до» и «после». То есть, нужно объяснять ему, что до того, как он пойдет на улицу, ему нужно одеться, а после того как он закончит прогулку, он будет обедать.

Обучение будет гораздо более простым и легким, если малыш будет знаком с такими понятиями, как половина и четверть. Это довольно просто объяснить на примере яблока – просто разрежьте его пополам, а одну половинку разделите еще на две части. Чтобы малышу было впоследствии проще изучать принцип работы часов, можно вырезать половинки и четвертинки из круга.

Если вы решите приступить к обучению ребенка, помните о том, что дети достаточно плохо воспринимают информацию на слух, им нужно потрогать, пощупать, проверить. Для этого обязательно купите или сделайте макет циферблата с двумя стрелками и цифрами на нем. Можно сделать двойной циферблат – на нижнем обозначить минуты, а на верхнем — часы. Разрежьте отрезки так, чтобы верхние значения можно было отогнуть и посмотреть количество минут.

Занятия не должны быть сложными, тягостными и длинными. Но они в обязательном порядке должны быть регулярными. Дети быстро все забывают и без повторений ваши усилия станут бесполезными. Занимайтесь каждый день по 10-15 минут, этого будет достаточно, чтобы уже через пару недель ребенок полностью ориентировался во времени и часах. Не заставляйте малыша – насилие только отторгнет его, желания учиться не будет, а значит, все ваши старания также останутся тщетными. Кстати, можно заинтересовать ребенка, купив ему красивые и модные наручные часы. Это прекрасный стимул для того чтобы разобраться, как они работают.

Как подготовиться к изучению часов

Чтобы малыш более четко представлял часы, нужно иметь прекрасное понимание других временных промежутков.

Ребенок должен свободно разбираться во временах года, безошибочно знать их характеристики. То есть, зима – снег, Новый Год, катание на лыжах, игра в снежки и построение снеговика. Весна – деревья цветут, вырастают подснежники, сосульки тают. Лето – это бассейн, ягоды и фрукты, мороженое, походы в лес. Осень – опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.

Нужно научить ребенка всем названиям месяцев – он должен знать, к какому времени года относится тот или иной месяц.
Объясните малышу, что месяц может состоять из 31, 30, 28 или 29 дней, расскажите ребенку про это.

Обучите его такому понятию, как неделя. Расскажите, что в неделе 7 дней, в каждый из которых мы делаем что-то запланированное. Например, с понедельника по пятницу ребенок ходит в детский сад, суббота и воскресенье – выходные дни, которые мы проводим вместе с семьей.

Расскажите ребенку, что такое сутки, сколько в них часов, сколько минут в каждом часе. Стоит заметить, что на начальном этапе лучше не заострять время на секундах, чтобы малыш не запутался в слишком больших объемах информации. Когда он начнет хорошо разбираться с часовой и минутной стрелкой, можно познакомить его и с секундной.

В процессе обучения важно понимать, что действовать нужно последовательно – от простого к сложному.

Покажите ребенку циферблат, который вы подготовили. Расскажите, что минутная стрелка движется быстрее часовой, потому что минута проходит гораздо быстрее часа. Покажите, что когда минутная стрелка проходит один полный оборот, часовая сдвигается лишь на промежуточное деление.

Расскажите ребенку о простых часах. То есть, когда он будет ложиться спать, обратите внимание на время – большая стрелка стоит на цифре 12, это значит, что минуты в часе кончились. Значит, нужно обратить внимание на часовую стрелку – она указывает на цифру 9. Это значит, что спать мы ложимся в 9 часов. На первом этапе указывайте только целые значения часов.

Когда ребенок спросит, во сколько он будет смотреть мультики, скажите ему точное время, например, семь часов. Пусть он попробует выставить на своих макетных часах указанное вами время.

Чтобы малыш не терял интереса, можно показать ему, сколько разных часов существует в мире – солнечные, песочные, часы с кукушкой и т.д. Можно выучить различные стишки про часы.

Акцентируйте внимание на том времени, в которое ежедневно повторяются одни и те же действия. Например, утром мы уходим из дома в садик и на работу в 8 часов, папа приходит вечером в 6 часов, обед начинается в 1 час дня, на сон уходит два часа и т.д.

Можно нарисовать на бумаге три положения часов – например, 7 часов, 4 часа и 10 часов. Подпишите под каждым циферблатом: 7 часов – подъем, 4 часа – спортивная секция, 10 часов – отход ко сну. Это заставит ребенка больше внимания уделять часам и времени, к тому же, сон не станет для малыша неожиданностью, он будет морально подготовлен к нему. Вообще, такие эксперименты и соблюдение определенного режима делают ребенка более организованным, собранным и ответственным.

Когда ребенок будет четко понимать смысл целых часов, можно объяснить ему минуты и рассказать, что значит «половина третьего». То есть, часовая стрелка находится между цифрами 2 и 3, значит, уже не два часа, но еще не три. Если минутная стрелка находится на 30 минутах (а 30 минут – это полчаса), значит, время звучит, как половина третьего. Если ребенок первое время говорит «без тридцати минут три» — ничего в этом страшного нет, он просто так воспринял информацию, не исправляйте его, ведь это тоже правильно. Потом, постепенно он научится применять слова – половина, без четверти и т.д.

Когда кроха хорошо поймет значение часа и минуты, можно познакомить его с секундной стрелкой. Объясните ребенку, что секундная стрелка предназначена для коротких промежутков времени. Это можно показать на примере. Спросите ребенка, сможет ли он за минуту сбегать до кухни и обратно, успеет ли причесаться или собрать игрушки? Засеките время и попробуйте выполнить приготовленное задание. Обязательно обратите внимание на то, как сдвинулась минутная и часовая стрелка, пока секундная сделала один полный оборот на циферблате.

Впоследствии, когда малыш хорошо освоит механические часы, можно познакомить его с электронными, рассказать, как они действуют и почему на них есть цифры больше 12. Непременно потренируйтесь со своим чадом – вы называете «четверть второго», а он должен выставить цифры 1:15. Так же и наоборот – вы называете цифры, а он выставляет это время на обычном циферблате.

Так, постепенно и поэтапно, вы сможете вовлечь ребенка в увлекательный мир часов и времени. Помните, что лучшее обучение – это игра, в которой новая информация принимается с интересом и воодушевлением. Обучайте ребенка цифрам и часам не только в определенное время занятий. Занимайтесь этим постоянно, регулярно возвращайтесь к этой теме – ведь к вопросу времени мы прибегаем десятки раз в день.

Не забывайте о том, что время – эта величина, которую нельзя возвратить, и только от вас будет зависеть, как ребенок будет относиться к этому ценному ресурсу.

Видео: учимся понимать время по часам

Время представляет собой странное понятие, отличающееся абстрактной природой происхождения – его невозможно увидеть либо потрогать. Но понимать, определять по часам, пользоваться правильно обязан любой . Не обучившись этому своевременно, затруднительно выдерживать дневной режим, планировать действия. Уметь определять время – необходимость для малыша. Сегодня вы узнаете, как научить ребенка времени по часам на циферблате, картинки которого будут также представлены.

Ориентация во времени для детей

Понимать время довольно непросто. Когда малыш подрастет и начнет осознавать течение времени (кушать в определенные часы, отличать день от ночи и т. д.), несколько позже научится узнавать времена года, он уже готов для того, чтобы начать изучать часы. Ведь это именно то устройство, при помощи которого малыш будет правильно ориентироваться во времени, определять его безошибочно.

С чего следует начинать родителям?

На первом обучающем этапе возьмите часы крупного размера, круглые, не имеющие лишней декоративной отделки. Можно воспользоваться макетным устройством. Главное условие – , обозначающие часы, должны быть достаточно крупными и четко отображенными. Стрелки пособия должны вращаться без затруднений.

Далее разъясните, что такое циферблат. Малыш должен понять, что часовая стрелка всегда указывает на часы. Покажите, в какую сторону она перемещается, назвав это движение «по часовой стрелке». Дайте малышу потренироваться, передвигая стрелку самостоятельно и громко называя часы, на которые она переместилась. , что означает понятие «час назад», используйте для этого макетное устройство.

Теперь разрешается переходить к изучению минут. Научитесь их отсчитывать по одной, затем перейдите на пятерки. С внешней стороны циферблата можно мелко приписать цифры, кратные пяти. Занятия проводите до того момента, пока малыш не начнет самостоятельно передвигать стрелку, выставляя названное вами время. Так же объясните ребенку что такое половина часа и четверть часа.

Приучите малыша называть минутный отсчет вслух, когда он отыскивает необходимое место для размещения стрелки. Когда малыш станет определять время, постепенно перемещаясь от одного значения к другому, можно давать ему задания вперемешку.

В магазине без труда можно найти различные игры и макеты часов для обучения.

Как быстро научить ребенка времени по часам и стрелкам

Чтобы ребенок быстро научился определять время, выполняйте с ним задания тренировочного характера.

Один из методов закрепления материала – электронные часики. На них просто уточнять показания, но сложней ориентироваться. Какая наступила часть суток – утро или вечер.

Учим ребенка как понимать время с помощью игры

Есть специальная интернет игра «Часы». Она предназначена для того, чтобы ребенок сосредотачивал свое внимание на часиках игрушечного вида, облегчая труд взрослых. Игра прекрасно тренирует память и внимание, ей можно пользоваться в любое время. Малыш, привыкнув к ней, сможет играть самостоятельно, используя полученные навыки в работе с настоящими часами.

  • Первый игровой этап – без ошибок расставить цифры и распределить стрелки на часовом циферблате. При этом в качестве подсказки в действиях фигуры, изображающие стрелки и цифры, окрашены в различные цвета по секторам, в которых расположены установочные ячейки. Да и сами таблички различаются формами для того, чтобы не перепутать ячейки, в которые они устанавливаются ребенком. Все это необходимо для того, чтобы малышу было проще запоминать и ориентироваться в заданиях.
  • Второй этап игры – правильно устанавливать время на часах. Разбросанные стрелки выставляются на циферблатах так, как того требует задание.
  • Все игровые этапы сопровождаются появлением на экране компьютера веселого человечка, символизирующего верное решение задания.

В обучении распознавать время родителям можно посоветовать некоторые моменты. Простым языком постарайтесь объяснить, какие бывают стрелки и что каждая из них обозначает. При каждом удобном случае проводите с ребенком тренировочные упражнения. Большинство способно правильно определять время, но частенько ошибается, не стремясь думать. Придерживайтесь основного правила – не давайте возможности малышу угадывать.

Данный материал поможет родителям, учителям и воспитателям познакомить детей с часами, научить ребенка определять время по часам, узнать историю часов и узнать другие интересные подробности о часах.

Что же такое время?

Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении - от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой - рекой времени.

Давайте немного поразмышляем о времени.

Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает?
Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: "Счастливые часов не наблюдают".
Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. "Скучен день до вечера, если делать нечего" - заметили люди.
Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь". Почему так говорится? - Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.
Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неосмысленно. Время неостановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед.
Прочитайте сказку о мальчике и времени - сказка "Время и малыш" .

Прежде чем объяснять ребенку как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Что такое сутки?
Что такое по часовой стрелке и против часовой стрелке?
История часов или какие бывают часы?

Посмотри на картинку

Какими предметами ты пользуешься утром, днем, вечером, ночью?
Раскрась кружочки около них (если утром - в желтый, днем - в красный, вечером - в зеленый, а ночью - в синий цвет)
Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
Скажи наоборот: утро-..; день - ..; восток - ..; север - ...
Найди лишнее слово: Солнце, звезда, Луна, дождь, Венера, комета.
Мы говорим: здравствуй, привет, ... (продолжай), до свиданья, до скорого... (продолжай)

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

Сутки - это 24 часа.

Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Определи который час?

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

На некоторых циферблатах есть и третья стрелка. Она называется секундной и обозначает секунды. 60 секунд - это 1 минута.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"?

После того, как вы прояснили, что такое час, минута и секунда, переходите к следующим понятиям времени: неделя , месяц и год.

В статье использовались материалы:

  1. Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие
  2. Г.П. Шалаева "Меры времени, длины, массы, стоимости". Маленький гений


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: