Ребенок 1 год 5 месяцев капризничает. Истерика у ребенка: что делать

Когда малышу исполняется один год, в жизни семьи наступает особый период, который сопровождается детскими капризами и истерическими припадками. Кроха категорически отказывается слушать взрослых, топает ногами, стучит кулаками, падает на пол, неистово кричит. Такое поведение часто ставит родителей в тупик. Одни дети довольно быстро успокаиваются, некоторые же не могут совладать с эмоциями до трех и более лет. Как же справиться с этой проблемой?

Стоит учитывать, что капризы и истерики являются различными понятиями. Так, первые ребенок использует намеренно, чтобы получить желаемый предмет или разрешение взрослых. При этом чадо раскидывает вещи, топает, повышает голос, громко плачет.

Истерика же случается непроизвольно в тот момент, когда маленький человечек не может совладать с одолевающими его эмоциями. Во время припадка он не просто кричит, а вопит, наносит себе увечья, бьется головой о землю и так далее. Если подобное состояние длится долго, то возникает судорожный синдром.

Почему же годовалый кроха так ведет себя? На это есть немало причин:

1. Малыш жаждет самостоятельности. Он понемногу начинает осознавать, что представляет собой отдельную от матери личность, у него появляются индивидуальные желания и потребности.
2. Чадо в год не может полноценно выразить свои мысли и эмоции, так как словарный запас состоит лишь из нескольких слов. Поэтому он доносит до взрослых информацию доступными для себя способами — капризами.
3. Посредством истерики ребенок хочет заставить родителей выполнить свои требования.
4. Также через такое поведение кроха может выражать ревность и недостаток внимания к себе.
5. Иногда капризы возникают из-за того, что малыш попросту переутомился или плохо себя чувствует.

В столь юном возрасте карапуз еще не может нормально регулировать свои эмоции, поэтому порой и доводит себя до припадков.

Как вести себя родителям

Если в поведении чада периодически появляются истерики, перед близкими людьми возникает важная задача — научить его цивилизованно и спокойно выражать свои желания. На эмоциональные вспышки стоит реагировать правильно. Во-первых, запрещено раздражаться, кричать на ребенка, злиться. Необходимо не обращать на него внимания, демонстрируя свое безразличие к происходящему.

Во-вторых, важно установить причины, по которым малыш капризничает. Тем самым можно избавить его от многих раздражителей в будущем. Однако это не значит, что нужно все время потакать и уступать детским прихотям. Он должен понять, что ничего таким поведением не добьется.

В-третьих, если истерика только началась, надо постараться переключить внимание крохи на нечто интересное и заманчивое, чтобы он забыл о своих неудовлетворенных желаниях.

В-четвертых, некоторые детки хорошо реагируют на теплые объятия и нежности. Можно прижать ребенка к себе, сказать что-то ласковое, ободрить.

Во время припадка ругать чадо не имеет смысла. Воспитательные мероприятия стоит отложить на тот момент, когда бурное проявление чувств пройдет.

С целью профилактики можно попробовать ряд мер:

1. соблюдать режим дня;
2. дать крохе возможность избавляться от избытка энергии в процессе активных игр;
3. больше разговаривать с ребенком, объясняя вечные истины — что значит «хорошо» и «плохо»;
4. все близкие малыша должны придерживаться одной линии поведения, чтобы не ставить его в тупик непоследовательностью действий;
5. для начала мамы и папы обязаны сами научиться контролировать себя, а уже потом подавать пример чаду;
6. нужно выставлять к маленькому человечку адекватные требования, соответствующие его возрасту, ведь зачастую именно родители провоцируют капризы своими нелепыми прихотями.

В воспитании важно использовать систему поощрений, а не окружать кроху запретами со всех сторон. Тогда он запомнит, что за хорошее поведение получит приятную награду.

Как справиться с детской истерикой в год

После истерики всегда нужно беседовать с малышом. Пусть он и мал, но следует пытаться объяснить ему, что подобное поведение недопустимо ни дома, ни в общественных местах. При этом нельзя оскорблять его личность, необходимо осуждать именно поступки.

Естественно, что после одного такого разговора кроха не сразу изменится в лучшую сторону. Родителям придется запастись терпением, спокойствием, хладнокровием, чтобы постепенно количество истерик сошло к минимуму, и они исчезли совсем. Если же взрослые будут постоянно «взрываться», когда ребенок капризничает, то ни к чему хорошему это не приведет.

Нельзя потакать припадкам маленького манипулятора. Если он почувствует, что его методы действуют, то при очередном запрете обязательно воспользуется ими вновь.

Когда никакие способы не помогают справиться с эмоциональными вспышками чадо, стоит обратиться к помощи специалиста. Возможно, у малыша есть какое-то неврологическое заболевание, которое и провоцирует частые припадки.

Таким образом, истерики у годовалого малыша хоть и являются неприятным явлением и тяжелым испытанием для родителей, взрослые обязаны правильно реагировать на них, чтобы со временем маленький человечек научился справляться с эмоциями и адекватно выражать собственные желания.

Возможно вам также понравится:


После родов не хочу мужа: сколько это длится и как бороться с этим
После родов жена «сошла с ума» — что делать?
Секс после родов: почему женщина не хочет?
Влияние конфликтов в семье на психическое развитие ребенка
Папина поддержка в воспитании ребенка — консультация для родителей
Признаться ли в измене мужу? Каковы могут быть последствия?

Что случилось с вашим милым лапушкой? Отчего ребенок стал капризным деспотом, топающим неокрепшими ножками? Почему малыш капризничает?

Не спешите пугаться. Дело не в характере - просто у него кризис первого года. Вполне закономерное явление. В период от девяти месяцев до полутора лет через подобный кризис проходят все. Ничего удивительного: кризис сопровождает восхождение на каждую новую ступень самостоятельности. Вот почему кризисным становится возраст три года, семь лет и знаменитый переходный (обычно 12–14 лет). Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это!

Приметами кризиса первого года психологи считают следующие:

-«трудновоспитуемость» - упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания;

Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;

Повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;

Повышенная капризность;

Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.

Зачем они делают это?

Главная проблема кризиса первого года в том, что родители часто не успевают перестроиться вслед за бурным развитием своего чада.

Еще вчера он спокойно лежал в кроватке и довольствовался подвешенными над ней погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к маминой косметике, бабушкиным лекарствам и папиной отвертке. И на улице беда - чистенький малыш, которого так усиленно приучали к аккуратности, лезет в лужу, зарывается носом в песок. За завтраком неуклюжий карапуз пытается самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама пытается взять кормление в свои руки. Первая реакция взрослых - прекратить это безобразие. Однако капризы детей и дурное поведение (слезы, крики, скандалы), желание все хватать и проявлять неуместную пока еще самостоятельность - не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Таковы естественные проявления этапа взросления. На самом деле за каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша. Попробуем остановиться и подумать, что чувствует сейчас сам ребенок? Зачем он делает ЭТО? И если ключ к пониманию ребячьей страсти к играм с грязью или вещами из мира взрослых найти легко (достаточно вспомнить себя в таком возрасте), то над иными детскими загадками приходится порой поломать голову. Мама показывает годовалому Пете, как собирать домик из кубиков, невольно увлекается и сама, и тут отпрыск с хитрой улыбочкой разрушает архитектурное сооружение, чему очень радуется. Маме обидно. Ей кажется, что Петя просто хулиганит. Однако дитя, во-первых, еще не понимает, что нужно уважать чужой труд, и требовать этого от него рановато. Во-вторых, мамин замок он разрушает не из вредности, а потому, что ему интересно наблюдать, как разлетаются в стороны разноцветные кубики. Пройдет время, и он сам с удовольствием будет строить, а не разрушать. А пока ему гораздо важнее и приятнее другое: наблюдать траекторию падения кубиков. А уж стремление ребятишек все потрогать и достать и вовсе имеет научное обоснование: оказывается, таким образом дитя не просто развлекается, а развивает сенсомоторную активность и поисковую деятельность.

Пуговицы вместо таблеток

Все это, конечно, не значит, что малышу, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру «обмани маму», а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например «Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать». «Ну что ж, надо так надо», - подумает про себя юный скандалист и… покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности крохи. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. «Безобразия» в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.

Когда не будет хорошо?

Другая задача: нужно не отвлечь кроху, а, наоборот, заставить его сделать что-нибудь, отчего он категорически отказывается. Тут для начала стоит подумать: а надо ли заставлять? Если речь идет об отказе от еды, то, безусловно, нет. Заставлять малыша есть крайне вредно не только для его психики, но и для его физического здоровья. Организм, особенно детский, гораздо умнее нас. Ребенок интуитивно чувствует, что ему сейчас нужно. Пусть сегодня он предпочитает курицу, а завтра соглашается есть одни макароны. Не страшно. Конечно, было бы лучше, если бы он тянулся почаще к фруктам и овощам, но, согласитесь, вред от временной макаронной диеты нельзя сравнить с испорченным здоровьем. А если он вообще отказывается есть? Просто вспомните старую французскую мудрость: малыш никогда не позволит себе умереть с голоду. Предпочтения малыша вообще стоит учитывать всякий раз, когда это можно сделать. Кроха отказывается от одноразовых подгузников? Что ж, значит, пришло время отвыкать от этого достижения цивилизации (в дневное время после девяти месяцев это настоятельно рекомендуют и врачи). Наоборот, требует себе соску, хотя вроде бы пора от нее отвыкать? Ну так дайте ему эту соску, особенно если не хотите, чтобы малыш заменил ее каким-то предметом, совершенно не подходящим для постоянного сосания и обгладывания.

Конечно, все эти советы могут показаться слишком либеральными. Гораздо проще надавить на ребенка и заставить его сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Кроха поплачет, поноет, а потом успокоится, и все вроде бы будет хорошо. Но хорошо не будет. Стоит спросить себя: каким вы хотите видеть своего малыша? Наверняка не вялым, безынициативным, не способным принимать решения трусишкой. И не истеричным маленьким грубияном, добивающимся желанной мелочи с криком и слезами. Но давление как метод общения с малышом - верный способ вырастить его именно таким. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильным и уравновешенным человеком, способным стать другом для своих родителей. Для того чтобы добиться своего, ему скорее придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а позднее - грубость, чем спокойно, с улыбкой сказать: «Знаешь, мама, я бы хотел сделать это вот так. Ты не против?»

Игры с выключателем

Что кроме терпения и понимания может помочь родителям годовалого карапуза в кризисе? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую «неразрешимую» проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если к нему пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в «магазин» и предложить малышу самому «купить» один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут крохе (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3–5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники. А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка.

Поговорим, мама!

Родителей годовалого крохи смущают не только его непослушание и склонность к капризам. Год - это возраст, когда ребенок учится говорить. И он уже хочет быть понятым. Вот только общается малыш с нами на своем малопонятном языке. А не встречая понимания и сочувствия, очень горько обижается. Как же быть? Выход один - побольше разговаривать с крохой, стимулируя у него развитие речи. Для начала попробуем освоить понимание. Например, одевая малыша, попросите его «помочь» вам. Где рубашечка? Дай мне рубашечку. А где наши тапочки? Принеси мне, пожалуйста, тапочки. Постепенно, медленно кроха начнет выполнять указания мамы, а новый уровень самостоятельности поможет ему относиться к скучной процедуре одевания с большим терпением и интересом. Сопровождение любых действий (ваших и самого малыша) словами со временем обязательно поможет ему заговорить. Этот навык нужно всячески поощрять, стараясь добиваться от крохи активного употребления слов, которые он уже способен произнести. Можно, например, не выполнять просьбу крохи, если он выражает ее жестом и междометиями, хотя в состоянии произнести и слово. Поощряя каждую его словесную победу, нужно не забывать осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с малышом. Делать все это стоит просто потому, что, если малыш привыкнет быть понятным без слов, это может затормозить развитие его речи.

Шаг назад и два вперед

А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис первого года? Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный ребенок, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис кроха очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в «годовалый» период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: «Перестань орать и ешь!», «Нельзя, я сказала!» - и ничего больше. Действуя вместе с сыном или дочкой, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.

Как бы мы ни любили своих детей, приходится признать: дети – отличные манипуляторы. Они придумывают самые изощренные способы, чтобы получить от родителей желаемое (конфеты, внимание, деньги – нужное подчеркнуть). При этом дети отлично знают, когда мама и папа сдадутся. Прекрасный пример тому – истерика в супермаркете, где папа наверняка купит конфету, потому что ему станет стыдно перед другими покупателями. Бац! И заветная конфета у малыша в кармане — 1:0, дорогие родители. “Если в какой-то момент поведение малыша сработало, он будет пользоваться этим приёмом и дальше” , комментирует психолог Ирина Калинина.

Итак, что мы имеем? ”Ребенок 1,8 стал очень капризный. Чуть что не по его — сразу визжать. На горшок отказывается садиться, лягается”.
“Дочке 1,5 года. Она регулярно закатывает истерики. Чуть что не так, как ей хочется — все, конец. Кричит, бьёт меня по лицу, кидает предметы”.
“Моей дочери почти пять. Она совершенно неуправляема, дерзит всем, бьет сестру, пакостит. Разговоры не помогают, пробовали наказывать — тоже впустую. Она просто невыносима”.
Моя совершенно идеальная девочка 1,11 стала ужасом-ужасом. Ноет, воет, капризничает, требует и так далее…

Знакомо? Мне — да. Такие проявления характера в силах свести с ума кого угодно. Подобное поведение раздражает, утомляет, вызывает чувство отчаяния и беспомощности. Кто-то начинает думать, что у него “неправильный” ребенок, кто-то ропщет на свои педагогические навыки, иные считают, что не задалось и то, и другое.

Конечно, универсальных советов нет. В каждой из этих жалоб я, как детский психолог, обратила бы внимание на “мелочи”, незаметные на первый взгляд. В первом случае может иметь место протест против чересчур раннего приучения к горшку . Во втором вопросе хочется расспросить маму, достаточно ли жесткой была ее реакция, когда ребенок впервые ударил ее по лицу. Третья история “попахивает” ревностью к младшей сестре. В последней — налицо кризис двух лет и тут остается только спокойно ждать, пока малыш перерастет.

Как видите, в каждом случае своя причина и свой совет. Есть и у науки свой взгляд на детские капризы. Благодаря недавним исследованиям американских ученых выяснилось, что истерика – отнюдь не хаотичный процесс, что все эти крики, вопли, катания по полу происходят по определенным законам и подчиняются некоему ритму. Что же советуют ученые мужи? Парадоксально! Но ничего. Совет, который дают взрослым авторы исследования, звучит очень кратко – не делайте ничего. То есть вообще ничего – молчите, не задавайте находящемуся в истерике ребенку никаких вопросов, так как это только усилит ярость и, соответственно, продлит приступ.

Конечно, не каждой маме под силу “считать овец”, когда ребенок в припадке бьется головой о полку с игрушками в детском магазине. Но здесь возникает закономерный вопрос: “Может быть, не стоило его туда брать?”
Психолог Ирина Калинина комментирует историю “некупленных игрушек”: “Учите ребенка договариваться вместо того, чтобы требовать и упрашивать. Нужно научить обсуждать: будет покупка или нет, если нет, то по какой причине, чтобы ребенок не чувствовал себя просто отвергнутым. А именно так чаще всего дети и воспринимают отказ в покупке: “Раз не покупают, значит я плохой”).
И еще один экспресс-совет от Ирины Калининой — разрешите Его величеству начать истерику: ”Ты собираешься плакать? Можно, я разрешаю” . Факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
Выводы: в начале истерики попробуйте “разрешить плакать”, а чуть позже обсудите, что игрушка не куплена вовсе не потому что малыш плохой.

В целом, большинство детских истерик можно предугадать и не допустить. Чаще всего капризы возникают на фоне переутомления, в некомфортной обстановке, если у ребенка неудобная одежда или он плохо себя чувствует. Если капризы постоянны, это может говорить о заболеваниях нервной системы — тогда ребенка стоит показать невропатологу.
Если же со здоровьем все в порядке и истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в реакциях родителей на капризы. О том, как правильно реагировать, чтобы не стать заложником истерик, “Маме.ру” рассказали детские психологи.

Психолог Вера Матыцына считает, что при внимательном разборе таких ситуаций оказывается, что детям нужно не более, чем ваше внимание. Они хотят чувствовать, что в данный момент они важны для родителей. Ведь даже наказание — это возможность получить свою порцию внимания. Вера Матыцына советует для предотвращения истерик не отмахиваться от ребенка: получили «запрос» на внимание, скажите когда и как вы его дадите и обязательно выполните обещание. Совет: старайтесь, по мере возможности, уделить малышу внимание, когда он просит поиграть или поговорить с ним.

Тем не менее, “внимание вниманию рознь”, считает педагог-психолог Татьяна Маркова. Ребенку оно, безусловно, необходимо но не должно быть связано с фактом истерики. Если ребенок систематически разыгрывает подобные концерты, то, скорее всего, каждый раз они оказываются действенными. Глупо было бы постоянно делать то, что не приносит результата, правда? Здесь важно прервать порочный круг “истерика-внимание” или “истерика — получил то, что хотел”.
Если самое страшное уже началось, Вам необходимо просто проследить, чтобы ребенок находился в безопасном пространстве, но Ваша эмоциональная включенность в процесс должна быть минимальной.
Можно озвучить ребенку его состояние: “Ты сейчас злишься, потому что я не купила тебе то, что ты хотел” и мягко предложить ему поговорить после того, как он успокоится. Капризы и истерики, связанные с “некупленной” игрушкой можно предотвратить, заранее сказав ребенку, что Вы можете купить ему одну игрушку в месяц и не дороже определенной суммы, но при этом он сам ее сможет себе выбрать.
Итак, заранее предупреждаем — стоит ли рассчитывать на покупку. Если не сработало — комментируем чувства ребенка, не включаясь эмоционально.

Психолог Наталия Бабич не рекомендует стоять в сторонке, пока ребенок бьется головой о пол и советует как можно скорее остановить истерику. Потому что ребенок в этом состоянии теряет много сил — физических и психологических. В качестве скорой помощи при истериках Наталия рекомендует удалить зрителей и совершить действие, которое удивит ребенка (например, с грохотом уронить предмет). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с ребенком, держите его за руку, поглаживайте по голове, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор.
После того, как истерика пошла на спад, говорите короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном (“Выпей воды”, “Умойся”).
Вывод: В самом начале истерики попробуйте сделать какое-нибудь из ряда вон необычное действие.

Психолог Никита Верховский видит корень детских манипуляций в мести или шантаже по отношению к родителям. Никита Верховский считает, что к истерикам приводит нелогичное поведение папы и мамы. Нелогичность заключается, во-первых, в не-приучении ребёнка к отказу как таковому. И, когда малыш сталкивается с отказом (“Не куплю”), он воспринимает это, как нечто обидное. И борется с этим самым жёстким образом. Во-вторых, ошибка в том, что скорее всего, при других обстоятельствах, в другое время ему разрешалось то, что запрещается в этот раз.
Ребенок, скорее всего, уже сталкивался с тем, что если надавить на родителя, то он может и поддаться. И, если в какой-то момент ребенок получает жёсткий и окончательный отказ в чём-либо, он злится на родителей и начинает им мстить.
Вывод: четкое “нет” — залог вашего успеха. И, единожды отказав, никогода не позволяйте Вас “продавить”.

Психолог Анна Безингер солидарна c прежним оратором в том, что детские провокации — это упущенные родителями границы и непоследовательность. Анна считает, что если истерика все же началась, стоит ограничиться фразой: «Я понимаю, что сейчас ты хочешь еще гулять, но нам уже пора домой». Вывод: ребенку важно показать, что его слышат, но при этом ему также важно увидеть, что последнее слово осталось за старшими.

Итак, в первую очередь научитесь предупреждать истерические вспышки (не стоит идти в магазин, если малыш не спал днем). Чтобы отвлечь, давайте четкие и конкретные команды (“Умойся”) вместо того, чтобы требовать прекратить плакать. Назовите малышу его чувства и объясните, что с ним происходит. Если истерика уже началась, постарайтесь отвлечь каким-то необычным действием, а, главное, оставить шоу без зрителей. Всегда помните о том, что дети быстро растут и чем старше они становятся — тем более “адекватно” становится поведение.
Екатерина Хломова, детский и семейный психотерапевт

нужно долго упорно и терпеливо объяснять ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ. иначе будет пофигу. гипотетическое просто нельзя - фигня. мой сын также на меня маму реагирует - испытывает постоянно - если не вестись, то он становится более понимающим. А когда дешь слабину и позволяешься ему завести себя - все катится в тар тарары. не забывайте это терпения вам. да, и еще сопственный пример - видишь мама, с пола не берет бычки. и ты не бери это же гадость, их чужой дядька в рот брал - фу.

И потом все в жизни надо дать попробовать. ну пусть вываляется один раз в грязи хорошенько и с удовольствеим. мой по крайней мере один раз по уши в лужу залез вымок и вываляся, набрызгался- больше не хочет...

По жопе полутора годовалому ребенку - это маразм.

терпения

у нас тоже такое было, в полтора года и истерики просто так и непослушание, и игнорирование нельзя, и вел и слушался других,а меня нет
я просто 50 раз говорила нельзя, снимала со стула и т.д., все спокойно,ровно,на истерики я не реагировала - если на улице -то ребенок продолжал орать и валяться на земле, когда видел,что мне пох, то вставали сразу успокаивался
вы бы видели лица окружающих
зато сейча он понимает,что истерикой он ничего не добьется

Нашей девочке тоже полтора года
Когда я прочитала ваши слова "перестал меня слушаться" сильно удивилась,
наша и не начинала)))
Хотя, конечно, на резкий окрик "нельзя" останавливается, смотрит, решает что то для себя,может и продолжить
Кнопочки я бы разрешила Лазить они должны Мы вот на лестницу туда сюда, туда сюда, тренажеров не надо,
бычки камни и стекла - работаю на опережение, оттаскиваю
Катить коляску, можно подстраховывать. Многое можно разрешить, а макать руки в грязь - оооо какое счастье))) Ну а если запрет то на плач не обращать внимания
С мамой действительно дети ведут себя "хуже". Дело не в баловстве Наоборот Мамы мало, вот причина
Я думаю, что все у вас нормально, главная ваша проблема, это знакомые и родственники Жалко, что им "по жопе" не съездишь
Ну и конечно вы сами слишком многого хотите от полуторагодовалого мальчика
ИМХО
http://digital-geda.livejournal.com/31633.html
Вы этого автора читали?Если нет, советую

я не буду вдаваться в подробности причин поведения вашего ребенка.

у моей теперь уже 4летнейд очки в 1,5 года тоже был период истерик но он как-то иначе был: ребенок мог ночью проснуться часа в три и вопить. Просто надрывно орать и звать. Подходишь - гонит. Уходишь - зовет. Берешь на руки - извивается как змея в истерике, положишь в кровать на место - опять орет, чтобы взяли. И это доводило до исступления и отчаяния. :((((((Прошло как-то само, слава богу.

Но я о том, что ни в коем разе нельзя позволять ребенку садиться на шею. Почему обязательно давать по жопе? Просто необходимо проявлять твердость характера. Если нельзя - то нельзя ни при каких раскладах. Дети очень хорошо чувствуют, кого могут прогнуть под себя. И с удовольствием этим злоупотребляют. В моей практике очень помогают игнорирования. Когда ребенок впадает в истерику и требованиями того, что не положено, я просто говорю нечто типа "Нет. И не надо истерить. Это не поможет. Когда успокоишься - приходи, поговорим" И оставлять одного. Да, может долго истерить. Да, тяжело выносить. Да, иногда ребенок впадает уже не в искусстевнную, а в настоящую истерику от происходящего. такой момент надо узреть и идти, конечно же успокаивать. но не бросаться в елейном порыве, а как-то... сочетать и материнскую жалость и твердость. Дать воды, взять на руки и спокойно попросить успокоится, мол, все хорошо, мама тебя любит, не надо так изводится. Когда успокоится, спокойно объяснить ему, что он был не прав, что такое его поведение вам не нравится, и что он сам себе вредит: плохо теперь выглядит, будет болеть голова и т.п.
Игнор хорошо помогает. Проверено на собственном опыте.

Вообще сама я тоже против метода воспитания "по жопе". Но иногда ситуация приводит к неизбежности данного наказания. Всегда жалею о том, никогда не злоупотребляю и стараюсь скорее обозначить форму наказания, нежели причинить дочери боль. Однако стоит признавать, что эта форма наказания весьма действенна.

нужно запастись терпением, надо помнить что это просто такая фаза и она пройдет через несколько недель, у детей такие "кризисы среднего возраста" регулярно случаются, это нормально, ребенок растет и развивается. Просто на все спокойно реагировать и не раздражаться, и не тратить нервы на объяснение больше трех раз, потому надо просто действовать, поднять с пола, подложить подушку под голову (наш в этом возрасте бился головой об пол), фиксировать в коляске или в слинге, можно пару раз шлепнуть, если есть необходимость. Какие-то вещи типо кнопок в лифте можно спокойно разрешить, но не давайте садиться на шею, ребенку нужны границы

Извините, может быть, я не права, но..
моему сыну 1 и 7. То же самое происходило, если просто брала на руки и несла, куда надо.
Теперь объясняю всё. Разговариваю.
Он понимает даже такие объяснения, как "сейчас мама расклеит объявления, а потом будет делать массаж, и, если Дима будет себя хорошо вести, купит ему новую игрушку".
А с окураками...просто стараюсь не гулять там, где они есть.
И, когда он гуляет, постоянно рядом с ним.
Для меня самое тяжёлое, это объяснить, пояему нельзя выходить на дорогу.
Конечно, память у них не такая, как у нас и им кажется, что, если сейсас нельзя, то не факт, что и завтра тоже нельзя.
А на любой запрет тоже плачем, например, нельзя кусать маму.
Плачет и снова кусает.А потом целует. так и живём.

Я бы сказала, что вам надо разделить понятия - то, что действительно НЕЛЬЗЯ, потому что опасно для жизни, и то, что вам не хотелось бы, чтобы детка делала. Ребенок перестает реагировать на "нельзя", если их становится слишком много. Имхо, из описанных вами ситуаций нельзя - на подоконник, вывозить коляску на дорогу, засовывать в рот стекла, да и бычки пожалуй тоже. Каждый раз, когда это происходит - долго и нудно объяснять, почему нельзя. Плюс стараться не создавать потенциально опасные ситуации. Например, говорить, что вдоль дороги ты едешь в коляске, идешь за ручку, а потом в парке ты повезешь сам.
Все остальные описанные вами ситуации - это то, чего хочется вам, не используйте в этом случае слово нельзя. Объясняйте по-другому ваши чувства - маме бы очень хотелось, чтобы мы сегодня пришли домой чистыми, например. Хотя, почему бы ребенку не измазаться? если ему интересно? Хотя мне кажется, что ему гораздо интереснее наблюдать за маминой реакцией, и вы ему ее выдаете. А если не реагировать? Как быстро ему надоест? Купите резиновую одежду для прогулок и пусть хоть валяется в лужах если хочется.
Есть стоя? а почему бы нет? моя младшая с самого начала ела исключительно стоя и сама, годам к двум только стала сидеть, когда на взрослый стул посадили. Ну и что? Хорошо, что хоть так ела:) Когда я пыталась ее посадить или кормить сама - она бастовала, скандалила и ничего не ела.
Кнопочки в лифте - святое дело! А знаете как сложно, когда их двое:) и обоим надо на кнопочки нажимать:) Так что пусть нажимает на здоровье, пока конкуренции нет:) Можно даже на лифте немножко покататься, а почему нет?
Удачи и терпения:) когда истерики по какому-то понятному поводу - это всегда легче, чем когда повода нет.

Кнопочки в лифте- это прекрасно! Благодаря кнопочкам можно спокойно зайти домой!
И потом это отличная возможность учить цыфры, учить кнопочку своего этажа.
Мое чудо без ума от машин, все время его несет на дорогу, кричать нельзя я смысла не вижу, поэтому мы выучили слово СТОЙ и и то, что по дороге и через нее можно ходить только с мамой за ручку.
Страсть к машинам дала возможность учить цвета, мы теперь ходим и называем какого цвета машины на парковке, у ребенка есть дело и это отвлекает его от лапания этих самых машин.

автору
Я бы вам посоветовала меньше нервничать самой и больше стараться понять дите. Поняв, можно отвлечь.
От тех же самых бычков можно отвлечь, показав кошку или шишки какие-нибудь.
Многие вещи, которые просит ребенок вовсе не запретны, а просто неудобны для родителей) Надо сделать их удобными. Гуляйте с коляской там, где нет машин- пусть катает сколько влезет.
Швырнул тарелку и ложку- уберите еду и все.
Стол отодвиньте от подоконника- не будет туда лезть.
Гораздо сложнее с истериками, когда причина не ясна- тут я сама парюсь.

Поздравляю. У Вас прекрасный, развитый, с сильным характером годовалый малыш.

По жопе непременно. Только советчикам:)

А всякое, что действительно опасно- типа камней и окурков... ну... скажем так - один раз дитятко какашек из лужи поело - с меня хватило - далее я просто следила, и при самом худшем развитии событий ништяки попадали в руку. Но никак не дальше.

Все-таки стекла во рту у годовасика - это мамина проблема.

Ну и конечно, чем реже он видит людей - тем больше их слушает:)

Такой период есть у всех, как ме кажется. Деть просто пробует свои гранницу или еще чего-то там, то что ему необходимо испытать, или просто переросчего-то там, а сам с собой владеть не научился. У моего сына, который был ну абсолютно спокойным ребенком были тоже, но не до валяния на полу, а просто орал и все. Я ему сначала объясняла почему он не получит это, например печенье, потому что ему через 10 минут есть суп и так длаее, если продолжал орать. то банально говорила, что если он хочет поорать то пусть идет кричать в свою комнату. Он убегал, хлопал дверью, в комнате разадавался крик, потом тишина, он выходил, подходил ко мне и говорил:"Сё, покичал".(все значит покричал). С дочерью было сложнее, во-первых у нее темперамент похлеще и она побуйнее чем брат и истерики у неее были не просто с криками, а с валянием и в слезах соплях лежанием на полу.На улице она, слава Богу могла только сесть, ложиться видать на грязный асфальт не прокатывало. Я сначала пыталась так же объяснять, а потом просто стала игнорировать истерику. Если села на попу на улице, а мы идем домой, то я просто шла дальше. Она в итоге потом с воем бежала за мной. Если дома, то я просто занималась своими делами. но она могла лежать и выть тогда по часу, полтора. Садиться напротив нее, и пытаться что-то объяснять заканчивались тем что она пару раз пыталась вцепиться визжа мне в лицо. как мне кажется должна быть определенная тактика поведения. Если что что-то нельзя, то это нельзя и все, не при какиех обятоятельствах. То есть не должно быть такого, что сейчас это можно, а через полчаса нельзя.Это раз. Истерики как мне кажется должны игнорироваться, потому что они и направлены на привлечение внимания и попыток получить желаемое.Если он например хочет катить коляску, то обговорить что коляску он будет катить, но должен слушаться вас и на дорогу не выезжать и так далее. Понимаю что они мелкие, но они умней и сообразительней чем нам порой кажется.

Вы лучше всех знаете своего ребенка. Вам и выбирать тактику. Очень облегчает жизнь понимание того, что этот период временный и более или менее обязательный. Видите, очень многие через него прошли. Я выскажусь несколько против потока. У меня ребенок с нестабильной нервной системой, поэтому моим методом было максимально стараться не доводить до истерик. Запретов было мало, только то, что действительно опасно. Запреты произносились очень уверенным тоном, дите соображало, что это что-то серьезное. От запретов не отступали никогда. Залезать в лужи, сидеть на земле и т.д. по-возможности разрешала, если к примеру не надо было прямо сейчас срочно куда-то идти. Если дело близилось к истерике, старалась отвлечь, если не удавалось, садилась с ней на пол, успокаивала, обнимала, но все равно не разрешала, то что было нельзя. Говорила, да понятно, что тебе очень обидно, что это нельзя, но вот все же нельзя, потому что......Я тебя все равно очень люблю, пойдем займемся тем-то и тем-то. Очень помогает начать что-то шептать на ушко, тогда дитю становится интересно расслышать, что там ему говорят и он замолкает.
Мне кажется неправильным, оставлять ребенка плакать по полтора часа.
Поскольку я живу в цивилизованной стране "по жопе" полуторалетнему, это вообще что-то дикое для меня.
Ну и чтобы, Вы не боялись, тчо если прмяо сейчас не станете лупить годовалого младенца - у Вас вырастет монстр, скажу, что сейчас у меня ребенку почти 4. Давно никаких истерик нет вообще, был еще период около месяца в 3 года, так называемый кризис 3 лет. У меня с ней прекрасные отношения, ребенок понимает логические объяснения, слушается, ходит на кучу занятий, везде себя ведет хорошо и все от нее в восторге.

Ну ооочень весело мальчику, как мама злится.

вы сами обозначаете проблемму... сама срываюсь часто и потому не сказу как надо реагировать на это спокойно, НО иногда надо относится к ребёнку с пофигизмом, ну хочет изволятся в грязи пусть воляется (надеюсь дома стиральная машинка автомат) ... и про окурки тоже можно "позволить" если увидели и неуспели предотвратить, то сразу домой и намазать во рту синькой или другим противным антисептиком и обсянить, что гадость эти предметы что на полу валяются....

НельзЯ должно быть мало и их соблюдение должно быть без вариантов

Детская психика чрезвычайно ранима – перевозбуждение, отказ в просьбе и другие факторы способны вызвать у ребёнка истерику. Столкнувшись с ней, родители приходят в ужас, когда видят, как малыш бьётся головой и извивается. Справиться с таким состоянием крохи довольно трудно, а отучить в 1,5-2 года ребенка от истерик ещё сложнее. «Популярно о здоровье» расскажет, что советует Комаровский по этому поводу.

Истерика у ребёнка – что это ?

Крайнее эмоциональное возбуждение у ребёнка, сопровождающееся плачем, размахиванием руками, топаньем ногами, падениями на пол, ударами головой называют истерикой. В этот момент ребёнок совершенно не восприимчив к вразумлениям, не чувствует боли, он способен причинить вред себе и окружающим – укусить, поцарапать, ударить.

В момент приступа истерики на малыша не действуют уговоры, а если применить наказание или начать ругать его, ситуация только усугубится.

Чаще всего истерический плач возникает по причине отказа ребёнку в чём-то, а также из-за его нежелания подчиниться родителям. Опасность такой ситуации в том, что если малышу хоть однажды удастся взять родителей «на крючок», он станет закатывать истерики постоянно, стараясь добиться своей цели.

Почему возникают истерики у ребёнка в 1,5-2 года ?

Причин для такого поведения много. Стоит их рассмотреть, чтобы лучше понять психологию деток младшего возраста.

* Ребёнок не знает другого способа привлечь к себе внимание и не умеет иначе выражать недовольство.
* Кроха пытается получить то, что хочет.
* Усталость, перевозбуждение, недостаток сна, голод, дискомфорт.
* Пережитый стресс (например, после лечения в больнице, уколов, капельниц).
* Заболевание развивающееся либо перенесённое.
* Родители уделяют мало времени своему чаду, не играют с ним, не занимаются, проявляют слабовыраженную реакцию на его поступки.
* Неправильное воспитание – причиной истерик может быть чрезмерная строгость со стороны родителей или попустительство во всём.
* Подражание сверстникам или некоторым взрослым. Часто дети копируют поведение отца или матери.
* Нервные проявления.

Чтобы пресечь всякие попытки закатывать истерики, родителям стоит разобраться, что способствует такому поведению.

Как отучить ребёнка от истерик в 1,5-2 года ?

Когда родители сталкиваются с истерикой малыша, они порой не знают, что предпринять, как остановить чадо. Неправильные реакции ещё больше усугубляют ситуацию. Ругая малыша, ничего нельзя добиться, - он не слышит и не воспринимает информацию. Не действуют и объятия и утешения.

Внимание! Истерики у детей до 2 лет появляются непроизвольно, это следствие неокрепшей психики. В более позднем возрасте такое поведение чаще всего осознанное.

Что не надо делать, если у малыша приступ истерики:

Кричать и ругать;
- шлёпать;
- вразумлять и отчитывать, пристыживать;
- оставлять одного;
- угрожать;
- идти на поводу у ребёнка.

Пожалуй, самая частая ошибка, допускаемая родителями, - уступить чаду, когда он рыдает и топает ногами, валяется на полу и выгибается дугой. Большинство мам и пап обескураживает такое поведение, они стремятся как можно скорее прекратить это, поэтому уступают. Однажды допустив такую ошибку, они обрекают себя на то, что истерики будут повторяться снова.

Что нужно делать, чтобы отучить малыша от истерики? Не реагировать на них вообще. Когда начинается очередное «представление», можно постараться утешить ребёнка, обнять его и ласкового говорить с ним, но это не всегда работает. Зато отсутствие реакции сведёт на нет капризы и истерики. Если чадо поймёт, что его театр остался без зрителей, что таким поведением не удаётся добиться ровным счётом ничего, он перестанет пользоваться этим методом воздействия.

Если причиной истерики стала необходимость оставить малыша с родственником или в детском саду, а он противится, тогда действовать нужно решительно – как можно быстрее удалиться по своим делам, не уступив чаду. Со временем он поймёт, что решение родителей всегда твёрдое и под влиянием слёз и капризов не меняется.

Что советует Комаровский ?

Доктор Комаровский советует обратиться к детскому неврологу, если:

* истерические припадки учащаются и становятся всё более агрессивными;
* если в таком состоянии у малыша случается остановка дыхания или обморок;
* если малышу более 5 лет, а он всё ещё не перестал закатывать истерики;
* после приступа иногда бывает рвота;
* если малыш наносит увечья себе или другим людям во время приступа.

По мнению Комаровского, такие состояния свидетельствуют об имеющихся проблемах со здоровьем, в частности, о нарушениях в работе нервной системы. Если обследование не выявит никаких отклонений, значит, стоит изменить обстановку в семье. По всей видимости, она слишком накалённая, от этого страдают дети.

С истерическими припадками у ребёнка в возрасте 1,5-2 года справиться нелегко, но можно. Успех достигается с помощью правильной реакции родителей, а точнее, её отсутствием. Также важно убрать предрасполагающие факторы – усталость, перевозбуждение, излишнюю строгость. Необходимо проявлять больше любви и внимания к малышам, а в семье создать благоприятный микроклимат.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: