Развивающие игры для детей с зпр. Игра: « Найди такую же цифру»

Дата публикации: 16.01.18

«Игры для развития мышления у детей с ЗПР»

Консультативный материал для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.

Подготовила: учитель-дефектолог Пероговская Ксения Павловна, МБДОУ «Аленький цветочек»

Прежде чем перейти непосредственно к играм по развитию мышлению, считаю важным несколько слов сказать об этапах развития мышления вообще.

Мышление - это активный поиск связей и отно­шений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюда­емых связей и отношений (например, причинно-следст­венных и др.), на выделение в предметах и явлениях су­щественного и несущественного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

Различают три формы мысли­тельной деятельности:

1.Наглядно-действенная форма. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка с раннего детства: в результате познания окружающих его предметов, в процессе их восприятия и в ходе опыта собственных действий с ними. Первые проблески детского мышления носят практический (действенный) характер, т.е. оно неотделимо от предметной деятельности ребенка. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является наиболее ранней. Первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни. Сначала ребенок трогает, манипулирует предметами, затем переходит к предметно-игровым действиям: например, колясочкой не стучит – а катает ее, куклу кладет на кроватку, ложкой мешает в кастрюльке и т.д. Развитие предметной деятельности и ее «оречевление» у ребенка происходит при активном участии окружающих его людей.

Этот вид мышления является первичным и, в сравнении с другими видами мышления, значительно преобладает у детей до 4-5 лет.

2. Наглядно-об­разная форма мышления. С 4 - 5 летдоминирующую роль начинают играть действия с обра­зами. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Обеспе­чивает этот процесс образное мышление.

3. Логическая. В 6-7 лет ребенок все больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлечения от реальных предме­тов. В качестве заместителей этих предметов используют­ся слова и числа. Мышление, оперирующее знаками, на­зывается логическим мышлением.

ЧТО ИМЕННО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?

Образное мышление - основной вид мышления детей 5-7 летнего возраста. В этом возрасте в ре­зультате специальной тренировки дети могут овла­деть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных пред­метов, строить наглядные модели (типа схем), ото­бражающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на раз­витие следующих способностей:

1. Осуществлять мысленное преобразование об­раза.

С этой целью предлагаем игру «Разрезные картинки»

Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д.

Еще одна игра, помогающая развивать образное мышление игра «Геометрическая мозаика»

Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета.

Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти.

2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее со­здавать.

Одной из важных функций образного мышле­ния, а точнее его разновидности - пространствен­ного мышления - является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. Способ­ность ориентироваться в пространстве имеет с самого раннего возраста огромное жизненное зна­чение для ребенка, пронизывая все виды его дея­тельности. В своем развитии она проходит два ос­новных этапа: первый - это непосредственная ориентировка в пространстве, осуществляемая на уровне восприятия, второй - опосредованная, опи­рающаяся на пространственные представления. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуаль­ным становится формирование у него пространст­венных представлений. Формирование таких пред­ставлений предполагает, прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы простран­ства и применять их в реальной ситуации, В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он яв­ляется наглядным, но обобщенным и схематизиро­ванным отображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения реше­ния той или иной познавательной или практичес­кой задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных об­разов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления стар­ших дошкольников может и должна включать уп­ражнения для развития таких действий. Так, напри­мер, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ори­ентироваться в схематическом изображении пред­мета, позы человека, небольшого литературного про­изведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

4. Планировать свои действия в уме.

С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность - это способность планировать свои действия в уме. Она дает челове­ку возможность заранее представить то, что полу­чится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще ре­ально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, эта способность даст возможность планиро­вать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предме­тами в мысленном плане, представляя разные ва­рианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к правильному решению, чем при выпол­нении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ог­раничены.

Для развития этих способностей вашему вниманию игра «Головоломки со спичками»

Возьмите несколько палочек или спичек и сло­жите из них схематическое изображение какого-ни­будь предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить.

Также предлагаю вашему вниманию игры-головоломки «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг».

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития дет­ского мышления. Достижение этой стадии - дли­тельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. В 5-7 лет ребенок уже в состоянии овла­деть на элементарном уровне такими приемами ло­гического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соот­несение. На первых этапах формирование этих при­емов должно осуществляться с опорой на нагляд­ный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления. Предлагаемые ниже игры отвечают данному требованию и направлены на развитие указанных приемов

Сравнение - это прием, направленный на уста­новление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Тут вам поможет игра «Подбери узор»

На картинке с определенным узором вырезаны ку­сочки. Необходимо найти эти ку­сочки среди тех, что предложены ребенку.

Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответст­вуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках.

Игры данного типа усложняются за счет увели­чения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.

Игра «Подбери нужный фрагмент»

Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны ку­сочки. Необходимо найти эти ку­сочки среди тех, что предложены ребенку, и «отремонтировать» картинку.

Развивающее лото «Цветное, фигурное» учит детей сравнивать, закрепляет понятия «форма» и «цвет».

Ребенок раскладывает карты на столе, достает фигурки из коробочки и укладывает их на карточку в соответствии с цветом и формой.

Игра «Сравни и подбери» учит детей сравнивать предметы по величине, закрепляет знания об основных цветах и геометрических фигурах.

Ребенку предлагается несколько карт. Взрослый показывает маленькую карточку, а ребенок ищет ее место на своей карте, ориентируясь на размер фигуры. Добивайтесь того, чтобы ребенок оречевлял свои ответы: «Это самый высокий гном, этот пониже, а этот – самый низкий».

ПРИЕМ «ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Классификация - это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее су­щественными признаками. Для проведения класси­фикации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове - названии группы - общих признаков. Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Играя с ребенком в игру «Четвертый лишний» вы научите ребенка обобщать и классифицировать.

Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электро­приборы .

Выберите 4 картинки одной группы и одну кар­тинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основ­ная часть картинок имеет один общий признак, ко­торый позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое реше­ние.

Лото «Цвет и форма»

Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах.

Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета.

ПРИЕМ «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Систематизировать - значит приводить в систе­му, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последо­вательность, Для овладения приемом систематиза­ции ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопостав­лять по этим признакам разные объекты. Иначе го­воря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения

Игра «Заполни квадрат»

Ребенку предлагаются матрицы, внутри которых имеются предметы (или фигуры), расположенные по определенной закономерности. Одного предмета не хватает, на его месте стоит вопросительный знак. Предложите ребенку найти закономерность располо­жения предметов в матрице и выбрать недостаю­щий из тех, которые находятся вне квадрата.

«Последовательные картинки»

Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу (смысловая сериация). Ребенку предлагаются карти­нки, которые расположены в неправильной после­довательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов.

Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая из них должна быть первой, какая второй и т.д. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рас­сказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробу­ет составить логически связанный рассказ.

ПРИЕМ «СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обу­чению и более сложному интеллектуальному дейст­вию - соотнесению предметов по смыслу.

Соотнести предметы по смыслу - значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойст­вах предметов и явлений. Однако важно уметь опи­раться и на второстепенные, менее значимые свой­ства и признаки. Обучение «смысловому соотне­сению» - это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.

Игра «Логический поезд»

Детям раздаются маленькие карточки. В центр ставится паровоз. Дети начинают собирать длинный поезд, но он не простой, а «логический», поэтому вагончики цепляются друг за другом не просто так, а их соединяет какая-то связь: например первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку, потому что сапоги носят в дождливую погоду; или мячик , потому что он резиновый как и сапоги; или кита , потому что он тоже синего цвета, как и сапоги. Главное, чтобы ребенок мог объяснить, почему он поставил именно эту картинку, если ребенок не сможет найти логическую связь, помогите ему.

Алина Садретдинова
Игры и игровые упражнения с детьми с задержкой психического развития

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития детей №11 «Елочка»

Игры и игровые упражнения с детьми

с задержкой психического развития

Подготовила:

инструктор по физической культуре

Садретдинова А. А.

Нягань 2017г.

Наверно, для многих из нас станет настоящим открытием тот факт, что далеко не все дети любят играть, а если быть до конца точными, то далеко не все умеют. Ребятам, которым был однажды поставлен диагноз ЗПР (задержка психического развития, приходится особенно трудно даже в таких, казалось бы, приятных вопросах, как развлечения. Им сложно самостоятельно организовать для себя забаву, в которой была бы цель и сюжет, непросто взаимодействовать со своими сверстниками (они играют скорее параллельно друг другу, редко пересекаясь в процессе, а создать в своем воображении интересную игровую ситуацию для многих из них и вовсе не представляется возможным. И, тем не менее, не стоит сразу опускать руки, ведь игры для детей с ЗПР важно и можно организовать, главное понять, как их лучше провести, чтобы развлечение в итоге оказалось приятным и полезным для детей.

Так чем же в первую очередь отличаются игры для детей с нарушением речевого или психологического развития?

1. Опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как таким детям сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.

2. Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, нежели на выполнение определенных действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.

3. Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.

4. Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.

Правильные игры

Ключ к успеху в организации игр для детей с ЗПР – использование – театрализованных и сюжетно-ролевых развлечений. Именно они станут надежной опорой и поддержкой в работе с такими малышами и решении главной задачи – научить их играть самостоятельно.

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Игра «Повторяй за мной».

Цель: развитие активного произвольного внимания.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».

Примечание: на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.

Игра «Угадай, что звучит?».

Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.

Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма.

Инструкция: «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков».

Примечание: задание выполняется в полной тишине.

Игра «Летает – не летает».

Цель: развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Примечание: примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.

Игра «Выложи из палочек».

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу.

Оборудование: счётные палочки, карточки – образцы.

Инструкция: «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны. Приступайте к работе».

Примечание: если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения».

Цель: развитие слухового внимания.

Содержание: педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай». Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребёнок произносит слова: «Отгадай меня по голосу!». Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим.

Инструкция: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!». А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать: «Отгадай меня по голосу!» и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова.

Игра «Лягушки и аисты».

Цель: развитие слухового внимания, переключаемости внимания, моторной координации.

Оборудование: свисток.

Инструкция: «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов».

Примечание: дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры.

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное».

Цель: Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации.

Оборудование: мяч средних размеров.

Инструкция: «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите».

Примечание: Сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочерёдно. Если кому-то из детей сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Подвижная игра «Совушка – сова».

Цель: развитие концентрации, переключаемости внимания, скорости реакции.

Оборудование: музыкальное сопровождение, маска совы для водящего, маски мышей для детей.

Содержание: по команде водящего «День!», дети – мышки передвигаются под музыкальное сопровождение, а «сова» в это время спит в своём домике. По команде водящего «Ночь!», музыка затихает, мышки приседают на корточки и «спят», т. е. не двигаются. В это время «сова» вылетает на охоту, и если видит, что «мышка» пошевелилась, забирает её в свой домик. Последние оставшиеся игроки считаются победителями.

Инструкция: «Ребята, вы будете мышками, а я совой.

По команде «День!» мышки выбегают на прогулку, сова в это время спит.

А по команде «Ночь» сова вылетает на охоту, а мышки замирают, чтобы сова их не заметила. Если кто-то пошевелится, а сова это увидит, она заберёт эту мышку к себе в домик. Кто останется последним, тот и выиграл!».

Игра «4 стихии».

Цель: развитие концентрации, переключаемости, объёма внимания.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения. «Земля!» - руки вниз (как-будто трогаем землю).

«Вода!» - руки перед собой (как-будто плывём в реке).

«Воздух!» - руки тянем вверх (как-будто тянемся к облакам).

«Огонь!» - выполняем вращения руками.

Давайте с вами потренируемся».

Примечание: на первых порах педагог выполняет движения вместе с детьми, затем дети выполняют движения самостоятельно. Как усложнение педагог может увеличивать темп смены движений.

Сборник подвижных, артикуляционных, дыхательных и хороводных игр по теме «Продукты» для детей с ЗПР в подготовительной группе

Эстафета «Варим борщ и компот».

Атрибуты: муляжи продуктов для приготовления борща и компота, обруч, две корзины

Ход игры: Дети делятся на две команды и выбирают, кто что будет готовить. Далее по сигналу воспитателя бегут до муляжей, раскиданных в обруче, находят необходимый и бегут к своей команде. Добежавший ребенок задевает рукой следующего ребенка и тот продолжает эстафету. Выигрывает та команда, которая не просто прибежала первой, но и правильно приготовила блюдо.

Подвижная игра «Собери урожай».

Цель: развивать быстроту и скорость бега.

Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, корзина.

Ход игры: По сигналу воспитателя дети разбегаются по участку и находя муляжи овощей и фруктов складывают их в корзину.

Эстафета «Фрукты и овощи».

Цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, закрепить умение действовать по команде.

Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, обруч, две корзины.

Ход игры: Дети делятся на две команды и выбирают, кто что будет собирать. Далее по сигналу воспитателя бегут до муляжей, раскиданных в обруче, находят необходимый и бегут к своей команде. Добежавший ребенок задевает рукой следующего ребенка и тот продолжает эстафету. Выигрывает та команда, которая не просто прибежала первой, но и правильно собрала только овощи или фрукты.

Подвижная игра «Найди овощ».

Цель: развивать внимательность детей во время движения.

Атрибуты: муляжи овощей.

Ход игры: Воспитатель заранее прячет на участке муляжи овощей. По сигналу воспитателя дети бегая по участку, находят их и бегут к воспитателю.

Подвижная игра «Найди только полезные продукты».

Цель: закрепить знания детей о полезных продуктах по средством подвижной игры.

Ход игры: Воспитатель заранее на уровне глаз ребенка, натягивает веревку на участке и на прищепках прикрепляет карточки с продуктами. По сигналу дети бегут до веревки, находят карточку с полезным продуктом и бегут на место. Когда все дети будут с карточками, анализируют кто, что выбрал.

Подвижная игра «Овощи или фрукты».

Цель: развивать быстроту реакции.

Ход игры: Если воспитатель называет овощ, дети – приседают, а если фрукт, то подпрыгивают на месте и тянут руки вверх.

Подвижная игра «Поймай яблочко» (по принципу ловишек).

Цель: развивать ловкость и быстроту бега.

Атрибуты: ленточки, на которых прикреплены картинки с яблоком.

Ход игры: По считалочке выбирают водящего, остальные прикрепляют сзади ленточки, по сигналу воспитателя, дети разбегаются, а водящий их ловит, кого поймают, тот становится водящим.

Эстафета «Донеси фрукт».

Атрибуты: муляжи фруктов, маленькие лопатки, кегли, бревно, корзина, обруч

Ход игры: дети делятся на две команды, по сигналу берут с земли лопатки, бегут до обруча с овощами, кладут его в лопатку и бегут обратно, оббегая кегли, перешагивая через бревно, передают лопатку другому ребенку и эстафета продолжается.

Эстафета «Вылови овощ из воды».

Цель: развивать координацию движений.

Атрибуты: муляжи овощей, тазики с водой, меленькие лопатки, корзины.

Ход игры: Дети делятся на две команды, по сигналу берут с земли лопатку, бегут до тазика с водой, вылавливают овощ и бегут к своей команде, передают лопатку другому ребенку и эстафета продолжается.

Подвижная игра «Полезное – неполезное».

Цель: развивать быстроту реакции.

Атрибуты: мяч

Ход игры: дети становятся в шеренгу, а ведущий по очереди кидает им мяч.

В момент кидания, ведущий называет полезные и вредные продукты. Если продукт - полезный, то ребенок должен поймать мяч, если неполезный, то должен оттолкнуть мяч. Если ребенок ловит мяч или просто прикасается руками к мячу, когда воспитатель называет неполезный продукт, то он проиграл и меняется с ведущим местами.

Подвижная игра «Вагончик овощей, вагончик фруктов».

Цель: развивать внимательность и быстроту реакции.

Атрибуты: карточки с овощами и фруктами, обруч, магнитофон, мелодия «Калинка-малинка».

Ход игры: детям раздаются карточки, кому-то овощи, кому-то фрукты, на пол выкладываются обручи с картинкой овощей и фруктов, когда начинает играть музыка, дети бегают по участку, как только музыка прекращается дети бегут к нужному обручу.

Подвижная игра «Вкусный обед».

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу; учить ритмично двигаться под музыку.

Атрибуты: медальоны с продуктами, обручи, магнитофон, мелодия.

Ход игры: дети выбирают медальоны. Под музыку скачут подскоками по площадке. С окончанием музыки все продукты бегут к своим обручам кастрюлям: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот.

Подвижная игра «Найди продукты, в которых живут витамины».

Цель: закрепить знания о продуктах, в которых живут витамины.

Атрибуты: карточки с продуктами веревка, прищепки.

Ход игры: воспитатель заранее на уровне глаз ребенка, натягивает веревку на участке и на прищепках прикрепляет карточки с продуктами. По сигналу дети бегут до веревки, находят карточку с продуктом, в котором живут витамины и бегут на место. Когда все дети будут с карточками, анализируют кто, что выбрал.

Подвижная игра «Апельсин».

Цель: развивать быстроту и ловкость, проговаривать слова игры.

Ход игры: По считалочке выбирается водящий, дети проговаривают стихотворение:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка кожура.

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь, кто куда.

По окончании стихотворения дети разбегаются, а водящий (волк) их ловит.

Подвижная игра «Пронеси овощ по бревну».

Цель: развивать равновесие и координацию движений.

Атрибуты: бревно, меленькие лопатки, муляжи овощей.

Ход игры: дети по сигналу берут с земли лопатку с овощем, бегут до бревна, проходят по бревну, держа лопатку на вытянутой руке, и возвращаются обратно. Передают лопатку другому ребенку.

Подвижная игра «Вершки и корешки».

Цель: развивать быстроту реакции, закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки.

Ход игры: воспитатель называет разные овощи, если у них съедобны вершки дети подпрыгивают и поднимая руки вверх хлопают в ладоши, а если съедобны корешки, то приседают и закрывают руками голову.

Артикуляционные игры:

Сказка «Гос ти»

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял тарелку (лопатка) и стал замешивать тесто (пропускать язык между зубами назад – вперед). Когда тесто было готово язычок, стал лепить пирожки (пирожок). Внутрь каждого пирожка он положил малиновое варенье (вкусное варенье). Вдруг кто-то постучался в дверь (произнести «т-т-т»). Это пришли гости к язычку: мишутка (надуть щеки, зайка - попрыгайка (пощелкать языком, волчок - серый бочок (оскал). Усадил язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем (чашечка) с пирожками (пирожок).

Сказка «Огор од»

Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял (лопату) и пошел на полянку. Копает зайчик землю, да песни распевает, а мимо белка скачет, где – то (грибок) засушенный нашла. Удивилась белка, похвалила зайца и совет дала: только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. Только белка ушла – медведь идет, банку с (вареньем) несет. Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает.

Смотри рассаду не съешь. А я после прейду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый. Заяц дальше копает, песенки поет (а-о-э-у-и). А перед самым вечером волк идет (чашку) несет.

Ой, заяц, какой ты молодец! До чего додумался. Только полить свою капусту не забудь, вот тебе (чашка). Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи капался заяц, а на утро еще и мостик сделал (горка). Чтобы удобнее было воду для поливки носить. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал. А когда осень наступила, все увидели, что капуста на славу уродилась. Срезал заяц капусту, сложил её, получилась целая (горка). Пришлось (лошадку) приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут.

Го сти

Толстые внуки приехали в гости, (раздуть щеки)

С ними худые – лишь кожа, да кости, (втянуть щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, (улыбнуться, показав плотно прижатые зубы)

Поцеловать они всех потянулись. (вытянуть губы в трубочку)

Быстро за стол они нас пригласили (вытащить язык, удерживая его в горизонтальном положении)

Блюдца поставим - положат блины нам. (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу)

Дунем на блинчик – не в щёки, не мимо. (дуем на ладошку)

Блинчики мы пожуём и прикусим, (имитируем движения)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (улыбнуться, открыть рот, широким

языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу)

Всех накормили, никто не обижен,

Вкусный был завтрак - мы губки оближем. (облизываем губки)

Дыхательные игры:

Дыхательное упражнение «Горячий с уп»

У каждого ребенка столовая ложка. Дети имитируют процесс еды. Прежде чем «съесть» суп из ложки, дети дуют на него.

Дыхательное упражнение «Вкусный зап ах»

Воспитатель дает каждому ребенку понюхать кусочек апельсина. На выдохе ребенок произносит: «Как пахнет!»

Игра «Отгадай, что за ов ощ»

Цель: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

Описание. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра «Отгадай, что за фру кт»

Цель: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Хороводные игры:

Зайка шел

Возьмитесь за руки, образуя круг.

Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

Зайка шел, шел, шел,

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Огородный хоровод

Во саду ли, в огороде

Весело гуляли,

Во саду ли, в огороде

Грядки мы вскопали.

В грядку семена сажали,

В ямку опускали,

А потом водою теплой

Грядку поливали

Ты расти скорей, морковка.

Грядку мы прополем.

Будет литься летной дождик

На тебя, на поле.

Вот и осень наступила,

Урожай снимаем

Радостно и весело

Пляску затеваем.

(на мелодию «во саду ли, в огороде»)

Мишка

Мишка по лесу идет

И корзиночки несет

(дети идут вперевалочку по кругу)

Ходит мишка по тропинке

ищет ягодку малинку.

(смотрят по сторонам, прикладывая ладонь к глазам)

Любит мишка сладко есть

(гладят ладошкой живот)

Ой, как много ягод здесь

Ну-ка, ягодка-малинка

(манят рукой)

Полезай скорей в корзинку.

(собирают ягоды)

Мишка годы собрал

(показывают руки и покачиваются вправо-влево)

И от счастья зарычал

Р-р-р! Да-да-да!

(рычат и кивают головой)

Очень ягодка вкусна

(кружатся и кланяются на последние слова)

Горош ина

Дети стоят по кругу, «петушок» в кругу.

По дороге Петя шел

(петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками)

Он горошину нашел,

(останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)

А горошина упала

Покатилась и пропала

(петушок кружится, горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)

Ох, ох, ох, ох!

Где-то вырастет горох?

(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР

1. Своеобразие игры детей с ЗПР

Становление игры детей с ЗПР подчиняется общим закономерностям, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических особенностей. Если у детей без отклонений в развитии к шести годам сформировано сюжетно-ролевая игра, то у детей с ЗПР к шести годам игра на уровне развития младшего дошкольного возраста.

У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:

Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.

Узкая вариативность при поиске путей его реализации.

Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.

Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.

Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:

Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель.

При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.

Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно-действенный способ ее построения игровое поведение недостаточно эмоционально, часто игра, не сопровождается речью, мир отношений моделируется поверхностно. Игровые правила, в основном, распределяются на моделируемый детьми предметно-практический мир, но не на мир социально-практических отношений, так как логика реальных действий более доступна, чем логика социальных отношений.

Такие особенности игры у детей с ЗПР связаны с:

Трудностью формирования представлений.

Недостаточностью регуляции деятельности.

Недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый».

Трудностью осмысления мира человеческих отношений.

2.Формирование игры у детей с ЗПР в условиях коррекционного обучения

1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.

2-ой этап - формирование специфических игровых действий:

Совместно с взрослым: «взрослый берет ложку, вкладывает в руку ребенка, кормит куклу».

По подражанию «корми как я».

Самостоятельно.

Обучение развернутым игровым действиям, которые состоят из ряда игровых операций (покормить куклу, уложить спать).

3-ий этап: - обучение планированию игры.

Взрослый сначала вместе с ребенком формирует цель игрового действия. Такое словесное комментирование способствует дальнейшему возникновению замысла игры и ее реализации.

4-ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию. На этом этапе происходит обучение использованию предметов-заместителей (что на что похоже?). Кубик на мыло, грибок на зонтик, палочка на ножик и т.д. Так же на этом этапе детей учат умению выступать в качестве заместителя реального действенного лица. Здесь используют игры драматизации, в которых дети играют не сложные роли. Под руководством взрослого дети учатся сочетать свои поступки в игре с ролевой речью и воспроизводить простые моно и диалоги.

Решение дидактических задач всегда требуют соблюдение правил, выдержки,

Так же игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия:

1.Узнавание, здесь дети с ЗПР испытывают трудности;

2.Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).

У детей с ЗПР наглядно-действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно, они слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решить. Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже словесном плане.

3.Тактильно-двигательная функция:

У ребенка с ЗПР нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно-двигательной координации. Таким образом, игры на развитие тактильно-двигательной (координации) восприятия должны помочь коррекция указанных дефектов.

Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.

Успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиться положительного результата. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).

Выводы

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.

Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

В игровой ситуации дети с ЗПР обычно достаточно активны, самостоятельны, продуктивны. Недоразвитие их познавательной деятельности проявляется преимущественно при усвоении программного материала дошкольного образовательного учреждения.

Часто у детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, отмечаются неорганизованность, хаотичность деятельности, неуравновешенность поведения, торопливость, беспечность, отсутствие чувства ответственности и другие индивидуально-психологические черты. У таких детей наблюдаются слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, недостаточность отдельных психических функций. Для них характерны двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, апатичность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность.

Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Выявлены значительные различия в результатах самостоятельной работы детей с ЗПР и работы с помощью взрослых. Дети с ЗПР способны принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания. Потенциальные возможности детей с задержкой психического развития достаточно высокие.

У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

В отличие от нормально развивающихся дошкольников, у дошкольников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Одним из диагностических признаков задержки психического развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения дети способны к плодотворному сотрудничеству со взрослым. Они хорошо принимают помощь взрослого, и даже помощь более продвинутого сверстника. Эта поддержка еще более эффективна, если она оказывается в форме игровых заданий и ориентирована на непроизвольный интерес ребенка к осуществляемым видам деятельности.

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР.

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР носит эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Большинство детей с ЗПР дошкольного возраста в различной степени владеют изобразительной деятельностью.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от воспитателей. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.


ПОДВИЖНЫЕ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Разработала

«ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ»

ЦЕЛЬ: Развивать внимание, быстроту реакции; накапливать количество и уточнять смысл слов, обозначающих действие.

Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперёд, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты

1.Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, ассиметричные движения (правая рука вверх, левая вперёд) и т. д.

2.Ведущий одновременно с показом движений называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.

3.Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимание на его команды.

«УЗНАЙ ДРУГА»

ЦЕЛЬ: Развивать тактильные ощущения, слуховое внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.

Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

ВАРИАНТ: если игрок не может узнать другого ребёнка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

«ЛОХМАТЫЙ ПЁС»

ЦЕЛЬ: Активизировать речевую деятельность, развивать память и быстроту реакции, формировать способности имитировать животных (собаку)

Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне, другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим и посмотрим,

Что же будет?

Дети подходят и хлопают в ладоши. Пёс вскакивает, рычит и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

ИГР, УПРАЖНЕНИЯ

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»

ЦЕЛЬ: Научить детей запоминать имена друг друга и устанавливать контакт.

«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнеси его ласковое имя»

«ПАРОВОЗИК»

ЦЕЛЬ: Дети запоминают имена друг друга.

Выбирают ребёнка «паровозик» - едет по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух».Подъедет к любому ребёнку со словами: «паровозик чух-чух-чух» - и называет своё имя. Ребёнок в ответ называет своё имя и становится новым паровозиком, а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжает движение по кругу, затем подъедет к любому ребёнку со словами «паровозик чух-чух-чух» - и назовёт своё имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.

«ЖУЧОК»

ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный фон, развивать тактильную чувствительность и наблюдательность.

Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

«БИП»

ЦЕЛЬ: Сплочение группы.

Дети сидят на стульчиках, Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком сидит, говорит: «БИП».

«ПОТЕРЯЛСЯ РЕБЁНОК»

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, способствует распознаванию по голосу.

Воспитатель: «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды, но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовём его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребёнок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал»

«ВСЕ ВМЕСТЕ»

ЦЕЛЬ: Развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

На полу нарисован круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве.

«ПОРВИ КРУГ»

ЦЕЛЬ: Способствует большей включённости детей в группу, позволяет попробовать разные тактики взаимодействия.

Дети стоят в кругу, крепковзявшись за руки. Один ребёнок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него (возможны другие варианты проникновения в круг: подлезть в него снизу, просто попросить детей впустить). Разновидностью этой игры является игра «разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 метров. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в неё. Следующего игрока вызывает другая команда.

«СНЕЖИНКИ»

ЦЕЛЬ: Обучение сотрудничеству.

МАТЕРИАЛ: бумага, ножницы.

Попросить каждого участника сложить 8 раз листок бумаги и вырезать звёздочку. Напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку.

«РИСУЕМ ВСЕЙ ГРУППОЙ»

ЦЕЛЬ: Способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

МАТЕРИАЛ: лист ватмана, восковые мелки.

«Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаге одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я вам дам каждому из вас только 1 мелок, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками.

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение.

«ЛАДОНЬ НА ЛАДОНЬ»

ЦЕЛЬ: Развитие умения согласовывать действия с партнёром.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть сооруженная ребёнком гора или река.

«МЕНЯЕМСЯ ПУГОВИЦАМИ»

ЦЕЛЬ: Побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

МАТЕРИАЛ: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Воспитатель перемешивает пуговицы и затем раздаёт каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребёнок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определённого цвета. Для этого ему придётся обмениваться пуговицами с другими детьми.

ДРУЖНАЯ КОМАНДА.

После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.

ИГРЫ ДОВЕРИЯ.

Помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества.

«ПРОГУЛКА С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ»

ЦЕЛЬ: ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ДОВЕРИЮ И ФОРМИРУЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

Дети по желанию разбиваются на пары – ведомый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берёт ведомого за руки и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами.

Ведомый должен полностью доверять ведущему. Дети меняются через некоторое время.

«СЛУШАЕМ СЕРДЦЕ»

ЦЕЛЬ: Формирует бережное и доверительное отношение к партнёру.

Игра выполняется на ковре, без обуви.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок ложиться на ковёр на спину, другой ребёнок становится перед ним на колени. Лежащий ребёнок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребёнка, стоящего перед ним, слушает его сердце. Затем дети меняются ролями.

«ЗООПАРК»

ЦЕЛЬ: Помогает снять напряжение.

Дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребёнок изображает своё животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.

«МЕДВЕЖАТА»

ЦЕЛЬ: Упражнение направлено на мышечное расслабление.

Ребёнок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал

Взрослый рассказывает ребёнку про медвежонка, а тот изображает его движентя.

Шкафчики

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

Игры для детей с задержкой психического и речевого развития на поиск предметов

Художник

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Запомни и воспроизведи

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Вспомни и покажи

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

Цепочка действий

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола".

Приемы, помогающие запоминанию

Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз:

  • Мальчику холодно.
  • Девочка плачет.
  • Папа сердится.
  • Бабушка отдыхает.
  • Мама читает.
  • Дети гуляют.
  • Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

Пересказ

Пересказ подходит для детей с задержкой речевого развития. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?». Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: