Развивающие игры для детей 0 3. "Мой сладкий малыш"

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.

2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую – под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.

3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.

4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.

5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.

6. Вы также удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.

7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение.

Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка – основное условие развития восприятия окружающего мира.

Основная задача сенсомоторного развития – помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 7-10 ДНЕЙ)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ АКТИВНОСТИ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 25 ДНЕЙ И СТАРШЕ)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА (ДЛЯ РЕБЕНКА СТАРШЕ 1 МЕСЯЦА)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее.

Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО СОСРЕДОТОЧЕНИЯ (ДЛЯ РЕБЕНКА ОТ 1 МЕСЯЦА И СТАРШЕ)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает.

Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ И РЕЧЕВОЙ СФЕР РЕБЕНКА

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: “Где же шарик? Посмотри, вот он где!”

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: “Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?”

Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: “абу”, “агу”, “бубу”, “а-а-а”, “о-о”, “га-га” и т.п.

Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.

Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.

Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: “А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.” Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. “А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? – Снимите платок: – А-а-а, вот где Анютка!” Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.

Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: “Вот это киска – мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка – ав-ав. Покажи, где собачка?” и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.

Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их (”Ляля”, “би-би”, “Миша”).

Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмет, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).

Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: “поцелуй маму”, “дай ручку”, “скажи: до свидания”, “покажи, какой ты большой”. Как, например, развить выполнение просьбы “дай ручку”? Протягиваете руку к ребенку и просите “дай ручку”, одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите “дай ручку”, слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.

Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.

Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.

Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: “Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?” и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.

В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: “Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи” и т.д.

Играйте с ребенком в “Теремок”. Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. “Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок – золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса”. Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРИКИ

Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является массаж. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.

С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ПОТЕШКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 1 ГОДА ЖИЗНИ

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка. Приведем некоторые примеры.

“Идет коза рогатая”.

Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп:

“Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодаю, забодаю, забодаю”.

“Пободайте” ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.

“Ладушки-ладушки”.

Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку.

Что пили? – Бражку.

Кашку поели,

Бражку попили -

Шу-у-у… Полетели!

На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

Игра “Сорока-белобока” хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке. Очень полезен массаж пальчиков.

: сайт «Дефектолог»

1.Смотри – ка что я вижу.
Малыши очень любят рассматривать новые лица, игрушки, предметы и т.д. Надо взять несколько ярких игрушек. Водите ими из стороны в сторону, привлекая внимание малыша. Кроме того, детишки в этом возрасте обожают рассматривать свои ручки, открывают для себя, что могут ими управлять. Помогите малышу. Возьмите ручки малыша в свои и похлопайте ими перед его личиком. Поем присказку:
Ладушки, ладушки,
Хлопаем в ладошки.
Мамочку … (называйте свое имя) погладь по щечке.
Хлопаем в ладошки.
2.Кто этот малыш?
Сядьте, держа малыша на коленях напротив зеркала. Смотрите в зеркало и спросите: «кто этот малыш?» Помашите детской ручкой и скажите: «Привет, малыш!». Спросите: «Где у малыша ножки?». Помашите детскими ножками и скажите: «Привет, ножки». Продолжайте задавать вопросы и совершать движения различными частями тела ребенка. Качайте головой, махайте руками, хлопайте в ладоши и т.д. Такие короткие высказывания ускоряют речевой процесс.
3.Хлоп, хлоп, хлоп.
Попробуйте поиграть в такие похлопывания с малышом. Указательным и средним пальцами нежно похлопывайте ребенка по разным частям тела, каждый раз называя каждую из них. Пойте присказку:
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша.
Хлоп, хлоп, хлоп
По щечке малыша (Возьмите его ручку и дотроньтесь ею до его щечки.)
Повторяйте это маленькое стихотворение, дотрагиваясь до различных частей тела малыша. Можете детской ручкой дотрагиваться до своего лица, называя то, до чего дотрагивайтесь. Тактильные ощущения позволяют детям знакомиться с окружающим миром.
4.Давай посмотрим.
Дети безумно счастливы, если в поле их зрение попадают движущиеся предметы. Малыши как завороженные наблюдают как крутится барабан стиральной машинки. Можно выйти на улицу, сесть на скамеечку и наблюдать за всем, что происходит вокруг. Ребенку это занятие понравится. Он будет упоенно и радостно наблюдать за птичками, собачками, кошечками, машинами, прохожими и т.д. Говорите малышу названия предметов, на которые он смотрит. Можно поставить кроватку возле окна, чтобы малыш видел птиц, деревья и т.д. Малыш, сидя у вас на руках и наблюдая за миром вокруг, получает позитивные эмоции. Так он чувствует себя уверенно, спокойно, в безопасности.
5.Курносый носик.
Возьмите ребенка на руки и говорите: «Носик, носик, курносый носик». На слове «курносый» потритесь о носик малыша своим носом. Продолжайте эту и ГРУ, и каждый раз, проговаривая «курносы», тритесь носами. Такие нежные прикосновения позволят малышу почувствовать себя в безопасности, а это развивает уверенность в себе.
6.Где мой малыш?
Такая игра укрепит спинку и шею малыша. Лягте на спину, положите ребенка себе на живот. Обхватив ребенка крепко под мышки, поднимите осторожно его вверх так, чтобы ваше лицо было напротив его лица. Говорите присказку:
Где мой малыш?
Вот где он. (Поднимите его вверх).
Где мой малыш? (опустите ребенка на живот)
Вот где он (Снова поднимите его вверх)
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)
Высоко, высоко, высоко. (Высоко поднимите ребенка)
Так развивается сила, чувство равновесия.
7.Высоко, высоко вверх.
В игре можно укрепить мускулатуру ребенка, развить координацию движений. Положите ребенка на спину. Поднимите одну ножку, повторяя при этом: «Высоко, высоко, высоко вверх. Раз, два вниз. Опустите ножку. Повторите упражнение со второй ножкой. Не надо заставлять делать ребенка движения, если он не хочет!
8.Упражнения для ножек.
Необходимо положить малыша на спину на твердую поверхность. Придерживая его за лодыжки, сгибайте и выпрямляйте ножки, припевая песенку:
Раз, два, три,
Коленочки согни.
Раз, два, три,
Коленочки согни.
Такое упражнение укрепит мышцы и подготовит ребенка к ходьбе. Не надо заставлять ребенка делать упражнения, если он сопротивляется.
9.Вверх по эскалатору.<
Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая:
Вверх везет нас эскалатор,
Вверх, вверх, вверх.
Вниз везет нас эскалатор.
Вниз, вниз, вниз.
Затем приподнимите ножки, напевая стишок. Поднимайте ножки, ручки ребенка, припевая песенку. Постарайтесь закончить упражнения, подняв малыша вверх, а затем опустив. Обязательно обнимайте и целуйте ребенка.
10.Поговорим вдвоем.
В этом возрасте дети лепечут. Имитируйте звуки ребенка. Составляйте из лепетных слов малыша предложения. Если вы будете обращать внимание на определенные звуки ребенка, типа «ма-ма» ли «па-па», то малыш станет произносить их чще. Повторение лепета ребенка – это поощрение его речевой деятельности.
11.Аудиозаписи.
Запишите на пленку лепетание вашего малыша. Включите воспроизведение и понаблюдайте за его реакцией. Волнуют ли малыша эти звуки? Начинает ли он отвечать магнитофону? Если ребенку нравятся подобные записи, попробуйте поставить ему другие звуки. Например, звуки природы. Это обеспечит отличные языковые возможности в будущем.
12.Связь через беседу.
Разговаривайте с малышом, начиная с коротких предложений вроде «Какой сегодня чудный день». Когда малыш отреагирует каким – нибудь лепетом, перестаньте говорить и посмотрите ему в глаза, отвечайте ему улыбкой и кивайте. Малыш так поймет, что его понимают, слушают. Говорите дальше и сделайте паузу. Так ребенок поймет, что пришла его очередь лепетать и вам это нравится. Таким образом развивается речь ребенка.
13.Читай по губам.
В три месяца ребенок произносит огромное количество звуков. Отвечая на его лепет, вы поощряете его произносить новые звуки. Повторяя за ним то, что он произносит, приложите его пальчик к своим губам. Пусть он почувствует их движение и воздух, выходящий изо рта во время разговора. Приложите ваши пальцы к его губам и подбадривайте малыша издавать побольше звуков.
14.Ба-ба-ба
Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком. Например, «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги, вставляя иногда несколько слов. Можете таким образом петь любые песенки, которые вам нравятся. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.
15.Давай брыкаться.
Детишки любят брыкаться. Кроме того, это занятие способствует развитие двигательных навыков. Можно привязать к лодыжкам ребенка цветные ленточки, чтобы малышу было интересно. Можно купить специальные детские башмачки с яркими игрушками и погремушками.
16.Олимпийский переворот.
Игры, позволяющие малышам перекатываться с живота на спину, способствует развитию грудной клетки и мышц рук. Поэтому надо поощрять ребенка переворачиваться. Положите ребенка на живот на мягкий ковер. Поднесите к его лицу любимую игрушку, например, медвежонка. Привлеките внимание ребенка к игрушке стишком или песенкой. Когда вы добьетесь внимания ребенка, уведите игрушку в сторону так, чтобы малыш проследил за ней глазами и повернулся к ней всем телом. Так проделывайте несколько раз, чтобы малыш поворачивался за игрушкой. Постоянное упражнение мышц спины и живота укрепляет их и делает эластичными.
17.Потанцуем.
Крепко возьмите ребенка од мышками и сделайте несколько танцевальных движений. Попробуйте потанцевать под любимую песенку или стишок.
18.Жили у бабуси два веселых гуся.
Детям нравится музыка и ритм. Находясь в материнском чреве, ребенок ощущает биение сердца и движение крови по телу. Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей. Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два». Скоро ребенок будет ждать этого громкого слова. Помогите малышу удерживать ложки. Пойте эту же песенку, когда он держит ложки в руках.
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.
! Музыка и пение помогает соединять нервные связи в мозгу.
19.Раз, два – раз, два.
Крепко прижмите ребенка к себе и двигайтесь с ним по комнате, напевая любимые песенки и стихи. Ребенок почувствует вашу радость и хорошее настроение, и сам будет доволен. Попробуйте перейти на военный шаг. Вышагивая по комнате, отсчитывая «раз, два – раз, два». Можно раскачиваться, поворачиваться кругом, ходить на цыпочках или делать широкие размашистые шаги.
20.Давай качаться.
Покачивания на коленях доставляет детям немало удовольствия. Кроме того, так малыши учатся удерживать равновесие. Вы можете покачивать малыша, сидящего или лежащего у вас на коленях на животе или спине. Всегда крепко придерживайте ребенка!!! Можно припевать такой стишок:
Мы ездили на рынок,
Купили пару свинок,
Сапожки, платья, шубки –
Вот и все покупки.
21.Ту – туу!
Проговаривая предложенный стишок, передвигайте пальцы сначала вверх по детской ручке, а затем – вниз:
Едет поезд – чух-чух-чух,
Колесами стуча.
Едет поезд – ту-тууу,
А теперь назад.
Повторите тоже со второй ручкой. Выразительно произносите «чух-чух» и «ту-тууу». Выразительная речь помогает детям эмоционально реагировать. Это активизирует мозг и способствует развитию памяти.
22.Качание.
Процесс качания и раскачивания очень нравится маленьким детям. Если вы во время раскачивания поете песни или читаете стихи, то у ребенка будут образовываться важные соединения в мозгу, а также вырабатывается чувство ритма. Посадите малыша на колени и раскачивайтесь взад – вперед. При этом читайте любимый стишок.
23.Изгибания и извивания.
В своей кроватке маленькие детки постоянно ворочаются и извиваются. Эти движения подготавливают их к ползанью. Положите малыша животом на пол и понаблюдайте за ним. Положите перед ребенком любимую игрушку так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Перекатывайте игрушку туда – сюда. Малыш будет стремиться дотянуться до игрушку и будет двигаться. Дайте ему возможность дотянуться до игрушки и похвалите его. Такое упражнение развивает у ребенка уверенность в себе.
24.Подтолкните малыша.
Положите ребенка на живот. Встаньте позади него и положите ладони ему на стопы. Почувствовав ваши руки, он постарается продвинуться вперед, отталкиваясь от ваших ладоней. Это подготовительное упражнение перед ползанье. Можете аккуратно подтолкнуть малыша.
25.Меняем руки.
В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вы можете помочь укрепить нервные связи, помогая малышу перекладывать предметы. Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, и ребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки и поцелуйте ее.
26.Чудный свет.
При желании фонарик можно прикрыть цветной пленкой или тонкой тканью. Возьмите ребенка на руки и зажгите фонарик. Медленно водите им из стороны в сторону и наблюдайте как ребенок будет следить глазами за фонариком. Приговаривайте стишок или пойте песенку. Можете напевая, рассказывать ребенку что делает фонарик. Это доставляет детям удовольствие и развивает.
27.Куда подевалась игрушка.
Подержите перед глазами ребенка его любимую игрушку. Затем спрячьте ее. Поощряйте малыша на поиск при помощи вопросов вроде: «она наверху?» Посмотрите вверх. «Она внизу?» - посмотрите вниз. Потом спросите: «может она у меня в руках? И правда, в руках!». Как только ваш малыш подрастет, он начнет сам искать игрушку, исчезнувшую из его поля зрения. Когда он начнет обращать внимание на то, куда вы спрятали игрушку, то будет следить за вашими движениями, когда вы станете убирать руку.

МАЛЕНЬКИЕ ГЕНИИ

В. Дмитриева

трехминутных

развивающих

УДК 97.01 ББК74.102 Д53

Рисунки Н. Кугушева, О. Гофман

Дмитриева, В.Г.

Д53 200трехминутных развивающих игр для малышей от рож­ дения до трех лет/ В. Дмитриева. - М.: ACT; СПб.: Сова. 2008. - 190, с: ил. - (Маленькие гении).

ISBN 978-5-17-047128-7

ДЛЯ ТОГО чтобы ребенок с первых дней жизни развивался физи­ чески, эмоционально, интеллектуально, он должен играть. Таким образом малыш знакомится с окружающим миром, приобретает необходимые навыки.

Как играть, во что играть? В этой книге вы найдете описание луч­ ших развивающих игр, советы и рекомендации специалистов.

УДК 97.01 ББК74.102

© В. Г. Дмитриева, текст, 2007

© Н. Кугушев, иллюстрации, 2007

© ООО «Издательство «Сова», 2007

Введение

Многие родители спрашивают, с како­ го возраста можно играть с малышом. От­ вет очень простой: с самого первого дня, потому что игра для новорожденного - единственная возможность познакомить­ ся с окружающим миром.

Наблюдая за яркими игрушками, трогая разные по фактуре предметы, пробуя их «на зубок», прислушиваясь к новым зву­ кам, он учится думать, сопоставлять, де­ лать выводы.

Скучно лежать в кроватке и смотреть в потолок, даже если ты сыт и переодет. Маленький человек нуждается не только в физическом комфорте, но и в ежеднев­ ном общении.

Вы проводите краткий сеанс масса­ жа - осторожно расправляете пальчики, поглаживаете ладошку, а малыш получа­ ет новые приятные ощущения.

Мама поет колыбельную песенку. Ма­ лыш привыкает к маминому голосу

Введение 3

и постепенно запоминает мелодию. Он улыбается, затихает - играет в свою пер­ вую игру: «Мама поет- а я засыпаю».

Прислушиваясь к вашим словам, кроха пытается повторить их. Первые звуки, ко­ торые произносит ребенок, - агуканье, гуление - это попытки войти в контакт со взрослыми, заявить о себе, о своих чувст­ вах и предпочтениях.

Для того чтобы малыш начал говорить, он должен научиться из всего потока зву­ ков выделять знакомые слова, с которыми связаны понятные ему предметы и дейст­ вия («спать», «есть», «мама», «каша», «дай» и т. д.). Поэтому, разговаривая с малы­ шом, напевая колыбельные, рассказывая потешки, сказки, выделяйте голосом наи­ более важные слова, чтобы ему было лег­ че их запомнить.

В игру можно превратить любое заня­ тие, любую процедуру по уходу за ребен­ ком, главное - не бояться фантазировать.

Многие игры род,ом из вашего детства. Читая эту книгу, вы вспомните их, покаже­ те малышу, а если нужно, придумаете но­ вые правила.

Не забывайте основное правило: иг­ рушки должны быть безопасными, яркими, соответствующими возрасту и - разви­ вающими.

Введение

Недостаточно только показать, как пользоваться игрушкой, - о ней нужно рассказать, описать, какая она - мягкая или твердая, большая или маленькая, зву­ чащая или тихая. Это очень важно, пото­ му что речь, память, умение думать, рас­ суждать у ребенка развиваются, когда ему хочется назвать знакомый предмет.

И конечно, есть особенные «игрушки», которые в буквальном смысле у вас «под рукой». Это пальцы. Веселые пальчиковые (жестовые) игры, песенки-потешки очень нравятся малышам. Повторяя за вами дви­ жения, ребенок не только тренирует паль­ чики. На кончиках пальцев находятся осо­ бые рецепторы, которые подают сигналы в мозг. Таким образом, развитие мелкой моторики активно влияет наобщее разви­ тие малыша.

Чем больше любви и внимания, тем бла­ гоприятнее условия для развития малень­ кого человека. Играйте, КОГАО вамудобно, главное, чтобы малыш находился в хоро­ шем настроении. Общаясь с ребенком, вы привыкаете к особенностям его харак­ тера и темперамента, а он самым есте­ ственным путем приспосабливается к это­ му большому миру.

"Рассматриваем лица взрослых"

Игра подходит деткам с первого месяца. Играя в нее, Вы доставляете радость не только Вашему ребенку, но и себе. Игра способствует дальнейшему формированию зрительной активности малыша. Заниматься с ребенком могут один или двое взрослых.

Как играть: Ребенок лежит на вытянутых руках у взрослого лицом к нему. Взрослый, разговаривая с малышом и улыбаясь ему, пытается привлечь к себе его внимание, вызвать ответную реакцию - улыбку.
Через 3-5 дней, если взрослых двое, то один из них держит ребенка в вертикальном положении у себя на руках, чтобы малыш смотрел за плечо. Второй взрослый ласково разговаривает с ребенком и приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле зрения малыша. Следует учитывать, что расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, равно 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.
Занятие считается успешным, если ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает.
Занятие можно проводить до 3-ех раз в день.

"Где у нас пальчики?"

Данная игра связана со множеством касаний Вашего ребенка, она помогает скорее малышу части своего тела.

Как играть: Дотрагивайтесь до разных частей тела малыша, напевая:
Где у нас пальчики на руках?
Где у нас пальчики на ногах?
Где у нас животик?
Ищем-ищем...
Где у нас ушки?
Где у нас носик?
Где у нас ротик?
Ищем-ищем...

"Пальчики танцуют "

.

Как играть: В эту игру играют с пальцами на руках и ногах малыша. Перебирая пальчики малыша, вы помогаете ему получить представление о его собственном теле - о его руках и ступнях.
Пойте песенку и дотрагивайтесь по очереди до каждого пальчика на руке или ноге ребенка:

Эта свинка танцевала,
Эта свинка рисовала,
Эта свинка умывалась,
Эта свинка наряжалась.
А эта свинка - малышка,
Маленькая, как мышка.
И пусть сто лет пройдет,
Она не подрастет!

“Детку обниму мою”

Игра подходит деткам с рождения до 2-ух месяцев.

Как играть: Нежно покачивайте малыша на руках, двигаясь назад и вперед в ритме рассказываемого стишка. Слова произносите ласковым тоном:

Баю-баюшки-баю,
Детку обниму мою.
Буду малыша качать,
Тихо-тихо напевать.
За окошком день угас,
Сон укачивает нас,
Словно тихая река,
Что течет издалека.
Крепко-крепко мы уснем
И по речке поплывем,
Доплывем до той страны,
Где живут смешные сны.
Баю-баюшки-баю,
Детку обниму мою.

Покачивание знакомо ребенку еще по его утробной жизни. Поэтому с помощью покачиваний на руках можно быстро установить доверительную связь с малышом.

"Горячая каша"

Игра подходит деткам с рождения до 2-ух месяцев. Она помогает развить чувство ритма.

Как играть: Возьмите ладошки малыша и, хлопая ими, приговаривайте:

Горячая каша, холодная каша,
Томится в горшочке любимица наша.
Давно, уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем - какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашу любую быстрее съедим!

На слове "съедим" дотроньтесь до носика ребенка пальцем.

"Мой сладкий малыш"

Игра подходит деткам с рождения до 2-х месяцев. Играйте в эту игру всякий раз, когда одеваете ребенка, а особенно после купания.

Как играть: Аккуратно массируйте и похлопывайте малыша. Говорите ему, что Вы очень его любите. Называйте те части его тела, которые вы массируете. Параллельно с одеванием ребенка рассказывайте стишки следующего содержания, для примера:

Как приятно маме малыша купать,
Мягким полотенцем тельце вытирать.
Пяточки, животик, пальчики и носик
Не устанет мама целовать!

"Шлёп, шлёп!"

Игра подходит деткам с рождения до 2-х месяцев. В эту игру хорошо играть, когда вы меняете пеленки своему малышу.

Как играть: Положите малыша на спину и дотрагивайтесь до различных частей его тела, произнося "шлёп, шлёп" при каждом прикосновении. Малыш, более вероятно, начнет улыбаться и с видимым нетерпением будет ожидать нового прикосновения в другом месте. Приговаривая "шлеп, шлеп", называйте ту часть его тела, которой касаетесь.

"Кукла-тарелка"

Игра подходит деткам с рождения до 2-х месяцев.

Как играть: Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой - печальную.
Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать.
Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

"Различение предметов по цвету"

Игра-занятие подходит для детей в возрасте от 20 дней и старше.

Как играть: Одна из задач, которая стоит перед родителями - это обогатить ребенка цветовыми впечатлениями, продолжать формировать его зрительную и двигательную активность. Игра-занятие поможет выявить, различает ли ребенок цвета.
Подготовьте две игрушки, одну красного, а другую зеленого цвета. Игрушки должны быть одинаковыми по величине, форме и цветовой насыщенности, чтобы красный и зеленый были одинаково яркими.
Игра-занятие проводится в течение нескольких дней и имеет несколько этапов. На первом занятии над ребенком, лежащим на животе, помещается зеленая игрушка. С этой целью высоко над постоянным местом бодрствования протягивается в горизонталь¬ном направлении от стены к стене белая нитка или тонкий шнур. К ним привязывается на нитке игрушка и спускается вниз таким образом, чтобы она находилась на расстоянии 60-70 см от груди ребенка.
Привлекая внимание малыша к игрушке, взрослый приводит ее в движение, вращает, потряхивает. С того момента, как ребенок заметит игрушку, можно зафиксировать продолжительность ее рассматривания. Если малыш рассматривает игрушку более пяти минут, лучше отвлечь его от этого занятия во избежание переутомления.
С каждым последующим проведением занятия интерес ребенка к игрушке ослабевает. Взрослый проводит занятие два раза в день, но игрушка постоянно находится над ребенком, и во время бодрствования малыш может рассматривать ее.
На втором этапе проведения игры (примерно через 3-4 дня после того, как малыш перестанет обращать внимание на зеленую игрушку) она заменяется одинаковой по форме и величине красной игрушкой.
Взрослый, сконцентрировав внимание малыша на игрушке нового цвета, фиксирует продолжительность ее рассматривания ребенком. Разница продолжительности рассматривания зеленой игрушки на четвертый день и красной при ее первом предъявлении свидетельствует о различении ребенком двух названных цветовых тонов. Игрушка красного цвета висит над ребенком три дня. Занятия с ее использованием проводятся так же, как и с прежней игрушкой, два раза в день. Через три дня, когда малыш перестает обращать внимание на красную игрушку, она заменяется точно такой же, но нового цветового тона.
Данная игра-занятие проводится с детьми, прошедшими обучение на занятиях "Подвижный зонтик" и "Рассматривание движущихся одноцветных предметов ".

"Рассматривание движущихся одноцветных предметов"

Игра для детей от 4-10 дней и старше.

Как играть: Это занятие способствует формированию зрительной и двигательной активности младенца. Вам понадобятся пластмассовые кольца диаметром 5-7 см красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цвета. Кольца насаживаются на стержень длиной 60-70 см.

Где взять такие кольца? Можно купить игрушечного петуха, состоящего из пластмассовых колец, нанизанных на стержень по типу пирамидки. В кольцах сбоку просверлите ножницами отверстия по размеру диаметра стержня. Затем наденьте кольца на стержень, и игрушка готова.

Почему речь идет о кольцах на стержне? Дело в том, что сначала ребенку трудно поймать предмет взглядом. Взрослый показывает ему игрушку, а малыш чаще всего смотрит не на показываемый предмет, а на лицо взрослого. Стержень как раз и необходим для того, чтобы в поле зрения малыша была только игрушка.

Можно обойтись и без стержня, но только придется показывать игрушку, вытянув руку, стараясь не отвлекать ребенка, не попадать в поле его зрения.

Как проводится занятие? Положите малыша на спину, и на расстоянии 60-70 см по центру над его лицом покажите кольцо, слегка его покачивая. Амплитуда колебания игрушки, а это очень важно, равна 5-7 см, а частота колебания - примерно два раза в секунду.

Задача взрослого состоит в том, чтобы привлечь взгляд младенца к перемещаемому предмету. Главным условием является его колебание при перемещении во всех направлениях.

Начинайте перемещать игрушку только тогда, когда убедитесь, что малыш ее увидел, т. е. задержал взгляд на колеблющемся предмете. Как только это произойдет, можно, слегка покачивая кольцо, перемещать его вправо, затем влево, вверх, вниз, приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки, примерно на 1,5 м от ребенка.

После перемещения вправо возвратите таким же, образом игрушку к глазам малыша и из исходного положения перемещайте влево. Вернув игрушку на прежнее место, переместите ее таким же образом вниз от глаз ребенка, затем вверх.

Размер колец диаметром 5-7 см наиболее удобный для занятия. За игрушками большего или меньшего размера дети следят гораздо хуже.

Следует также учесть, что в яркий солнечный день малыши лучше следят за перемещением зеленых, синих, голубых и фиолетовых игрушек, в пасмурный день - за предметами теплых цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого. Предмет перемещается медленно и плавно, так, чтобы ребенок успевал следить за ним. Вправо и влево игрушку перемещают на такое расстояние, при котором ребенок сможет повернуть голову вслед за ней (практически на расстояние вытянутой руки взрослого). Таким же образом определяется расстояние при перемещении игрушки вверх (малыш, следя за ней, запрокидывает голову) и вниз (опускает, прижимая подбородок к груди).

Не беда, если ребенок на первом занятии проследит за игрушкой, движущейся только в каком-либо одном направлении. В третий-четвертый раз ребёнок будет следить за игрушкой, движущейся во всех направлениях.

Занятие длится 1-2 минуты, повторяется два раза подряд, проводится один-два раза в день. Не следует заниматься с ребенком перед сном и более двух раз в день. Это может привести к переутомлению.

"Подвижный зонтик"

Как играть: У дальнего края детской кроватки подвесьте перевернутый зонтик так, чтобы малыш мог до него достать. К спицам зонтика прикрепите яркие шарики, маленькие игрушки и колокольчики. ЗАМЕЧАНИЕ: обратите особое внимание на то, чтобы все эти предметы были недоступны для ребенка.

Встаньте у этого края кроватки и разговаривайте с малышом. Он повернет головку на ваш голос. Как только малыш обратит на вас внимание, начинайте покачивать зонтик, привлекая взор младенца ко всем этим разноцветным и разнообразным предметам. Когда вы повторите это несколько раз, малыш начнет рассматривать зонтик самостоятельно.

"Белое и черное"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Через неделю после рождения детишки начинают различать рисунки. При этом резкие контрастные цвета и фигуры привлекают их особое внимание.

Нарежьте почтовую бумагу на куски размером примерно 22х28 см и толстым фломастером нарисуйте на них различные геометрические фигуры. Можно также вырезать какие-нибудь подходящие картинки из журналов. Развесьте эти картинки вокруг кроватки ребенка, чтобы он мог их постоянно созерцать.

"Ожерелье для малыша"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Возьмите яркое ожерелье или нанижите на нитку разноцветные бусинки.

Надевайте бусы, когда вы кормите или нянчите малыша. Отдыхая, ребенок сможет смотреть тогда на нечто цветное. Вы еще больше его заинтересуете, если будете покачивать ожерелье.

Рассматривая бусы и вслушиваясь в ваш успокаивающий, ласковый голос, ваше дитя будет испытывать огромное удовлетворение и счастье.

"Игры с наручными куклами"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Наденьте куклу себе на указательный палец. Перемещайте ее перед ребенком, называя его по имени. Двигайте куклу вверх и вниз, наблюдая, следует ли взгляд малыша за ее движением. Старайтесь сделать так, чтобы кукла совершала круговые движения.

Каждый раз, когда малыш сумеет проследить за тем или иным движением куклы полностью, начинайте передвигать ее на новый манер.

"Передвижные картинки"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Детишки любят яркие, красочные картинки необычного вида и формы. Найдите цветную картинку, изображающую какое-нибудь животное, и наклейте ее на картонку. Сделайте в картонке отверстие и проденьте через него яркую ленточку. Привяжите этой ленточкой картонку с картинкой на боковой стенке кроватки так, чтобы ребенок мог ее видеть.

Передвигайте картинку каждые несколько дней на новые места, что будет снова и снова возбуждать интерес ребенка. Развесьте такие картинки и в различных местах квартиры.

"Птичка, птичка, чирик-чирик"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Обнимите вашего малыша и загляните ему в глазки. Медленно покачивайте своим указательным пальцем перед глазами ребенка, чтобы привлечь его внимание. Когда вы добьетесь этого, отклоните палец налево и дождитесь, чтобы глаза младенца последовали за движением пальца.

Теперь поверните палец направо и проследите, чтобы малыш сопроводил это движение глазами. Поворачивая палец направо и налево, приговаривайте: «Птичка, птичка, чирик-чирик».

Поначалу ваш малыш сможет следить за пальцем лишь очень недолго. Повторяйте это ежедневно, и вы заметите, что он делает успехи.

"Созерцание цвета"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Активное созерцание - замечательное развлечение для детишек.

Соедините цветные шарфики и галстуки и оберните ими стенки кроватки. Приговаривайте, обращаясь к ребенку, что-нибудь вроде: “Смотри, какие красивые цвета” или “О, как хороши эти цвета”.

Изменяйте положение малыша, чтобы он мог видеть новые цветовые сочетания и новый ракурс общего вида украшения.

"О, как интересно!"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Малыши нуждаются в зрительных впечатлениях. Наденьте яркий цветной носок на ножку ребенка. Расположите его ножку так, чтобы он мог видеть носок. Увидев пеструю расцветку, ребенок сильно возбудится. Вначале малыш будет останавливать взгляд на цветном чисто случайно, но вскоре научится сосредотачиваться на нем более продолжительное время.

Теперь натяните носок на другую ножку или наденьте носки на обе ножки. Попытайтесь затем один из носков надеть ему на ручку. Наблюдайте, как малыш начинает приближать руку к глазам и фиксировать взгляд на том, что он видит.

"Что же я могу увидеть?"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Каждый раз, меняя окружающую обстановку, вы предоставляете ребенку возможность увидеть нечто новое. Это развивает его любознательность и способствует постепенному осознанию окружающего.

Возьмите малыша на руки и держите так, чтобы он мог видеть все вокруг. Прогуливайтесь с ним по комнате, останавливаясь перед предметами яркого цвета или необычной формы. Пусть малыш смотрит на них в течение какого-то времени. Спойте ему какую-нибудь песенку на любой мотив, и тогда ребенок поймет, что вы с ним занимаетесь приятным делом.

Когда вы опустите малыша в кроватку, позаботьтесь, чтобы там тоже было что-нибудь, что ему интересно разглядывать.

"Забава с зеркалом"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Положите ребенка в кроватку. Не важно, куда он будет смотреть - перед собой или в сторону. Закрепите небьющееся зеркальце на одной из сторон кроватки.

Разговаривайте с малышом и когда вы удостоверитесь, что он слышит ваш голос, легонько стукните пальцем по зеркалу, чтобы привлечь его внимание. Зеркальце будет занимать ребенка, пока он лежит в кроватке.

"О, как красиво!"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: При кормлении малыша накиньте себе на плечи пестрое полотенце или шарфик. Ребенок с удовольствием будет глядеть на ваше лицо и на полотенце.

Во время кормления держите это полотенце перед взором ребенка и ласково говорите что-нибудь вроде: "Такое красивое полотенчико...", "Какой красивый малыш" и т.д.

В следующий раз, когда ребенок увидит это полотенце у вас на плечах, это будет ассоциироваться у него с получением удовольствия.

"Следи за пчелкой"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Сядьте на удобный стул, держа малыша на руках. Поднимите палец и изобразите жужжание пчелы. Жужжите и передвигайте палец в воздухе, подражая полету пчелы. Глаза ребенка будут следовать за “пчелкой”. Посадите “пчелку” на малыша, слегка пощекотав его. Повторите это много раз.

Теперь поднимите палец ребенка, двигайте его так же, как и свой палец, и дотроньтесь им до собственной щеки. Детишкам все это очень нравится.

"Следи за игрушкой"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Привлеките внимание ребенка, гремя погремушкой приблизительно в тридцати сантиметрах от его лица. Когда малыш сосредоточит взгляд на погремушке, медленно переместите ее на полокружности.

Теперь проделайте то же самое с говорящей игрушкой. Меняя предметы, вы сумеете удерживать внимание малыша более длительное время.

"Посмотри вокруг"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Подложите подушку под грудку малыша. Так ему будет легче держать головку и он сможет оглядеться вокруг.

Разместите забавные игрушки прямо перед малышом. Приладьте перед ним зеркало, чтобы он мог рассматривать “другого малыша”. Пока ребенок лежит на животике, его мир ограничен, если же он приподнят, то его руки становятся способными ощупывать, изучать окружающее. Приподняв малыша на подушке, рассказывайте ему обо всем, что он может увидеть.

"Разные картинки"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

"Игрушки над кроваткой"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с 2-3 погремушками или игрушками. Время от времени 1 раз в 3-4 дня меняйте их. Не забывайте, что малышу нравятся яркие предметы интересной формы основных цветов: красного, зеленого, желтого, синего, особенно те, которые легко двигаются.

"Кукла на пальце"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.

"Кукла на руке"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях - вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу так, чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

"Развевающиеся ленты"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте или включите электрический вентилятор так, чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.

"Игра с фонариком"

Игра ориентирована на детей в возрасте от рождения до 2-х месяцев. Направлена на развитие восприятия (зрения).

Как играть: Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком. Перемещайте игрушку назад-вперед, вверх-вниз. Расположите игрушку на высоте 40-50 см от глаз ребенка. Затем перемещайте ее вверх до 150 см и вниз до 20 см.

"Посмотри, где?"

Эта игра направлена на развитие зрительного внимания ребенка.

Как играть: Возьмите в руку яркую игрушку, постарайтесь, чтобы малыш поймал её взглядом. Разговаривайте с ребёнком и двигайте перед ним игрушкой: "Где игрушка? Посмотри. А вот где! Ой, исчезла. Куда же она могла деться? Ах, вот же она!" Необходимо, чтобы ребенок не только поворачивал голову, но и следил глазами за игрушкой.

"Развиваем ручки"

Эта игра направлена на развитие моторики, развитие зрительного внимания малыша.

Как играть: Когда ребенок будет лежать в кроватке, покажите ему яркую мягкую игрушку или погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, наклонитесь над малышом и подвигайте игрушкой. Если ребенок не протягивает руки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка с погремушкой. Играя с ребенком таким образом, чтобы ребенок сам пытался захватить ее.

Вы можете подвесить игрушки над кроваткой так, чтобы, размахивая руками, ребенок наталкивался на них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать.

Форма игрушек должна быть удобной для захватывания.

Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.

Развитие ребенка до года целиком и полностью находится на плечах родителей, которые должны посвящать малышу много времени, подбирать для него подходящие по возрасту и интересам занятия

До 3 месяцев

1 месяц

  • Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
  • Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
  • Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.

Пользу массажа для детей 1-месячного возраста трудно переоценить. Используйте его так же часто, как и развивающиеся игры - частые прикосновения в течение дня (во время одевания на улицу, купания в ванне) способствуют развитию уверенности и спокойствия у малыша.

2 месяца

  • Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
  • Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
  • Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.

Большинство модулей для кроватки снабжены колокольчиками и другими звуковыми элементами - когда малыш слышит звук, он поворачивает голову в его сторону, пытается дотянуться до игрушки

3 месяца

  • Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
  • Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
  • Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, - тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша - так он будет замечать зависимость звуков от его движений.

Упражнения на фитболе помогут грудничку развить координацию движений и положительно скажутся на мышечном тонусе

От 4 месяцев до полугода

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

4 месяца

  • Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
  • Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.

Первые перевороты. В 4 месяца малыш уже может освоить свои первые перевороты на животик и обратно. Стимулируйте такую двигательную активность яркими книжками с разнообразными интересными картинками.

5 месяцев

  • Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
  • «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
  • Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.

6 месяцев

Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:

  • Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.

Ладушки - игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
  • Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
  • Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: ).

От 7 до 9 месяцев

7 месяцев

  • Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
  • Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
  • Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.

Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры

8 месяцев

  • Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
  • Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол - так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
  • Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
  • Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.

9 месяцев

  • Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
  • Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
  • Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
  • Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).

В ванной можно не только купаться, но еще и играть - набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным

От 10 месяцев до года

10 месяцев

  • Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
  • Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
  • Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
  • Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.

11 месяцев

  • Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
  • Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
  • Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.

Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков - самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы

12 месяцев

  • Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
  • Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
  • Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.

Заключение

Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: