Развитие речи в старшей группе конспекты занятий. Развитие речи в старшей группе детского сада: занятия и темы

Наталья Клюненкова
«Угадай по описанию»

Цель игры : Формировать умение у детей описывать предмет , не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет .

Игровые правила :Рассказывать о предмете надо так,чтобы дети не сразу догадались о нем,поэтому нельзя смотреть на предмет. На полочке лежат различные предметы.

Игровые действия :Передача ленточки. Отгадывание,о чем рассказал участник игры.

Материал :ленточка,игрушки.

Литература : А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.

Ход игры-занятия :

1. Организационный момент :

Ребята,уберите игрушки и подойдите,пожалуйста, ко мне.

Встаньте,пожалуйста, в круг. Посмотрите на себя, на соседа,приведем себя в порядок. Успокоились и послушайте меня внимательно!

К нам пришли гости,давайте поздороваемся!

Ребята, мы сейчас будем играть и с вами будем описывать предметы .

Нас окружает много предметов. Предметы бывают одинаковые и быввают отличаются друг от друга. Каждый предмет имеет свою форму,цвет,величину. Он для чего-то нужен человеку. В нашей группе тоже много предметов,которые нам нужны. И вам предметы все уже знакомы. Предметы как бы сами рассказывают о себе.

Мы с вами уже рассказывали о знакомых предметах, загадывали о них загадки.

Я сейчас вам расскажу про предмет,а вы должны отгадать.

Прямоугольный,гладкий,имеет четыре ножки,за ним сидят,кушают,рисуют,лепят. Что это?

Блестящий,с носиком. В нем кипяченая вода. Как называется предмет?

Они квадратные,разноцветные. Из них можно построить домик, башню. Что это?

Сейчас мы с вами поиграем. .Теперь сели на стульчики.

2. Основная часть.

Ребята,пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе,а мы по описанию отгадаем , какой предмет говорит.

Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только соблюдать надо правила игры :когда будете рассказывать о предмете,не смотрите на него,чтобы мы сразу не отгадали. И говорите только о тех предметах,которые находятся в комнате. Я кладу ленточку в руки любому играющему,он встает и дает описание предмета ,а затем передает ленточку тому,кто будет отгадывать.

Ребята,я вам даю время,чтобы выбрать предмет для описания и приготовиться к ответу.

Первым описывать буду я . Послушайте меня внимательно.

Он разноцветный,круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле,а в группе нельзя им играть ,так как можно разбить окно. С ним любят играть все дети. (передаю ленточку,кто будет отгадывать.)

Р :-Мяч.

Р :-Круглое,гладкое,зеленое,а с одного бока красное,откусишь его-вкусное, сочное. (передает ленточку тому кто будет отгадывать.)

Р : -Это яблоко.

Р :Блестящий,с носикоми ручкой,в нем кипяченая вода.

Р :- Чайник.

Р :-В ней много листочков,на которых слова и картинки. Взрослые читают детям сказки.

Р : -Это игрушка,она пушистая, оранжевая. У нее длинный красивый хвост,узенькая мордочка,хитрые глазки. (передает ленточку тому, кто будет отгадывать.)

Р :-Прямоугольный,гладкий. Имеет четыре ножки,за ним сидят, кушают,рисуют,лепят. (передает ленточку тому,кто будет отгадывать.) и. т. д.

Физминутка.

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Игра «Назови и опиши предмет»

А теперь,ребята,поиграем в такую игру. Вы должны называть предмет,который лежит на полочке,

Тот,кому передадут ленточку,будет описывать предмет . Поиграем?

(3-4 ребенка опишут предметы.)

Игра «Чудесный мешочек»

Ребята,посмотрите что у меня в руках (Чудесный мешочек)

У меня в мешочке лежат игрушки. Кого я вызову,тот опустит руку в мешочек и на ощупь берет одну игрушку и расскажет о ней. Мешочек откроется, если по описанию отгадаете предмет . Тот,кто отгадает получит ленточку.

(3-4 ребенка)

Рефлексия :

Ребята,чем занимались на занятии ?

Во что мы играли?

Ребята,Вам понравилась игра?

Чье описание предмета вам больше понравилось?

Молодцы,дети!На следующем занятии поиграем в другую игру. Она тоже будет интересная. Занятие окончено .

Публикации по теме:

«Дидактическое пособие по развитию речи. «Узнай по описанию или составь рассказ». В группе для развития речи ребят было создано вот такое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА.

Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по описанию комнатных растений Конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» «Составление рассказа по описанию комнатных растений». Программное содержание: 1.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: учить проводить звуковой анализ слова, продолжать.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

; конкретизировать и расширять представления старших дошкольников о школе и школьных принадлежностях; обогащать и активизировать словарный запас по этой теме.

Поощрять желание детей идти в школу; стимулировать психологическую готовность к школьному обучению с целью получения знаний.

Р ; упражнять в зрительном соотнесении букв.

Воспитывать уважительное отношение к учителям и школьникам, бережное отношение к письменным принадлежностям.

Материал: портфель, школьные принадлежности и картинки с их изображением, сюжетные картинки «В школу», «В классе», плакат с алфавитом, картинки с печатными буквами к упражнению «Исправь ошибку».

Ход занятия

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Воспитатель: «…С картинки в твоем букваре!» Ребята, почему такие слова придумал поэт? Как может Родина начинаться с картинки в букваре? Почему так говорят? (Потому что букварь - это для многих детей самая первая книга, которая открывает им весь мир!) Каким образом книга может открыть перед нами весь мир?

Вот букварь - начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

(В. Приходько.)

«Книга - это маленькое чудо. Она рассказывает нам смешные и грустные истории, учит всему на свете и знает все про все».

(Б. Зубков.)

Человеку книга служит,

С человеком книга дружит.

Человеку книга - друг,

Объясняет все вокруг.

(В. Приходько.)

Знаете ли вы правила пользования книгами? Нельзя брать книги грязными руками - почему? Нельзя загибать уголки листа -- почему? Нельзя читать во время еды - почему? Нельзя рисовать в книгах, которые для этого не предназначены, - почему? Какие еще правила вы знаете?

Первой книжкой, первым учебником первоклассников всегда был букварь. Ребята, внимательно рассмотрите картинки рядом с буквой или над ней. Посмотрите, рядом с буквой «А» в букваре нарисованы арбуз, аист. Придумайте сами, что еще можно нарисовать на странице с буквой «А»?

Проведем сейчас игру-соревнование «Кто больше знает слов на букву «…»?». Выигрывает ребенок, последним назвавший правильно слово.

Рассмотрим сюжетную картинку «В школу!». Я начну рассказ по картинке, а вы продолжите. «Школа - это здание, где учат детей. Школа - это учителя и школьники. Школа - это портфель, учебники, тетради, ручки, картинки на стене, черная доска и мел, парты и большие окна… Каждое утро в школе раздается звонок. В класс приходит учитель, чтобы учить, и школьники, чтобы учиться…» (По С. Соловейчику.)

Воспитатель рассказывает и выставляет предметные картинки школьных принадлежностей. Дети составляют рассказ по сюжетной картинке.

Используйте в своем рассказе названия школьных принадлежностей.

Послушайте стихотворение В. Берестова «Кто чему научится?»:

Чему первым делом учится кошка?

Хватать.

Чему первым делом учится птица?

Чему первым делом учится школьник?

Звучит песня М. Пляцковского «Чему учат в школе», дети подпевают, выполняя движения вместе с воспитателем.

А знаете ли вы, откуда взялся алфавит? Что это и зачем его придумали? «Очень-очень давно люди придумали буквы. Они составляли алфавит. Древние буквы были не похожи на те, которыми мы теперь пишем. Сначала люди придумали записывать свои мысли обычными рисунками-символами…» (По Г. Юрмину. «Алфавит».)

Мы с вами умеем уже составлять схемы рассказов с помощью рисунков-символов. Давайте попробуем прочитать мою запись!

Педагог выставляет три картинки: желтый листочек, дети, школа.

Что я обозначила первой картинкой - желтым листочком? (Осень.) Попробуйте придумать предложение по этим картинкам: «Осенью дети идут в школу».

У разных народов были разные буквы. Они рождались из картинок-символов. Буквам давались имена. Из названий первых букв русского алфавита - «аз» и «буки» - сложилось его русское название: «азбука».

В русской азбуке, или алфавите, 33 буквы. Кто из вас может назвать буквы, которые я покажу?

Воспитатель вывешивает большой плакат азбуки. Дети называют знакомые им буквы. Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Алфавит»:

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- Проведем сейчас упражнение «Исправить ошибки».

Время у вас ограничено: 5 минут на 2 строчки. Вы должны сравнить написание по алфавит)’ и зачеркнуть ошибки.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых напечатаны буквы в правильном и зеркальном отображении.

Посмотрите на сюжетную картинку «В классе». Я начну рассказ, вы его продолжите.

«В классе большие окна, чтобы детям было светло и уютно. На стенах висят портреты известных ученых, писателей. В классе стоят парты, шкафы, висит на стене доска для письма мелом. В шкафу и на партах лежат книги, тетради, карандаши, ручки».

Школьные парты - это специальные столы с сиденьями, за которыми удобнее всего писать и читать. Над созданием парты работало много людей, чтобы сделать ее удобной и красивой, поэтому парты надо беречь.

Знаете ли вы, кто живет в портфеле? Отгадайте загадки!

Он не ест и не пьет.

Только весело поет.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Потому что я - … (тетрадь.)

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга.)

Сели на страничку Веселые сестрички.

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы.)

Давайте попробуем собрать портфель по памяти, запомнив слова из стихотворения С. Маршака:

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

И дневник, и тетрадь,

И перо, чтоб писать,

И резинка, чтобы пятна

Все стирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, товарищ наш.

Кто из вас сумел запомнить все семь вещей?

Дети называют по одному предмету из школьных принадлежностей, а воспитатель выставляет на доске предметную картинку каждого названного предмета. Так выстраивается предметный ряд.

Для чего нужен в школе этот предмет? Составим предложение с заданным словом. Например, слово дневник: «В дневник дети записывают домашнее задание» или «В дневник учитель ставит отметки».

Все предметы уложим в портфель. Наши дети могут идти в школу. Кто вас встретит в школе?

Учитель вас введет в просторный класс,

В ваш первый класс несмело вы зайдете.

За парты всех рассадит вас,

Поздравит с первым школьным годом.

Букварь открыт и новая тетрадь -

Учитель вам о Родине расскажет.

И цифры знать полезно будет тоже.

(По Г. Соколову.)

Расскажите, что делает учитель в школе? Чему научит вас учитель?

В заключение нашего занятия предлагаю вам представить себя школьником, учеником и нарисовать свой портрет «Я иду в школу». Из ваших рисунков мы составим выставку для выпускного праздника.

Л. Ладутько, С. Шкляр

Название: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда наша»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №299
Месторасположение: г. Красноярск, ул. Гусарова, д.24

Конспект занятия по развитию речи на тему «Одежда наша» в старшей группе детей

Цель: расширить словарный запас по теме: «Одежда» и закрепление знаний по теме.

— закрепление образования существительных в единственном и множественном числе, а так же образование существительных с прилагательными; закрепления представления о деталях, видах и различных материалах, из которых она сшита;

— воспитание навыка бережного отношения к одежде;

— развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.

Оборудование для проведения занятия:

предметные картинки и иллюстрации по теме: «Одежда», плоскостное изображение (вырезано из фанеры) куколки Маши, плоскостные изображения (из картона цветного) деталей гардероба, разные небольшие лоскуты ткани, части для сборки плоскостного изображения кофты куколки Маши.

Организационный момент.

  1. «Помоги нашей куколки Маше».

(Дети рядом стоят со стульями; на стул присядет тот, кто увидел у куколки Маши в шкафу одежду и правильно ее назовет.)

— Дети, а кто-нибудь знает рассказ про «Маша кукла наша». Жила была одна кукла, звали ее Маша. Маша была очень не аккуратной и не особо любила порядок. Сегодня мы к ней приглашены в гости. Она немного неряшлива и разбросала в своем шкафу свои вещи, и ей сложно найти их так как все лежит не на своих местах. Мы сможем помочь ей. Давайте найдем нашей куколки Маше одежду.

— Ребята я предлагаю вам перечислить названия одежды, которую вы видите в шкафу у куколки Маши, (пальто, куртка, платье, юбка и т.д.);

— Дети, как называется все вещи, что вы видите в шкафу у Маши одним словом? (одежда);

— Замечательно. Мы с вами будем сегодня разговаривать об одежде которую вы видели в шкафу у куколки Маши и которая есть у вас и вы видели на других, о составляющих деталях одежды, из каких материалов она сделана.

2) Игра «Собери кофту Маши».

— Но для начала нам необходимо обсудить детали, из которых состоит одежда;

Посмотрите, Маша растеряла детали от своей кофты. Эти части — перед вами. Подойдите к фланелеграфу и соберите из деталей кофту (Дети вместе собирают).

— Что у вас получилось? (кофта).

— Без чего была эта кофта в начале? (без рукавов, кармана, без пуговиц, без воротника);

— В какое время года нужна кофта Маше? (когда прохладно);

3) Игра «Назови вид одежды».

— Ребята, расскажите нашей Маше, какие виды одежды вы знаете;

— Если мы надеваем куртку осенью, значит это какой вид одежды? (осенняя).

— Какую еще одежду мы одеваем осенью?;

— А какие предметы одежды понадобятся нашей Маше зимой? (шуба, варежки, шарфик и т.д.);

— Это какой вид одежды? (Зимняя);

— А какая одежда нужна Маше весной? Это какая одежда? (весенняя);

— А какая одежда защищает Машу летом от жары? Как она называется? (летняя);

4) Игра «Какой, какая, какое?»

— Дети, Маша не знает, из каких материалов сделана ее одежда. Давайте Маше поможем. (У детей на столе лежат трафареты изображений одежды и небольшие кусочки ткани);

— Выберите по одному кусочку ткани и скажите, как она называется; надо положить ткань под трафарет и рассказать, какая у вас одежда, (шерстяные носочки, ситцевое платье и т.д.);

5) Физкультминутка.

Ищет вещи наша Маша, (Повороты туловища влево и вправо).

Маша кукла наша:

И на стуле нет, (Показать обеими руками)

И под стулом нет, (перед собой руки вытянуть вперед)

На кровати нет, (присесть.)

Под кроватью нет.

И на полке нет,

И под полкой нет.

Вот какая Маша, (Развести руки в разные стороны.)

Маша — наша.

6) Закрепление темы.

а. Игра «Собери Машу на прогулку».

— Сегодня очень холодный январский зимний денек. Нам необходимо подобрать одежду, которую Маша оденет для прогулки, в ней ей будет комфортно и не холодно. Подойдите к нашему шкафу и «оденьте» нашу куколку Машу. Молодцы!

Теперь вы ребята расскажите, что именно вы подобрали из гардероба и почему эту одежду, а не другую выбрали;

— Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос: какой? (Дети выбирают одежду для куколки Маши и комментируют свой выбор того или иного предмета гардероба. Вот например: «Я выбрала для нашей куколки Маши желтую шерстяную кофту»).

Вы подобрали одежду, а я подобрала Маше подходящую обувь: синие сапожки, вязаную шапку. Теперь Маша готова к прогулке.

б. Игра «Что изменилось?».

— Мы на прогулке каждый день с вами играем, давайте и мы немного нашей Маше покажем, как мы играем вместе дружно. Вы запомнили, как одета наша куколка Маша? Тогда мы все закроем глазки ладошками. (В это время один из предметов одежды меняется на куколке Маше).

— Расскажите, что изменилось? (вместо юбочки у куколки Машеньки появились брючки).

7) Итог занятия.

— Маша вам благодарна за то, что вы ей рассказали об одежде, ее деталях, какая она бывает, о материалах из которых мы одежду шьем; нашу куколку Машу научили бережно обращаться с одеждой и в гардеробе у нее теперь всегда будет порядок. Наша куколка Маша хочет с вами еще поиграть – загадать замечательные загадки:

1)Дождик, посильнее плачь,

Я надену красный … (плащ).

2)Короткие штанишки.

Носят наши мальчишки (Шорты)

3)Из меха одежка,

Спереди застежка,

Зимой на мне сидит,

Летом в шкафу висит. (Шуба)

3)Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером

Брат большой не смог согласиться.

И отдельно от всех поселился. (Варежки)

4)Что наши девчонки носят с блузкой,

Бывает она широкой и узкой. (Юбка).

8) Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, что вам больше всего запомнилось. Что стало с Машей. О чем сегодня говорили на занятии? Теперь проводим куколку Машу, она очень устала, скажем ей дружно: «До свидание! Приходи к нам в гости».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Программное содержание:

З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал:

Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

Ход занятия:

Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе./открываем письмо/

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.

1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают?/ Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные/.
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах./бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол

Узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/

Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

4. – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

/иллюстрации/

медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко

Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

5. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика /какое?/ - радостное,веселое,счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

Программные задачи:

  1. Образовательные:

Расширять представления детей о разных видах транспорта;

Продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т.д).

2. Речевые:

Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т.д);

Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый - сильный, трусливый - смелый, глупый - умный и т.д);

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р» , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Развивать артикуляционный аппарат;

Формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».

3. Развивающие:

Развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.

4. Формирование навыков учебной деятельности:

Продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;

5. Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал:

Демонстрационный: ноутбук, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Ход занятия

1.Вводная часть.

Воспитатель:

О человеке, какой профессии эта загадка?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

(космонавт)

Воспитатель:

Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что - то перепутаю в своем рассказе.

Словесная игра: «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)

Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)

Космонавт должен быть слабым (сильным), трусливым (смелым), глупым (умным), ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).

Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.

Артикуляционная гимнастика.

  1. Упражнение «Улыбка»

Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.

2. Упражнение «Чьи зубы чище?»

Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

3. Упражнение «Лошадка»

Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.

Воспитатель:

Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.

Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р - Р - Р»)

Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.

Воспитатель:

Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»

Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.

(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).

Воспитатель:

Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА - РА - РА - в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).

Полетели! (воспитатель включает на компьютере слайд с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету. (слайд с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.

Воспитатель переключает слайды с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.

А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?

Словесная игра: «Кто управляет?»

Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)

Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)

Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)

Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт?(умелый, храбрый, сильный)

Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)

Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)

Воспитатель:

А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.

Словесная игра: «Комплимент»

Ребята, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? (комплимент). Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Комплимент». Обращаясь по имени друг к другу, произнесите комплимент. (дети выполняют задание)

Словесная игра: «Назови ласково».

А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.

машина - машинка,

грузовик - грузовичок,

самолет - самолетик,

вертолет - вертолетик,

ракета - ракетка,

велосипед - велосипедик,

корабль - кораблик,

лодка - лодочка,

автобус - автобусик.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).

Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие - то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.

  1. Машина, ехать, дорога.
  2. Самолет, небо, летит, высоко.
  3. Большой, волны, корабль, плывет.
  4. Шоссе, автомобиль, мчится.
  5. Магазин, около, мотоцикл, остановился.
  6. Едет, тропинка, велосипедист.

Воспитатель:

Вот мы и подружились с обитателями планеты. Давайте для наших новых друзей сделаем подарок - придумаем новую машину. Какой она будет? Давайте выложим ее модель.

Педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой карточки из серии «Материал», «Способ передвижения», «Звук», «Запах».

Воспитатель:

Сначала определим, из какого материала будет сделана эта машина (ребенок выбирает игровую карточку из серии: «Материал»).

Какая будет наша машина?

А теперь надо определить, как она будет двигаться? (ребенок выбирает карточку из игровой серии «Способ передвижения») Как передвигается наша машина?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: