Развитие речи детей через театрализованную деятельность театрализованной деятельности для детей. Формы организации театрализованной деятельности

«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность».

Крухмалева Н.К. Воспитатель я/с №27 Г. Павлодар.

Прогресс в современном мире движется огромными темпами, сегодня общество предъявляет высокие требования к личности. Дети с легкостью могут пользоваться сложной современной техникой, а проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче найти в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать даже в нескольких фразах. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, по телефону. Поэтому сегодня система образования Республика Казахстан отводит особое место вопросу качества образования. В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированное на вхождение в мировое образовательное пространство. Предъявляются новые требования в воспитании и образовании подрастающего поколения. Педагогам необходимо использовать новейшие технологии для реализации учебно-воспитательных задач, учитывая возрастные психолого-педагогические возможности детей. Дошкольное учреждение – это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Научно доказано, что этот багаж является основой, фундаментом при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни, и как важно, именно в этот период, помочь ребёнку развить свои способности, чтобы лучше реализоваться в будущем. А уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. Недостаточное развитие речевых средств, обуславливает, в свою очередь, снижения уровня познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программой, и, прежде всего, чтением и письмом. И, как следствие, у детей развиваются различные комплексы неполноценности, ограничение в выборе профессии, поведенческие отклонения и недоразвитие психических процессов (внимание, памяти, мышления).

Проблема родного языка всегда была в центре внимания педагогов, ученых. К ней обращались классики педагогики Я.А Коменский и Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцции и Ф. Фребель, К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Е.И. Тихеева – крупный педагог- методист и общественный деятель в области воспитания, ставила проблему родного языка в центр внимания, независимо от характера деятельности и возраста детей, воспитанием и обучением которых она занималась. На вопрос: «Что значит владеть всеми видами и проявлениями речи?» - она отвечает: «Значит, владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества».

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Основной вид деятельности дошкольников – игра, игровое общение – это непринужденное общение. А именно театральная игра, в которой ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует все стороны речи. Именно театрально – игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать свое собственное отношение к добру и злу.

Современный мир стал сложно динамичным, высоко-конкурентным, обладающий интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. И готовить ребенка активно жить в этом огромном мире необходимо уже в дошкольном детстве.

Успешность развития и воспитания будет, если оно целенаправленно, планомерно и систематично. Но самое первое правило – это создание мотивации. Поэтому работа должна быть интересной, доступной, насыщенной и запоминающейся.

Еще Е.И. Тихеева ставила перед детским садом актуальную и сложную задачу – создать условия для интенсивного развития всех способностей детей, в том числе и способность владеть речью. «Систематическое обучение, методическое развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».

Педагог должен обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания (творчества), сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей. А в театральной игре есть возможность создать необходимые условия, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Театральная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей, поскольку текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание и речь. Именно театрально-игровая деятельность позволяет решить одну из главных задача дошкольного образования: овладение детьми качественной стороной речи, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки - театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа и куклы, устроенные по принципу марионетки. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.

Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, культуру, но неизменно театральная игра совершенствует все стороны развития речи.

Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это также развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Что позволяет высказать именно то, что больше всего волнует ребенка, проявить эмоциональность, может и не всегда положительное настроение.

Как правило, детям – дошкольникам еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев сестер. Эта деятельность развивает доброжелательные отношения, помогает решать самый важный педагогический принцип воспитания: сотворчество детей, родителей, педагогов.

Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Вместо уже привычной инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем - проиграть. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.

Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа – это эмоциональное состояние дает толчок развитию диалогической и монологической речи. Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки, а Л.С.Выготский писал: “Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Эти задачи освящены в методике работы по усвоению детьми словообразовательной системы родного языка (Э.А. Федеравичене, А.г. Арушанова).

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Вопросами формирования синтаксической стороны речи занимался М.С. Лаврик. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. При изучении проблемы связной речи как важнейшего показатель связности высказываний рассматривается умение ребенка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для этого средства связи (Л.В.Ворошнина, Г.Я. Кудрина, О.С.Ушакова).

Период дошкольного детства в жизни человека сензитивно к усвоению речи, поэтому развитие этого процесса должно быть приоритетным в дошкольном возрасте. Методика развития речи – педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. «Педагогу необходимо использовать в своей работе наиболее эффективные средства, методы и приемы, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые способности и умения», - А.М. Бородич.

Сегодня дошкольные учреждения Казахстан руководствуются в своей работе Государственным общеобразовательным стандартом образования, в котором содержание программы структурировано по пяти образовательным областям: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», и «Социум». Театральная игра – это такой вид деятельности, который можно использовать в любой области, одновременно решая одну из главных задач – развитие речи. В современной педагогике широко известны авторские программы ориентированные на развитие художественно-речевого творчества детей посредством театральной - игровой деятельности, среди них «Арт-фантазия» А.Г. Чуриловой, а так же методические разработки, пособие А.И. Бурениной «От игры до спектакля», Т.Н. Дороновой «Играем в театр» и др.

«Красивая речь способна на все…» (народная мудрость)

И только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники овладеют правильной, чистой, красивой речью.

за последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи.

А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются

Просмотр содержимого документа
««Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)»

«Речевое развитие детей дошкольного возраста

через театрализованную деятельность»

(из опыта работы)

МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социальному развитию детей

г. Бокситогорска»


Чистякова Ирина Евгеньевна

воспитатель

первой квалификационной категории

Образование: Высшее

Трудовой и педагогический стаж – 4 года


Актуальность

В настоящее время всё чаще игровую деятельность детей заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция увеличивается с каждым годом.

Вследствие этого за последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Речь во всём своем многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются, таким образом, данная тема является всё более значимой и актуальной, чтобы заниматься её изучением.


Цель: создание условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие речи дошкольников через театрализованную

деятельность будет эффективнее, если:

1) использовать специальные задания и упражнения, на формирование выразительности речи, в организованной образовательной деятельности;

2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности восприятия средств театральной деятельности дошкольников.

3) приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности.


Задачи:

  • воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Формы работы направленные развития речи

  • Чтение и совместный анализ сказок
  • Проигрывание отрывков сказок
  • Прослушивание сказок, стихотворений
  • Составление сказок с помощью мнемотаблиц, схем
  • Режиссерская игра
  • Словесные, настольные и подвижные игры
  • Этюды и упражнения
  • Хороводные игры, музыкотерапия
  • Дыхательная и артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры с проговариванием
  • Разучивание чистоговорок

Работа по речевому развитию в театрализованной деятельности

  • Просмотр спектаклей и беседы по ним
  • Просмотр видеоматериала
  • Игры-драматизации
  • Разыгрывание разнообразных песенок и стихов
  • Упражнения по развитию мимики, пантомимики, моторики
  • Игры и ситуации по произведениям
  • Подвижные речевые игры с персонажами сказок

Значение: В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Педагогические технологии:

Здоровье-сберегающие

Развивающее обучение (развивающая среда)

Исследовательская деятельность

Интегрированное обучение

Проектная деятельность

Взаимодействие с семьей


Виды театров используемых в работе:

  • настольный кукольный пальчиковый теневой *на палочках
  • театр на фланелеграфе костюмированый масочный



Работа с родителями:

Родительские собрания

Анкетирование

Дни открытых дверей

Проекты

«Дни добрых дел».

Консультации

«Почтовый ящик»

Индивидуальные беседы

Выставка фотографий

Фотовыставки с рассказом

Творческие совместные выставки.


Выводы:

Театрализованная деятельность является самым распространенным видом игровой деятельности детей, которая способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь.

Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость).

С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать не только речевые нарушения, но и робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель: обмен опытом.

Нельзя оспорить, что речь является особой деятельностью, являющейся инструментом для осуществления всех остальных видов деятельности. Она существует в двух формах: диалогической и монологической. Речь – это средство общения, мышления, познания мира, воздействия, выражения эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции поведения. Следовательно, речь выполняет множество функций: – коммуникативную, познавательную, экспрессивную, исследовательскую и планирующую.

Целью речевого развития детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Для реализации этой цели, её источником является театрализованная деятельность, которая помогает осуществить следующие задачи:

– ознакомление с художественной литературой;

– развитие связной речи;

– формирование грамматического строя речи – создание условий для практического освоения всех частей речи;

– развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;

– воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры речевого поведения;

– подготовка детей к обучению грамоте.

Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому именно театрализованная игра позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребенка. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе.

Интенсивному речевому развитию способствует и самостоятельная театральная деятельность, которое включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно – речевую деятельность: выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение от лица персонажа.

Театрализованная игра даёт возможность работать над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя: вербальные средства (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза).

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, необходимо использовать знакомые любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение).

Работу по организации театрализованной игры лучше проводить в три этапа:

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.
  2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).
  3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры – драматизации и режиссерские игры.

В играх – драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

– ролевые диалоги на основе текста;

– инсценировки произведений;

– игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

– игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.

Мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

В нашей группе театрализованная деятельность пронизывает все учебные и режимные моменты. В непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,

– съешьте кислый лимон (дети морщатся);

– рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);

– встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);

– покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;

– покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;

– полетим как птицы;

– волк крадется за зайцем.

Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной. Например:

В чистом поле дом стоит,

Возле дома курица:

«Куд-ку-дах! Куд-ку-дах!

Все ею любуются!

По дороге кот бежит

Ни на кого не глядя.

Спотыкается, дрожит,

Испугался дяди!

Декламируя стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например, «Са-са-са – улетел в небеса» (дети произносят, меняя силу голоса, т.е. тихо, громче, громко; и меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и диалогическая речь.

Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения.

При пересказе произведения добиваемся того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

При разучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.

Играя в подвижные игры, мы используем маски – шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Гуси – гуси», «Кошки-мышки», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Особое внимание по развитию речи средствами театрализованной игры мы уделяем взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно они вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями. Это способствует развитию речи ребенка, расширению кругозора, обогащает внутренний мир.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made ! Поскольку не хлебом единым жив человек, приходится иногда задумываться над тем, каким образом наши дети изучают окружающий мир. Определённой формой познания человеком предметов и явлений является речь. И, конечно, речь — это средство общения людей друг с другом. А значит, это незаменимый инструмент для ребёнка в процессе становления его личности. Итак, сегодня я предлагаю выяснить, как происходит развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Роль театра в развитии ребёнка настолько важна, что об этом можно говорить бесконечно.

Театрализованные представления, в которых с раннего возраста участвует сам ребёнок, приносят малышу колоссальную пользу.

Помимо речи, театр неизбежно развивает в детях творческие способности, стимулирует развитие психики.

Театр также замечательно помогает развивать эмоциональный интеллект, о котором я написала уже не одну статью:

Маленький домашний театр

Маленький домашний спектакль, созданный родителями с помощью любимых игрушек ребёнка, — это самый лучший способ донести до малыша важную информацию, установить взаимопонимание.

Игровая форма общения всегда предпочтительнее.

Например, совершенно бесполезно на словах убеждать ребёнка, что он не должен бояться подходить и знакомиться с другими детками на площадке во дворе.

Ребёнок не воспримет эту информацию. А зачем ему это надо? Это родители мучаются головной болью оттого, что ребёнок растёт нелюдимым букой.

А сам ребёнок пока не понимает всей важности развития навыков общения.

Иногда ему хочется с кем-то поиграть, но это же так страшно!

А вдруг ребята не станут с ним дружить?

И тогда на помощь приходит его любимый мишка.

Пример постановки домашнего спектакля

Косолапый плюшевый друг будет грустный ходить по импровизированной детской площадке в детской комнате, вздыхать и громко мечтать с кем-нибудь поиграть.

Это совершенно точно заинтересует вашего малыша.

Он станет внимательно следить за развитием событий.

А потом на ту же «площадку» придёт, допустим, его любимая лисичка.

Она тоже привлечёт к себе внимание ребёнка печальными рассуждениями о том, как ей скучно одной на площадке и как страшно подойти к мишке, познакомиться с ним и вместе поиграть.

Мишка такой страшный, ой, какой страшный!

Лисичка прячется от мишки и трясётся от страха.

Обычно в этом месте дети начинают хихикать, и тогда уж можно спросить у маленьких зрителей, как же помочь мишке и лисичке?

Можно дать им маленький мячик, чтобы игра завязалась. Дети от такого спектакля приходят в восторг.

А ещё они великолепно понимают всё, что вы пытаетесь до них донести этим представлением, формулируют свои мысли. И уже на следующий день такие «стесняшки» смело идут знакомиться с другими детьми на площадке.

И надо сказать, что такой креативный способ помогает корректировать поведение ребёнка в любых других случаях, не только тренировать коммуникативные навыки или речь.

Цель у домашнего спектакля может быть любая.

В своей статье , я собрала несколько советов о том, что ещё можно сделать в домашних условиях для формирования правильной речи у малыша.

А в будущем я обязательно напишу несколько статей на такие темы: как сделать дома теневой театр, кукольный театр, в какой театр сходить с ребенком и т.д. Это очень интересная и богатая тема, тесно связанная с воспитанием подрастающего поколения.

Театрализованная деятельность в детском саду

Итак, через игру ребёнок получает знания о том, как устроено общество, как строятся отношения между людьми, учится позиционировать себя как личность.

Для взрослых, переживающих за будущее своих детей, это отличная возможность вмешаться и «возглавить безобразие», чтобы направлять и корректировать.

Именно поэтому в детском саду так много внимания уделяется театрализованным представлениям с непосредственным участием дошкольников.

Это самый доступный способ самовыражения в творчестве для детей, поэтому организация таких спектаклей безусловно привносит неоценимый вклад в развитие наших детей. Готовясь к спектаклю, дети занимают свои мысли будущим художественным образом. Это способствует развитию воображения, ассоциативного мышления и речи.

Почему театральная деятельность способствует развитию речи?

Дело в том, что публичные выступления, как средства развития малышей, неизбежно приводят к расширению словарного запаса.

Ребёнок попадает в такую ситуацию, когда он вынужден активно воспринимать и использовать важную новую информацию.

Так дети на практике познают всё богатство родного языка, пользуются его выразительными средствами.

Выступая на сцене, ребёнок старается говорить чётко и достаточно громко, чтобы его все услышали и поняли. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

Вот так выступал наш старший сынок в 4 года, когда занимался в театральной студии:

Во время действия на сцене малыш лучше всего тренирует навыки общения посредством диалога. Ребёнок находится в таких условиях, когда ему приходится чётко понимать структуру представления, последовательность действий всех героев, причинно-следственную связь событий.

Всё это способствует укреплению и развитию речевого аппарата. Малыш тренируется формулировать свои мысли и выражать их.

Художественная постановка обязательно поможет ему усвоить элементы речевого общения:

  • мимика;
  • жесты;
  • позы;
  • интонация;
  • модуляция голоса.

И, конечно, для детей самое важное в театре – это ощущение волшебства, ожившая сказка.

Дети добровольно и с удовольствием окунаются в этот полезный процесс развития речи и развития личности.

Как приобщить ребёнка к театру?

Возможно, ваш малыш не захочет выступать на сцене.

Что ж, это его выбор.

Зато, может быть, ему понравится смотреть спектакли с участием профессиональных актёров?

Как развить у ребёнка эту полезную привычку?

Сегодня это очень просто.

Во времена моего детства театр был сущим наказанием для маленьких детей. В нем было слишком много запретов.

Маленьким зрителям во время спектакля нельзя было говорить, прыгать, обсуждать самые эмоциональные моменты с соседями.

Можно было сидеть тихо и изо всех сил стараться не потерять нить сюжета.

Да, в театрах всегда ставились спектакли по классическим бессмертным произведениям. Были предусмотрены различные виды и формы подачи, от простенькой музыкальной постановки до настоящего балета.

Да, спектакли предусмотрительно делились по возрастам зрителей.

Но мало кто задумывался над необходимостью в первую очередь заинтересовать публику, состоящую из малышей.

Но в наши дни всё популярнее становится такое явление как интерактивный театр.

Вот уж это настоящее погружение в волшебный мир сказки!

Это гениальное изобретение, позволяющее полностью завладеть вниманием маленьких зрителей.

Их и зрителями-то в это время назвать нельзя.

Скорее всё-таки они становятся полноправными участниками сказочного действа. Только при этом не проговаривают заранее заученный текст, а играют по заданным правилам наряду с окружающими их персонажами сказки.

Ребёнка это, естественно, очень занимает, заставляет сопереживать героям, принимать активное участие в развитии событий. А значит, он гораздо глубже понимает сюжет, логику действий персонажей. Усваивает морально-нравственный посыл старой мудрой сказки.

Заключение

Театральная деятельность – это отличная методика для развития вашего ребёнка.

Именно через театр вы можете заложить в формирование новой личности не только способность развивать речь, но и общие фундаментальные ценности.

Связная речь – это только начало.

Родителям остаётся не забывать расспрашивать своих деток после представления, что им понравилось, что они поняли и запомнили.

Ибо ничто так не развивает речь ребёнка, как душевные беседы с домочадцами, а театр – лишь благодатная почва.

Начните приобщение ребёнка к театру с интерактивных спектаклей и обязательных вопросов о его впечатлениях, и вы сразу заметите положительные изменения в речи своего малыша!

С уважением, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога и обязательно поделитесь статьей с друзьями в соц сетях



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: