Развитие новорожденного ребенка – девятый месяц жизни. Манная каша с сухарями

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Ребенку 9 месяцев. Что он может уметь? Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки. Обычно физическое развитие позволяет ребенку в 9 месяцев садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя. В этом возрасте малыш часто уже встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя) и даже подпрыгивает, держась за барьер. В 9 месяцев ребенок может стоять при поддержке за одну руку и переступать при поддержке за обе руки или под мышки, а также передвигаться приставным шагом, держась за опору. 9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

Рост и вес ребенка в 9 месяцев данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 9 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка в 9 месяцев

Вскармливание преимущественно грудное. Все большее место в питании малыша занимает взрослая пища. В возрасте 9 месяцев также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки и т.п.

Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев

9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.

В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Совершенствуются действия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Эмоционально-социальное развитие 9-месячного ребенка

Ребенку 9 месяцев - это расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. В этом возрасте малыш уже проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает им предпочтение). Улыбается в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку). Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям. Проявляет интерес к детям, их игре. У малыша в возрасте 9 месяцев (или чуть раньше или позже) появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Понимание речи:
Слыша свое имя, поворачивается, подползает. На вопрос: "Где то-то?" поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого). По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом. Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку ("Дай то-то"). В 9 месяцев ребенок понимает слова: "ложись", "вставай", "брось", "на" и другие, знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа. 9-месячный малыш может длительно прислушиваться к речи взрослого (не обращенной к нему), наблюдать за движениями губ взрослого.

Активное воспроизведение звуков речи:
Ребенок в 9 месяцев может повторять за взрослым слоги и звуки из своего лепета, а также подражать выразительным звукам (по-своему): "чихает", "фыркает", "гудит", "лает", "мяукает". В этом возрасте малыш громко лепечет в периоды бодрствования.

Бытовые навыки ребенка в 9 месяцев

Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

Аномальное развитие временных зубов у годовалого малыша может являться симптомом и причиной различного рода заболеваний , поэтому родители должны знать, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год, какова последовательность и специфика их прорезывания. При выявлении выраженных отклонений от среднестатистических показателей родителям следует проконсультироваться у специалиста.

Сколько зубов должно быть у ребенка до года и в год: хронология прорезывания

Зубные зачатки возникают уже на втором месяце внутриутробного развития. Характер их созревания в перинатальный период определяет специфику и сроки появления зубных единиц. Нормальное развитие жевательного аппарата подразумевает наличие у новорожденного ребенка зачатков 20 молочных и 16 коренных зубов. Прорезывание первых резцов наблюдается в полугодовалом возрасте. До года у малыша должно вылезти 6–8 зубов, к полутора годам – 12, к третьему году жизни вылезают все 20 временных зубов.

Для процесса прорезывания характерно одновременное появление соименных зубных единиц с левой и правой стороны челюсти. Режутся зубы поочередно и в определенной последовательности, однако они могут вылезти и с нарушением очередности. В норме, процесс прорезывания происходит в соответствии с таблицей:

Специалисты отмечают, что допустимо небольшое отклонение от показателей нормы, указанных в таблице и на схеме. Не является патологией как раннее появление молочного прикуса (с 4 месяцев), так и позднее (с девяти). Поводом обратиться к специалисту служит лишь значительное отклонение от показателей и полное отсутствие признаков формирования зубного аппарата в возрасте одного годика.

Факторы, влияющие на процесс прорезывания

Достоверно определить, сколько зубов должно быть у конкретного ребенка в 9 месяцев, полтора года или другой возрастной период, невозможно. Количество зубов и характер их прорезывания зависят от особенностей пренатального и постнатального развития малыша. К факторам, влияющим на характер пренатального развития, относят:

  • Заболевания матери. У детей, родившихся от мам с пороком сердца, запущенным кариесом или перенесших инфекцию (герпес, токсоплазмоз), жевательный аппарат прорезывается в два раза медленнее, чем у ребенка, родившегося от здоровой мамы.
  • Течение беременности и родов. Несовместимость резус-факторов, недоношенность, длительный токсикоз у женщины и другие осложнения при вынашивании являются факторами риска нарушения процесса роста и формирования зубных единиц.
  • Питание беременной женщины. Детские зубки начинают формироваться с первого триместра внутриутробного развития. В этот период будущей маме рекомендуется употреблять продукты, содержащие достаточное количество кальция, фтора и других элементов, необходимых для нормального развития зубного аппарата.
  • Инфекционные заболевания новорожденного ребенка.
  • Наследственность.

На количество и качество зубов, появившихся у ребенка в 1-й год жизни, влияют рацион и режим питания, климат, перенесенные малышом заболевания. Норма зубов в 1 год относительна, однако полное отсутствие признаков прорезывания в этом возрасте – показатель аномального развития прикуса ребенка.

Последствия патологического роста зубов

Замедленное развитие зубочелюстного аппарата ведет к неполному измельчению пищи. В связи с недостаточным пережевыванием, в желудок попадают большие необработанные кусочки еды, что провоцирует расстройство пищеварительной системы и ухудшение общего здоровья организма.

Позднее прорезывание зубов препятствует постановке правильного произношения звуков. Игнорирование данной проблемы закрепляет дефекты речи и способствует развитию дислалии – нарушения звукопроизношения.

Неправильное формирование молочного прикуса влечет за собой и такие патологии, как:

  • Выраженная диспропорция лица.
  • Деформация постоянного прикуса и запоздалое прорезывание коренных зубов.
  • Артрит и артроз (в связи с изменениями в строении височно-нижнечелюстного сустава).
  • Невозможность прорезывания коренных зубов. Данная патология возникает, если первые зубы у ребенка вылезли до рождения. Столь ранние зубы имеют структурные нарушения и подлежат удалению, что приводит к покрытию коренного зуба костной тканью и мешает его прорезыванию. Эта же аномалия может возникнуть, если молочный зуб выпал задолго до прорезывания постоянного.

Задержка в формировании зубного аппарата может являться признаком рахита, нарушения функционирования эндокринной системы и других заболеваний. Избежать осложнений и предупредить развитие патологий можно в случае своевременного выявления причины позднего прорезывания, поэтому родителям рекомендуется обратить внимание на то, сколько зубов появилось у ребенка до 11 месяцев, и при необходимости обратиться в стоматологию.

У почти годовалого ребенка должны наблюдаться признаки прорезывания зубов, в противном случае малышу могут назначить витаминные комплексы и медицинские процедуры вплоть до установки съемных протезов.

Признаки прорезывания зубов

Десна перед прорезыванием

О появлении первых зубов свидетельствует опухание десен и повышенная саливация (слюноотделение). Гиперсаливация возникает по причине усиленного кровоснабжения ротовой полости и сопровождается насморком. В ряде случаев повышенное слюноотделение провоцирует кашель, поэтому нечастое покашливание ребенка в период, когда у него лезет первый зубик – норма. Появившаяся температура также не является отклонением при прорезывании зубов, но только если она держится не более трех дней.

В большинстве случаев перед появлением зубов изменяется поведение ребенка. Грудничок тяжело засыпает и часто просыпается, сосет кулачки и стремится погрызть посторонние предметы, отказывается от еды. У ребенка повышается плаксивость, постоянно меняется настроение.

Чем помочь малышу

Любому малышу, у которого вылезают зубки, необходимо повышенное родительское внимание, поэтому взрослым рекомендуется:

  • разговаривать с ребенком только на спокойных и ласковых тонах;
  • чаще носить малыша на руках;
  • отвлекать от зубных болей посредством игры.

Уменьшить болезненные ощущения во время появления молочных резцов можно с помощью медикаментов, однако применять их следует с осторожностью и в случае крайней необходимости. Симптомы, вызывающие сильное беспокойство (температура выше 38,5 °C, насморк, затрудняющий дыхание), рекомендуется устранять исключительно под наблюдением педиатра.

Уход за ротовой полостью малыша

Потребность ухаживать за ротовой полостью появляется с того момента, когда у ребенка вылезли первые зубные единицы. Достаточное внимание к гигиене ротовой полости поможет предупредить развитие многих стоматологических патологий.

Профилактика зубных заболеваний включает в себя:

  • Ежедневную чистку зубов. До годовалого возраста специалисты рекомендуют применять для очищения всей ротовой полости силиконовую зубную щетку. Чистить зубки ребенку до 4 лет должны родители, а дети от четырех и до восьми лет должны выполнять процедуру самостоятельно под наблюдением взрослых.
  • Ополаскивание рта после еды.
  • Соблюдение режима питания. Рацион ребенка должен включать в себя продукты, содержащие кальций, фтор и другие микроэлементы. До полуторагодовалого возраста нежелательно употребление ребенком шоколада или кондитерских сладостей, также нежелательны перекусы между приемами пищи.

Вне зависимости от того, сколько зубов вылезло у малыша к 8, 9 или 12 месяцам, в возрасте одного года нужно отвести его на осмотр ротовой полости у стоматолога.

Количество зубов у детей согласно возрасту

Какое количество зубов у детей должно быть в разном возрасте? Этот вопрос начинает заботить многих родителей после того, как у их малышей прорежутся первые молочные зубы. В этой статье мы рассмотрим порядок прорезывания, количество молочных и коренных зубов у детей, а также, в каком возрасте и в какой последовательности коренные зубы заменяют молочные.

Порядок прорезывания и количество молочных зубов у детей

Обычно молочные зубы начинают прорезываться у малышей в возрасте 6 месяцев. Но возможны и исключения из общего правила: бывает, что первый зуб прорезывается в 4 или 10 месяцев – это обусловлено генетической предрасположенностью. То есть, если у папы или мамы ребенка первый зуб прорезался в 9-10 месяцев, то высока вероятность, что и у их чада появление зубов начнется в этом возрасте. В таких случаях график прорезывания зубов сдвигается: если первые зубы появились «с опозданием», то и все остальные прорежутся позже.

Рассмотрим схему, на которой представлено количество зубов у детей по годам и порядок их прорезывания. Стоит заметить, что в схеме даны усредненные сроки появления молочных зубов, утвержденные в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, а вот порядок прорезывания зубов всегда один и тот же.

Количество зубов у детей до одного года :

  • в возрасте 6-7 месяцев у малыша появляются два нижних зуба – центральные резцы;
  • в возрасте 8-9 месяцев прорезываются два верхних зуба – центральные резцы;
  • в возрасте 9-11 месяцев появляются два верхних боковых зуба – резцы;
  • в возрасте 11-13 месяцев прорезываются два нижних боковых зуба – резцы.

Итого к окончанию первого года жизни у малыша должно быть 8 зубов.

Количество зубов у детей старше одного года:

  • в возрасте 12-15 месяцев у ребенка появляются два верхних и два нижних зуба – первые моляры;
  • в возрасте 18-20 месяцев прорезываются два верхних и два нижних зуба – клыки;
  • в возрасте 20-30 месяцев появляются два верхних и два нижних зуба – вторые моляры.

Обычно к двум с половиной годам количество молочных зубов у детей равно 20. И столько их останется до 6-7 лет, пока не начнется смена молочных зубов на коренные.

Также существует формула, по которой можно рассчитать, сколько молочных зубов должно быть у малыша в тот или иной период жизни. Родителям будет очень просто ее запомнить: надо от количества месяцев прожитых ребенком отнять 4 – получившееся значение равно числу зубов, которые должны быть в этом возрасте. Например, малышу 10 месяцев, от 10 отнимаем 4 и получаем 6, вот и выходит, что в 10 месяцев у ребенка должно быть 6 зубов: верхние, нижние центральные резцы и верхние боковые резцы. Однако надо не забывать, что по формуле рассчитывается среднестатистическое количество зубов у малыша.

Хоть уже было сказано, что количество зубов у детей до одного года может отличаться от усредненных норм, и это связанно с наследственной предрасположенностью, хочется заметить, что позднее появление молочных зубов является симптомом такого заболевания как рахит. Поэтому в случае если первые зубки не прорезались после 7 месяцев, стоит показать малыша детскому стоматологу и педиатру. Возможно, после осмотра врач направит ребенка сдать анализы, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз «рахит». Если окажется, что малыш полностью здоров, то остается запастись терпением и ждать, когда зубки сами решат, что пора прорезаться.

Порядок прорезывания и количество коренных зубов

Первые коренные (постоянные) зубы начинают расти у ребенка в возрасте 6-7 лет и появляются они не на месте выпавших молочных зубов, как считают многие, а на свободном пространстве десны. Это жевательные зубы, которые парами прорезываются сверху и снизу, и называются они первые моляры.

Одновременно с появлением первых коренных зубов начинается процесс замены молочных зубов на постоянные. Коренные зубы, в процессе своего роста, рушат корни молочных зубов, из-за чего последние расшатываются и со временем выпадают. Выпадение молочных зубов происходит в той же последовательности, в какой эти зубы прорезывались. Чтобы было наглядней, рассмотрим схему, на которой представлено количество зубов у детей по годам, порядок выпадения молочных зубов и прорезывания коренных.

Порядок смены молочных зубов на коренные:

  • в возрасте 6-7 лет у ребенка выпадают нижние и верхние центральные резцы, на их месте прорезываются постоянные зубы, причем нижние центральные резцы появляются в 6-7 лет, а верхние в 7-8 лет;
  • в возрасте 7-8 лет выпадают верхние и нижние боковые резцы, нижние коренные боковые резцы прорезываются в 7-8 лет, а верхние в 8-9 лет;
  • в возрасте 9-11 лет выпадают нижние и верхние первые моляры, на их месте прорезываются первые верхние премоляры в 10-11 лет, а первые нижние премоляры в 10-12 лет;
  • в возрасте 10-12 лет выпадают нижние и верхние вторые моляры, на их месте появляются вторые верхние премоляры в 10-12 лет, а вторые нижние премоляры в 11-12 лет.

На этом смена молочных зубов на коренные заканчивается, количество зубов у детей 10-12 лет равно 24. Но рост постоянных зубов на этом не останавливается, он продолжается. И в период с 11 до 13 лет у ребенка появляются вторые нижние моляры, а в 12-13 лет вторые верхние моляры. Зубами, которые прорезываются самыми последними, являются нижние и верхние третьи моляры, обычно это происходит уже во взрослом возрасте, в 17-20 лет. Бывают случаи, когда эти зубы не появляются вовсе, поэтому нормальным количеством зубов у взрослого человека считается 28-32 зуба.

Надеюсь, в этой статье вы нашли ответ на вопрос о том, какое количество зубов у детей, в зависимости от их возраста, и в какой последовательности они прорезываются. Главное, на что хочется обратить внимание – родители должны хотя бы раз в год водить ребенка на прием к детскому стоматологу. Так как только квалифицированный специалист сможет оценить, правильно ли появляются у ребенка зубы, какое состояние новых зубов, есть ли необходимость во вмешательстве врача в этот процесс.

Как развивается ребёнок в 9 месяцев

Параметры ребёнка в 9 месяцев

Как мы уже отметили, в этом возрасте малыши не так быстро растут, как раньше. В норме параметры ребёнка в 9 месяцев составляют примерно 67,7 – 72, 6 см. За десятый месяц прирост составляет от 1 до 2 см. Мальчики обычно чуть крупнее девочек, однако это не является правилом. Кроме того, если ваш малыш не укладывается в эти рамки, не расстраивайтесь. Все дети развиваются индивидуально, при этом нужно учитывать и рост при рождении, и генетическую предрасположенность. Так, если оба родителя невысокого роста и хрупкого телосложения, не следует ждать от ребёнка больших параметров.

По данным Минздрава, в этом возрасте малыши должны прибавить в росте около 20, 5 см к исходному значению. Если ваши показатели сильно отличаются от приведённых нами, следует проконсультироваться с педиатром. Размер одежды ребёнка девяти месяцев также зависит от индивидуальных параметров его роста. Так, некоторые малыши до сих пор носят одежду 62-го размера, а другим приходится покупать 80-й. В основном это бывает одежда 68 – 74-го размеров.

Вес ребёнка в 9 месяцев: норма

Как и рост, вес детей зависит от пола, показателей при рождении и генетики. Сколько должна весить девочка в 9 месяцев: в среднем 7300 – 9300 г. Чем выше малышка, тем пропорционально больше должен быть её вес. Прибавка массы тела за десятый месяц может составлять от 50 до 450 г. Данные отечественных педиатров и ВОЗ говорят и о том, сколько весит девятимесячный мальчик: 7700 – 10300 г. Прибавка веса может достигать 500 г. Отклонения параметров вашего малыша от этих данных не говорят о каких-либо патологиях. На ежемесячном приёме педиатры обязательно замеряют вес, рост, окружность головы и грудной клетки. Поэтому врач обязательно сообщит вам, если что-то не так.

В ситуации, когда малыш 9 месяцев плохо набирает вес, следует адекватно оценить прибавку, а также выяснить причины плохого набора веса. Если до этого месяца с прибавкой было всё нормально, подумайте, что изменилось в рационе и не было ли болезни, стрессовой ситуации в жизни крохи. Возможно, малыш плохо ест блюда прикорма. Постарайтесь разнообразить его меню, готовьте сами вкусную и полезную пищу, отказавшись от баночных пюре. Или наоборот, если ваши блюда не нравятся ребёнку, предложите ему широкий ассортимент промышленных детских консервов.
Возможно, плохая прибавка связана с каким-либо заболеванием. Вам следует обязательно проконсультироваться с педиатром и сдать анализы. Чаще всего небольшой недобор веса бывает связан с плохим аппетитом крохи. Не отчаивайтесь, со временем это проходит. Если же прибавка отсутствует вовсе, следует выяснить причины и принять меры.

Ребёнку 9 месяцев: нет зубов

Вопрос прорезывания зубов постоянно занимает умы бдительных родителей. Давайте выясним, сколько зубов у ребёнка должно быть в 9 месяцев. В среднем, к концу десятого месяца у малышей бывает 4 – 6 зубов. Это центральные нижние и верхние резцы, которые прорезаются первыми, а также боковые верхние резцы. При этом данные нормы значительно устарели. В последние годы наблюдается тенденция к тому, что первые зубки у малышей прорезываются позже обычного. Следовательно, если у ваших сына или дочки есть всего пара зубов или их нет вовсе, это не страшно.

Когда ребёнку 9 месяцев и у него нет зубов, причина чаще всего не является патологической. Скорее всего, у него просто «поздние» зубки. Посмотрите ротик вашего крохи: вероятно, вы увидите в дёснах зачатки зубов, а сами дёсны будут набухшие и красные. Если к тому же малыш усиленно тянет пальцы и разные предметы в рот, а слюноотделение усилилось, то зубки скоро появятся. И ваш ребёнок в будущем ещё может обогнать своих сверстников по количеству прорезавшихся зубов. У некоторых малышей зубы появляются вообще после года, поэтому не переживайте. Для успокоения себя и бдительных бабушек сходите к детскому стоматологу: он точно скажет вам, есть ли причины для беспокойства.

Распорядок дня ребёнка в 9 месяцев

Режим дня малыша в 9 месяцев может сильно поменяться в сравнении с предыдущими месяцами. Всё дело в том, что теперь ребёнку интересно играть сидя, ползать везде и всюду, рассматривать различные предметы и, конечно же, гулять. Дневной сон почти у всех детишек становится двухразовым, а некоторые активные детки спят и один раз за день. Если вашего кроху устраивает подобный режим, он не капризничает, хорошо набирает вес, значит всё в порядке. Если же от одного до второго сна малыш дотягивает с трудом, следует укладывать его спать чаще.

Продолжительность дневного сна – от полутора до двух часов за один раз.
Ночью малыш может спать от 10 до 12 часов, не просыпаясь. Груднички и те дети, у которых болезненно прорезываются зубки, могут просыпаться несколько раз за ночь. В среднем за сутки девочки и мальчики спят около 17 часов, всё остальное время они активны и веселы.

Утром не забывайте делать малышу зарядку, которая станет в будущем полезной привычкой. Если позволяет погода, гуляйте дважды. В этом возрасте многие дети спят дома, а на улице сидят в коляске или ходят за ручки, познавая мир. Для девятимесячного крохи прогулки являются мощным механизмом развития. Показывайте ребёнку цветы, машины, разных животных, называя их.

Питание в этом возрасте остаётся пятиразовым. При этом первое утреннее и последнее вечернее кормления должны состоять из маминого молока или адаптированной молочной смеси. Завтрак, обед и ужин – из блюд прикорма, между ними могут быть небольшие перекусы из яблока или печенья. Приучайте ребёнка к тому, что на завтрак кушают кашу, а на обед суп и второе. Во время адаптации к детскому саду это сыграет важную роль. В свободное от прогулок, сна и приёма пищи время играйте с малышом, читайте ему книги. И не забывайте оставлять время для самостоятельной игры и занятий, чтобы кроха не привыкал к тому, что его постоянно кто-то развлекает.

Очень интересным периодом в жизни малышей является 9 месяцев. Некоторым деткам в этом возрасте уже удается самостоятельно делать первые шаги, выговаривать первые слова. А другие еще просто молча изучают мир. В таком случае, родителям не стоит расстраиваться. Это еще не показатель плохого развития крохи, просто он накапливает знания. У каждого ребенка формирование навыков проходит индивидуально. Некоторые в этом возрасте уже ходят, а другие только приподнимаются. Многих молодых родителей интересует правильное питание и развитие ребенка в 9 месяцев. Ведь такой подвижный и любопытный малыш требует постоянного внимания.

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

К девяти месяцам малыш кардинально меняется. Мамочка уже не видит в нем неповоротливого толстячка. Любопытный беби все время просится на пол и требует общения. Это очень важный период, когда детский организм готовится к прямохождению. Что ж, проследим за развитием и питанием ребенка в 9 месяцев, его основными способностями.

Придерживаясь за опору, малышу удается стоять и переступать. Он может ползать в разных направлениях, на четвереньках поднимается на возвышения. Ребенок уже легко сам садится и ложится. Держась за опору, он может не только стоять, но и подпрыгивать. Малыш может стоять, держась за руку родителей. Он легко повторяет движения взрослых: поднимает, опускает ручки, хлопает в ладошки. Что умеет ребенок в 9 месяцев? К этому возрасту у него сформированы многие сенсорные, интеллектуальные и социальные знания:

  1. Сенсорно-моторная сноровка. Если малышу в этом возрасте дают игрушку, он ее спокойно берет в руки. Может медленно приближать к себе, рассматривать. Ему удается одной ручкой брать маленькие предметы. Часто играет сразу двумя игрушками. Ползая, способен держать дополнительный предмет в руке. Малыш отлично хлопает в ладошки. Умеет ползать с разворотом назад.
  2. Интеллектуальные способности . 9-месячный кроха любит интересные игры, где нужно повторять по несколько раз простые действия. Он легко вспоминает игру, которую разучил день назад. Особенно нравится прятаться за ладошками в игре "Где ты?". С удовольствием показывает ручками, какой он большой. Малышу под силу исполнить простые просьбы: кивнуть головой, помахать ручкой. Ребенок легко повторяет за родителями простые слова: дай, ам, мама, папа. Часто у малыша возникает страх перед объемным пространством и высотой.
  3. Социальные умения. 9-месячный ребенок очень привязан к своим родителям, любит играть рядом с ними. Ему удается копировать эмоции и жесты других людей. На смех реагирует улыбкой, на плач слезами. Беби уже играет не всеми игрушками подряд, он внимательно их выбирает. По просьбе родителей может чихнуть или засмеяться. Иногда малыш сам проявляет инициативу для начала новой игры. Если мамочка попросит его что-то повторить, то он с удовольствием это сделает.

Особенности психического развития

9-месячное чудо постоянно изучает пространство. Ему все интересно: как открываются и закрываются двери, почему мебель стоит неподвижно. Возникает очень много нового в психическом развитии и питании ребенка 9 месяцев. В разговоре малыш меняет свою интонацию, реагирует на свое имя. Если его позвать, то сразу с улыбкой на лице поворачивается. Эмоции в этом возрасте набирают определенности. Малыш выражает радость, обиду, гнев, злобу.

Очень интересно наблюдать, как ребенок указывает пальчиком на нужные ему предметы с просьбой их достать. Часто ему хочется залезть в шкафчик или холодильник. Карманы - излюбленное место, где ему нужно что-то отыскать. Согласие и отрицание умеет показывать киванием головы. Одевать 9-месячного малыша становится все легче: сам просовывает ручки в рукава, направляет ногу в штанину, снимает шапку. Ребенок по голосу или шороху определяет, где находятся взрослые. С игрушками еще не умеет правильно обращаться, бросает или стучит ими.

Речевые способности 9-месячного крохи

В 9 месяцев, услышав свое имя, малыш может не только повернуться, но и подползти. Если ему задать вопрос "Где тот (или та)?", сразу ищет глазами нужного человека или предмет. Он уже может по просьбе взрослого выбрать нужную игрушку среди нескольких других. На просьбу подать какой-то предмет протягивает его маме. Ребенок в 9 месяцев отлично реагирует на слова брось, нельзя, дай, на, встань, ложись. У малыша сформировано знание многих предметов: бутылочки, чашки, ложки, расчески. Кроха уже внимательно прислушивается к разговорам взрослых, наблюдая за их губами.

В этом возрасте ребенок начинает активно воспроизводить различные звуки речи. Это могут быть отдельные слоги или звуки подражания. Малыш может специально чихать, фыркать, гудеть, мяукать, лаять. Одним удовольствием для него является лепетание или бормотание.

Вес и рост девятимесячного малыша

Развитию и питанию ребенка в 9 месяцев уделяют много внимания, ведь повышается его двигательная активность. В связи с этим уменьшается набор веса. Малыш за месяц прибавляет всего 300-500 г и подрастает на 1-2 см. Какой же вес ребенка в 9 месяцев? Многое зависит еще и от пола малыша. В этом возрасте мальчики весят от 7,9 кг до 10,5 кг. Девочки имеют от 7,5 кг до 9,7 кг.

Многих интересует не только вес ребенка в 9 месяцев, но и увеличение размеров. Мальчики в этом возрасте имеют от 67,5 до 76,5 см роста. Девочки вытягиваются от 65,3 до 75 см.

Кормление ребенка

Грудное молоко все еще остается в рационе питания 9-месячной крохи. Но это уже не основной элемент рациона. Стоит приучать малыша к новым продуктам и блюдам. Каков же рацион питания ребенка в 9 месяцев? Ежедневно в него должны входить молочные кашки, пюре из овощей, мяса, вареного желтка, творога. Отличным дополнением к питанию станут фруктовое пюре и соки. Вместо маминого молочка можно применять молочную высоко адаптированную смесь.

В этот период многие практикуют мясные фрикадельки из фарша. Творожок разбавляют немножко с кефиром. Из каш подойдет пшеничная и овсяная. Манная каша еще трудно переваривается желудком малыша, лучше подождать до года. Так как кроха уже может питаться из ложки, то можно попрактиковать суп для ребенка 9 месяцев. Стоит поэкспериментировать с новыми вкусами и продуктами. Главное - соблюсти состав и консистенцию блюд. В этом возрасте малышу нужно давать не обычный суп, а суп-пюре из ингредиентов, приготовленных на пару или отваренных. Вот рецепт простейшего супа-пюре:

  • картофель, капуста, морковь:
  • чуточку зелени, мелко порубленной;
  • небольшой лавровый лист;
  • 1/2 чайной ложки сливочного или растительного масла;
  • чуть-чуть соли.

Кроме вышеперечисленных овощей, можно использовать цветную капусту, брокколи, зеленый горошек, тыкву, кабачки. Для приготовления супа лучше использовать отфильтрованную воду. После того, как овощи отварятся, их измельчают блендером до консистенции пюре. В такой суп можно уже добавлять мясные фрикадельки, крупы, мелкие макаронные изделия.

Важное место в рационе крохи занимают каши. Перловку, рис, гречку сначала варят на воде. После того, как крупа сварится, ее пропускают через ситечко. После этого добавляют в массу молоко и доводят до кипения.

Постепенно вводите в рацион питания ребенка 9 месяцев рыбу. Лучше использовать нежирные сорта: хек, треску, минтай, судака.

Какими фруктами можно кормить?

Ароматные и сладкие ягоды и фрукты являются для малышей не просто лакомством. Это поставщик всевозможных витаминов, минералов и микроэлементов. Самым первым фруктом, который позволителен детишкам - это яблочко. Им часто прикармливают детей еще с 5-6 месяцев. А какие фрукты можно давать ребенку 9 месяцев, кроме яблок? В этом возрасте подойдет измельченный изюм, финики, бананы, груши. Можно делать микс из нескольких фруктов, например, груша или яблоко с бананом.

Не стоит забывать о ягодах. Вы не знаете, что давать ребенку в 9 месяцев? В этом возрасте позволительно измельченную смородину, малину, чернику, голубику, ежевику, вишню, крыжовник. Главное - первый раз предлагайте карапузу совсем чуть-чуть новой еды.

Режим дня малыша

В 9-месячном возрасте младенцы уже сами могут влиять на режим бодрствования и сна. Дело в том, что они уже начинают распознавать разницу между ночным и дневным временем. Им все больше начинает нравиться играть днем. Но все же сохраняются основные правила: 2 сна днем по 2 часа, ночной сон до 11 часов. Один из дневных снов лучше на свежем воздухе.

Важно помнить о температуре воздуха в детской комнате. Она должна находиться на уровне +20 °С. Не забывайте регулярно проветривать комнату. Регулярные ежедневные прогулки с малышом должны стать нормой. Длительность прогулок, в целом, должна доходить до 3 часов.

Купание для крохи уже становится удовольствием, его можно проводить через день. Малыш уже любит плескаться, нырять и плавать. Приучайте ребенка к пижамке и носочкам на ночь, потому что он может ночью раскрываться. Не забывайте петь ему на ночь колыбельные песни.

Гимнастика для детей 9 месяцев

Очень важно для 9-месячного карапуза проводить гимнастику, делать ему массаж. В совокупность гимнастики и массажа должны войти следующие упражнения:

  • махи руками по кругу;
  • сгиб и выпрямление ног вместе и попеременно;
  • легкие массажные движения на спине;
  • стимуляция ползания;
  • массаж живота;
  • приседания;
  • скользящие шаги.

Каждое упражнение нужно делать ежедневно по 5-7 раз в течение 10 минут.

Значение игр для развития

В этом возрасте ребенку очень важно общение в играх. Обеспечьте малыша необходимым количеством игрушек и предметов для его любимого занятия. Карапузы чаще сами подсказывают, в какие игры они хотят поиграть. Пусть кроха сам начинает игру, таким образом он приучится к самостоятельности. Приучайте ребенка к развивающим игрушкам. В этом возрасте уже можно учиться строить пирамидку или башню из кубиков.

Диагностика развития малыша

Если вы решили проверить, насколько ваш 9-месячный малыш развит, воспользуйтесь следующим тестом:

  1. Сидит без опоры, пытается встать, ползает за игрушками, держит чашечку в двух руках?
  2. В положении сидя поворачивается и берет предметы сбоку или сзади?
  3. Повторяет ваши жесты и действия, выполняет некоторые ваши простые задания?
  4. При попытке отнять у него игрушку, препятствует этому?
  5. Лепечет повторяющиеся слоги?
  6. Реагирует на свое имя, отличает своих и чужих?

Если на все эти вопросы дан положительный ответ, значит с развитием вашего малыша все в порядке.

Прилагайте все усилия не только для физического, но и психического развития 9-месячной крохи. Продолжайте брать его на ручки, демонстрируйте свою любовь. Разговаривайте с карапузом, развивайте его речь. Для этого показывайте ему книжки с картинками, читайте стишки и потешки с повторяющимися словами. Просите малыша пальчиком что-то показать на картинке. Постарайтесь обязательно научить его ползать. Также важно приобщать ребенка к ложке, чашке и засыпанию без укачивания.

За девятый месяц ребенок набирает в среднем 500 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес девятимесячного ребенка около 8600 - 9000 г, а рост - 70-75 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес, но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  • превращает лепет в звуковые серенады;
  • показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
  • сует пальчики во все дырочки;
  • умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
  • может листать толстые страницы картонной книжки;
  • самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
  • встает без опоры;
  • ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
  • на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их месторасположения;
  • знает свое имя.
  • подражая взрослому, повторяет за ним слоги, воспроизводит интонацию.

Тест развития ребенка в 9-10 месяцев

1. В девять-десять месяцев ребенок хорошо сидит без опоры, передвигается, ползет вперед за игрушкой, поднимается в ответ на протянутые к нему руки, ходит, держась за опору, берет мелкие предметы двумя руками.

2. Подражает в действиях другому ребенку, общается с помощью жестов.

3. Если вы дадите ребенку палочки, покажете, как можно барабанить ими по столу, то он сможет подражать этим действиям. Так же ударять ложками друг о друга.

4. Ребенок в этом возрасте хорошо играет в “ладушки”, “дай ручку” и т.д., а на вопрос “где?” и просьбу “дай” отыскивает повсюду нужный предмет.

5. Хорошо знает свое имя, откликается на него. Знает по имени близких ему людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных.

6. Может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова “иди”, “сиди”, “лежи” и другие.

7. Может самостоятельно с опорой подняться и спуститься с невысокой лестницы.

8. Ребенок может уже играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.

9. Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие отношение ребенка к происходящему.

10. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.

Сколько ест ребенок в 9 месяцев

5 кормлений через 4 часа. В четвертое кормление (в 18 часов) молоко или смесь постепенно заменить кефиром плюс 40 г творога. Общее количество сока к этому возрасту - 70 г (в два приема), фруктовое пюре - 60 г. Набор продуктов остается прежним. Каши можно разнообразить, делая ассорти из разных круп, добавляя в них фрукты: яблоко, банан, ягоды, в кашу кладут 5 г сливочного, в пюре - 5 г растительного масла. При склонности к запорам полезно пюре из сливы, персика.

Сколько спит ребенок в 9 месяцев

Режим и распорядок дня ребенка в 9 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 9 месяцев

Развивающие занятия и игры для 9-месячного ребенка

Что умеет ребенок в 9 месяцев?

Ребенок в 9 месяцев все время повторяет слоги, перебирая гласные и согласные, аукает, вскрикивает, временами заливается смехом. И на своем собственном языке комментирует происходящее вокруг. Некоторые младенцы «привязывают» слоги к маме с папой (ма-ма-ма-ам) и к любимым игрушкам (зя-зя-зя – зайчик и т.п.).

Эмоции ребенка с каждым днем все богаче. Чаще всего кроха удивлен или рад, чем-то заинтересован, но временами не скрывает гнев, отвращение, печаль, страх. Он может быть плаксивым, обиженным, боязливым, особенно, если мама постоянно на взводе, а, в общем, уравновешен, спокоен и доставляет минимум хлопот.

Малыш ярко проявляет недовольство, направленное на ваши конкретные действия: например, карапузу может не нравиться, когда вы вытираете ему носик или стрижете ногти. Он будет отворачиваться, отталкивать вашу руку, протестующе мычать и вертеть головой.

Не игнорируйте эти «уловки» и не ругайте за них сына или дочку. Задумайтесь: возможно, что-то в ваших действиях причиняет крохе боль, и это следует исправить. Если же действие необходимо продолжать, примите негативные эмоции любимого чада, скажите, что понимаете, что ему больно, неприятно, что он не хочет, но ничего не поделаешь – надо.

Кстати, обращайте особое внимание на действительную необходимость манипуляций, особенно медицинских, вызывающих у малыша негативную реакцию. Например, укрепляющий массаж вы можете делать сами (при отсутствии у ребенка серьезного заболевания), если карапуз не нашел «общего языка» с медсестрой. Как показывает практика, негативные эмоции зачастую сводят на «нет» всю пользу от таких манипуляций.

Не оставляйте без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, возьмите ребенка на руки, поцелуйте, обнимите, успокойте, а затем продолжите беседу.

Запоминаем и повторяем

Теперь ребенок внимательно следит за вашими действиями, запоминает их, может достать вещь, спрятанную на его глазах в карман. Хорошо помнит, где вы носите интересные для него предметы, и пытается их достать. Например, зная, что у бабушки на шее висит интересный медальон, будет карабкаться к ней на колени и тянуть за цепочку. Или полезет в карман папиного пиджака за мобильником…

Малыш с удовольствием будет рвать и мять бумагу. Выделите ему старые газеты или журналы, попутно объяснив, что книги рвать ни в коем случае нельзя. Чтобы это не получилось «нечаянно», давайте крохе для самостоятельной игры и «чтения» только толстые картонные книги. Тонкие страницы он не сможет переворачивать сам и порвет просто потому, что пальцы еще недостаточно послушны.

Для тренировки пальчиков, предложите ребенку пересыпать орехи, пуговицы, камушки, фасоль, постепенно переходя на более мелкие предметы. Учите пересыпать не только пальчиками, но и разными ложками, маленьким совочком.

Покажите крохе, как переливать воду из одного пластикового стаканчика в другой, зачерпывать воду ложкой из миски и наливать в чашечку. Все это будет развивать мелкую моторику и сослужит прекрасную службу в плане обучения самостоятельной еде.

В 9 месяцев ребенок уже может начинать учиться одеваться. Точнее, раздеваться. Научите его стаскивать носочек, снимать шапочку, вынимать руку из рукава расстегнутой кофточки или курточки. Просите протягивать вам нужную ручку или ножку, подставлять голову, сжимать ручку в кулачок, когда просовывает ее в рукав. Чем раньше вы научите этому малыша, тем легче ему будет в дальнейшем овладевать навыками самообслуживания.

Стоя или сидя в ванной, кроха может мыть личико и ручки. Девочки часто повторяют «подмывающие» движения мамы – похвалите юную чистюлю! Старайтесь, чтобы малыш «наравне со всеми» участвовал в делах семьи, чаще оказывался за общим столом – на вашем примере он будет учиться себя вести, общаться с другими людьми.

Знакомство с телом

Помогите крохе познакомиться со своим телом! Именно на это направлены приведенные ниже игры. Не забывайте, что от родителей малыш учится, как надо относиться к своему телу, его потребностям, позывам, сигналам. Если ребенка приучают уважать свое тело, слушать его, этот навык остается на всю жизнь.

Если же родители в угоду своим нуждам, страхам или привычкам дают малышу понять, что его тело «глупое» и «неправильное» (посредством насильственного кормления, навязывания своего ритма и распорядка дня, несвоевременными высаживаниями на горшок, купаниями , запретами на активное движение и т.п.), ребенка ожидают сложности в построении дальнейших гармоничных отношений с самим собой.

Играя с малышом, важно, чтобы ему было интересно. Основное условие формирования этого интереса – эмоциональная вовлеченность мамы, ей должно быть смешно и весело. Ведь игра – не нудная обязанность!

Дарики-комарики
  • Дарики-дарики,
  • Ай да комарики! (хлопаем в ладоши),
  • ЗЗЗЗЗ (логопедическое проговаривание звука З!)
  • Вились-вились, (пальчики сложены в щепотки, производим круговые движения кистями)
  • Крошке в носик (можно называть любые части тела)
  • Вдруг вцепились.

Когда малыш подрос и научился хорошо бегать – особенно если он непоседа – эту игру можно превратить в салки-догонялки: комарики догоняют и кусают ребенка.

Хлопотушки
  • Хлопотушки - хлопотушки, (хлопаем в ладоши)
  • Закрывай скорее ушки (глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите») – закрываем уши ладошками.

Пока ребенок маленький, не стоит называть больше 3-4 за одну игру. Если малыш хочет продолжения игры, повторяйте те же самые, но в другой последовательности. А в другой раз прибавьте еще что-то одно.

Игра-будилка (засыпалка) на знакомство с частями лица и головы
  • С добрым утром глазки,
  • Вы проснулись?
  • С добрым утром носик,
  • Ты проснулся? – и далее все части, которые вы «учите».
  • С добрым утром, (имя ребенка)
  • Ты проснулся!
  • Доброй ночи, глазки,
  • Засыпайте! и т.д.
  • Доброй ночи, (имя ребенка)
  • Засыпай-ка!

Лепим и рисуем

С 9 месяцев можно начинать игры, которые затем перейдут в лепку, аппликацию, рисование. Покажите малышу, как можно возить мелками или фломастерами по большому листу бумаги. Окуная пальчики ребенка в специальные нетоксичные краски, дайте крохе возможность размазывать из по листу, куску ткани или собственному телу (если вы беспокоитесь за чистоту своего дома, играйте с красками в ванной – и с кафеля, и с самого художника их можно будет сразу смыть теплым душем).

Сделайте лепешку из любого теста или глины и, посадив карапуза себе на колени, втыкайте в нее фигурные макаронины, фасоль, орешки, камешки: малыш будет с удовольствием их выковыривать. Отвинчивать крышки, складывать в кастрюльку порезанные для супа овощи, поднимать с пола и складывать на стульчик или в специальную коробочку спички, зубочистки или фасолины, перебирать крупные пуговицы, бросать в корзиночку грецкие орехи или ватные шарики – все эти занятия прекрасно развивают пальчики и очень увлекают малышей, особенно если мама подает пример.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: