Расстояние от кромки до кромки ткани показывает. Для чего на отрезе предусмотрен продольный край - кромка ткани? На что указывает продольный край - кромка ткани

Если взять в руки лупу и внимательно рассмотреть ткань, видно, как нити переплетены между собой. У некоторых тканей (марли) это можно увидеть и без лупы. Для изготовления нитей используют пряжу. Её получают из волокон. Ещё в глубокой древности человек умел соединять отдельные тонкие, короткие ворсинки в длинные нити. Сначала это были волокна дикорастущих растений - конопли и крапивы, потом - шерсть животных, а затем - волокна культурных растений - льна и хлопка.

Волокно - тонкая непряденая нить. Оно бывает разной длины, формы и толщины. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют текстильными (рис. 30).

Рис. 30. Классификация текстильных волокон

Помните, в сказке Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» На чём же они пряли? На протяжении многих сотен лет люди изготавливали пряжу вручную: вытягивали пальцами из массы волокон тонкую ленточку и скручивали её. Потом пряжу стали получать с помощью ручных веретён (рис. 31).

Рис. 31. Веретёна

Эта работа трудная и медленная. Облегчить труд помогло появление первой простой машины-прялки - «калаўроткi» (рис. 32).

Рис. 32. Машина-прялка «калаўротка»

Пряжа - нить, состоящая из текстильных волокон, соединённых скручиванием. Её изготавливают на прядильной фабрике из очищенных и рассортированных волокон. Процесс образования пряжи (непрерывной нити) из отдельных коротких волокон называется прядением. Он осуществляется на прядильных машинах. Работают на этих машинах прядильщицы. Они проверяют качество пряжи, ликвидирует её обрывы, выполняют работы по уходу за оборудованием. Из пряжи изготавливают ткани, швейные нитки, нити для вышивки, вязания на спицах и крючком.

Процесс производства ткани из пряжи называется ткачеством. Ранее ткачество считалось исключительно женским занятием. Умение ткать было обязательным. Не зря основную часть приданого девушки составляли тканые изделия: одежда, постельные принадлежности, рушники, скатерти. Искусство ткачества передавалось от матери к дочери. Уже к 14-15 годам девушки владели основными приёмами изготовления ткани. В домашних условиях ткань получали на ткацком станке - «кроснах» (рис. 33).

Рис. 33. Ткацкий станок «кросны»

В наше время ткани изготавливают промышленным способом на ткацких фабриках, оборудованных современными станками. Станки обслуживают ткачи, которые проверяют качество нитей, ликвидируют их обрывы, контролируют плотность ткани, следят за работой механизмов станка. Ткань - текстильный материал, полученный на ткацком станке путём переплетения двух взаимно перпендикулярных систем нитей (рис. 34).

Рис. 34. Строение ткани

Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой. Систему нитей, расположенных поперёк ткани, - утком. Соответственно нити называют основными, или основой, а идущие поперёк - уточными, или утком. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно пересекаются друг с другом в определённом порядке, образуя различные ткацкие переплетения.

Ткацкое переплетение - это взаимное переплетение нитей основы и утка. Существуют различные виды переплетений. От вида переплетения зависят внешний вид ткани и её свойства. Самое простое и наиболее распространённое в ткацком производстве - полотняное переплетение (рис. 35). В нём нити пересекаются через одну: нить утка проходит поочерёдно то над нитью основы, то под ней. Таким образом, получается одинаковый ткацкий рисунок с обеих сторон ткани.

Рис. 35. Полотняное переплетение

Вдоль ткани, по её краям, нити основы расположены чаще. Они образуют более плотное переплетение нитей основы и утка. Это кромка, благодаря которой ткань не осыпается. Кромка - продольная узкая полоса по краю ткани, образующаяся при ткачестве. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани (рис. 36).

Рис. 36. Строение ткани

Полотняное переплетение применяют для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей. Оно придаёт ткани наибольшую прочность. Как правило, ткани полотняного переплетения имеют незначительную толщину, гладкую поверхность, на срезах мало осыпаются. В нашей республике их вырабатывают на Оршанском льнокомбинате и Барановичском производственном хлопчатобумажном объединении.

Основные термины и понятия

    Волокно, основная и уточная нити, полотняное переплетение, кромка, ширина ткани

Вопросы и задания

  1. Какие бывают текстильные волокна по своему происхождению?
  2. Что такое пряжа?
  3. По каким признакам определяют нить основы и нить утка в ткани?
  4. Что называется ткацким переплетением?
  5. Как чередуются нити в полотняном переплетении?
  6. Как вы думаете, для чего служит кромка?
  7. Узнайте, есть ли в вашем городе, области, районе прядильные и ткацкие фабрики. Есть ли среди ваших родных и знакомых прядильщица?

Лабораторная работа 2. Определение в ткани направления нитей основы и утка

Оборудование: образцы тканей (с кромкой, без кромки), иголка, ножницы, лупа, клей.

Порядок выполнения работы

  • Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы и утка. Какая из них идёт вдоль кромки, а какая - поперёк?
  • Растяните образец по направлению нитей основы и утка. Определите степень растяжения ткани. В каком направлении (долевом или поперечном) ткань растягивается больше, а в каком - меньше?
  • Резко растяните образец ткани (с хлопком). Определите, в каком направлении звук будет звонким, а в каком - глухим.
  • Рассмотрите образец ткани в лупу и определите направление нитей основы и утка по их виду (толщине и гладкости). Вытяните по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений.
  • Возьмите образец ткани без кромки и по изученным признакам определите направление нитей основы и утка.
  • Оформите выполненную работу в виде таблицы.

  • Приклейте изученный образец ткани в тетрадь и укажите стрелками направления нитей основы и утка.
  • Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет учащимся самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изучать теоретический материал, выполнять практические, лабораторные работы. Контролировать степень усвоения материала с помощью тестов самоконтроля.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    БЛОК – МОДУЛЬ

    Материаловедение

    5 КЛАСС

    М-1

    Лабораторная работа:

    Определение направления долевой нити в ткани.

    М–2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.

    Триединая дидактическая цель:

    Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон,

    дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве, строении ткани,

    ознакомить с видами отделки ткани.

    Познакомить с профессиями прядильного и ткацкого производства.

    Развивать общеучебные навыки работы с учебником, целевым учебным планом, блоком самостоятельной познавательной деятельности, контрольными тестами.

    Развивать аналитическое мышление, умения описывать, характеризовать, сравнивать материалы, внимательность, память.

    Прививать аккуратность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы.

    Воспитывать культуру труда и взаимоотношений.

    В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:

    Знать:

    Классификацию волокон используемых для производства текстильных материалов,

    Процесс получения пряжи, ткани,

    Строение ткани, свойства нитей основы и утка,

    Способы отделки тканей, признаки определения лицевой стороны ткани, приёмы определения лицевой стороны ткани.

    Уметь:

    Определять ширину ткани, способ отделки ткани,

    Находить лицевую сторону ткани,

    Находить направление долевой нити в ткани,

    Оформлять лабораторную работу, делать выводы,

    Работать по целевому учебному плану.

    М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН.

    ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

    НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Учебник “Трудовое обучение для девочек” 4 кл.
    2. Коллекция “Текстильные волокна”
    3. Образцы тканей полотняного переплетения.
    4. Детский ткацкий станок.
    5. Образец оформления лабораторной работы
    6. Лоскутки тканей (с кромкой и без)
    7. Целевой учебный план деятельности учащихся.

    На доске девиз: “Пряла и ткала – весь дом одевала”

    УЭ-0

    Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

    Подготовка дежурными рабочих мест (наглядные пособия, учебники, лоскутки ткани)

    Проверка готовности учащихся к работе на уроке (рабочая тетрадь, ручка, клей)

    УЭ-1

    Цель: обозначить тему и цели урока

    3. В результате работы ученики должны

    Знать: процесс получения пряжи, нитей, ткани; классификацию текстильных

    Волокон; ткацкие переплетения, приёмы определения направления долевой нити

    В ткани, национальные особенности ткачества Белоруссии.

    Уметь: работать с учебником, сопоставлять и обобщать свойства материалов,

    Делать выводы, находить направление долевой нити в образце ткани.

    Учиться пользоваться книгой, целевым учебным планом, осуществлять самоконтроль.

    4. Учащиеся записывают тему и девиз урока в рабочую тетрадь.

    УЭ-2

    Цель: актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

    2. фронтальная беседа.

    3. Слово учителя. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

    Вспомните, где в жизни, литературе или кино вы встречались с такими понятиями, как ткачество, прядение? Попробуйте описать словами эти процессы.

    4. Ученики отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

    УЭ-3

    Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о текстильных волокнах.

    2. учебник, лоскуток ткани

    3. Возьмите лоскуток ткани и рассмотрите его, из чего он состоит? Ответ: из нитей. От лоскутка ткани отделите несколько нитей. Если раскрутить эти нити видно, что они состоят из отдельных частичек – волокон. Они бывают разной длины, формы, толщины (демонстрируется коллекция волокон). Первоначально они представляют собой волокнистую массу.

    Сырьём для получения всех тканей служат волокна. Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные коротенькие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошие и прочные волокна. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

    Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называются текстильными .

    Работа с учебником. Рассмотрите схему стр. 24 учебника. С древних времён и до конца XIXв. единственным сырьём для производства пряжи и ткани служили натуральные волокна. Это волокна, которые давала природа. Некоторые из них вы хорошо знаете? Какие волокна получают из растений? Ответ: хлопок, лен. Кроме этого из растений получают волокна крапивы (сказка о диких гусях), джут, кенаф, пенька, кендырь, из них делают циновки, канаты, мешковину. А какие животные дают волокна? Ответ: козы, овцы, верблюды, лама. А шёлковое волокно выделяет гусеница при образовании кокона (демонстрирую наглядное пособие). Очень интересное волокно – асбест, ткань из него не горит в огне. Был такой случай. Когда Пётр I посетил уральского заводчика Демидова, тот угостил его хорошим обедом. Стол был застелен чудесной белоснежной скатертью. После того, как Демидов пролил на скатерть соус, гость отругал его за неловкость, жаль было скатерти. Хозяин приказал слугам убрать приборы, скомкал скатерть и бросил её в огонь, чем заслужил ещё больший гнев царя. Тогда Демидов достал скатерть кочергой, расстелил её на столе. Она была целой, такой же белоснежной без пятна, т.к. соус сгорел. Пётр остался доволен приёмом, так как сам любил подобные шутки. Каково же происхождение асбеста? Ответ: минеральное.

    Вторая группа волокон, которые научился вырабатывать человек тем или иным способом, называются как? Ответ: химические волокна. Какими они бывают? Ответ: искусственные и синтетические. Например, на заводе искусственного волокна им. Куйбышева выпускают искусственное вискозное волокно, на объединении “Химволокно” выпускают синтетические волокна – лавсан, мелан, полиэфирное. Кроме этого всем известны синтетические волокна – капрон, нитрон, акрил.

    4. Учащиеся активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы, записывают основные понятия и схему в рабочую тетрадь, изучают коллекцию волокон.

    УЭ-4

    Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о процессе прядение.

    3. Слово учителя. Полученное тем или иным способом волокно, используют для получения пряжи. Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Прядение – это процесс получения равномерной по толщине пряжи. На протяжении многих сотен лет пряжу получали вручную, вытягивая пальцами из массы волокон тонкую пасму и скручивая её (демонстрирую на ватке) Попробуйте сами проделать эту операцию из пучка ваты. Как видите это нелёгкая работа. В народе говорили: “Бабий счёт времени по пряже” или “Пряла и ткала, весь дом одевала” Пока мать была на работе, за прялкой сидела малолетняя дочка. Теперь на фабриках работают современные станки. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

    Основные операции процесса прядения: р ыхление и трепание волокна – при этом происходит рыхление спрессованной массы волокон на отдельные клочки и частичное удаление примесей; ч есание производится для окончательного удаления примесей и разъединения клочков на отдельные волокна. Тонкий прочёсанный слой волокон, проходящий через воронку, преобразуется в ленту . Выравнивание – соединение нескольких лент в одну для выравнивания её по толщине; и вытягивание ленты - лента постепенно утоняется, а волокна всё более упорядочиваются. Предпрядение – в процессе, которого из ленты путём вытягивания и крутки образуется ровница. Собственно прядение

    УЭ-5

    Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о строении ткани, процессе ткачество.

    2. рассказ учителя, тренировочное упражнение.

    3. Слово учителя. Как показывают археологические находки, производство тканей возникло в глубокой древности. При раскопках древнегреческих пирамид, построенных за 5 тыс. лет до н.э, археологи нашли в гробницах кусочки льняных тканей. Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путём переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.

    Принцип получения ткани рассмотрим на детском ткацком станке. Вначале натягивают первые – основные нити . Нити основы должны быть прочными, длинными. Затем их переплетают нитками, намотанными на челнок, которые называются уточными или уток. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие, т.к. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними. Чтобы получился ровный боковой край у ткани, нити основы по краям ткани располагаются чаще, образуя кромку. Кромка предохраняет края ткани от осыпания и растяжения. На ткацком станке можно получить разнообразные переплетения. Наиболее простое и распространённое – полотняное переплетение. Полотняное переплетение представляет собой рисунок в виде «шахматки», т.е. нити утка переплетаются через одну с нитями основы.

    Тканые изделия вырабатываются в виде полотен (ткани) или штучных изделий (платки, скатерти, полотенца)

    4. Учащиеся слушают объяснения, выполняют тренировочное упражнение, записывают основные понятия в тетрадь.

    УЭ-6

    Цель: обеспечить применение знаний, формирование практических умений

    2. вводный инструктаж к лабораторной работе.

    3. Слово учителя. Чтобы изделие, пошитое из ткани, имело качественный внешний вид, очень важно знать направление нитей основы в ткани. Как правило, нить основы ткани в готовом изделии направлена сверху вниз. Т.е. вдоль ткани, фигуры человека, поэтому её иногда называют долевой нитью. Существует несколько способов определения направления нитей основы в ткани (долевой нити):

    По кромке (если есть). Из процесса ткачества мы знаем, что нити основы по краям ткани располагаются более плотно, образуя кромку, значит, нити основы в образце ткани будут направлены параллельно кромке.

    По растяжению . Нити основы при ткачестве сильно натянуты на станке, следовательно, они не имеют возможность растяжения, а вот поперечные (уточные), нити огибают нити основы, значит, их можно растянуть в линию.

    По звуку . Так как нити основы в ткани натянуты сильно (как на барабане), то и звук при хлопке в данном направлении резче, звонче, чем в уточном направлении.

    Объяснения сопровождаются демонстрацией.

    Сообщаются порядок выполнения лабораторной работы, знакомлю с правилами оформления работы, демонстрирую образец оформления.

    УЭ-7

    Цель: формирование целостной системы знаний о строении ткани.

    2. лабораторно-практическая работа «определение направления нити основы в ткани»

    3. Текущий инструктаж – целевые обходы

    – контроль правильных приёмов работы

    Предупреждение неверных выводов.

    4. Учащиеся изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы, осуществляют действия в соответствии с последовательностью работы, делают выводы, оформляют работу.

    УЭ-8

    Цель: анализ и оценка итогов урока.

    2. рефлексия

    3. учитель анализирует урок, даёт необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, ориентация на домашнее задание,

    Учащимся задаются вопросы: при выполнении практической работы, кто помогал другим? Что вызвало наибольшую трудность? объявляю оценки за урок.

    4. учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, записывают домашнее задание.

    Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

    М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН. ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

    Лабораторная работа: определение направления долевой нити в ткани.

    УЭ

    УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

    РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    УЭ-О

    УЭ-1

    УЭ-2

    УЭ-3

    УЭ-4

    УЭ-5

    УЭ-6

    ИДЦ:

    знать: классификацию волокон; процесс получения пряжи, ниток, ткани; строение ткани, признаки определения нити основы в ткани.

    уметь: определять происхождение волокон, определять направление нити основы в куске ткани.

    Цель : понять сущность классификации волокон.

    1. Рассмотрите схему стр. 24 учебника. Ответьте на вопросы:

    - какие волокна получают от растений?

    Какие животные дают волокна?

    Каково происхождение волокна асбест?

    Какими бывают химические волокна?

    Цель : познакомиться с процессом прядения.

    1. прочитайте текст информационного блока «Прядение»
    2. ответьте на вопросы:

    Что называется пряжей?

    Какая цель процесса прядение?

    Какие промежуточные продукты получаются в процессе прядения?

    1. запишите в тетрадь основные определения

    Цель : познакомиться с процессом ткачества.

    1. выслушайте объяснения учителя.
    2. ответьте на вопросы:

    Какие операции предшествуют непосредственно ткачеству?

    Для чего выполняют операцию шлихтование?

    Как образуется ткацкий зев?

    С помощью, какой детали прокладывается уточная нить?

    Что образуется по боковым сторонам ткани?

    Как образуется полотняное переплетение?

    Дайте определение ткани.

    Цель : изучить строение ткани.

    1. выслушайте объяснение учителя.
    2. прочитайте текст информационного блока «Ткачество»
    3. ответьте на вопросы:

    Как называются нити идущие вдоль ткани?

    Как называются нити идущие поперёк ткани?

    Что называется шириной ткани?

    Каково назначение кромки в ткани?

    Почему нити основы должны быть прочными?

    От чего зависит прочность нитей?

    Какими свойствами обладают нити утка?

    4. запишите в рабочую тетрадь 4 признака определения нитей основы в ткани.

    Цель : научиться определять направление нити основы в ткани.

    1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы.
    2. выполните действия, описанные в лабораторной работе: «Определение нити основы в ткани»
    3. оформите лабораторную работу
    4. проверьте правильность выполнения работы
    5. сделайте вывод по результатам выполненной лабораторной работы.

    Цель : подведение итогов урока, его оценка.

    1. обратите внимание на записанную в начале урока цель
    2. сравните полученные знания с заданной целью
    3. заполните таблицу оценок, если вы набрали

    До 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8,

    До 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6,

    До 15 баллов требуется дополнительное занятие,

    Выставьте оценку за урок.

    1. сделайте общую оценку урока: справились ли с заданиями? остались ли неясные вопросы по изученной теме? Нужны ли дополнительные занятия по теме?
    2. уборка рабочих мест

    Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

    Внимательно прочитайте цели урока.

    Зарисуйте схему классификации волокон в рабочую тетрадь.

    Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Работа с информационным блоком.

    Внимательно выслушайте объяснения учителя. Работа с информационным блоком. Основные понятия выделены шрифтом.

    Внимательно слушайте объяснения учителя. Задавайте вопросы по непонятым моментам.

    Ответьте на вопросы письменно.

    * проверь себя, выполнив задание теста

    Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

    Будьте объективны при самооценке.

    Сводная таблица оценок

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЛОКНАХ

    Волокнами называются гибкие, тонкие и прочные тела, у кото рых длина во много раз превосходит их поперечные размеры.

    Текстильными называются волокна, которые используются для изготовления пряжи, ниток, тканей, нетканых материалов и др.

    Одиночные волокна, которые без разрушения не делятся на бо лее мелкие, называются элементарными (хлопок, шерсть). Волокна, которые состоят из элементарных волокон, склеенных между собой пектиновыми веществами, называются техниче скими (лен, пенька, джут и др.).

    Волокна, длина которых составляет десятки и сотни метров, называются нитями (нити натурального шелка, искусственные и синтетические нити). Элементарная нить - это одно длинное волокно (мо новолокно). Комплексные нити (филаментные) состоят из нескольких продольно расположенных элементарных нитей, соеди ненных между собой.

    Группировка, т. е. классификация волокон , производится в за висимости от их происхождения, получения и химического состава.

    Все волокна делятся на две большие группы: натуральные (природные) и химические. Натуральными называются волокна, которые имеются в природе, химическими - волокна, получаемые в заводских условиях.

    К натуральным волокнам относятся растительные (целлюлоз ные) - хлопок, лен, пенька, джут и др.; к животным (белковым) - шерсть, натуральный шелк; к минеральным - асбест.

    Химические волокна делятся на искусственные и синтетиче ские. Искусственные волокна могут быть получены из сырья ра стительного, животного и минерального происхождения, поэтому они так же, как и натуральные, делятся на целлюлозные - вискоз ное, ацетатное, триацетатное, медно-аммиачное и др.; белковые - казеиновое; минеральные - стеклянное и металлическое.

    Синтетическими называются волокна, при получении которых производится синтез (соединение) молекул сравнительно простых веществ. К синтетическим волокнам относятся капрон, лавсан, ни трон, хлорин, винол, полиэтилен, полипропилен и др.

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

    Прядение.

    Веретено, при помощи ко торого осуществляют прядение,- одно из древнейших орудий человеческой культуры. Учеными-археологами был найден рисунок на камне, высеченный в древнем государстве Вавилоне около 5000 лет назад. На этом рисунке изображена прядиль щица, в руке у которой веретено с навитой на него пряжей. Проходили тысячелетия, а прядение производилось вручную, веретена сохранились почти до XVIII в.

    При Петре I распространи лось использование самопрялки. Это значительно облегчило труд прядильщиц, повысило производительность труда и по зволило увеличить производство тканей, спрос на которые непрерывно возрастал.

    Приспособления для прядения:

    прасница (а,б), веретено (в), калаурот (г).

    Технический переворот в процесс прядения волокон внесло изобретение прядильных машин. В 1765 г. англичанин Джемс Харгривс, ткач и плотник по профессии, изобрел первую пря дильную машину, которая пряла сразу восемь нитей, а впослед ствии 16 и даже 24 нити. Производственные этапы изготовления ткани: волокно – прядение - нити (пряжа) – ткачество – суровая ткань – отделка – готовая ткань .

    Пряжей называются нити, образованные из волокон ограниченной длины, соединяемые в процессе прядения посредством скручивания. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением.

    Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

    Основные операции процесса прядения:

    Р ыхление волокна – при этом происходит рыхление спрессованной массы волокон на отдельные клочки и частичное удаление примесей;

    Трепание обеспечивает дальнейшее разрыхление и очистку волокон, в результате получается рыхлая волокнистая масса – холст;

    Ч есание производится для окончательного удаления примесей и разъединения клочков на отдельные волокна.

    Тонкий прочёсанный слой волокон, проходящий через воронку, преобразуется в ленту, лента неравномерна по толщине.

    В ыравнивание и вытягивание ленты – соединение нескольких лент в одну для выравнивания её по толщине; лента постепенно утоняется, а волокна всё более параллелизуются.

    П редпрядение – в процессе, которого из ленты путём вытягивания и крутки образуется ровница.

    Собственно прядение включает окончательное вытягивание ровницы, скручивание её в пряжу и намотку пряжи.

    Подготовка пряжи к ткацкому производству включает следующие операции:

    Перемотка пряжи с мотков на бобины для устранения дефектов пряжи и увеличения длины нити.

    Сновка – это перемотка пряжи с большого количества бобин на один сновальный валик (ткацкий навой) параллельно друг другу с одинаковым натяжением.

    Шлихтование , т.е. проклейка основы, - это пропитка основы определённым составом клеящего вещества (крахмал, мука) с целью повышения прочности, эластичности и гладкости нитей основы.

    Подготовка утка - перемотка пряжи с мотков, бобин на специальные деревянные уточные шпули.

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

    Ткачество.

    Изготовление ткани на ткацком станке начинается с натягивания нитей основы.

    Проборка основы – заправка основы в детали ткацкого станка (ремиз, бердо). Для образования простейшего переплетения одна ремизка поднимается, а вторая опускается, образуя пространство – ткацкий зев. Челнок с уточной шпулей под ударом пролетает в зев и прокладывает уточную нить. С помощью берда уточная нить прибивается к опушке ткани. Полученная ткань наматывается на торговый вал.

    Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой . Она имеет грязновато – серый или желтоватый цвет и шероховатую поверхность, поэтому требует дальнейшей отделки.

    Тканые изделия вырабатываются в виде полотен (ткани) или штучных изделий (платки, скатерти, полотенца).

    На ткацком станке можно получить разнообразные переплетения. Наиболее простое и распространённое – полотняное переплетение. Полотняное переплетение представляет собой «шахматку», т.е. нити утка переплетаются через одну с нитями основы.

    Строение ткани.

    Ткань – это текстильное изделие, образованное переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

    Нити, идущие вдоль ткани, называются основной системой, или основой . Основа постоянно находится в натянутом состоянии, поэтому нити должны быть прочными, длинными. Прочность нитей зависит от качества и крутки пряжи. Нити основы – гладкие, тонкие и ровные.

    Нити, идущие поперёк ткани, называется уточной системой, или утком . Для уточных нитей прочность не имеет такого большого значения, они, наоборот мягкие, гибкие, пушистые, т.к. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними.

    Чтобы получился ровный боковой край у ткани, нити основы по краям ткани располагаются чаще, образуя кромку. Кромка предохраняет края ткани от осыпания и растяжения. Расстояние между двумя кромками показывает ширину ткани .

    Признаки определения нити основы в ткани.

    Поскольку нити основы сильно крученые и натянутые, то при попытке резко растянуть ткань в долевом направлении и хлопке они не растягиваются и издают звонкий звук . При тех же действиях в поперечном направлении (по нити утка) ткань тянется хорошо, а звук будет глухой. Наглядно это можно увидеть на рисунке.

    ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИТИ ОСНОВЫ В ТКАНИ

    Материально-техническое обеспечение : лоскутки тканей с кромкой и без, ножницы, клей ПВА, правила охраны труда при работе с ножницами, образец оформления лабораторной работы.

    Порядок выполнения работы:

    1. зарисуйте в тетради таблицу

    Название нитей в ткани

    Признаки

    Аправления

    нитей

    по кромке

    Образец ткани

    Признаки

    направления

    нитей по

    Растяжению

    Признаки

    направления

    нитей по

    звуку

    Образец ткани

    Долевая (основа)

    Вдоль

    Кромки

    Незначительное

    Звонкий

    Резкий

    Поперечная (уток)

    Поперёк

    кромки

    большое

    Глухой

    тихий

    1. из предложенных образцов тканей выберите образец ткани с кромкой.
    2. определите в образце ткани направление нити основы
    3. приклейте образец ткани, соблюдая направление нити основы со стрелкой (образец приклеивается только по одной верхней стороне)
    4. выберите из предложенных лоскутков, образец ткани без кромки
    5. определите в образце ткани направление нити основы по растяжению (для этого проверьте растяжимость ткани в двух направлениях)
    6. приклейте образец ткани в последней колонке таблицы, соблюдая направление нити основы со стрелкой (образец приклеивается только по одной верхней стороне)
    7. отделите от лоскутков ткани нити в двух направлениях, сравните их по внешнему виду, приклейте нити в первой колонке под соответствующей системой.
    8. сделайте вывод , ответив на вопросы:

    В каких случаях можно использовать те или иные конкретные способы

    Определения нитей основы?

    Почему в лабораторной работе были использованы именно эти два способа определения направления нитей основы в тканях.

    Почему ткани в поперечном направлении имеют большую растяжимость?

    Почему звук при хлопке в долевом направлении более звонкий и громкий?

    Опишите признаки нитей основы и утка: ровноту, тонину, крутку, прочность.

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ : вырезанные детали сохранили прямоугольную форму, стороны деталей ровные, образцы приклеены ровно, отсутствуют следы клея на тканях и листе, правильность выполнения задания.

    ТЕСТ «Текстильные волокна. Прядение»

    А) волокно – нити - ткань;

    Б) нити – волокно - ткань;

    В) нити – пряжа - ткань.

    А) швейными;

    Б) текстильными;

    В) прядильными.

    1. Укажите волокна животного происхождения:

    А) лён и шерсть;

    Б) шёлк и асбест;

    В) шерсть и шёлк.

    А) асбест;

    Б) вискоза;

    В) ацетат.

    1. К волокнам растительного происхождения относят:

    А) шерсть и шёлк;

    Б) шёлк и асбест;

    В) хлопок и лён.

    1. Шёлк относится к волокнам…

    А) натуральным растительного происхождения;

    Б) натуральным животного происхождения;

    В) искусственным животного происхождения.

    1. В Белоруссии вырабатывают волокна…

    А) лавсан и лён;

    Б) капрон и хлопок;

    В) натуральный шёлк и лён.

    1. Вискозное волокно – это волокно …

    А) натурального происхождения;

    Б) искусственное происхождение;

    В) синтетическое происхождение.

    1. Первая машина для прядения называлась…

    А) «веретено»;

    Б) «помощница»;

    В) «калауротка».

    ТЕСТ «Ткачество. Строение ткани»

    1. Ткачество считалось ремеслом исключительно…

    А) городским;

    Б) сельским;

    В) женским.

    А) поперёк ткани;

    Б) под углом;

    В) вдоль ткани.

    1. Нити утка в ткани …

    А) длиной ткани;

    Б) шириной ткани;

    В) толщиной ткани.

    А) сминаемости;

    Б) направлению;

    В) растяжимости.

    1. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетаются…

    А) через две;

    Б) через одну;

    В) через три.

    1. Назначение кромки в ткани…
    1. Старинный ткацкий станок называется….

    А) «кросны»;

    Б) «прядильник»;

    В) «стан».

    1. Челнок – это приспособление для прокладывания …

    А) нити утка;

    Б) нити основы;

    В) нитей кромки.

    ТЕСТ «Прядение. Ткачество. Строение ткани»

    1. Определите последовательность получения ткани:

    А) волокно – нити - ткань;

    Б) нити – волокно - ткань;

    В) нити – пряжа - ткань.

    1. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют…

    А) швейными;

    Б) текстильными;

    В) прядильными.

    1. Волокно, имеющее минеральное происхождение…

    А) асбест;

    Б) вискоза;

    В) ацетат.

    1. Определите последовательность получения пряжи…

    А) волокно – лента – ровница – пряжа;

    Б) волокно – ровница – пряжа – лента;

    В) волокно – ровница – лента – пряжа.

    1. Основными в ткани называются нити идущие …

    А) поперёк ткани;

    Б) под углом;

    В) вдоль ткани.

    1. Нити утка в ткани …

    А) более ровные, гладкие, пушистые;

    Б) более мягкие, гибкие, пушистые;

    В) более тонкие, крученые, ровные.

    1. Кромка в ткани образуется в результате…

    А) частого расположения нитей основы по краям;

    Б) частого расположения нитей утка по краям;

    В) обработки краёв ткани специальным клеевым раствором.

    1. Расстояние от кромки до кромки называется…

    А) длиной ткани;

    Б) шириной ткани;

    В) толщиной ткани.

    1. Долевая нить в ткани определяется по…

    А) сминаемости;

    Б) направлению;

    В) растяжимости.

    1. Назначение кромки в ткани…

    А) предохраняет ткань от растяжения, осыпания;

    Б) придаёт красивый внешний вид;

    В) для предохранения ткани от осыпания и измерения длины.


    Тесты по теме

    «Раскрой швейного изделия»

    5, 6,7 класс
    Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 5 класс

    (один или несколько).

    1. Стрелка на листе выкроек означает:

    а) направление долевой нити;

    б) направление поперечной нити.
    2. Раскрой – это:

    а) вырезание бумажных деталей швейного изделия, полученных в соответствии с чертежом;

    б) процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани;

    в) процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки с учетом припусков на швы.


    в) ширину ткани;

    г) направление нитей утка;

    д) величину припусков на швы.


    1. Напишите правильные ответы: лицевую сторону ткани от изнаночной можно определить:
    а)

    1. Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткань:
    а) разложить мелкие детали;

    б) разложить крупные детали;

    в) сколоть ткань булавками;

    д) приколоть крупные детали;

    е) определить лицевую сторону ткани;

    ж) нанести контрольные линии и точки;

    з) разметить припуски на обработку;

    и) обвести детали по контуру;

    к) определить долевую нить.


    Ответы:

    1. а, б, в, д

    2. а) по яркости и четкости рисунка ; б)по наличию блеска;
    в) по небольшому наличию технических узелков; г) по аккуратной кромке.

    5. к, е, в, б, а, д, г, и, з, ж

    Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 6 класс

    Напишите все правильные ответы (один или несколько).
    1. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:

    а) сметочных стежков;

    в) копировальных стежков;

    г) портновского мела;

    д) косых стежков.


    2. Ширина ткани – это:

    ж) определить долевую нить;

    з) приколоть мелкие и крупные детали;

    и) разложить крупные и мелкие детали.
    Ответы:


    1. б, в, г

    2. ж, в, а, и, з, д, б, г, е

    Тест по теме «Раскрой швейного изделия» 7 класс

    Напишите все правильные ответы (один или несколько)
    1. Контрольные линии на деталях кроя прокладывают стежками:

    а) сметочными;

    б) копировальными;

    в) косыми.


    2. При выкраивании подкройной обтачки ее долевую нить располагают:

    в) под углом 45градусов;

    г) по направлению долевой нити основной детали;

    д) перпендикулярно долевой нити основной детали.


    3.При раскрое ткани пользуются ножницами:

    а) маникюрными;

    б) садовыми;

    в) канцелярскими;

    г) портновскими.


    1. при выкраивании косой бейки ее долевую нить располагают:
    а) под углом 30 градусов к долевой нити;

    в) под углом 45 градусов к долевой нити ткани;

    г) вдоль бейки.


    1. При раскрое изделия необходимо учитывать:
    а) расположение рисунка на ткани;

    б) направление нитей основы;

    в) ширину ткани;

    г) величину припусков на швы;

    д) направление ворса.
    Ответы:


    1. а, б, в, г, д

    ГОСТ 29104.1-91

    Группа М09

    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

    ТКАНИ ТЕХНИЧЕСКИЕ

    Методы определения линейных размеров,
    линейной и поверхностной плотностей

    Industrial fabrics.
    Methods for determination of linear dimensions,
    linear and surface density


    МКС 59.080.30
    ОКСТУ 8209, 8309

    Дата введения 1993-01-01

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

    1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом по легкой промышленности при Госплане СССР

    РАЗРАБОТЧИКИ

    В.В.Стулов, канд. техн. наук; Г.К.Щеникова

    2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 27.09.91 N 1538

    3. ВЗАМЕН ГОСТ 3811-72 в части технических тканей

    4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    Номер пункта

    1.1.1, 2.2, 3.2

    1.1.1, 2.2, 3.2

    5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2004 г.


    Настоящий стандарт распространяется на технические ткани и устанавливает методы определения линейных размеров, линейной и поверхностной плотностей.

    Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ И ШИРИНЫ ТКАНИ В РУЛОНЕ ИЛИ КУСКЕ

    1.1. Аппаратура

    1.1.1.

    машину мерильную или контрольно-мерильную по ГОСТ 27641 ;

    стол горизонтальный мерильный длиной не менее 3 м и шириной, превышающей ширину ткани. На столе в продольном направлении должны быть отмечены участки длиной 1 м с погрешностью ±1 мм. Поверхность стола должна быть гладкой и ровной;

    ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм;

    линейку измерительную по ГОСТ 427 длиной не менее 0,5 м.

    1.1.2. При возникновении разногласий применяют горизонтальный мерильный стол.

    1.2. Подготовка к испытанию

    Испытания проводят в климатических условиях по ГОСТ 10681 . Перед испытанием рулоны или куски ткани предварительно выдерживают в этих условиях не менее 24 ч.

    1.3. Проведение испытаний

    1.3.1. Определение длины ткани в рулоне или куске

    1.3.1.1. Длину ткани в рулоне или куске определяют на мерильной или контрольно-мерильной машине по счетчику, который перед началом испытания устанавливают на нуле.

    1.3.1.2. При определении длины на мерильном столе измеряемый рулон или кусок ткани располагают на горизонтальной поверхности стола так, чтобы измеряемая и измеренная части рулона или куска находились на одной плоскости и на одном уровне. Измерение проводят периодическим расправлением без натяжения складок и морщин ткани на столе параллельно измерительной шкале.

    Длину последнего участка, оказавшегося менее 1 м, измеряют линейкой с погрешностью ±1 мм.

    При определении длины ткани в куске, сложенной накладками, находят среднюю длину одной накладки измерением расстояния между линиями сгиба куска, расправленного без натяжения, в пяти местах с погрешностью ±1 мм.

    Длину последней неполной накладки измеряют металлической линейкой с погрешностью ±1 мм.

    1.3.2. Определение ширины ткани в рулоне или куске

    1.3.2.1. Измерение ширины ткани в рулоне или куске на мерильной или контрольно-мерильной машине проводят в момент ее останова измерительной линейкой, установленной на машине, или рулеткой.

    1.3.2.2. При определении ширины на мерильном горизонтальном столе измеряемую часть рулона или куска ткани раскладывают на поверхности стола так же, как и при измерении длины.

    Ширину измеряют металлической рулеткой или линейкой, располагая их перпендикулярно кромкам.

    1.3.2.3. Ширину ткани в рулоне или куске измеряют на каждых 50 м в пяти местах, равномерно расположенных по длине рулона или куска, но не менее 1,5 м от его концов.

    При длине ткани в рулоне или куске менее 50 м ширину измеряют в трех местах.

    При возникновении разногласий ширину измеряют на каждых 20 м в десяти местах и в пяти местах при длине ткани в рулоне или куске менее 20 м.

    1.3.2.4. Ширину ткани, изготовленной на пневматических ткацких станках, измеряют без учета бахромы кромок.

    1.3.2.5. Ширину ткани в рулоне или куске измеряют с погрешностью ±0,1 см.

    1.4. Обработка результатов

    1.4.1. За длину ткани в рулоне или куске принимают количество полных метров ткани и прибавляют длину участка, оказавшегося менее 1 м.

    За длину ткани в куске, сложенной накладками, принимают среднюю длину одной накладки, умноженную на количество накладок, и прибавляют длину последней неполной накладки.

    1.4.2. За ширину ткани в рулоне или куске, выраженную в сантиметрах, принимают среднеарифметическое значение результатов всех измерений.



    2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИНЕЙНОЙ И ПОВЕРХНОСТНОЙ ПЛОТНОСТЕЙ ТКАНИ

    2.1. Метод отбора проб

    Отбор проб - по ГОСТ 29104.0 со следующим дополнением: длина точечной пробы должна быть не менее 0,5 м.

    2.2. Аппаратура

    Для проведения испытания применяют:

    стол с горизонтальной гладкой поверхностью, превышающей размеры точечной пробы;

    весы с погрешностью взвешивания не более 0,5% измеряемой массы по ГОСТ 24104 * или другой нормативно-технической документации;

    ________________

    * С июля 2002 г. введен в действие ГОСТ 24104-2001 .

    рулетку измерительную металлическую плоскую по ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм;

    линейку измерительную по ГОСТ 427 длиной не менее 0,5 м.

    2.3. Подготовка к испытанию

    Испытание проводят в климатических условиях по ГОСТ 10681 . Перед испытанием каждую точечную пробу раскладывают на горизонтальном столе и выдерживают в климатических условиях по ГОСТ 10681 не менее 24 ч. Допускается укладывать точечные пробы друг на друга.

    2.4. Проведение испытаний

    2.4.1. Для определения линейной и поверхностной плотностей измеряют длину и ширину точечной пробы, а затем взвешивают ее.

    2.4.2. Определение длины точечной пробы

    Точечной пробе придают форму прямоугольника, раскладывают на горизонтальной гладкой поверхности стола и по ее концам перпендикулярно кромке проводят две поперечные линии.

    Длину точечной пробы измеряют измерительной металлической линейкой или рулеткой с погрешностью ±0,1 см в трех местах: посередине и на расстоянии 5 см от кромки с каждой стороны.

    2.4.3. Определение ширины точечной пробы

    Точечную пробу раскладывают и расправляют на гладкой горизонтальной поверхности стола.

    Ширину точечной пробы измеряют измерительной металлической рулеткой или линейкой с погрешностью ±0,1 мм в трех местах: посередине и на расстоянии 5 см от линии среза.

    Рулетку или линейку при измерении ширины располагают перпендикулярно кромкам.

    2.4.4. Каждую точечную пробу взвешивают на весах с погрешностью не более 0,5% измеряемой массы.

    Массу точечной пробы ткани, выработанной на пневматическом ткацком станке, определяют с учетом бахромы кромки.

    2.5. Обработка результатов

    2.5.1. За длину и ширину точечной пробы, выраженную в сантиметрах, принимают среднеарифметическое значение результатов трех измерений.

    2.5.2. Линейную плотность точечной пробы в г/м вычисляют по формуле

    где - масса точечной пробы, г;

    Средняя длина точечной пробы, см.

    Вычисление проводят с точностью до второго десятичного знака с последующим округлением до первого десятичного знака.

    За линейную плотность партии принимают среднеарифметическое значение линейной плотности всех точечных проб.

    Вычисление проводят с точностью до первого десятичного знака с последующим округлением до целого числа.

    2.5.3. Поверхностную плотность точечной пробы в г/м вычисляют по формуле

    где - средняя ширина точечной пробы, см.

    Вычисление проводят с точностью до второго десятичного знака с последующим округлением до первого десятичного знака.

    За поверхностную плотность партии принимают среднеарифметическое значение поверхностной плотности всех точечных проб.

    Вычисление проводят с точностью до первого десятичного знака с последующим округлением до целого числа.

    3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШИРИНЫ КРОМКИ

    3.1. Отбор проб

    Отбор проб - по п.2.1.

    3.2. Аппаратура

    Для проведения испытания применяют:

    рулетку измерительную металлическую плоскую по ГОСТ 7502 с ценой деления 1 мм;

    линейку измерительную по ГОСТ 427 .

    3.3. Подготовка к испытанию

    Подготовка к испытанию - по п.2.3.

    3.4. Проведение испытания

    Точечную пробу раскладывают на горизонтальной гладкой поверхности стола.

    Ширину кромки измеряют металлической рулеткой или линейкой с погрешностью ±1 см, располагая их перпендикулярно кромке.

    При определении ширины кромки проводят по три измерения с каждой стороны.

    3.5. Обработка результатов

    За ширину кромки принимают среднеарифметическое значение результатов всех измерений.

    Вычисление проводят с точностью до первого десятичного знака с последующим округлением до целого числа.

    4. Результаты испытаний записывают в протокол в соответствии с приложением 2.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    Справочное

    Термин

    Пояснение

    Длина ткани в рулоне (куске)

    Расстояние между началом и концом рулона (куска)

    Ширина ткани в рулоне (куске)

    Расстояние между двумя краями полотна ткани вместе с кромками или без них в направлении, перпендикулярном нитям основы

    Длина точечной пробы

    Расстояние между началом и концом точечной пробы по нитям основы

    Ширина кромки

    Расстояние между двумя крайними нитями кромки, измеренное перпендикулярно нитям основы с учетом их толщины

    Линейная плотность ткани

    Масса одного метра длины ткани

    Поверхностная плотность ткани

    Масса ткани площадью 1 м

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ


    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    Обязательное

    Протокол испытания должен содержать:

    наименование ткани;

    номер партии;

    длину ткани в рулоне или куске, м;

    среднеарифметическое значение ширины ткани в рулоне или куске, см;

    среднеарифметическое значение линейной плотности ткани, г/м;

    среднеарифметическое значение поверхностной плотности ткани, г/м;

    среднеарифметическое значение ширины кромки, см;

    дату проведения испытания;

    подпись проводившего испытание.


    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    официальное издание
    М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

    Все нетрикотажные полотна тканевых материалов имеют стандартную структуру плетения - по основе и по утку. Что это означает? Представьте себе длинную дорожку материала в рулоне. Те нити, которые проложены по её длине, называются нитями основы. А те, которые идут поперёк, - это нити утка (ударение на А). В зависимости от направления нитей строится крой деталей при пошиве швейных изделий, учитываются особенности посадки и соединения. Это те основные фундаментальные моменты, без соблюдения которых пошить качественное изделие просто невозможно.

    На что указывает продольный край - кромка ткани?

    На самом деле, предназначение данной окантовки вызывает интерес у начинающих швей. Итак, продольный ткани указывает нам на направление Кромка не расползается, она закреплена специальным текстильным способом и предотвращает от распадания нитей и волокон вдоль рулона. Если перед вами лежит отрезок ткани, и вы не знаете, как определить его долевую нить, - просто выкладывайте лекала вдоль кромки, строго параллельно ей!

    Другой, более профессиональный метод определения долевой нити - это попытка растянуть ткань. Все нетрикотажные полотна слегка потягиваются против долевой и абсолютно неэластичны по ней. То есть если перед вами отрезок материала с удалённой кромкой, то вам необходимо попробовать её растянуть. Именно там, где она тянется, будет нить утка, а там, где она статична, - долевая нить. Учтите, что по косой ткань тянется более всего, но тогда будет заметна некоторая деформация.

    Предназначение

    Для чего нужен продольный ткани? Возможно, мало кто из читателей задумывался когда-либо, с какой целью на однообразном плетении ткани именно кромка отличается особым видом плетения и ярко отличается от основной фактуры. Как уже было сказано, кромка ткани предотвращает рулон от осыпания по краям. Это первая и ведущая функция кромки.

    Второй, не менее важный момент - определение долевой. Приведём пример нарушения баланса долевого кроя.

    Начинающая швея покроила рукав против долевой нити. Всё шло по плану, выкройка была построена с точностью, соединение выполнила без нарушений, очень старалась. Но на примерке рукав оказался тесным. Руку невозможно было поднять, в области предплечья тянуло и сжимало, а в области подмышки всё собралось в морщины. Юная мастерица впала в отчаянье, и была права - спасти рукав уже было невозможно. Всё из-за того, что по долевой ткань вообще не тянется, а ученица сделала ширину рукава по долевой и тем самым перетянула предплечья клиента.

    Важность при раскрое

    Безусловно, продольный край-кромка ткани определяет раскладку лекал и расход ткани. Иногда кажется, что материала ушло бы намного меньше, разложи его в хаотичном направлении или поперёк кромки. Но, как мы писали выше, такие отхождения от правил заведомо обречены на провал.

    Каждая начинающая швея с первых уроков знает, что продольный край (кромка ткани - название по терминологии швейных дисциплин) является чётким и безапелляционным ориентиром направления кроя и характеристикой, по которой ведётся расчёт расхода материала на изделие.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: