Работа с трудновоспитуемыми детьми. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы

Все дети уникальны и неповторимы. Однако ни один ребенок не бывает беспроблемным в процессе своего развития и воспитания. По некоторым причинам одни дети бывают сложнее, чем другие. На практике таких детей обычно называют «трудными», понимая их как социально и педагогически запущенных детей. В настоящее время в педагогике используют понятие «трудновоспитуемость ». Это - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка или подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты педагогов, родителей, дефекты психического или социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Это по сути ни что иное, как «сопротивление воспитанию».

Известный врач-психиатр В. Леви пишет: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые НЕ здороваются,Не умываются ,Не чистят зубы,Не читают книги,Не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, и т.п.),Не работают,Не женятся,Не лечатся и т.д. и т.п. – только потому, что их к этомупонуждали» . (Леви, В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2.. Кот в мешке. - М., 1994. С. 58-61). И еще: «Детство – время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим… Ежедневная необходимость сопротивляться… Сдаваться, притворяться сдающимся… Имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться…» (там же. С. 256).

С позиции педагога «трудновоспитуемость» – это трудности в обучении или воспитании. С позиции ребенка – это различные вариации и формы «сопротивления воспитанию (обучению)». По степени сопротивляемости и количеству затрачиваемых времени и сил на коррекцию возникающих проблем «трудновоспитуемые» дети делятся условно на две группы:

Дети, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции – дети с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с акцентуациями характера; нестандартные дети (неудачники, застенчивые, изгои, левши, с характером, медлительные и т.п.);

- «трудновоспитуемые», коррекция нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени: дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, бродяги, одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями; дети из детских домов, приемные дети.

Причины трудновоспитуемости: биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы, инвалидность и пр.); социальные (семья, школа, окружающая среда); социально-биологические. В широком плане – это неблагоприятные условия для полноценного развития личности ребенка, подростка. Определим (напомним) некоторые необходимые понятия.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.Дидактогения – возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях.

Основные симптомы-критерии дезадаптации : агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность; постоянные фантазии; чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность; неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, неорганизованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недовольство; достижения ниже норм своего возраста; завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (не принципиальное, а из духа противоречия демонстративное недовольство во всем и вся), фиглярство (шут, кривляка); постоянные побеги из школы или из дома; сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук, прерывистый почерк, говорение с самим собой.

Различают следующие виды дезадаптации :

    патогенная – вызывается отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине могут быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и иметь пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, энурез, навязчивые привычки и т.п.). Например, сложно проходит социальная адаптация умственно отсталых детей.

    психическая – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных коррекционных психолого-педагогических программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Бываетустойчивой формы : акцентуации характера, снижение порога эмпатийности (умения сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (импульсивность, расторможенность, податливость чужому влиянию); способные и одаренные дети – инеустойчивой формы : психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями.

    социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Выделяют две стадии социальной дезаптации :

- педагогическая запущенность – характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и др.

- социальная запущенность – дети не только плохо учатся, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них не сформированы к-л полезные практические умения и навыки, профессиональная направленность. Для них характерна отчужденность от семьи и школы. Они формируются под воздействием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок. Социальные отклонения: беспризорничество, бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное и асоциальное поведение, проституция.

В психолого-педагогической литературе под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности длительный процесс, проходящий несколько стадий.

Первая стадия связана с возникновением предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков).

Вторая стадия характеризуется появлением начальных форм отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.

На третьей стадии неблагоприятные тенденции в поведении школьника стабилизируются. Это характерно для подростков 10-13 лет. Проступки связаны обычно с нарушением норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать его, но невсегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.

Четвертая стадия связана с возникновением устойчивых признаков асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14-17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений.

Вместе с тем, социальная дезадаптация - обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме. Вспомним опыт работы с трудновоспитуемыми детьми А.С. Макаренко.

Пути предупреждения социально-педагогической запущенности : изучение учащихся, определение видов отклонений, их причин; просветительская работа не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением; работа в микросреде, где живет ребенок; организация лечебной работы, если это необходимо; привлечение учащихся к видам деятельности, исходя из доминанты их отклонений.

Таким образом, детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и оказать им необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими заболеваниями и ослабленным здоровьем могут быть переведены на полное или частичное домашнее обучение.

Дети с акцентуациями характера имеют тенденцию к социально-положительному развитию при правильном отношении к ним воспитателей и адекватном влиянии на них всего социального окружения. В противном случае развитие может быть социально-отрицательным.

Акцентуация характера (по К. Леонгарду) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Основные типы акцентуации характера: а)астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность); б)циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения); в)гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимая до конца); г)лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации); д)сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность); е)психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления); ж)эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности); и)застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»; к)истероидный (демонстративный – притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих); л)дистимный (подавление, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни); м)неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, к поискам новых впечатлений, компании, контактов); н)конформный (подверженность групповому влиянию).

Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей . Существует много подходов к классификации причин неуспеваемости. Одна из главных причин – это педагогическая запущенность. Кроме того, отсутствие педагогической помощи и контроля при слабых интеллектуальных возможностях учащихся приводит к пробелам в знаниях и к стойкой неуспеваемости. Есть дети с так называемой относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся. Это может быть вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями.

Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы;

4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже во вспомогательные школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.

«Сопротивление воспитанию» характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника – подростка или старшеклассника. Преодоление «сопротивления воспитанию» требует особых условий воспитания или перевоспитания (в т.ч. возможно в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа).

В повседневной педагогической практике можно наблюдать конкретные проявления «сопротивления воспитанию» . Согласно Л.И. Маленковой (2002), к ним можно отнести:

Общение фазическое – бессодержательное общение ради самого процесса общения (установление контактов, обмен информацией, позициями, эмоциональными переживаниями, психическими состояниями и пр.). В числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «ходить по улице», «тусоваться в беседке» и т.п.;

деморализацию моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины и т.п.;

- комплекс неполноценности – синдром, заключающийся в стойких переживаниях

человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результатом его может стать деформация естественного развития личности;

- девиантное поведение – поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (озорство-хулиганство, кражи («взял без спросу»), драки, другие преступления против личности);

- дистимию – подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

- отчуждение – система отношений человека с окружающей действительностью, при которой все социальные ценности (дружба, культура, образование, воспитание и их носители, в т.ч. педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я».

Каковы возможные пути преодоления «сопротивления воспитанию»? Продуктивно выполнять, например, следующие правила.

1. Придерживайтесь следующей логики: принять воспитанника таким, каков он есть – понять природу возникновения негативных явлений, изучив их причины – найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход и пр.).

2. Используйте в воспитании явление (метод) сублимации: переноса, переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.

3. Начинайте с простого, легкого, но с более быстро ощутимым результатом.

4. Используйте имеющиеся позитивные знания, умения и навыки для формирования новых.

5. Не критикуйте, не низвергайте, а возвышайте, внушайте оптимизм.

6. Используйте приемы похвалы, одобрения, положительных авансов, косвенного неодобрения, шутки, но не насмешки и пр. У каждого человека своя потребность в одобрении. Не советуют хвалить за природные способности, легко дающиеся хорошие результаты в чем-либо, за достигнутое не своим трудом, больше двух раз за одно и тоже, из жалости, из желания понравиться. Очень важно хвалить в случае сформировавшегося комплекса неполноценности.

7. Помогите найти друга, близкого по духу (или животное).

. Работа

детьми

РАБОТА С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ

План

Введение

I. Основные направления работы школы с "трудными" учащимися

1. Изучение "трудных".

2. Планирование работы классного руководителя

3. Организация помощи "трудным" детям

II. Работа с "трудными" в функционалах руководителей школы и воспитателей

Директор школы
Заместитель директора по учебной работе
Заместитель директора по воспитательной работе
Классный руководитель.
Школьный психолог
Наставники
Учителя-предметники
Родители.
Совет по профилактике правонарушений
Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики
и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

III. Примерный перечень мероприятий по работе школы с трудными детьми

Карточка учета "трудного" ребенка
Краткая характеристика "трудного" ребенка.

IV. Стимулирование волевых усилий трудного подростка

Приемы индивидуального воздействия
Условия действенности приемов (по Верцинской)
Дифференцирование - групповой подход в процессе обучения


Приложения

1. Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе

2. План педагогического совета
"Оценка знаний учащихся и защита ребенка от педагогической
некомпетентности, ошибок и агрессии"

3. План педагогического совета


"Проблемы трудных детей и трудного детства"

4. План педагогического совета


"Проблемы учебной дисциплины"

5. План педагогического совета


"Правовое воспитание: проблемы, пути решения"
ВВЕДЕНИЕ

Термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причина этой сопротивляемости - чаще всего отставание личности в положительном развитии, отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т. д. И как тревожный результат -"трудные" дети, школьники, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении .

Причины трудновоспитуемости возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи. Неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость матерей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов ведут к серьезным проблемам семейного воспитания.

Бытует и ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика.виноват учитель, в аморальности подростка винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.

Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной педагогической опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.

Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности, неформального характера отношений разновозрастного состава объединений.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказывается отсутствие воспитательной работы с населением и молодежью по месту жительства, не демократичность отношений в окружающей жизни, противоречия между словом и делом, отрицательный пример взрослого поведения, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях . Формируется чувство незащищенности и одиночества.

Многообразие предпосылок трудновоспитуемости, объединенных часто в непредсказуемом переплетении в комплекс причин, позволяет классифицировать это социально-педагогическое явление следующим образом.

По типу запущенности:

Педагогически запущенные (неуспевающие и недисциплинированные);



- социально запущенные (дезорганизаторы - пассивные и активные);

Правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганство);

Отклоняющиеся от нормы по здоровью (психические и соматические заболевания).


По области психических нарушений:

По позиции:

ТРУДНЫЕ

По типу запущенности


педагогически запушенные (неуспевающие и недисциплинированные)

социально запущенные (дезорганизаторы, пассивные, активные)

правонарушители (бродяжничество, воровство, хулиганства)

отклоняющиеся от N по здоровью-психическому и соматическому

с пассивной жизненной позицией

(безволие, равнодушие, недоверие)


с неадекватной реакцией
(эгоисты, упрямцы)

с антиобщественным поведением
(жестокие, антогонисты, аморальные)

по области психических нарушений:

по позиции

Задача школы в этих условиях заключается в создании особого педагогического пространства повышенного внимания воспитательного воздействия, полигоном социального опыта для тех детей, кого не допоняли, не долюбили, не доучили, не защитили в этом сложном мире. Судьба этих детей сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: учителей, воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков.

Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости - целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение "трудного" к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.

Организации системы предупредительной работы с детьми, укреплению положительных начал в ребенке, адаптации его в коллективе сверстников посвящается школьная программа "Трудные дети".

Основные направления работы школы с "трудными" учащимися
ИЗУЧЕНИЕ "ТРУДНЫХ"

Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания.

Диагностическая карта "трудного"

1. Выявление "трудных" школьников с 1 по XI класс, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

2. Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в классе".

3. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Возрастная педагогика в работе с "трудными"

"Трудный": младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем , изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

"Трудный": средний школьный возраст

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

"Трудный": старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет . Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Реализация учителем личностного подхода.

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.

рудным детям.



К благополучным детям

К трудным детям

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему

3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка

4. атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

5.Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

Границы применения личностного подхода к трудным.

Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважен нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.

Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.

Для большого диапазона личностных качеств между Я положительный и Я отрицательный эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребенка.

При отягощении трудности состояниями фрустрации или ожесточения должны быть проявлены сострадание, прощение, щадящий подход, помощь.

В случае перехода к еще более низкому уровню Я-концепции (Я агрессор и Я эгоист), начинающему быть вредным и опасным для окружающих, личностный подход должен быть заменен тормозящими приемами, правомерно принуждение и наказание.

Эгоистический комплекс может развиваться и из положительной Я-концепции (возрастает самомнение, переходя в Я-самый-самый); в этом случае также применимы тормозящие приемы.

Все дети уникальны и неповторимы. Однако ни один ребенок не бывает беспроблемным в процессе своего развития и воспитания. По некоторым причинам одни дети бывают сложнее, чем другие. На практике таких детей обычно называют «трудными», понимая их как социально и педагогически запущенных детей. В настоящее время в педагогике используют понятие «трудновоспитуемость ». Это - сознательное или бессознательное сопротивление ребенка или подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты педагогов, родителей, дефекты психического или социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Это по сути ни что иное, как «сопротивление воспитанию».

Известный врач-психиатр В. Леви пишет: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые НЕ здороваются, Не умываются , Не чистят зубы, Не читают книги, Не занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, и т.п.), Не работают, Не женятся, Не лечатся и т.д. и т.п. – только потому, что их к этому понуждали» . (Леви, В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2.. Кот в мешке. - М., 1994. С. 58-61). И еще: «Детство – время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим… Ежедневная необходимость сопротивляться… Сдаваться, притворяться сдающимся… Имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться…» (там же. С. 256).

С позиции педагога «трудновоспитуемость» – это трудности в обучении или воспитании. С позиции ребенка – это различные вариации и формы «сопротивления воспитанию (обучению)». По степени сопротивляемости и количеству затрачиваемых времени и сил на коррекцию возникающих проблем «трудновоспитуемые» дети делятся условно на две группы:

Дети, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции – дети с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с акцентуациями характера; нестандартные дети (неудачники, застенчивые, изгои, левши, с характером, медлительные и т.п.);

- «трудновоспитуемые», коррекция нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени: дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, бродяги, одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями; дети из детских домов, приемные дети.


Причины трудновоспитуемости: биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы, инвалидность и пр.); социальные (семья, школа, окружающая среда); социально-биологические. В широком плане – это неблагоприятные условия для полноценного развития личности ребенка, подростка. Определим (напомним) некоторые необходимые понятия.

Дезадаптация – состояние невозможности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности. Дидактогения – возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, фрустрация, страх), вызванное непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающихся на деятельности и межличностных отношениях.

Основные симптомы-критерии дезадаптации : агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность; постоянные фантазии; чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность; неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединенность, неорганизованность, пассивность, чрезмерная угрюмость и недовольство; достижения ниже норм своего возраста; завышенная самооценка, капризы, эгоизм, инфантилизм, импульсивность, фрондерство (не принципиальное, а из духа противоречия демонстративное недовольство во всем и вся), фиглярство (шут, кривляка); постоянные побеги из школы или из дома; сосание пальцев, обгрызание ногтей, энурез, лицевые тики, дрожание пальцев рук, прерывистый почерк, говорение с самим собой.

Различают следующие виды дезадаптации :

· патогенная – вызывается отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине могут быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и иметь пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, энурез, навязчивые привычки и т.п.). Например, сложно проходит социальная адаптация умственно отсталых детей.

· психическая – связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующие индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных коррекционных психолого-педагогических программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Бывает устойчивой формы : акцентуации характера, снижение порога эмпатийности (умения сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (импульсивность, расторможенность, податливость чужому влиянию); способные и одаренные дети – и неустойчивой формы : психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями.

· социальная - нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Выделяют две стадии социальной дезаптации :

- педагогическая запущенность – характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями, сверстниками и др.

- социальная запущенность – дети не только плохо учатся, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них не сформированы к-л полезные практические умения и навыки, профессиональная направленность. Для них характерна отчужденность от семьи и школы. Они формируются под воздействием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок. Социальные отклонения: беспризорничество, бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное и асоциальное поведение, проституция.

В психолого-педагогической литературе под социально-педагогической запущенностью понимают стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Возникновение социально-педагогической запущенности длительный процесс, проходящий несколько стадий.

Первая стадия связана с возникновением предпосылок педагогической запущенности, которые формируются преимущественно в дошкольной период. Доминанты отклонений: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, память, эмоциональная устойчивость); слабая психолого-педагогическая подготовка к школе (искаженная информация о ней, отсутствие элементарных учебных навыков).

Вторая стадия характеризуется появлением начальных форм отклонений в поведении. Это свойственно обычно учащимся начальных классов. Доминанты отклонений: отсутствие успеха в различных видах деятельности, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений. Проступки носят преимущественно ситуативный характер, осознаются слабо, но могут глубоко переживаться.

На третьей стадии неблагоприятные тенденции в поведении школьника стабилизируются. Это характерно для подростков 10-13 лет. Проступки связаны обычно с нарушением норм жизни класса или школы; носят преимущественно ситуативный, а иногда и преднамеренный характер. Подросток способен осознать нарушение норм, даже переживать его, но невсегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий.

Четвертая стадия связана с возникновением устойчивых признаков асоциального поведения. Она характерна для старших подростков и старшеклассников (14-17 лет). Проступки носят обычно преднамеренный характер. Школьники не только понимают асоциальную направленность своего поведения, но и часто оправдывают свои действия. Подобные состояния являются предпосылкой возможных правонарушений и даже преступлений.

Вместе с тем, социальная дезадаптация - обратимый процесс. При своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться или приблизиться к норме. Вспомним опыт работы с трудновоспитуемыми детьми А.С. Макаренко.

Пути предупреждения социально-педагогической запущенности : изучение учащихся, определение видов отклонений, их причин; просветительская работа не только с ребенком, но и с его ближайшим окружением; работа в микросреде, где живет ребенок; организация лечебной работы, если это необходимо; привлечение учащихся к видам деятельности, исходя из доминанты их отклонений.

Таким образом, детей с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями, педагогически запущенных, надо вовремя выявить и оказать им необходимую помощь, устранив причины, вызывающие дезадаптацию, и проведя необходимую коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях и отклонений в поведении.

Дети с хроническими заболеваниями и ослабленным здоровьем могут быть переведены на полное или частичное домашнее обучение.

Дети с акцентуациями характера имеют тенденцию к социально-положительному развитию при правильном отношении к ним воспитателей и адекватном влиянии на них всего социального окружения. В противном случае развитие может быть социально-отрицательным.

Акцентуация характера (по К. Леонгарду) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Основные типы акцентуации характера: а) астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность); б) циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения); в) гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимая до конца); г) лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации); д) сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность); е) психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления); ж) эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности); и) застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»; к) истероидный (демонстративный – притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих); л) дистимный (подавление, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни); м) неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, к поискам новых впечатлений, компании, контактов); н) конформный (подверженность групповому влиянию).

Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей . Существует много подходов к классификации причин неуспеваемости. Одна из главных причин – это педагогическая запущенность. Кроме того, отсутствие педагогической помощи и контроля при слабых интеллектуальных возможностях учащихся приводит к пробелам в знаниях и к стойкой неуспеваемости. Есть дети с так называемой относительной неуспеваемостью, при которой происходит отставание реального уровня знаний от фактических способностей учащихся. Это может быть вызвано расхождением между потенциальными возможностями ребенка и предъявляемыми к нему заниженными требованиями.

Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы;

4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции и даже во вспомогательные школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов.

«Сопротивление воспитанию» характеризуется сложными структурными образованиями в личности школьника – подростка или старшеклассника. Преодоление «сопротивления воспитанию» требует особых условий воспитания или перевоспитания (в т.ч. возможно в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа).

В повседневной педагогической практике можно наблюдать конкретные проявления «сопротивления воспитанию» . Согласно Л.И. Маленковой (2002), к ним можно отнести:

Общение фазическое – бессодержательное общение ради самого процесса общения (установление контактов, обмен информацией, позициями, эмоциональными переживаниями, психическими состояниями и пр.). В числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «ходить по улице», «тусоваться в беседке» и т.п.;

деморализацию моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины и т.п.;

- комплекс неполноценности – синдром, заключающийся в стойких переживаниях

человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результатом его может стать деформация естественного развития личности;

- девиантное поведение – поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (озорство-хулиганство, кражи («взял без спросу»), драки, другие преступления против личности);

- дистимию – подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

- отчуждение – система отношений человека с окружающей действительностью, при которой все социальные ценности (дружба, культура, образование, воспитание и их носители, в т.ч. педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям – от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я».

Каковы возможные пути преодоления «сопротивления воспитанию»? Продуктивно выполнять, например, следующие правила.

1. Придерживайтесь следующей логики: принять воспитанника таким, каков он есть – понять природу возникновения негативных явлений, изучив их причины – найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход и пр.).

2. Используйте в воспитании явление (метод) сублимации: переноса, переключения с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.

3. Начинайте с простого, легкого, но с более быстро ощутимым результатом.

4. Используйте имеющиеся позитивные знания, умения и навыки для формирования новых.

5. Не критикуйте, не низвергайте, а возвышайте, внушайте оптимизм.

6. Используйте приемы похвалы, одобрения, положительных авансов, косвенного неодобрения, шутки, но не насмешки и пр. У каждого человека своя потребность в одобрении. Не советуют хвалить за природные способности, легко дающиеся хорошие результаты в чем-либо, за достигнутое не своим трудом, больше двух раз за одно и тоже, из жалости, из желания понравиться. Очень важно хвалить в случае сформировавшегося комплекса неполноценности.

7. Помогите найти друга, близкого по духу (или животное).

Факторы, обуславливающие "трудновоспитуемость" детей.

Проблема трудновоспитуемости - одна из центральных психолого-педагогических проблем.

Личность не всегда формируется по восходящей линии, в силу различных причин в ее становлении наблюдаются отклонения: ребенок начинает сопротивляться педагогическому воздействию. Часто это происходит на фоне отставания личности в положительном развитии. Отсюда возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. В научных материалах для этой категории детей используются различные термины: "трудновоспитуемые", "трудные", "дети с отклоняющимся поведением", "дети с девиантным поведением", "дети осложненного поведения". Следуя традициям, которые заложили такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.Н. Сорока-Росинский и др., мы в своем исследовании используем термин "трудновоспитуемые" дети, не отвергая и современные подходы к данной проблеме.

В психолого-педагогической литературе достаточно основательно проработана проблема "трудновоспитуемых" детей.

Понятие "трудновоспитуемые" дети имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни.

Термин "трудновоспитуемость" вошел в науку в 30-е годы ХХ века. На определенное время это понятие исчезло, а в 50-60-х годах вновь появилось.

В настоящее время этот термин укоренился в словарях по педагогике и психологии .

Сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Думается, на современном этапе решения проблемы, базирующейся на гуманистической методологии, он не совсем удачно отражает ее суть.

Представления о "трудновоспитуемых" детях постоянно изменялись на протяжении всего развития общества, изменялось понимание причин, сущности, содержания и основных ее признаков.

Разработка проблемы "трудновоспитуемости" началась еще в 20-е годы. Это явление объясняется особыми социальными условиями и процессами, связанными с первой мировой войной, гражданской войной, революциями. Голод, эпидемии разрушили многие семьи, и дети остались без родителей. Волна детской беспризорности буквально захлестнула страну. В это время в учреждениях социального воспитания получила распространение теория "моральной дефективности", согласно которой утверждалось, что трудновоспитуемость является следствием врожденных дефектов. Многие педагоги и психологи того времени и позже своими исследованиями опровергали эту теорию и доказывали другие причины трудновоспитуемости. Эти исследования актуальны в настоящее время и имеют свое продолжение в работах современных отечественных педагогов и психологов.

Проанализировав психолого-социально-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что авторы по-разному трактуют понятие "трудновоспитуемые" дети. С.Т. Шацкий в своих работах отмечал, что "…трудные дети - это дети, которые живут в неблагоприятных условиях города и "впитывают" в себя плохие стороны взрослой жизни".Л.С. Выготский связывал проблему трудновоспитуемости с возрастными особенностями: "трудный ребенок - это подросток, так как именно подростковый возраст является трудным. Этот кризис усложняется неблагоприятными условиями воспитания". Близки точки зрения П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А.И. Кочетова, которые в качестве главной причины появления трудновоспитуемости выделяют педагогическую запущенность.

У современных авторов несколько иная точка зрения. В частности, М.А. Галагузова отмечает: "Трудновоспитуемость - это сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания".

Анализируя литературу, можно выделить, что каждый автор в понятие "трудновоспитуемые" вносит то, что соответствует данному этапу развития общества. Если в 20-30-е годы было большое количество беспризорных детей, то естественно большое внимание уделялось этой категории "трудновоспитуемых" детей (С.Т. Шацкий и др.).

В современной социально-психологической литературе выделяют группу социальных отклонений, куда входят беспризорность, безнадзорность, недисциплинированность, употребление алкоголя, наркотиков и т.д. .

Данные исследователи рассматривают понятие "трудновоспитуемый" по-разному, однако сходятся в одном - поведение ребенка не соответствует нормам и правилам, которые приняты в обществе.

Причины такого поведения многообразны. Например, отечественные психологи (Л.С. Выготский, Л.М. Злобин) на первое место выдвигают внутренние причины: своеобразие характера, аномалии и трудности переходного возраста, а педагоги (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.А. Невский) - неблагоприятные условия воспитания, несовершенство учебно-воспитательной работы в семье и школе. Однако внутренние и внешние причины действуют в комплексе.

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. В переходный период тяжелого экономического положения страны, крушения прежнего мировоззрения и несформированности нового, отсутствия должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства общество пришло к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. Так, в Екатеринбурге, как одном из наиболее сложных по состоянию преступности городов России, подростковая преступность составляет около 14% .

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия "трудновоспитуемые" дети. Первым признаком является наличии у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня измерять и теоретически интерпретировать. Этих случаях ведется симптоматическое наблюдение.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины - деликвентность и девиантность. Под деликвентным поведением понимают цель поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. условно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объеме этого понятия включаются как деликвентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Во-вторых, к категории "трудновоспитуемых" относятся такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины "трудновоспитуемые" и "педагогически запущенные" дети. Все "трудновоспитуемые" дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все "педагогически запущенные дети" "трудновоспитуемые", некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

В-третьих, трудновоспитуемые, это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих .

Трудновоспитуемость - проявление отрицательного в поведении человека, конфликтное состояние, рожденное из неприятия предлагаемых установок. Иногда этот конфликт - естественное столкновение противоречий, вызванное всего лишь непониманием друг друга. И тогда природа этого конфликта сама по себе не очень опасна, и конфликт может быть безболезненно устранен. Важно в этом случае понимание диалектического развития жизни. Положительное и отрицательное в мире существует всегда рядом: жизнь и смерть, здоровье и болезнь, плохое и хорошее, доброе и злое. В их столкновении и борьбе развивается жизнь, совершенствуется общества, коллектив, человек.

Для того, чтобы наметить типологию приемов работы с "трудновоспитуемыми", необходимо знать классификацию данной категории детей.

Существуют различные подходы к классификации "трудновоспитуемых" детей.

П.П. Блонский выделяет следующие основные типы:

неуспевающие;

дезорганизаторы;

единственные дети в семье;

психически недоразвитые.

Л.С. Выготский в статье "Трудное детство" приводит классификацию, которая состоит из трех групп:

отклонения от нормы вследствие функциональных нарушений (правонарушители, дети с недостатками характера);

отклонения от нормы вследствие органического дефекта;

талантливые дети".

Третью группу (добавочную) он также относил к "трудновоспитуемым", Так как они выделяются из общей детской массы, им также требуется особый подход.

Доктор педагогических наук, в прошлом учитель, директор школы для "трудновоспитуемых" детей Костяшкин Э.Г. выделяет основные сферы проявления аморальности "трудновоспитуемых - область учения (учатся с трудом, плохо, лениво); область поведения (нарушают дисциплину, порядок). Он условно выделяет три типа "трудновоспитуемых":

психоневротики;

педагогически запущенные;

умственно недоразвитые.

Вайзман Н. , считая, что контингент "трудновоспитуемых" детей (подростков) неоднороден, разделил его на три группы:

Первая группа - это психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся поясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия.

Вторая группа - это подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.

Третья группа - это подростки с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.

Типология "трудновоспитуемых" детей позволяет не только корректировать систему воспитательных воздействий в целом, но и открывает пути осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку.

Часто к "трудновоспитуемым" относят детей с дефектами в развитии (умственного, физического и психического). Они отличаются от своих сверстников неспособностью к планированию и самоконтролю сложных форм поведения, умственным недоразвитием, примитивностью интересов, искажением поведения. С такими детьми трудно работать в обычной школе, поэтому обучаться они должны в специальных учреждениях, а коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов.

"Трудновоспитуемость" имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. По мнению Н.П. Степанова, человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственно практической деятельностью человека.

Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение "трудновоспитуемых" детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем многие педагоги-практики считают, что это не так. Они связывают появление "трудновоспитуемых" детей с наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежеланием серьезно разобраться в проблеме и затратить побольше времени на "трудновоспитуемого" ребенка.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин.

М.А. Галагузова выделяет ряд основных факторов, которые обуславливают отклонения в поведении несовершеннолетних.

биологические;

психологические;

социально-педагогические;

социально-экономические;

морально-этические.

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка. При чем речь здесь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих отклоняющееся поведение, а именно о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требую также и медицинской. К ним относятся:

генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;

психо-физические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению межличностных отношений ребенка в сфере сверстников, коллективе.

Психологические факторы, в которые включаются наличие акцентуации отдельных черт характера.

Дети с акцентуированными чертами характера чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждения от той социальной сферы, где они живет, либо приобщения.

Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае выступает отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим правам другого человека приводит к "отрицательному" лидерству, браваде криминальным поведением, низкой ответственности за свое поведение.

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.

Важным фактором отклонений является неблагополучие семьи, здесь следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений:

дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений;

нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье в результате развода;

асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей.

Анализ семьи и ее воздействия показывает, что у большинства детей нарушены условия их ранней социализации, которые ведут к различным формам отклонений.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство: расслоение общества на богатых и бедных, обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, содействующем разрушению ценностей; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям отклоняющегося поведения.

Все вышеперечисленные факторы действуют как отдельно, так и взаимообусловлено: факторы внутреннего порядка (биологические, психологические) являются следствием действий внешних факторов, а действия внешних факторов (социально-экономические, социально-педагогические) определяются внутренними.

Перечисленные факторы не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может фактически быть единственной: трудновоспитуемость всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагоприятных обстоятельств. Все причины начинают активно взаимодействовать, если совершаются педагогические ошибки. Внешние отрицательные факторы действуют на психику ребенка, создавая предпосылки внутренних причин негативизма. "Враждебная установка по отношению к внешнему миру, - писал Л.В. Занков, - есть следствие неправильного влияния педагогической среды на процесс развития ребенка". Вот почему важно знать не только воспитанность школьника, но и его отношение к воспитанию, восприимчивость к педагогическому процессу .

В.Н. Мясищев писал: "В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки и навыки личности могут иметь различное направление: или поверхностный, легко устранимый характер, или глубоко укоренятся и требовать длительного, настойчивого, систематического перевоспитания".

К внутренним предпосылкам негативизма относятся:

возникновение неразрешимого конфликта, обусловленного противоречиями между сознанием и поведением, личным и социальным опытом, потребностями и возможностями, целями, установками и способностями их достижения;

сложность и неравномерность формирования личности, которые порождают несоответствия в уровне положительных качеств, отсутствие связи между ними;

отставание в общем развитии, вызванное болезнями и другими неблагоприятными обстоятельствами;

высокое проявление нестандартности ребенка, его яркая индивидуальность или одаренность, которые делают его странным, непонятным для учителей и сверстников;

аномалии в наследственности (выражающиеся в основном в физических недостатках).

Эти предпосылки при благоприятных условиях и правильном воспитании еще не порождают трудновоспитуемости. Но при малейших недостатках семейного и школьного воспитания они активно проявляются, усиливая отрицательную направленность личности.

Анализ взаимодействия внешних причин и внутренних предпосылок дает возможность определить характер их влияния на личностные установки, определяющие поведение индивида. Такой анализ, подкрепленный практически (наблюдениями), помогает педагогу более точно поставить диагноз в каждом конкретном случае.

Также "трудновоспитуемых" следует различать по степени сопротивляемости. Г.М. Коджаспирова выделяет следующие группы:

1. Трудновоспитуемые, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции - дети с начальной степенью дезадаптации; педагогические запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; дети с акцентуациями характера; нестандартные дети; неудачники и изгои; застенчивые, левши, с характером, медлительные.

В данном случае необходимо вовремя выявить и оказать необходимую помощь, устранив причины, и проведя необходимую коррекционную работу.

2. Трудновоспитуемые, коррекции нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени - дети и подростки с деликвентным поведением, бродяги, беспризорники; одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями (ЗПР); дети из детских домов, приемные дети.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что трудновоспитуемость всегда индивидуальна. Она - результат конкретных пробелов в социально ценном жизненном опыте воспитанника и тех личностных недостатков, в связи с которыми идет закрепление навыков отрицательного поведения.

Знание уровня трудновоспитуемости, ее признаков, причин возникновения позволяет определить основное направление индивидуальной работы.

Понятие «трудновоспитуемые дети»

Каждый ребенок по-своему уникален и неповторим, в связи с чем строится индивидуальный подход к его воспитанию и обучению. По ряду различных причин одни дети бывают сложнее, чем другие. Как правило, таких детей называют «трудными», вкладывая в это понятие социальную и педагогическую запущенность. В современной педагогической науке принято использовать термин «трудновоспитуемость», который подразумевает сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами. Это могут быть педагогические ошибки учителя или воспитателя, родителей и родственников ребенка, дефекты психического или социального развития, индивидуальные особенности характера и многие другие факторы, затрудняющие социальную адаптацию и усвоение учебных дисциплин.

Педагоги связывают трудновоспитуемость непосредственно со сложностями в ходе учебно-воспитательного процесса, возникающими по причине сопротивления ребенка этому процессу. В зависимости от количества затрачиваемых сил и времени на коррекцию и устранение возникающих проблем трудновоспитуемых детей можно условно разделить на следующие категории: дети с начальной степенью школьной дезадаптации, дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем, дети и подростки с девиантным поведением, беспризорники, неуспевающие с глубокой степенью запущенности.

В качестве причин, приводящих к проблеме трудновоспитуемости, исследователи называют как биологические (наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери, инвалидность и т.д.), так и социальные (семья, школа, окружающая среда). В общем смысле это обусловлено неблагоприятными условиями для полноценного развития личности ребенка.

Специфика работы с трудновоспитуемыми детьми

Работа с трудновоспитуемым ребенком начинается с его всестороннего изучения: семьи и условий его жизни, личных предпочтений, нравственных ориентиров, особенностей поведения. Для того используется в первую очередь метод наблюдения , а также различные анкеты, тесты, диагностики. Полученные результаты позволят выявить причины трудновоспитуемости, правильно поставить задачи, подобрать формы и методы воспитания и обучения.

Учебно-воспитательный процесс таких детей должен опираться прежде всего на принцип гуманно-личностного подход к ребенку. Он разработан и представлен в трудах таких известных педагогов, как Амонашвили Ш. А., Сухомлинский В. А., Штейнер Р. и других. Данный принцип предполагает создание благоприятных условий для развития личности ребенка: помощь в учебе, укрепление положения в классном коллективе, создание обстановки успеха и одобрения, поощрение положительных изменений.

Кроме того, необходимо оказывать необходимую педагогическую помощь родителям трудновоспитуемых детей: учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Весьма значима и работа психолога с трудновоспитуемыми детьми. Он не только исследует психологические особенности ребенка, но и проводит с ним беседы, консультирует родителей, выявляет проблемы семейного воспитания.

Отдельным аспектом работы считается правильная организация свободного времени трудновоспитуемого ребенка с целью приобретения опыта самоутверждения в полезной деятельности, умений и навыков самоорганизации, а также формирования интересов. Для этого дети приглашаются во всевозможные кружки и секции, привлекаются к посещению библиотеки, музеев и театра, организуются их поездки в оздоровительные лагеря. Немаловажно, чтобы ребенок принимал участие в классных и школьных мероприятиях, был ответственным за какое-либо дело.

Понятие «одаренные дети»

Сам термин «одаренность» является производным от понятия «способности».

Определение

Под способностями психологи понимают такие индивидуальные особенности человека, которые проявляются и формируются в процессе деятельности, а также являются условием ее успешного протекания.

Способности могут быть как общие, обеспечивающие продуктивность в осуществлении различных видов деятельности, так и специальные, помогающие достигнуть высоких результатов в конкретной сфере. Дети с общими способностями хорошо учатся по разным предметам, а дети со специальными способностями могут проявлять себя в каком-либо отдельном направлении – музыке, литературе, истории, математике и других.

По поводу наличия способностей и их проявления в психолого-педагогической науке до сих пор ведутся многочисленные дискуссии. Некоторые ученые считают, что человек рождается с индивидуальными задатками – предпосылками развития способностей. Другие утверждают, что способности можно и нужно развивать. Безусловно, врожденные задатки представляют собой мощный фундамент для будущих способностей, однако при определенных условиях можно развить у ребенка какие-либо способности. Наиболее благоприятным периодом для этого единогласно признают дошкольный и младший школьный возраст.

Одаренные дети обладают высоким уровнем развития и наиболее ярко проявляют свои способности. В целом одаренность – это сложное психологическое явление, которое охватывает личность во всех аспектах. Но одаренность по своей структуре неоднородна: она может быть художественной, интеллектуальной, творческой или социальной (организаторской). Зачастую одаренность в специальной области называют также талантом, а если общество всецело признает достижения личности, то говорят о ее гениальности.

Одаренность выделяет ребенка среди других детей. Это связано с особенностями его психосоциального развития: склонность к лидерству, самостоятельность, соревновательный дух, богатое воображение, творческий подход к делу. Организация работы с такими детьми требует от педагога особых знаний, умений и навыков.

Особенности воспитания и обучения одаренных детей

Многие педагоги испытывают некоторые затруднения при работе с одаренными детьми. Это связано с особенностями таких детей: повышенная возбудимость и чувствительность, нетерпеливость, преувеличенные страхи, склонность к самообвинению, предъявление завышенных требований к себе и окружающим. Порой одаренный ребенок даже замыкается в себе или мало общается с окружающими. Кроме этого процессы развития могут протекать неравномерно. Родители и педагоги часто совершают ошибки, требуя гармоничности и разносторонности от всех одарённых детей.

Для того, чтобы распознать одаренного ребенка, необходимо проводить определенные диагностики и использовать различные разработанные психологами методики. Основным методом изучения детской одаренности считается наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Если он постоянно выбирает одно и то же занятие, это может свидетельствовать о наличии у него одаренности в данной области.

Одаренные дети – это будущее государства, и они нуждаются в особом внимании взрослых и в особых условиях жизни, обучения и воспитания для реализации своих способностей.

Для работы с ними разрабатываются специальные образовательные программы и учебные пособия. На практике существуют отдельные классы для обучения детей с более высоким уровнем развития или конкретными способностями. За рубежом уже действуют автономные экспериментальные школы, поддерживающие детскую одаренность. Кроме того, важное место занимает и подготовка специалистов – будущих педагогов, которые будут работать с одаренными детьми. Такие учителя должны обладать высоким уровнем интеллектуального развития, иметь динамичный характер, чувство юмора и эмоциональную стабильность.

Родителям и педагогам следует помогать одаренному ребенку в преодолении возможных препятствий, поддерживать его уверенность в своих силах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: