Психомоторное развитие ребенка 1. Все, что нужно знать родителям о психомоторном развитии детей раннего возраста и его особенностях

ОХРАНА ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА ПРИ РАЗДЕЛЕ НАСЛЕДСТВА. КАК НАСЛЕДУЕТ ЗАЧАТЫЙ, НО НЕ РОДИВШИЙСЯ РЕБЕНОК. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК НАСЛЕДНИКОМ

Законодательство Российской Федерации охраняет права и интересы зачатого, но еще не родившегося наследника при разделе наследства.

Наследники первой очереди

Прежнее законодательство допускало в качестве наследников по закону только детей наследодателя, родившихся после его смерти (ст. 530 ГК РСФСР 1964 г.), нерожденный наследник не был упомянут вообще. По действующему закону, в первую очередь наследуют дети, супруг и родители умершего, а также ребенок умершего, зачатый им при жизни и родившийся после его смерти. Кстати, криоконсервированные эмбрионы, полученные при жизни наследодателя, также являются наследниками первой очереди в случае их рождения.

Потенциальными наследниками могут быть как будущие дети умершего, так и другие (например, будущие дети родственников, указанные в завещании). Семейный кодекс РФ предусматривает, что если ребенок родился в течение 300 дней с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается бывший супруг матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке. Если отец и мать не состояли в браке, отцовство может быть установлено в судебном порядке. В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

Возникновение правоспособности

Наследовать могут граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Когда ребенок рождается - он становится наследником. Рождение ребенка живым подлежит государственной регистрации органом записи актов гражданского состояния. Новорожденный ребенок становится наследником, даже если после рождения он прожил несколько минут. То есть, если ребенок умер на первой неделе жизни, он имел в период жизни правоспособность. Ребенок, родившийся мертвым, не приобретает правоспособность.

Раздел имущества до рождения ребенка

При наличии зачатого, но еще не родившегося наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника. Разделить имущество при наличии не родившегося ребенка невозможно даже при условии, что собственники учитывают его долю. Соглашение о разделе наследства, заключенное до рождения наследника, является ничтожным. Однако если ребенок родился мертвым, то такое соглашение следует признать действительным.

Наследственные права в таких случаях охраняют исполнительные органы власти, органы опеки и попечительства, прокуроры, нотариусы, исполнители завещания или другие лица, которые прямо или косвенно осуществляют меры по охране наследственных прав.

Обязанности нотариуса

Закон возлагает на нотариуса обязанность по охране прав и интересов еще не родившегося ребенка (насцитуруса). Так как ребенок, родившийся после смерти наследодателя, включается в круг наследников, нотариус приостанавливает выдачу свидетельства о праве на наследство при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника.

Нотариус по месту открытия наследства при приеме заявлений от наследников уведомляет их о том, что при наличии сведений о зачатом при жизни наследодателя, но еще не родившемся наследнике выдача принявшим наследство наследникам свидетельства о праве на наследство будет приостановлена.

Заявление о принятии наследства нотариус принимает от законного представителя зачатого при жизни наследодателя, но еще не родившегося ребенка только после рождения ребенка живым. Еще не родившийся ребенок является лишь потенциальным наследником, поскольку правоспособность его возникает только в момент рождения живым.

Раздел имущества после рождения ребенка.

После рождения ребенка наследники вправе разделить имущество по соглашению либо в судебном порядке. Интересы несовершеннолетнего ребенка представляют его законные представители (родители, опекуны, усыновители). При этом родители не вправе представлять интересы детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия (например, если родители как самостоятельные наследники претендуют на то имущество, наследниками которого являются и дети, в отношении которых они выступают законными представителями). Если между родителями и детьми возникли разногласия, орган опеки и попечительства обязан будет назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Страница 4 из 6

7.4. Охрана интересов неродившегося наследника, несовершеннолетних детей, недееспособных граждан при разделе наследственного имущества

В соответствии со ст. 1166 ГК при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника.
Данная норма направлена на защиту интересов зачатого, но еще не родившегося ребенка, т. е. того, кто субъектом гражданских правоотношений еще не является, но может им стать, если родится живым. ГК усиливает защиту неродившегося ребенка, устанавливая невозможность осуществления раздела наследственного имущества до рождения ребенка. Соответственно в описываемой ситуации наследственное имущество перейдет в общую долевую собственность независимо от воли либо даже против воли наследников, которые станут собственниками.
Выше было отмечено, что субъектом права ребенок станет, если родится живым. В этом случае, даже если он умрет через несколько минут после рождения, он успеет стать собственником определенного имущества, которое может быть передано его наследникам. Если же ребенок родится мертвым, то наследники вправе разделить между собой все наследственное имущество. Соглашение о разделе наследства, заключенное без учета зачатого, но еще не родившегося ребенка является ничтожной сделкой, поскольку это прямо противоречит нормам ГК. При этом не имеет значения факт осведомленности наследников о наличии такого ребенка.
В соответствии со ст. 1167 ГК при наличии среди наследников несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст. 37 ГК. В целях охраны законных интересов указанных наследников о составлении соглашения о разделе наследства и о рассмотрении в суде дела о разделе наследства должен быть уведомлен орган опеки и попечительства.
Обращает на себя внимание тот факт, что указанная статья не устанавливает обязательности участия органов опеки и попечительства ни в составлении соглашения о разделе наследства, ни в суде при рассмотрении соответствующего дела – говорится лишь об уведомлении данных органов. Из сказанного следует, что оставление уведомления без внимания никаких последствий не повлечет: все сделки (включая соглашение о разделе наследства) будут действительны. Кроме того, ст. 1167 ГК не устанавливает чьей-либо обязанности уведомить орган опеки и попечительства и ответственности за неисполнение этой обязанности. Конечно, в первую очередь заинтересованными лицами являются законные представители наследника, но они далеко не всегда могут осознать необходимость защиты его интересов, кроме того, законные представители могут отсутствовать.

Круг субъектов наследственных правоотношений может определяться как при помощи завещания, так и на основании закона. Наследник не должен обладать полной дееспособностью или достичь определенного возраста. Наследниками могут быть как физические, так и юридические лица. При этом первые не обязательно должны быть гражданами страны, гражданином которой является наследодатель. Наследниками могут быть иностранные лица (в данном случае существуют ограничения по наследованию земельных участков), лица без гражданства, а также юридические лица, российские и международные организации, иностранные государства, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Необходимо отметить, что наследником может быть только то юридическое лицо, которое существует на момент открытия наследства. Правопреемник юридического лица не является наследником.

Однако закон предусматривает призвание к наследованию по завещанию и в силу закона не только граждан, уже родившихся на момент открытия наследства, но и тех, кто еще не родился. Привлечение неродившегося гражданина к наследованию возможно только в том случае, если он был зачат до смерти наследодателя. Несмотря на то, что неродившийся ребенок также принимается во внимание при определении наследства, однако субъектом наследственных правоотношений он становится только после своего рождения, с оговоркой, что он родится живым. В случае рождения ребенка мертвым, он не считается призванным к наследству. Если при открытии наследства имеется зачатый ребенок, раздел наследуемого имущества откладывается до его рождения.

В случае наследования всего имущества завещателем Российской Федерации (в данном случае речь идет о так называемом выморочном имуществе), она не вправе отказаться от его принятия, так как при отказе от принятия наследства Российской Федерацией имущество приобретает статус бесхозного имущества, при этом автоматически оно зачисляется за РФ.

Законом определена категория наследников, которые не могут наследовать ни по закону, ни по завещанию – недостойные наследники, т. е. те граждане, которые своими умышленными противоправными действиями стремились увеличить им или другим наследникам долю наследства. Такое обстоятельство должно быть подтверждено судебным приговором. Данная норма применяется лишь только к тем лицам, которые совершили эти деяния с прямым или косвенным умыслом. На лиц, совершивших деяния по неосторожности, данная норма не распространяется. Недостойными наследниками могут быть призваны также и лица, имеющие право на обязательную долю, т. е. иждивенцы, несовершеннолетние, нетрудоспособные и недееспособные наследники. Не обладают правом на наследование также родители, лишенные родительских прав, если судебным решением до открытия наследства их права не восстановлены. Если наследники не исполняют обязанности по содержанию наследственного имущества, на основании судебного решения они могут быть признаны недостойными наследниками.

В сегодняшней статье я хочу рассмотреть интересную ситуацию. У многих возникают вопросы и конфликты с ней связанные. Собственно, имеет ли право на наследство еще не родившийся ребенок наследодателя? Предусмотрено ли такое право законодательно, ведь люди столкнувшиеся с такой проблемой в первую очередь бегут к юристу или адвокату. Сегодня я отвечу на этот вопрос. Но для начала мы разберем простой и наглядный пример из жизни!

Имеет ли право на наследство по закону уже зачатый но еще не родившийся ребенок?

К примеру умирает парень, или мужчина у которого нет ни родителей, ни законного супруга, но есть брат или сестра. У него есть некоторое имущество, к примеру машина, квартира, либо дом. При жизни данный человек имел отношения с девушкой, но вступить в законный брак они не успели, но как выяснилось после смерти, девушка оказалась беременной и теперь говорит, что их ребенок имеет полное право на получение наследства от умершего отца, то есть наследодателя.

Так ли это на самом деле, положено ли по закону наследство еще не родившемуся ребенку?

Давайте разберемся, у данного человека осталась родная сестра, значит наследников первой очереди нет, но сестра может стать наследником второй очереди и ей так же положено наследство.

Теперь обратимся к законодательству, чтобы разобраться с не родившимся ребенком.

И так, часть 1 статьи 1116 ГК РФ гласит, что к наследованию могут призываться граждане, которые находились в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Так же нам в помощь статья 1166 ГК РФ, в которой говорится о то, что при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника, раздел наследства может быть осуществлен, только после рождения данного наследника, то есть ребенка. В данном случае на основании части 3 статьи 1163 ГК РФ, выдача свидетельства о праве на наследство приостанавливается на основании решения суда, если есть зачатый и еще не родившийся ребенок наследодателя.

Соответственно, вывод один, еще не родившийся ребенок имеет право на получение наследства от отца. Даже если они не состояли с материю в законном браке. Такой ребенок станет наследником первой очереди.

Если имущество которое осталось после смерти наследодателя полностью принадлежит ему, то все данное имущество сможет наследовать ребенок наследодателя после рождения, так как он наследник первой очереди. А если к примеру сестра наследодателя так же была собственником имущества, то ребенок будет иметь право наследовать только долю в имуществе которая принадлежала наследодателю.

Также наследник первой очереди может отказаться от наследства к примеру в пользу наследников второй очереди, к примеру сестры умершего, или отказаться от части наследства, что бы не обижать сестру наследодателя. Здесь все зависит от наследника первой очереди, захочет ли он делиться с наследниками второй очереди или нет. В общем эта тема уже не правового поля, а скорее морального, мы ее рассматривать не будем, это личное дело каждого.

Надеюсь я в полной мере раскрыл данный вопрос. Также рекомендую вам почитать статью о том имеет ли право бывший муж претендовать на наследство , в ней как раз рассказывается кто такое наследники первой и второй очередей.

Если у вас остались вопросы, то задайте их на сайте.

Знайте ваши права. Желаю вам удачи!

Но с момента рождения он уже обладает рядом физиологических безусловных рефлексов, обеспечивающих процесс жизнедеятельности. Здоровый ребенок с первого дня жизни сосет грудь матери и тянется к ней в начале кормления, в положении лежа на животе поворачивает голову в сторону, что позволяет ему дышать. Только что родившийся ребенок может демонстрировать шаговые движения (передвигать ноги по опоре), пытаться ползать, ориентироваться глазами на источник света, хватать палец или предмет, прикоснувшийся к ладони ребенка, «разбрасывает» руки при неожиданном громком шуме и многое другое. Все эти рефлексы сохраняются обычно 1-3 месяца и потом угасают.

Ослабление или асимметрия указанных рефлексов у новорожденных либо их сохранение в том возрасте, когда они должны уже исчезнуть, может говорить о патологии нервной системы. В этих случаях следует непременно проконсультироваться у опытного детского невропатолога.

На первом году жизни ребенок не только растет, но и развивается. Чтобы оценить правильность и своевременность психомоторного развития ребенка и своевременно принять меры в случае существенного отставания в развитии, мама должна ориентироваться, когда и что ее малыш должен уметь делать.

В возрасте 1 месяца малыш, лежа на животе, начинает ненадолго поднимать голову, реагирует на звук, прислушивается к тому, что происходит вокруг, вздрагивает или мигает при громких звуках, начинает замечать яркие предметы, вглядываться в лица, улыбаться, хватает вас за палец. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползать. Появляются первые неопределенные звуки - гуление. Малыш пока еще не умеет осознанно управлять руками и ногами, его движения беспорядочны, тонус мышц-сгибателей повышен.

В 2 месяца ребенок способен довольно продолжительно (20-30 сек.) следить глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову на звук, прекращает сосать, если ему показать яркий предмет. Он активно пытается определять местоположение звучащего объекта, поворачивает голову вправо-влево, пытаясь его найти. Малыш реагирует на человеческие голоса. Если заговорить с ним, находясь вне его поля зрения, он повернет голову в вашу сторону. Он улыбается в ответ на улыбку, издает горловые и воркующие звуки, гулит более отчетливо и, лежа на животе, поднимает голову и 1-2 минуты удерживает ее вертикально.

В 3 месяца малыш, находясь в вертикальном положении, уверенно удерживает голову и контролирует ее положение, может сосредоточить взгляд и 5-6 минут следить за предметами, узнает ваше лицо, четко определяет направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается.

Он уже умеет быть собеседником - пока, правда, не особенно разговорчивым.

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, он поворачивает голову и фиксирует взглядом лицо обратившегося к нему человека. При кормлении ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот при ее приближении.

Лежа лицом вниз на твердой поверхности, он обычно способен приподняться на согнутых в локтях руках. Делает попытку повернуться на бок (может упасть!). Движения его рук становятся свободнее и осмысленнее: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушками, хлопает в ладоши и тянет пальцы в рот. Теперь малыш узнает не только маму: он улыбается родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то не так.

В этом возрасте интенсивно продолжается подготовительный этап развития речи - гуление. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку. С каждой прожитой неделей звуки, издаваемые ребенком, становятся все разнообразнее - они нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у», что свидетельствует о хорошем настроении ребенка.

4 месяца. В этом возрасте ребенок проявляет ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение к нему, проявляющуюся не только внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. На разговор с ним он отвечает воркованием, дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем и умеет сразу выделять собственную мать из окружения. Увидев незнакомое лицо, он может испугаться или, наоборот, заинтересоваться.

Он способен различать яркие цвета, может уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его поля зрения.

Большинство детей этого возраста уже не просто рассматривают предметы (в том числе и на значительном удалении), но и пытаются дотянуться до них руками, ощупать, а то и схватить. Во время кормления ребенок уверенно пускает в ход свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Заметно совершенствуется работа мышц, появляются новые движения. Стремясь дотянуться до заинтересовавшего его предмета, малыш поворачивается со спины на бок и пытается перевернуться на живот либо подползти к игрушке. Приподнимаясь на руках, опирается только на ладони, хватает, гладит предметы. На четвертом месяце он уже легко поднимает голову из положения на спине. При поддержке хорошо опирается на ноги.

Особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети, которых он изучает с повышенным вниманием.

В 5 месяцев малыш по-разному реагирует на разных людей (отличает «своих» и «чужих»), поворачивается лицом, услышав голоса и другие звуки, подражает звукам, пускает пузыри, уверенно перекатывается со спины на живот и обратно. Появляется способность рассматривать предмет на близком расстоянии, различать основные цвета и формы. Он узнает маму, папу и тех родственников, кто ухаживает за ним. Эмоции становятся богаче и ярче. Малыш реагирует на тон речи, улавливает смысл обращения к нему по интонации, не понимая слов. Подолгу певуче гулит. Свое отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, когда мама читает ему детские стихи.

Теперь малыш удерживает голову устойчиво и прямо, переворачивается со спины на живот, хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, получая удовольствие от нахождения в вертикальном положении, уверенно хватает предметы руками и тянет их в рот. В 5 месяцев ребенок открывает для себя новый предмет для сосания - свои ноги.

6 месяцев. Быстрыми темпами идет психическое развитие. Это возраст становления эмоционального общения. Малыш поворачивается в сторону звуков и голоса, умеет смеяться, хныкать, плакать, реагировать на эмоции окружающих, подражать звукам речи (лепетать). Он пытается произносить слоги - «мама», «ба-ба», начинает искать исчезнувшие предметы, хватает их одной рукой, поднимает выпавшую игрушку, размахивает ею, пытается ползать. Если его поддерживать - поднимается на ножки и делает первые попытки переступить с одной ноги на другую. К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно и есть с ложки.

7 месяцев. Его движения становятся целеустремленными. Например, он умеет перекладывать предметы из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает уверенно неосознанно повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» (не обращаясь к кому-либо конкретно), сидит, встает на колени, становится на четвереньки, начинает ползать, шагает при поддержке. В ответ на вопрос «Где?» находит предмет, находящийся на постоянном месте. Он тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему, самостоятельно поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку. В этом возрасте его уже можно учить пить из чашки.

8 месяцев. Малыш начинает понимать слово «нет», слитно произносит слоги, издавая звуки, напоминающие слова, улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового, очень любит заводные игрушки, мячи, за которыми активно ползает. Он сам садится и сидит без поддержки, встает из положения лежа и стоит, держась одной рукой, а при поддержке пытается пройтись. Он учится играть в «ладушки» - старается хлопать в ладоши. Подползая к опоре (краю манежа или стене), ребенок пробует встать на ноги, падает и снова повторяет попытку. Некоторые дети уже достаточно хорошо стоят с опорой. Многие ползают так быстро, что с трудом удается их догнать.

К 9 месяцам ребенок уже знает свое имя и поворачивает лицо к тому, кто его зовет, начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и др., осваивает жесты, например качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет, машет ручкой при прощании. В возрасте 8-9 месяцев ребенок начинает испытывать тревогу при расставании с матерью. Иногда произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав-ав» (собачка), «би-би» (машина).

С игрушками предпочитает играть сидя, совершая повороты корпусом, садится и встает из любого положения, глазами следит за падением предметов, сам их ищет и может собирать, захватывая всей кистью. Он делает попытки стоять самостоятельно и ходить с опорой (например, держась за спинку стула и двигая его вперед), уже может переступать при поддержке за одну или обе руки.

В 10 месяцев малыш поднимается без опоры и стоит в течение нескольких секунд, делает попытки передвигаться, держась за подвижную опору или мамину руку и переступая с ноги на ногу. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет объекты отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение. По просьбе «Дай» дает знакомый предмет, играет в ладушки.

11-12 месяцев. Осознанно произносит первое слово (помимо «папа» и «мама») . В конце первого года жизни малыш уже может положить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается, не приседая, чтобы поднять что-либо, хорошо ходит, держась за одну руку, делает первые шаги сам. Он знает названия многих вещей, понимает слово «нельзя», различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова. Узнает на фотографии знакомых, с удовольствием имитирует действия других людей.

На втором году жизни малыш самостоятельно ходит, начинает бегать, сначала поднимается, а затем и спускается с лестницы, придерживаясь одной рукой за перила, сам может снять что-то из одежды. Он учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых. Он знает и показывает, где находятся нос, глаза, различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Его словарный запас постоянно расширяется, но следует отметить, что возраст, когда ребенок начинает разговаривать, может быть различным.

В возрасте 15 месяцев большинство детей правильно называют 4-6 предметов, когда им на них указывают. К двум годам они употребляют до 50 слов и начинают строить предложения из двух слов. Но иногда и совершенно здоровые дети до 18-месячного возраста, а то и позднее могут вообще не произносить слов. В дальнейшем они быстро наверстывают упущенное и, как большинство их сверстников, к 2 годам способны произнести предложение из нескольких слов. Мальчики несколько отстают в моторном развитии и по сравнению с девочками немного позже начинают сидеть, ходить, разговаривать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: