Психомоторное развитие доношенного и недоношенного ребенка.

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни.

Новорожденный
Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц.
Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца.
Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь – в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца.
Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца.
Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух – различает голоса близких.
Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев.
Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух – прислушивается к музыке.
Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев.
Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев.
Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух – различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь – элементы лепетной речи.
Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев.
Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь – активный лепет, слоговая речь.
Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев.
Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев.
Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев.
Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев.
Зрение – узнает многие предметы на картинке.
Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).
Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции – появляется сопереживание.
Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

(3 голоса : 4.33 из 5 )

«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого – своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.

В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери – все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это – тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.

Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.

Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков – аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.

Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую – к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Новорожденный

Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

1 месяц

Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.

Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

2 месяца

Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

3 месяца

Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

4 месяца

Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 месяцев

Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

Слух – прислушивается к музыке.

Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

6 месяцев

Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.

Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

Игра – манипулирует с игрушками.

7 месяцев

Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

Речь – элементы лепетной речи.

Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.

8 месяцев

Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

Речь – активный лепет, слоговая речь.

Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

9 месяцев

Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).

Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

10 месяцев

Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

11 месяцев

Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

12 месяцев

Зрение – узнает многие предметы на картинке.

Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

Эмоции – появляется сопереживание.

Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

Психомоторное развитие ребёнка включает в понятие становление ряда навыков в двигательной и эмоциональной сфере, формирование основ поведенческих реакций. Пик такого развития приходится на младший возраст, а начинается от самого рождения. Несмотря на существование определённых возрастных сроков для формирования каждого из таких навыков, стоит воспринимать эти «нормы» как ориентир и оставлять место индивидуальности. Нередки переживания родителей о своевременности темпов психомоторного развития ребёнка, и любые сомнения в этом – достаточная причина для обращения к специалистам многопрофильной клиники ЦЭЛТ. Оценка комплекса навыков ребёнка, а также, дополнительное обследование помогут установить наличие или отсутствие задержки психомоторного развития у ребенка, выявить причину её появления. Такой подход позволит найти решение проблемы и направить все усилия на её устранение.

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни - ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет - каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет - ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Симптомы задержки психомоторного развития

Симптомы задержки психомоторного развития у детей раннего возраста выражаются в следующем:

  • вялая подвижность;
  • вялое сосание или отказ от груди;
  • неадекватная (сниженная) реакция на свето-звуковые раздражители;
  • отсутствие интереса к игрушкам, нарушение игровой деятельности;
  • отсутствие или бедность эмоций;
  • отсутствие реакции на родителей;
  • отсутствие дифференциации членов семьи и чужих людей;
  • отсутствие предметно-манипуляционной деятельности;
  • задержка формирования речи;
  • отсутствие координации движений.

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.


Когда ребенку исполняется один годик, родители с уверенностью считают, что все трудности уже позади. Но они и правы только в том, что за малышом стало легче ухаживать. В любом случае мы не освобождаемся от опеки над своим крохой, которая должна быть мудрой, нежной и тактичной. Именно сейчас наступает время, когда мы должны посвятить своему ребенку больше времени и принимать активное участие в его жизни. Ведь он уже начинает ходить, совершенствует хватательные движения рук, интересуется формой предметов, их цветом, звуками. Вашему чаду так не терпится ко всему прикоснуться руками и все попробовать на вкус. И без поддержки взрослых ему никак не обойтись. Тем более вы не хотите, чтобы у малыша формировались неправильные понятия об окружающем мире.
Многие родители, наблюдая за своими малышами, сравнивают их со сверстниками. Чем крупнее и подвижнее малыш, тем больше родители радуются его достижениям. Проблема появляется тогда, когда ребенок отстает от общей массы в развитии некоторых навыков. К примеру, родителей часто беспокоит, когда соседка по площадке уже уверенно ходит, а их малыш только ползает и иногда неуверенно стоит. Также молодые родители сильно задумываются, почему сын их соседей уже отлично произносит слова, а их сын только показывает пальцем на интересующие предметы. Многие родители часто сомневаются, правильно ли развивается их малыш.

Вот почему так важно знать, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Но следует также учитывать, что существуют определенные возрастные границы для приобретения навыков.
Малыш в 12-14 месяцев при поддержке взрослых уже пробует самостоятельно ходить, а во время ползания поднимается на ладонях и коленях на одну ступеньку лестницы. Если ребенок уже научился ходить, то, давая ему какой-то предмет, мы можем заинтересовать его словами "принеси это папе" - и малыш перенесет игрушку в другое место. При этом ребенок держит предмет обеими руками, медленно идет, удерживая равновесие. Это отличное развлечение для ребенка и прекрасная тренировка понимания речи и координации движений глаз, рук и ног.

Все родители должны знать, что вопреки распространенному мнению, ребенок не обязательно должен уметь ходить, когда ему исполнился год.

На втором году жизни ребенок развивает и совершенствует умение ходить и контролировать положение своего тела в пространстве, вырабатывая чувство равновесия. Малыш уже понимает речь, а к третьему году становится ловким, умеет хорошо говорить, общаться, расширяет круг самостоятельных действий.

Направления психомоторного развития:

Психомоторное развитие ребенка – это очень обширное понятие, которое включает в себя такие направления:

Развитие движений тела и мышц, которые помогут научиться ходить;
Развитие ловкости рук (мелкой моторики);
Развитие активной речи и ее понимание;
Осознание взаимосвязи между явлениями и предметами;
Умение контактировать с людьми;
Развитие самостоятельности в своих действиях.

Ни одно из перечисленных направлений не должно развиваться поодиночке. Задача родителей и педагогов состоит в комплексном психомоторном развитии малыша, чтобы его психомоторные навыки и умения формировались правильно и в соответствии с возрастом.
Родители обязательно должны понимать, что замедление развития хотя бы по одному из направлений грозит отставанием по всем остальным. Так, к примеру, задержка развития мелкой моторики рук чаще всего вызывает замедление развития речи малыша.

Вместе с умением ходить ребенок учится работать руками:

Совершенствуя в процессе игры движения рук, малыш обнаруживает взаимосвязь между крышкой и банкой, маленькими и большими формами, карандашом и листом бумаги. Более того, он может указать пальцем на предмет, который не может достать.
Одновременно ребенок учится говорить и понимать речь. В возрасте 14 месяцев он говорит слова "мама" и "папа". При этом ваш малыш сознательно называет конкретных людей.

В неполные два года ребенок умеет брать чашку со стола, пить из нее и ставить на место. В процессе обучения бытовым навыкам имитирует процесс мытья рук под краном или в тазике.
По мере взросления ребенок становится более независимым, учится есть и одеваться самостоятельно. Он все чаще остается у бабушки и дедушки, расставаясь ненадолго с родителями.
С окружающими дети начинают контактировать начиная со второго месяца жизни. К одному году малыши уже умеют проявлять чувство нежности, обнимая и лаская игрушки и близких людей.
Дети более старшего возраста овладевают бытовыми навыками, повторяя то, что делает мама. Очень большое удовольствие доставляет детям исследование кухонных шкафчиков, мытье пола или подметание веником.

Важно! Родители обязательно должны помнить о том, что различную бытовую химию необходимо спрятать подальше от маленьких исследователей.

Двухлетние малыши охотно ходят со взрослыми в ванную и туалет, но вовсе не потому, что не может с ними расстаться. Ему просто интересно, что мы там делаем. Это своеобразная подготовка к умению самостоятельно удовлетворять свои физиологические потребности.
К трем годам ребенок уже способен контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Но в это время еще допустимы редкие промахи. К этому возрасту ребенок уже научился самостоятельно одеваться, прислушиваясь к рекомендациям взрослых. Руки уже достаточно ловкие, чтобы пользоваться кистью для рисования, рисовать мелом или лепить из пластилина.
В три года малыш начинает посещать детский сад. Там совместно с другими детьми он приобретает новые навыки общения и продолжает развивать психические и двигательные функции.

Проверьте, правильно ли развивается ваш ребенок:

Ниже приведены основные критерии психомоторного развития, которыми должен обладать ваш ребенок в определенном возрасте. Основываясь на них, вы сможете с легкостью оценить, насколько правильно развивается ваш малыш. Не стоит отчаиваться и паниковать, если что-то не соответствует нормам. Заподозрив отклонения, вы сможете своевременно обратиться к психологу, логопеду, педагогу или врачу и откорректировать возникшие нарушения. Ваша задача как родителей – это быть ближе к своему малышу, чтобы помочь ему развиваться и своевременно реагировать на любые нарушения.

Навыки движений ребенка:

В 1 год:

Подтягивается, держась за мебель, к примеру, за перегородку кроватки из положения сидя или на четвереньках и становится прямо, опираясь за что-нибудь;
Пробует делать шаги на месте;
При большей уверенности в себе делает пару шагов в сторону, держась за мебель обеими руками.

В 16 месяцев:

Делает несколько шагов подряд, не держась и не теряя равновесия.

В 18 месяцев:

Наклоняется и поднимает игрушку с пола, не опираясь и не садясь;
Влезает на диван и слезает с него, сначала опуская ноги на пол;
Учится делать шаги назад;
Влезает на стул и слезает с него;
Поднимается по ступенькам, приставляя одну ногу к другой, держась за поручни обеими руками. Пробует таким же образом спускаться по лестнице.

В 2 года:

Спускается с лестницы приставным шагом, держась за поручень одной рукой;
Делает пару шагов на пальцах не держась;
Совершенствует умение стоять на одной ноге, держась за поручень;
Прыгает вперед два раза на двух ногах не падая;
Стоит на одной ноге несколько секунд не падая;
Поднимается по лестнице, как взрослый - переменным шагом, держась при этом одной рукой.

В 3 года:

Спускается с лестницы по-взрослому, держась за поручни одной рукой. Затем убирает руку и перестает держаться;
Ловит мяч, брошенный с двухметрового расстояния;
Ездит на трехколесном велосипеде.

Проявления самостоятельности:

В 1 год:

Пьет, не обливаясь, из стакана, который держит взрослый;
Помогает при одевании, вытягивая руки и ноги для ползунков и распашонок.

В 1.5 года:

Без проблем снимает развязанные ботинки;
Держит чашку во время питья самостоятельно;
Во время еды еще не совсем ловко направляет в рот полную ложку;
Пробует накалывать кусочки еды на вилку.

В 2 года:

Сам съедает содержимое тарелки, иногда при этом пачкаясь;
Помешивает ложкой в чашке;
Без напоминания вытирает руки полотенцем после мытья;
Умеет снять с себя расстегнутую куртку, учится надевать мелкие вещи;
Сначала снимает майку без рукавов, а затем старается ее надеть;
Самостоятельно обувает ботинки;
Знает весь процесс мытья и вытирания рук, хотя пока делает это не совсем ловко и тщательно;
Интересуется содержимым унитаза.

В 3 года:

В течение дня ребенок уже не мочится в штаны;
Умеет расстегивать пуговицы и надевать штаны;
Иногда сам одевается, когда ему помогают советом.

Выполнение заданий:

В 1 год:

Играет с куклой или мишкой, прижимает их к себе, ласкает;
По просьбе мамы отбивает брошенный мяч в сторону.

В 1.5 года:

Учится убирать игрушки;
Все чаще подходит к родителям с книжечкой и просьбой назвать показанные им картинки.

В 2 года:

Сам играет с куклой, мишкой или другой игрушкой, как будто со своими детьми;
Пробует утешить, если кто-то загрустил;
Замечает, что он является личностью в группе других людей;
Когда говорит о себе, то упоминает свое имя;
В ответ на вопрос называет свое имя, говоря о себе "я";
Осознавая себя в обществе, выражает собственное желание, говоря: "Я хочу" или "Я не хочу".

В 3 года:

Подчиняется правилам коллективной игры, соблюдает свою очередь. Это очень заметно во время игры в кубики, когда взрослый и ребенок поочередно кладут кубики на нужное место.

Навыки в процессе игры:

В 1 год:

Ребенок хватает маленький предмет согнутым указательным и большим пальцами;
Передвигает по столу игрушечную машину вперед и назад;
Неумело перелистывает книжку, которую держит мама.

В 13-17 месяцев:

Бросает в банку кружочки или другие мелкие предметы;
Прикрывает банку крышкой;
Вкладывает маленькую формочку в большую;
Рисует на бумаге точки и черточки;
Поворачивает закручивающуюся крышку бутылки в одну и в другую сторону;
Нанизывает колечки на ось пирамиды;
Небрежно рисует зигзаг из трех черточек, не отрывая руки от листа бумаги.

В 18 месяцев:

Берет третий кубик, держа в каждой руке по кубику;
Вкладывает самую маленькую формочку в среднюю или пробует построить из них башню;
Находит маленький предмет, спрятанный под одной из банок.

В 2 года:

Держит в каждой руке по два кубика;
Рисует не только черточки, но и целую спираль;
Вкладывает один цилиндр в другой, в зависимости от размеров;
Переворачивает бутылочку вверх дном, чтобы извлечь из нее содержимое.

В 2.5 года:

Крутит ручку игрушечной шарманки;
Умело рисует спирали;
Вкладывает квадрат, треугольник, круг в соответствующие по форме отверстия (рамки-вкладыши);
Укладывает из пяти кубиков ряд - поезд;
Умеет сложить кружочки, одинаковые по величине: маленькие с маленькими, а также средние и большие;
Различает цвета: красный, желтый, зеленый и синий.

В 3 года:

Строит башню из восьми кубиков;
Пользуется ножницами. Разрезая бумагу, выполняет два движения подряд;
Может разорвать лист бумаги, как взрослый, разводя руки в противоположные стороны;
Рисует вертикальные линии вверх и вниз, имитируя письмо взрослых. Чертит выразительную горизонтальную линию;
Катает валик из пластилина;
Строит мост из трех кубиков, устанавливая третий кубик так, чтобы можно было протащить под мостом карандаш;
Умеет складывать квадрат из четырех кубиков.

Развитие речи ребенка и умение устанавливать взаимосвязь:

В 1 год:

Выговаривает одиночные звуки или слоги, которые имеют определенное значение: "ко-ко", "ам-ам";
Оборачивается, когда слышит произнесенное кем-то свое имя;
Может радостно отреагировать на похвалу или остановить действие, слыша выразительное "нет".

В 1.5 года:

Выговаривает три слова со смыслом. Произношение может быть не совсем правильное, но эти слова ребенок должен использовать ежедневно для обозначения конкретных людей, вещей, животных или явлений;
Очень восприимчив к пению. Пробует исполнять с мамой простые детские песенки;
Без проблем выполняет такие просьбы, как "дай мне" или "иди сюда";
На вопрос о предмете, с которым играл, малыш начинает искать его;
При упоминании о еде ребенок начинает искать бутылку или чашку;
Правильно показывает три названные взрослым части тела: губы, нос, глаза на кукле или на себе;
Понимает слово "открывать" и по просьбе охотно открывает баночку или бутылку;
Умеет выполнить просьбу, состоящую из двух действий: например, "подними мишку и положи его на кроватку";
По просьбе взрослых называет предметы, например "мика" - мишка, "ко-ко" - курочка и т.д;
Умеет выражать желание, если ему что-нибудь нужно. Например, "да" - дай, "ам-ам" - кушать;
Выразительно говорит "нет", если чего-то не хочет или не любит.

В 2 года:

Выговаривает первое, состоящее из двух выражений предложение. Например, "мама, ам";
По-своему называет минимум восемь картинок из книги;
Понимает значение слов "холодный", "большой", выбирая при этом бутылку с холодной жидкостью или большую игрушечную машинку.

В 2.5 года:

В своей речи обогащает произносимые предложения на одно слово;
Понимает слово "тяжелый", выбирая соответствующий предмет из двух различных по весу;
Знает, что можно двигаться по-разному: человек идет или бежит, рыба плавает, птица или самолет летает, машина едет.

Неполные три года:

Осознает понятия "на чем-то", "под чем-то", "за чем-то", "возле чего-то";
Кроме слова "тяжелый" понимает и противоположное понятие - "легкий". По просьбе выбирает более легкий предмет.

В 3 года:

Произносит предложения, состоящие из четырех слов;
Понимает разницу между единицей и множеством, используя в своей речи слово "два" по отношению к нескольким предметам;
В ребенке просыпается чувство собственности, он знает, что эта вещь "моя", а другая - "твоя";
Начинает использовать множественное число в тех выражениях, которые уже знает.

Полноценное развитие малыша невозможно без маминой и папиной заботы и внимания. В любом возрасте необходимо уделять время для своего ребенка, заниматься его развитием в первую очередь в домашних условиях. Мамина любовь способна творить чудеса и создавать гармоничные и теплые условия для развития полноценной личности.

Теперь вы сможете контролировать ход развития вашего малыша. Если по каким-то пунктам ребенок еще не выполняет положенные действия, то вы обратите внимание на это и без труда приведете все в норму!


Но с момента рождения он уже обладает рядом физиологических безусловных рефлексов, обеспечивающих процесс жизнедеятельности. Здоровый ребенок с первого дня жизни сосет грудь матери и тянется к ней в начале кормления, в положении лежа на животе поворачивает голову в сторону, что позволяет ему дышать. Только что родившийся ребенок может демонстрировать шаговые движения (передвигать ноги по опоре), пытаться ползать, ориентироваться глазами на источник света, хватать палец или предмет, прикоснувшийся к ладони ребенка, «разбрасывает» руки при неожиданном громком шуме и многое другое. Все эти рефлексы сохраняются обычно 1-3 месяца и потом угасают.

Ослабление или асимметрия указанных рефлексов у новорожденных либо их сохранение в том возрасте, когда они должны уже исчезнуть, может говорить о патологии нервной системы. В этих случаях следует непременно проконсультироваться у опытного детского невропатолога.

На первом году жизни ребенок не только растет, но и развивается. Чтобы оценить правильность и своевременность психомоторного развития ребенка и своевременно принять меры в случае существенного отставания в развитии, мама должна ориентироваться, когда и что ее малыш должен уметь делать.

В возрасте 1 месяца малыш, лежа на животе, начинает ненадолго поднимать голову, реагирует на звук, прислушивается к тому, что происходит вокруг, вздрагивает или мигает при громких звуках, начинает замечать яркие предметы, вглядываться в лица, улыбаться, хватает вас за палец. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползать. Появляются первые неопределенные звуки - гуление. Малыш пока еще не умеет осознанно управлять руками и ногами, его движения беспорядочны, тонус мышц-сгибателей повышен.

В 2 месяца ребенок способен довольно продолжительно (20-30 сек.) следить глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову на звук, прекращает сосать, если ему показать яркий предмет. Он активно пытается определять местоположение звучащего объекта, поворачивает голову вправо-влево, пытаясь его найти. Малыш реагирует на человеческие голоса. Если заговорить с ним, находясь вне его поля зрения, он повернет голову в вашу сторону. Он улыбается в ответ на улыбку, издает горловые и воркующие звуки, гулит более отчетливо и, лежа на животе, поднимает голову и 1-2 минуты удерживает ее вертикально.

В 3 месяца малыш, находясь в вертикальном положении, уверенно удерживает голову и контролирует ее положение, может сосредоточить взгляд и 5-6 минут следить за предметами, узнает ваше лицо, четко определяет направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается.

Он уже умеет быть собеседником - пока, правда, не особенно разговорчивым.

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, он поворачивает голову и фиксирует взглядом лицо обратившегося к нему человека. При кормлении ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот при ее приближении.

Лежа лицом вниз на твердой поверхности, он обычно способен приподняться на согнутых в локтях руках. Делает попытку повернуться на бок (может упасть!). Движения его рук становятся свободнее и осмысленнее: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушками, хлопает в ладоши и тянет пальцы в рот. Теперь малыш узнает не только маму: он улыбается родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то не так.

В этом возрасте интенсивно продолжается подготовительный этап развития речи - гуление. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку. С каждой прожитой неделей звуки, издаваемые ребенком, становятся все разнообразнее - они нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у», что свидетельствует о хорошем настроении ребенка.

4 месяца. В этом возрасте ребенок проявляет ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение к нему, проявляющуюся не только внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. На разговор с ним он отвечает воркованием, дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем и умеет сразу выделять собственную мать из окружения. Увидев незнакомое лицо, он может испугаться или, наоборот, заинтересоваться.

Он способен различать яркие цвета, может уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его поля зрения.

Большинство детей этого возраста уже не просто рассматривают предметы (в том числе и на значительном удалении), но и пытаются дотянуться до них руками, ощупать, а то и схватить. Во время кормления ребенок уверенно пускает в ход свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Заметно совершенствуется работа мышц, появляются новые движения. Стремясь дотянуться до заинтересовавшего его предмета, малыш поворачивается со спины на бок и пытается перевернуться на живот либо подползти к игрушке. Приподнимаясь на руках, опирается только на ладони, хватает, гладит предметы. На четвертом месяце он уже легко поднимает голову из положения на спине. При поддержке хорошо опирается на ноги.

Особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети, которых он изучает с повышенным вниманием.

В 5 месяцев малыш по-разному реагирует на разных людей (отличает «своих» и «чужих»), поворачивается лицом, услышав голоса и другие звуки, подражает звукам, пускает пузыри, уверенно перекатывается со спины на живот и обратно. Появляется способность рассматривать предмет на близком расстоянии, различать основные цвета и формы. Он узнает маму, папу и тех родственников, кто ухаживает за ним. Эмоции становятся богаче и ярче. Малыш реагирует на тон речи, улавливает смысл обращения к нему по интонации, не понимая слов. Подолгу певуче гулит. Свое отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, когда мама читает ему детские стихи.

Теперь малыш удерживает голову устойчиво и прямо, переворачивается со спины на живот, хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, получая удовольствие от нахождения в вертикальном положении, уверенно хватает предметы руками и тянет их в рот. В 5 месяцев ребенок открывает для себя новый предмет для сосания - свои ноги.

6 месяцев. Быстрыми темпами идет психическое развитие. Это возраст становления эмоционального общения. Малыш поворачивается в сторону звуков и голоса, умеет смеяться, хныкать, плакать, реагировать на эмоции окружающих, подражать звукам речи (лепетать). Он пытается произносить слоги - «мама», «ба-ба», начинает искать исчезнувшие предметы, хватает их одной рукой, поднимает выпавшую игрушку, размахивает ею, пытается ползать. Если его поддерживать - поднимается на ножки и делает первые попытки переступить с одной ноги на другую. К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно и есть с ложки.

7 месяцев. Его движения становятся целеустремленными. Например, он умеет перекладывать предметы из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает уверенно неосознанно повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» (не обращаясь к кому-либо конкретно), сидит, встает на колени, становится на четвереньки, начинает ползать, шагает при поддержке. В ответ на вопрос «Где?» находит предмет, находящийся на постоянном месте. Он тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему, самостоятельно поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку. В этом возрасте его уже можно учить пить из чашки.

8 месяцев. Малыш начинает понимать слово «нет», слитно произносит слоги, издавая звуки, напоминающие слова, улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового, очень любит заводные игрушки, мячи, за которыми активно ползает. Он сам садится и сидит без поддержки, встает из положения лежа и стоит, держась одной рукой, а при поддержке пытается пройтись. Он учится играть в «ладушки» - старается хлопать в ладоши. Подползая к опоре (краю манежа или стене), ребенок пробует встать на ноги, падает и снова повторяет попытку. Некоторые дети уже достаточно хорошо стоят с опорой. Многие ползают так быстро, что с трудом удается их догнать.

К 9 месяцам ребенок уже знает свое имя и поворачивает лицо к тому, кто его зовет, начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и др., осваивает жесты, например качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет, машет ручкой при прощании. В возрасте 8-9 месяцев ребенок начинает испытывать тревогу при расставании с матерью. Иногда произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав-ав» (собачка), «би-би» (машина).

С игрушками предпочитает играть сидя, совершая повороты корпусом, садится и встает из любого положения, глазами следит за падением предметов, сам их ищет и может собирать, захватывая всей кистью. Он делает попытки стоять самостоятельно и ходить с опорой (например, держась за спинку стула и двигая его вперед), уже может переступать при поддержке за одну или обе руки.

В 10 месяцев малыш поднимается без опоры и стоит в течение нескольких секунд, делает попытки передвигаться, держась за подвижную опору или мамину руку и переступая с ноги на ногу. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет объекты отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение. По просьбе «Дай» дает знакомый предмет, играет в ладушки.

11-12 месяцев. Осознанно произносит первое слово (помимо «папа» и «мама») . В конце первого года жизни малыш уже может положить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается, не приседая, чтобы поднять что-либо, хорошо ходит, держась за одну руку, делает первые шаги сам. Он знает названия многих вещей, понимает слово «нельзя», различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова. Узнает на фотографии знакомых, с удовольствием имитирует действия других людей.

На втором году жизни малыш самостоятельно ходит, начинает бегать, сначала поднимается, а затем и спускается с лестницы, придерживаясь одной рукой за перила, сам может снять что-то из одежды. Он учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых. Он знает и показывает, где находятся нос, глаза, различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Его словарный запас постоянно расширяется, но следует отметить, что возраст, когда ребенок начинает разговаривать, может быть различным.

В возрасте 15 месяцев большинство детей правильно называют 4-6 предметов, когда им на них указывают. К двум годам они употребляют до 50 слов и начинают строить предложения из двух слов. Но иногда и совершенно здоровые дети до 18-месячного возраста, а то и позднее могут вообще не произносить слов. В дальнейшем они быстро наверстывают упущенное и, как большинство их сверстников, к 2 годам способны произнести предложение из нескольких слов. Мальчики несколько отстают в моторном развитии и по сравнению с девочками немного позже начинают сидеть, ходить, разговаривать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: