Психастения. Коллаж из достоинств


Привет всем, кто боится звонить, знакомиться с новыми людьми, танцевать в толпе, возвращать товар в магазин, просить водителя маршрутки остановить в нужном вам месте и т.д. Каждый шаг в социуме, который вам приходится делать, ведет к тому, что вы переступаете через себя? Скованность убивает мечты, мешает нормальной жизни человека, влияет на поведение в обществе, поэтому вы должны понять, как побороть стеснительность и неуверенность в себе.

Откуда возникает

Все дело в самокритичности. Стеснительные люди необыкновенно зависимы от других, у них занижена самооценка, присутствует неуверенность и даже неудовлетворенность в жизни. Человек стеснительный готов ограничить себя стандартной работой, в которой он не будет попадаться другим на глаза.

Он будет готов убрать из своей жизни всех друзей, лишь бы меньше переживать стресс общения. Он полностью теряется в простых бытовых ситуациях, таких как звонки по телефону или общение с продавцами-консультантами.

С каждым разом ситуация становится только хуже, ведь каждое действие, которое вам не удается реализовать в общении, ‒ это маленький удар по вашей самооценке, шаг к еще большей замкнутости. Вы уже не можете понять, как избавиться от стеснительности и зажатости. Внутренний самоед, который живет в стеснительном человеке, полностью уничтожает вашу уверенность в себе. В таком состоянии преодолеть себя ‒ практически подвиг.

Если вы хотите выйти из состояния стеснительности, нужно сделать целое множество шагов. Когда вы начинаете преодолевать себя, решать, как бороться со стеснительностью, хотя бы просто продумывать свои действия, вам становится легче. Раз за разом без шагов назад вы будете двигаться к свободному существованию, в котором можно будет отбросить излишнюю скромность. Ведь в нашем случае она действительно лишняя, просто потому, что мешает жить!

Упражнения

Посмотрим на советы психолога относительно того, как побороть застенчивость, скромность и неуверенность в себе. После каждого упражнения, особенно если это было действительно сложно, нужно поощрить себя ‒ сладеньким, походом в салон красоты, вечером с любимой книгой, теплой ванной или новыми покупками. Каждый выберет что-нибудь для себя.

Упражнение 1. В течение дня улыбнуться 20 незнакомым людям на улице, смотря им в глаза и не прячась от них. Возможно, вначале это будет довольно сложно, но такое упражнение поможет постепенно влиться в общество. Вы покажете себе, что мир вокруг не пытается вас обидеть, он довольно позитивен и тоже готов делиться теплом.


Если это сложно, начните с улыбки самой себе в зеркале, открытой улыбки для друзей и родственников. Такое вроде бы простое действие качественно меняет жизнь людей, помогает снять напряженность и неуверенность, поэтому всегда стоит начинать свой день и дела именно с улыбки!

Упражнение 2. В течение дня несколько раз спросите у людей на улице, который час. Не выбирайте подходящих вам людей, старайтесь охватить как можно больше категорий: и бабушек, и школьников, и молодых девушек, и мужчин. Спросите раз 15, пока не почувствуете уверенность в себе. Если задание хорошо выполняется, можно его усложнить. В таком случае человек должен постараться переспросить, как будто он не услышал ответ. Это помогает понять, что люди не откажут в такой простой помощи, они адекватно относятся к вопросам, они позитивно настроены по отношению к вам. Да даже если прохожий откажется, ничего страшного или глупого в этом нет.


Если упражнение дается сложно или вы не понимаете, как избавиться от застенчивости в этом моменте, постарайтесь хорошо представить ситуацию: от секунды, когда вы подходите к человеку до мига, когда вы прощаетесь. Позитивная проработка ситуации, которая подскажет вам, как побороть застенчивость в этой ситуации, приведет к отличному результату!

Упражнение 3. Попробуйте что-то «вывернуть» в своем образе, например, одежду. Пойдите на стандартную встречу в свитере «наизнанку» и посмотрите, обратят ли ваши знакомые на такие изменения. Это поможет вам осознать, что люди не настолько придирчивы к вашему внешнему виду, насколько вы думаете. Возможно, они даже не сразу заметят изъян.

Внешний вид не разрушит ваши отношения, это действительно не самое страшное, что может случиться в вашей жизни. Вы ‒ значимее, чем ваша одежда или ваш образ. Нужно разделить мнения о вас и вашу сущность. Если вам сложно, начните с какой-то незаметной вещи гардероба, например, разных носков на ногах или майке «наизнанку».


Вы начнете понимать, что любой изъян легко исправить, например, переодеть свитер. В этом ничего страшного нет. И выглядеть глупо вы при этом не будете!

Упражнение 4. Направьте свои стопы в парикмахерскую и попросите мастера предложить вам новый образ. Задавайте как можно больше вопросов, предлагайте свои идеи и, главное, не бойтесь отказаться от услуги под предлогом того, что вам нужно подумать. Обойдите несколько салонов, чтобы отработать до автоматизма такую ситуацию. Говорить нужно четко, громко, уверенно. Для закрепления результата, обойдите 5-6 салонов. А в качестве поощрения можете сделать стрижку там, где вам действительно понравилось!


Такой подход помогает увеличить свою значимость перед собой. Вы будете понимать, что заслуживаете внимания, заботы о себе и того, чтобы вас слушали. Вы вправе отказаться от услуги и решить, что лучше именно для вас. Если вам сложно, начните с салонов, которые находятся далеко от дома.

Упражнение 5. Купите вещь в магазине, а потом верните ее. Вы действительно можете сделать это по закону! И нужно поднабраться твердости в голосе, чтобы избавиться от вещи, которую вы передумали носить. Продавец будет уговаривать вас оставить вещь себе, но стойте на своем и будьте уверены! Обойдите 4-5 магазинов, чтобы справиться со своей скованностью.


Если вам сложно, возьмите с собой маму, подругу или друга. Тогда продавец уж точно вам не нахамит. Только вот говорить нужно именно вам, не перекладывайте на другого, ведь это вы ищете ответ на вопрос, как избавиться от стеснительности. Вам нечего будет бояться, а, значит, вы сможете преодолеть сложную для многих стеснительных людей бытовую ситуацию.

Как меняется жизнь людей, поборовших скованность?

  • Быт. Как мы увидели, есть довольно много простых бытовых ситуаций, в которых стеснительный человек чувствует себя неуверенно. Начиная от звонка в регистратуру поликлиники (откладывание похода к врачу может сказаться на вашем здоровье), заканчивая неспособностью спросить дорогу (заблудиться и искать путь в незнакомом месте ‒ не лучший выбор для досуга!). Проститься с такими затруднениями, решить, как побороть застенчивость, значит, действительно поменять качество жизни!
  • Отношения. Проблемы со стеснительностью в отношениях, конечно, центральные. Неспособность не то чтобы сказать симпатичному человеку, что он вам нравится, но и в принципе общаться с ним ‒ это горько! Надо начинать делать шаги, надо заводить теплые отношения, надо искать друзей. Хотя бы потому что друзья, родные и любимые ‒ это основа нашей жизни. А стеснительность эту основу разрушает. Человек, переборовший себя, осознавший, как избавиться от застенчивости, сможет построить новые отношения, сможет сказать, если его что-то не устраивает, сможет планировать совместную жизнь.
  • Мечты. Стеснительность ‒ это неуверенность, а неуверенность ‒ это нелюбовь к себе. Человек, который считает себя недостойным различных благ, не решивший, как бороться с застенчивостью, может позволить себе мечтать? Нет, конечно. Ваши детские мечты сдуваются по мере социальных неудач. Вы постепенно убеждаете себя в том, что у вас ничего не получится, а вот вынырнуть обратно на дорожку успеха не позволяет ваша скованность. Может быть, вы прекрасно поете, но… боязнь сцены. Вы круто играете в волейбол, но боитесь подойти к играющей компании… Вы прекрасно складываете стихи, но они не покидают вашего стола. Отпустить себя, значит, отпустить мечты. Свободный от стеснительности человек достигает большего. Потому что расширяются его горизонты, и он действительно может все!
  • Карьера. Карьера, сродни мечтам, конечно, идет вверх. Вы перестаете получать удовольствие от маленького кабинетика, в который никто не заходит, где вы занимаетесь делами, незаметными другим. Вам хочется реализовать себя. Вы хотите вынырнуть из-за офисной загородки и начать делать то, что вам действительно предназначено в жизни. Писать. Фотографировать. Может быть, даже управлять людьми.
Вот такая разница, «иметь или не иметь» ‒ решать вам. Помните, что вы каждый день двигаетесь либо в сторону тотальной скромности, разрушающей вашу жизнь, либо в сторону счастливого открытого существования.

Буквально каждый человек встречался с этим состоянием, кто-то теоретически, а кто-то практически. Если рассматривать стресс с научной точки зрения – это своеобразная реакция человеческого организма на внешние раздражители.

Можно выделить как , так и отрицательные стороны этого состояния. Среди положительных можно отметить такие: у человека, организм которого испытывает стрессовую реакцию, возрастает вероятность выжить в опасной жизненной ситуации. Происходит это за счёт того, что головной мозг начинает функционировать быстрее, и ощущается вся полнота жизни.

Но отрицательные стороны берут верх. Поскольку стресс является негативной эмоцией, длительное пребывание организма в подобном состоянии становится опасным для здоровья. Появляются нарушения не только в здоровье, но и в жизни, в целом. Поэтому, если женщина или мужчина оказывается в подобной ситуации, необходимо предпринимать меры, помогающие избавиться от стресса.

Упражнения для снятия стресса

Одним из эффективных является спорт, или просто физическая нагрузка. Это зависит от здоровья человека, его темперамента и некоторых других факторов.

Внимание! Выбор упражнений для преодоления стрессовой ситуации должны быть индивидуальными! Одному человеку достаточно будет легкой физической нагрузки, а другому нужно полноценное занятие спортом.

Существуют определённые виды упражнений, которые помогут избавиться от стрессовых ситуаций. Ознакомиться с ними можно ниже.

  • «Проблема». Выполняется в том случае, если стресс вызван некой проблемой. Выполняется следующим образом: человеку необходимо принять удобное положение, расслабиться и посмотреть на свою проблему со стороны. Постепенно представить свой дом, родных и близких людей, далее свой город, страну. А дальше рекомендуется пофантазировать более глобально, увидеть галактику, вселенную и всех людей, которые находятся внутри. На фоне всего этого проблема покажется совсем незначительной, а значит, работа со стрессом принесёт результат. Выполнять упражнение рекомендуется около пятнадцати минут.
  • «Мария Ивановна». Данное упражнение уместно, если у человека возник стресс из-за конфликтной ситуации на работе. Предлагается выполнить следующее: поставить себя на место своего коллеги или начальника, пройтись его походкой, имитировать жесты, которые присущи ему или ей. Представить себе домашнюю обстановку сотрудника, его возможные проблемы и переживания. После таких действий напряжение постепенно уйдет, а вместе с ним и стресс.
  • «Настроение». Такое упражнение помогает в борьбе со стрессом, если напряжение возникает вследствие конфликта, после которого остался неприятный осадок. Для выполнения этого упражнения понадобится белый листок бумаги и цветные фломастеры или карандаши. Человеку необходимо максимально расслабиться и левой рукой передать своё настроение в цветовой гамме. Но нужно не просто рисовать линии, фигуры, а оставлять все свои переживания, проблемы на листке бумаги. После того, как весь лист будет изрисован, нужно его перевернуть и десятью словами описать своё настроение. После этого – посмотреть на абстрактный рисунок, перечитать все слова и порвать листок. На это упражнение рекомендуется тратить двадцать минут.

Существует и дыхательная гимнастика, которая также помогает привести психологическое состояние человека в норму. К дыхательным упражнениям по снятию стресса относятся:

  • Вдох и выдох. Выполняется следующим образом: медленно делается вдох на счет 1-4, задерживается дыхание на несколько секунд, и под такой же счёт – выдох. Можно делать вечером, для лучшего сна. Выполняется пять-шесть раз.
  • Дыхание животом. Для этого упражнения сесть ровно, выпрямив спину, но не напрягаться. Затем сделать глубокий вдох, сначала наполняя воздухом живот, а потом грудь. На несколько секунд задержать дыхание и медленно выдыхать. Но теперь, наоборот, сначала выпустить воздух из груди, а затем из живота.

Физические упражнения для снятия стресса

Иногда бывает и такое, что человеку не достаточно дыхательных упражнений для избавления от стресса. Поэтому существуют физические упражнения, помогающие исключить состояние повышенного стресса из своей жизни. К таким упражнениям относятся следующие:

  1. Растягивание плеч. Человеку нужно стать прямо и положить на плечи руки. На вдохе локти рук поднимаются как можно выше, а голова опрокидывается назад. На выдохе – принимается исходное положение. Благодаря этому упражнению проходит напряжение в спине, плечах и шее.
  2. Тянемся к небу. Исходное положение – стать прямо, ноги поставить на ширине плеч. На вдохе человеку нужно тянуться вверх, как будто он пытается дотянуться до неба. На выдохе руки медленно опускаются, принимается исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.
  3. Поза ребёнка. Для этого нужно сесть на пятки, а колени немного развести в стороны. Делая вдох, нужно поднять руки и потянуться вверх. На выдохе руки опускаются сначала на колени, а потом перед собой на пол, как можно дальше. В таком положение рекомендуется задержаться на несколько секунд, а затем принять исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.

Польза психологических упражнений

Если человеческий организм постоянно испытывает стресс, здоровье в психологическом плане также может дать сбой. – это первый враг женщины или мужчины, поскольку он мешает добиваться успеха, угнетает человека, вследствие чего наступает апатия.

Но и в этом случае можно избавиться от угнетающего состояния, выполнив некоторые психологические действия. В чём же заключается их польза? Когда человек находится в стрессовой ситуации, он делает непроизвольные движения, которые помогают ему успокоиться, например: ходит непрерывно по комнате, стучит пальцами по столу, вертит в руках ручку или другой предмет. Если эти автоматические упражнения превратить в идеомоторику, то есть осознанно выполнять те или иные действия, пользы будет гораздо больше. Связано это с тем, что управляемые движения непосредственно направлены на очаг возникновения психологического стресса. Среди таких упражнений можно выделить:

  • визуализацию – создание конкретных мыслей, образов, ощущений, переживаний;
  • мотивацию – упражнения, которые способны мотивировать и систематизировать;
  • восприятие – система методов, которые помогут сконцентрироваться и трезво оценить сложившуюся ситуацию, построить желаемую модель будущего.

Важно! Любое из упражнений нужно выполнять в полной тишине и спокойствии! Рекомендуется сконцентрироваться на проблеме, чтобы раз и навсегда от неё избавиться.

Полезной будет и . Это одно из важных условий для того, чтобы сохранить эмоциональное состояние. Способы профилактического контроля следующие:

  • относиться к возникающим ситуациям проще;
  • учиться позитивно мыслить;
  • избавляться от негативных эмоций;
  • смех – лучшая профилактика стресса;
  • физические упражнения;
  • релаксация;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • мечтать и фантазировать;
  • иногда – обращаться к психологу, если в этом есть необходимость.

В заключение

Итак, жизнь человека трудно вообразить без стрессовых ситуаций. Людям тяжело справиться с этим состоянием, особенно если нет поддержки со стороны близких.

Однако система упражнений, которая включает в себя психологические и физические методы борьбы со стрессом, поможет эффективно справиться с этим состоянием.

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточенностью внимания на своей личности, на переживаниях. Патофизиологической основой этих особенностей больных психастенией является патологическое преобладание второй сигнальной системы, наличие в ней очагов застойного возбуждения, инертность корковых процессов. Часто наблюдающиеся при этом навязчивые состояния (навязчивые мысли, действия, влечения) являются отражением чрезмерной инертности очагов возбуждения, а навязчивые страхи (фобии) - инертного торможения.

Задачами занятий лечебной физической культурой являются «расшатывание» патологической инертности корковых процессов и подавление очагов патологической инертности по механизму отрицательной индукции.

Решить эти задачи позволяют упражнения, эмоциональные по характеру, быстрые по темпу, совершаемые автоматически. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, исполняемой в темпе, переходящем от умеренного к более быстрому, вплоть до аллегро. Занятия очень хорошо начинать с маршей и маршевых песен. В комплекс физических упражнений необходимо широко вводить игровые упражнения, игры, эстафеты, элементы соревнований.

В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности и пониженной самооценки, застенчивости рекомендуется включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на равновесие, силовые упражнения.

При формировании группы для занятий в нее целесообразно включать несколько выздоравливающих больных, эмоциональных, с хорошей пластикой движений. Это важно потому, что больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха.

Для повышения эмоционального тонуса применяются упражнения в сопротивлении, выполняемые парами, массовые игровые упражнения, упражнения с медицинболом; для преодоления чувства нерешительности, неуверенности в себе - упражнения на снарядах, в равновесии, прыжки, преодоление препятствий.

Во время занятий методист должен всеми средствами способствовать повышению контактности больных с собой и друг с другом.

Задача - возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус больных - достигается ускорением темпа движений: от свойственного этим больным медленного темпа 60 движений в минуту до 120, затем от 70 до 130 и в последующих занятиях от 80 до 140.

В заключительной части занятия проводятся упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. Необходимо, чтобы больной покидал зал лечебной гимнастики в хорошем настроении.

Примерный комплекс упражнений при психастении

1. Построение по кругу лицом внутрь. Подсчет частоты пульса.

2. Движение по кругу поочередно в одну и другую сторону, взявшись за руки, с ускорением.

3. Движение по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением.

4. И. п. - основная стойка. Расслабиться, принять положение «вольно».

5. И. п. - основная стойка. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой) с ускорением от 60 до 120 раз в минуту.

6. И. п. - ноги на ширине плеч, руки в замок. 1-2 - поднять руки над головой - вдох, 3-4 - опустить руки через стороны - выдох. 4-5 раз.

7. И. п. - руки вперед. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением от 60 до 120 раз в минуту. 20-30 с.

8. И. п.-ноги на ширине плеч, руки в замок, 1 - поднять руки над головой - вдох, 2 - резко опустить руки между ногами с криком «ха». 4-5 раз.

9. И. п. - ноги вместе, руки на пояс. 1-2 - присесть - выдох, 3-4 - встать - вдох. 2-3 раза.
10. И. п. - стоя на носках. 1 - опуститься на пятки - выдох, 2 - подняться на носки - вдох. 5-6 раз.
11. Упражнение на сопротивление в парах:
а) стоя лицом друг к другу, взяться за руки, согнув их в локтевых суставах. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую разгибает в локтевом суставе. 3-4 раза;
б) стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Упираясь коленями в колени товарища, присесть, выпрямляя руки, затем подняться. 3-4 раза.
12. Упражнения с медицинболом:
а) стоя в круге друг за другом. Передача мяча назад за голову. 2-3 раза;
б) перебрасывание мяча друг другу двумя руками на расстоянии 3 м.
13. И. п. - стоя перед мячом. Прыжок через мяч, повернуться кругом. 4-5 раз.
14. Упражнения на снарядах:
а) равновесие - пройти по скамейке, бревну, доске и т. п. 2-3 раза;
б) прыжки с гимнастической скамейки, с коня и т. п. 2-3 раза;
в) подняться по шведской стенке, взяться руками за верхнюю рейку, в висе отвести ноги от стенки вправо и влево, 2-3 раза. Опуститься вниз, держась руками и опираясь на ноги.
15. И. п. - основная стойка. 1-2 - подняться на носки - вдох, 3-4 - опуститься на полную ступню - выдох. 3-4 раза
16. И. п. - основная стойка. Попеременно расслабить руки, туловище, ноги.
17. И. п. - основная стойка. Подсчет пульса.

Стеснительность может мешать человеку достигать своих целей и жить полноценной жизнью. В данной статье вы найдете рекомендации и упражнения, как преодолеть стеснительность .

Как преодолеть стеснительность: Иногда лучше открыто признаваться в своей стеснительности

Есть внешне стеснительные люди и внутренне стеснительные люди. Внешне стеснительные люди краснеют, запинаются, путаются в речи, нервно теребят одежду и т.д. Внутренне стеснительные люди могут казаться спокойными и невозмутимыми внешне, но внутренне они испуганы и напряжены. Часто внутренне стеснительных людей принимают за высокомерных или неприветливых, что далеко от истины.

Внешне стеснительным людям лучше прямо признаваться в своей стеснительности, так как это и так очевидно. Это поможет людям, которые общаются с вами, не притворяться, что они не замечают вашей застенчивости и не чувствовать себя неловко из-за того, что вы не смотрите им в глаза, краснеете, и т.д. Когда вы признаетесь в своей застенчивости, вы даете людям понять, что хотите общаться, хотите быть частью группы. Это помогает окружающим вас людям чувствовать себя более комфортно рядом с вами.

Что касается внутренне стеснительных людей, которые внешне выглядят вполне уверенными в себе, то бывают ситуации, когда лучше не говорить отрыто о своей застенчивости. Например, если вы на важной бизнес встрече, или вы знаете, что ваши собеседники могут использовать ваше признание во вред вам (сплетни, манипуляции и др.).

Цель открытого признания своей стеснительности не в том, чтобы заручиться одобрением окружающих людей, а в том, чтобы объяснить им, почему вы так себя ведете (не смотрите в глаза, теребите рукава, молчите и др.), чтобы они не чувствовали себя некомфортно рядом с вами. В течение разговора старайтесь внести свой вклад в общение, не молчите все время, не перекладывайте весь груз общения на плечи собеседника.

Как преодолеть стеснительность: Перенос чувства уверенности, радости с прошлых успешных событий на будущие события

Это простое, но эффективное упражнение по преодолению стеснительности и беспокойства. Вспомните событие/ситуацию из своего прошлого, когда у вас все получилось и вы чувствовали себя замечательно. Или вспомните счастливое, радостное событие в своей жизни. Закройте глаза, сосредоточьтесь на этом воспоминании: постарайтесь вспомнить свои чувства, ощущения в теле, запахи, звуки и т.д. Постарайтесь как можно ярче и подробнее восстановить то прошлое событие. Когда вы почувствуете, что воспоминание становится четким и ярким, сдавите пальцами правой руки большой палец левой руки (или наоборот, пальцами левой руки сожмите большой палец правой руки). Таким образом, вы «якорите» ощущение успеха, уверенности, радости. Теперь, в ситуациях волнения и тревоги, вы можете сжимать большой палец руки, как вы делали при «якорении», чтобы вызвать позитивные ощущения, которые вы испытывали в прошлом событии.

Например, вы на собеседовании по поводу новой работы, волнуетесь. Сожмите палец большой руки, и вы почувствуете прилив уверенности силы.

Практикуйтесь, и у вас все получится.

Как преодолеть стеснительность: Полезное упражнение НЛП

Предположим, Вам предстоит событие, которого вы боитесь (например, выступление на общем собрании). Начинайте делать упражнение, описанное ниже, за несколько дней до тревожащего вас события.

1. Сядьте удобно. Подумайте о предстоящем событии/ситуации. Наблюдайте за собой: за своими мыслями, эмоциями ощущениями в теле.

2. Представьте ситуацию ярко, как картинку, прямо перед собой.

3. Заключите эту картинку в черную рамку.

4. Посмотрите на эту картину в рамке, и силой мысли начинайте сжимать ее, пока картина не станет совсем маленькой.

5. Поместите эту маленькую картинку в рамке в нижний левый угол комнаты, пока она не станет просто черной точкой в углу.

6. Что вы чувствуете по поводу предстоящего события теперь?

Это упражнение помогает уменьшить страх перед предстоящим событием.

Послушные или застенчивые?

Застенчивые и замкнутые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребёнок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, потому что у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивые дети в коллективе стараются быть незаметными, они послушны и прилежно выполняют просьбы знакомого взрослого. Они бывают часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне такой ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

Повод задуматься

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость, очевидно, начинает мешать им и самому ребёнку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.

Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребёнка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

градус кипения

Несмотря на внешнюю неэмоционалньость, застенчивые дети испытывают такую же бурю чувств, как и другие дети, не имеющие проблем с общением. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т.д.). Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости: она развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых.

Чтобы застенчивый ребенок раскрепостился и начал меньше стесняться, дома, особенно с вами наедине или в компании самых близких людей, можно тренировать навыки актерского мастерства или командные игры.

1. Упражнение «Угадай эмоцию»

Ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает одно очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций, скажем, раздражение, возмущение, ярость. Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть маленькую сценку (либо с использованием кукол, либо вживую с соответствующим сюжетом.

Обычно застенчивые дети стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно строить гримасы на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это получается), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей.

2. Упражнение «Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи Агнии Барто. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Малышам больше подойдут стишки типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.

3. Игра «Салочки»

Самая распространенная подвижная игра, направленная на развитие подвижности, коллективизма и проявления смелости у ребенка. Водящий должен «осалить» (дотронуться) убегающего и взять его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и так, постепенно, цепочка становится длиннее. Когда цепочка станет достаточно длинной, их задача – взять в кольцо очередного убегающего. Все это требует координации совместных действий в цепочке.

4. Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»

Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5. Упражнение «Поймай мяч»

Играющие по очереди бросают друг другу мяч и называют какое-либо достоинство того ребенка, которому бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова. Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям.

6. Упражнение «Разговор с глухой бабушкой»

Ребенок как будто разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Например, где лежат бабушкины очки, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Или есть похожее упражнение «Через стекло», когда ребенок якобы общается с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должен без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", "Пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "Принеси стакан воды, я хочу пить" и т.п.

7. Упражнение «Колючий зверь»

Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат.

Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения.

Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему имя.

Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго и пушистого.

8. Упражнение «Различная походка»

Предложите стеснительному ребенку походить как:

Малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,

Горилла,

Артист на сцене.

9. Игра «Клубочек»

Вам понадобится всего лишь клубок ниток. Дети садятся в полукруг. Ведущий становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединились ниточкой, ведущий должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

10. Упражнение «Расскажи стихи руками»

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он изображает.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: