Проекты по экспериментальной деятельности в доу. Проекта экспериментирование водой в доу

Анна Сибрина
Долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности детей в детском саду «Царица-Водица»

Долгосрочный проект по опытно экспериментальной деятельности детей в детском саду «Царица – Водица » .

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам ,

Приобретают способность сами ставить вопросы. И получать на них фактические ответы, оказываясь. На более высоком умственном и нравственном уровне. В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

Введение.

Работая в детском саду , я заметила, что дети по своей природе исследователи и экспериментаторы. Ребенку с раннего возраста свойственно изучать окружающий мир. Я решила провести ряд нестандартных занятий, на которых дети могли бы заниматься опытно-экспериментальной деятельностью . Вначале я изучила методическую литературу. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир) .

Цикл разработанных мною занятии, предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» , «почему?» .

Элементарные опыты , эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания. Полученные во время проведения опытов , знания и навыки, запоминаются надолго . Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях, ставят такие же опыты дома . Учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Подготовка к проведению занятий.

Я выбрала объектом воду, потому что : это просто, доступно в тоже время многогранно и интересно.

Провожу предварительную работу : экскурсии, наблюдения, беседы, чтения, рассматривания иллюстраций, просмотр научно популярных фильмом, зарисовки отдельных явлений и т. д.

Определяю : тип, вид, тематику занятий.

Выбираю цели и задачи работы с детьми (как правело это познавательные, развивающие, воспитательные)

Выбираю пособия и оборудование.

Обобщаю результаты наблюдений (в различных формах, с целью подведения детей к самостоятельным выводам.

Прогнозирую результат.

Вырабатываю умение, действовать в определенной последовательности.

Учу соблюдать правила безопасности.

Структура занятий.

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Прогнозирование результата.

3. Уточнения правил безопасности.

4. Организация работы детей (самостоятельно, группами, с воспитателем)

5. Постановка проблемной задачи.

6. Выполнение эксперимента детьми, либо самим воспитателем.

7. Наблюдение результатов экспериментов.

8. Формирование умения делать выводы.

Очень важным методом работы, я считаю, постановку перед детьми проблемной задачи. Для того, чтобы дети могли выдвигать свои предположения (гипотезы, и уметь доказать их, или опровергнуть.

Проблемная задача должна быть понятной, вызывать интерес, определенные эмоциональные переживания и содержать новизну.

Проблемная задача должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка.

Проблемная задача может иметь различную форму (дискуссии, вопроса проблемного характера, гипотезы, проведение опытов )

Проблемная задача должна подводить детей к открытию новых знаний. Воспитатель сначала предлагает подумать, делает паузу, задает наводящие вопросы, побуждает ребенка сделать открытие.

Я использую эвристический метод. Дети сами думают, ищут ответы, решения, высказывают свои суждения, находят разные варианты решения проблемной ситуации.

Воспитатель выступает в роли партнера. (задает вопросы : подумаем вместе, я думаю так, как ты?.)

Воспитатель готовых ответов не дает, а побуждает к этому детей . Он дает возможность высказаться каждому, не оценивает ответы, а комментирует их.

Если ребенок выдвигает не правильную гипотезу, то воспитатель не отвергает её, а помогает ребенку найти правильное решение в ходе эксперимента или опыта .

Воспитатель дает ребенку возможность самостоятельно найти путь к получению новых знаний. Побуждает к анализу и самоанализу. У детей снимается страх перед ошибкой. Они учатся воспринимать не правильный ответ, не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.

Используем так же прогнозирование. (может ли вода растворить соль.)

Проблемная задача способствует развитию у детей эмоционального сопереживания, развивает воображение, находчивость, сообразительность, любознательность, самостоятельность, развивает вариантное мышление, силу воли, коммуникабельности и др. Исходя из выше сказанного, я считаю эту форму работы очень важной еще и потому, что дети подготовительной группы в этом году пойдут в школу. Где приобретенный, на этих занятиях, опыт получения знаний , им очень пригодится.

Фиксация результатов опыта .

Фиксировать результаты необходимо для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Для фиксации наблюдений мы используем блокнот, на обложке которого фото ребенка и эмблема нашего клуба. Используем следующие способы фиксации.

Ментальный способ. Сюда относится те приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации, и ускоряют извлечение её из памяти.

1. Рассматриваем объект и составляем рассказ.

2. Рассказ по памяти (отвернись и расскажи)

3. Сопоставление явлений и предметов. Умение находить в них схожесть и различие.

4. Классификация.

5. Изучение двух и более сходных процессов (растворение, и т. д.)

6. Последовательность (умение детей мыслить последовательно) .

7. Дидактические игры для закрепления полученных знаний.

8. Повторение - мать учения.

Использование готовых форм.

1. Условные знаки

2. Фотографии.

4. Схемы зарисовки.

Изобразительный способ.

1. Зарисовывания результата.

2. Записывание с помощью условных знаков.

3. Использование карт и схем.

4. Фотографирование.

ЦЕЛЬ :

научить детей опытно экспериментальной деятельности . Т. е. выдвигать гипотезу и в ходе опыта или эксперимента подтверждать или опровергать ее.

ЗАДАЧИ :

Совершенствовать представления детей о воде .

Способствовать накоплению у детей конкретных научных знаний.

Развивать мышление, любознательность.

Развивать умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы.

Воспитывать экологическую культуру

Воспитывать аккуратность, желания выполнять правила поведения в лаборатории.

Формы обучения.

*Нетрадиционные занятия по исследовательской деятельности детей ; *проведение опытов и экспериментов , *наглядная, *словесная, *чтение художественной литературы; *просмотр научно-популярных фильмов,

*проведение развлечений.

Методы и приемы :

Организационный момент;

Художественное слово;

Уточнение, опросы, игровые приемы;

Беседы, викторины;

Алгоритмы для составления модели этапов деятельности , использование условных знаков.

Опыты и эксперименты , как метод повышения познавательной активности.

Организация детей . Организация двух зон : 1зона - для проведения опытов , 2 зона - для того, чтобы дети могли записать результаты опытов .

План занятий по опытно – экспериментальной деятельности , детей старшего дошкольного возраста, по комплексному изучению воды.

Темы № Занятия

Введение 1 Открываем клуб «Капитошка» . Кто такие ученые?

Свойства воды

2 Цвет, вкус, запах, форма, текучесть.

Растворимость

9 Вода + сахар.

Вода + соль

Вода + лимонная кислота. Как правильно нюхать раствор?

Вода + сухой сок, кофе, синька. Опасные и ядовитые вещества

Вода + мыло, стиральный порошок.

Вода + жиры.

Вода + песок, глина, мел, камни. Фильтрование воды.

Состояние воды. 10 Твердая, жидкая, газообразная.

Вода в жизни растений. 11

13 Вода из овощей.

Вода из фруктов и ягод.

Питания растений.

Круговорот воды в природе. 14 Круговорот. И виды осадков.

Водоемы. 15

16 Соленые : океан, море.

Пресные : реки и озера

Итоговое 17 Научный совет.

Вступительная часть

Занятие 1.

Цель познакомить с профессией УЧЕНЫЙ. Объяснить, чем они занимаются. Предложить детям создать клуб «Капитошка» , разучить правила поведения в лаборатории.

Оборудование : глобус, портреты ученых, фотографии лабораторий.

Ход занятия.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!

Н. Рыжова

Беседа «Что такое наука?»

«Ученые – кто они такие?»

Рассматриваем портреты ученых.

Фотографии лабораторий.

В. Ребята вы хотите быть учеными? Тогда, давайте создадим, клуб «Капитошка» .

Что мы будем изучать? … послушайте стихотворение, и попробуйте отгадать, что мы будем изучать?

Работа с глобусом.

Разучить с детьми правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории.

1. Ничего не делать без разрешения воспитателя.

2. Внимательно слушать воспитателя.

3. Быть аккуратным.

4. Не спешить.

5. Не бегать и не толкаться.

6. Все записывать. (стр17)

Занятие 2.

Тема : свойства воды.

Цель : сформировать представление детей о свойствах воды : цвет, запах, текучесть, форма.

Оборудование : чайник с кипяченой водой, стаканчики, сосуды разной величины и формы, кубик, шар.

Вспоминаем, где мы можем найти воду?

Вопрос, какая она вода?

Дети выдвигают гипотезу.

Опыт №1 .

Разливаем воду по стаканчикам.

Что делает вода? Течет из чайника в стаканчик (текучесть) .

Опыт №2 .

Какой вкус у воды?

Дети пробуют воду через соломинку (безвкусная) .

Опыт №3 .

Какого цвета вода?

Бесцветная, прозрачная.

Опыт №4 .

Какая вода на ощупь?

Мокрая, влажная.

Опыт №5 .

Форма воды.

Кубик и мячик имеет форму, а вода нет. Она принимает форму сосудов, в которые ее наливают.

Изучаем условные знаки.

Вывод : вода текучая, безвкусная, бесцветная, мокрая, бесформенная. Дети с помощью условных знаков записывают результаты в блокнот.

Занятие 3.

Тема : растворимость. (Часть1) .

Цель : сформировать представление детей о том , что сахар растворяется в воде, но не исчезает в воде.

Оборудование : чайник с кипяченой водой, стаканчики, сахар, соломинки, чайные ложечки, свеча, две жестянки две прищепки.

Ход занятия.

Опыт № 1 (выполняют дети) .

Воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней сахар.

Что изменилось? (запах -, цвет -, вкус +)

Вода стала сладкая. Дети записывают в блокнот.

Вопрос : Как вы думаете, исчез сахар или нет? (дети выдвигают гипотезы) .

Опыт № 2 (выполняет воспитатель) .

Нагреваем на свечи несколько гранул сахар. Пахнет горелым сахаром.

На второй жестянки нагреваем раствор. Тоже пахнет горелым сахаром.

Сахар не исчез.

Вывод : вода растворяет сахар и становится сладкой, но он не исчезает в ней. А принимает другую форму.

Занятие 4 (часть 2) .

Тема : Растворимость.

Цель : сформировать представления детей о том , что вода растворяет соль, но только определенное количество. Объяснить понятие – насыщенный раствор.

Оборудование : пластиковые стаканчики, чайник с кипяченой водой, ложечки, соль, нитка «ирис» 10-15 см.

Ход занятия.

Опыт № 1 (выполнят дети) .

Воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней соль.

Что изменилось? (запах -, цвет -, вкус +) .

Вода стала соленая. Дети записывают в блокнот.

Вопрос. Как вы думаете, можно ли всю эту соль, растворить в стакане воды (Гипотеза детей ) .

Добавляем в раствор пол чайной ложечки соли и размешиваем. Соль перестает растворяться. Получился насыщенный раствор – от слова сытый.

Вывод : вода растворяет соль и становится соленой. Но может растворить только определенное количество соли.

Опыт № 2 .

Кристаллизация соли.

Наблюдения проводим 5-7 дней. Воспитатель предлагает детям, понаблюдать, что произойдет с опущенной в раствор ниткой.

На 3 – 4 день на нитке появляются кристаллы соли. Через 5-6 дней нитка причудливо, обрастает кристаллами соли.

Вывод : соль образует кристаллы.

Увиденное дети зарисовывают в блокнот.

Занятие 5.

Тема : растворимость (часть 3) .

Цель : сформировать представление детей о том , что вода растворяет лимонную кислоту, а так же объяснить, что вещества могут быть опасными и ядовитыми. Научить детей нюхать не знакомые вещества.

Опыт № 1 (выполняют дети) .

Воспитатель наливает в стаканчики воду и предлагает детям растворить в ней лимонную кислоту.

Что изменилось? (запах, - цвет, - вкус +) .

Вода стала кислая. Дети записывают в блокнот.

Спросить. Вкусная ли вода?

Вопрос. Как вы думаете все ли растворы можно пробовать? (дети выдвигают гипотезу)

Рассказ воспитателя. О том, что вещества могут быть не только не вкусные, но и опасными (знак) и ядовитыми (знак) .

Опыт № 2 .

Вопрос : все ли вещества можно нюхать? (дети выдвигают гипотезу)

Воспитатель приглашает, самых смелых 1-2 человека.

Нюхаем горчицу. Дети убеждаться в том, что есть вещества, которые опасно нюхать.

Учим детей правильно нюхать .

Вывод : вода растворяет лимонную кислоту и становится кислой. Существуют опасные и ядовитые вещества. Без разрешения старших ничего пробовать и нюхать нельзя.

Занятие 6.

Тема : растворимость (часть 4) .

Цель : сформировать представления детей в том , что вода растворяет сухой сок, кофе, марганцовку и синьку. Закрепить представления об опасных веществах.

Ход занятия.

Опыт № 1 (выполняют дети) .

Растворяем в воде сухой сок. Вода изменяет вкус, цвет, запах. Дети записывают в блокнот.

Опыт №2 (выполняют дети) .

Растворить в воде кофе. Вода изменяет вкус, цвет, запах. Дети записывают в блокнот.

Опыт №3 (выполняет воспитатель) .

Растворяем в воде марганцовку. Вода изменяет цвет. Нюхаем правильно – пахнет марганцовкой. Пробовать нельзя. Дети записывают в блокнот.

Опыт №4 (выполняет воспитатель) .

Растворяем в воде синьку. Вода изменяет цвет. Нюхаем правильно – пахнет синькой. Пробовать нельзя. Дети записывают в блокнот.

Вывод : кофе растворяется в воде, раствор становится коричневый, имеет вкус и запах кофе. Вода растворяет сухой вишневый сок, раствор становится вишневого цвета, имеет вкус и запах вишни. Марганцовка растворяется в воде, раствор становится разового цвета, пахнет лекарствами, пробовать нельзя. Синька растворяется в воде, раствор становится, синим, имеет неприятный запах, пробовать нельзя.

Занятие 7.

Тема : растворимость (часть 5) .

Цель : сформировать представления детей о том , что мыло и стиральный порошок, растворяются в воде, в результате чего образуется мыльный раствор. Закрепить навыки личной гигиены.

Оборудование : мисочки, натертое на терке детское мыло , стиральный порошок, чайник с водой.

Ход занятия.

Опыт №1 (выполняют дети) .

Щепотку натертого детского мыла , растворяют в теплой воде. Мыло растворилось, вода начала пенится, и стала мыльной. Такая вода хорошо удаляет грязь.

Беседа воспитателя о том, что необходимо мыть руки.

Дети хорошо споласкивают руки под краном. Результаты записывают в блокнот.

Опыт №2 (выполняет воспитатель) .

Воспитатель берет два тазика с водой. 1-ом просто вода. 2-ом растворяет в воде стиральный порошок. Вода становится мыльной и пенится. Затем берет грязный лоскут, простирываем сначала в простой в воде – не отстирывается, затем в растворе стирального порошка – отстиралось.

Результат опыта записывают в блокнот.

Вывод : вода растворяет мыло; оно нам необходима для того чтобы мыться. Стиральный порошок растворяется в воде; и нужен для того чтобы стирать вещи.

Занятие 8.

Тема : растворимость (часть 6) .

Цель : сформировать знание детей о том , что вода не растворяет жиры.

Оборудование : баночки с водой, растительное масло, сливочное масло, салфетки.

Ход занятия.

Дети рассматривают сливочное масло, на ощупь определяют, что оно жирное. Так же и растительное масло.

Опыт №1 (выполняет воспитатель) .

Опускаем кусочек сливочного масла в воду, взбалтываем. Вода помутнела, масло осталось комочком. Дети результат записывают в блокнот.

Опыт №2 (выполняет воспитатель) .

Наливаем в баночку с водой растительное масло, оно тоже не смешивается с водой, а плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые за тем снова образуют плёнку. Дети результат записывают в блокнот.

Вывод : вода не растворяет жиры.

Занятие 9.

Тема : Растворимость (часть 7) .

Цели : сформировать представления детей о том , что вода растворяет не все вещества. Показать детям фильтрацию воды. Воспитывать экологическую культуру.

Оборудование : песок, глина, камни, мел, стаканчики с водой, 2 воронки, салфетка бумажная, салфетка марлевая.

Ход занятия.

Дети рассматривают песок, глину, камушки.

Вопрос. Как вы думаете, растворяются ли эти вещества в воде? (дети выдвигают гипотезу)

Опыт №1 .

Смешиваем воду с песком – песок не растворился. Результат дети записывают в блокнот.

Опыт №2 .

Смешиваем воду с глиной – глина не растворилась. Результат дети записывают в блокнот.

Опыт №3 .

Смешиваем воду с мелом – мел не растворяется. Результат дети записывают в блокнот.

Опыт №4 .

Смешиваем воду с камнями – камни не растворяются. Результат дети записывают в блокнот.

Вывод : вода не растворяет не глину, не песок, не мел, не камни. Во всех случаях вода становится грязная – мутная.

Вопрос можно ли теперь очистить воду от этих веществ? (дети выдвигают гипотезу) .

Воспитатель объясняет смысл фильтрования.

Опыт №5 .

Половина детей фильтруют взвеси через бумажную салфетку, а другая половина, через марлевую. Результаты сравнивают и записывают в блокнот.

Вывод : бумажная салфетка лучше фильтрует воду.

Беседа о том, что нельзя пить воду, если не знаешь какая, она. Воду можно пить кипяченую и бутылизированную. Чтения русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» .

Занятие 10.

Тема : Состояние воды.

Цель : сформировать представления о трех состояние воды и их свойствах.

Предварительная работа : наблюдение на улице за сосульками.

Оборудование : вода в стакане, кусочки льда в мисочке, маленькая металлическая мисочка, свеча.

Ход занятия.

Беседа о трех состояниях воды : твердом, жидком и газообразном. Воспитатель раздает кусочки льда, дети рассматривают и отвечают на вопросы. Как мы называем воду в твердом состоянии (лед) . Какой он лед (твердый, хрупкий, холодный, тает?

Вывод : вода в твердом состоянии – это лед.

Рассматриваем воду в стаканчике – это жидкое состояние воды. Её, как и лед можно потрогать. Она тоже мокрая, но в отличие ото льда легко перетекает из сосуда в сосуд.

Вопрос : Что нужно сделать, чтоб вода стала в газообразном состоянии? (дети выдвигают гипотезу)

Опыт . Воспитатель нагревает воду, пока не появится пар.

Пар – это вода в газообразном состоянии.

Дети отвечаю на вопросы. Как называем воду в газообразном состоянии (пар) . Какой он пар (горячий, летучий, его не потрогать руками. Результат дети записывают в блокнот.

Вывод : вола бывает в жидком состоянии – обычная вода; в твердом состоянии – лед; газообразном состоянии – пар.

Занятие 11.

Тема : Вода в жизни растений. (Часть 1) .

Добываем воду из овощей.

Цель : закрепить знания детей о воде , сформировать представления детей том , что вода может находиться в растениях.

Оборудование : свекла, морковь, терка, две тарелочки, стаканчики, и марлевые салфетки, ложечки.

Ход занятия.

Закрепить полученные знания о воде. Работа с блокнотами.

Вопрос Ребята как вы думаете, есть ли вода в овощах? (дети выдвигают гипотезу)

Опыт №1 .

Воспитатель трет на терке морковь.

Дети кладут тертую морковь в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Опыт №2 .

Дети кладут тертую свеклу в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Вывод : в свекле содержится свекольный сок; в моркови морковный сок. В овощах содержится вода виде соков.

Занятие 12.

Тема : Вода в жизни растений. (Часть 2) .

Добываем воду из фруктов.

Цель : продолжать формировать представление о том, что в растениях есть вода виде сока. Учить детей добывать сок из фруктов.

Оборудование : яблоко, мандарин, вишня, терка, две тарелочки, стаканчики, марлевые салфетки, ложечки.

Повторяем предыдущий материал.

Вопрос : Как вы думаете, есть ли вода во фруктах? (дети выдвигают гипотезу)

Опыт №1 .

Дети кладут мандарин в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Опыт №2 .

Дети кладут тертое яблоко в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Опыт №3 .

Дети кладут вишню в марлевую салфетку. Выдавливают сок себе в стаканчик. Пробуют. Отмечают цвет, запах, вкус. Записывают в блокнот.

Вывод : в вишне содержится вишневый сок, в мандарине мандариновый сок, в яблоке яблочный. Во фруктах и ягодах вода содержится в виде соков.

Занятие 13.

Тема : Вода в жизни растений. (Часть 3) .

Цель : формировать представления детей о том , что вода необходима растениям. Питания растений.

Оборудование : по две коробочки каждому ребенку, семена, стаканчик с окрашенной водой, веточки традесканции, комнатное растение традесканция, схема строения растения.

Опыт №1 .

Предварительная работа. Дети приносят семена : пшеницы, овса, тыквы, гороха, и по две коробочки из- под сока. На дно коробочек кладем марлевую салфетку и одинаковые семена. Одну коробочку оставляем сухой, а в другую подливаем каждый день воду. Наблюдаем 1-2 недели. Результаты записываем в блокнот.

Опыт №2 .

Предварительная работа. Утром в банку с водой добавляем чернила красноного цвета и ставим в неё несколько веточек традесканции и салат.

Ход занятия.

Опыт №3 .

Исследования наличия воды.

Дети рассматривают листья традесканции, находят сухие листочки, трогают их. Воспитатель спрашивает : Почему они стали такие ломкие? (они высохли, поэтому быстро ломаются) . Дети трогают живые листочки. Воспитатель спрашивает : Что вы можете сказать об этом листочке? (он живой, мягкий, эластичный) Помните листочки между пальчиков.

Воспитатель предлагает детям сделать вывод, ответив на вопрос. Для чего вода в традесканции.

Вывод : сухих листьях нет воды, а в живых есть. Вода оживляет растения.

Дети записывают результат в блокнот.

Подтверждения этому мы находим, возвращаясь к опыту №1 . Дети рассматривают свои коробочки. Воспитатель предлагает им сделать вывод. Без воды растения не оживают. Вода это жизнь.

Рассматриваем проросшие растения. Корешки, стебельки, листики. Дети зарисовывают результат в блокнот.

Рассказ о питании растений.

Вывод : вода двигается от корней к листьям, снизу вверх.

Подтверждения этому мы видим в опыте №2 .

Вывод : вода двигается по растению сверху вниз.

Занятие 14.

Тема круговорот воды в природе.

Цель : объяснить детям круговорот воды в природе. Закрепить знание детей об осадках .

Предварительная работа. Просмотр мультфильма Лунтика «Круговорот»

Оборудование : схема «Круговорот воды в природе» , картинки на которых изображены : дождь, снегопад, град, роса, иней.

Ход занятия.

Рассматриваем схему «Круговорот воды в природе» .

Вывод : вода испаряясь с поверхности водоема, поднимается вверх, образует тучи, из которых выпадает на землю в виде осадков (дождь, снег, град) .

Какие осадки образует туман? (роса, иней) Результат дети записывают в блокнот.

Занятие 15.

Тема : Водоемы (часть 1) .

Цель : сформировать представление детей о водоемах (солёные, пресные) . Воспитывать умение видеть прекрасное в мире природы, ее богатство и разнообразие.

Оборудование : стаканчик с морской водой, глобус, фильм «Кто живет в море-океане»

Ход занятия.

Рассматриваем внимательно глобус, голубым цветом обозначены океаны и моря, а синенькие линии – это реки. Все это мы называем водоемы.

Вопрос. Какая вода в морях и океанах? (дети выдвигают гипотезу)

Зачем гадать, давайте попробуем. Какая вода на вкус? (соленая, не вкусная)

Вопрос. Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в такой воде? (дети выдвигают гипотезу)

Чтобы доказать или опровергнуть ваше предположение давайте посмотрим, документальный фильм.

Дети зарисовывают в блокнот запомнившихся животных.

Вывод : вода морей и океанов соленая. Не смотря на это, в ней обитает (живет) множество живых существ.

Занятие 16.

Тема : Водоемы. (Часть 2) .

Цель : продолжать формировать преставления детей о водоемах . Выучить термин «Пресные» . Ознакомить с водоемами нашей местности. Воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование : карта Хабаровского края, картинки : рыб, птиц, зверей - обитающих в нашей местности.

Ход занятия.

Дети рассматривают карту Хабаровского края. Воспитатель объясняет, что синие полосы это реки; а кругленькие голубые пятна – это озера. Широкая синяя полоса это знаменитая река Амур (Амур – батюшка) . Какой большой город стоит на реке Амур? (Комсомольск – на – Амуре, Хабаровск) .

А рядом с ним маленькая точка это наш п. Хурмули. Какая речка течет возле нашего поселка. (Хурмулинка, наша Хурмулинка несет свои воды в речку Горин; Горин в Амур; Амур в Тихий океан.

Беседа об озерах. (Эворон, Амут) .

Викторина «Кто это?»

Условия : дети берут карточки с изображениями рыб, птиц, животных и рассказывают о них.

Вывод : реки и озера – это пресные водоемы. В них и около них, обитает много живых существ. Рядом с нашим поселком протекает р. Хурмулинка, она несет свои воду в знаменитую реку Амур.

Занятие 17 (итоговое) .

Научный совет.

Дети заходят под музыку В. Шаинского «Синяя вода» . Дети проходят и садятся на стульчики.

Воспитатель : Сегодня наш клуб «Капитошка» закрывается. И мы должны определить, можно ли вам присвоить звания «научный сотрудник» . Тем, кто будет правильно отвечать на вопросы, мы будем вручать фишки. У кого фишек не окажется того не сможем назвать «научным сотрудником» (таких не должно быть, а тот у кого фишек будет больше всех, получит специальный приз – книгу. А для этого вам необходимо вспомнить полученные в нашем клубе знания. Сегодня к нам пришли профессора (2-3 воспитателя) . Они посмотрели ваши научные наблюдения (блокноты, и тем, кто аккуратно их заполнял, вручаем фишки 1-5 фишек.

Викторина.

Проходит по принципу «вопрос – ответ» .

Ребенку вручается 1-3 фишки, в зависимости от полноты ответов. Для того чтобы ответить на вопрос ребенок может пользоваться своими записями.

1. Какие свойства имеет вода?

2. Какие вы знаете вещества, способные растворятся в воде?

3. Какие вещества, не растворяются в воде?

4. Можно ли очистить воду? И как?

5. В каких трех состояниях бывает вода?

6. Нужна ли вода растениям?

7. Как вода попадает в растения?

8. Нужна ли вода животным?

9. Нужна ли вода людям?

10. Какие бывают водоемы?

11. Кто живет в морях?

12. Кто живет в реках и около них?

13. Какие осадки бывают летом?

14. Какие осадки бывает зимой?

Физкультминутка. «К речке быстрой»

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на пояс)

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руки)

Делать так руками нужно :

Вместе – раз, это брасс, (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль (круги руками поочередно вперед)

Все, как один, плаваем как дельфин. (Прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

Конкурс. Угадай-ка?

Дети на слух отгадывают звуки : шум дождя, град, вода из крана, наливаем воду в чашку….

Воспитатель. Сейчас дети подойдите к профессорам и по очереди сдайте им свои фишки. А пока профессора будут подводить итоги. Мы с вами посмотрим фокусы с водой.

1. Волшебные стаканчики (разноцветная вода) .

2. Достать монетку из стаканчика не намочив рук (фокусник предлагает сделать это всем детям, затем достает помощью магнита).

Профессора вручают детям дипломы, каждому ребенку присваивается звания «научного сотрудника» , а лучшему вручают книги.

Положив дипломы на стульчики, дети танцуют под музыку «Синяя вода»

(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)

Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)

Поле без следа,

Без конца и края. (Кружимся на месте.)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками.)

К морю синему,

Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)

Поскорей неси меня,

Синяя вода. (Присели, обхватили Плечи руками.)

Результат.

Я убедилась в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей . Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность , воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.

Литература :

Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П : ДЕТСТВО – ПРЕСС , 2007

«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет , Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы - составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград : Учитель, 2011.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Надеемся, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию

Опытно-экспериментальная деятельность Проект: «Волшебница-вода» Муниципальное Автономное Учреждение Дошкольного Образования г. Ялуторовска «Детский сад 10» Лещевая Наталья Владимировна Муниципальное Автономное Учреждение Дошкольного Образования г. Ялуторовска «Детский сад 10» Лещевая Наталья Владимировна


Цель: Помочь детям направить и развить их любознательность. Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.Цель: Помочь детям направить и развить их любознательность. Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Задачи: Подвести детей к пониманию, что вода-это жидкость, она может течь. Но она не имеет запаха, цвета, формы, вкуса, но может принимать вкус, цвет, запах, форму при определённых условиях. Выяснить свойства снега, льда и что с ними происходит в тёплом помещении; развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств; объяснить связь снега, льда и воды. Развивать тактильное восприятие температуры воды и воздуха. Продолжать развивать умение выдвигать гипотезы, и работать над умением заменять действия символическим изображением.




«Где прячется вода?» Цель: Вывод: «Где прячется вода?» Цель: Уточнить представления о том, что вода может быть разной температуры (теплая, горячая, холодная.) Взаимодействие воды, снега и температуры (пар). Вывод: вода может принимать различную форму при разных температурных условиях.


«Как лёд и снег превращаются в воду?» Цель: Вывод: «Как лёд и снег превращаются в воду?» Цель: что быстрее растает и больше даст воды? Вывод: в тепле лёд и снег тают. Сосулька плотнее, дольше тает и больше даёт воды, а снег рыхлый, быстро тает и даёт меньше воды.


« Вода-растворитель?» Цель: показать, что вода прозрачная, бесцветная, сквозь неё видны предметы, а некоторые ещё и растворяются в ней. Вывод: не всё может раствориться в воде; вода может приобрести цвет и вкус в зависимости от растворённых в ней веществ.






Результат исследовательской деятельности. Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде. Узнали что вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса но при определённых условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус. Водой можно смыть грязь. Сделали вывод, что сосулька даёт больше воды потому что она плотнее, твёрже, а снег мягкий и рыхлый поэтому и воды даёт меньше. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во всё. Научились графически зарисовывать свои наблюдения и выводы. Мы вместе достигли поставленной цели, и выполнили все задачи в этом проекте. Мы узнали многое о воде. Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде. Узнали что вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса но при определённых условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус. Водой можно смыть грязь. Сделали вывод, что сосулька даёт больше воды потому что она плотнее, твёрже, а снег мягкий и рыхлый поэтому и воды даёт меньше. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во всё. Научились графически зарисовывать свои наблюдения и выводы. Мы вместе достигли поставленной цели, и выполнили все задачи в этом проекте. Мы узнали многое о воде. Вода-это добрый помощник человека.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 38

« Левушка»» города Белово

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Поиграем с водой»

Подготовили воспитатели

2 младшей группы « Ромашка» МБДОУ

детского сада № 38 города Белово

И.С.Баумгертнер, Т.Н.Сивохина

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Актуальность проекта

Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГОС - дети должны научиться самостоятельно, добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты)

Вид проекта:

Опытно - экспериментальный

Сроки реализации проекта:

Участники проекта:

Дети дошкольного возраста, воспитатели.

Планируемый результат:

расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Материалы и оборудование:

емкость для игр с водой, игрушки, камушки, лейки, ведерки, пластмассовые стаканчики. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, черная краска, бумажные квадратики с рыбками. Аквариум с рыбкой, комнатные растения. Заготовки из цветной бумаги водоросли, камушки, аквариум, клей.

Цель проекта

Расширить знания детей о воде и ее физических свойствах. Подвести к пониманию того, что вода обладает свойствами. Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности

1. Расширять знания детей во 2-ой младшей группе (дети 3 - 4лет) о воде, ее физических свойствах и роли в окружающем мире.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

3. Познакомить с физическими и химическими свойствами воды в опытно-экспериментальной деятельности.

4. Обогатить словарь детей за счет слов: вода, водичка, прозрачная, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, поливать, купать.

5. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность.

6. Получать удовольствие от выполненной работы в коллективе.

Реализация проекта в три этапа.

1. Подготовительный

Составление проекта.

Подготовка к реализации проекта.

Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности.

2. Основной

Чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».

Беседы: «Водичка, водичка, умой мое личико…» «Зачем нужна вода»

Дидактические игры: «Кто где живет», «Капельки и тучка», «Купание куклы»

Наблюдения: «За трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя», «За дождем из окна», «На прогулках за лужами, образовавшимися после дождя».

Проведение опытов: «Свойства воды (капает, разливается, льется, плещется)», «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут)».

3. Заключительный

Итоговое занятие «Вода и ее свойства»

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз. (банка с рыбкой, закрытая салфеткой) Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:

Под водой всегда она,

Молчалива и скромна.

Можно дома содержать,

Лишь водички капельку набрать.

Голова, хвост, плавники,

Ее знаешь точно ты.

Отвечаешь же, делай выбор,

Дети знают, это…РЫБА!

Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла рыбка.

Воспитатель.

А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)

Какая у рыб вода?

Дети. Чистая, прозрачная.

Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?

Дети. Без воды рыбка погибает.

Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.

Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.

Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).

Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.

Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Дети. Ни чем.

Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?

Дети. Нет запаха.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.

Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети. Нет.

Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?

Дети. Рыбок.

Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?

Дети. Не чего.

Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода?

Дети. Вода - это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.

Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?

Дети. Пить, варить пищу, купаться, купаться, стирать белье и т. д.

Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.

Физминутка

Рыбка плавает в водице, - плавные движения руками перед грудью

Рыбке весело играть. - хлопки в ладоши справа и слева от головы

Рыбка, рыбка-озорница, - грозим пальчиком

Мы хотим тебя поймать! - обнимаем себя

Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»

Воспитатель. Ребята, а вы хотите сделать для своих бумажных рыбок аквариум? И так начинаем.

Дети создают аквариум для рыбки из готовых отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них композицию по своему желанию.

Воспитатель. Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.

Список используемых источников

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. ,2010.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград

«Дети раннего возраста в детском саду» Е. Н. Жердева

Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».

Крылова С. В. «Здоровьесберегающее пространство в детском саду» (проектирование, тренинги, модели занятий).

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 248 комбинированного вида»

ПРОЕКТ

«Детское экспериментирование в ДОУ»

Воспитатель:

Баженова Ю.Г.

Новокузнецк, 2014

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

Вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязе в.

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке собственной педагогической технологии. Итогом проведенной работы стали разработка и апробация методического и дидактического материала, создание условий для организации поисково-экспериментальной деятельности.

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Объем проекта : работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю; открытое занятие для педагогов: «Удивительные свойства воздуха»; консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Цели:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения

ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического

эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать,

развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,

установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год.

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

* Непосредственно образовательная деятельность;

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с ИЗО тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Трудности в работе:

Создание лаборатории.

Воспитание научности познания - шаг от бытового уровня рассуждений к научному.

Планирование работы.

Планирование непосредственно образовательной деятельности.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

2 неделя

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

Дать детям представление об очистке воды.

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

3 неделя

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: