Проекта экспериментирование водой в доу. Долгосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности детей в детском саду «Царица-Водица

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 203»

Программа краткосрочных образовательных практик

«Школа волшебников»

Руководитель практик: воспитатель

Нурдинова Юлия Сергеевна

Пермь, 2015.

«ШКОЛА волшебников»

Пояснительная записка

Данный проект предназначен для проведения развивающих занятий по ознакомлению с окружающим миром в средней группе средствами детской опытно - экспериментальной деятельности.

Дети сами по себе уже исследователи. Их любопытство не знает пределов. Они все хотят потрогать, сделать самостоятельно. И в этом им нужно помогать. Именно с в опытной форме проще, доступнее, нагляднее можно ответить на множество детских «как?», «почему?», «откуда?» и т.д. Тем более что когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается просто, прочно и надолго.

* Цель: развитие способностей ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира (Расширение кругозора дошкольников в области магнитного притяжения, воздуха, свойств воды и бумаги).

* Задачи:

1) Дать детям представление о магните, особенностях воды и воздуха, поведении бумаги при различных операциях с ними.

2) Ф ормировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух), а также к знакомым предметам через открытие их новых сторон (магнит, бумага).

3) Создать «лабораторную» среду и развивать интерес к познанию мира исследовательским путем, закрепляя в то же время умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.

4) Способствовать развитию грамотной речи и расширению словарного запаса, активизировать в речи детей слова и словосочетания:

- притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы, магнитное поле;

- прозрачная, мутная, разноцветная,талая;

- прозрачный, бесцветный, форма, бесформенный;

- мнущаяся, рвущаяся, легкая.

* Возраст : Данная программа рассчитана на 4 занятия на детей среднего дошкольного возраста (4-5лет) по 10 человек в подгруппе. Длительность занятия - 20 минут.

* Форма проведения: игровые и опытно-экспериментальные моменты.

В начале занятия воспитатель «уводит» детей в мир магов и предлагает самим им стать колдунами-чародеями. Воспитатель в это время загадывает загадки, читает стишки, достает интересные предметы-сюрпризы из волшебного сундучка, мотивируя таким образом их на дальнейшую работу.

Каждое занятие условно разделено на 3 части , где в 1й дети знакомятся с новым, наблюдают, во 2й - пробуют свои волшебные силы на практике, а в 3й - зарисовывают, что было сделано и формулируют выводы.

В итоге каждый овладевает необходимыми в жизни знаниями о знакомых вещах, которые далее он сможет использовать дома (или в любом удобном для этого месте).

* Оборудование для мини лаборатории:

1) Приборы: магниты, скрепки, гайки, гвоздики, чайные ложки

2) Емкости: контейнеры, тарелки, пластиковые и стеклянные стаканы

3) Материалы: бумага, газета, вода, снег, соль, сахар, земля, крупы, мыло жидкое, акварельные краски, коктейльные соломинки.

Работа вся направлена на создание условий для сенсорного развития (развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ) через знакомство с реальными предметами и явлениями окружающего мира. А значит, предположительно конечным продуктом должны стать новые умения, которые могут быть применены ребенком в повседневной жизни.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1) о природе: снег, вода, ветер (движение), притяжение

2) о материалах: земля, бумага, дерево, резина, пластмасса

3) о предметах: магниты, железные предметы

II Содержание программы

«Что притягивает магнит?»

«Сухие ручки»

«Догонялки»

«Золушка»

«Паровозик»

«Волшебница вода»

Бумажные кораблики.

Вода в разных сосудах (5мин)

«Какая она вода»

«Белый снег пушистый»

«Тонет - не тонет»

«Радуга»

Новые Знания и умения об известных детям вещах, которые они смогут применять, играя, вне «лаборатории волшебников»

«Невидимка воздух»

Загадка (2мин)

«Игра с веером, флажком»

«Коктейль»

«Чудо - мешок»

«Поющий воздух»

Новые Знания и умения об известных детям вещах, которые они смогут применять, играя, вне «лаборатории волшебников»

«Бумажные опыты»

Виды бумаги

«Неженка»

«Замарашка»

«Тонет-не тонет»

«Шепчущая»

«Рвущаяся»

Новые Знания и умения об известных детям вещах, которые они смогут применять, играя, вне «лаборатории волшебников»

«ВОЛШЕБНЫЙ МАГНИТ»

ЦЕЛЬ работы:

Знакомство с магнитом и его свойствами и особенностями

Формирование представлений о явлении «магнитное притяжение».

ЗАДАЧИ:

1. познакомить детей со свойствами магнита;

2. сформировать у детей познавательный интерес к магниту;

3. развивать познавательную активность у ребенка в процессе знакомства с магнитом.

4. учить экспериментировать с предметами, с целью поиска их свойств, при работе с магнитом;

5. формировать умение устанавливать отношения между предметами и явлениями;

6. развивать умений делать выводы из увиденного и сделанного;

7. воспитывать положительное отношение к практической экспериментальной деятельности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: МАГНИТ.

Метод исследования: опытно-экспериментальный.

Ожидаемый результат: дети приобретут опыт в исследовательской деятельности.

Предварительная работа: показать магнитный театр «Репка»

Ход работы

Дети, я приглашаю вас сегодня отправиться в Страну Волшебства, а магами-волшебниками станем сами мы с вами.

Берется небольшой металлический предмет. Главное - чтобы избранный для фокуса предмет взаимодействовал с магнитом. Воспитатель садится за стол. Левую руку убирает под стол (в ней находится магнит), а правой, для отвлечения внимания, аккуратно кладет на середину стола металлический предмет (придумать предмет!). Надо показать детям, что предмет не закреплен, и что он может свободно перемещаться по столу.

Раз, два, три, волшебство, приди!

Предмет на столе начинает двигаться (в стороны за магнитом под столом).

Пока дети заняты наблюдением за передвижением предмета, воспитатель достает Волшебный сундучок, в котором лежит магнит. Можно попросить одного ребенка его открыть и достать то, что там находится. Ребенок достает магнит.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Магнит.

Воспитатель: А все знают, для чего он нужен и как работает?

Дети: Магнит притягивает к себе железо.

Природные магниты – это кусочки магнитного железняка, магнетита. С древних времён было замечено его свойство «любить» железо.

Раздать детям магниты.

Начали знакомство с рассматривания и тактильного обследования «школьного» магнита.

Отвечая на вопрос «Что вы можете сказать о магните?», выяснили, что магнит тяжелый, холодный, гладкий, разноцветный, походит на... (овал, на ручку чайной чашки, на подкову-зависит от формы).

Воспитатель: А теперь мы с вами посмотрим, как магнит умеет творить чудеса.

Опыт №1 «Что притягивает магнит? »

Размышляя над вопросом «А всё ли притягивает магнит?», дети предположили, что магнит притягивает только металлические предметы. Было предложено детям проверить на практике их догадки. На пластиковой тарелке находятся предметы из пластмассы, дерева и железа. Перед началом проведения опыта необходимо напомнить детям правила безопасного обращения с мелкими предметами. Подносим к тарелке магнит и смотрим, что произойдет. На наших главах магнит вмиг притянул к себе железное, а все остальное не тронул.

Вывод: магнит притягивает только предметы из железа. Так нам удалось разделить предметы на две группы: предметы из металла и неметаллические предметы. Способность магнита притягивать предметы, называется магнитным притяжением.

Опыт №2 «Сухие ручки »

Для проведения опыта нам понадобился прозрачный стакан с водой, магнит и металлические скрепки и небольшие гвозди. Скрепки и гвоздики я поместила на дно стакана и предложила детям достать их при помощи магнита. Дети выдвинули 2 гипотезы: 1 -- «В воде магнит не может притягивать предметы». 2 - «Магнит притянет к себе скрепки». Подносим магнит к стакану … и видим, что первое предположение детей оказалось ошибочным. Магнитное притяжение действует в воде. И мы достали все предметы из воды, не замочив ни одного мальчика.

Вывод: Вода не мешает «работе» магнита, магнитные силы проходят через воду.

Опыт №3 игра «Догонялки»

В ходе проведения опытов и экспериментов с магнитом детей заинтересовал вопрос: «Можно ли заставить магнит двигаться?». Оказалось, чтобы магнит «ожил» и начал передвигаться (например, как мы уже видели, по крышке стола), нужно другой магнит передвигать под крышкой стола. В результате получилось занимательная игра. Магнитные «догонялки» вызвали у ребят радостное настроение.

Вывод: магнитное притяжение действует через крышку стола.

Опыт №4 «Золушка»

В тарелку с крупой кладем скрепочки и перемешиваем так, чтобы они были не видны. А при помощи магнита, поднеся его к тарелке, достаем все спрятанные скрепки.

Опыт №5 «Паровоз»На столе рассыпаем скрепки, берем магнит и начинаем двигаться, проходят от одной скрепки к другой. Сначала примагничивается одна скрепка, потом вторая, потом третья и так одна за другой,и получается целый поезд с вагонами.

Итог занятия:

Воспитатель: что нового вы сегодня узнали о магните?

Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, картон, дерево, магниты притягиваются друг другу, магнит действует на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его чудесные свойства?
Дети: магнитные буквы, магнитный театр.
Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно сегодня поработали, узнали много нового и интересного о магните, и я в знак благодарности приглашаю вас посмотреть мультфильм «Фиксики «Магнит».

II « Волшебница вода»

Воспитатель - образ воды (голубой ободок с лентами).

Музыка - ручей, капель и т.п.

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог

И никто здесь не промок.

Я - Вода-Волшебница, пришла в гости, узнать, насколько хорошо вы меня знаете. А пришла я не с пустыми руками: у меня для вас подарки - бумажные кораблики. За окошком весна, скоро побегут ручейки, и вы сможете по ручьям пустить мои кораблики.

Все знакомы с водой? Знаете что это такое? Расскажите-ка мне про нее. Ответы.

1. Какая она вода
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества, меняет окраску при растворении в ней красящего предмета, имеет вкус, если добавить).

Учить детей устанавливать простейшие связи между явлениями и предметами (снег - это форма существования воды)

Условие: тепло или холод.

3. «Тонет - не тонет»


Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

4. «Радуга»

Материалы: Стакан прозрачный с водой, кисть, краска.


III «Невидимка Воздух»

Цель занятия: формировать представления детей о воздухе, его свойствах и способах его обнаружения.

Задачи:

Дать знания о том, что воздух – условие жизни всего живого.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к окружающей среде.

Звучит музыка ветра.

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)

А кто-то из вас, ребята, видел воздух? Нет? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

1. Игра с веером, флажком и султанчиком

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением;

Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Движение воздуха-это ветер.

Давайте сделаем из листа бумаги, что вы видите перед собой, веер. Помашите веером перед своим лицом. А теперь сделайте то же самое флажком. А теперь султанчиком. Что вы все три раза почувствовали? Правильно, ветер, почувствовали, как воздух движется. То же самое будет, если мы включим вентилятор. На нас начнет дуть достаточно мощный ветерок. Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Итак, воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. Попробуйте еще раз ощутить воздух на себе, подув на свои ладошки.

Цель: показать, что воздух можно увидеть и потрогать.

Есть еще способ увидеть воздух. Перед вами стаканы с водой. Давайте капнем в него немного жидкого мыла, а теперь в озьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что, по-вашему, выходит из воды с пузырьками? Естественно, воздух! Пузырьки – это и есть воздух. воздух легче воды - пузырьки на поверхности стакана. Воздух находится везде.

3. «Чудо-мешок»

Цель: учить, что воздух находится везде вокруг, а еще его можно поймать.

А теперь мы возьмем обыкновенный пакетик (целлофановый мешочек) и сделаем из него настоящую ловушку: поймаем в него воздух.

Так, мы его поймали.. Вы его видите? Правильно, нет, так как он бесцветен и прозрачен. Зато мы видим, что мешочек приобрел форму, стал упругим, а все потому, что там воздух.

4. Шарик

Цель: показать, что воздух обретает форму предмета, который наполняет.

Используем в данном опыте разные по форме и величине воздушные шары.

Надуваем. Получаем: бесформенный предмет обретает форму благодаря тому, что внутри находится воздух.

А вот если мы с вами сейчас развяжем наши шарики и отпустим, то проведем так еще один эксперимент: услышим как воздух «разговаривает».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

5. Поющий воздух.

Мы только что, отпустив надутый шарик, услышали с вами, как воздух разговаривает. А теперь можем услышать и как он умеет петь и кричать. Чтобы в этом убедиться, вы можете взять со своих столов дудочки и свистки и подуть в них. Через специальные отверстия в музыкальных игрушках воздух проходит и оставляет звонкий след. Обратите внимание на то, что из разных инструментов извлекаются разные звуки.

Итак, когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе?

    Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

    Воздух невидим, прозрачен.

    Воздух может двигаться.

    Воздух может придавать форму бесформенному.

    Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Какой из опытов вам больше всего понравился? О каком свойстве воздуха он нам рассказал?

IV «Бумажные опыты»

«Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется).

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

По группе разложены снежинки (белая бумага) и цветочки (цветная бумага).

Какое время года за окном? Правильно, весна. Весной у нас тает снег и появляются первые цветы. Давайте мы с вам соберем все снежинки и цветочки, которые оказались в нашей группе. Из чего все они сделаны?

Ребята, потрогайте лепесточки у цветов. Заметили? У них все лепестки разные: одни - толстые, вторые - совсем тоненькие, третьи - мягкие (бархатные). Давайте вновь отправимся в нашу лабораторию и узнаем, что же еще скрывает от нас бумага.

1) «Неженка»

Материалы: контейнер с водой, салфетка.

Опускаем салфетку в вод. Достаем. Рвется.

Вывод: салфетка (очень тонкая, поэтому) быстро намокла и стала рваться. Эта бумага боится воды.

2) «Тонет - не тонет»

Материал: тетрадный лист (2шт), газета (2шт), контейнер с водой

а) кладем в воду лист из тетрадки - плывет

кладем газету - держится на плаву, но намокает и вскоре опустится на дно.

б) сомнем в комок оба листа бумаги и также бросим в воду. Комки плывут, оставаясь на поверхности воды.

Вывод: бумага легче воды - не тонет

3) «Замарашка»

Материалы: белый лист А4, цветные карандаши.

Рисуем солнце или тучку (в зависимости от цвета карандаша у ребенка)

Вывод: на бумаге можно рисовать.

4) Шепчущая бумага

Материалы: разные виды бумаги

Начинаем «стирку». Слышите? Бумага умеет разговаривать! Причем каждая по-своему: какую-то еле слышно, а другая - шуршит.

5) Рвущаяся

Материал: разные виды бумаги

Попробуйте порвать лежащие перед вами листы. Заметили? Салфетки рвутся очень просто, газета уже требует усилий, тетрадный лист и цветная бумага еще сложнее поддаются вашему заданию, а картон порвать тяжело.

Вывод: бумага имеет разную толщину, от которой и зависит ее плотность, и чем плотнее она, тем большей силы требует.

Заключение

Итак, надо сказать, что в процессе развития дошколят большое значение имеют не только сюжетно-ролевые игры, но и экспериментальная исследовательская деятельность. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение совместных и самостоятельных опытов с использованием простых, доступных, подручных материалов дает новые знания об окружающем мире и умения, активизирует для дальнейших поисков и открытий.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны, поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере опытов и игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.

Итог курса: опыт совместной и самостоятельной исследовательской работы, новые знания и умения.

Литература:

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Сфера, 2002. - 111 с.

3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Начальная школа, 2009. - 159с.

«Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

4. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Учитель, 2002.-160с.

5. Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст: учебное пособие / И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с. – (Воспитываем, обучаем дошкольников) .

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - М: Аркти, 2008. - 64с.

7. http://www.maam.ru/detskijsad/

Екатерина Хлебушкина

Детям по своей природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая окружающий мир, ребенок, стремится рассмотреть предмет, потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Но не всегда это возможно сделать в окружающей обстановке. Дети часто слышат нельзя, не трогай, вырастешь, узнаешь и т. д. Но взрослые не задумываются о последствиях таких высказываний в сторону ребенка. Ребенок закрывает свой любознательный мир от взрослых и действует украдкой, чтобы никто его не видел, тем самым не зная об элементарной безопасности, вредит себе и окружающим. На базе детского сада я открыла удивительное место , где не надо прятаться, чтобы узнать ответ на свой вопрос - «Лабораторию Удивительных Наук » . Это отдельное помещение, в котором дети – «ученые» стали задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности. А эксперимент , самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, анализировать и делать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель проекта :

Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Экспериментаторской деятельностью помочь дошколятам найти ответы на интересующие их вопросы.

Учить видеть и выделять проблему эксперимента , ставить перед собой цель эксперимента , отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

Развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.

Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.

Включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.

Признания за ребенком права на существование собственного мнения.

Задачи проекта :

Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке) .

Прогнозирование результата.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования .

Выполнение эксперимента .

Наблюдение результатов эксперимента .

Фиксирование результатов эксперимента .

Формулировка выводов.

Участники проекта :

Дети дошкольного возраста (5-7 лет)

Воспитатель

Родители

Этапы реализации проекта (по возрастным группам : старшая и подготовительная) :

1. Ознакомительный : знакомство с лабораторией , чтение литературы, знакомство с правилами безопасности при работе в лаборатории , изучение значков безопасности. Экскурсия в музей.

2. Практический : реализация проекта – занятия на интересующие темы, опыты, выводы, фиксирование результатов.

3. Итоговый : подведение итогов работы над проектом , изготовление открытки, стенгазеты, торжественное мероприятие.



Достигнутые результаты : К концу первого года проекта , дети стали свободно общаться между собой и высказывать свое мнение на интересующие их темы. Стали интересоваться окружающим миром. Стали более собранные и внимательные на занятиях, аккуратные к своему здоровью, соблюдая элементарные правила безопасности. А я в свою очередь благодарна им за любознательность и счастливую, интересную жизнь, которую я проживаю вместе с ними в нашем детском саду.

Публикации по теме:

Долгосрочный педагогический проект «Лаборатория Почемучки» ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧЕМУЧКИ Цель: формирование познавательной мотивации и активности у дошкольников, привитие.

Каждый год мы создаем огороды на окне, где дети наблюдают за ростом растений. И когда огород выглядит не обычно это всегда интересно, а.

Организованно образовательная деятельность по экспериментированию «Научная лаборатория» Цель: Ознакомление детей со свойствами воды. -Развивать навыки проведения познавательно - исследовательской деятельности с помощью лабораторных.

Проект исследовательской деятельности «Лаборатория огородных наук» Все мы знаем, что наши маленькие дети по природе своей- исследователи. Открыть,изучить,исследовать-это их первые шаги в неизведанное, тайное,.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Лаборатория любознательных гномов» Тема проект: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» Творческое название проекта «Лаборатория.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Актуальность проекта:

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Это актуальная проблема в наше время. Дети с удовольствием познают окружающий мир в опытно-экспериментальной деятельности, находят ответы, задают много вопросов, развивают детскую любознательность, пытливость ума, формирует познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Детские эксперименты — один из видов деятельности дошкольника. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой, песком, снегом. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создали исследовательскую лабораторию, где дети проводили простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Надеемся, что результаты будут успешными.

Скачать презентацию

1. Титульный лист.

Проект «Чудо в песочнице».

Разработан для среднего и старшего дошкольного возраста

Подготовили:

Воспитатели МБДОУ

детского сада №28

средней группы Серикова О.А.

Супрун Е.П.

Старшей группы Литвинова И.В.

Студентка БПК Малькова А.А.

2. Тип проекта: исследовательский

3. Вид проекта: краткосрочный (неделя)

4.Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста(4-6 лет), воспитатели, специалисты, родители, студентка БПК Малькова А.А.

Место проведения: территория сада и групповые комнаты.

5. Краткая аннотация (пояснительная записка). Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в пространстве.

Этапы разработки плана Воспитатель Серикова О.А. обсудила предстоящую работу со своими коллегами, администрацией, предложила студентке БПК Мальковой А.А. принять участие в работе по проекту и помочь разработать примерный план работы для достижения поставленной цели, оформить проект. Затем воспитатели познакомили с планом родителей групп, внесли дополнения, рассмотрели предложения. И только потом согласовали план работы с администрацией и специалистами сада, которые утвердили проект на реализацию в детском саду. Все участники подошли к работе ответственно и поэтому считают этот проект очень удачным.

Проект разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни. Длительность проведения для детей всех возрастов: неделя. Нами была выбрана третья неделя июля, время, когда установилась жаркая погода необходимая для быстрого проведения опытов и экспериментов и достижения их результатов. Время, когда детям днём хочется спокойно играть, а воспитателям нужно максимально обезопасить детей от перегревания и солнечного удара.

Контроль за выполнением проекта осуществляла администрация детского сада и в дальнейшем оценила работу всех участников проекта на отлично..

6. Актуальность.

Проблема: опыты и экспериментирование – это то, что помогает узнать окружающий мир полнее, взглянуть на него по новому, обеспечивает разносторонее развитие и доставляет радость?

7. Цель и задачи проекта

Цель проекта для среднего возраста (4-5 лет ): сохранение интереса детей к познанию, через создание условий для обогащения сенсорного опыта в игре с песком и экспериментировании.

Цель проекта для старшего возраста (5-6 лет ): ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека, развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму средствами песочной игротерапии.

Задачи проекта :

Пополнять знания детей о песке и его свойствах, формировать у детей интерес к познанию.

Развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук,

Закреплять знания о изменениях, происходящих в природе летом.

Развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление.

Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней.

Повышать интерес родителей к работе сотрудников сада путём просветительской работы, привлечение внимания к жизни их детей в детском саду; а так же привлечение их к оформлению фото и видеоматериалов совместно с детьми.

Задачи проекта для старшего возраста (5-6 лет):

Углубление и систематизация знаний о песке, особенностях его строения, возможности использования.

Развитие потребности в приобретении новых знаний о песке.

Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, художественной) . Использование различных методов и форм (исследовательский, игровой, экспериментирование; практические действия и др.) при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка.

8. Основное содержание проекта (описание путей и методов и форм работы достижения поставленных целей).

Использование различных методов и приёмов:

Игровые методы:

Воображаемая ситуация

Дидактическая игра

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Нами была запанирована предварительная работа:

Чтение стихов о природе и явлениях природы;

рассматривание иллюстраций;

наблюдение за сезонными изменениями в природе, происходящими летом; игры с песком;

приобретение и размещение оборудования;

создание условий для съёмки;

подготовка материала к презентации.

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Чудо в песочнице» будут одинаково заинтересованы в получении положительных результатов, относиться к проблеме проекта серьёзно и принимать активное участие. И тогда проект можно будет признать реализованным успешно.

Перспективный план организации песочной недели с организацией мероприятий

Песочная неделя (нами запланирована на третью неделю июля).

Понедельник. Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

Проведение конкурса построек из песка (Для всех детей)

для среднего возраста (4-5 лет)

«Куличики». Организация игры «Магазин угощений».

Подведение итога конкурса на «Лучший городок» Обыгрывание построек с машинками и фигурками людей построенных городков.

Для всех детей: вручение призов победителям (Наборы для игры в песок)

Проведение экспериментов с песком для среднего возраста (4-5 лет)

Исследование свойств песка сухого и влажного с использованием презентации «В гостях у Миши». Использование в проведении опытов и экспериментов разного оборудования: увеличительные стекла, стеки, мельницы-вертушки, лейки, лопатки и формы.

Опытно-экспериментальная деятельность для старшего возраста (5-6 лет)

В ходе работы старшие дошкольники (5-6 лет) знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка, строением песка, в результате опытов детьми были установлены следующие свойства песка:

Исследуем свойства песка. Находим ответы на вопросы:

Песок сухой

Песок мокрый

куда пропадает вода, налитая на песок?

Вода впитывается песком и он становится влажным (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается)

Она впитывается и делает песок жидким (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается)

Из чего состоит песок?

Видны формы песчинок, он сыпучий

Не видны формы песчинок, он не сыпучий.

Что происходит с песчинками при изменении влажности песка?

Песчинки все отдельно

Песчинки склеены

Может ли песок двигаться?

Движется

Не движется

Как меняется цвет песка?

Имеет светло - жёлтый цвет

Имеет цвет намного темнее сухого

Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи?

Хорошо пропускает воду

Хорошо пропускает воду

Можно ли лепить из песка?

Не лепится

Можно ли песком рисовать?

Можно рисовать

Можно рисовать

Сохраняет ли форму?

Не имеет формы

Сохраняет форму, пока не высохнет

Какой песок тяжелее сухой или влажный?

Легче по весу, чем влажный

Тяжелее по весу, чем сухой

Можно ли очистить воду с помощью песка?

Очищает воду

Очищает воду

С детьми среднего возраста (4-5 лет) рисование в лотках с сухим песком «Я рисую жаркую страну». Изготовление пасок из влажного песка «Дома для пустынных обитателей». Совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка». Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне»,

С детьми старшего возраста (5-6 лет) изготовление макета пустыни и рисунков детьми песком «Обитатели пустыни», лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке?»; Слушание аудиозаписи «Звуки природы и музыка»;

Родители и сотрудники в течении дня делают фотографии для выставки и альбома.

Для среднего и старшего возраста (4-5лет) Беседа об использовании свойств песка людьми в быту (очистка песком воды, чистка посуды, для ухода за домашними животными, птицами и растениями дома...) и разных производствах (строительство зданий, дорог, производстве стекла) чтобы обезопасить свою жизнь (тушение пожаров, посыпание во время гололёда дорожек, для мягкого приземления во время прыжков в длину засыпают в прыжковую яму, делают подушки на детских площадках вокруг оборудования) .

Для старшего возраста (5-6 лет) Показ презентации и беседа «Песок в нашей жизни».

Ребята узнали о значении песка в жизни человека, о чем сделали следующие выводы:

Приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок;

Используется в песочных часах (используют чаще в больнице, на кухне);

Приятно играть, строить, исследовать;

Посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться;

Используется при тушении пожара;

В строительстве дорог, домов, изготовлении стеклянной посуды;

Используют для ухода за домашними животными, птицами, рыбками;

Песок является хорошим материалом для изготовления рисунков и аппликаций, макетов, в декоративном оформлении детского сада и группы.

Закреплялись полученные знания в игровой деятельности «Мои питомцы», «Мы строители», «Пожарники», «Больница».

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Изготовление газеты «Чудо-песок», альбома фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём», обработка видеоматериала к проекту. Подготовка воспитателей к итоговому мероприятию, привлечение узких специалистов: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. На площадке рыхление песочных подушек вокруг оборудования.

Пятница. Для среднего возраста (4-5лет) Праздник песка «Песочная страна». Создание коллективной работы на песке « Песочная сказка».

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка», Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов. Концерт «Лето-славная пора, веселится детвора».

Оформление материала проекта для статьи в СМИ. Привлечь к работе по проекту коллег и родителей. Работа над презентацией по проекту «Чудо в песочнице»

Продукт проектной деятельности для среднего возраста (4-5 лет)

Продуктом педагогического проекта «Чудо в песочнице» являются:

    Перспективный план организации песочной недели.

    Фото и видеоматериал с конкурса построек, рисунков и концерта.

    Презентации «В гостях у Миши», «Песок в нашей жизни».

    Выставка фотографий «Работы детей из песка».

    Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.

    Альбом фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём»,

    Мультимедийная презентация проекта «Чудо в песочнице».

    Пополнение оборудования экспериментальной лаборатории.

    Коллекция песка.

    Картотека игр, загадок, опытов и экспериментов.

Продукты проекта для старшего возраста (5-6 лет):

1. Сборник стихов о песке, загадок;

2.Сборник игр с песком для ознакомления детей с природой и окружающей действительностью;

4. Выставка макета и фотографий рисунков детей песком «Обитатели пустыни»;

5.Выставка совместных с родителями работ детей «Песочница»;

6.Фотоальбом «Песочные сказки»;

7. Коллекция разноцветного песка;

8.Набор пособий для опытов и экспериментов с песком.

9. Ресурсное обеспечение проекта:

Информационное (литература);

Финансовое: используется оборудование и материалы детского сада;

Кадровое: студентка, воспитатели, специалисты, родители.

10. План реализации проекта (этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)

1 организационный этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.

2 практический этапы ответственные: воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.

За 3 итоговый этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели и узкие специалисты детского сада.

Контроль за выполнением проекта осуществляет администрация детского сада.

1 этап. Организационный.(1 день)

Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать?

Организовали совместный поиск информации. Обратились за помощью к студентке БПК, родителям, к интернету.

Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют.

2 этап. Практический. (2 и 4 день)

Сбор коллекции песка и систематизация информации о внешнем виде песка: строении, цветовых изменениях; значении его в жизни людей;

Беседа «Для чего нужен песок?»;

Подбор и чтение загадок, стихов, игр о песке;

Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком»;

Игры и манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук);

Детское экспериментирование: опыты с песком;

Рассматривание песка через лупу;

Рассматривание макета пустыни и её обитателей;

Чтение и обсуждение книг и энциклопедий о песке, пустынях и их обитателях;

Проведение развивающих игр «Да-нет», «Дорожка», «Попробуй, угадай», «Пройди по дорожке», «Найди цифру», «Положи куда скажу», «Иди по дорожке»;

Проведение психогимнастики «Загораем на песке».

Творческая познавательная деятельность детей:

Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

Рисование песком на тему: «Обитатели пустыни»; совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка»; лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке? »;

Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка»;

Сделать выставку совместных с родителями фотографий работ на тему: «Песочница». (3-5 день)

3 этап. Итоговый. (5 день)

Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет)

Праздник песка «Песочная страна».

Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка».

Выпуск газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.

Концерт «Лето - славная пора, веселится детвора».

Оформление материала проекта для статьи в СМИ.

Презентация проекта «Чудо в песочнице».

Поблагодарить всех, кто работал по проекту.

10. Ожидаемые результаты (результат-продукт, т. е что появится в ходе реализации проекта: книга, рисунки, фильм, методическая разработка, выставка, программа, но еще и может быть осознание, формирование чего –либо) .

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

Возможно дальнейшее продолжение проекта, т.к. он имеет много положительных сторон:

Данная проектная деятельность не предполагает сверх программного материала, а значит, не требует больших затрат.

Доступность реализации проекта предполагает его использование во всех детских садах

Осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни.

Возможность разработать проект для других возрастных групп детей, посещающих сад.

Новизна проекта заключается в том, что его реализация предполагает интегрирование работы тесном сотрудничестве педагогов разных возрастных групп и в совместной работе с родителями воспитанников, а так же с социальными партнерами ДОУ.

Проект «Чудо в песочнице».

Ожидаемый результат:

для среднего возраста (4-5 лет)

1. Обогатится сенсорный опыт дошкольников, расширится их кругозор;

2. У детей сформируются представление о том, что опыты и эксперименты помогают разобраться в разнообразии окружающего мира, найти закономерности и взаимные связи;

3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;

4. Снижение уровня подавленного настроения и капризов у воспитанников.

для старшего возраста (5-6 лет)

1.Развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков;

2. Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умения высказывать свое мнение;

3. Формирование умения сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

4.Совершенствование координации движений, мелкой моторики руки;

5.Увеличение количества детей заинтересованных экспериментированием, проявляющих желание активно участвовать в исследовательских опытах;

6. Привлечение внимания коллег и родителей к проекту, вовлечение в единое пространство «семья – детский сад»;

Материалы для экспериментальной деятельности:

Емкости с сухим и мокрым песком;

Ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;

Совки, различные сита, ведерки, миски;

Емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, детские грабли, лейки;

Пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;

Пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины, банка;

Пластиковые ёмкости с разноцветным песком;

Стаканчики (из-под йогурта, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля).

СВЕТЛАНА КАЗАКОВА
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Научные забавы»

Исследовательский проект в ДОУ

Вид проекта - Исследовательско-творческий

Участники - Воспитатели, Дети, Родители

Продолжительность - годовой

Актуальность :

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Проблема :

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование ) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Цель :

Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности .

Задачи :

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) ;

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности .

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении .

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .

Этапы реализации проекта :

1 этап – организационно – диагностический;

2 этап – формирующий;

3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат :

1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию ;

2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность ; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности , делает выводы.

Практическая значимость :

Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

1этап- Организационно – диагностический

Формы работы :

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

3. Подборка опытов с описанием проведения.

4. Организация предметно – развивающей среды.

Определение актуальности, проблемы, цели.

Создание условий для детского экспериментирования :

Подбор оборудования для проведения опытов.

Приобретение набора «Опыты с водой» .

2 этап- Формирующий

Формы работы :

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.

1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).

2. Работа с детьми :

образовательные ситуации, опыты, эксперименты , экспериментирование на прогулке , индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность , дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.

3. Работа с родителями :

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов .

3 этап- заключительный

1. Презентация- отчёт

2. Фотоальбом опытов

Формы работы :

1. Сравнительный анализ результатов

2. Перспективы

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.

Перспективный план работы с детьми :

Тема : Вода

1. «Какого цвета вода» (фокус, смешиваем цветную воду, радуга, какой цвет пропал) ;

2. «Есть ли у воды вкус и запах» (что будет если, холодная или тёплая вода лучше растворяет вещества) ;

3. «Что будет с водой на морозе» (цветные льдинки) ;

4. «Тонет – не тонет» ;

5. «Что растворяется в воде» (мыльный гриб) ;

6. «Как очистить воду» ;

7. «Чем солёная вода отличается от пресной» ;

8. «Прозрачная вода может стать мутной» ;

9. «Цветы лотоса» ;

10. «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» ;

11. «Песочные часы» ;

12. «Взвешиваем песок» ;

13. ;

14. «Песочная картинка» ; «Узоры на подносе» ; «Рисуем клеем» ;

15. «Чудесные картинки» ; «Рисунки песком» ; «Игры песком : пластиковые бутылки» ;

Тема : Воздух

1. «Что такое воздух» (сухой из воды, воздушные вихри) ;

2. «Воздух и запах» ;

3. «Воздушные фокусы» (поднимание воды, кто держит открытку, почему не льётся вода) ;

4. «Воздух имеет вес» ;

5. «Чем сильнее ветер, тем больше волны» ;

6. «Ветер двигает корабли» ;

7. «Волны» ;

Тема : Песок

1. «Исследуем песок» (эксперименты в песочнице , песочные часы, взвешиваем песок);

2. «На мокром песка….»

3. «Песочные часы» ;

4. «Взвешиваем песок» ;

5. «На мокром песке остаются следы, отпечатки» ;

6. «Песочная картинка» ;

7. «Узоры на подносе» ;

8. «Рисуем клеем» ;

9. «Чудесные картинки» ;

10. «Рисунки песком» ;

11. «Игры песком : пластиковые бутылки»;

Перспективный план работы с родителями

Беседа дома с детьми : «Кто такие учёные?» ; «Что такое эксперимент » .

Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой .

Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.

Беседа : «Как организовать игры с водой» .

Цель : дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

Предложить родителям приобрести для опытов : соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

Консультация : «Игра или экспериментирование » .

Цель : рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях »

Консультация для родителей

«Как экспериментировать вместе с ребёнком дома»

Консультация для родителей

«Домашняя лаборатория»

Консультация для родителей

«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета »

Консультация для родителей

«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников »

Консультация для родителей

«Учим детей наблюдать»

Консультация для родителей

«Роль экспериментов в умственном воспитании детей»

Консультация для родителей

«Игры с песком»

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка»

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию ».

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»

«Бумажная страна»

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

Родительское собрание : показ презентации «Юные экспериментаторы » .

Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов) .

Перспективы

Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;

Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда) ;

Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

Пополнять предметно – развивающую среду;

Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.-528 с.

2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010. – 592с. +цв. вклейка.

3. План-программа педагогического процесса в детском саду : Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н. В. Гончарова и др., под ред. З. А. Михайловой. -2-е изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2008. – 255с.

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж : Издательство «Учитель» , 2002. – 159 с.

5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О . В. Дыбина (отв. Ред.) . М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.-336 с.

7. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

8. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 333с.

9. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара : издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» , 2010. – 128 с.

10. О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» . Элти – кудиц 2012г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: