Проект на тему хлеб. Исследовательский проект "как мы вырастили хлеб"

Исследовательский проект «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА» Автор проекта: Цинько Елизавета, ученица 3 класса «Б» средней школы 2 п.Чернянка 2011 год Исследовательский проект «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА» Автор проекта: Цинько Елизавета, ученица 3 класса «Б» средней школы 2 п.Чернянка 2011 год


Введение Теоретическое исследование Теоретическое исследование История хлеба История хлеба Путь от зерна до буханки хлеба Путь от зерна до буханки хлеба Хлеб - всему голова Хлеб - всему голова Практическое исследование Практическое исследование Выводы Выводы Список литературы Список литературы


Введение Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки. Считается, что слово «хлеб» греческого происхождения, древнегреческие пекари использовали для производства этого продукта специальные горшки – клибанос. Что касается происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.). Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.). Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Актуальность проблемы: отношение людей к хлебу вообще и моих ровесников в частности. Актуальность проблемы: отношение людей к хлебу вообще и моих ровесников в частности. Цель моей работы: выяснить осведомлённость детей о хлебе и их отношение к этому продукту, доказать правильность высказывания «Хлеб-всему голова» Цель моей работы: выяснить осведомлённость детей о хлебе и их отношение к этому продукту, доказать правильность высказывания «Хлеб-всему голова» Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Отобрать и изучить литературу по данной теме Отобрать и изучить литературу по данной теме Сделать выводы по изученной литературе Сделать выводы по изученной литературе Узнать, как в русском народном творчестве показано значение хлеба в жизни человека Узнать, как в русском народном творчестве показано значение хлеба в жизни человека Сравнить полученные практические и теоретические данные Сравнить полученные практические и теоретические данные Сделать выводы Сделать выводы


Предмет исследования: хлебобулочные изделия. Предмет исследования: хлебобулочные изделия. Объект исследования: отношение людей к хлебу. Объект исследования: отношение людей к хлебу. Гипотеза: Гипотеза: «Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел «Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему» хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему» Методы исследования: Методы исследования: Теоретический анализ информационных источников. Теоретический анализ информационных источников. Наблюдение Наблюдение Опрос Опрос Эксперимент Эксперимент Выводы Выводы


История хлеба Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев и если перегревшиеся (или поджаренные) зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень.


В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. Египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи.


С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали Федор, Григорий, Дмитрий. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали Федор, Григорий, Дмитрий. В уставах 10 века было сказано: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб». Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города. В уставах 10 века было сказано: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб». Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города. На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали. На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.


В конце 19 века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовой (в форме цилиндра или кирпича) хлеб. В конце 19 века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовой (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.


Путь от зерна до буханки хлеба Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. Хлеб занимает особое место в нашем питании. Без хлеба невозможно представить пищевой рацион как здорового человека, так и тех, кто нуждается в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для пищевых продуктов свойством – он никогда не надоедает, что позволяет включать его в рацион повседневно. Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном. Хлеб – важный и наиболее доступный источник ценного растительного белка, содержащего ряд незаменимых аминокислот (метионин, лизин). В пшеничном хлебе белка содержится больше, чем в ржаном. Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном чуть меньше,а в пшеничном больше). Жиров в нем мало. Особенно много в хлебе углеводов (в ржаном чуть меньше,а в пшеничном больше). Жиров в нем мало. Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа. Хлеб – существенный источник витаминов группы В. Он служит повседневным поставщиком растительной клетчатки. Наконец, хлеб – источник необходимых организму минеральных веществ, а именно калия, кальция, магния, натрия, фосфора, железа.


Непросто приходит хлеб на наш стол. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Непросто приходит хлеб на наш стол. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, быстро подготовить землю для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». А чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, быстро подготовить землю для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». А чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай. Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай. На поле появляются всходы. Летом все поле в колосьях. На поле появляются всходы. Летом все поле в колосьях.


Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков. А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины. Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины. А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.) А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т.д.) Путь от зерна до буханки хлеба изображен на буклете, который я изготовила по результатам моего теоретического исследования. Путь от зерна до буханки хлеба изображен на буклете, который я изготовила по результатам моего теоретического исследования.


Хлеб – всему голова Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Хлеб был для славян священным даром Богов. Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие наши предки, так или иначе, вышли и на хлеб. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. Существует множество древних поверий, связанных с хлебом и тестом. Вот некоторые из них, которые я узнала от своей прабабушки. Вот некоторые из них, которые я узнала от своей прабабушки.


Возвращаясь домой с похорон, надо было первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. Возвращаясь домой с похорон, надо было первым делом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато дружно и многодетно. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. Вынимая хлеб из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям «хлебами из одной печи»… На свадьбах перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям «хлебами из одной печи»…


Сегодня в нашей речи существуют такие выражения: Сегодня в нашей речи существуют такие выражения: «Заработать на хлеб» – значит заработать то, что необходимо для пропитания, существования. «Заработать на хлеб» – значит заработать то, что необходимо для пропитания, существования. «Хлебное место» – доходная работа. «Хлебное место» – доходная работа. «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь. «Свой кусок хлеба» – самому зарабатывать себе на жизнь. «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход. «Дать хлеб» – обеспечить кому-либо доход. «Отнять хлеб» – лишить места, способов дохода. «Отнять хлеб» – лишить места, способов дохода. О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…» О чьем-нибудь сильном увлечении говорят – «Его хлебом не корми…» О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…» О вещи, которая хранится никому не мешая, и может пригодиться говорят – «Она хлеба не просит…»


Золотые есть слова - Хлеб - всему голова. Почему так говорят? В народе говорят: «Хлеб по польски Пан», ещё говорят отец, кормилец. В семье голова – отец, и так и пошло, что сказали: «Хлеб - всему голова». Объясню я для ребят: Хлеб – тяжёлый труд людей, И бросать его не смей. На полях пшеница зреет, Хлебороб её лелеет, Срок придёт, её пожнёт Зерно на мельницу свезёт. Мельник там муки намелет, По мешкам её разделит, И в пекарню отвезёт – Пекарь хлеб нам испечёт. Труд, ребята, уважайте, Хлеб под лавку не бросайте!


Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! В наши дни, к сожалению, многие стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Мы с вами не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией люди получали по 250 г г хлеба в день. Мы с вами не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры, семян лебеды. А вот во время войны с фашистской Германией люди получали по 250 г г хлеба в день. В одной книжке я прочитала воспоминания жителей блокадного Ленинграда и задумалась о хлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы мы не росли невеждами, чтобы для нас, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину: брошенный хлеб, растоптанный в грязи кусок, булочки в мусорных корзинах. В одной книжке я прочитала воспоминания жителей блокадного Ленинграда и задумалась о хлебе. Об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы мы не росли невеждами, чтобы для нас, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Нужно с детства прививать нравственное отношение к хлебу – отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину: брошенный хлеб, растоптанный в грязи кусок, булочки в мусорных корзинах. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже кусочка хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни. Мы относимся к хлебу, как к чему-то привычному. А ведь это неправильно. Нет на свете ничего дороже кусочка хлеба. Ведь хлеб – это имя существительное! И не потому, что слово относится к этой части речи. А потому, что это самое существенное для нас, это сущность нашей жизни.


Практическое исследование В своем практическом исследовании я решила выяснить, каково отношение к хлебу моих сверстников. Мною было опрошено 20 человек. Результаты опроса представлены в виде круговых диаграмм, где цифры означают процентное соотношение различных ответов Вопрос 1 Вопрос 2


Выводы На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам: На основе проделанной работы я пришла к следующим выводам: Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий, поэтому хлеб издревле был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий, поэтому хлеб издревле был для славян священным даром Богов и ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб. В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся мало доступным. В годы Великой Отечественной войны люди ценой собственного здоровья, а подчас и жизни спасали хлеб, дающий жизнь тысячам других людей и в настоящее время для 1/6 населения планеты хлеб остаётся мало доступным. Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то привычному. 10 % опрошенных используют хлеб в качестве игры на перемене, что является показателем безнравственности моих сверстников. Молодое поколение относится к хлебу как к чему-то привычному. 10 % опрошенных используют хлеб в качестве игры на перемене, что является показателем безнравственности моих сверстников. Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть. Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Многие в наши дни стали забывать истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. А сколько людей погибло от голода! Во имя их памяти мы должны дорожить хлебом, беречь то, что у нас есть.


Список литературы Список литературы М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980 г. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980 г. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990 г. А. Митяев «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990 г. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984 г. М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984 г. Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008 г Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов– М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008 г Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г Интернет ресурсы Интернет ресурсы

Лидия Мокринская
Проект «Хлеб-всему голова» (старшая группа)

Представляю вашему вниманию проект , который использовали в ходе реализации тематической недели "Откуда хлеб пришел "

Проект «Хлеб – всему голова »

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы , воспитатели, родители.

Актуальность : Хлеб -это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости . Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб , и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски) .

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе , воспитывать бережное отношение к хлебу .

Цель : Расширять знания детей о хлебе . Прививать уважение к хлебу и людям , вырастившим его.

Задачи :

Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека ;

Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

Воспитывать бережное отношение к хлебу , чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта :

Создать развивающую среду : подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты :

Сформировать у детей представления о ценности хлеба ;

Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину , и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба ;

Воспитывать бережное отношения к хлебу .

Ход проекта:

1. Подготовительный этап (разработка проекта )

Определение проблемы, постановка цели и задач;

Составление перспективного плана мероприятий;

Определение методов работы;

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

Подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;

совместная деятельность :

Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта ;

Определение круга актуальных и посильных задач.

2. Исследовательский этап (выполнение проекта )

Формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

Направление программы Формы и методы работы

Социально-коммуникативное развитие 1. Сюжетно-ролевая игра «Семья» , «Булочная»

2. Рассматривание иллюстраций о сельско-хозяйственной технике

3. НОД «Хлеб-всему голова »

Познавательное развитие 1. Дидактическая игра «Что сначала -что потом»

2. Рассматривание буклета «Хлеб »

3. Беседа «Как хлеб на стол пришел

4. Опытно-экспериментальная деятельность «Превращение зерна в муку»

Речевое развитие 1. Чтение произведений художественной литературы : молдавская сказка «Косари» , В. Пальчинскайте «Хлеб » , белорусская сказка «Легкий хлеб » , норвежская сказка «Пирог» , русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» , пословицы, поговорки, загадки о хлебе

2. Просмотр мультфильма по мотивам украинской сказки «Колосок»

3. Словесная игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий »

4. Словесная игра «Назови профессию»

5. Проговаривание скороговорок о хлебе

Художественно-эстетическое развитие 1. НОД «Будет хлеб- будет и праздник »

2. Составление узоров и рисунков из круп

3. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий

4. Рассматривание репродукций художников : И. Машков «Снедь московская. Хлеба » , М. Кончаловский «Хлебы »

Физическое развитие 1. Пальчиковая игра «Бублик» , «Каша»

2. Развитие общей моторики. Игра «Булочка»

Работа с родителями 1. Экскурсия в хлебный отдел магазина .

2. Заучивание поговорок, пословиц о хлебе .

3. Заключительный этап

Изготовление кулинарной книги «Рецепты наших бабушек»

Заключение. В процессе работы над данным проектом дети узнали , что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб , как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу . Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе . У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует не только познанию природы, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте , ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников , видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры, практически полезные дела) .

Выводы. Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Откуда хлеб на стол пришёл » , привлечению родителей к образовательному процессу. А также использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.

Публикации по теме:

Информационно - познавательный проект «Хлеб - Всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Трубчевский детский сад комбинированного вида «Журавлик» Информационно –.

Цель: ознакомление детей с путешествием зёрнышка от поля до стола (как получается хлеб). Задачи: 1. Познакомить детей с трудом хлеборобов.

Конспект занятия «Хлеб - всему голова» (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Золотой ключик» комбинированного вида» Конспект НОД Тема:.

Проект «Хлеб - всему голова» Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб. Поэтому у меня и возникла идея создать проект «Хлеб - всему голова». Во время реализации.

Номинация «Детский проект в начальной школе»

«Хлеб на стол, и стол - престол,
Хлеб со стола, и стол - доска»
(Русская пословица)

Обоснование проекта

Хлеб - всему голова! Мы часто слышим «нужно купить хлеба», «ешь с хлебом», но еще слышим - « в поле колосится хлеб» , « началась уборка хлеба» , ну и, конечно, «хлеб - всему голова». Не бывает так, чтобы дома никогда не было хлеба. Пирожки, печенье, макароны, торты, сухарики - без всего этого невозможно представить нашу жизнь.

Но откуда же берется хлеб? Может быть, хлеб растет на дереве? Может быть, хлеб растет на земле, как арбуз или дыня? Или, может, он растет под землей, как картошка? Что вообще мы сами знаем о хлебе?

Я стала приставать к взрослым с этими вопросами, и мне показали колоски, которые мы собрали летом в поле, и сказали « Вот хлеб» . Вопросов у меня стало еще больше…

Я решила узнать ответы на свои вопросы с помощью интернета, но там столько информации, что я запуталась.

Заинтересовавшись этими вопросами, я решила найти что-то интересное в книгах, журналах, интернете о хлебе, обратиться на завод по изготовлению хлеба и подготовить творческий проект. Я попала на Уфимский Хлебозавод.

Цель: изучить технологии приготовления хлеба и производства в целом.

Задачи проекта:

  • познакомиться с историей появления хлеба;
  • изучить технологию приготовления хлеба на Уфимском хлебозаводе.

Объект исследования: Хлебопроизводство.

Предмет исследования : Хлеб.

Гипотеза исследования: Хлеб - это не готовый продукт, который появляется самостоятельно, без особого труда со стороны человека.

Планируемый конечный результат :

  • Рассказать своим сверстникам о ценности труда, приложенного для приготовления хлеба.
  • Изучить технологию производства.

Выводы. В результате проделанной работы я:

Я подтвердила свою гипотезу, и выполнила поставленные задачи.

Актуальность моей работы в том, что все дети любят хлеб. Я предполагаю, что, изучив историю появления хлеба и технологию приготовления хлеба, привлеку внимание своих сверстников к одной из главных ценностей нашей жизни, которая стала так обыденна - хлебу на нашем столе!

Практичность - благодаря личному посещению Уфимского хлебозавода я ознакомилась с процессами производства, а также, сделав фотографии, дала возможность своим сверстникам увидеть все процессы производства хлебопекарни.

Исследовательский проект «Хлеб - всему голова»

Дуйсекинская общеобразовательная основная школа

Детский научно- исследовательский проект

Тема: «Хлеб – всему голова»

Выполнил: ученик 4 класса Дуйсекинской ООШ

Смоль Вячеслав

Павлодарская область, р-н Железинский, с.Дюсеке

Руководитель: Спицына Татьяна Геннадьевна

Учитель начальных классов

Дюсеке 2015 год

1. Введение

2. Основная часть

2.1 История возникновения хлеба

2.2 Путь от зернышка до буханки хлеба

2.3 По рецептам бабушки готовим хлеб

2.4 Пословицы и поговорки о хлебе

2.5 Проведение анкетного опроса

3. Заключение

4. Список использованной литературы и других источников

1. Введение

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения хлеба. 2. Узнать, почему хлеб называют хлебом. 3. Собрать сведения о мифологическом значении слова «хлеб» 4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны. 5. Узнать, как хлеб приходит на наш стол. 6. Изучить пищевую ценность хлеба. 7. Провести анкетирование среди учащихся класса.

Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будет бережнее относиться к нему.

Планируемый конечный результат:

Рассказать своим сверстникам о ценности труда, приложенного для приготовления хлеба.

Изучить технологию производства.

Актуальность моей работы в том, что все дети любят хлеб. Я предполагаю, что, изучив историю появления хлеба и технологию приготовления хлеба, привлеку внимание своих сверстников к одной из главных ценностей нашей жизни, которая стала так обыденна - хлебу на нашем столе!

2. Основная часть

2.1. История возникновения хлеба.

Хлеб мы едим каждый день на завтрак, обед, ужин и не можем обойтись без него ни дня.

Очень часто мы слышим слова - «Хлеб всему голова!» Почему так говорят? Многие из нас не задумывались: « Что такое хлеб? » У меня возникло несколько гипотез:

Я думаю, хлеб это не только те батоны, которые мы покупаем в магазине.

Наверное - это и мука, из которой пекут хлеб.

А может быть это и поле, засеянное пшеницей или рожью.

А что, если это другие изделия, выпеченные из муки.

Чтобы разобраться со всеми моими предположениями, мне пришлось потрудиться и исследовать данный вопрос.

Из словаря Ожегова я узнал, что хлеб – 1) колосовые растения с мучнистыми зернами;

2) пищевой продукт, выпекаемый из муки;

3) плоды, семена злаков, перемолотые в муку.

В энциклопедии я прочитал, что более 15 тыс. лет тому назад человек впервые стал собирать и выращивать хлебные злаки. В каменном веке люди ели злаки в сыром виде, а затем они научились смешивать их с водой. С помощью камней зерна растирались в муку, из которой пекли пресные лепешки на раскаленных в огне камнях.

По мнению учёных, открытие хлеба состоялось 16 тыс. лет назад и изобрели его египтяне. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее кулинары каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким.

В богатых городах Греции пекари начали появляться в пятом веке до нашей эры. По всей Европе секрет хлебопечения распространился в IX- XI вв., и пекари пользовались большим почётом. В Древней Греции хлебопеки занимали самые высокие посты в государстве. По древним германским законам преступник, убивший лекаря, булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.

Хлеб, испечённый шесть тысяч лет назад – в каменном веке, хранится сегодня в музее г. Цюриха. В музее искусства г. Нью-Йорка хранится круглый хлебец, выпеченный 3400 лет назад. Эллины были убеждены, что человек, поедающий пищу без хлеба, совершает большой грех и будет непременно наказан богами, в Индии преступников в начале нашей эры карали тем, что запрещали есть хлеб… Продолжительность такого наказания зависела от тяжести проступка. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет несчастлив.

Интересно, что в средневековой Европе существовала прямая зависимость между свежестью хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Свежеиспечённый хлеб ела только королевская семья, вчерашней выпечки – ближайшая камарилья. Хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, лакомились представители мелкопоместного дворянства, большей давности – монахи и школьники. Самым чёрствым хлебом кормились ремесленники и крестьяне.

С древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Особого искусства требовало производство ржаного хлеба, которое основывалось на применении специальных квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях выпекали просфоры, калачи и сайки из пшеничной муки. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный». Во все времена отношение к хлебу было особенным. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Так же как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто его создавал, кто помогал хлебу на стол прийти. Таких людей называют хлеборобами.

Говорят: белый хлеб чёрные руки любит. Чёрные от работы на земле, от пыли и пота. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто хлебное поле. Святое дело – вырастить хлеб.

2.2. Путь от зернышка до буханки хлеба.

Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зёрен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Разве можно найти профессию, более нужную, более почётную, чем профессия хлебороба? Никогда она не отомрёт, не устареет.

Мы позвонили специалисту фермерского хозяйства и спросили:

Как выращивают хлеб?

Оказывается!

1.Сначало землю нужно подкормить удобрениями и вспахать, перемешивая удобрения с землей.

2. Затем землю нужно пробороновать, чтобы не было комков

(Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло.)

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.

3. Теперь можно начинать сеять!

4. После посева надо постоянно обрабатывать почву, защищать посев от вредителей

5. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях.

Поле в это время очень красивое.

6. Но вот зерна созрели. Начинается жатва.

И на поле выходят большие машины – комбайны.

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

7. Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем.

8. Потом зерно везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

9. Муку отправляют на хлебозавод, где и выпекают хлеб.

Видите, насколько долог и труден путь хлеба к нашему столу.

Заглянув в интернет я узнал, что выпекался хлеб обычно из традиционного сырья – ржаной муки (позже пшеничной, ячменной), воды и соли, а в качестве закваски применялось спелое (кислое) тесто, содержащее молочнокислые бактерии.

Национальным хлебом всегда считался черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки.

Белый же хлеб появился только во второй половине 19 века.

Старейшим видом белого хлеба являлся калач по форме и размеру напоминающий большой висячий замок.

Также издавна известны такие названия хлеба как «каравай», «калач», «кулич».


По телевизору из программы «Здоровье» я узнал, что хлеб полезен для

здоровья детей и взрослых. В нем нет консервантов, он натуральный на 100%

Хлеб сочетается практически с любой пищей, закусками, напитками. Он

содержит в себе все питательные вещества необходимые человеку: до 56%

угдеводов, 5-8 % белков, минеральные вещества клетчатка.

Хлеб – это не только пища человека, но и его духовная пища. Хлебу

поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним

связаны многочисленные обряды и верования. Таков древний обычай

приветствовать гостей хлебом – солью. Каравай означает богатство и достаток,

а соль древний символ охраны дома от пожара.

2.3. По рецепту бабушки готовим хлеб.

Бабушка мне рассказала, что раньше хлеб пекли сами, а в магазинах его не продавали.

Мне стало интересно: Как это сами?

И вот с подсказкой бабушки мы решили испечь хлеб в домашних условиях.

Приготовили муку, просеяли ее через сито и положили в кастрюлю, добавили подогретую воду, растительное масло, дрожжи и замесили тесто. Поставили тесто в теплое место, чтобы оно подошло. Когда тесто приготовилось, мы выложили его в специальную форму для выпечки хлеба и поставили в духовку выпекаться. Через 45 минут хлеб готов, да еще какой вкусный!!!

Таким образом, мы экспериментально доказали, что цвет хлеба действительно зависит от сорта муки. Я понял, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. А если еще учесть, что его нужно вырастить из маленького зернышка, поухаживать за посевом. Вот по этому надо ценить каждую крошку хлеба и понимать, почему наши предки складывали так много пословиц и поговорок о хлебе.
Я решил угостить «своим» хлебом друзей и учительницу. Принес буханку белого хлеба в класс. Вначале все вдохнули хлебный запах, закрыв глаза от аромата.
А потом уж угостились. Приятного аппетита! Ребята оценили мое личное приготовление, сказали: «Очень вкусно!» Поблагодарили меня.
Буханка черного хлеба осталась дома. Так к вечеру и от нее не осталось ни крошки.

2.4. Пословицы, поговорки о хлебе.

Каков у хлеба, таков и у дела.

Пот на спине – так и хлеб на столе.

Доплясались, что без хлеба остались.

Где хлеб, тут и мыши.

Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Поговорки и пословицы. 1.Хлеба край, так и под елью рай.

2.Худ обед, когда хлеба нет.

3.Что посеешь, то и пожнешь.

4.Одно зерно горсть дает.

5.Зернышко к зернышку – будет мешок.

6.Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

Загадки1. Я загадку загадаю, В огороде закопаю; Как год пройдет, Калач взойдет.2. В поле метелкой, В мешке жемчугом.

3. Золотист он и усат, В ста карманах – 100 ребят.

4. Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом.

5. В поле тычинка – Золотая вершинка.

2.5. Проведение анкетного опроса

Чтобы провести исследование, выбран социологический метод, групповой анонимный анкетный опрос. Разработаны вопросы анкеты.

Инструкция перед началом работы с бланком анкетного опроса. Я провел исследование, которое помогло бы определить, смысл слов «Хлеб – всему голова». В связи с этим, предложил ответить на вопросы анкеты (внимательно прочитайте вопрос, напишите нужный ответ. Анкета является анонимной, фамилию указывать не нужно, так как ответы будут использованы в обобщенном виде.

Вопросы анкеты

1. Как часто вы едите хлеб?

Каждый день

Вообще не едите.

2. Какой хлеб вы больше любите?

Пшеничный

Пшенично-ржаной

Никакой не любите

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

Выбрасывают

Скармливают домашним животным

Сушат сухари

В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба

Также мною были предложены правила.

1. Берегите хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляйте недоеденных кусков.

3. Никогда не бросайте хлеб.

4. Продлите жизнь черствому хлебу.

5. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

3. Заключение.

В результате проделанной работы я:

узнал, что хлеб – это результат тяжелого труда огромного количества людей самых разных профессий;

подготовил презентацию с фотографиями по этой теме для своих одноклассников;

я открыл для себя новый, до этого дня незнакомый мне мир – мир производства.

Я подтвердил свою гипотезу, и выполнил поставленные задачи.

Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.

Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.

4. Список используемой литературы

http://nnm.ru/blogs/paradoksik/hleba_istoriya/#comment_12089677 Хлеб. История

http://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

http://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны

http://www.genialnee.net/poslovicy-i-pogovorki/hleb/ Пословицы и поговорки про хлеб

http://www.hlebushek.info/posl.php О хлебе

Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе

Словарь Ожегова.

А.И. Ковтуненко Л.Я. Подъяблонская Л. Хлеб на обеденном столе.

Алмазов Б.А. Наш хлеб [Текст]: Научно-художественная книга / Рис. и оформл.

Д. Плаксина. – Л.: Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль - март.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

Сформировать у детей представления о ценности хлеба;

Получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

Воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

Сбор информации;

Наблюдения;

Экскурсия;

Эксперимент

Интегрируемые области:

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

Познание;

Социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

Репродукций картин русских художников на заданную тему;

Просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность :

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

- Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: