Привлечет внимание ребенка и он. «Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада

Младший воспитатель- это уже не просто няня, это главный и первый помощник воспитателя не только в организации режимных моментов, но и помощник в организации непосредствено образовательной деятельности. Поэтому знания основ детской возрастной психологии младшему воспитателю необходимы. Материал посвящён обзору методов и способов привлечения внимания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 33 «Аленький цветочек»

« Способы привлечения внимания ребёнка младшим воспитателем»

Подготовила

Педагог-психолог

Хвастунова О. А.

П. Газырь

2017

Младший воспитатель, как первый помощник, очень сильно влияет на детей. Её речь поведение, поступки, манера держаться – всё является примером для детей.

Острая восприимчивость и наблюдательность детей, их стремление быть похожими на взрослых обязывает и педагога, и младшего воспитателя быть достойными подражания.

Вот почему является важным то, чтобы между младшим воспитателем и воспитателем установился тесный контакт, чтобы у них был единый подход к детям. Постоянно находясь в группе, наблюдая за работой воспитателей, младший воспитатель на практике получает многие необходимые навыки и приёмы работы. Он видит, что педагоги используют разный подход к детям: один ребёнок лучше откликается на ласку, а с другими нужно обойтись построже, робкий ребёнок или пришедший в группу новичок пользуются большим вниманием воспитателя.

Чтобы младший воспитатель мог быть настоящим помощником воспитателя, он обязан хорошо знать организацию всех режимных моментов.

Младший воспитатель и воспитатель должны с полуслова понимать друг друга. Утром, пока воспитательница беседует с родителями, младший воспитатель приветливо встречает детей. Ребята делятся с ней новостями, а она внимательно выслушивает их.

Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и младшего воспитателя содействует быстрому приобщению детей к коллективу, прочному усвоению правил поведения. Исходя из циклограммы работы младшего воспитателя, во второй половине дня по заданию воспитателя младший воспитатель организует деятельность детей. И, чтобы привлечь внимание к определённому виду деятельности, а, тем более, удержать внимание на этой деятельности младшему воспитателю необходимо вспомнить основы возрастной психологии.

Интеллектуальная активность, эмоциональная отзывчивость в процессе общения младшего воспитателя с детьми является фактором, обеспечивающим заинтересованность, а соответственно и внимание детей. Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях , то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т. д. Важно учитывать это и не перетруждать детей . Поскольку у детей детского возраста сильнее развито непроизвольное внимание, младшей воспитатель должен опираться на непроизвольное внимание в своей работе.

Итак, какова природа и как формируется детское внимание? В чём отличие детского внимания от взрослого? Взрослый довольно легко может заставить себя удерживать своё внимание на мало интересных ему вещах. Ребёнок не может долго удерживать своё внимание на вещах, которые ему попросту не интересны. Всё очень просто. Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что нервная система находится в процессе созревания. Чем младше ребёнок, тем меньше объём его внимания , тем меньше способность концентрироваться на чём-то одном длительное время. И для удержания внимания ему требуются дополнительные стимулы , потому что волевые процессы также находятся ещё в процессе становления.

Обычные тревоги родителей: "Долго не может усидеть на месте", "занимается одним делом, тут же бросает и переключается на новое и т.д.". Так и на занятиях в группах встречаются такие "егозы", которые не сидят на месте, а бегают в поисках нового объекта исследования.

"...Внимание ребёнка работает не совершенно, потому что

нервная система находится в процессе созревания."

Кроме силы воли, у взрослого человека достаточно хорошо развита мотивация, в то время как мотивация ребёнка оставляет желать лучшего. Ожидать от ребёнка, что он будет делать что-то мало интересное, но то, что позволит узнать что-то новое, чтобы во-время научиться читать, успешно пройти тестирование в школе, быть всесторонне развитым, не стоит. Кроме незрелости познавательных процессов, на уровень развития внимания ребёнка накладывается неумение контролировать своё поведение .

Кроме того, довольно часто мы видим детей, о которых говорят "непоседа", "гиперактивный". Таким детям трудно усидеть на месте и, не смотря на то, что мыслительные процессы у них протекают быстро, они имеют большие трудности с концентрацией и удержанием внимания.

Итак, задачей младшего воспитателя является: привлечение , концентрация и удержание внимания детей в группе.

Какие же существуют ПРИЁМЫ и МЕТОДЫ удержания детского внимания:

Пожалуй, один из самых ярких инструментов удержание внимания - это ГОЛОС. Следите за громкостью голоса, тихий и монотонный голос не будет привлекать внимания. Равно как и постоянно громкий голос может напугать и оттолкнуть малышей. Идеально придерживаться принципа "то тише, то громче". А вот интонация, эмоциональная окраска и тембр голоса очень важны для детей. От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет. Порой они не понимают, что вы им хотите сказать, но по интонации должно быть ясно: либо это запрет, либо предложение помощи, либо побуждение к действию, либо просто похвала, ласковое слово.

Итак, практикуемся:

Принцип "тише - громче"

Выдерживаем паузы и резко меняем темп речи

Ещё пару верных способов удержания внимания:

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных детям данного возраста, с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь

- "провалы в памяти" - "забывание" достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить слов

Чтение сказки, с намеренными ошибками

2. МИМИКА И ПАНТОМИМИКА

Также способом не только привлечения, но и удержания внимания детей является мимика и пантомимика. Живой и яркий интерес можно вызвать у детей благодаря правильной и, в меру эмоциональной мимикой. Главное не переусердствовать, т.к. излишняя жестикуляция может привести к быстрому утомлению и отказу от деятельности.

Итак, практикуемся:

Жесты должны быть широкие и свободные, ладони открыты

Отсутствие агрессивной жестикуляции и мимики

Поднимаем и двигаем руками для привлечения внимания

- "играющие руки" - руки, которые движутся в процессе вашего выступления в разном ритме, привлекают внимание, добавляют эмоции

Отличной "фишкой" может служить какой-либо сказочный предмет в руке, например, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА.

3. ВНЕШНИЙ ВИД (ОДЕЖДА) МЛАДШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

При нахождении с детьми долгое время, желательно использовать одежду приятных пастельных тонов, т.к. яркие, кричащие цвета через некоторое время могут вызывать переутомление и раздражение Хорошо использовать яркие небольшие детали в гардеробе, причёске или украшениях - , шейный платок или бусы привлекают внимание малышей.

4. ДВИГАТЬСЯ

Конечно, занятие с детьми не статично - это сплошное движение. Это вам не урок в классе, где можно посидеть за столом, подиктовать. Здесь и хороводы нужно водить, и петь, и танцевать.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Чем младше ребёнок, тем быстрее наступает усталость. Физкультминутки помогают переключить внимание, снимают напряжение и повшают настроение. Поэтому, настоятельно рекомендуется включать в занятие физкультминутки.

6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Очень хорошо использовать что-либо, что может привлечь внимание детей. Это может быть карандаш или яркая указка, яркие тематические картинки. Игрушки и прочий тематический реквизит, который можно использовать на занятиях, также относятся к специальным предметам, без которых провести занятие ох, как тяжело!

"...От того, как вы говорите, зависит, будут ли вас слышать дети или нет"

Есть ещё множество приёмов, которые можно удачно использовать для удержания внимания детей.

Это может быть ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ - всегда что-то новое и неожиданное, как нельзя лучше привлекает малышей. Чем младше возраст детей, с которым работает педагог, тем чаще нужно придумывать и УДИВЛЯТЬ .

Нельзя забывать и о таких простых вещах, как ЧАСТАЯ СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и обычное проветривание. В душных помещениях внимание детей невозможно удержать никакими хитростями!

Также способом привлечения и организации внимания могут быть:

Например сигналом " Внимание " может стать один и тот же жест (рука вверх или что-то другое) . Вы можете использовать его, когда хотите напомнить детям, что нужно слушать. постепенно дети привыкнут к этому жесту, и это позволит Вам лишний раз не отвлекаться от темы.

Во время начала занятия не дожидайтесь полной тишины в группе, обязательно найдутся те дети, которые будут вертеться и разговаривать. Чтобы привлечь внимание детей , сначала можно повысить голос, но потом, как только заметите, что дети угомонились и стали слушать, говорите спокойным и тихим голосом.

Ребят,которые обычно вертятся и отвлекают друг друга, рассадите подальше. Сами распределяйте кто и где будет сидеть, но не делайте это постоянно, каждый ребенок должен знать свое рабочее место.

Если кто-то из детей пытается перебить вас во время проведения занятия не по теме в первый раз , не обращайте внимания (конечно если он не просится в туалет или не возникло что-то непредвиденное). Следует реагировать только на вторую попытку. Позже, в течение дня, поговорите с ним, обсудите с ним как он мог поступить иначе, чтобы не перебивать Вас и не отвлекать других.

С часто отвлекающимися и непослушными детьми можно поиграть в игру- предложить им побыть в роли воспитателя и провести занятие с детьми или куклами, а самое главное- самим в процессе этого занятия решать , что будет происходить в это время, в какой последовательности и т. д.

Ну и, наконец, нельзя забывать про самый обычный СМЕХ и ЮМОР ! Смех - первое средство от плохого настроения. С помощью забавных сюжетов можно не только привлечь и удержать внимание ребёнка, но и "вылечить" его.

Таким образом, чтобы привлечь внимание, удержать его и вызвать желание участвовать в подготовленном вами мероприятии, необходимо учитывать все эти приёмы и правила в совокупности.


Инструкция

Обязательно покажите двухлетнему малышу, как нужно катать машинку или строить башенку из кубиков. В этом возрасте они играют с бытовыми предметами, которые видят в руках мамы или папы и стараются использовать их по прямому назначению. Для сюжетной игры приобретите маленькие утюг, молоток, телефон и другие предметы, которыми вы постоянно. Пока вы делаете работу по дому, ребенок будет играть рядом с вами.

Поиграйте с малышом 3-4 лет в парные игры, т.к. интерес к игре появляется только с играющим партнером. Например, взрослый – врач, а ребенок – пациент (или приводит на прием к врачу свою ). У есть возможность продемонстрировать ребенку, как нужно пользоваться теми или иными медицинскими инструментами, а также чем их можно заменить, если нет нужного: карандаш вместо , кегля вместо для дочки.

Организуйте сюжетную игру 5-6 лет, помогите подобрать игровые атрибуты и наблюдайте за действиями игроков, т.к. зачастую разворачивание сюжета требуют коррекции со стороны взрослого: физическое наказание, ссора между родителями. Или просто отвлеките от этого сюжета с помощью настольных игр. Предложите вместе заняться игрой , познакомьте с правилами. Позвольте разработать новые правила для игры, согласовать их с другими игроками.

Начните играть в сюжетную игру с ребенком, который отказывается от игр, находя для себя занятия в другом виде деятельности. Необходимо определить интересы дошкольника и организовать игру с опорой на них. Например, медлительный ребенок не может играть в догонялки, но сочиняет стихи и рисует к ним иллюстрации. Поиграйте с ним в библиотеку или книжный магазин, оформите книгу его авторских . Другие дети тут же окажутся рядом, и кто-нибудь из них обязательно захочет поиграть вместе с вами.

Обратите внимание

Наличие большого количества игрушек не формируют интерес к игре. Недостаток игрушек заставляет активно мыслить, искать выход из ситуации, использовать предметы-заместители, и, как правило, развивает образное мышление.

Полезный совет

Не опережайте ребенка в игре, не начинайте играть вместо него. Обязательно дождитесь инициативы ребенка. Взрослый – только помощник, учитель, даже если он исполняет роль партнера по игре.

Любое дело спорится, если человеку интересно его выполнять. Для того, чтобы ребенок добился успехов в том или ином виде деятельности, необходимо, прежде всего, его увлечь.

Вам понадобится

  • Терпение
  • Любовь к ребенку
  • Устойчивый интерес к том, чем вы хотите заинтересовать ребенка

Инструкция

Подумайте, чем именно вы хотите заинтересовать и насколько это занятие привлекательно для вас. Родителям, которые чем-то всерьез увлечены, гораздо легче заинтересовать ребенка своим любимым делом, поскольку дети имеют свойство копировать поведение . Отнеситесь к избранному виду деятельности серьезно, вне зависимости от того, музыка это, спорт или учеба. Дайте понять, что этим видом деятельности занимаются и взрослые люди. Ходите с ним на концерты, выставки и соревнования, обсуждайте происходящее. Делайте это регулярно.

Если ребенок не очень интересуется предложенным ему делом, попробуйте занятие в игровой форме. Для того, чтобы вызвать интерес к какой-либо науке, существует множество загадок, головоломок, веселых необычных задач и опытов. Для будущих музыкантов можно подобрать игры вроде «Что звучит», «Угадай, песенка», «Узнай по ритму», «Повтори мелодию». Не бойтесь включать в игру элементы соревнования. Учите ребенка самостоятельно находить ответы на поставленные в задании вопросы. Таким образом он поймет, что чем больше знаешь - тем легче найти решение.

Предложите ребенку самому найти занимательные задачи и головоломки, новую игру или интересный эксперимент. Если речь идет об эксперименте, обязательно спросите, что ребенок хочет с его помощью или доказать.

Ставьте перед собой и ребенком задачи, выполнение которых требует достаточно длительного времени. Это может быть разучивание спортивного элемента, музыкального произведения или простое наблюдение за изменениями погоды. Регулярно подводите промежуточные итоги. Обязательно отметьте, что ребенок уже научился забрасывать мяч в кольцо, стоя почти под щитом, и ему осталось совсем немного потренироваться, чтобы попадать в кольцо со средней линии. Выученная гамма очень пригодится для исполнения понравившейся пьесы. Постоянно объясняйте ребенку, зачем

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 Приморского района Санкт-Петербурга

ДОКЛАД

Тема: «Способы привлечения и удержания

внимания дошкольников».

Подготовила:

Воспитатель

Бормотова Татьяна Валерьевна.

Санкт-Петербург

2016

Способы привлечения и удержания внимания дошкольников

Представьте, что вы сидите перед телевизором и держите в руках пульт управления. Вы включаете один канал, и, не найдя ничего интересного, переключаете дальше… Реклама. Неинтересно. Переключаете дальше. Фильм, который вы уже смотрели… Дальше. И так, пока не закончатся все каналы. А потом… по второму кругу. И не замечаете, как проходит час.

Удержать внимание людей, тем более маленьких детей, во время взаимодействия с ними непросто. Не случайно приведен этот пример с телевизором. Переключая каналы на нем, мы удерживаем свое внимание очень долго. Чтобы удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь снова послушайте». При смене канала восприятия внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут. Это первый способ привлечь и удержать внимание.

Второй способ заключается в следующем. Как известно, человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60 % того, что видит, и лишь 10 % того, что делает. Представьте, что ваш друг рассказал о том, как он делал ремонт дома, ваш член семьи, например, муж, делал ремонт дома и вы это видели, и, наконец, вы сами делали ремонт. Что вам запомнится лучше? Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него. Отсюда следует, что в работе с детьми необходимо использовать практические методы, использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог повзаимодействовать с ним.

Третий способ привлечения и удержания внимания – это использование метода «вовлечение», который содержит в себе следующие приемы:

Задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,

Допустить намеренно ошибку,

Попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.

Можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить.

Таким образом, дети вовлекаются в принятие решения, а это им, как правило, льстит.

Четвертый способ привлечь внимание можно использовать, когда есть какой-либо раздаточный материал, например, обыкновенный лист бумаги для рисования. Вы предлагаете следующее: «Возьмите лист бумаги и поднимите над головой. Так, вижу. А у тебя нет? Вот, возьми. Или Передайте, пожалуйста, товарищу. А теперь положите его горизонтально. Так, начнем». А дальше можно говорить то, что к листу бумаги не имеет отношения, например, объяснить последовательность рисования какого-либо предмета. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.

Пятый способ привлечения внимания заключается в следующем: как известно, дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли.

Помогают привлечь и активизировать внимание дошкольников и следующие приемы:

Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого);

Обыгрывание проблемной ситуации;

Опора на личный опыт детей;

- «Коробка с сюрпризом» - в начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

Шестым способом для привлечения и удержания внимания являются контрастные раздражители : интонации, паузы, темп речи, жесты, движения педагога.

Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка и может вовремя применить тот или иной способ активизации внимания.


Развитие внимания у детей 3-х лет — одна из наиболее важных задач родителей, так как от этого напрямую зависят способности ребенка к пониманию информации и ее запоминанию. Именно в 3 года у ребенка формируется умение переключать и распределять внимание, однако из-за его неустойчивости малышу довольно сложно сосредоточиться на одном занятии, поэтому помощь родителей будет очень полезна.

Особенности развития внимания у детей 3-х лет

В возрасте 3-х лет внимание ребенка чаще всего привлекают внешне интересные и яркие предметы, эмоциональные события. Сосредоточенным оно остается до тех пор, пока сохранен интерес к людям, игрушкам или действиям. Малыш легко отвлекается, может быстро бросить одно дело и начать заниматься другим. Средняя продолжительность времени, когда ребенок сосредоточен на одном виде деятельности, составляет примерно 6-15 минут. Внимание у ребенка 3-х лет проявляется в различных психических процессах – он всматривается в заинтересовавшую его картинку, вслушивается в интересный рассказ, увлеченно рисует карандашами или играет, пытается читать книжки. Распределение внимания между двумя разными действиями или объектами в таком возрасте практически невозможно.

В 3 года внимание у ребенка является непроизвольным, т.е. возникает непреднамеренно, само собой, и редко появляется под влиянием какой-либо задачи или цели. Дети такого возраста не могут долго концентрироваться на одном объекте. По мере взросления начинает формироваться произвольное внимание, которое является результатом волевого усилия. Его развитие происходит в процессе общения со взрослыми, во время игр и обучения.

Внимание детей 3-х лет переключить непросто, поэтому очень важно заранее сообщить малышу об окончании игры, так как ему необходимо некоторое время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. При этом внимание детей такого возраста очень сложно направить на какой-либо предмет с помощью словесных инструкций. Требуется несколько раз повторять просьбу, чтобы ребенок переключился на нужный объект.

Важно! Уважайте занятия ребенка – если он увлеченно чем-то играет, старайтесь не мешать и не отвлекать его. А если необходимо прервать занятие, предупредите кроху заранее, чтобы он имел возможность завершить игру.

Свойства внимания

Внимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека.

  • Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности. У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.
  • Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.
  • Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах. Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.
  • Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.
  • Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.

Диагностика

Родители могут самостоятельно проверить, насколько правильно идет развитие внимания у ребенка, и в каких вопросах ему нужно помочь. Все занятия у детей в 3 года проходят в игровой форме. Вы можете предложить малышу следующие задания:

  • найти на картинке одинаковые предметы и назвать их цвет;
  • раскрасить по образцу простые геометрические фигуры;
  • найти отличия на двух похожих картинках.

Такие простые задания и игры позволят выявить, какие задачи вызывают трудности у ребенка и в соответствии с этим подобрать наиболее полезные упражнения.

Развивающие игры

Развитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме. При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться. Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия. Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.

«Найди одинаковый предмет»

Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.

«Общее и различия»

Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками.

«Что изменилось»

Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.

«Что звучит»

Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки. Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться. Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки. Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает.

«Запомни и расскажи»

Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.

«Сделай так же»

Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.

Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность — не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры.

На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет. Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке. Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом.

«Методы и приемы под- держания дисциплины в группе детского сада»

Швецова И.П.

5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе детского сада. Например:

  • дети не хотят убирать игрушки;
  • ребенок кричит и бегает по группе;
  • дети играют, когда нужно начинать занятие, и т. д.

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.

Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее вы за- полняете следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации».

Анализ проводится по следующим показателям: физиологи- ческие и психологические особенности проблемы; в чем нужда- ется ребенок (его желания, потребности); как взрослые прово- цируют нарушение дисциплины; что вы можете рекомендовать для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной, в группе детского сада. По окончании выполнения упражнения педагоги зачитывают свои рекомендации по разрешению конкретной проблемы, свя- занной с организацией дисциплины. Остальные могут дополнять и высказывать свои мнения. Ведущий обращает внимание педа- гогов на возможность осуществления предложенных рекомен- даций в практической деятельности. 3. Практический инструментарий. Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам». Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра- вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу- аций в группе.

При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:

коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;

организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;

. коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).

При формулировании правил следует избегать части-цы «не».

Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.

Не должно быть много правил одновременно (не боль- ше 3-5).

Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.

Правила не должны вступать в противоречие с важней-шими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне- нии. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож- но только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо- собности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщаются требование или запрет, дол-жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели-тельным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет- ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро- тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.

Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хо-рошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко- иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду- шевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

правила периодически повторяются;

Для иллюстраций правил используются плакаты с изо- бражением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан- ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос- лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

Помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре- дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе- ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;

регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.

Похвалить тех, кто выполнил правило.

Оценивать поведение, а не личность.

Стараться не наказывать, дать детям возможность оце-нить последствия своего поведения.

Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы- полнению правил.

Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа- гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова- тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз-можностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1 . Формулируйте требования конкретно.
Например:

- В помещении группы ходи медленно.

- Поиграл - убери на место.

- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:

- Не бегай! (Ходи медленно.)

- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

- Нельзя кричать в группе, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно;

б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).

5. Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на-звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван- ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо-вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж- даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми- нающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого мо-гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа - 10 минут.
  2. Дима - 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механиче- ским часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по- стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст- венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо-койно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте-пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет-ных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет - нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при-щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож- но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката- логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че-го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра-вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж-дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

- А как тебе удалось выполнить все правила?

- Ты затратил много усилий?

- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

- Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи- татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем воз- расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де- журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра- вило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протя-жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от ме-ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин- тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг- рал —. убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де- ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде- нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на- казания применяются в крайних случаях и только непосредст- венно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективны-ми, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель- зя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи-тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова- ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи- тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием-лемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос- лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме- жду разными людьми.
  • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи-мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест-ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч- ше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото-рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
  • Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска- зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но- тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести

себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жиз-ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре- шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу- чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот- ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника-ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст- ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик- тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни- мание на ребенка, который ведет себя хорошо.
  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с ка- кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде-ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа-ния. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче- му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окру- жающих.
  • Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме- стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни- тельный игровой материал или пространство в группе.
  • Помните, что улыбка или доброе слово также является по- ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо-лированных детей в совместную деятельность вначале под ва- шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб- ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова-ние, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя- занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре-делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще- ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

В любом случае педагогические методы и приемы не долж- ны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагоги- ческих усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «вла- ствовать собой» (в меру детских возможностей).

Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликат- ностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направля- ющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравст- венному становлению.

Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно прин-цип- требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

От взрослого требуется взгляд на происходящее не со сторо- ны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децен трации - поставить себя на место другого, взглянуть на происхо-дящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток лично- стных качеств взрослого.

Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувст- вом ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

Счастливость человека зависит от психологического кли- мата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмо- ционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрос-лого с ребенком.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: