Примерный план игр-занятий с дидактическим материалом в группе раннего возраста. Картотека дидактических игр и упражнения для детского сада по сенсорному развитию детей раннего возраста

ГБДОУ 57 Санкт-Петербурга

Продолжая тему сенсорного воспитания детей раннего возраста, я хотела бы указать на многообразие дидактических игр. В дошкольной практике все д/и можно разделить на 3 основных вида:

Игры с предметами;

Настольно-печатные игры;

Словесные игры.

Я хотела бы предложить ряд игр, которые мы изготовили своими руками:

1. Найди пару

Цель: осуществлять выбор цвета по образцу, закреплять знание названий основных цветов, развивать внимание.

Материал: 4 пары варежек разного цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

Ход игры: В-ль дает ребенку варежку, остальные разложены на столе. «Найди такого же цвета». Ребенок находит вторую варежку и называет, какого они цвета.

2. Сложи мячик

Цель: учить складывать круг из двух и четырех частей, учить подбирать части по цвету, учить названия основных цветов.

Материал : круги четырех цветов, разрезанные на 2 и 4 части.

Ход игры: В-ль раздает детям половинки «мячика», дети ищут вторую половинку и складывают «мячик». В-ль дает задание ребенку: «Сложи мячик красный и синий».

3. Укрась елочку

Цель: закреплять умение различать предметы по величине, учить различать предметы по цвету, делать выбор по образцу, учить названия основных цветов.

Материал: на листе зеленая елочка, набор геометрических фигур 2-х размеров и 4-х цветов.

Ход игры: В-ль говорит: «Посмотрите, какая красивая зеленая елочка, давайте ее украсим». В-ль берет определенную фигуру и вешает на елочку и предлагает детям найти такую же. Затем дети украшают елочку по своему желанию, называя цвет и форму предмета.

4. Найди цветочек для бабочки

Цель : учить различать цвета, познакомить с названиями цветов (красный, синий, желтый).

Материал: цветы красного, синего и желтого цветов и бабочки такой же окраски.

Ход игры: на ковре раскладываются цветы, детям раздаются бабочки. Дети бегают в разных направлениях (бабочки летают). Вдруг летит птичка, бабочки прячутся (садятся на цветок такого же цвета). В-ль поясняет: «Желтая бабочка села на желтый цветок и т.д. Бабочки спрятались, их не видно».

5. Палочки (шарики) по местам

Цель: учить различать, соотносить и группироватьпредметы по цвету.

Материал: стаканчики 4-х основных цветов и набор палочек (шариков) соответствующего цвета.

Ход игры: В-ль предлагает детям расставить палочки (шарики) по стаканчикам соответствующих цветов.

6. Почтовый ящик

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и предмета, подбирая нужные с помощью проб и приложения.

Материал : коробка с прорезями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки.

Ход игры: Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения в-ль просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.

ДОУ «Аленький цветочек»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Салахутдинова Елена Анатольевна

г. Нерюнгри 2007 год

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, Потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Разумной конструкции двигательные пособия и игрушки – стол-борьер, тележка – помогают ребенку крепко стать на ноги, уверенней делать первые шаги.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражания своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им. В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях и в ирге ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе. Этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Также постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т.п.

Дидактические игры и упражнения имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр и упражнения прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

При проведении дидактических игр и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.

Сборник

дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста


Предисловие

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ведь недаром ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Дидактические пособия

«Волшебные макароны»

Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

«Хула-хуп»

Цель : развитие эстетического восприятия и восприятия цвета у детей раннего возраста; повышение эмоционального тонуса.

«Чудесные пуговицы»

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы с ребенком так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

«Сенсорная сумочка»

Предназначено для детей и родителей.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;

2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером;

3. Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т. д.).

1 взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т. д.

2 взрослый предлагает рассмотреть цветы. «Какая красивая поляна», Покажи красный цветок? Какого цвета? Возьми красный цветок и пристегни к красной серединке и т. д.

«Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах, умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки, педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на величину и форму предметов.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек», «Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

Дидактические игры

«Спрячь зайку»

Цель: формирование представлений о цвете.

Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета (плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса (плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image011_31.jpg" align="left" width="597 height=415" height="415">

«Бутылочки»

Цель: закрепить с ребенком выполнение целенаправленных действий (открыть, закрыть), упражнять в составлении целого из двух частей, продолжать учить называть основные цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку, с оединив части бутылочки, сложить половинки рисунков; назвать: получившийся рисунок, цвет предметов

«Разноцветные коврики»

Цель: Закреплять с детьми цвет, форму, величину, развивать мелкую моторику пальчиков рук.

https://pandia.ru/text/78/584/images/image014_29.jpg" align="left" width="636" height="466 src=">

Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, что в мешочках, какие предметы, какого цвета, размера.

В каждый мешочек складываются предметы определенного цвета, таким образом закрепляются основные цвета.

На корзиночку размещают цветы в соответствии с цветом пуговички. С помощью этой игры закрепляются основные цвета, развивается мелкая моторика пальцев рук.

Развивающая среда

Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Стремление позаимствовать для дома что-нибудь с работы – в нашей стране, увы, не вызывает особого удивления. А вот в детских садах наблюдается абсолютно противоположный процесс: воспитатели и заведующие несут вещи из дома в детский сад, да еще привлекают к этому родных и близких.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Можно смело утверждать, что в нашем городе руками педагогов и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт – нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр способствует развитию творчества.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В данном сборнике мы предлагаем познакомиться с предметно-развивающей средой по сенсорному воспитанию на примере МДОУ д/с № 000 «Электроник» комбинированного вида.

Дидактические пособия «Божья коровка» и «Гусеница».

Цель: формирование представлений о цвете, форме, величине предметов.

Дидактические пособия на обогащение сенсорного опыта детей в процессе знакомства с предметами разной формы, величины и цвета; развитие мелкой мускулатуры рук

Дидактическая игра

«Положи шарик, «киндер – яйцо» в свой домик»

Цель: обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет, пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.

На первом этапе обучения игре детям предлагают только два цвета: синий и красный, или желтый и зеленый. По мере запоминания цветов игру проводят с тремя, четырьмя цветами.

Развивающая среда в первой младшей группе

Многофункциональное панно

Физкультурный уголок

Дидактическая игра

«Подари слоненку цветок»

Цель: обогащение сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук

Ход игры : воспитатель предлагает ребенку найти и «подарить» слоненку (игрушке) цветок синего (красного) цвета.

Дидактическая игра

«Украсим елочку»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев, умение пользоваться прищепкой; развитие внимания, наблюдательности, величины объекта.

Материал: трёхгранные елочки из картона, разноцветные прищепки.

Воспитатель предлагает взять прищепку любого цвета или взять прищепку только синего, красного, желтого, зеленого и укрепить на елочку.

Дидактическая игра

«Ловкие ручки» или «Волшебные кубики»

Цель: научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать, застегивать замок, развитие внимания, усидчивости.

Дидактические пособия

«Солнышко» и «Ёжик»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.

Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнышка и иголки ежику.

ПРИМЕРНЫЙ План ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Составила

Воспитатель ДОУ №7

«Пингвиненок»

г. Снежногорск

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

октябрь

1.Знакомство с формой предметов

Цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную

характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Материал: ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка -10-12 см; размер предметов для вкладывания – 3-5 см.

2.Знакомство с величиной предметов

Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Материал: большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка – 16 см, маленького – 10 см. размер большого кубика – 4,5х 4,5х4,5 см, маленького 3х3х3 см.

3.Знакомство с цветом предметов

Цель: накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.

Материал: ведерко с крышкой, комплект мелких предметов. Высота ведерка-12см, размер предметов - вкладышей - 3-4.5см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

4.Нанизывание колец на стержень

Цель: учить детей простым действиям с предметами: надевать кольцо с широким отверстием на стержень. Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем. Формировать у малышей положительное отношение к занятиям.

Материал: стержень высотой 20см, укрепленный на основании; вершина стержня закругленная. 5 колец диаметром от 3 до 5см с большими отверстиями.

5.Нанизывание колец одинакового размера

Цель: продолжать учить детей действиям с предметами: снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем; совершенствовать осязание.

Материал: одноцветные пирамидки на 5 колец одинакового размера из расчета 1 пирамидка на ребенка. Цвет пирамидок следующий: красный, желтый, зеленый, синий, красный.

6.« В гости к нам пришла матрешка».

Цель: познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Обратить внимание на различную величину вкладышей. Учить находить по просьбе взрослого предметы, одинаковые по конфигурации, но различные по величине. Вводить понятие маленькие матрешки, большие матрешки.

Материал: 12 матрешек двух размеров: по 6-высотой 10 и 5см. 12 чашечек одного цвета и двух размеров. (Столики изготавливают из коробок, вырезав боковые стороны.)

7.Знакомство со свойствами предметов

Цель : в процессе практических действий с предметами на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе познакомить со свойствами шара: круглый, неустойчивый, хорошо прокатывается.

Материал : 8 шаров, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.). Лоток для скатывания шаров.

8.Нанизывание шаров на стержень

Цель : учить выполнять действие нанизывание шаров на стержень: повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень. Развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.

Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 шаров для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для шаров.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

ноябрь

9.Знакомство со свойствами предметов

Цель : в процессе практических действий знакомить детей с особенностями куба - устойчивой геометрической фигурой, имеющей одинаковые грани. Развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи: выложить, переложить и т. п. на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе дать представление о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал: : 8 кубов, одного размера и цвета, помешенные по 4шт. в 2 коробки (плоская, высотой 3см., высокая-15см.).

10.Нанизывание кубов на стержень

Цель : закрепить действие нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Действуя с кубами, развивать пространственное воображение ребенка, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение согласно поставленной практической задаче. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: вертикальный стержень высотой 20-25см., 5-6 кубов для нанизывания, имеющих сквозное отверстие по оси симметрии. Коробочка для кубов.

11.Группировка предметов по форме

Цель : учить детей умению группировать однородные предметы, ориентируясь на слова такой, не такой; выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

Материал: однородные пирамидки разной формы, состоящие из 5 колец и 5 квадратных брусков.

12.Нанизывание больших и маленьких колец

Цель : обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова (большой, маленький).

Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца - 4,5 см,

маленького-3см.

13.Раскладывание однородных предметов разной величины Цель : учить детей действовать с шарами, кубами - выбирая их по форме и величине; обхватывать шар, удерживая его ладонью и пальцами, куб - удерживать большим, указательным и средним пальцами, обхватывая его сверху или сбоку; понимать слова шар, кубик, большой, маленький.

Материал: две коробки в виде параллелепипеда (40х20х20см.) На крышке одной –круглые отверстия, для большого шара и для маленького, на другой крышке аналогично – квадратные. Для каждого ребенка 3 больших и 3 маленьких шара, 3 больших и 3 маленьких кубика.

14.« В гостях у матрешки» Цель : продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, разъединять и соединять части матрешки, производя эти действия в вертикальном направлении. Состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей. Развивать цепкость, силу кончиков пальцев.

Материал: матрешка (высотой 10-12см.), внутри ее цветная салфетка, домик (теремок).

15.Знакомство со свойствами предметов

Цель : познакомить с особенностями полых предметов разной величины: накладывание меньшего на больший, накрывание меньшего большим (кубы, конусы, цилиндры). Развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев. Выполнять задание с ориентировкой на одно свойство – величину предметов.

Материал: набор из 8 одноцветных полых кубов, убирающихся последовательно один в другой.

16.Нанизывание колец на конус

Цель : учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движений руки под зрительным и осязательным контролем.

Материал : пирамидка на конической основе из 5 колец, равномерно убывающих по размеру.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

декабрь

17. Пособие

«Сортировочный ящик»

Цель : способствовать накоплению зрительно-осязательных впечатлений. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.

Материал : выдвижной ящик с двумя объемными фигурами: шаром и кубом.

18. « Что там в ящичке?»

Цель : накопление сенсорного опыта детей, создание условий для обследования объемных геометрических фигур. Продолжать развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами.

Материал : выдвижной ящик с тремя объемными фигурами: шаром, куб, треугольная призма.

19. «Спрячь шарик»

Цель

Материал : сортировочный ящик, крышка с круглым отверстием, три шарика.

20. «Спрячь кубик»

Цель : соотнесение предметов по форме; совершенствование действий с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал : сортировочный ящик, крышка с квадратным отверстием, три кубика.

21. «Спрячь крышу (призму)»

Цель : соотнесение предметов по форме; совершенствовать умение действовать с предметами: проталкивание, открывание выдвижного ящика, вынимание предметов на поднос.

Материал : сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы.

22. « Что там в ящичке?»

Цель : продолжать учить детей соотносить предметы по форме; развивать умение действовать в соответствии с указаниями педагога; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал : сортировочный ящик, крышка с треугольным отверстием, три призмы, три шарика и кубика.

23. « Чудесный мешочек»

Цель : различение на ощупь и называние объемных геометрических фигур (шарик, кубик, крыша).

Материал : яркая игрушка, « чудесный мешочек», вкладыши из «сортировочного ящика»: шары, кубы, треугольные призмы.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

январь

24. Действия с полыми

предметами

Цель : совершенствовать практические навыки действия с полыми предметами. Учить осуществлять выбор предметов, ориентируясь на одно свойство-форму. Развивать ориентировочно - исследовательские и практические действия; формировать точность, ловкость, целенаправленность действий рук, совершенствовать глазомер.

Материал : набор из 8 цилиндров колпачков, последовательно убирающихся один в другой, аналогичный набор из 8 кубов.

25. Действия со сборно-разборными игрушками.

Цель : продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая . Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.

Материал: матрешка (высотой 10-12см.), матрешка (высотой 6-8см.),

неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).

26. Пособие

«Сортировочный ящик»

Цель : упражнять детей в размещении контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы. Развивать предметное восприятие при манипулировании с предметами: шарами, кубами, треугольными призмами.

Материал : сортировочный ящик, крышка с тремя отверстиями – круглым, квадратным и треугольным, три призмы, три шарика и три кубика.

27. Ориентировка в трех

величинах

Цель: учить детей ориентироваться в предметах 3 величин: большой, поменьше, маленький; понимать слова поменьше, побольше, соответствующие промежуточной величине предметов; подбирать предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину.

Материал: 3 полых цилиндра, разница в величине – 2-3 см. (из расчета на одного ребенка).

28. «Найди пару варежке»

Цель : учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая; воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.

Материал: кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).

29. Знакомство с кругом

Цель : учить действовать с плоскими предметами круглой формы. Закреплять практический опыт действия с предметами, учитывая их функциональные свойства (нанизать можно только кольцо, а круг нельзя, но и круг и кольцо можно прокатить). Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кольцами и кругами разных цветов.

Материал: большие кольца и круги (диаметром 30,40,50см.- всего 20 колец, 20 кругов), стойка для нанизывания предметов

30. «Подбери колеса к

грузовикам»

Цель : продолжать учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такой, не такой; накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами (колесами) красного, синего, желтого, зеленого цвета.

Материал: грузовики 4 цветов сделанные (вырезанные) из картона, отдельно – колеса: красного, синего, желтого, зеленого цвета (из расчета на одного ребенка).

31. Нанизывание колец, убывающих по величине

Цель : Развивать умение действовать в определенной системе, подбирая кольца по убывающей величине. Учить придерживаться замысла и поставленной задачи, выделяя главные признаки, имеющие отношение к ее решению, и отвлекаясь от несущественных.

Материал: пирамидка из 4-5 колец, разных по величине и цвету.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

февраль

32. Пособие «Угадай-ка».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, зеленым), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и зеленого цвета.

33. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым и красным), величиной (большая и маленькая) крышки; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и красного цвета.

34. «Неваляшка» (моделирование)

Цель:

Материал : лист картона, 2 крышки желтого, зеленого цвета.

35. «Неваляшка» (моделирование)

Цель: Ориентировка на листе бумаги; подбор предметов по цвету и величине, способствовать называнию цвета и величины предметов (крышек).

Материал : лист картона, 2 крышки желтого, красного цвета.

36. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; познакомить с синим цветом; соотнесение предметов одной заданной формы разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка, 2 крышки желтого и синего цвета.

37. Ориентировка в пространстве.

Цель: Учить ориентироваться в пространстве, находить предмет по указанному признаку (цвету). Развивать умение действовать кончиками пальцев, манипулируя тонкими предметами.

Материал : ленты красного и синего цвета (3-4шт. на ребенка).

38. Группировка предметов по форме и цвету

Цель: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами, находящимися в движении и имеющими свое положение в пространстве. Учить выбирать предметы, ориентируясь на 2 свойства: цвет и форму.

Материал : по 5 шаров и кубов желтого и зеленого цвета, 2 коробочки соответствующего предметам цвета, лоток для скатывания шаров.

39. «Найди место».

Цель: накопление сенсорного опыта; знакомство с формой (круг), цветом (желтым, красным, зеленым, синим), величиной (самая большая и самая маленькая) крышки; соотнесение предметов круглой формы и четырех величин при выборе из четырех.

Материал : подставка, 4 крышки основных цветов.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

Март

40. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель: развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка с четырьмя крышками. Две фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета.

41. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель:

Материал : подставка с четырьмя крышками. Три фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик.

42. Пособие «Угадай-ка».

« Кто где живет?»

Цель: накопление сенсорного опыта; развитие мелкой мускулатуры рук (вкладывание фигур в отверстия, открывание и закрывание крышки); соотнесение предметов одной заданной формы, разных величин и цвета при выборе из четырех.

Материал : подставка с четырьмя крышками. Четыре фигурки: уточка желтого цвета, елочка зеленого цвета, синий зайчик, красный грибок.

43. Пособие «Занимательные

Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с квадратом. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кругами и квадратами разных цветов.

Материал : квадраты и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

44. Пособие «Занимательные

фигуры» «Найди такую же по форме

Цель: продолжать учить детей группировать фигуры по форме, накрывая их последовательно такой же фигурой по показу педагога; познакомить детей с кирпичиком. Накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кирпичиками и кругами разных цветов.

Материал : кирпичики и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в опреде - ленной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

45. «Найди такую же по форме

Цель : упражнять детей в различении, сопоставлении и назывании основных цветов: красный, зеленый, синий, желтый; сопоставлять и называть форму предмета: круг (кольцо, кружок), квадрат, кирпичик, фигура, как крыша; развивать умение детей раскладывать однородные предметы на группы в зависимости от их формы и цвета (группировать предметы); развитие словаря:

Материал : круги, квадраты, кирпичики, призмы четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

46. Пособие «Занимательные

фигуры» «Найди такую же по форме

Цель : развивать умение детей раскладывать однородные предметы на две группы в зависимости от их формы и цвета (группировать предметы); познакомить с фигурой, как крыша (призма); развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал : призмы и круги четырех основных цветов (пособие «Занимательные фигуры»).

Фигуры выкладывать в определенной последовательности: красный, зеленый, синий, желтый.

47. Пособие «Занимательные

«Разложи фигуры на подставке».

Цель : накопление сенсорного опыта. Учить детей раскладывать фигуры в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, кирпичик – на 2 стержня, называя цвет фигуры. Упражнять детей в различении, сопоставлении назывании геометрических форм: круг (кольцо, кружок), кирпичик. Закреплять умение детей раскладывать однородные предметы на две группы.

Материал : подставка, круги и кирпичики четырех основных цветов.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

апрель

48. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, круги и призмы четырех основных цветов.

49. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: круг – на 1 стержень, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, круги и квадраты четырех основных цветов.

50. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня, треугольник – на 3 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, кирпичики и призмы четырех основных цветов.

51. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме: кирпичик – на 2 стержня, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, кирпичики и квадраты четырех основных цветов.

52. «Разложи фигуры на подставке».

Цель : раскладывание фигур в соответствии с требованиями к форме, треугольник – на 3 стержня, квадрат – на 4 стержня, называя цвет фигур.

Материал : подставка, призмы и квадраты четырех основных цветов.

53. «Составь узор».

Цель : раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последовательности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)

Материал : круги и кирпичики синего и красного цвета

54. «Составь узор».

Цель : раскладывание фигур разных по форме и цвету в определенной последователь - ности (по образцу, указанию взрослого и самостоятельно)

Материал : круги и квадраты зеленого и желтого цвета.

55. «Вот как я умею!» (украсим группу разноцветными улочками)

Цель : составление картинок из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме; развитие словаря: такой, не такой, разные, цвет, форма.

Материал : 4 разноцветных призмы.

ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Месяц

Игры с дидактическим материалом

май

56. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек подружек: веселую и грустную неваляшку).

Цель

Материал : 4 разноцветных круга.

57. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек домики)

Цель : продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал : 2 призмы и 2 квадрата зеленого и красного цвета.

58. «Вот как я умею!» (сделаем для неваляшек стол и стульчик)

Цель : продолжать учить детей составлять картинки из фигур; закрепление навыков различения фигур по цвету и форме.

Материал : четыре кирпичика.

59. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, треугольной формы.

60. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, прямоугольной формы.

61. Пособие «Надень фигуру».

Цель : упражнять детей в узнавании, соотнесении и назывании предметов круглой, треугольной, прямоугольной формы. Совершенствовать действия с пред - метами, обучая нанизыванию колец разной формы на соответствующие стержни.

Материал : по 4 фигуры круглой, треугольной, прямоугольной формы.

62. Пособие «Дерево-шнуровка»

Цель : формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям с иглой и шнурком. Способствовать формированию ручной умелости, приобретению детьми опыта выполнения действий, необходимых в быту.

63. Пособие «Собери бусы».

Цель : формировать и поддерживать интерес детей к манипулятивным действиям со шнуром и иглой, бусинками. Способствовать формированию ручной умелости, развивая точность движений.

Литеретура:

Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕС», 2005г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Кн. для воспитателей дет. сада - М.: Просвещение,1988г. и др. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.- М.: Мозайка - Синтез, 2000г. . Знакомим малыша с окружающим миром. Раздел: «Воспитание познавательной активности в процессе действий с предметами».-М.: Просвещение,1987г. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада.-М.:Просвещение,1986. . Использование развивающих игр в работе с детьми раннего возраста. - Снежногорск, ГМК, 2004г. . Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду. Из опыта работы московских педагогов.- М.: «Линка-Пресс», 2005г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: