Презентация в старшей на тему "пальчиковые игры в детском саду". Презентация: Развитие движений пальцев рук детей пальчиковые игры

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. 3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. 4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой. 5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. 6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Правила выполнения упражнений:


7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. 8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь. 9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. 10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.


11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка. 12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. 13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.


Пальчики загорают. Пять пальцев на руке твоей Назвать по имени сумей, Первый палец – боковой – Называется БОЛЬШОЙ. Третий твой палец – Как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ Дано ему имя. Палец второй – Указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Палец четвёртый Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ. Неповоротливый он И упрямый Совсем как в семье, Братец младший – любимец, По счёту он пятый, Зовётся МИЗИНЕЦ. Положи раздвинутые пальчики обеих рук на стол. Поочередно при назывании каждого из пальчиков приподнимай его.


ПОИГРАЕМ В ПАЛЬЧИКИ Большаку дрова рубить, А тебе дрова носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки – шевелить пальцами обеих рук


Вышли пальчики гулять Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять, Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. На первые строчки- поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки- поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.


МЫ ПИСАЛИ Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики. Прыг- скок, прыг-- скок, Прискакали на лужок. Ветер травушку качает, Влево- вправо наклоняет. Вы не бойтесь ветра зайки, Веселитесь на лужайке. На первые две строчки ритмично сжимать разжимать кулачки. На третью строчку- (поскакать) пальчиками по столу. На следующие две строчки-- (поскакать) по столу. Затем-- легкие движения кистями рук вправо--влево. На последнюю -- помахать пальцами обеих рук.


Идет коза рогатая Идет коза богатая, Ножками топ- топ! Глазками хлоп- хлоп! Кто каши не ест, Молока не пьет Того коза Забодает, забодает На первые две строчки- правой рукой изображать рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец. На третью строчку- кончиками пальцев обеих рук ударять по столу или по коленям. На четвертую строчку- хлопать в ладоши.


Мышка Мышка в норку пробралась, На замочек заперлась. В дырочку глядит- Кошка не бежит? На первую строчку - "шагать" двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения; на вторую - соединить пальцы("цепочки"); на третью- сделать колечко и посмотреть в него; на четвертую - поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из- под нее.


Заиньки По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки-побегайки. Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки-побегайки. На первую строчку – круговые движения руками, ладони вниз; на вторую – «бегать» по столу указательными и средними пальцами обеих рук; на третью – руки перед грудью (лапки зайца); на четвертую – руки на голове (уши зайца); на пятую – нарисовать в воздухе круг обеими ладонями; на шестую – ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы(зайка роет корешок); на седьмую и восьмую - то же, что и на третью и четвертую.




Покорми лошадку Одной рукой я травку рву, Другой рукой я тоже рву. Я травкой накормлю коня. Вот сколько пальцев у меня. На первую строчку – хватательные движения левой рукой, на вторую строчку- правой. На третью строчку руки вытягиваются вперед ладонями вверх; на четвертую – показываются.


КОШКА И СОБАКИ Вышла кошечка вперед, Хвостиком играет. Ей навстречу из ворот Собачки выбегают На первую строчку - указательный палец и мизинец правой руки выпрямлены (уши у кошки), остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец прижат к среднему. На вторую - левой ладонью помахать у основания правой кисти (хвост). На третью - большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутренней стороной ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении сложены вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. На четвертую – указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе, щепоткой (собачки)


Дом и ворота На поляне дом стоит, Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем. В этот домик приглашаем. Соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу. На вторую строчку большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. На третью строчку ладони развести в стороны. На четвертую - то же, что на первую.


ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.


Стирка Мы белье стирали, В речке полоскали, Выжали, развесили – То-то стало весело! На первую строчку - тереть один кулачок об другом; на втором – движения ладонями вправо- влево;на третью – сжимать – разжимать кулачки, имитировать движения, развешивание белья; на четвертую – круговые движения кистями, ладони вверх, пальцы разведены в стороны(фонарики).


Строим дом Молотком стучу, стучу, Сто гвоздей заколочу. Буду строить дом, дом, Будем жить в нем, в нем. На первую строчку – постукивать кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки; на вторую – то же движение. Но сменить руки; на третью – ставить поочередно кулачок на кулачок; на четвертую – поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома.


ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ На моей руке пять пальцев Пять хватальцев, пять держальцев, Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить, Их нетрудно сосчитать; Раз, два, три, четыре, пять! Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт поочерёдно загибать пальчики на обеих руках.


ПИРОЖКИ Я купила масло, Сахар и муку, Полкило изюма, Пачку творогу. Пирожки пеку, пеку. Всех друзей я в гости жду. На первые четыре строчки загибать поочередно пальчики, перечисляя продукты; на пятую строчку- имитировать лепку пирожков; на шестую- ладони вперед, имитировать движения, подзывающие гостей.

Проект «Ловкие пальчики. Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей»

Выполнила: воспитатель

МДОБУ «Детский сад «Солнышко»

Баженова Н.В.


  • В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей), увеличение числа патологий беременности (родовые травмы), социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.
  • Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
  • Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают. У детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.
  • Это определило тему моей дальнейшей работы «Сенсорное развитие детей через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр»

Цель и задачи проекта

  • Цель:

Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

  • Задачи:

Для воспитателя

Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.

Для детей

Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для родителей

Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.


  • Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

Подготовительный этап

  • Изучение литературы по теме:

Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»


Родительское собрание

  • Тема «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики»

Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.


Создание картотеки пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Сентябрь

«Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку»

«Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»

«Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка»

«Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка»

«Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник»

«Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь»

«Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»

«Раз – весна..», «»В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»

«Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»


  • Информационный стенд для родителей с рекомендациями.

  • Проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.

Самомассаж

Прокатывание массажных

мячиков между ладоней.

«Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех!»


Самомассаж

С использованием

  • кольца Су Джок

«Я колечко примеряю

И совсем не забываю

Каждый пальчик нарядить

Чтобы мне здоровой быть!»

  • апплтикатора

«Покатаем, покатаем,

Как устанем – перестанем»


Работа с детьми, включающая манипуляции с предметами

  • «Волшебные дорожки»

Описание : выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения:

«Нарядили ножки В новые сапожки, Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке. Вы шагайте, топайте, По лужам не шлепайте. В грязь не заходите, Сапожки не рвите.


  • Игра «Найди и

назови животное»

«Я для каждого зверька

Подберу скорей дружка.

Вместе будет веселей

Им еще найти друзей!»


  • «Веселая гусеница»

Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения:

«Гусеница, гусеница,

Высунь рога.

Дам я тебе

Кусок пирога

Ползи по дорожке

Дам тебе лепешек».


«Считалочка»

Цель: закрепление цвета, счета, навыка соотносить количество и цифру.

«Раз, два, три, четыре, пять.

Вы за мною повторяйте,

От меня не отставайте!»


  • Перекладывание теннисных мячиков ложкой
  • Выкладывание букв и цифр на магнитную доску, составление узоров.

  • Счеты

Используются как массажер и для передвигания косточек.

«Раз, два – шли утята

Три, четыре – за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал.

А десятый испугался

Громко-громко запищал:

- «Пи-пи-пи!» - «Не пищи!

Мы тут рядом, поищи!»


  • «Лабиринт»

Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам.

«Мы играем в паровоз,

Погудим немного.

Ничего, что нет колес,

Зато есть дорога!»



  • Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
  • Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.
  • Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

  • Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.
  • Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики
  • Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Список литературы

1. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

2. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

3. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

4. Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

5. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

6. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»


Появление пальчиковых игр, Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук, прирнцип подбора игр, Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук, Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пальчиковая гимнастика для дошкольников Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок (В. А. Сухомлинский)

В.А.Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Аристотель: «Рука – это инструмент всех инструментов » Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг » Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук …».

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Есенина, Л.В.Антакова -Фомина) Учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются вместе – это неговорящие дети.

Появление пальчиковых игр У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. А на Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», « Сороку-ворону », «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

Когда начинать заниматься? Тренировать пальцы рук можно с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание рук от кончиков пальцев к запястью. Упражнения проводят ежедневно, сгибается и разгибается каждый пальчик отдельно. Таким образом, речевые области будут тренироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста ребенку начинают давать крупные предметы перебирать, затем более мелкие. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, активизируем соединение зоны, отвечающие за речь.

Принцип подбора игр Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы: сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них. Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными. Наибольший интерес представляют игры: на расслабление в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы; на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Как играть в пальчиковые игры Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей. Очень чётко придерживаюсь следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.

До 2-х лет Содержание: Дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину), с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Технология: Потешку или стихотворение читают до игры 3-4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая её вопросами: «Как зайка шевелит ушами?», «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребёнку помогают выполнить движение

С 2 до 3 лет Содержание: Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомим с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) Технология: С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию

С 3 до 4 лет Содержание: Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу. Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой Технология: С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С 4 до 5 лет Содержание: Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой. Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы Технология: При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук

С 5 до 7 лет Содержание: Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно. Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.) Технология: Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

Группы пальчиковых игр 1. Игры – манипуляции. «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения. «Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2 . Сюжетные пальчиковые упражнения. « Пальчики здороваются » - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). « Распускается цветок » - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы. «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой. «Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует 2000 лет, ею пользовались Гиппократ и Аристотель. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Это взаимодействие развивают при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для стимуляции интеллектуального развития применяют упражнения. Работы Бехтерева и Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным. Изучая математику, языки и т.д. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария в ущерб правому – образному. Буквы, цифры, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Преждевременное обучение ребёнка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция ММД (один участок мозга развивается быстрее за счёт другого). Это приводит в дальнейшем к неуспеваемости, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере, провоцируют невроз. В возрасте до 6 лет должно доминировать образное мышление!

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Продолжительность занятий – 10-15 минут. Периодичность-ежедневно. Время – утро, день.

5 . Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах возникают импульсы, которые достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается ее роль в отношении всех систем и органов. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – поглаживания, разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Психогимнастические упражнения Данная серия упражнений – систематизированное целенаправленное развитие психики ребенка посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям Первый путь – изменение степени сложности от занятия к занятию, второй – поочередный перенос воздействия с одного психического процесса на другой, третий – поэтапное выполнение действий на громко речевом уровне. «Считалочка- бормоталочка » Попросите ребёнка выучить фразу «Идет бычок качается". В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух два слова «Идет бычок», а слово «Качается» произносит про себя, хлопая при этом одни раз в ладоши. В третий раз вслух он произносит только слово «Идет», а слова «Бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвёртый раз все три слова необходимо произнести про себя, заменяя их тремя хлопками. Это выглядит так: 1. Идет-бычок-качается 2. Идет – бычок- (хлопок) 3. Идет – хлопок-хлопок. 4. Хлопок-хлопок-хлопок. (Ехал Г река через реку; Золотое решето черных домиков полно; Подарил утенку ежик пару кожаных сапожек; Вышел месяц из тумана вынул ножик из кармана; Р аз два три четыре пять я опять иду гулять и т.д).

7 . Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»). «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж. « Осьминожки » - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы -пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Заключение Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Спасибо за внимание!


Играем пальчиками
  • "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. Сухомлинский
  • Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.
  • Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.
  • Каждая мама может играть со своим малышом в пальчиковые игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.
  • На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов:
  • Мизинец
  • сердце,
  • Безымянный
  • печень,
  • Средний
  • кишечник, Указательный
  • желудок, Большой палец
  • голова.
  • «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант .
Раннее и дошкольное детство это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком.
  • Игра для ребенка это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.
  • Способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • Помогает развивать речь ребенка;
  • Повышает работоспособность коры головного мозга;
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
  • Снимает тревожность.
  • Эти пальчики щипают, Эти пальчики гуляют, Эти - любят поболтать, Эти - тихо подремать, А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться.
  • Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. Солнце было, Дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл
  • В целом методика пальчиковых игр предполагает три вида занятий
  • когда движения выполняются взрослым, а ребёнок смотрит
  • когда движения выполняются взрослым ручками ребенка
  • когда движения выполняются ребенком самостоятельно
  • пальчиковые игры и упражнения делятся на три группы:
  • Упражнения для пальцев условно статическое - в этой группе пальчиковых игр с помощью пальцев мы изображаем различные объекты живого
  • Упражнение для пальцев динамическое
  • эти игры учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным
  • упражнения для кистей рук
  • такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. То есть развивает подражательную способность.
  • Вывод:
  • Игры и упражнения с пальцами:
  • развивают мелкую моторику рук,
  • стимулируют речевое развитие,
  • повышают работоспособность головного мозга,
  • оказывают оздоравливающе воздействие на весь организм,
  • дают возможность ребенку осознать себя (почувствовать свои пальцы, ладони, локти, плечи, …)
  • все это предотвращает в дальнейшем различные неврозы, дает человеку уверенность и самообладание.
  • Недаром такие игры встречаются в фольклоре многих народов мира.
  • Литература
  • «Учитель» 2012г. «Подвижные и речевые игры
  • Для детей 5 – 7 лет»
  • «Учитель» 2011г.
  • «Подвижные и речевые игры Для детей 5 – 7 лет»
  • «Учитель» 2012г.
  • «Пальчиковые игры и упражнения»
  • «Учитель» 2011г.
  • В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»
  • О. В. Бачина «Пальчиковая гимнастика с предметами

Последние несколько лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что- то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)


Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.


Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.


1. Игры-манипуляции. 2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. 6. Театр в руке.


Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. "Ладушки-ладушки" "Сорока-белобока" "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин" "Этот пальчик - дедушка" "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире" "Пальчики пошли гулять "


К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья и тд. "Пальчики здороваются" "Распускается цветок"






В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание "Надеваем перчатки" "Помоем руки под горячей струей воды" "Засолка капусты" "Согреем руки" "Молоточек" "Гуси щиплют траву"


Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.


Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение 2-3 минут. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр. В процессе проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой. При проведении пальчиковых игр сжимать пальцы нужно энергично, напевать или проговаривать – ритмично. Двигать руками и пальцами нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий и, как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи. Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук.







Понравилась статья? Поделиться с друзьями: