Получить дом для воспитания детей. Как взять ребенка под опеку

Демографические проблемы, связанные с низкой или повышенной рождаемостью, постепенно сменяют себя на протяжении десятилетий. Неизменным остается только количество сирот в детских домах - оно всегда достаточно большое. Детям, оставшимся без родителей, одного сочувствия будет крайне мало, ведь они так нуждаются в родительской заботе, теплоте и ласке.

Несомненно, принятие решения о воспитании чужого ребенка из детского дома предполагает благородную цель, но она требует от приемных родителей большой ответственности. Если вы усыновили или удочерили ребенка из детдома, вы не сможете однажды отказаться от него, если вдруг когда-нибудь передумаете или разочаруетесь в идее воспитания чужого ребенка.

Приемный ребенок должен стать полноценным членом семьи. Кроме того, отношения между приемными родителями и ребенком из детдома должны установиться таким образом, будто он родился в этой семье. Так ли это просто на самом деле? С какими проблемами и трудностями предстоит столкнуться родителям, принимающим в свою семью «детдомыша»? Об этом поговорим в этой статье.

Какие семьи берут ребенка из детского дома?

Как свидетельствуют данные статистики, чаще всего желание усыновить ребенка появляется у двух категорий семей.

Бездетные семьи. Если родителям очень хотелось бы иметь и воспитывать ребенка, но при этом по каким-либо причинам они не могут иметь собственных детей, чаще всего они обращаются в детские дома, чтобы взять оттуда сироту. В большинстве случаев бездетные родители выбирают совсем маленьких детей, чтобы испытать радости воспитания ребенка с его младенческих лет.

Иногда люди, взявшие ребенка из детдома в раннем возрасте, не рассказывают ему о том, что они приходятся ему ненастоящими родителями. Он может никогда не узнать об этом, узнать случайно или же со временем. Если родители планируют раскрыть ребенку свою «тайну», следует подготовить к этому ребенка заранее.

Семьи с детьми. Более редкая категория родителей - пары, у которых уже есть дети. Если материальное положение позволяет обеспечивать большую семью, родители берут ребенка из детдома ради благородной цели - воспитать сироту в теплом семейном кругу, где есть другие дети.

Преимущество такой семьи в том, что ребенок общается со своими неродными братьями и сестрами на равных как полноценный член семьи, чувствует себя очень комфортно и воспринимает окружающих как родных.

Задача родителей в данном случае - стереть все возможные психологические границы между родными и неродными детьми, потому что отношение к ним должно быть одинаковым.

Как вести себя с приемным ребенком из детдома?

Стать отцом или матерью приемного ребенка из детского дома можно, если вы имеете материальные средства, чтобы обеспечивать его. Также важно официально состоять в браке и иметь жилищные условия, где сможет проживать ребенок. Родители не должны иметь судимость, психические заболевания. Если ваш брак с мужем (женой) пока еще не был оформлен официально, необходимо это сделать перед усыновлением ребенка.

Что касается психологической стороны вопроса усыновления, здесь необходимо подойти к проблеме основательно и со всей ответственностью. Если вы решили усыновить или удочерить ребенка из детского дома, нужно придерживаться нескольких прицнипов.

Принять ребенка таким, какой он есть. Когда вы планируете принять чужого ребенка в свою семью, у вас конечно же будет возможность предварительно познакомиться и пообщаться с ним, чтобы понять, сможете ли вы стать для этого ребенка родителем. Однако нередко чужой ребенок начинает проявлять особенности своего характера не сразу, а в течение первых месяцев или лет проживания в новой семье.

Это происходит, когда вы взяли из детдома ребенка старшего возраста, формирование личности которого уже началось на этапе жизни в детском доме (например, если ребенку уже больше 4-х лет).

Столкнувшись с какой-либо отрицательной чертой характера в ребенке, некоторые приемные родители впадают в отчаяние, серьезно разочаровываются в нем, опускают руки и пытаются вернуть ребенка обратно в детский дом, забывая о том, что ребенок не вещь, а живой человек, такая же мыслящая личность, как и взрослые.

Поэтому, принимая ребенка в семью, вы должны быть готовы ко всем трудностям, к сложному характеру и нестандартному поведению с его стороны. Ваша задача как «родителя» - направить воспитание ребенка в правильном русле, помочь ему справиться со своими проблемами. При необходимости посетить детского психолога.

Научиться воспринимать ребенка из детдома как родного. В независимости от того, есть у вас в настоящий момент родные дети или нет, необходимо создать в семье все условия, в которых ребенок из детдома будет себя чувствовать максимально комфортно. Если приемный ребенок чувствует себя «вашим», называет вас «папой» («мамой»), относится к вам как к настоящим родным родителям, можете считать, что вам удалось создать эти условия.

Однако такие родственные отношения в большинстве случаев возникают далеко не сразу после усыновления. Для этого пройдет определенное время. Вы и ваш приемный ребенок должны успеть привыкнуть друг к другу, только потом начнется психологическое сближение.

Стать для ребенка другом . Как родители относятся к родному ребенку? Они выражают свои чувства не только в заботе о нем: необходимо стать для ребенка самым преданным и первым другом, к которому он всегда сможет обратиться за помощью или с просьбой получить совет.

Чтобы заслужить доверие ребенка (родного или приемного), разговаривайте с ним как со взрослым, интересуйтесь, что его волнует, делитесь с ним собственными впечатлениями от проведенного дня (от увиденного и т.д.) и узнавайте, какие впечатления появились у него.

Необходимо принимать активное участие в его жизни, играх, разделять его интересы или хотя бы спрашивать о них. Ребенок будет чувствовать, что вы полностью открыты для общения с ним.

Если у вас возникают серьезные трудности в отношениях с приемным ребенком из детского дома, обратитесь к семейному психологу или детскому психотерапевту. Специалист поможет вам установить связь друг с другом, найти путь к взаимопониманию и решению проблемы. Также вы можете на нашем сайте.

Многие семейные пары, вопреки желанию, остаются бездетными. Существуют также матери, которые по разным причинам не в состоянии воспитывать родное дитя. Ребёнок попадает в детский дом. Развитие детей вне семьи наносит им большую моральную травму. Повзрослевшему детдомовцу трудно найти место в жизни.

Бывает так, что пары, неспособные к деторождению, желают принять на воспитание ребёнка, отвергнутого биологическим родителями. Сделать это непросто по ряду причин. Мешает бюрократическая волокита, несовершенство законодательства, неосведомлённость кандидатов в опекуны. Как в таком случае стать опекуном ребенка из детдома, в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Существуют три уровня взятия детей на воспитание: усыновление, опекунство и попечительство.

Принятие решения на усыновление ребенка из детдома

Перед принятием решения об опекунстве, следует убедиться в наличии горячего желания. Никто не может принуждать к возложению на себя подобной ответственности. Необходимо рассчитать свои возможности. Ребёнка требуется кормить, одевать, обучать и обеспечивать достойные условия проживания.

Опека – это особая форма защиты детей. Она действует до 14-летия опекаемого. Если опекун собирается воспитывать молодого человека до 18-летия, он оформляет попечительство.

Опекунство и попечение над ребёнком – это серьезное решение. Если семейная пара не становится полноправными родителями, она принимает обязательство по воспитанию, защите подопечного и оказания помощи.

Кто может стать опекуном?

Лица, не имеющие прав на оформление опекунства, определяет Семейный кодекс Российской Федерации, статья 146 (). Прочие категории граждан имеют право становиться опекунами детей. Действующее законодательство не препятствует брать опеку над детьми лицам, проживающим на территории других государств.

Кто не сможет?

Законодательством предусмотрены категории лиц, не имеющие прав быть опекунами:

  • Несовершеннолетние.
  • Недееспособные согласно решению суда.
  • Наркоманы и алкоголики, поставленные на учёт соответствующими учреждениями.
  • Лица, страдающие тяжелыми заболеваниями.
  • Лица, по суду лишённые родительских прав.
  • Лица, ограниченные в родительских правах.

Куда обращаться

Для старта процедуры требуется обращение в орган опекунства и попечения местного значения , уполномоченный разрешать подобные проблемы. Учреждение состоит в прямом подчинении руководителю района или поселения, который утверждает принятое решение. Выданный администрацией документ действует на территории Российской Федерации. Не исключены претензии отдела образования, занимающегося проверкой документов, подлежащих предоставлению. Следует напомнить, что подавать заявление на опекунство требуется в месте регистрации или проживания ребёнка .

Порядок оформления опекунства после разрешения на усыновление

После приёма документов, органы государственного надзора обследуют условия проживания и быта претендентов. Не позднее тридцатидневного срока, учреждение опеки принимает решения о назначении соискателя опекуном или мотивированном отказе. В случае позитивного ответа, претенденты имеют право забрать выбранного ребёнка домой.

Какие нужны документы

  1. Заявление о намерении стать опекуном.
  2. Личное резюме. Соискатель заполняет анкету, включающую паспортные данные, информацию о месте проживания, диплом об образовании, справку от администрации трудового учреждения о специальности, исполняемой должности, документ, удостоверяющий семейное положение. Под резюме соискатель проставляет дату, личную подпись.
  3. Справка о заработной плате. Индивидуальные предприниматель представляет ксерокопию налоговой декларации. Получающему пенсию необходимо предъявить информацию пенсионного фонда.
  4. Ксерокопия финансового счёта.
  5. Документ жилищного учреждения, подтверждающий наличие недвижимости в личной собственности.
  6. Справка органов правопорядка о том, что соискатель не имеет судимости по статьям УК Российской Федерации, касающихся покушения на жизнь, причинения вреда здоровью.
  7. Справка медицинская о физическом и психологическом здоровье.
  8. Документ, подтверждающий брачные отношения.
  9. Письменное соглашение супруга.

Кроме указанных выше документов, органы власти могут затребовать дополнительные.

Сроки оформления

Максимальным сроком, за который опекун имеет право забрать ребёнка, законодательство Российской Федерации считает 30-дневный. Но, этот документ предусматривает исключения, согласно которым орган попечительства имеет право мотивированной отсрочки.

Как усыновить ребенка из детского дома и дома малютки. Личный опыт от автора видео:

Социальные гарантии

Социальное опекунство предусматривает следующие права:

  • Самостоятельно выбирать методы воспитания.
  • Рассчитывать на методическую помощь учреждений опеки.
  • Принимать материальное вспоможение на ребёнка согласно настоящему законодательству.
  • Отказаться от материального пособия.

Права взрослых прекращаются при достижении детей совершеннолетия или вступления в брак.

Денежные пособия

В Российской Федерации существуют следующие виды денежных пособий на опекаемых лиц:

  • Однократное пособие. Выплачивают при поступлении ребёнка в семью. Заявку на получение субсидии, документы, удостоверяющие отсутствие родителей, предоставляются в первые полгода со времени установления опекунства по месту жительства опекуна. Количество денег рассчитывают согласно региональному индексу.
  • Ежемесячное пособие. Для получения денег опекун обязан в 3-х дневный срок со времени выдачи пособия передать необходимые документы госорганам. Местные выплаты назначается и корректируется местными администрациями населённых пунктов.
  • Пособие подопечному, имеющему статус инвалида детства. Выплачивают неработающим и не имеющим источников дохода опекунам. Ежемесячные выплаты по уходу составляют 5500 руб.

Права попечителя и опекуна

Воспитатели наделены следующими правами:

  • Воспитывать ребёнка по своему усмотрению с учётом требований органов попечительства, отсутствия возражений со стороны воспитуемого.
  • Выбирать учебное учреждение, учитывая пожелания воспитанника по форме, по специализации обучения.
  • Совершать действия с имуществом воспитуемого при согласовании с органами попечительства. Действия, ухудшающие материальное положение воспитанника запрещены.

Воспитатели наделены следующими обязанностями:

  • Обеспечить обучение ребёнка и его универсальное воспитание.
  • Проявлять заботу. Быть внимательными к просьбам воспитанника.
  • Обеспечить дружелюбную психолого-эмоциональную обстановку.
  • Защищать материальные и неимущественные гарантии прав ребенка.
  • Отвечать по закону за действия, причинившие ущерб имуществу подопечного.
  • Не препятствовать контактам ребёнка и биологических родителей.

Опекунство и попечение над детьми – это ответственное решение. Если семейная пара не готова стать полноправными родителями, она принимает обязательства по воспитанию и защите прав подопечного.

Светлана, какие особенности в устройстве отечественных сиротских учреждений могут породить у детей различные проблемы? И какие, соответственно, это проблемы?

Отечественная система сиротских учреждений, в первую очередь, плоха тем, что у ребёнка в ней нет возможности сформировать привязанность к каким-то близким людям.

Очень часто встречаются представители органов опеки, которые говорят: дабы чего-то не случилось, ребенка лучше изымать из кровной семьи даже в тех случаях, когда нет прямой опасности для его жизни.

Однако психологи утверждают: даже плохая семья, в которой есть минимальная забота и нет насилия над ребенком, для формирования его как личности гораздо лучше, чем хорошее сиротское учреждение.

Что мы видим в сиротской системе? Перед ребенком проходит огромное количество взрослых чужих людей. Это - обслуживающий персонал: нянечки, воспитатели, медсестры, и так далее. И ребенок привыкает к тому, что люди вокруг него постоянно меняются. Меняются и окружающие его дети - одних привозят, других забирают в приемные семьи, возвращают родителям; потом самого ребенка по возрасту переводят в следующую группу… С точки зрения психологических основ это означает, что ему незачем бороться за хорошие отношения с близкими.

Наверное, «бороться за хорошие отношения» звучит грубо. Но в жизни мы понимаем, что ребенок, привыкший к дому, к обычной семье, ценит близких, их отношение, и - в определенном возрасте - их мнение. Он формирует внутреннюю картинку своих родителей, на которую потом опирается, уже будучи подростком, и в течение всей жизни.

Такой картинки у детей в сиротских учреждениях нет. У них не сформирован «внутренний родитель», который был бы правилен, социально одобряем, который бы знал, что такое совесть, честь, чувство вины, целеустремленность, и так далее. Это первое, о чем хочется сказать.

Второе - это, конечно, плохая социализированность таких детей. Сейчас, на мой взгляд, в этом направлении делается достаточно много. То есть, те детские дома, которые я видела, имеют комнату самообслуживания, комнату кулинарии, где воспитанники учатся готовить. С ними пытаются проводить занятия волонтеры. Но пока все это находится скорее на уровне самодеятельности.

Нет единой картины, нет единой программы. Я могу ошибаться в оценках, но, например, моя дочь, которая пробыла в детском доме два года и попала в нашу семью, когда ей было девять, говорила: «А где у нас прачка? А кто у нас все приготовит?»

В общем, в сиротской системе дети привыкают к тому, что их обслуживают. И потом, когда они попадают во взрослую жизнь, им сложно правильно расценить свои силы - определить, что они умеют делать, что не умеют, у кого попросить помощи, как формировать свой бюджет и так далее.

А какие личностные проблемы в развитии ребенка порождает ситуация, когда у него нет перед глазами приоритетного, особо значимого взрослого?

Какие личностные качества мы обычно ценим? Это целеустремленность, познавательное развитие-то есть, интерес к познанию мира. Достаточное дружелюбие и доверие к миру. Это уважение взрослых, вырастающее из привычки обращаться к ним за помощью, в которой они никогда не откажут.

На этот счет даже проводились исследования. Сравнивали, как ведет себя в определенном возрасте домашний ребенок, у которого случается какая-то проблема или беда, и что в той же ситуации происходит в голове у ребенка из сиротского учреждения. Исследователи пришли к выводу, что дети из привыкли не обращаться за помощью, а выживать.

Отсутствие значимых взрослых определённым образом влияет и на детскую самооценку. Ведь что вообще такое самооценка? Это - мнение о себе, сформированное путем сопоставления оценок своих близких, их высказываний. В определенном возрасте это родители, далее это уже учителя, сверстники, и так далее.

У детей из сиротских учреждений оценка, в большей степени, складывается из мнения окружающих детей. И это мнение не всегда объективно. Стоит ребенку совершить что-то недостойное с точки зрения его группы, - и он может серьёзно подорвать свою самооценку. Ведь этой ситуации его отношение к себе не будет поддержано с помощью близких взрослых, которые в любой момент ему скажут: «Ничего, ты молодец, в следующий раз справишься». Или: «а давай посмотрим, почему ты это сделал».

Дети из детских домов, с которыми я общалась, в уже достаточно взрослом возрасте, как правило, обладали неадекватной самооценкой. То есть, она не соответствовала их умениям, поступкам и навыкам. Чаще, конечно, она снижена, но бывает условно завышена. «Я все могу», «Я крутой»… Хотя, на мой взгляд, это не самая большая проблема детей из сиротской системы.

Победить саморазрушение

Отечественная пресса в последнее время переполнена страшными картинами детдомовских детей, которые бьются головами об стены, сами наносят себе увечья. В чем природа подобного поведения?

Действительно, существуют дети, и я их видела, которые, попадая из сиротского учреждения в приемную семью, своим поведением показывают, что они занимаются саморазрушением. Это и битье об стенки кроватей, и просто об стены, об раковину. Много таких моментов, как качание, сосание пальца, энурез, может быть, каломазание.

Для того чтобы понять природу подобных явлений, надо посмотреть на жизнь ребёнка. Мы видим, что сирота, который с раннего детства был лишен заботы взрослого, это, как правило, ребенок, научившийся выживать.

На консультациях мы обычно объясняем родителям: ваш ребенок сосет палец? Может быть, это не эстетично, некрасиво, но когда-то это было единственное доступное ему средство самоуспокоения.

Если ребенок бьется об стенки, раскачивается, то при всей внешней некрасивости и неприятности этого зрелища, мы говорим о том, что тем самым он когда-то сам заменял себе родителя, который бы его качал, успокаивал. В общем, ребёнок использует те средства, которые он сам нашёл, чтобы облегчить себе выживание в этом мире.

Когда мы готовим приемных родителей, то успокаиваем их и говорим, что со временем эти привычки ребенка в любящей семье, как правило, уходят. Это происходит постепенно и длится от нескольких дней до нескольких лет. Но при этом надо понимать: даже если ребёнок попал в хорошую, заботливую и любящую семью, ему всё равно очень тяжело полностью ей довериться. И в стрессовой ситуации старые привычки или какие-то новые неврастенические моменты всё равно могут у таких детей проявиться.

Я могу сказать как родитель: когда у меня появилась младшая доченька, ей было больше двух лет, и она достаточно громко сосала пальчик. От этого я просыпалась, поскольку мы спали в одной комнате. Я понимала, что она привыкла, что ей это нужно. Но в то же время мне это было неприятно и мешало.

Поэтому мы с ней договаривались: до тех пор, пока мы спали в одной комнате, я пришивала ей к рукавам пижамки носочки. Потом, когда ей было уже четыре или пять лет, она сказала: «Мамочка, я больше не буду сосать пальчик, я хочу спать в ночной рубашке без рукавов». Я купила ей новую ночную рубашку, ей очень понравилось.

Долгое время привычка не появлялась. А потом она как-то пришла ко мне вечером и сказала: «Мамуль, можно я еще пососу пальчик?» Ну вот что сказать? Но, поскольку к тому моменту мы переехали в новую квартиру, и доченька жила в отдельной комнате, я оставила это на ее выбор.

Естественно, мы можем говорить о том, что если приемных родителей не сильно беспокоит привычка ребенка, желательно дать ему время перестроиться. Если же ситуация, на взгляд приемных родителей, сильно мешает им или самому ребенку, - например, есть угроза для его здоровья или жизни, - имеет смысл его останавливать и пытаться договориться.

Например, как остановить качание, которое раздражает многих родителей? Брать ребенка на руки, - не важно, какого возраста, мы пробовали это делать с пятнадцатилетними подростками…

Так вот, взяв ребёнка на руки, надо продолжать качаться вместе с ними. То есть, входить в один ритм, делать подстройку под ребенка. Конечно, это возможно уже при определенном уровне доверия со стороны ребенка.

Если мы говорим про аутоагрессию (то есть, когда ребенок бьется головой и при этом реально что-то разбивает), то единственный способ воздействия - это его ограничивать. И конечно, сообщать о таких симптомах при походе к неврологу. Потому что в этих случаях возможно немного успокоить ребенка и временно снять часть проблем медикаментами.

«У нас так не принято»

- Бывают ли у детей из детских домов проблемы в общении с окружающими?

У этих детей могут быть не сформированы навыки эмоциональных контактов с людьми.

Когда моя средняя дочка попала домой (в этот момент, как я говорила, ей было почти девять лет), - поначалу она пыталась всю нашу семью перестроить под свои правила, - ходить насупившись, отвечать резко, грубо, хлопать дверью, устраивать истерики. Такова была её типичная реакция, и она пыталась это навязать всем.

У нее это не получилось - я работала в этом направлении, и у нас достаточно спокойная, веселая семья. Но в какие-то моменты я просто ее останавливала и говорила: «Олечка, мы так не делаем», «так нельзя», «у нас так не принято».

Потом появился другой момент. Оля, которая по возрасту средняя, но в семье появилась последней, пыталась копировать поведение младшей дочки. Например, если маленькая выбегала ко мне, бросалась мне на шею, говорила «Мамочка, любимая!», - Оля это видела, и с такой же прытью прыгала ко мне на шею. Но честно скажу, это было неудобно, неправильно, некомфортно для меня.

Какое-то время я терпела, потом просто начала разговаривать: «Олечка, ну давай поспокойнее, потому что ты большая девочка, ты сейчас мне руку вывихнула».

Причём некоторое время у меня было ощущение, что Оля - это робот. То есть, она видит какой-то пример действия, и с точностью до ста процентов переносит его на другую ситуацию. Я не видела в ней гибкости, умения подстроиться. Если двое других детей, например, по выражению лица, по движению моих бровей могли понять, что чего-то делать не надо, то с Олей такого контакта не было.

В принципе, её поведение было похоже на то, как старшие дети при появлении в семье младших братьев и сестёр пытаются иногда копировать их поведение, борясь за родительское внимание. Но меня очень пугал некий автоматизм действий, отсутствие разницы в разных ситуациях.

Например, при появлении младшей в два с половиной года, нашему старшему сыну было четырнадцать. Он так же прибегал: «Ой, мамочка, возьми меня на ручки. Покорми меня с ложечки». Был такой момент. Но тогда я была уверена, что он именно играет.

То есть, он хочет увидеть, что продолжает оставаться любимым сыночком. И, в принципе, он комфортно себя чувствовал, если я говорила: «Извини, мне сейчас некогда, давай чуть попозже». В варианте с Олей принять это было уже тяжелее, пугала жесткость, механистичность.

- Как поступать родителям уже в семье, когда дети начинают реагировать на что-либо явно не по возрасту?

В первую очередь, конечно, успокоиться. Пугаться или как-то наказывать за это, мне кажется, смысла нет. У меня подход такой: мы имеем право наказывать только в том случае, если чему-то уже научили. Я вообще очень редко наказываю детей. И уж если наказывать, то в других случаях.

Дальше мы говорим: вообще нужно разобраться, почему ребенок впадает в детство. Либо он не знает, как себя вести, либо для него это такой момент проверки: а давайте я попробую себя вести вот так, наверное, это достаточно безопасно.

Ну и вообще, мы говорим о том, что ребенок впадает в детство так натурально, именно тогда, когда он чувствует безопасность в этой семье. Иногда даже убеждаем их: это хорошо, что у вас ребенок так себя ведет.

Но ничто нам при этом не мешает в зависимости от возраста ребенка объяснять ему, как поступать правильно. Если, например, у меня дочка в уже достаточно взрослом возрасте, не маленькая, бросалась на колени ко всем встречным - и к женщинам, и к мужчинам,-то в общем то, нормально было проводить с ней беседы. Наверное, эти беседы я бы не стала проводить с двухлетним ребенком. Двухлетнего я бы просто останавливала, беря на ручки и относя в другое место.

Ещё раз подчёркиваю - момент «впадения в детство» для ребёнка, взятого в семью, очень важен. Многие приёмные родители приходят с жалобами именно на то, что вроде бы кризис уже более-менее прошел, отношения наладились, и вдруг ребенок начинает себя вести как-то странно - баловаться, не слушаться, говорить гадости, писаться и так далее.

Обычно мы говорим о том, что это для ребенка определенный этап, когда он понимает, что ему безопасно быть маленьким. Мы говорим о том, что для ребенка, с раннего детства лишенного материнской заботы, самый идеальный вариант - когда он в приемной семье проходит все стадии развития, все возраста в обратном порядке.

Помню в прошлом году (в десять лет!) ко мне подбежала средняя дочка и говорит: «Я очень-очень хочу, чтобы ты меня покормила титей». Пришлось отвечать: «Доченька, попробовать я, конечно, могу, но это бессмысленно». Где-то после племянницы у нас завалялась бутылочка, вот я брала дочь на ручки, заворачивала в плед, качала и поила из этой бутылочки вкусным чаем.

Этот этап тоже нужно было пройти. Я знаю, что у некоторых приемных детей это затягивается надолго. Но, в принципе, если ребенок более-менее сохранный, то он просто как будто ставит для себя галочку. Мы как будто заново переписываем ему детство.

- А что делать, если такое «не по возрасту» поведение ребёнка очевидно нарушает социальные нормы?

Да, такое тоже может случиться, - например, девочка может, условно говоря, проявить повышенный женский интерес к приемному отцу…

Во-первых, в любом случае, в зависимости от возраста, мы проговариваем правила поведения: почему родились эти правила, что нормально, что ненормально. Что хорошо и плохо для той картины мира, в которую ребенок теперь попал. Мы показываем ему и проговариваем правильные модели поведения и учим его этим моделям.

В этой ситуации достаточно сложно бывает родителям, у которых есть какой-то пунктик, скажем, по поводу нерешенных личных проблем. Если это грозит какими-то большими сложностями восприятия, рекомендуется обращаться к специалистам, чтобы те научили, как себя вести, какие слова говорить.

Но, в целом, нужно быть готовыми к тому, что для более-менее подросшего ребенка из системы на первых порах это будет норма поведения. Иногда для ребенка это - единственная и доступная модель притягивания внимания к себе. И он просто использует её, чтобы по привычке заслужить какую-то благодарность, вкусняшку, или для того, чтобы избавиться от какого-то более серьезного насилия.

В первое время ребёнок вообще живёт по принципу «если я буду себя вести очень хорошо, то, возможно, добьюсь чего-то большего». Приходится объяснять, что мы здесь всех гладим по голове, или по плечику, или по спинке, и делаем массаж вне зависимости от того, насколько у нас хороший ребенок. У нас это принято, это нормально.

Кроме сексуализированного поведения, у ребёнка из детского дома могут проявляться признаки нарушения привязанности, когда он в принципе тянется к незнакомым людям и показывает, что готов постараться, чтобы понравиться.

В коррекции такого поведения важно несколько моментов. Во-первых, это, конечно, время. Мы говорим родителям: для приемных родителей время - это часто самый лучший лекарь. Это стабильность, это доказательство для ребенка, что он здесь нужен, важен, что эти родители могут справиться с жизненной ситуацией, что они не рассыплются от чего-то нехорошего в этой жизни, от того, что сам ребенок будет вести себя плохо.

Мы просто объясняем родителям: «Будьте рядом, показывайте ребенку, что вы есть, вы стабильны, вы постоянны, вы сильные, но в то же время вы спокойные, и вам можно доверять». Это как модель поведения.

Мы все время говорим о взрослых детях, с которыми уже можно сознательно что-то выстраивать. А как нарушение привязанности проявляется в год, два? И что с этим делать?

Проявляется так же, как и в более взрослом возрасте. Я бы сказала, что приёмный родитель понимает это на уровне чувств. Просто в каких-то моментах общения родитель понимает, что ребенок не зависим от него, не показывает свою связь с этим взрослым.

Конечно, чем младше ребенок, тем меньше у него было возможности для формирования этого нарушения. В этом случае всё так же лечится временем и теми правилами поведения, которые проще выдержать.

Хотя, честно скажу, что я сейчас наблюдаю две семьи, где дети были взяты в достаточно раннем возрасте (в год и в два; сейчас им, соответственно, пять-семь лет), и вижу, что правила поведения у них не сформированы.

Один ребенок командует в семье. Мама, с которой я беседовала, говорит: «Он как будто главный в нашей семье, несмотря на папу, еще одного кровного ребенка, маму, бабушку. И есть такое ощущение, что он без нас может выжить, как будто у него нет потребности в нас». В другой семье ребенок заглядывает в глаза каждому новому гостю или воспитателю и показывает свое желание быть принятым, быть хорошим, залезает на колени даже к незнакомым людям. Это те признаки, которые остались у него еще с раннего возраста.

Причём обе семьи очень хорошие, и говорить о том, что они не справились или что-то не сделали, не приходится. Возможно, в этом случае просто надо принять ситуацию как данность.

Мне самой в своё время тоже говорили: «Заботься и жди - когда-нибудь ребенка „торкнет“ на формирование привязанности. Возможно, завтра, Может - через десять лет, в крайнем случае, никогда». И ощущение, что дочь - это мой ребенок, и что она чувствует, что она моя, появилось где-то спустя полтора года после того, как мы стали жить вместе. А до этого всё время было достаточно жестокое ощущение, что это ребенок не мой, и все зря.

Простить кровных родителей

- Какие ещё особенности поведения можно наблюдать у детей из «системы»?

Иногда у ребенка случаются истерики по поводу: «Зачем меня родили? Я никому не нужна! Лучше бы они меня сразу выбросили или убили, или что-то еще!» Одна, две беседы - и я понимаю, что у нее просто сиюминутное состояние. Спустя некоторое время, она говорит: «Ой, ну как же я рада, что я здесь живу!» Мне почему-то в этой фразе услышалось не просто про нашу семью и квартиру, а вообще про весь мир. То есть, получается своеобразная проверка значимости своего существования.

В подростковом возрасте приёмные дети иногда делают то же самое через самоидентификацию, через проверку «а как вы относитесь к моим кровным родителям?» Это очень сложный момент для приемных родителей.

Один из страхов приемных родителей - что ребенок вырастет и скажет: «Вы мне никто». А потом начнет пить, курить, разлагаться и, в конце концов, уйдет куда-то по следам своих кровных родителей. Мне кажется, что это один из этапов, когда ребенок начинает вас проверять. И проверка бывает именно на то, что «вот, они сволочи такие».

И тут очень тяжело, конечно, удержаться в рамках нейтралитета. Тяжело сказать ребёнку: «Я понимаю, что ты на них обижен, понимаю, что тебе тяжело, что у тебя, может быть, необычная судьба не такая, как у многих детей, но они, твои кровные родители, такие, какие есть». То есть, важно не противопоставлять биологических родителей ребёнка обычным людям и себе.

- Получается, что ругая или как-то уничижая биологических родителей, мы в данном случае уничижаем и ребенка?

Мы уничижаем ребенка, то есть мы показываем ему, откуда он явился, что он сделан из плохого состава. В этом смысле мы работаем против себя.

Обычно мы это на любой школе приемных родителей это обсуждаем. Если родители отказались от ребенка в роддоме или не заботились о нем, но не причиняли ему сильного вреда, то сохранить этот нейтралитет достаточно легко. Гораздо тяжелее, на мой взгляд, родителям, которые очень хорошо осведомлены о том насилии, которое причинялось детям их кровными родителями. Но этот этап нужно пройти.

- А как относиться к попыткам ребёнка разыскать биологических родителей?

На мой взгляд, эти попытки правильные, нужные для понимания человеком своих корней, своего рода. Если ребенку это нужно, то этим процессом, скорее, следует управлять.

Первый этап - быть к этому морального готовыми. Во-вторых, сформировать свое отношение к этому процессу и к кровным родителям. Управлять - это значит быть с ребенком на тот момент, когда он захочет искать родителей, в достаточно доверительных отношениях и обговаривать заранее: «Если ты захочешь, то мы это сделаем вместе. Я тебе помогу». То есть быть в этом процессе как бы с ним за руку, а не на противоположной стороне. Потому что это очень сложный для ребенка механизм.

Например, моя средняя дочка, - сейчас ей одиннадцать, - до сих пор не может простить свою кровную маму. Она периодически мне говорит о том, какая та негодяйка. И я ей отвечаю: «Это мама, которая тебя выносила и родила. Да, она пьет, но ты не обязана повторять ее судьбу. Но отмахиваться от нее и говорить, что ее не было в твоей жизни, мы тоже не будем».

- Для ребенка важно простить в данном случае?

На этот счет есть несколько мнений. Я думаю, что идеальный случай - это, когда ребенок вообще не задумывается о прощении, когда он внутри себя принимает ситуацию как данность.

Но, честно говоря, я не видела даже выросших приемных детей, которые бы в отношении к своим кровным родителям не проходили через какое-то принятие, прощение, чтобы это не было для них проблемой: «О, у меня такие родители? Ну, ладно». Все-таки есть какой-то момент, когда им важно понять, что это было, провести над собой определённую внутреннюю работу.

- Чем грозит ребенку ситуация, когда у него вот этот этап прощения и принятия не пройден?

Этот этап важен вообще для любого человека. Как правило, в подростковом возрасте, ребенок начинает рассматривать своих родителей под лупой.

В моих любимых мудрых высказываниях говорится: «В пятнадцать лет я понял, что мои родители ужасно глупы, неправильно живут, я никогда не буду делать так, как они. В тридцать мы понимаем, что родители умные, хорошие и так далее».

Так что, осуждение родителей в принципе свойственно этому возрасту. И оно очень нужно для того, чтобы ребенок смог от них отделиться.

Поэтому и в приемных семьях не стоит бояться, когда ребенок рос здесь с младенчества, и вдруг в пятнадцать лет заявляет: «Вы мне никто. До свидания», - и начинает вести себя плохо. Не стоит забывать, что кровные дети нередко поступают так же.

Если вернуться к вопросу: почему это крайне важно? Можно себе представить человека (это случается и в обычных семьях), который очень сильно обижен на своих родителей: за развод, какое-то физическое насилие, моральное оскорбление - если он не прошел этот момент…

Например, родители развелись, и мама внушает ребенку, что его отец ужасно плох, что он негодяй и так далее. В итоге, когда ребенок начинает осознавать себя в этом мире как личность, он смотрит и говорит: «Странно. С одной стороны, я при хорошей маме неплохой человек, а с другой, - во мне столько негодяя».

И в этот момент ребенок как будто специально начинает вести себя как негодяй. Ему внушили, что его отец плох, и он пытается сохранить лояльность к этой части себя.

Другое дело, если мы говорим ребёнку, что, да, его отец где-то вел себя не лучшим образом, но ты-то другой, ты от отца взял, например, музыкальный слух. То есть мы разрешаем ребенку быть похожим на отца, но не в смысле его главной отличительной черты для социума. Потому что, если этого примирения не случилось, ребенок может попытаться найти себя, в том числе через вступление в какие-то антисоциальные группы.

Благодарности не ждите

- Но мама, которая говорит подобные вещи, напротив, пытается предостеречь ребёнка…

Да, такая логика есть очень у многих. Она состоит в том, что ребенок должен, подбираясь в своих мыслях или поступках к чему-то плохому - например, к алкоголю, - себя останавливать.

Но в этот момент хочется обратиться к родителям и сказать следующее. Например, у вас, как у многих людей, есть потребность в сладком. Представьте, как кошмар получится, если вам всё время будут говорить: «Если ты будешь есть сладкое, то будешь жирным». И так - постоянно.

Мама надеется, что ребенка подобная мера остановит, но на самом деле она только создает в его жизни очень большое напряжение. В результате запретная вещь становится для него очень значимой.

В итоге «ходи, куда хочешь, но только не туда, где алкоголь» начинает звучать как «ходи, куда хочешь, но только не на север» или «не думай про зеленую обезьяну». И ребенок начинает интересоваться: «А что же там, на этом севере, в этой зеленой обезьяне, в этом алкоголе?»

Мне кажется, особенно для приемных родителей, очень важно внутренне отпустить ребенка на предмет его будущей жизни. Мы живем вот таким образом, у нас такой уклад, такие привычки, я вожу детей на такие-то занятия, я читаю им Библию, я рассказываю им какие-то истории из жизни, в том числе духовной, рассказываю причины и следствия. Иногда мне трудно понять, что взрослая жизнь моих детей не есть стопроцентное следствие моего воспитания. Что есть и другие факторы, - может быть, их предыдущая жизнь, особенно у дочери, которая прожила какую-то её часть без меня.

Также как и со старшим сыном, ему девятнадцать. Притом, что я очень довольна тем, какой он получился, иногда думаю: «Надо же, такому я его не учила».

То есть для приемных родителей важно понимать, что, к сожалению, наши дети могут стать алкоголиками. Но точно так же могут стать алкоголиками и кровные дети. Нужно немножко отделить от себя эту ответственность.

А существует ли стереотип, что приёмный ребенок должен чему-то соответствовать? Что он должен быть благодарным, красивым, умным, старательно заниматься, раз ему предоставили такую возможность? Этакий образ благодарного сиротки.

Хороший стереотип. На мой взгляд, все, что мы делаем в этой жизни, мы делаем для себя, даже если нам кажется, что делаем для других. Для нас очень важно видеть, чувствовать, что мы получаем от своих поступков какое-то удовольствие.

Бывают достаточно длительные периоды, когда кажется, что никакого удовольствия в процессе принятия ребенка нет. То есть вот он уже дома, он изо дня в день тут ходит, плохо пахнет, отвратительно себя ведет. И мысли: «А где ребенок, который будет мне благодарен?» - вполне могут появляться.

С другой стороны, именно в этом случае родителям можно сказать: ваше понимание того, что вы сделали для этого ребенка, гораздо важнее его собственных чувств. Кроме того, история - длительный процесс. Если он не сказал вам «спасибо» в пятнадцать лет, то вполне возможно, поймет это гораздо позже. Хотя не факт, что это вообще когда-либо произойдет.

Мне кажется, родителям просто нужно быть готовыми к тому, что слов благодарности они не услышат никогда. Это сложно, но если это принять, то любая благодарность воспринимается как неожиданность: «Ой, надо же!»

- Бывает такое, что из «системы» выходят дети без особых проблем?

Свою младшую я нашла в ее два с половиной года. По терминологии Л. В. Петрановской, она относилась к такому типу нарушению привязанности, как «заморыш», то есть ребенок, внешне не очень симпатичный с отставанием в развитии, где-то не очень привлекательный для усыновителей. У нее было несколько отказов потенциальных усыновителей, и при этом она отказная с рождения.

Для кого-то это большой плюс, но для формирования привязанности это потенциально большой минус. Тем не менее, на мой взгляд, это оказался абсолютно подарочный ребенок. Не то, чтобы с ней совсем не было проблем, - их много. Но при этом есть ощущение, что тебе с этим ребенком повезло. Нет ощущения, что все ужасно и плохо, и все проблемы сразу передвигаются на уровень: нужно что-то делать.

Название «подарочный ребенок» часто встречается на усыновительских сайтах и форумах. Что это вообще такое?

У меня есть достаточно примеров, когда родители говорят: «Палец не сосет, не качается, не лезет к другим, не проявляет каких-либо отклонений». Мы часто в своем кругу говорим, что через несколько лет жизни в семье у нас дети становятся лучше, чем если бы мы сами их рожали. И мы видим, какими замечательными становятся эти дети, иногда сразу, иногда чуть позже. Поэтому, наверное, и существует большая, все возрастающая категория приемных семей.

Беседовала Дарья Менделеева

По статистике на 2016 год, более 148 тысяч детей из детских домов воспитывалось в приемных семьях. Пять тысяч из них вернулись обратно в детдом. Отказавшиеся от приемных детей женщины , каково это – быть матерью неродного ребенка и что подтолкнуло их к непростому решению.

Ирина, 42 года

В семье Ирины воспитывалась дочь, но они с мужем хотели второго ребенка. Супруг по медицинским показаниям больше не мог иметь детей, пара решилась на усыновление. Страха не было, ведь Ирина работала волонтером и имела опыт общения с отказниками.

— Я пошла вопреки желанию родителей. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность. Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали. Миша знал, что он приемный. Я доносила ему это аккуратно, как сказку: говорила, что одни дети рождаются в животе, а другие - в сердце, вот ты родился в моем сердце.

Ирина признается, маленький Миша постоянно ею манипулировал, был послушным только ради выгоды.

— В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично мастурбировать. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать.

Миша наблюдался у невролога и психиатра, но никакие лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки и бил сверстников. У мужа Ирины закончилось терпение и он подал на развод.

— Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка. Мои чувства к нему были в постоянном раздрае: от ненависти до любви, от желания прибить до душераздирающей жалости. У меня обострились все хронические заболевания. Началась депрессия.

По словам Ирины, Миша мог украсть у одноклассников деньги, а выделенные ему на обеды средства спустить в игровом автомате.

— У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали «скорую». Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась? Не хочу садиться в тюрьму, мне еще старшую дочь поднимать. Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике. У меня тяжелая клиническая депрессия, пью антидепрессанты. Мой психиатр запретил мне общаться с ребенком лично, потому что все лечение после этого идет насмарку.

После девяти лет жизни в семье Миша вернулся в детский дом. Спустя полтора года юридически он все ещё является сыном Ирины. Женщина считает, что ребенок до сих пор не понял, что произошло, он иногда звонит ей и просит что-нибудь ему купить.

— У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит. У меня ведь нет разделения - свой или приемный. Для меня все родные. Я как будто отрезала от себя кусок.

После случившегося Ирина решила выяснить, кто настоящие родители Миши. Оказалось, у него в роду были шизофреники.

— Он симпатичный мальчишка, очень обаятельный, хорошо танцует, и у него развито чувство цвета, хорошо подбирает одежду. Он мою дочь на выпускной одевал. Но это его поведение, наследственность все перечеркнула. Я свято верила, что любовь сильнее генетики. Это была иллюзия. Один ребенок уничтожил всю мою семью.

Светлана, 53 года

В семье Светланы было трое детей: родная дочь и двое приемных детей. Двое старших уехали учиться в другой город, а самый младший приемный сын Илья остался со Светланой.

— Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель - наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. На день рождения подарила ему огромную радиоуправляемую машину. На следующий день от нее осталось одно колесо, а где все остальное - не знает.

После нескольких обследований у невролога Илье поставили диагноз – абсансная эпилепсия. Для заболевания характерны кратковременные отключения сознания.

— Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно - я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я. Я просила его не употреблять наркотики. Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».

Спустя год ссор с приемным сыном Светлана попала в больницу с нервным истощением. Тогда женщина приняла решение отказаться от Ильи и вернула его в детский дом.

— Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке. У него уже своя семья, ребенок. Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год

Евгения усыновила ребенка, когда ее родному сыну было десять. От того мальчика отказались предыдущие приемные родители, но несмотря на это, Евгения решила взять его в свою семью.

— Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.

Евгения стала замечать, что ее приемный сын отстает в физическом развитии. Постепенно она стала узнавать о его хронических заболеваниях.

— Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно. Психологи говорили, что это нормально, но я так и не смогла согласиться с этим, все-таки у меня тоже парень растет.

Учась во втором классе, мальчик не мог сосчитать до десяти. Евгения по профессии преподаватель, она постоянно занималась с сыном, им удалось добиться положительных результатов. Только вот общение между матерью и сыном не ладилось. Мальчик врал учителям о том, что над ним издеваются дома.

— Нам звонили из школы, чтобы понять, что происходит, ведь мы всегда были на хорошем счету. А мальчик просто хорошо чувствовал слабые места окружающих и, когда ему было нужно, по ним бил. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит. В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги. Мы потратили полгода, чтобы вернуть его домой и привести в чувство. Сейчас все хорошо.

Сын довел маму Евгении до сердечного приступа, и спустя десять месяцев женщина отдала приемного сына в реабилитационный центр.

— С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства. Ему нашли новых опекунов, и он уехал в другой регион. Кто знает, может, там все наладится. Хотя я в это не очень верю.

Анна (имя изменено)

— Мы с мужем не могли иметь детей (у меня неизлечимые проблемы по женской части) и взяли ребенка из детского дома. Когда мы его брали, нам было по 24 года. Ребенку было 4 года. С виду он был ангел. Первое время не могли нарадоваться на него, такой кудрявенький, хорошо сложен, умный, по сравнению со своими сверстниками из детдома (не для кого не секрет, что дети в детдоме плохо развиваются). Конечно, мы выбирали не из принципа, кто симпатичнее, но к этому ребенку явно лежала душа. С тех пор прошло почти 11 лет. Ребенок превратился в чудовище — ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и у одноклассников. Походы к директору для меня стали традицией. Я не работаю, посветила жизнь ребенку, проводила с ним все время, старалась быть хорошей, справедливой мамой… не получилось. Я ему слово — он мне «иди на***, ты мне не мать/да ты *****/да что ты понимаешь в моей жизни». У меня больше нет сил, я не знаю, как на него повлиять. Муж устранился от воспитания, говорит, чтобы я разбиралась сама, т. к. (цитирую) «я боюсь, что если я с ним начну разговаривать, я его ударю». В общем, я не видела выхода, кроме как отдать его обратно. И да. Если бы это мой ребенок, родной, я бы поступила точно так же.

Наталья Степанова

— Маленький Славка мне сразу полюбился . Одинокий и застенчивый малыш выделялся из ребячьей толпы в социальном центре помощи детям. Мы забрали его в первый же день знакомства. Однако уже через две недели забили тревогу. Внешне спокойный и добрый мальчик неожиданно стал проявлять агрессию к домашним питомцам. Сначала Слава повесил на кухне новорожденных котят, предварительно обмотав их проволокой. Затем объектом его внимания стали маленькие собачки. В итоге на счету малолетнего душегуба оказалось не менее 13 загубленных жизней. Когда началась череда этих жестоких поступков, мы сразу же обратились к детскому психологу. На приеме специалист нас успокоила и посоветовала уделять Славе больше времени и дать понять, что мы любим его. Мы пошли навстречу и летом уехали в деревню, подальше от шумного города. Но там ситуация стала ещё хуже. На очередной консультации психолог объяснила нам, что Славке необходима специализированная помощь. А так как я в положении, мы решили, что сына лучше отдать обратно в детский дом. Мы до последнего надеялись, что у мальчика вскоре пройдет агрессия, а вместе с ней и желание убивать. Последней каплей терпения стали три тела растерзанных щенят. Словно по сценарию фильма ужасов, в очередной раз воспользовавшись отсутствием взрослых, малыш в одиночку жестоко забил четвероногих до смерти.

Решение взять ребенка на попечение из детского дома либо из дома малютки должно быть хорошо обдуманным, Вы должны понимать, какую ответственность берёте на себя. Если же Ваш ответ все же будет положительным, Вы должны знать все нюансы и подводные камни данного процесса и узнать, как взять ребенка под опеку.

Ребенок из детского дома

Вы имеете право оформить попечительство над ребенком из детского дома возрастом от 3-х до 14 лет. Следует знать, что не стоит тешить себя иллюзиями, что он сразу будет добр и ласков, когда попадет в семью. Перед тем как взять ребенка под опеку, нужно подготовиться морально к периоду адаптации, ведь как ни крути, для него это будет смена обстановки и привычного уклада жизни. Особенно стоит обратить внимание, если в семье уже есть родные дети, нужно дать понять вашему новому воспитаннику, что в семье все равны и его любят не меньше чем родное дитя. Также нужно помнить, что ключевым значением является именно воспитание, а не гены Вашего будущего воспитанника.

Ребенок из дома малютки

Дети находятся в доме малютки до 3-х лет, поэтому если Вы хотите взять под опекунство над малышом, Вам следует обращаться именно туда. Перед тем как оформить попечительство над ребенком из дома малютки, стоит понимать, что Вы берёте на себя ответственность за его будущее. В каком-то отношении взять под опеку малыша грудного возраста проще, ведь он еще не до конца осознает всю сложность ситуации, и в любом случае будет тянуться к Вам и считать Вас родителями, поэтому проблем с адаптацией практически не будет. Но, именно Вам нужно понять, что грядут серьезные перемены в жизни, особенно если Вы не имеете собственных детей и никогда с ними близко не сталкивались.

Опека ребенка из детского дома

Теперь стоит разобраться над всеми нюансами для разных семейных обстоятельств, поскольку есть значительные отличия, о которых нужно знать.

Одинокой женщине

Одинокая женщина может , если она имеет должные финансовые и жилищные условия необходимые для оформления патронажного воспитания подопечного из детского дома.

Бабушкой или дедушкой

Бабушка и дедушка имеют полное право оформить опеку над воспитанником детского дома не только временную, но и полную, поскольку они являются близкими родственниками.

Также, есть возможность взять под опеку внука (внучку), если бабушка либо дедушка достигли возраста старше 60 лет, при условии того, что родители проявят инициативу к участию в воспитании своих детей.

При живых родителях

При наличии живых родителей и при условии, что за ними по-прежнему сохранены родительские права, претендентам нужно, чтобы родители написали письменное согласие.

Временная опека

Временное опекунство оформляется в случае:

  • Если родители на недолгий период времени не могут заниматься воспитанием детей, имея уважительную причину. В таком случае патронаж над детьми оформляют близкие родственники, чаще всего бабушка и дедушка.
  • Если претенденты не до конца уверенны в том, что хотят оформить полную опеку.
  • Если органы опеки хотят проверить на наличие достойных жилищных и финансовых условий до того как претендент сможет взять .Следует отметить, что требования к таким кандидатурам более жесткие.

Требования к опекунам

Не все имеют право оформить попечительство над воспитанником из детского дома, существует ряд требований.

Кандидат на патронаж должен соответствовать таким критериям:

  • достигнуть возраста 18-ти лет
  • не иметь финансовых проблем, для того чтобы обеспечить подопечного
  • иметь необходимые жилищные условия
  • не иметь судимостей, которые направлены против жизни и здоровья человека
  • возрастной ценз не более 60 лет

Не рассматриваются как кандидаты:

  • ранее лишенные родительских прав
  • находящиеся под следствием на данный момент
  • отбывавшие или отбывающие наказание в местах лишения свободы
  • ранее являлись опекунами, и опека была прекращена по их вине
  • имеют серьезные проблемы со здоровьем, такие как:
    • проблемы с алкоголем и наркотиками
    • туберкулез
    • онкология
    • инвалидность 1 группы
    • психические расстройства

Права и обязанности опекуна

Граждане, которые решили изменить жизнь детей из детских домов, взяв их под опеку, обязаны знать о своих правах и обязанностях.

  • Имеет право требовать от родителей, родственников либо сторонних лиц, если его воспитанник удерживается у них без обоснованных причин.
  • Должен заботиться о воспитании и всестороннем развитии подопечного.
  • Должен защищать гражданские права и интересы подопечного.
  • Должен обеспечить жильем, которое соответствует всем критериям и нормам.
  • Имеет право распоряжаться финансами своего воспитанника.
  • Имеет право распоряжаться жильем воспитанника (если таковое имеется).

Выплаты и льготы в 2018 году

Выплаты опекунам делятся на 3 категории:

  1. Выплата, которая дается наличными один раз после заключения договора на опеку, которая составляет на данный момент времени 16350 рублей
  2. Пособие, которое выплачивается каждый месяц, размер которого зависит от региона проживания. Средний показатель составляет:
    • На воспитанников до 12 лет – 15 тысяч рублей
    • На воспитанников старше 12 лет — 20 тысяч рублей
  3. Вознаграждение опекуну (выплачивается ежемесячно):
    • До 3-х лет – 12650 рублей
    • Старше 3-х лет – 9200 рублей
    • На детей с ограниченными возможностями – 25 тысяч рублей

Граждане, которые оформили патронаж над детьми, так же имеют право на льготы.

  1. Налоговые льготы:
    • На подопечного с ограниченными возможностями – 6 тысяч рублей
    • На одного воспитанника – 1400 рублей
    • На двух детей – 2800 рублей
    • На трёх детей – 5800 рублей
  2. Налоговые вычеты, равные сумме потраченной на лечение либо обучение подопечного
  3. Если подопечный является инвалидом:
    • Имеет право на 4 дополнительных выходных
    • Дополнительно выделяется компенсация в сумме 5500 рублей, которая оформляется дополнительно в Пенсионном фонде

Как взять ребенка под опеку

Гражданам, выразившим желание и которые решились стать опекунами, следует обратиться за консультацией в органы опеки и попечительства. Они подробно объяснят, какие следующие шаги, следует предпринимать и какие документы необходимы для заключения договора быть опекуном.

В дальнейшем Вам необходимо пройти курсы и получить сертификат о том, что Вы готовы стать опекуном. Также, конечно же, следует посетить детский дом, пообщаться с будущим воспитанником, чтобы он привык к мысли, что Вы будете его родителем. Со временем стоит участить возможность посещения ребенка хотя бы до 3 раз в неделю.

Куда обращаться

В первую очередь нужно обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства и прописки подопечного. Также, стоит посетить поликлинику и его лечащего врача, чтобы узнать о возможных проблемах со здоровьем.

Необходимые документы

Конечно же, следует знать, какие документы нужны для опеки над ребенком из детского дома:

  1. Паспорт
  2. Медицинская справка о состоянии здоровья
  3. Сертификат о прохождении курсов для опекуна
  4. Справка о доходах с места работы
  5. Справка о несудимости
  6. Документы о собственности жилья
  7. Письменное разрешение супруга и детей, достигших десятилетнего возраста
  8. Копии лицевых счетов, которые указывают на отсутствие долга по оказанию коммунальных услуг

Образец заявления

Конечно же, заявление претендента является самым первым и важным шагом на пути к тому, чтобы стать полноправным опекуном. Поэтому очень важно знать, как правильно и без ошибок его оформить.

Пример заявления:

В органы опеки и попечительства

Ростовской области, г. Азова

Заярниной Марине Викоторовне

От Никулиной Алины Викторовны

проживающей по адресу: г.Азов, ул.Коммунальная, д.16, кв.156

Паспорт: 4507691152, выдан 29.06.2009 Бажановским ОВД города Азова

Заявление на опекунство над ребенком

Я, Никулина Алина Викторовна 12.09.1987 года рождения прошу Вас поставить меня на учёт в качестве кандидата и дать заключение о возможности быть опекуном. Материальные возможности, жилищные условия и состояние здоровья позволяют мне взять под . В родительских правах по суду не ограничена и не лишалась, от обязанностей опекуна не отстранялась.

Я работаю преподавателем английского языка в средней школе № 17 на постоянной основе. Моя работа находится недалеко от дома, не требует командировок и длительных занятий во внеурочное время. Режим работы с понедельника по пятницу, с 8.00 до 15.00. Супруг Никулин Вадим Константинович, работает в Бажановским ОВД города Азова на должности старшего следователя. Проживаю постоянно в отдельной трехкомнатной квартире, которая принадлежит мне. Жилье приватизировано. Количество общей площади составляет 80 кв. метров, из которых 70 кв. метров являются жилыми.

Совместно со мной проживают:

Муж: Никулин Вадим Константинович 17.04.1875

Сын: Никулин Захар Вадимович 12.12. 2013

Дополнительно могу сообщить о себе следующее

Родственники, которые живут неподалеку, могут оказать помощь при необходимой помощи с ребенком. Также, имею опыт работы в детском саду, хорошо нахожу общий язык с маленькими детьми.

Дата 12.01.2018 Никулина Алина Викторовна (подпись)

Супруг не возражает против принятия ребёнка под опеку.

Дата Никулин Вадим Константинович (подпись)

Конечно же взять под опеку ребенка из детского дома, очень непростое и трудоемкое дело, но оно стоит того благодарного взгляда и надежды на счастливое будущее, который получит ребенок. Так что наберитесь терпение, ведь цель оправдывает средства.

Законодательное регулирование

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  • Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
  • ч. 2 ст. 11ФЗ «Об опеке и попечительстве», закрепляющая необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ
  • Права и обязанности опекунов и попечителей закреплены в ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в ст. 148 Семейного кодекса РФ, часть обязанностей опекуна и попечителя, кроме того, содержится в тексте ст. 36 Гражданского кодекса РФ
  • Правовые основы распоряжения имуществом подопечного закреплены в ст. 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и в ст. 37 Гражданского кодекса РФ
  • Доверительному управлению имуществом подопечного посвящены ст. 38 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 ФЗ «Об опеке и попечительстве»
  • Постановление РФ N 275 от 29.03.2000 г


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: