Подстричь мальчика 1 год. Стричь ли ребенка в год

Раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?
Сергей Петров

На бога надейся, и сам не плошай!

Америка — страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе, и отношение к детям) формировался с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой — под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте. Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев там составляли пуритане — представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви.

Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах. Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером. Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме того, существовала сеть воскресных школ.

В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы. Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе.

Характерно, что того же ждали и от девочек — ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что, умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в почете у прекрасного пола. Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился.

Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.

Семья — главная ценность

Воспитание в семье до сих пор — важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе — неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, — совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет — то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно — чтобы дети поиграли вместе.

Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Учеба подождет

Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых «общественных центрах» (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников.

Темы — на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий — развлекательность, игра и ощущение хорошо и с пользой потраченного времени.

Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских. В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

Жизнь как она есть

Еще одна «диковинка» американского воспитания с российской точки зрения — то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети — это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы — очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.

Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком «щадящем режиме», им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров.

Подавляющее большинство представителей этой профессии в США — женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение. Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет. Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Пора получать знания

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это — частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать — одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах.

Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее — с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов. Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности — ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать — обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение.

Для этого малыши могут «сочинить» книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы.

Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

Одна из причин для гордости в современной Америке — мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и «единство в многообразии», то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны.

Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения «pledge of allegiance», клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл. Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США. Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали.

Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение — факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют.

А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб).

В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

В школу? С удовольствием!

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию являетсяего неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Не ябеда, а честный гражданин

Многие выходцы из России негативно относятся к «ябедничеству», которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких проблем с «ябедами» и «доносчиками» не возникает.

«Чужаков» не бывает

Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности.

Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины — скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе. А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев.

Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно.

Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.

В бонусе читайте секрет воспитания детей от Анджелины Джоли и Брэда Питта


Трудно вспомнить более известных родителей, чем многодетная пара Анджелина Джоли и Брэд Питт. Сейчас в их семье шестеро детей – Мэддокс, Пакс, Захра, Шило Нувель и близнецы Нокс и Вивьен. В планах – завести еще одного биологического и одного приемного ребенка, и на этом пока остановиться.

Малыши у этой звездной пары разных национальностей. Старшему Мэддоксу девять лет, близнецам всего год. Воспитать такую компанию непросто, но голливудская чета справляется – на радость папарацци семейство частенько выбирается на совместные ланчи, где дети демонстрируют неплохое воспитание.

И Джоли, и Питт росли в строгих правилах, и в собственной семье пытаются придерживаться тех же принципов. Главный из них – отказ от любых проявлений агрессии. Детям не покупают игрушечного оружия, в семье действует строгий запрет на компьютерные «стрелялки». Кроме того, детям нельзя смотреть боевики и, в первую очередь, экшны с участием родителей. Все-таки мама в образе сексуальной киллерши – не лучший пример для подражания.

Однако и свободы детям не занимать. В отличие от строгого отца, Анджелина заботится о гармоничном развитии детей. Все дети в мире устраивают в комнате бардак, рисуют на стенах, пачкают джинсы шоколадом, и делать из этого трагедии не стоит.

Предпосылки эксперимента

Уинтроп Келлогг - американский психолог (1898-1972), снискавший славу одиозного экспериментатора. Дело в том, что он проводил эксперименты в области сравнительной психологии приматов, а если конкретнее, то Келлог пытался воспитать шимпанзе как человека в условиях нормальной среднестатистической семьи.

Уинтроп Келлог и Гуа (1931 г.)

Идея возникла у него еще во времена учебы в Колумбии, когда Келлогг столкнулся с журналистскими статьями о «волчьих детях» в Индии. Больше всего Уинтропа заинтересовал тот факт, что возвращённые в лоно цивилизации «маугли» так до конца и не могли социализироваться и часто проявляли повадки своих «родителей».

Однако исследователь полагал, что эти дети рождаются с нормальными интеллектуальными способностями, так как прекрасно адаптируется к окружающим их условиям. Уинтроп Келлогг верил - главная проблема при социализации детей, выращенных дикими животными, состояла не в их принципиальной недоразвитости, а в исключительном влиянии раннего опыта и существовании особого, критического психического опыта, пережитого в младенчестве и детстве.

Вдохновившись историями о детях «маугли», Уинтроп Келлогг решает проверить сформулированные им в статье «Гуманизация Обезьяны» («Humanizing of ape») тезисы. Сама же статья была опубликована в журнале Psychological Review №38. Психолога интересовало «относительное влияние природы и воспитания на поведение».

В силу того, что проводить эксперимент, в котором испытуемым стал бы ребенок, значило нарушить те немногие этические нормы, существовавшие в научно-психологической среде того времени, от этого варианта решили отказаться:

«Человеческого младенца с нормальным интеллектом поместят в дикую среду и [будут наблюдать]… за его развитием в этой среде»

Поэтому Келлогг и его жена Люэлла создали проект эксперимента, в котором условия воспитания были бы обратными. То есть, дикое животное помещалось бы в человеческую социальную среду и воспитывалось бы в ней. Подобный эксперимент уже проводили за год до Келлогов Карлайл Джейкобсен (1930), но его результаты были отрицательными.

К тому же Уинтроп Келлогг раскритиковал неудачный эксперимент. Ученый аргументировал это так: Карлайл выбрал уже годовалого шимпанзе, который, к тому же, некоторое время жил в зоопарке, а значит у него сформировалось отношение к людям, как к хозяевам, а к себе - как к животному. В противовес этому, ключевое положение своего проекта Уинтроп сформулировал так:

«Cоздание атмосферы, в которой животное всегда воспринималось как человек, и никогда как питомец».

В итоге, было решено воспитывать обезьяну в домашней среде, вместе с их девятимесячным ребёнком - малышом Дональдом. Первоначальный план эксперимента предполагал переезд в Западную Африку, но банальное отсутствие средств чуть было не уничтожило перспективу исследования. Спас Келлоггов Роберт Йеркс, у которого Уинтроп в 1931 году взял на попечение семимесячную самку шимпанзе Гуа.

Ход эксперимента

Дональда и Гуа воспитывали наравне, не делая между ними разницы. Их обоих одевали, сажали на детский стульчик, во время еды, кормили с ложки, мыли и обучали. Не удивительно, что шимпанзе и ребёнок быстро сошлись и стали неразлучны.

Гуа и Дональд в предверии тестов на быстроту реакции.

Через несколько месяцев Уинтроп и Люэлла приступили к тестам на сообразительность, быстроту реакции и умение определять направление звука. Один из тестов выглядел так: посреди комнаты подвешивали на нитке печенье, а Дональду и Гуа выдали палки, наблюдая, кто быстрее сообразит, как достать лакомство.

Во время другого теста шимпанзе и ребёнку завязали глаза и звали по имени. Обоим подопытным давали одинаковые предметы (ложку, карандаши и бумагу, подобие велосипеда) и сравнивали скорость освоения предметов. Было несколько тестов на реакцию: на громкий звук, на долгое воздействие (ребёнка и шимпанзе крутили на стуле вокруг своей оси продолжительное время), на отложенную реакцию (мама или папа прятались за ширмой, а подопытные должны были пойти за ними).

Гуа проявляла большую смекалку во всём, что касалось подвижности и способов добычи пропитания, в то время как Дональд в разы лучше осваивал привычные нам предметы: ложку, тарелку, карандаши и бумагу.

Всего обезьяна и человеческий детёныш провели вместе 9 месяцев: начался эксперимент в 1931, а закончился 28 марта 1932. Предполагалось что эксперимент продлиться 5 лет. Из выше сказанного не трудно догадаться, что исследование не завершилось, ведь Келлогам не удалось сделать из шимпанзе человека. Самые крупные их успехи - это обучение Гуа прямохождению и использованию ложки во время еды. Шимпанзе немного понимала человеческую речь, но сама говорить не могла, даже самых простых слов. Обезьяна не смогла освоить даже такую простую человеческую игру как «ладушки», в отличие от Дональда. И все-таки, почему же эксперимент прервали так рано?

Дело в том, что Уинтропа и Люэллу напугало отставание в развитии их сына Дональда. В 19 месяцев мальчик знал и использовал только три слова, просил еду, ухая и подражая обезьяньему лаю. Мальчик стал слишком сильно подражать своей «сестрёнке», и Келлоги закончили опыт. Нельзя сказать, чтобы гипотеза Уинтропа Келлога о влиянии естественной среды и воспитания на формирование поведенческих паттернов была полностью опровергнута, но, очевидно, что общей воспитательной среды оказывается недостаточно, чтобы направлять психическое развитие в нужное русло.

К сожалению, судьба Дональда так и осталась неизвестной, в то время как о Гуа известно чуть больше. Жизнь испытуемой сложилась трагично: её вернули в центр исследования приматов, где она умерла через несколько лет. Больше подобных экспериментов не проводилось.

Критика

Как не удивительно, но довольно странный эксперимент Уинтропа Келлога относительно благосклонно приняли в научной среде. Хотя такая лояльность легко объяснима тенденциями американской психологической науки начала XX века - радикальный бихевиоризм и научный позитивизм давали свои плоды. В статье в Time (Baby & Ape) исследователь написал:

«Гуа, воспринимаемая как человеческий ребёнок, вела себя как человеческий ребёнок за исключением тех случаев, когда ей мешали её тело и мозг. Эксперимент был прекращен».

В конце концов материалы эксперимента легли в основу книги Келлога «The Ape and The Child», выпущенной в 1933 году. Впрочем, была и критика. Так несколько психологов высказали неодобрение в связи с тем, что в качестве объекта исследования был выбран младенец. Это показалось им неэтичным. Другие критиковали Келлога за отлучение шимпанзе от матери и животного социума, что автоматически делало дальнейшую жизнь Гуа крайне трудной, даже в условиях исследовательского центра.

Выводы

Похоже, что попытка очеловечить животных, даже родственных нам приматов не может увенчаться успехом. Воздействие среды, на которое надеялись чета Уинтроп, оказалось недостаточно сильным, в то время как общение с кусочком живой природы отрицательно повлияло на их сына.

Дональд и Гуа играют в мяч (конец 1931 г.).

Если же смотреть на результаты исследования с позиции Келлога, то все выглядит немного иначе. Исследование показало границы влияния наследственности, не зависящей от окружающей среды, и позволило выявить преимущества психического развития, обусловленные обогащенной средой.

Как говорилось выше, Гуа так никогда и не оправдала ожидания Келлога в отношении освоения человеческого языка, так как она не смогла имитировать человеческую речь. Напротив, этого нельзя сказать о Дональде, который имитировал некоторые звуки Гуа, что говорит

Кажется, подобный эксперимент должен лишний раз убедить научное сообщество в несостоятельности надстройки, в виде высокоорганизованного и переусложнённого социума, но этого не происходит. Так, частный случай неудачных исследователей.

Впрочем, все как обычно, кому-то это может и не понравиться.

1. W.N.Kellogg - «Humanizing the ape» (1931).

2. W.N.Kellogg - «Babe & Ape» (Time, 1933).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: