Цель:Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи: Образовательные задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений.
2. Упражнять детей в умении правильно отвечать навопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. Развивать вязную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
2. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
Развивающие задачи:
1. Вызватьу детей чувство радости, удовольствия от игр развивающего характера;
2. Активизировать творческое воображение, фантазию, развивать логическое мышление, зрительное внимание.
3. Закреплять представления обобязанностях всех членов семьи.
Предварительная работа:
1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на отдыхе, в квартире, в саду, в лесу.
3. Наблюдениеи запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Закрепление знаний пословиц о семье.
5. Рисование рисунков.
6. Чтение стихов и рассказов о семье.
Материал:Рисунки детей на передачу «Моясемья», ширма, игрушка - кукла Таня, корзина, карточки солнышка и тучки, «ладошки - лучики», емкости с краской влажные салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим, пригожим, я предлагаю образовать круг.«Собрались все дети в круг.Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся». Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к вам по кругу, и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и непокидает на протяжении всего дня! Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем их. Основная часть:И мы вместе с гостями отправляемся на передачу, «Моя семья». Мы в студии, занимайте свои места (дети садятся на стульчики).Начинаем нашу передачу - «Моя семья», и я, ее ведущая Марина Геннадьевна, приветствую вас. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наша кукла Таня.К. Таня: Здравствуйте, ребята!Воспитатель: Произошло какое-то чудо, и наша кукла Таня ожила.Здравствуй, Танечка!К Таня: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня? Воспитатель: Сегодня, Таня, мы с ребятами хотим тебе рассказатьо самом главном, что есть на земле - о семье. Но с начала я предлагаю участникам вместе с Таня подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё? Дети: Имя.Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей? Дети:Фамилией.В. Но бывают ребята семьи с одинаковыми фамилиями именами. Воспитатель: Ребята, я предлагаю представиться гостям? 2-3 чел. Дети:Меня зовут..., моя фамилия....Воспитатель: Благодарю участников. Воспитатель: К Таня, а ты знаешь, как называют людей, живущих водном доме, квартире? К Таня: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают? Воспитатель: Конечно, знают, дети, подскажите Таня, как называют людей живущих в одном доме, квартире? Дети: Семья, семейство.К Таня: Как интересно семья.Воспитатель: Раз тебе интересно Таня, мы с ребятами постараемсярассказать всё о семье.Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?Дети:Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек,бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким, прочтет Света Земцова.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню - волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка - Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Давайте посчитаем сколько героев в стихотворении, перечислите их. Сколько получилось? (ответы 2-3 детей) Скажем хором семь добавим Я получается.... (ответы детей). Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй?*>Дети:Воспитатель:Друг Сережа, он член семьи? Дети: Нет, он нечлен семьи и не родственник.Воспитатель: Кемон приходится герою стихотворения?Дети: Онприходится другом.Воспитатель:Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.Воспитатель:Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?Дети: Он нечеловек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения. Воспитатель:Ребята, скажите какие бывают семьи?Воспитатель:Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. Посмотрите на экран телевизора, вы видите фотографии семьи, какой считается эта семья: большой или маленькой? Как вы считаете это дружная семья? Почему эту семью можно назвать дружной? И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение. К Таня: И что ребята, родители заботятся о вас?Как проявляетсяих забота?Ответы детей.Воспитатель:Правильно ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них. К Таня: Какие вы молодцы, я слушала вас и вспомнила, одну пальчиковую " гимнастику, она мне очень нравится и она тоже о семье, вы сможете выполнить её? Воспитатель: Ну,конечно же, сможем Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/Кто приехал? /большими пальцами/Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/Мама, мама, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /указательными пальцами/Папа, папа, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /средними пальцами/Братец, братец, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /безымянными пальцами/Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/Да, да, да /мизинцами Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/Да, да, да. /всеми пальцами/Воспитатель: сейчас ребята с Куклой Таней внимательно послушайте загадки о ком говорится подсказки - отгадки у нас в группе
1.Я загадала слово в этом слове два звука м Произнесем этот звук- Прокого это, вы, конечно же догадались, это - мама.- Скажитесамые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная,ласковая, внимательная...)?
2.Кто научит гвоздь забить?Кто научит смелым быть? Правильно папа.Кем вы приходитесь папе?Дети: Сыном, дочкой.Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа?(Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый...)
3.Вкусныеоладушки, у любимой?Правильно: бабушки.
4.Онтеперь стар и сед Мой родной, любимый... (дед)А кем вы приходитесь своему дедушке и бабушке?Дети: Внуком, внучкой.К Таня: какие вы молодцы, я приятно удивлен, вы меня радуетесвоими знаниями. Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?(Ответы детей).- Верно!ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать
наших родителей. Повернитесь ребята и посмотрите на спинки стульчиков, что вы там увидели, возьмите в руки и повернитесь ко мне.(Солнышко и тучка у каждого ребёнка на спинке стульчика в кармашках). Как вы думаете, на что похожа радость (огорчение) на солнышко или на тучку? (ответы детей) Мы поиграем в игру.Д/и «Радость и огорчение»Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.-Нарисовали красивую картину;- Подрались с другом;- Порвали книгу;- Убрали игрушки на место;-Разбили чашку;- Отыскали потерянные бабушкой очки;Воспитатель: Давайте сложим тучки и солнышко в корзинку добрых дел. Мызнаем что не нужно огорчать родных Нашим гостям и К Таня интересно будет послушать рассказы о ваших семьях. А увидеть ваши семьи в галереи рисунков Рассказывают 2-3 ребенка. Правильно встать с правой стороны(Дети рассказывают: кто изображен на рисунке; мою маму зовут..., папу зовут.. Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь,чем занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)Воспитатель: Ребята, когда вы рассказываете о своих семьях. Какие чувства вы испытываете? Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.Воспитатель: Почему?Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня. Воспитатель: Посмотрите у нас светит солнышко, давайте украсим солнышко нашими«ладошками- лучиками» и оно будет освещать наши семьи и дарить тепло. Подойдите к столу и оставьте свои ладошки.Воспитатель: Какое веселое солнышко получилось. Дом, семья - это то,место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым.Таня: Вот вы говорите в семье все дружно и счастливо живут, и что жедети помогают даже взрослым?Воспитатель: Конечно, Таня. Вот у меня здесь есть корзина добрых дел,мы с ребятами сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы выполняем дома. Игра «Добрые дела»(Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очередидети передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина остается в руках называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола...)Воспитатель: Я своей маме помогаю полоть грядки Ответы детей Воспитатель Какая корзинка тяжелая! Таня ты ее даже не удержишь КТаня: Вот это да... Ребята, вы столько выполняете поручений по дому, молодцы! Мне стоит у вас поучиться. Воспитатель: Ребята хорошие помощники и они много умеют и знают Рефлексия Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы - самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе. Ребята вы рассказывали о своих семьях, на что похожи ваши чувства на солнышко или на тучку? (Ответы детей)Почему? Я предлагаю подарить солнышко гостям, чтобы в их семьях было теплои уютно. Дети садятся, на свои места К. Таня: Спасибо, вам ребята, вы мне сегодня так много нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.Воспитатель:
Ребята!Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
На этом наша телепередача закончилась.
До свидания Кукла Таня!До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья». Всего вам доброго.
Образовательная область . Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие.
Физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Воспитатель: Кривенцева О.М. МБДОУ д/с №6
Цель: совершенствование диалогической речи детей, умения составлять рассказы на заданную тему.
Задачи:
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
развивать связную речь.
Закреплять и расширять представления детей о семье;
- воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами; прививать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
Рассматривание семейных фотографий,
Составление рассказов на тему «Моя семья»,
Чтение рассказов, сказок и стихотворений о папе, маме, разучивание стихов;
инсценирование стихотворений; знакомство с пословицами о семье;
Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки – матери»;
Рисование портретов членов семьи.
Оборудование:
Карточка с ребусом;
Семейные фотографии;
Предметы для подвижной игры.
Ход занятия.
1.Организация детей.
2.Разгадывание детьми ребуса (7 я).
Если вы отгадаете слово, которое здесь спрятано, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
3. Беседа.
Как вы понимаете, что такое «семья»?
Кто вы для мамы?
Кто вы для папы?
- Кто это «Мамина мама»?
- Кто это «Папин папа»?
- Кто вы для бабушки?
- Как называют в семье девочку и мальчика?
3.Рассматривание стенда «Моя семья».
Расскажите о своей семье: кто изображён на фотографии, как зовут, где работают, что любите делать вместе.
4.Рассказ детей о своей семье (3 - 4 человека).
Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы.
5.Дидактическая игра с мячом «Комплименты».
А какие они родные и дорогие вам люди?
Мама … (красивая, милая, дорогая, любимая и т.д.).
Папа … (умный, строгий, сильный, смелый и т.д.).
Бабушка …
Дедушка…
Братик…
Сестрёнка…
6. Физкультминутка «Семейная зарядка».
7.Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье».
А сейчас мы отправимся к одной семье в гости и посмотрим, что там происходит.
Как вы думаете, о чём подумал Миша?
Как бы вы поступили на месте Миши и Вовы?
8.Подвижная игра «Мы – помощники».
- Мама хочет сварить борщ. Принесите то, что ей для этого нужно. Назовите предметы.
- Папа решил сделать скворечник. Принесите то, что ему потребуется. Назовите предметы.
- Бабушка пошла в сад сажать цветы. Принесите, что ей для этого необходимо. Назовите предметы.
- Дедушка собирается на рыбалку. Принесите то, что ему нужно. Назовите предметы.
8.Пословицы о семье из «сундучка».
Назовите пословицы о семье.
При солнышке тепло, при матери добро.
В гостях хорошо, но дома лучше.
Не будет добра, если в доме вражда.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Не нужен клад, коли в семье лад.
Какая пословица вам больше всего понравилась, и как вы её понимаете?
9. Итог.
-Вы –самые счастливые дети, потому что у вас есть дружная и счастливая семья.
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу.
Занятие в подготовительной к школе группе детского сада
Кулита Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Чайка»Описание материала: предлагаемый конспект развлечения будет полезен педагогам подготовительной к школе группы, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной организации, студентам педагогических факультетов.
Цель: Создание условий для закрепления представлений о семье.
Задачи:
1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе.
2.Совершенствовать диалогическую форму речи детей.
3. Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье.
4.Развивать память, логическое мышление, творческое воображение.
5.Развивать чувство гордости за свою семью.
6. Воспитывать желание заботиться о близких.
Оборудование: иллюстрации с изображением семьи животных и птиц, рисунки детей (генеалогическое древо семьи), пословицы о семье, кроссворд, загадки по данной теме,мнемотаблица, волшебная палочка.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбомов, беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Я - помощник», «Выходной день в моей семье», сюжетно - ролевая игра «Семья», изготовление книжек - малюток «Моя семья», чтение и разучивание стихов, пословиц.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Наше занятие предлагаю начать с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? Любите ли вы их разгадывать?
Загадки кроссворда.
По вертикали:
1.Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботиться о вас? (мама)
2.Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
3.Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос …(дочь)
По горизонтали:
4. Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудиться наш…(папа)
5.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, Любимый…(дедушка)
Воспитатель:
Дети, вы догадались о чем будет идти речь на занятии? Что такое семья? Может кто-то знает, как возникла первая семья?
Рассказ воспитателя:
Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так и сейчас распределяются обязанности в семье.
Воспитатель:
А зачем нужна человеку семья?
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.
Воспитатель:
Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображена семья? Почему? (рассуждения детей).
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и попорядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо- влево).
Воспитатель
: Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (использование мнемотаблицы, рассказы детей).
Воспитатель
: Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семьи почитали еще с древних времен. Народ сложил много пословиц.
Пословицы:
При солнышке - тепло, при матери - добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (дети по кругу передают волшебную палочку и говорят пожелания).
Цель: воспитание доброжелательного, внимательного, заботливого отношения к членам своей семьи.
Задачи:
— обогащать первоначальные представления о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища;
— стимулировать потребность в подражании одобряемым в семье мужским и женским поступкам;
— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.
Оборудование : обложка для книги и бумага для страниц одного размера, но разного цвета, настольно-печатные игры «Хорошо — плохо», «Для кого что нужно?», «Кому что нужно?»; картинки с изображением красивых мужчин и женщин, мебели, вещей, которыми украшают дом (можно из старых номеров журнала «Домашний очаг»); медиапроектор, четыре слайда, на которых изображены праздничная и повседневная женская и мужская одежда, аудиозапись песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Ход НОД
Воспитатель . Ребята, к вам за помощью обратилась воспитатель средней группы Нина Семеновна. Она очень хочет рассказать своим малышам о красоте в доме, семье. Ей нужна такая книга, где было бы много рассказов с иллюстрациями о том, как все заботятся о своем доме, потому что маленькие дети так любят рассматривать картинки! К кому только ни обращалась Нина Семеновна с просьбой найти такую книгу, но, к сожалению найти ее не удалось. Тогда она решила попросить вас сделать такую книгу для малышей. Нина Семеновна знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, в вашей группе есть альбомы, картинки, книги, игры о красоте в доме. А еще она попросила подобрать игры, в которых рассказывается о том, как все в семье заботятся о своем доме. Дети так любят играть в разные игры! А чтобы книга получилась интересной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о красоте в доме, семье, и подумать, как можно красиво оформить наши странички. Что же такое красота?
Дети отвечают.
Красота — это то, что приносит человеку радость.
Как вы думаете, кто приносит красоту в дом?
Дети . Мама, папа, бабушка, дедушка, я.
Воспитатель . Верно, красоту в дом приносит каждый. Что включает красота семьи?
Дети отвечают.
Красота семьи включает многое: чистоту и порядок в доме, свежесть одежды, цветы, картины. Очень важно с детства научиться быть красивым. Давайте вспомним о том, что нужно делать, чтобы быть красивыми внешне, и поиграем в игру.
Игра «Хорошо — плохо»
По предложению воспитателя дети выбирают картинки, на которых нарисовано то, что поможет выглядеть внешне красивыми, и выкладывают их на наборное полотно.
Воспитатель . Ребята, как вы думаете, можно поместить на первой странице нашей книги картинки, на которых изображены красивые дети?
Дети. Конечно, можно!
Воспитатель. Думаю, что они понравятся малышам и многому их научат.
По предложению воспитателя дети наклеивают картинки на первую страницу книги.
Что можно разместить на следующих страницах?
Дети . Картинки с изображением красивых мужчин и женщин, мебели, вещей, которые украшают дом.
Дети выбирают иллюстрации с изображением красивых мужчин и женщин, интерьера квартиры (из старых номеров журнала «Очаг»). По предложению воспитателя размещают их на страницах книги.
Воспитатель . Давайте вспомним о том, что делают взрослые, чтобы дома быть красивыми, аккуратными, и поиграем в игру.
Игра «Для кого что нужно?»
На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены мужчина и женщина, мужские и женские парфюмерные принадлежности, женская косметика, бритвенный станок для мужчин, спортивные снаряды для занятий спортом, красивая домашняя и спортивная одежда. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно карандашом красного (синего) цвета соединить изображение женщины (мужчины) с изображениями тех предметов и одежды, которые помогают им дома выглядеть внешне красивыми.
Воспитатель беседует с детьми по содержанию картинок. Подводит итог: «Чтобы быть красивыми внешне, мужчины и женщины дома пользуются косметикой, парфюмерными принадлежностями; делают зарядку, следят за своей фигурой, со вкусом одеваются».
Воспитатель. Как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?
Дети . Да.
Воспитатель . Я тоже думаю, что она понравится детям средней группы.
Воспитатель обращает внимание детей на домашнюю и спортивную одежду для взрослых, изображенную на перфокарте.
Как называется эта одежда? Почему ее называют домашней (спортивной)?
Дети. Домашняя одежда — для дома, в спортивной одежде занимаются спортом.
Воспитатель . Верно! Одежда у людей бывает разной и различается по своему назначению. Чтобы вспомнить о том, какой еще бывает одежда, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель предъявляет детям через проектор четыре слайда, на которых изображены праздничная и повседневная женская и мужская одежда. Предлагает детям найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.
Воспитатель . Ребята, а у вас есть повседневная одежда?
Дети . Да.
Воспитатель . Когда вы ее надеваете?
Дети. Мы в ней ходим в детский сад, надеваем, когда находимся дома или собираемся на улицу.
Воспитатель . Ребята, а почему в нарядной одежде нельзя ходить каждый день?
Дети . Ее надо беречь, она красивая, дорогая.
Воспитатель. Почему к одежде нужно относиться очень бережно, следить за тем, чтобы она всегда была чистой, аккуратной?
Дети . Всем нравится общаться с теми, кто красиво и аккуратно одет.
Воспитатель . Верно! Приятно общаться с теми людьми, кто выглядит красиво и аккуратно, следит за своим внешним видом. Ребята, как вы думаете, можно поместить на одну из страничек нашей книги эту игру? Чему она сможет научить малышей?
Дети . Тому, что одежда у людей бывает разной, к ней нужно относиться бережно.
Воспитатель. Давайте вспомним о том, что нужно знать, чтобы быть красивыми внешне, и поиграем в игру.
Игра «Кому что нужно?»
На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре — вырезанный прямоугольник) изображены три женщины в разных по цвету и стилю нарядных платьях. Здесь же нарисованы украшения: разные по цвету и размеру бусы, серьги, клипсы, браслеты, цепочки; обувь: разные по цвету туфли, кроссовки, сапожки. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно подумать, какие украшения, обувь по цвету и стилю подойдут каждой из женщин, и соединить их изображения линиями разного цвета.
Воспитатель. Ребята, вам понравилась эта игра? Как вы думаете, ее можно поместить на следующую страничку нашей книги?
Дети. Да.
Воспитатель . Я согласна с вами, что эта игра всем понравится. Ребята, красота тех, кто живет дома, проявляется не только в том, как они выглядят. В чем же еще?
Дети. В хороших поступках.
Воспитатель. Совершенно верно, красоту в дом приносят добрые, хорошие поступки, потому что добрый поступок — тоже проявление красоты. Ребята, а какими добрыми поступками вы радуете своих родных дома?
Дети. Заботимся о малышах, проявляем вежливость, помогаем родителям, уделяем внимание бабушке и дедушке.
Воспитатель. Вы молодцы, что проявляете заботу о своих родителях: помогаете в домашних делах, даете возможность отдохнуть. Почему нужно заботиться о родителях?
Дети . Потому что они много работают и устают на работе.
Воспитатель . Для чего они работают? (Примерные ответы детей: они зарабатывают деньги.) Для чего нужны деньги?
Дети . Чтобы покупать еду, одежду, игрушки, книги, мебель.
Воспитатель. Верно. Для того чтобы со вкусом одеваться, иметь в доме необходимое (мебель, посуду), нужны деньги. Чтобы в семье был достаток, взрослым приходится много трудиться, поэтому так важно заботиться о родителях, бережно относиться к приобретенным на заработанные ими деньги вещам (книгам, игрушкам, одежде). Послушайте об этом стихотворение «Твоя мама».
Ребенок
Ты маму знаешь только дома;
Родные руки берегут
Домашний ласковый уют,
Такой привычный и знакомый.
И не всегда ты видишь маму
В ее заботах трудовых:
Не шлешь ты с нею телеграммы,
Не лечишь вместе с ней больных,
Не мчишься с ней на паровозе,
Ее не видишь у станка,
И славных дел ее в колхозе
Не разделяешь ты пока.
Но если мама иногда
Придет усталая с работы,
Согрей ее своей заботой,
Во всем ей помоги тогда!
В. Донникова
Воспитатель. Давайте выучим последнее четверостишие наизусть.
Дети выполняют задание.
Предлагаю вам поиграть в игру, которая научит, как еще можно порадовать родителей.
Игра «Порадуем маму»
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение А. Костецкого. Дети сопровождают чтение жестами и движениями.
Встань, как только солнце встанет
(Дети тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет —
(Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку,
(Подставляют ладошки «солнышку».)
Пусть тебя увидит мама
(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
И умытым и обутым.
Все прибрав, иди к ней прямо
(Дети повторяют: «С добрым утром!».)
И скажи ей: «С добрым утром!»
А потом с улыбкой, с песней
(Широко разводят руки в стороны.)
Выйди к травам, людям, птицам...
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
(Улыбаются друг другу.)
Воспитатель . Ребята, так приятно смотреть на ваши улыбающиеся лица! Писатель Л.Н. Толстой в книге «Детство» написал: «Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица...». Почему он так написал?
Дети . Улыбаться может только добрый человек, доброта — красота человека.
Воспитатель . Верно! Надо быть добрым — тогда лицо будет приветливым, приятным. Надо уметь дарить доброту другим людям. Улыбка — символ добра. Ребята, посмотрите, как мы с вами красиво оформили страницы для книги. (Показывает детям готовые страницы.) Сегодня после дневного сна мы с вами продолжим оформление других страниц. Думаю, что они получатся такими же интересными. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней «Улыбка», потому что от улыбки лицо каждого человека становится красивым и приятным.
Звучит песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Коррекционно-образовательные:
Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
Продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
Закреплять знания о родственных связях слов;
Развивать понимание логико-грамматических конструкций;
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся."
Объявление темы.
Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы детей).
А что написано о семье в словаре Ожегова? (Чтение определения семьи в словаре).
Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий .
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери признаки"
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа - строгий, умный, сильный:
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка - старый, мудрый, седой:
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Составление генеалогического древа.
Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья)
Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.
Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).
"Детский сад - моя вторая семья".
Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? (Ответы детей).
Итог занятия.
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Литература:
- "Говорим правильно" О. С. Гамзяк. Москва. Издательство " Гном и Д" 2010
- Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва " АЗЪ" 1995 2-е издание
- "По дороге к азбуке" Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва " Баласс" 2002