Почему ребенок врет в 8 лет. Как отучить ребенка врать: практические рекомендации

«Однажды я был в детском лагере на море. Мне тогда было 12. Рядом со мной были абсолютно незнакомые ребята, которым можно было рассказать все, что хочешь. Мне было приятно немного приукрасить свою жизнь. Папа у меня был выдающимся физиком вместо рядового сотрудника института. Нашу однушку на окраине города я превратил в огромную трешку в центре. Процесс вранья так увлек меня, что я никак не мог остановиться» - эту историю нам рассказал Сергей, ему сейчас 35, но она у него перед глазами, будто это было неделю назад. «Такое сочинительство помогало мне стать увереннее, добавляло мне социального статуса, временно «улучшало» мою жизнь».

Иногда ребенок врет не из корысти или страха, а из-за избытка воображения. Ему хочется представить окружающим свою жизнь более интересной, сказочной, значимой

Зачастую ложь помогает решать некоторые психологические проблемы ребенка. Меняя мир таким образом, он учится понимать внутренние взаимосвязи и законы. Прибегая ко лжи, дети проще переживают тяжелые моменты в жизни, становятся увереннее и счастливее.

Причины, побуждающие к вранью

Все дети рано или поздно врут. Некоторые лгут чаще - зачастую это неуверенные в себе детки. Для чего чаще всего дети используют ложь? Наиболее часто ребенок врет, чтобы прибавить себе «цены» в глазах сверстников и старших по возрасту или во избежание наказания. Под казалось бы поверхностными проявлениями лжи стоят глубокие внутренние проблемы, решение которых требует от родителей большого такта и особого подхода. Автор нескольких книг о психологии детей психолог Лоренс Катнер называет 5 основных причин, ложащихся в основу вранья.

Страх наказания

Часто причиной родительских наказаний являются завышенные ожидания к детям. Наказание пугает детей, они пытаются «защититься» ложью. Пятилетний малыш еще не способен без напоминания прибрать за собой после обеда или аккуратно складывать постель. Тогда на мамин вопрос, все ли малыш убрал, тот отвечает, что все в порядке, хотя на самом деле он это еще не сделал. Теперь ясно, почему завышенные требования к детям вредны – они развивают в них способности ко лжи. Пятилетка еще не может самостоятельно отстоять свою позицию. Ребенок врет, чтобы адаптироваться к условиям быта.

Повышение самооценки - еще одна распространенная задача «врунишек». Возвысить себя в глазах одноклассников и стать на ступеньку выше дети пробуют с помощью обмана. Для красного словца детки привирают, что встретили на днях популярного певца или знаменитого футболиста. Часто в своих рассказах вруны преувеличивают о доходах и богатстве родителей. Такое хвастовство вполне обычное дело, мамы и папы не должны об этом беспокоиться. Если ребенок все чаще врет, чтобы прибавить себе статуса, то стоит с ним обсудить этот вопрос и узнать, в чем кроется причина такого обмана - возможно, его высмеивают товарищи или попросту не обращают на него внимания.

Протест

Слишком жесткий авторитарный режим в семье – еще одна распространенная причина лжи. Когда ребенку исполняется 10-12 лет, он чувствует, что подчиняется власти родителей и вынужден рассказывать им все, а значит, в его задачу входит начать обманывать, чтобы обособиться и самоутвердиться.

Установление личных границ

С возрастом подросток ощущает потребность в независимости. Ему необходимо личное пространство, а родители, пытающиеся в эти личные границы залезть, получают от своего чада ложь и укрывательство. Особенно заметно желание побыть в одиночестве, когда ребенок в ответ на вопрос взрослого врет и сопровождает это хамством и грубостью.


Когда ребенок взрослеет, он может несколько отдалиться от родителей и пытаться очертить границы своей личной жизни. Если мама и папа будут давить на ребенка, они могут получить в ответ ложь

Проблемы в семье

Регулярная ложь свидетельствует о наличии проблем в семье. Усугубляться вранье может воровством и вандализмом. Если чадо целенаправленно хочет испортить вещи близких людей, то он выражает свой крик о помощи, который говорит лучше всех слов. В семье на грани развода очень часто заметны подобные всплески агрессии. Украсть что-то у родителей или испортить нужную вещь – способы соединить разрушающуюся семью, примирить родителей хотя бы на короткое время. Ребенок делает это неосознанно, но в этих поступках ярко выражаются его потребности.

Когда дети начинают врать?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • До 3-5 лет

Для малыша еще не очевидна разница между вымыслом и реальностью. Зачастую свои фантазии он представляет, как действительный факт - обман является частью становления психики. В данном случае это еще не неправда, а просто выдумка. Дайте малышу вдоволь пофантазировать – это отличная тренировка воображения и творческих способностей.

  • От 6 до 12 лет

Дети умеют вести в возрасте 6-7 лет внутренний монолог, где они видоизменяют свои мысли, придумывают новые детали. Это возраст, когда они тонко чувствуют грань: о чем можно сказать, о чем лучше умолчать, а какие вещи можно передать иначе. «Как сделать, чтобы мама не ругалась? – думает ребенок. – Что поможет заслужить похвалу?» Детки школьного возраста начинают врать все чаще и чаще и их обман все труднее распознать. Иногда они подговаривают своих друзей и даже взрослых участвовать в их лжи, осознанно или неосознанно.

Школьник 8-11 лет уже понимает, что есть выдумка, а что – реальность, он с легкостью лавирует между правдой и ложью, проводя своеобразные эксперименты, которые показывают его способности в деле обмана. Если ребенок врет постоянно, то это является сигналом серьезных проблем.

О причинах детской лжи и способах решения данной проблемы смотрите в видео-ролике эксперта нашего портала:

детский психолог
немедицинский психотерапевт

Что делать, если ребенок врет?

Как реагировать родителям на проявление лжи маленького человека: наказать его, пропустить мимо ушей или посмеяться над его словами? Предлагаем несколько профессиональных советов специалистов:

  • Доверять : любые отношения, а тем более между родителями и детьми, немыслимы без доверия. Родители должны придерживаться презумпции невиновности, т. е. ребенок изначально не виноват. Не стоит сразу критиковать его высказывание, сначала выслушайте.
  • Посмеяться вместе : маленькая ложь вполне может быть встречена с юмором - этот способ отлично подходит в отношении малышей, которые только-только начинают упражняться в обмане, немного осознавая, что реальность и вымысел – разные вещи. Игровая форма реакции поможет сгладить неприятную ложь. К примеру, маленькая 5-летняя Танечка сказала, что почистила уже свои зубки и убрала пасту и щетку на полку, а мама видела, что все это брошено в раковину. «Как это наши паста и щетка прилетели в раковину? Не иначе как у них выросли крылья!» Смешная реплика мамы станет стимулом для Тани пойти и убрать все по местам.
  • Оценить последствия : ребенок, только начинающий врать, заслуживает того, чтобы ему объяснили в понятной и доступной форме о вреде вранья. Делать это стоит наедине, чтобы не травмировать психику малыша унижением. В разговоре упомяните, что каждое действие или слово имеют свой результат, отклик, что этот результат не всегда может быть положительным. Такой способ поможет малышу понять связь между настоящим и будущим, отучит его обманывать.

Смех - лучшая терапия и лучший способ сближения. Если ребенок соврал по-мелочи, маме лучше обернуть все в шутку, но дать понять, что она заметила ложь

Наказание соразмерно проступку

Если спросить у 5-9-летнего малыша, что случится, если сказать неправду, то в большинстве случаев вы услышите в ответ, что его накажут - основной сдерживающий фактор в этом возрасте. Малыш еще не осознает последствий своего вранья (перестанут верить друзья, начнутся проблемы в школе). Если ложь была серьезной, то ребенка следует непременно наказать. Подкрепляя свои слова действиями, мы поможем установить дошкольнику причинно-следственные связи. Если мы объясняли прежде, что каждое действие или слово будет иметь свои последствия, а сами не проявили должной твердости в этом вопросе, то ребенок будет понимать, что все можно делать, ведь последствий никаких нет. Наказание стоит соизмерять с глубиной вины. В качестве наказаний можно выбрать лишение удовольствий или развлечений, но не стоит отменять моменты, важные для детского здоровья и развития.

Не стоит драматизировать

Произнесенная ложь – это не что-то сверхъестественное. Каждый человек хотя бы раз в жизни «пробовал» неправду на вкус. Патологическая склонность ко лжи, которую следует разбирать и «лечить» взрослым, всегда имеет рядом с собой и другие дополнительные проявления. Возбужденный ребенок не имеет своей целью выгоду или желание избежать наказания - часто такие дети убегают из дома или являются зачинщиками конфликтов в школе.

Будьте честны

Часто родители, сами того не замечая, учат свое чадо вранью, когда противоречат друг другу в тех или иных вопросах. Вранье и обман, включенные в повседневную жизнь, будут основной схемой построения отношений с другими людьми. Как отучить ребенка врать (рекомендуем прочитать: )? Главное правило для родителей – никогда не лгать самим, ведь вы образец для подражания. Поощряйте ребенка за сказанную правду, особенно если это было не так просто сделать. Будьте чуткими и внимательными, чаще обсуждайте, что такое хорошо и что такое плохо. Анализируйте возможные варианты решения проблемы. Честность и доброта – залог крепких отношений между поколениями.

Малыши не способны лгать вообще до определенного времени. Но не потому, что они такие честные от природы – просто ложь требует достаточного развития мышления и речи. До 2–3 лет ребенок еще слишком мало знает и плохо выражает свои мысли, чтобы врать. К тому же для появления лжи необходим некоторый уровень развития языка: чтобы «качественно» соврать, нужно правильно подбирать слова и иметь хорошую память. С 3 до 5 лет у детей происходит активное накопление опыта, в том числе и эмоционального, формируются представления о понятиях: плохо, хорошо, стыд, вина и т.д. Ребенок впитывает модели поведения, принятые в обществе (воспитанность, такт), которые сами по себе предполагают некоторые умолчания, недоговорки, т.е. «ложь во благо»; учится оценивать свои поступки и прогнозировать последствия, пробует манипулировать взрослыми ради достижения собственных целей. По сути, это обычная адаптация к общественной жизни. Именно в данный период и «проскакивает» , вначале простая и наивная, но по мере того, как малыш будет практиковаться, обманы его «усовершенствуются». Что же это, норма или пробелы в воспитании?

Узнав, что ребенок лжет, не стоит сразу огорчаться – его развитие идет нормальным путем. Ведь детская ложь появляется в период активного освоения языка и развития воображения, а это основные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. Речь ложится в основу логического мышления, а воображение помогает постигать в умственном плане то, что нельзя потрогать, услышать, увидеть в реальности. говорит и о том, что ребенок начинает ориентироваться в социуме, ведь обман – это новая форма воздействия на окружающих, более зрелая и взрослая, чем те, что были у малыша ранее (крики, слезы, истерики). Поэтому можно сказать, что детская ложь – обыкновенное явление, и каждый малыш рано или поздно проходит эту стадию. Однако это не означает, что ложь релобенка – норма, которую можно не замечать или поощрять. Обман всегда имеет причины, и если ситуации, когда малыш хитрит, перекладывает свою вину на других, начинают повторяться, необходимо разобраться, что за этим стоит.

Столкнувшись впервые с детской ложью, родители теряются и отчаянно пытаются понять, что они упустили в процессе воспитания? Как это могло произойти? Ведь в любой семье из своего чада стараются вырастить честного и порядочного человека. Но часто мама и папа не задумываются о том, что даже незначительная ложь, легкое искажение фактов, которое ребенок каждый день наблюдает в своей семье, со временем становится причиной детского обмана.

Но как бы там ни было, возникают вполне логичные вопросы: что делать, если ребенок врет? Как отучить малыша говорить неправду?

Почему дети врут?

Первое, о чем думают ответственные родители, которых первый раз обманул маленький карапуз, – это то, что они допустили какую-то глобальную ошибку в воспитании. Но прежде чем делать такие выводы, стоит определиться с пониманием детской лжи. Так почему дети врут?

Психологи определяют понятие лжи как сознательное решение предоставить неверную информацию тому, кому она предназначена, без уведомления о своем намерении. Но если ребенок совсем маленький, естественно, никаких злых намерений у него нет, не стоит подозревать малыша в обдуманном искажении информации. В этом возрасте дети живут в мире сказок и, рассказывая фантастические истории или приукрашивая действительность, ребенок воспринимает это как часть правды.

Придумывание историй наподобие встречи с Бэтменом или задушевного разговора с плюшевым мишкой никакого отношения ко лжи не имеют, и волноваться по этому поводу не стоит. Наоборот, нужно радоваться, что у малыша все в порядке с воображением, а также стараться поддерживать и развивать в нем творческое начало.

По большому счету, до четырехлетнего возраста детям нет необходимости врать, они и делать этого не умеют. Если и случаются попытки обмана, то чаще всего это происходит неосознанно, ведь маленький ребенок просто живет, не задумываясь о нравственности своих поступков и действий. Он каждое свое решение считает правильным и думает, что так делают все. Говорит малыш первое, что придет в голову, ведь в этом возрасте у него еще отсутствует так называемая внутренняя речь (способность мысленно проговаривать сказанное). Потому в этот период задаваться вопросом о том, что делать, если ребенок врет, не стоит – это пока не актуально.

Став старше, малыш учится размышлять, стоит ли говорить что-либо или нет. Кроме того, начинают появляться мысли: «Почему взрослые на меня сердятся?», «Что я могу сделать, чтобы меня не наказывали?», «Если похвалили, то чем я могу заслужить повторное одобрение?».

Все мы стремимся к психологическому комфорту – и взрослые, и дети. Потому нет ничего удивительного в том, что малыши начинают говорить неправду, поняв, что таким способом могут сделать свою жизнь проще. Именно с этого момента ложь становится осмысленной и легко может войти в привычку.

Теперь родителям самое время задуматься: почему дети врут и что делать, если ребенок врет? А причины могут быть разными, все они зависят от конкретной ситуации и мотивов, движущих маленькими обманщиками. Самые частые причины детской лжи:

  • Желание казаться лучше;
  • Привлечение внимания;
  • Страх перед наказанием;
  • Стремление оправдаться перед собой;
  • Изучение реакции на обман;
  • Постоянные запреты родителей;
  • Манипуляция;
  • Нездоровая ложь.

Как отучить ребенка врать?

Так что делать, если ребенок врет? Дадим несколько советов, которые могут пригодиться в решении этой проблемы:

  1. Главное – доверие, ведь это основа всех отношений. Постарайтесь понять, что любой малыш достоин уважения и имеет на это право. Поэтому столкнувшись один раз с детским обманом, не стоит каждый последующий раз подвергать слова своего ребенка сомнению. Умение выслушать, а не сразу скептически воспринимать информацию, предоставленную детьми, – качество, достойное умных родителей;
  2. Если ложь незначительна, отнеситесь к ней с юмором. Особенно когда это касается деток, которые только пробуют обман «на вкус» и едва научились отличать настоящее от выдуманного. Реагируя на вранье шуткой, родители включаются в игру и как бы дают понять, что ложь раскрыта;
  3. Как только вы заметили, что малыш соврал, нужно поговорить с ним и объяснить, какие последствия могут быть у этого поступка. Но только делать это следует один на один – ребенок должен вам доверять, а не чувствовать себя униженным;
  4. Детям необходимо понимать, что за серьезный обман их ждет соответствующее наказание. В возрасте 5-9 лет такой воспитательный момент может остановить вранье. И наказывать нужно, ведь разговоры о последствиях поступка, которые так и остаются разговорами, в конечном итоге перестают действовать, а перед родителями опять возникает все тот же вопрос: почему дети врут? Причина тому – безнаказанность. Обманув несколько раз, в какой-то момент ребенок понимает: «Я солгал, и ничего не произошло. Почему бы не сделать это еще раз?» Наказывать следует незамедлительно и всегда соразмерно совершенному проступку. Но, естественно, сама кара не должно отбиться на здоровье или развитии ребенка, наиболее действенное наказание за ложь – это запреты на важные для маленького обманщика развлечения или удовольствия;
  5. Не стоит воспринимать детский обман как конец света, главное – не упустить из виду патологическую ложь, ведь она нуждается в неотложном вмешательстве взрослых. Определить ее не так уж и сложно: патологический лжец не может не обманывать, он врет постоянно;
  6. В попытках воспитать свое чадо честным, родители нередко начинают вести себя несогласованно, не замечая, что ложь в семье – обычное явление. Так откуда же у малыша появится понимание честности и порядочности? Он копирует эту модель отношений, не понимая, что может быть как-то по-другому. Поэтому старайтесь собственным примером научить ребенка быть правдивым;
  7. Ни в коем случае не вешайте ярлыки, называя малыша обманщиком, вруном, лжецом. Это только занизит его самооценку и спровоцирует новый обман.

Ваш ребенок – ваша же копия, поэтому есть смысл помнить, что от честности и искренности в семье, от теплоты и доверительности отношений зависит то, насколько он будет с вами правдив. Помня это, вопрос, как отучить ребенка врать, станет для вас неактуальным.

что делать если ребёнок стал врать в 10 лет

  1. поздновато))))))
  2. Врать ему в ответ, во всяком случаи на меня в 12 это подействовало
  3. С семи лет до пятнадцати детская ложь может или прогрессировать, или, наоборот, с родительской помощью корректироваться. Любой детский психолог скажет, что главной причиной детского вранья является родительский прессинг чрезмерные требования и строгие запреты. Стараясь избежать наказания за проступок, ребенок говорит неправду, а позже, получив возмездие за свою ложь, прибегает ко все более изощренным способам обмана. Так создается порочный круг.

    В качестве же грамотной профилактики могут служить несколько элементарных правил.

    Первое избегайте любой агрессии (вплоть до повышенных интонаций при разговоре) , второе правильно стыдите: отчитывайте за проступок, а не оценивайте маленькую личность.

    Нередко сами родители провоцируют ложь, не придерживаясь элементарных правил честности и такта. Так, забытые деньги или пропавшие ключи становятся отличным поводом для обвинения чада, однажды уличенного в неискренности. Обвиняя ребенка в пропаже, взрослые неосознанно перекладывают на него свою оплошность. Редкий взрослый, осознав позже, что претензии были беспочвенны, признает свою безответственность и извинится перед ребенком.

    Репутацию вруна ребенок приобретает с подачи взрослых. Поэтому постоянные подозрения или напоминания об однажды совершенных проступках недопустимы, так как на подсознательном уровне закрепляют у ребенка роль обманщика. Мамам и папам стоит четко усвоить, что даже закоренелый врунишка всегда имеет шанс на реабилитацию.

    От 6 лет и старше: ближе к шести годам, когда формируется логическое мышление, дети могут отличать правду от неправды. В этом возрасте ребенок уже понимает, что обманывать плохо. По мнению психологов, с этого момента детская неправда отражает психологическое неблагополучие самого лгунишки.

    Страх рождает ложь
    На вопрос Почему дети врут? психологи отвечают в восьми случаях из десяти обман это защитная реакция детской психики: большинство детей скрывают правду из-за страха быть наказанными. Причем в глазах ребенка эмоциональным наказанием считается и мамино разочарование. Частое утаивание школьной успеваемости результат детской боязни не соответствовать родительским требованиям. Кроме утверждения ложь рождается из страха, существуют и другие объяснения.

    Ложь-подражание: если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, или не покупаете детский билет в транспорте, выдавая семилетнее чадо за пятилетнее то легитимируете вранье. Однажды открыв для себя родительский обман, ребенок безошибочно усвоит врать можно, и его дальнейшая честность будет иметь столь же относительный характер.

    Ложь-манипуляция: свойственна более старшим детям (после 6 лет) , она является продолжением лжи-спасения от наказания. Удачно обманув родителей из страха, ребенок понимает, что его придуманные хорошие оценки или перекладывание вины на соседа по парте для мамы более желательны, чем настоящая правда. Научившись управлять с помощью обмана маминым настроением, ребенок постепенно отрабатывает технологию лжи на всех окружающих (сверстниках, учителях) , быстро прогрессируя в хронического вруна.

    Ложь-хвастовство: детское бахвальство несуществующими достижениями (хорошими оценками, физической силой) , чаще всего является компенсацией дефицита родительской любви. По оценкам психологов, хвастливый врунишка это недохваленный ребенок и жертва тщеславия взрослых (маминой мечты о дочке-отличнице и папиного желания иметь мужественного сына).

  4. Объяснить ему, что если постоянно врать, то можно просто потерять доверие людей. Что его ложь другим неприятна. Спросить, нравится ли ему самому быть обманутым. Или попытаться как-нибудь проучить самому, например, он поинтересуется какой-нибудь важной для него вещью, а вы и соврите. а потом, когда вс раскроется, скажите, что сделали это специально, и что была причина.

    ну и да, кстати, может, действительно, от строгости врт. Я из-за этого лет в 6-8 тоже врала.

  5. Причина, почему люди лгут, это страх перед последствиями или боязнь того, что подумают другие, если сказать правду. Вполне естественно, что люди хотят нравиться другим и желают, чтобы к ним хорошо относились. Однако иногда это желание побуждает их искажать истину, пусть даже немного, чтобы покрыть ошибки, умолчать о нелестных подробностях или создать о себе хорошее впечатление.
  6. Дети врут от того, что их часто ругают. Постарайтесь изменить свое отношение к ним, взгляните на мир глазами ребенка: уроки очень сложные, прессуют в школе, прессуют дома, и у них лазейка: вранье.
  7. Порадоваться, что у ребнка нормально развивается мышление
  8. ...запоздал он у вас; начинают раньше.... значит нет веры в вас....
  9. Вранье - это тоже опыт человека, который всему только учится. В жизни это тоже пригодится. Главное чтобы научился разделять вранье во благо и без и всегда осознавал кому врет и чем это может обернуться. Это тоже прийдет со временем. (Я не специалист, это мое личное мнение) . Мы все врем, и тоже давно этому научились:)))

В связи с этим для них часто не существует четкой границы между правдой и вымыслом.
Тем не менее примерно после 6 лет дети уже могут четко отличить правду от выдумки. В результате если ребенок обманывает, он знает, что несет ложную информацию.
Заставить ребенка врать могут многие источники давления. Чаще всего, если ребенок вырос в любящей доверительной семье, первый раз он солжет, когда столкнется с тем, что сделал что-то неверно, боясь при этом расстроить родителей или быть наказанным. Уже испытывая чувство вины, ребенок будет стараться защитить себя от сурового, как ему кажется, дисциплинарного наказания.
Во многих случаях у родителей, дети которых лгут, завышенные требования к поведению и ожидания в отношении ребенка. Такие дети четко знают разницу между тем, что правильно и что неправильно, и когда сталкиваются со сложной ситуацией, пытаются не уронить своего достоинства.
Иногда дети лгут, когда находятся под сильным давлением необходимости удовлетворить невыполнимые для них требования. Например подростки, которым тяжело учиться в школе и они не справляются с учебой, могут чувствовать себя подавленными и обманывать, что они выполнили домашнее задание. В таких ситуациях ложь должна быть связана с окружающими ребенка событиями.
Помните: ложь свидетельствует о том, что ребенок осознает, что сделал что-то неправильно. Пытаясь защитить себя от реакции расстроенных родителей и их осуждения, ребенок тем самым показывает, что у него есть совесть. Родители, проявляющие чрезмерную негативную реакцию, могут, сами того не желая, поставить ребенка в такие условия, что ему придется лгать снова и снова, чтобы защитить себя.
Дети среднего подросткового возраста также могут растеряться из-за того, что в доме существует двойная мораль относительно лжи - это означает, что в принципе в доме лгать запрещено, но родители иногда используют «ложь во спасение», искажая правду для своего удобства. Такие действия сбивают с толку детей, от которых всегда требовали честности, а теперь они слышат, как один из родителей использует в разговоре по телефону или с соседями так называемую «невинную ложь». Детям - максималистам в этом возрасте - сложно уловить едва ощутимую грань в таких ситуациях.

Чаще всего дети лгут по трем основным причинам: желание быть социально значимым, стремление нанести обиду кому-то и из-за боязни последствий правды.
От взрослых зависит, чтобы период лжи был минимальным, пресечь его нужно в зародыше, распутав все узлы проблемы. Для этого надо разобраться, зачем ребенок лжет и почему. Что заставляет его это делать? Какие выгоды он извлекает? Его ложь нападение или защита, он наступает или обороняется?
Давайте попробуем понять, почему дети так легко искажают правду.

Это не ложь: это фантазия. Один тип детской фантазии - выражение желания. Фантазии ребенка реальны. Они выражают желаемые мысли. Вот как рассказывает пятилетний ребенок своему товарищу о поездке в Диснейленд, где он никогда не был. «Почему он говорит неправду, - думаете вы. - Что случилось с ним?» Он не лжет (по крайней мере по детским стандартам), он рассказывает о своих желаниях. Мало того, что мысли о желаемом позволяют ребенку пребывать в мечтах, это впечатляет его друзей и поднимает его социальный статус. «Ты действительно играл с Микки Маусом?» - спрашивают восхищенные друзья. Дети придумывают фантастические рассказы, зная, что у них всегда есть аудитория слушателей.
Если двое детей рассказывают небылицы, это не ложь. Эта стадия пройдет к семи или девяти годам, когда образное мышление пойдет на убыль, а сверстники станут менее доверчивыми. (Если это продолжается после девяти лет, то могут возникнуть трудности в общении со сверстниками или потребуется внимание врача-психолога.) Вы подслушали рассказ ребенка о его вымышленной поездке в Диснейленд: «Мы ездили в Диснейленд в мой день рождения...» Не называйте его лгуном. Это оскорбительный выпад. Вместо этого, уважая его мечты, скажите: «Ты хочешь поехать в Диснейленд. Это было бы приятно. Теперь, расскажи нам, что ты действительно делал в свой день рождения». Ребенок знает, что вы все поняли и не сердитесь. Он также поймет, что нет необходимости выдумывать. «Ты хочешь ехать в Диснейленд. Возможно, я помогу твоему желанию сбыться. Давай планировать поездку...» - это. успокоит ребенка и он будет знать, что некоторые мечты сбываются.

Фантазия и действительность. «Я не делал этого. Это сделал Тоби». Кто такой Тоби? Воображаемый друг ребенка, - тигр, который разбил стакан.
Ребенок дошкольного возраста путает реальность и вымысел. Это нормально. Дети часто создают воображаемые символы и любят жить в придуманном мире. Оцените творческое мышление вашего дошкольника и наслаждайтесь этой способностью. Фантазируйте вместе с ребенком. Иногда дети приходят ко мне на прием со своими воображаемыми друзьями. Я ставлю дополнительный стул для невидимого компаньона и даже делаю краткий опрос. Мы вместе смеемся. Для детей мир не только реальность, но и то, в чем они нуждаются или о чем мечтают. Образное мышление фактически помогает ребенку справиться с реальным миром. Дети периодически отступают в свой придуманный мир, которым они могут управлять, Это способ справиться с реальным миром, которым они управлять не могут. Если ваш ребенок лжет, делая своего вымышленного друга «козлом отпущения» («Тигр Тоби сделал это»), подыграйте ему: «Скажи мне подробно, как Тоби разбил стакан». Поскольку ребенок будет рассказывать подробности, чтобы отвести от себя подозрения, он быстро станет участником инцидента. Подумайте, почему ребенок придумал всю эту историю, чтобы скрыть правду. Может быть, вы реагируете на происшествия или эксперименты слишком резко?
Уважайте творческое мышление малыша, относитесь с пониманием к его фантазиям.
«Тебе проще, когда ты говоришь, что стакан разбил Тоби. Я понимаю. Теперь скажи мне, что действительно случилось. Я не буду сердиться на тебя». Убедите ребенка, что правда не принесет вреда, поэтому нет надобности сочинять легенду. Вы будете любить и примете его независимо от того, что он скажет. Иногда история, рассказанная ребенком, отражает то, что отсутствует в его реальном мире. Мать шестилетней девочки консультировалась у меня по поводу ее «сочинительства». Дочь рассказывала друзьям забавные истории, которые происходил, когда она оставалась с папой: походы в магазин игрушек, полеты на самолете, поездки на лошадях и так далее. Правда была в том, что она редко видела своего папу. Он много путешествовал, и даже когда находился дома, мысли были связаны только с работой. Этот ребенок формировал свой фантастический мир для самозащиты, чтобы оградить свое растущее самосознание от потерь.

Удобное угождение. Дети хотят нравиться своим родителям, поэтому иногда прибегают ко лжи, веря тому, что поступают правильно. Мать спрашивает пятилетнего ребенка: «Ты навел порядок у себя?» и получает утвердительный ответ, потому что ребенок хочет, чтобы мать улыбнулась и поблагодарила его. Позже, когда она обнаружит, что работа (или большая ее часть) все еще не выполнена, она должна объяснить ребенку, что ложь вызывает большее недовольство, чем беспорядок. Семилетний ребенок будет отвечать «Да» на этот вопрос, потому что он не хочет причинять беспокойство себе в настоящее время и идти наводить порядок. В конечном счете он поймет, что мама собирается идти с проверкой. Он должен понять, что его тактика не будет работать. Он отвечает за хранение игрушек в порядке, убирая их каждый вечер перед сном. Это семейное правило.

Ложь для удобства. Это общая форма лжи у старших детей. Ложь по поводу оценок - типичный пример. Родители девятилетней Шэрон требовали, чтобы она получала хорошие оценки. Шэрон думает, что их любовь и одобрение зависят от ее результатов, и боится сообщать правду. Ее плохая оценка вызвала бы недовольство родителей, поэтому она говорит им, что получила высокий балл. Она оправдывает свою выдумку тем, что расстраивать родителей хуже, чем говорить правду. Шэрон чувствовала себя неуютно, обманывая родителей. Однако ее обман не работал. Мудрые й заботящиеся родители поняли, почему их ребенок лгал по поводу оценок, и прекратили оказывать давление на нее. Один из наиболее важных воспитательных моментов состоит в том, чтобы ребенок понимал - он любим и дорог.

Ложь для самозащиты. Дети придумывают небылицы для самозащиты из опасения наказания. Дети, которых часто наказывают, защищают себя, становясь обычными лгунами. Если ребенок знает, что разбитая ваза вызовет гнев, он рассуждает, что лучше солгать. То же самое происходит с детьми, которые получают серьезное наказание за незначительные проступки. Это несоответствующее наказание может препятствовать развитию у ребенка совести и положительных качеств. Дети, которые боятся наказания, говорят что угодно, чтобы избежать его.
Мы помогли нашим детям преодолеть страх сказать правду, делая это так: «Мы обещаем, что не будем сердиться. Независимо от того, что вы сделали, скажите нам правду, хотя вам все равно придется столкнуться с последствиями. Однако если мы узнаем, что вы обманываете нас, последует серьезное заслуженное наказание».
Однажды кто-то оставил велосипед Эрин на дороге. Она сказала мне, что это сделал Метью, потому что он катался последним. Чтобы определить, кто это сделал, я обратился к сыну, убеждая его, что я не стану сердиться, если он скажет правду: «Метью, ты знаешь, что я не сержусь за правду, я сержусь за обман». Если ребенок боится последствий, которые наступают после того, как он сказал правду, он может стать обычным лгуном. Когда ребенок доверяет вам, он будет способен рассказывать честно, что случилось. Слушайте спокойно, будьте справедливы и помогите ему исправить поведение. Лучший способ против лжи - поддержать ребенка, когда он говорит правду.

Ребенок, который много лжет. Иногда «сочинительство», нормальное для детства, развивается в целеустремленную ложь, которая может стать обычной. Ребенок намеревается обмануть. Коренная причина - сердитый ребенок, который не удовлетворен реальной жизнью и боится реакций родителей. Это происходит не от обычной неловкости или недопонимания. Просто ему сказали, что он плохой.
Отец семилетнего Чарли исчез из его жизни, когда ему было шесть лет. Чтобы защититься от действительности, Чарли создавал фантастический мир с замечательными историями отца и сына. Постепенно он нашел, что мир фантазии был более удобен, чем реальный мир. И уже к восьми годам он обычно и открыто лгал и о других вещах: куда он ходил после школы, где он взял новую вещь. Ложь стала его образом жизни, защитой от собственного гнева; Исправление от лжи помогло Чарли научиться справляться с проблемами реальной жизни. Терапия помогла ему понять, что его отец не вернется. Это была не его ошибка. Мать поддерживала его, и выслушивая, направляла действия сына. Чарли записался в футбольную секцию, и тренер проявил к нему особый интерес. Скоро ложь стала неприятным воспоминанием прошлого.

Как определить, что ребенок нечестен
В большинстве случаев о нечестности ребенка можно узнать даже без слов, только по его поведению. Выражение лица обычно очень красноречиво передает состояние ребенка. Однако некоторые дети очень скрытны, и даже проницательным родителям приходится сталкиваться с проблемами. Пробуйте применить наши советы: ребенок преднамеренно избегает смотреть прямо в глаза, когда рассказывает историю? (Этот признак особенно значим, если он обычно стремится к зрительному контакту.) Следите за его движениями. Если он расслаблен, спокоен и открыт, скорее всего, малыш говорит правду. Дети нуждаются в доверии.
Выясните подробности. Если при большом количестве подробностей рассказ ребенка становится более неопределенным, можно подозревать неправду. Если каждый раз он рассказывает историю, главные пункты которой различны, такая история подозрительна. Он ведет себя необычно? У него есть причины лгать, не говорить правду? Если ребенок вообще боится вас, он настроен лгать.
Те же самые принципы можно использовать для выяснения истории появления у ребенка какой-то вещи или предмета. Ваш ребенок не может определенно объяснить, как к нему попали эти игрушки? У вашего ребенка подозрительный взгляд, который родитель признает немедленно? Когда история не похожа на правду или цена игрушки - вне средств ребенка, подозревайте воровство. Если ребенок из любви к родителям дарит дорогое ожерелье без внятного объяснения, у вас есть причина подозревать, что товар получен нечестным путем. В большин-"стве случаев, если родители и дети находятся в тесном контакте, ребенок почувствует, что вы все знаете.

Действия родителей

Если вы обнаружите, что ваш ребенок солгал, сразу же сообщите ему, что вам известно, что он сказал неправду. Суровые наказания, как правило, в таких случаях не действуют. Вместо этого своими словами и поведение покажите следующее:

  • «Я хочу, чтобы ты говорил мне только правду, а я всегда буду говорить правду тебе - так мы всегда сможем верить друг другу».
  • «У тебя будет гораздо меньше проблем, если ты вместо того, чтобы лгать, будешь говорить правду».

Также помните, что ваши собственные действия и правило говорить только правду служат самыми важными способами, при помощи которых вы можете научить ребенка быть честным.

Когда следует обращаться к специалистам

Ребенка, который на протяжении долгого времени постоянно лжет, необходимо показать консультанту или специалисту в области психического здоровья либо отвести в детскую консультацию-поликлинику. У хронических лгунов зачастую ранее имелись сложности с установлением истинного сознания, которое помогает ребенку четко определять, что правильно, а что неправильно. Такие дети также могут взывать о помощи ввиду неблагоприятной обстановки дома или за его пределами.

Обман

Дети обманывают. Но, как ложь и воровство, «обман» - категория взрослых людей,-плохо понимаемая ребенком до семи лет. Обман взрослого человека сродни лжи или воровству. Но ребенок, который создает собственные установки в процессе роста, еще не понимает, почему правила неизменны. Даже шестилетний ребенок может понимать «честную игру». Объясните ребенку, что обманывать нельзя, потому что это несправедливо по отношению к другим детям. Спросите его, как бы он чувствовал себя, если бы он вел себя честно, а его друзья так не сделали. Обратите внимание, что дети от шести до девяти лет часто изменяют правила в свою пользу. Нет никакой проблемы с изменением правил, если все игроки принимают их до начала игры. Этот вид изменения правила добавляет творческий потенциал в обычную (или надоевшую) игру.
Ребенок старшего возраста, который обманывает в школе, нуждается в пристальном родительском внимании. Ребенок обманывает без раскаяния? Часто дети вынуждены обманывать, чтобы противостоять родительскому давлению или для повышения своего авторитета в классе. Желание понравиться родителям также может спровоцировать на обман. Искушение обмануть особенно сильно у детей со слабым характером, которые часто сопоставляют свои успехи с достижениями других. Если достижения ребенка выше, он победитель; если нет - проигравший. Поэтому он должен победить, даже если для этого придется пойти на обман.
Вы должны помочь ребенку избежать искушения обманывать дома и в школе. Будьте внимательны, оказывая правильное воспитательное давление на ребенка. Слишком слабое - и ребенок станет грустным и ленивым. Слишком сильное - и он может обмануть, чтобы достичь требуемых результатов. Попытайтесь найти равновесие, которое соответствует именно вашему ребенку. Мы объясняли нашим детям, что хорошие оценки дают возможность чувствовать себя уверенно, и они являются одним (но не единственным) ключом к успеху. Но хорошие оценки нужны в первую очередь им, а потом уже чтобы доставить удовольствие нам.
Основываясь только на качестве и количестве проделанной работы, они могут достигать собственных целей. Мы и будем довольны, если они искренне стараются, - никто не может требовать большего.

Чувство вины
Большая часть этой книги посвящена тому, как вырастить чувствительных детей, внимательных к себе и своим поступкам. Дети должны грустить, когда они действуют плохо, чувствовать раскаяние, если совершили проступок. Это здоровое чувство вины, которое помогает ребенку поступать правильно и корректировать неправильные действия.
Однажды мы услышали, как в нашем доме разбилось окно. Когда мы вышли в палисадник, к нам подошел восьмилетний Метью. Он слышал, как мы зовем соседского мальчика, так как он был единственным, кто находился в это время рядом. Однако мы поняли, что виновником происшествия был Метью. Ему было очень трудно сознаться в этом, но все же степень доверия, существовавшая между нами, не позволила ему утаить правду.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: