Почему ребенок не хочет слушаться. Почему дети не слушаются

Каждый первый. У всех бывают ситуации, когда дети и в 2, и в 6, и в 9 лет закатывают истерику и никак не хотят поступать «правильно», то есть так, как сказали родители. Психолог Светлана Морозова рассказала, почему ребенок не слушается и .

Светлана Морозова - сертифицированный психолог-консультант со средним медицинским и высшим психологическим образованием. Работает психологом с 2006 года. Работает с детьми. подростками, семьями.

Почему ребенок не слушается

  • Если родители обращаются к ребенку в приказном тоне. Задумайтесь, если вам говорят «быстро сложил все и вышел из комнаты», какая первая реакция у проявляется? Первая реакция на приказ — непослушание, такого рода власть родителей воспринимается как унижение и даже на подсознательном уровне ребенку неприятна.
  • Если родители игнорируют потребности ребенка и его чувства. Общение с ребенком на уровне «мне плевать чего ты хочешь, я сказала тебе сделать…» или «пить он хочет, пока не уберешь игрушки — никаких пить» формирует у ребенка ощущение ненужности и нелюбви к нему.
  • Если для ребенка не существует запретов, а именно - в воспитании не были выделены правила, нормы и запреты, без которых поведение ребенка формируется хаотично. Если ребенок растет в ситуации «вседозволенности», а родители, бабушки/дедушки и прочие родственники делают все «лишь бы ребеночек был доволен», то в один прекрасный момент случается то, что случается: ребенок никого не слушается, устраивает истерики и требует своего.
  • Если ребенок использует непослушание, как манипуляцию, то есть не слушается до того момента, пока Вы не соглашаетесь на его условия, после чего становится «шелковым» милым ребенком, который все понимает и выполняет… До нового такого момента.

Что делать, если ребенок не слушается

В первую очередь стоит помнить, что дети берут пример со взрослых, поэтому если родители «позволяют» себе не выполнять обещания или игнорировать просьбы ребенка, то он будет вести себя точно так же: обещать и не выполнять, не внимать просьбам родителей. Таким образом, если ребенок не слушается, возможно причина кроется в поведении взрослых.

  • Обращайтесь к ребенку уважительно, тоном, который скорее разъясняет, чем указывает. Повелительные нотки вызывают внутренний протест и побуждают ребенка не слушать вас. Желательно, чтобы ваши слова содержали объяснение, например, «собери свои игрушки, чтобы в комнате было больше места» или «убери с пола мячики, чтобы никто не упал». Так вы снижаете вероятность ситуаций, когда ребенок не слушается.
  • Слушайте своего ребенка, для него важно быть услышанным, важно, что вы его понимаете. Если вы не будете слушать ребенка, он не будет слушать вас, поскольку, ущемляя его права и потребности, выдвигая на первый план только свои требования к ребенку, вы провоцируете формирование отрицательного отношения ребенка к вам.
  • Запреты и правила необходимы при воспитании ребенка, они не только формируют его поведение, помогают развить дисциплинированность, ответственность и учтивость, но и структурируют время ребенка. Верное распределение времени, определенные умения и навыки позволят вам и вашему ребенку избегать конфликтов, в том числе связанных с тем, что он вас не слушается.
  • Манипуляции в нашей жизни встречаются довольно часто и «самые лучшие» манипуляторы — дети, они очень быстро понимают, что и как получить от родителей. А такая тактика, как «вести себя хорошо, чтобы получить желаемое» очень распространенная в семьях. Если родители понимают, что ребенок их слушается только для того, чтобы они выполнили его желание, то подкреплять такое поведение не стоит.

Если ребенок не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье. Сколько бы лет не было ребенку - два, десять или четырнадцать - данные рекомендации будут весьма актуальны.

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели блога! Сегодня я хочу поговорить на тему: Почему ребёнок не слушается родителей, каковы причины плохого поведения, и что нужно сделать, чтобы это изменить.

Недавно я прослушала бесплатный онлайн-курс детского психолога Екатерины Кес "Что дел , состоящий из четырёх занятий. Кстати, он снова будет проходить с 21 по 24 мая 2018 г.

Некоторые вещи я знала и раньше, но также очень много почерпнула для себя новой и интересной информации, которую необходимо знать каждому родителю.

Почему ребёнок не слушается родителей

У всех детей от рождения есть две психологические потребности , которые необходимы им для формирования полноценной личности, для психологического развития и благополучия:

1. Потребность во внимании.

2. Потребность в ощущении личной силы.

♦Когда ребёнку не хватает внимания мамы или папы, он пытается получить его в любом виде, даже негативном, любыми способами. И поэтому не слушается, балуется, капризничает.

Ведь когда малыш так себя ведёт, родители сразу на это реагируют.
Чаще всего на хорошее поведение ребёнка взрослые не обращают никакого внимания. Детки быстро научились понимать, что плохим поведением они сразу привлекают к себе внимание родителей, пусть даже негативное с замечаниями и криками.

Если ребёнок в течение дня получает достаточное количество позитивного внимания, то у него нет никакого смысла привлекать его к себе плохим поведением.

♦ Если про потребность детей во внимании знают практически все родители, то про потребность в личной силе, думаю, не многие.

А вот что такое личная сила? Другим словом, это самоутверждение. Это потребность каждого ребёнка чувствовать свою маленькую личность, иметь своё мнение, чувствовать свою независимость, понимать, что с ним считаются и советуются.

Особенно эта потребность начинает проявляться в возрасте 3-х лет.

Если малышу не хватает ощущения личной силы, то он упрямится, капризничает, делает всё наоборот.

♦ Бывает, что вы ребёнку в течение дня уделяете достаточное количество положительного внимания, но он всё-равно плохо себя ведёт и не слушается. Это значит, что ему не хватает именно личной силы.

Очень часто, в ситуациях, когда малыш упрямится и делает всё наоборот, мама (или папа) испытывает злость, гнев, желание ещё больше надавить, сделать так, чтобы ребёнок подчинился и сделал так, как ему сказали. Но чадо будет ещё сильнее сопротивляться.

Когда взрослые не хотят считаться с мнением ребёнка, говорят много фраз унижающих, например, "закрой рот, сначала подрасти, тебя никто не спрашивает, будешь делать, как я сказала" и тому подобные, они ещё больше подрывают ощущение его личной силы.

А также приказы, команды, крики, наказания, унижение достоинства, обесценивание его мнения, только ухудшат ситуацию.

♦ Есть 3 области, в которых чаще всего ребёнок упрямится: еда, укладывание спать, приучение к горшку. Вот когда малышу не хватает своей личной силы, именно в этих областях, он начинает её показывать.

Что делать, если ребёнок не слушается родителей

Если ребёнок не слушается родителей и плохо себя ведёт, значит ему не хватает положительного внимания или ощущения личной силы, или того и другого вместе.

1. Чтобы удовлетворить потребность ребёнка во внимании, каждый день хотя бы 30 минут нужно заняться с ним тем, что он предложит сам. Не вы должны предложить какую-то игру или дело, а именно ребёнок. И играть нужно по его правилам, а не по вашим.

Для более взрослого ребёнка это может быть не игра, а любое интересное занятие, которое выберет он сам.
Причём внимание он должен получать каждый день от всех членов своей семьи.

2. Чтобы удовлетворить потребность малыша в личной силе нужно:

> Советоваться с ним по некоторым вопросам. Спрашивать: "Что ты думаешь по этому поводу? Твоё мнение?"

> Если есть возможность, предложите выбор. Например: " Ты сначала почистишь зубы, а потом помоешь ножки, или наоборот", " Ты сначала помоешь посуду, а потом уберёшься в комнате, или наоборот".

> Избегаем приказного тона, а договариваемся. Не стоит давить и заставлять.

Как правильно делать замечания, чтобы ребёнок вас услышал и понял

> Если вы сказали, что этого нельзя делать, уточните, почему и как нужно.

Например, если мама повторяет: Не бегай, не прыгай, не кричи, не трогай (нож, телефон, помаду, ...), ребёнок сразу не поймёт, а что нужно делать.

Поэтому правильнее будет говорить: "Ходи здесь осторожно, можно споткнуться", "Играй, пожалуйста, потише, ты мешаешь окружающим", "Положи, пожалуйста, ножик на стол, он острый".

Это звучит не как замечание, а как просьба. Имеет другой посыл.

> Слова с частицей НЕ ставят ребёнка в защитную реакцию, поэтому старайтесь не употреблять Не, а если сказали, уточните, что нужно сделать конкретно.

Это только маленькая частичка из того, что я узнала на курсе. Он снова будет проходить с 21 по 24 мая 2018 года совершенно бесплатно,

Но даже применяя эти знания на практике со своим ребёнком, можно добиться положительного результата.

Теперь вы знаете основные причины, почему ребёнок не слушается родителей, и сможете исправить эту ситуацию.

Пожалуйста, нажимайте на кнопочки соц сетей и делитесь информацией со своими друзьями.

Большинство родителей убеждены, что дети должны слушаться. Это одна из главных их забот в воспитании детей: как научить ребенка слушаться? Как заставить ребенка слушаться? Что делать если ребенок не слушается? Конечно, иметь дело с совершенно неуправляемым чадом нам очень неудобно.

Но тут есть один нюанс: а кому нужно, чтобы ребенок был послушным? Спросим себя, чего мы на самом деле хотим от ребенка? Мы хотим, чтобы он просто слушался ради послушания — потому, что так надо, и точка. Или мы хотим, чтобы с ним можно было договориться, как с человеком, в каких-то совместных делах?

Эти наши позиции в воспитании подразумевают не только разный стиль отношений с ребенком, но и имеют совершенно разные последствия. Самое странное, что безусловное послушание многими считается не только удобным для себя, но в первую очередь, полезным для самого ребенка — правильным, чуть ли не добродетелью. Бытует миф, что ребенок не послушный и не признающий безусловный родительский авторитет, несчастен и неспокоен. Но так ли это на самом деле или это миф, придуманный родителями для оправдания своего властолюбия и удобства?

Если посмотреть на взрослых людей, то очевидно, что больших успехов в чем бы то ни было достигают те, кто облает ответственностью и самостоятельностью. Чтобы добиваться своих целей, и даже иметь нормальные отношения, человеку нужно четко понимать эти самые цели, уметь принимать решения, иметь свою точку зрения, быть способным настоять на своем. Даже просто знать, чего хочешь и умение сказать об этом другому — одна из составляющих нормальных отношений, например. Но как человек приобретет все эти качества, если он воспитывался в стиле безусловного послушания? Как ему поможет в этом привычка ориентироваться на авторитет родителей? Ответ очевиден — никак.

Тем не менее общепринятый подход родителей к воспитанию основывается на послушании. Вплоть до того, что считается, что послушный ребенок — это хороший ребенок, а непослушный — плохой. Плюс к этому, считается, что родители непременно должны ребенку что-то «прививать», какие-то качества, которые им кажутся положительными и соответственно, препятствовать развитию качеств отрицательных — это громко называется .

Воспитание или манипулирование?

По умолчанию считается, что отрицательные качества врожденны — и наша задача их задавить, а положительные — только приобретаются, и их нужно насаждать любой ценой, преодолевая сопротивление порочной природы ребенка. Для достижения этих результатов мы применяем метод «кнута и пряника», а также различные манипуляции, превращая процесс воспитания в скорее в дрессировку. Нам не приходит в голову учить малыша сидеть или ходить — мы знаем, что он научится этому и без нас. Но в отношении его личности мы полагаем, что необходимо наше вмешательство.

Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Это те способности ребенка, которые могут не получить развития: способность любить, быть счастливым, разумным и такие особые способности, как художественный талант. Это семена, которые прорастают и дают плоды, если для их развития созданы надлежащие условия, но они могут и зачахнуть, если такие условия отсутствуют. Одним из самых важных условий является вера в возможности ребенка людей, особенно значимых в его жизни. Наличие этой веры отличает воспитание от манипуляции.

Противоположностью воспитанию является манипуляция , которая основывается на отсутствии веры в развитие возможностей и на убежденности, что с ребенком будет все в порядке, только если взрослые вложат в него то, что желательно, и устранят то, что кажется нежелательным. Нет необходимости верить в робота, поскольку в нем нет жизни.

Эрих Фромм «Человек для себя»

Э. Фромм полагает, что манипулировании в воспитании выражает страсть властолюбия родителей, их , а никак не заботу о ребенке, сколько бы они не говорили о заботе. Ребенку, чтобы развиваться, нужно познавать мир, ставить эксперименты и совершать ошибки, а не слушаться родителей. Родители только и делают, что мешают ему заниматься познанием. Они все время твердят, что это — плохо, то — опасно, другое — просто «нельзя».

Та же самая беда с развитием. Родители заранее знают, какие черты, что и как нужно развивать в ребенке, и осуществляют это любой ценой, чаще именно манипуляциями, разнообразными подлогами. Либо они притворяются, что ребенок делает выбор сам, лишая его реального выбора, либо давят на его чувства или угрожают лишением своего расположения — так называемая «условная любовь».

В общем и целом, задача воспитания авторитарным родителем видится не в том, чтобы помочь ребенку развить свои задатки и способности и стать уникальной и , а в том, чтобы любой ценой втиснуть его в те рамки, которые родителям кажутся правильными, пока это не породит естественную реакцию в виде испорченных . И сколько потом проблем возникает у человека в результате внутреннего конфликта между родительскими рамками и ожиданиям и своими собственными, на корню задавленными способностями и задатками!

Но почему не предположить, что ребенок не порочен от природы, а рождается чистым и имеет здоровые и добрые задатки, которые можно помочь ему развить, а вот плохому он, наоборот, учится? Ведь именно наша вера в ребенка передается ему. В раннем детстве он слишком нам доверяет, чтобы критически оценить наше о нем мнение. Если мы считаем его глубоко порочным и нуждающимся в рамкам — он нам верит и вырастет таким. А если мы будем считать его добрым, разумным, способным и относиться к другим и себе с уважением — он впитает это самоощущение.

Основы личностного подхода в воспитании детей

  1. Стоит забыть о понятии родительского авторитета и перестать считать свою волю единственно верной в отношении ребенка. Конечно, мы за него отвечаем, но ведь задача воспитания — вырастить человека, который отвечает за себя сам, правильно, не самоутвердиться за счет него?
  2. Если мы хотим, чтобы ребенок уважал себя и окружающих, то единственное средство этого достичь — уважать его . Других способов привить уважение нет. Страх наказания или лишения расположения — не прививает уважение. Если мы не уважаем ребенка, его мнение и выбор, то он учится так же относиться к себе и другим, и к нам, в частности. Мы можем этого не заметить, если очень запугаем малыша, на корню пресекая любые проявления неуважения, но когда он подрастет — почувствуем это в истинной мере!
  3. Уважение к ребенку начинается буквально с пеленок . По каждому поводу, вместо того, чтобы утверждать своей монаршей властью: «да будет так!» можно спрашивать ребенка, чего хочет он? Кушать или нет, взять ту игрушку или эту, надеть рубашечку или футболку, куда идти гулять и идти ли вообще… Да, он еще не говорит, но мы можем с ним советоваться, побуждая его к принятию решений и показывая свое небезразличие к его мнению и он довольно рано может отвечать знаками на наши вопросы. При этом мы, конечно, должны честно объяснить ему и последствия того или иного выбора, чтобы он мог его совершить разумно.
  4. Бывают случаи, когда что-то безусловно необходимо , например, врачебный осмотр. Таких случаев сравнительно не много, и это тоже хороший опыт для малыша — уметь принимать неизбежные обстоятельства. И в этих случаях так же можно объяснить, что и почему надо, а не давить своей волей: «потому что я сказал»
  5. Если ребенок делает что-то нежелательное для нас , опять-таки можно пойти по пути объяснения вместо обмана и манипуляций. В первую очередь тут стоит задуматься, а почему это нежелательно? Например, годовалый малыш «дерется» с мамой. Для него это игра — он еще не понимает, что маме больно. Можно авторитарно сказать: «нельзя так делать, это плохо!» с выражением праведного гнева. А можно сказать, что маме больно, и она не хочет так играть. Если малыш настаивает — уйти от игры. Так мама просто защищает себя и дает ребенку обратную связь. Не авторитарный суд: «ты-плохой» или «делаешь плохо», а «мне не нравится в это играть». И это честно. Такие игры не говорят, что ребенок зол или испорчен, просто малышу крайне сложно поставить себя на место другого человека. Будем терпеливы — пусть учится, а заодно подадим пример защиты своих интересов.
  6. Оценочных суждений «хорошо-плохо» вообще лучше избегать . Для человека разумного естественно желание понимать причины и следствия своих поступков и совершать сознательный выбор, и ребенок хочет все понять. Когда мы ему все объясняем, то у него не возникает недопонимания и желания проверить, докопаться до объяснения самому. Бессмысленные же запреты оставляют его наедине с вопросом. Но страшнее всего тут то, что если ребенок наши оценки хорошо усвоит, то тем самым у него блокируется , иногда навсегда. Место нравственного суждения на основании понимания своих мотивов и поступков занимает бездумное воспроизведение родительской программы, так что даже взрослый человек не в состоянии объяснить почему «плохо» то, что родители считали плохим (а им просто было так удобно), но прилежно смотрит на жизнь сквозь эту призму.
  7. В случаях реальной опасности — огонь, острые предметы, машины и т. п, также вполне реально не запрещать, а объяснять и даже демонстрировать. И всегда ли опасность настолько велика, как нам кажется? Чем пытаться внушить ребенку иррациональный страх, скажем, перед ножом, и создавать тягу к запретному плоду, дадим ему нож в нашем присутствии, объяснив что он острый. Пусть уколется — как иначе он узнает, что такое «острый»? Тогда он начнет учиться обращаться с ножом осторожно — в чем и состояла наша цель, не так ли? Или мы хотели, чтобы он никогда в жизни не брал в руки нож? То же самое, например, с вопросом: «как научить начинающего ползать малыша осторожности на краю кровати?» — дать пару раз свалиться на ковер, и проблема решена!

Личностный подход в воспитании (он же личностно ориентированный или гуманистический ) придумала не я. Он давно уже разрабатывается ведущими психологами и педагогами. Для некоторых эти принципы до сих пор непривычны — слишком сильны авторитарные установки, впитанные с молоком матери. Кому интересно, почитайте о таком понятии, как « «, его истоках и значении. И не забудьте подписаться на новые статьи

А резюмируя сказанное сейчас, можно сделать вывод, что не нужно заставлять или учить ребенка слушаться. Если ребенок не слушается — это здорово ! Это значит, он уже имеет свою точку зрения и способен ее отстаивать, и еще значит, что он нас не боится! На мой взгляд, дети слушаться не должны. Это неестественно. И если ребенок очень послушен, то это тревожный звоночек. С ребенком что-то не так: он запуган или потерял здоровый исследовательский интерес к миру. Он старается угодить родителям вместо того, чтобы развиваться. Согласны? Жду комментариев!

© Надежда Дьяченко

(7 голосов : 4.43 из 5 )

Что делать, если ребенок не слушается? Как удобно, когда малыш маленький, сидит себе в коляске, спокойно рассматривает окружающую обстановку, а если вдруг закапризничает, то только потому, что хочет кушать или в туалет. Но вот ваш сладкий и любимый ребенок подрастает, и вдруг превращается в совершенно неуправляемого, на все имеющего свое мнение трехлетку.

Хорошо это или плохо, и как быть в такой ситуации родителям мы и попробуем разобраться. Почему ребенок не слушается? Основной причиной того, что ваш, до этого момента послушный ребенок, стал тяжело поддаваться влиянию то, что малыш в три года начинает ощущать себя как личность. Т.е. он понимает, что может иметь свои желания и чувства, свое мнение и настаивает на том, чтобы все его «хотелки» исполнялись. Но родители-то привыкли к другому. До этого ребенок послушно выполнял их указания, позволял себя одевать, кормить, выводить на прогулку и пр. А теперь, часто и из-за своеобразной «проверки», малыш может делать все наперекор: не давать себя одеть, даже если не в состоянии самостоятельно застегнуть пуговицу или молнию, отказываться от еды, потому что мама не дает кушать самостоятельно, хотя он и голоден и т.д. Причина непослушания ребенка может скрываться и в желании привлечь внимание родителей. Если у взрослых не хватает времени на ребенка из-за загруженности работой, собственными проблемами или появления в доме второго малыша, ребенку приходится бороться за внимание мамы и папы. Даже ругань и крики оказываются для малыша предпочтительнее, чем игнорирование со стороны взрослых.

Бессистемность воспитания — тоже частая причина непослушания ребенка. Сегодня запретили кушать перед телевизором, а завтра разрешили (лишь бы не мешал), мама запретила играть телефоном, а бабушка потихонечку дала. В результате ребенок делает выводы: «Нельзя» — вовсе не значит «совсем нельзя», и ведет себя соответственно. Свое мнение – это плохо?

Если говорить о взрослом человеке, то личность, которая имеет свое мнение, умеет его отстаивать и добиваться желаемого – это успешная личность, которая может добиться многого. Но в отношении ребенка, почему-то возникают термины «непослушный», «неуправляемый». Да конечно, малыш, который настаивает на своем, имеет желания, отличные от родительских, становится «неудобным» ребенком, его уже не просто заставить делать то, что ему не нравится. А родителям проще запретить что-либо или заставить делать по-своему, чем позволить ребенку самому принять решение. Но ведь таким образом малыш просто познает мир и себя, и кто как не родители должны быть ему в этом главными помощниками, при этом постоянно помогая, обучая и оберегая? Ребенок — не мягкая мебель, он не должен быть удобным. Абсолютно послушный ребенок — это аномалия. И чем больше запретов окружает ребенка, тем упорнее он будет искать способ проявить себя. Но и допускать другую крайность — вседозволенность, безусловно, тоже нельзя.

Для ребенка должны существовать четкие запреты, связанные с его безопасностью и с общепринятыми нормами поведения. Как помочь ребенку? Только от родителей зависит, сумеют ли они найти общий язык с ребенком в таком возрасте, дадут ли они возможность малышу проявлять свою самостоятельность в разумных пределах так, чтобы не мешать ему, и в то же время создать безопасные условия для развития и познания мира. Для этого, прежде всего, нужно выработать единую воспитательную систему для всех, кто окружает ребенка. Т.е., если один член семьи что-либо разрешает, то и все остальные должны это делать. Потому что ребенку будет проще понять, что какие-то действия совершать можно, а что-то под несомненным запретом. Если мама и папа будут все делать несогласованно, то они получат ребенка, который не будет понимать, что ему можно, что нельзя, и соответственно малыш будет вести себя на свое усмотрение, а это, безусловно, не понравиться обоим родителям. Во-вторых, ни в коем случае не пытайтесь применять физическую силу, поскольку так вы просто запугаете ребенка, он будет вас слушаться только из боязни, что мама или папа, которые его до этого любили, сделают ему больно. Да, возможно малыш и станет «шелковым» после порки ремнем, но вот поймет ли он, почему ему нельзя, например, бегать по крутой горке или лезть в воду без разрешения? И где гарантия, что он все же не попробует это сделать, когда мама и папа не видят, подвергая себя опасности?

Не менее губительно отразится на ребенке и желание родителей во всем помогать ему, или даже делать все за ребенка. Одни родители просто чрезмерно опекают малыша, другие поступают так, потому что это удобно. Понятное дело, что никому из взрослых не хочется ждать, пока маленькие пальчики справятся с такой коварной молнией на кофте или малыш будет кушать целый час, но самостоятельно. Уж проще сделать все за ребенка – и быстро, и чисто, и главное не «напряжно», ведь он еще маленький. Но тем самым вы не даете ребенку развиваться, и даете установку, что к самостоятельности стремится вредно, ведь лучше за тебя все сделают другие. И какой человек вырастет тогда из вашего «удобного» ребенка?

Как добиться послушания? Очень важно дать понять малышу, что есть какие-то вещи, которые вы не разрешите ему ни при каких условиях, есть вещи, которые можно только когда мама или папа рядом, а есть что-то, что он может делать всегда. Очень многие вещи с трехлетками можно перевести в игровую форму. Например, ребенок не хочет одеваться утром в сад. Мама может предложить игру «Наперегонки с папой» — кто оденется быстрее. Соревновательный момент для детей – это отличный стимул к действию. Играя, можно очень много добиться с малышом, главное не лениться родителям и включать фантазию. Важно давать ребенку право выбора, или, иногда, иллюзию выбора: если нужно ложиться спать, предложите ребенку выбрать, с кем он сегодня будет чистить зубы: с мамой или с папой (или какую книжку почитать ему перед сном). Ребенок начнет готовиться ко сну, хотя прямой команды «ложись спать» не поступило.

Слово – главный метод. Если вы будете постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему, почему вы хотите, чтобы он сделал что-то, или не делал чего-то, то это в конечном итоге даст результат больший, чем просто запрет или требование. Подумайте, разве нам взрослым так уж нравятся категорические приказы или запреты? Гораздо приятнее нам получить обоснованную просьбу или мотивированный отказ. Так и малыш, он хочет знать почему, и если не понимает, то будет продолжать делать по-своему. Другой вопрос, что объяснять и рассказывать, возможно, придется десятки раз, ведь ребенок он на то и ребенок, чтобы чего-то еще не знать и не понимать. И вот тут очень важно, чтобы родители набрались терпения, понимания и такта. С любым ребенком можно договориться, главное уметь и хотеть это делать.

Натали Гойденко

Малыш уже рождается с некоторыми чертами характера, которые позже начинают проявляться. Но во многом натура крохи зависит от родителей. Он смотрит на них, копирует модели поведения, начинает разбираться в понятиях «хорошо-плохо» и вести себя соответствующе. Следует не забывать, что «ломать» малыша нельзя. Его нужно воспитывать в рекомендательной манере, обязательно учитывая его индивидуальность. Что делать и как себя вести, если ребенок не слушается? Где найти золотую середину между понятиями хорошего поведения и уникальностью ребенка? Постараемся отыскать ее вместе в этой статье.

Причины возмутительного поведения

Порой ребенок совершенно не слушается и складывается ощущение, что он над вами просто издевается. Вы кричите – он ревет, вы спокойно говорите – он швыряет игрушки, вы стараетесь ласково посоветовать и обнять – он отталкивает, вы шутите – он еще больше распускается. Хочется плюнуть на воспитание и бросить все на самотек. Но вооружитесь силами, ведь если делать все правильно и набраться терпения, можно добиться, чтобы вас уважали.

В чем причины детских капризов?

1. Возрастные кризисы. Это 3 года, поход в школу (6-7 лет) и подростковый возраст. Личность переходит этапы и меняется. В каждый кризис кроха проявляет свою индивидуальность по-разному, но родители подсознательно боятся перемен и утрату контроля над чадом, поэтому ставят запреты. Но любой запрет лишь усиливает желание малыша делать по-своему.

2. Все нельзя. Иногда мамы с папой в своих запретах переходят черты. Они требуют, упрекают, ругают. От этого малыш бунтуется еще больше. Ребенок сначала не слушается, а после и вовсе перестает воспринимать слово «нельзя» . Оно становится своеобразным фоном. Что же делать? Запрещать только то, что навредит здоровью ребенку. Ругать за рассыпанные игрушки, беганье по дому и открытые фломастеры бесполезно. В таких случаях нужно рассказывать о последствиях: игрушки «убегут» на ночь, соседи будут ругаться, а фломастеры высохнут. Если кроха вас не воспринял, то воплотите последствие в жизнь – уберите ночью игрушки или не покупайте фломастеры после высыхания.

3. Родители сами не знают, чего хотят. Мы часто думаем, что так идеальны. Как же мы ошибаемся! Ребенок может не слушаться не от того, что он такой балованный, а от родительской непоследовательности. Сегодня разрешили бросаться игрушками, а завтра уже ругаете, так как устали. Запрет должен быть запретом всегда, иначе ребенок становится дезориентирован.

4. Все можно. Если не ставить запретов, ребенок перестает слушаться и начинает дерзить. Вы хотите создать ему беззаботное детство, но с каждым годом все сложнее становится установить контроль над ним. А ведь полностью без контроля нельзя, особенно в подростковом возрасте.

5. Одни слова. Нет смысла ругаться, когда ребенок вас не слушается. «Не ори, а то приедет дядя врач и заберет» , — говорите вы малышу. Кроха продолжает орать, а дядя врач не приезжает. Вы малыша обманули, а значит, он перестанет вам верить. Если пообещали, что не купите ему конфет сегодня, не покупайте.

6. Отсутствие единства. Ребенок вас не слушается, вы его наказали, запретив смотреть мультики. Но тут приходит ему на выручку сердобольная бабушка и включает «Смешарики» , пока вы на работе. Кроха схему усвоил, и значит, в будущем будет бежать к ней от вас. Или же так: папа дает поиграть инструментом, а мама ругает. И вот наш малыш снова дезориентирован. Соберите семейный совет и добейтесь единства во мнениях. Пусть бабушка спросит малыша: «А мама разрешила мультики смотреть? Иди ее и спроси» и так далее.

7. Несмышленыш. Часто ребенок может не слушаться от того, что вы его не уважаете. У него тоже есть свое мнение и какой бы он маленький ни был, ему необходимо чувствовать себя значимым в семье. Выслушайте его желания, не гните только свою линию и найдите компромисс. Если так действовать, то в будущем вы вырастите личность, которая умеет находить компромиссы с людьми и налаживать контакты. А это необходимо, особенно для будущего мужчины.

8. Невнимательность. Если родители поглощены работой или семейными разборками, малышу будет не хватать внимания. Он начнет его добиваться всякими способами – от инициирования болезненного состояния до шалостей. Мама ругает – и то хорошо, хоть какое-то внимание. Дайте малышу свою любовь в свободное время и вы увидите, что он станет спокойнее.

Хорошее поведение – это реально. Методы воспитания, когда ребенок не слушается

1. Отзеркаливание. Так можно воспитать любого ребенка. Этот метод используют даже дрессировщики. Пускай вас не пугает слово «дрессировка» . Мы не собираемся относиться к малышу как к животному, а всего лишь учим его нормам поведения в обществе. Малыш ведет себя плохо – меняем лицо на строгое и металлическим голосом говорим, что «так делать не надо» . Ведет себя хорошо – радуемся и обнимаем. Будьте четкими в этом правиле. Если он дерется с вами, не надо смеяться, иначе кроха подумает, что бить других – очень весело. Об азах отзеркаливания вы можете прочитать в книге «Не рычите на собаку» (П. Карен).

2. Искренность и спокойствие. Расскажите малышу, как вас задело его поведение, покажите свое расстройство. Так можно воспитать чуткого и внимательного ребенка. Только не делайте это долго, иначе превратитесь в «жертву» и будете играть на чувстве жалости. Достаточно сказать об обиде один раз и после просьбы о прощении «забыть» об инциденте и снова стать любящей мамочкой. Также перестаньте кричать на ребенка. Он копирует вас, а вы же не хотите вырастить крикуна?

3. Нотка творчества. Чтобы воспитать у ребенка послушание, научитесь творчески подходить к запретам. Говорите их другим тоном. Например, скажите шепотом» «Ой, не шуми так, все спят, слышишь как на улице тихо? И где-то собачка вдали лает, давай прислушаемся» . Малышу станет интересно и он забудет о капризах. Это намного лучше, чем повторять надоедливые «хватит», «прекрати», «спи», «не шуми» . Иногда от наших «не» у малышей голова идет кругом.

4. Долой истерики. Вам надоело, что малыш истерит по любому поводу? Да, воспитывать в ребенке спокойствие действительно трудно. Если малыш кричит и бунтует, выйдите из комнаты. В момент затишья можно сказать «Успокоешься – поговорим» . Но только один раз скажите эту фразу и занимайтесь своими делами. Будьте уверены, кроха услышал и скоро поймет, что вас не продавить.

5. Друзья. Для воспитания ребенка с ним надо подружиться. Станьте его главной поклонницей. Малыши хотят чувствовать себя самыми крутыми. Восхищайтесь силой и смелостью своего мальчика и красотой/добротой своей девочки. Кто как ни вы воспитают в них уверенность в себе? Родители совершают огромную ошибку тогда, когда ставят в пример других детей, если ребенок перестает слушаться.

6. Интересы. Цените хобби своего малыша. Когда кроха увлечен машинками и говорит о них сутками – это нормально. Если ему трудно оторваться от любимого мультика – это тоже нормально. Было бы совсем грустно, если бы у малыша развилась апатия ко всему. Будьте уважительны, и тогда вам станет проще повлиять в ситуациях, если ребенок не захочет слушаться.

1. Если же ваш ребенок не слушается, вам надо стать другом и одновременно авторитетом. Добейтесь доверия со стороны малыша. Что это значит? Научитесь все воспринимать спокойно. Это вам поможет не только в тех случаях, если ребенок не слушается, но и в отношениях с мужем. Пусть малыш говорит вам все без страха быть поруганным или наказаным. Тогда вы действительно станете его лучшим другом.

2. Обнимайтесь почаще, особенно если ребенок не хочет слушаться. Как советует детский психолог Наталья Кучеренко – обнимайте ребенка не менее 7 раз в день. Тактильный контакт поможет почувствовать себя любимым. Даже если ребенок не будет слушаться, он позже поймет, что вы любите его и не захочет вас расстраивать.

3. Когда человек благодарен, для него хочется делать больше. Если ваш ребенок не слушается, не скупитесь на благодарные слова, не воспринимайте его действия как должное. Поставил тарелку в раковину, навел порядок, расставил красиво машинки – поблагодарите.

4. Чтобы научить ребенка слушаться родителей, нужно показать, что в доме руководит тот, кто старше. Пусть это станет незыблемым правилом. Как сказано, так должно быть сделано.

Разбор основных вопросов послушания

1. Возраст капризов. Дети не слушаются своих родителей в любом возрасте. Это может быть как 2 года, так 4, 5 или 7. Откуда берется плохое поведение? Малыш может посмотреть на своих друзей по садику и взять капризы на вооружение. Иногда причиной плохого поведения становятся мультики или фильмы. Здесь важно помнить, что если дети не слушаются своих родителей, их нельзя оправдывать и тем более потакать. Когда малыш бунтует и отстаивает свою самостоятельность – это абсолютно нормально. Кроха хочет одеться сам? Разрешите ему.

2. Двухлетние. Если ваш ребенок перестал слушаться в свои 2 годика, то это случается по причине формирования характера. В этом возрасте следует особенно строго вести себя с крохой. Важно оставаться спокойной и стараться занять малыша либо же переключать его внимание.

3. От 3-ех до 4-ех. Очень часто ребенок перестает слушаться своих родителей в этом возрасте. Сейчас кроха пытается продавить родителей и настоять на своем. В данный период вы должны быть особенно упорны и последовательны. На самотек ничего пускать нельзя. Помимо методов воспитания, описанных выше, добавьте задушевные разговоры, и тогда вы этот этап пройдете безболезненно.

4. От 6 до 7 лет. Ваш ребенок перестал в этом возрасте слушаться? Это вполне возможно, только причина будет другой – кроха все станет делать назло. Сейчас ему тяжело, идет переоценка ценностей, добавляется нагрузка в виде школы. Хвалите малыша за любые успехи, и он почувствует себя более защищенным.

5. Требования покупок. Если ребенок в магазине перестал слушаться, топает ножками и требует купить ему игрушку, важно не поддаться искушению побаловать чадо. Не нужно поощрять недопустимое поведение, если не хотите повторения сценария. Если ребенок перестал слушаться и даже не воспринимает ваши слова, подождите его успокоения и объясните, почему вы не можете ему купить требуемую вещь.

6. Ничего не помогает. Вы перепробовали все способы, но ребенок перестал слушаться и не думает исправляться. Значит, вы уже когда-то допустили ошибку. Главные ошибки – это потакание, крики и разговоры о недопустимом поведении при ребенке. Не следует никому жаловаться на малыша.

Как наказывать малыша?

Желательно не наказывать кроху в плохом настроении. Пусть ребенок знает, что капризы ему с рук не сойдут и если он вредничает, то это приведет к последствиям. Так вы формируете чувство ответственности. Сначала скажите, что последует в результате такого поведения. Если малыш продолжает баловаться, воплотите наказание в жизнь. Что делать:

1. Лишить приятного (сладости, мультиков). Причем сделать это необходимо сразу же после плохого проступка.

2. Если сказали «нет». Следуйте этому до конца. Передумывать нельзя, иначе вырастите манипулятора.

3. Бить детей нельзя. Этот вид наказания очень деструктивен – вызывает обиду и снижение самооценки.

4. Давайте ребенку воздух , то есть не лишайте его самостоятельности. Старайтесь мягко направлять на жизненном пути.

Почему ваш ребенок начинает вредничать? Возможно, вы его не так воспитываете. В этом нет вашей вины, ведь все мы воспитываем деток так, как это видели на примере своих родителей.

1. Когда вы выражаете свою просьбу, смотрите крохе в глаза – так информация лучше воспринимается.

2. Давайте по одной задаче, а не сразу несколько.

3. Говорите мало и четко, обязательно спокойным тоном. Не нужно демагогии о том, что данное поведение недопустимо в вашем доме. Просто скажите: «убери игрушки сейчас» .

4. Не ждите мгновенного исполнения просьбы. Дайте на это как минимум 2 часа.

5. Забудьте о частице «не» и переключитесь с негатива на позитив. Это значит, вместо «сколько можно баловаться, надоело уже» скажите «давай говорить тише, так приятно посидеть в тишине» .

1. Для умных детей. Некоторые дети обладают таким мощным интеллектом, что им просто не сидится без дела. Если ребенок ваш постоянно вредничает, это не говорит о его плохом характере. Может быть ваш малыш слишком любознательный? Такие дети обожают компании взрослых, часто вставляют свое мнение и очень не любят давления. Забудьте об авторитарном стиле воспитания. Учитывайте его индивидуальность, просите совета и мягко наставляйте.

2. Для маленьких детей. Не требуйте взрослого объяснения поведению, если ребенок вредничает. Убедитесь, что ваши просьбы ему по силам и делайте скидку на несмышленый возраст.

3. Ребенок слушается. Всегда. Это тоже нехорошо. Конечно, родителям не нравится, когда их ребенок огрызается, но и беспрекословное послушание должно насторожить. Такое часто случается при гнетущей атмосфере в семье, тогда и кроха начинает копировать стиль вселенской депрессии. Учите малыша выплескивать злость, грусть, гнев. Играйте в злых волшебников, где нужно злиться и топать ногами или войнушки, где разрешается кричать и бегать. Установите для этого определенные часы.

Дополнительные советы:

Если ваш ребенок не слушается и делает назло, учите его доброте. Кормите птичек и собачек, извиняйтесь перед поломанной игрушкой, разговаривайте от имени обиженного мишки. Это помогает развить сочувствие. Часто причины непослушания ребенка – это негатив родителей. Будьте сами позитивны, тогда и ребенка вырастите позитивным.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: