Почему не все мусульманки носят хиджаб? Зачем женщины носят мусульманскую одежду? Стыдные вопросы про хиджаб и паранджу.

1. Я думаю, что носить хиджаб не обязательно.

Когда человек уверовал в Аллаха и признал своей религией ислам, он принимает его как систему и образ жизни. Верующий человек не может принимать одну часть религии и отказываться от другой. Хиджаб – предписание ислама, и верить в Аллаха – значит стремиться к исполнению Его предписаний. В Коране сказано: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» (24:51).

2. Мои родители против того, чтобы я носила хиджаб, я не могу их не слушаться.

Девушка не может ослушаться родителей, но может ослушаться Аллаха? Кто создал вас и ваших родителей? Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Нет послушания творениям в ослушании Творца».

Послушание должно быть, но только тогда, когда оно не идет вразрез с предписаниями Всевышнего:

«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им» (31:15).

3. Моя работа не позволяет мне ходить в хиджабе.

Мусульманке не предписано выходить из дома в неподобающей одежде, каждая мусульманка должна знать, что представляет собой мусульманское одеяние и стараться придерживаться его, стремясь к довольству Аллаха. Если работа не позволяет этого, то следует найти другую работу, так как работодатель должен ценить вас за ваши знаки и навыки и не ущемлять ваши религиозные права. Обретя искреннее намерение, Аллах не оставит вас и ниспошлет решение.

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2-3).

4. В хиджабе очень жарко.

Шайтан стремится отвести женщину от пути истины всяческими способами, нашептывая свои наущения, и она начинает искать оправдания во всем. Хиджабы бывают разных материалов и тканей, в которых не только не жарко, но они спасают от жары. Внешние трудности – это лишь испытания нашей веры, в каком направлении мы сделаем свой выбор.

5. Я боюсь, что если надену хиджаб, то потом сниму его.

Если бы люди руководствовались подобной логикой, они бы никогда не совершали поклонение. Люди не совершали бы намаз, боясь оставить его в будущем. Надеть хиджаб – это не действие, связанное с внешним завязыванием платка, это внутреннее состояние, мировоззрение и позиция, обретя которые не так то и просто от них отказаться. Возможно, по–началу существует определенный страх, тем не менее. Если вы будете придерживаться руководства и предписаний, то несомненно познаете сладость веры и не захотите пренебрегать предписанием Всевышнего.

6. В хиджабе я никогда не найду мужа.

Разве вы хотите в мужья того, кто не хотел бы следовать пути, предписанным Всевышним? Любой верующий мужчина хочет в жены праведную жену, с которой он бы смог построить семью, которой был бы доволен Аллах. Если вы мечтаете о счастье в браке, о семье, которой бы был доволен Аллах, вы должны следовать Его предписаниям и обрести праведного человека, который укреплял бы и поддерживал бы вас в вере. Каждый находит то, к чему стремится, и в хиджабе вы найдете именно того, для кого вера играет первостепенную роль.

7. Я не могу прятать красоту, которой Аллах благословил меня.

Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (24:31).

Хиджаб не способен скрыть красоту женщины, он лишь показывает ее в той мере, которая предписана мудростью Всевышнего.

8. Я надену хиджаб, когда того захочет Аллах.

Разве Аллах не захотел этого, когда сделал вас мусульманином и ниспослал Свое руководство?

9. Я еще молода, я надену хиджаб, когда буду старше.

Вы можете гарантировать свою жизнь наперед и быть уверенным, что доживете до определенного возраста? Нет, никто не может, никто, кроме Аллаха, не знает, сколько человеку отведено, поэтому, думая, что вы наденете хиджаб в определенный день, вы не знаете наступит ли этот день вовсе.

10. А что подумают люди?

И наверно, одна из самых значимых причин, почему девушки бояться хиджаба – это мнение окружающих, кто и что подумает. Хиджаб – это поклонение, которое не подчиняется мнению людей и их собственному выбору, так как они установлены самим Всевышним Аллахом. На пути к довольству Всевышнего и в надежде на Его милосердие и успех в джаннате, человеку приходится делать выбор в ту или иную сторону. Определите прерогативы и придерживайте того, что действительно важно для вас.

ксюша петрова

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово федеральный министр образования и глава Чечни - а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция - это правило общежития, которое не оспаривается.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое - когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб , чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример - сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. - Прим. ред.) : оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата - но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.


На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают , что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает , что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ - нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается).

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена , что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания - и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни - ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ , что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем - например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно - для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку - мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели - люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад , которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы , паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет , что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки « » и свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет , что представление об «угнетённых восточных женщинах» - продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних - своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится - будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода - в возможности выбирать», - резюмирует Юсуф.

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя

Я живу далеко от родителей, и они всё время беспокоятся обо мне. Когда я приехала к ним на каникулы в платке, конечно, они испугались, что я попала под влияние какой-то секты. Сами они люди не религиозные, об исламе судили в основном по новостям в телевизоре. Мама сказала, что ей стыдно выйти со мной на улицу, что я должна снять платок и быть «как все нормальные люди». Больше всего она боялась, что я не смогу найти работу. Когда я устроилась по специальности в крупную международную компанию, мама успокоилась.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя. Для мусульманина важно найти баланс между мирским и духовным, золотую середину. Для меня платок - маячок: когда у меня возникает желание его снять, я понимаю, что слишком погрузилась в мирское и нужно поработать над духовным.

Что бы ни говорили, завет мужчинам и женщинам закрывать своё тело от посторонних - один из элементов религии. Мне кажется, что у мусульманок, которые не носят платок, есть какой-то конфликт и дискомфорт либо внутри, либо с их окружением.

Когда у меня плохое настроение, мне кажется, что люди косо смотрят на меня, шепчутся за моей спиной. Когда у меня хорошее настроение, то даже когда рядом начинают громко говорить «вернулась бы в свой аул», я просто улыбаюсь им и иду дальше. «Шутки» про бомбу или терроризм отпускают в основном пьяные молодые люди. Мне кажется, что у нас в стране к любому человеку, который отличается от большинства, будут претензии. Дело даже не в хиджабе - люди найдут, к чему придраться.

Асия

Я приняла ислам четыре года назад, но покрылась не сразу, а где-то через год. И весь этот год я мучилась, понимая, что предписание покрываться такое же обязательное, как молитва пять раз в день - и оно касается не только мусульманок, но и вообще всех женщин. Это мудрость

Господа, его веление и милость для нас. Человек слаб и подвластен разным наущениям со стороны, поэтому и я не могла сразу покрыться - иногда завязывала что-то на голову, но это был не хиджаб. Потом я поехала в Марокко на месяц Рамадан, и там произошёл инцидент, связанный со здоровьем: мне физически было очень плохо, я сильно отравилась, и одновременно почувствовала себя ничтожной. Это может случиться с любым человеком: когда хорошо себя чувствуешь, кажется, что всё можешь, что для тебя нет преград, но когда тело даёт сбой, ты прекращаешь чувствовать себя всесильным. Я тогда совсем ослабла, и вдруг мне захотелось покрыться - я поняла, что без этого я не защищена, даже когда соблюдаю все остальные предписания моей религии. Я почувствовала, что раньше была лицемеркой, и сразу же надела хиджаб - вернулась в Москву в нём и больше не снимала.

Мои друзья и родственники отреагировали на удивление спокойно - ни с чьей стороны я не почувствовала агрессии. Я всегда не совсем тривиально, поэтому, наверное, многие восприняли хиджаб как часть какого-то нового образа, а лишних вопросов никто не задавал. По одежде, которую я носила раньше, я совсем не скучаю - все старые вещи уже раздала. Сейчас я думаю, что самовыражение через одежду и внешность - для тех, кто не может проявить себя иначе.

Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя

Мне нетрудно соблюдать предписания ислама. Когда ты понимаешь, кто твой Создатель, осознаёшь, что на первом месте не твои мелкие дела, а благодарность богу, всегда найдёшь пять минут, чтобы помолиться. Люди тратят гораздо больше времени на абсолютно бесполезные дела. Молитва - вдохновение, в это время ты предаёшься тому, что действительно важно, и твоя маленькая жизнь приобретает смысл. Люди, которые считают, что это ограничение свободы, очень заблуждаются. Это и есть свобода - эта жизнь конечна, а следующая жизнь вечная, надо готовиться к ней.

Когда я покрыта, я чувствую себя защищённой. Не представляю, как бы я сейчас вышла на улицу без хиджаба. Нет никакой тоски по тому, чтобы мои волосы развевал ветер. Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя. Ведь это предписание для всех: все религии говорят, что женщина должна быть как бы в коконе, должна быть закрыта. Хиджаб защищает женщин и от чужих взглядов, и от самих себя. Женщина ведь слабое существо, от неё больше всего смуты и грязи, и поэтому на нас лежит большая ответственность - не стоит выставлять свою красоту напоказ. Это универсальное правило - не временное, не национальное, не культурное. Для мужчин аналог хиджаба - это борода, символ мужественности и скромности.

Милана

Я приняла ислам совсем недавно, в сентябре прошлого года. Всё началось со знакомства с молодым человеком, который впоследствии стал моим мужем. Мне понравился его настрой, его менталитет, я задавала вопросы, и он стал рассказывать мне о своей религии. Я вспомнила, что лет пять

назад я задумывалась о том, чтобы принять ислам, но тогда это отошло на второй план на фоне других ярких событий в жизни. Чем больше я узнавала о исламе, тем больше понимала, что законы шариата сходятся с моим пониманием мира. Я нашла ответы на многие вопросы, которые меня мучили всю жизнь. Не прошло и двух месяцев, как я чётко поняла, что хочу принять ислам, и пришла в мечеть уже в хиджабе.

Моя семья отнеслась к моему решению очень негативно. Эта проблема актуальна для многих новообращённых мусульманок: многие спрашивают меня, что делать с реакцией близких, как с этим бороться, но я не знаю. Мои родные до сих пор не уважают мою религию и пытаются на меня давить, чтобы я вернулась к прежней жизни. Говорят, что я была амбициозной девушкой с большим будущим, а теперь стала ханжой. Это неприятно, и нужно много работать, в первую очередь над собой, чтобы преодолевать сопротивление и не отвечать негативом.

Когда я только собиралась принять ислам, у меня совсем не было денег, чтобы купить хиджаб. Когда моя подруга-мусульманка спросила, почему я медлю с покрытием, я рассказала, что это финансовая проблема, она посмеялась и подарила мне хиджаб. Я дошла в нём до дома - помню, что уже лежал снег и была почти зима, а дома сняла его и через пять минут уже вышла на улицу без хиджаба, просто в обычном платке. Потом было очень стыдно.

Когда я приняла ислам и вышла из мечети в хиджабе, я почувствовала себя чистой - как будто только что родилась. Раньше я замечала много заинтересованных взглядов, прикованных к моему телу, а начав носить хиджаб, стала замечать другие взгляды - уважительные. Хиджаб меня возвеличил, а не унизил, это очень интересное ощущение. В первую очередь он защищает от мужских взглядов - от тех, кто смотрит на тебя как на кусок мяса, а ещё хиджаб отгораживает от грехов окружающего мира.

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге и татуировках, поэтому к переизбытку внимания привыкла

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге, татуировках и часто выглядела, как Леди Гага, поэтому к переизбытку внимания привыкла. Однажды я хотела подойти к женщине на улице, чтобы спросить дорогу, а она не подпустила меня к себе, начала кричать и оскорблять. Это было смешно и чуть-чуть обидно.

Бывают приступы, когда смотришь старые фотографии и вроде хочется вернуться в «свободную» прежнюю жизнь - но когда спрашиваешь себя зачем, понимаешь, что в этом нет смысла. Для меня ислам - это истина, и даже если я сниму хиджаб, перестану молиться и держать пост, я останусь мусульманкой и не смогу от этого отказаться.

Думаю, что мировоззрение человека начинает формироваться очень рано, ещё до трёх лет. Если у меня будет дочь, я с детства объясню ей, что хиджаб - это обязанность, которая идёт на пользу ей самой. Думаю, при таком воспитании она сама захочет носить хиджаб, а дальше - посмотрим, как распорядится Всевышний, так и будет.

Мне, как многим девочкам, хочется постоянно покупать новые платки и одежду - но надо помнить, что расточительство - тоже порок. Платки я скручиваю в рулоны и кладу на полку пирамидкой. Самые экстравагантные из моих старых вещей я оставила себе и надеваю дома, для мужа - когда он приходит домой, я встречаю его очень красивая.

Раньше я профессионально занималась спортом, а сейчас взяла паузу, но в будущем планирую возобновить занятия пауэрлифтингом, хотя бы на любительском уровне. Буду заниматься в шароварах и толстовке или длинной спортивной тунике. Я занимаюсь тяжёлой атлетикой, там нет резких движений вроде бега или прыжков, так что такая одежда не стесняет движений.

Советский Союз внёс свои коррективы, поэтому сейчас гораздо больше распространён светский ислам - «мы всё знаем, соблюдаем основные правила, но верим в душе, поэтому не носим хиджаб». При этом в Кабардино-Балкарии, где я родилась, многие женщины начинают носить платок после замужества - это связано скорее не с религией, а с местной культурой. Традиция трансформировалась так, что платок обязательно носить не постоянно, а только при родственниках мужа: получается, что если ты живёшь со свекром и свекровью, то покрываешь голову постоянно, а если ездишь к родне раз в месяц - надеваешь раз в месяц.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин (вспомнить хотя бы иранскую религиозную революцию), но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать. Это её право. В моём регионе девочек не заставляют носить платок, но иногда они вырастают и приходят к этому сами. В конце концов, это просто элемент одежды, запретить хиджаб - это как запретить штаны. Но когда к этому принуждают, как, например, в Иране или в Чечне, где обязательно нужно покрывать голову, хиджаб действительно становится символом угнетения.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин, но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать

Радикальные мусульмане не считают светский ислам настоящим, и в чём-то они правы: светские мусульмане не живут по канонам, которые прописаны в Коране. Это на самом деле очень глубокая тема, о которой в двух словах не расскажешь. Для меня самой национальная идентичность всегда была важнее религиозной. Наверное, если бы я вышла замуж в селе и должна была носить платок перед родственниками мужа, я бы его носила, потому что это дань уважения традиции. Многие женщины на Северном Кавказе носят платок, но это не хиджаб - они просто завязывают его узлом сзади, видны волосы. Часто взрослые женщины разрешают невесткам не носить платок при родне, если они не хотят. Конечно, религиозные люди на это могут сказать, что они живут неправильно и сгорят в аду, но на Кавказе учат ещё и уважать старших - так что тут сталкиваются две установки.

Сейчас вообще трудно чем-то удивить: у меня есть знакомая, которая раньше носила дреды и курила втайне от родителей, а теперь ходит в хиджабе, есть и обратные случаи - когда женщины снимают платок. Часто это бывает как раз после того, как они расходятся с радикально религиозными мужчинами: когда муж уходит в горы боевиком, жена понимает, что что-то пошло не так, и постепенно отказывается от хиджаба. У меня есть знакомая, которая обычно не носит хиджаб, но надевает специальный чёрный балахон с капюшоном на время намаза. Так же поступает моя тётя - она вся такая светская, покрасилась в блондинку, но делает намаз и на это время покрывает голову. Религиозные ребята говорят, что так нельзя: по идее, ты должен в обычной жизни выглядеть так же, как во время молитвы, чтобы тебе никогда не было стыдно показаться перед богом.

Мусульман стыдят вообще за всё - например, если ты куришь и делаешь намаз, тебе скажут, что ты лицемер. Мне кажется, это неправильно, потому что так ислам никогда не адаптируется: обвиняя человека в лицемерии за любые несоответствия строгой норме, его только подталкивают к радикализму.

Фотографии:
Люба Козорезова

Макияж:
Фариза Родригес

Иллюстрации и верстка:
Даша Чертанова

ПРОДЮСЕР:
Катя Старостина

Хиджаб является кораническим предписанием, которое заключается в том, что мусульманка должна покрывать свою голову и вырез на груди с помощью химара (головного убора), а тело - с помощью джильбаба (одежды свободного покроя). Естественно, лицо и кисти рук могут быть открыты.

Что касается стиля, цветовой гаммы, материла, из которого изготовлены химар и джильбаб, каждая мусульманка может выбирать то, что больше всего соответствует культурным нормам, принятым в ее народе. Ислам - мировая религия, а потому существует разнообразие стилей при воплощении предписания Корана.

Ислам не может быть заключен в рамки лишь определенной местности, племени или культуры. Можно увидеть, что арабки носят абайю, иранки - чадру, афганки - бурку, пакистанки - никаб, малазийки и индонезийки - керудунг, африканки - буибуи. На западе женщины-мусульманки носят обычную одежду, которую можно найти в любом магазине и которая отвечает требованиям Шариата, дополняя ее платком.

В Исламе нет определенного стиля. Самое главное - чтобы одежда отвечала основным требованиям к химару и джильбабу. Именно так взаимодействуют религия и культура, в этом заключается подвижность и гибкость Шариата. Подобное может привести в замешательство некоторых недоэкспертов, которые ошибочно полагают, что хиджаб является культурной традицией, а не религиозным предписанием.

Одним из самых популярных вопросов, которые мне задают, звучит так: «Почему хиджаб является обязательным для женщины?» В Исламе хиджаб является частью скромного и благопристойного поведения между представителями противоположного пола. В аяте 59 суры 33 дается хорошее объяснение данному явлению: «…Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям…» .

Независимо от того, признают мужчины это или нет, их поведение подчинено сексуальному желанию. Поэтому:

Хиджаб защищает женщину от ненужных домогательств. Он символизирует, что женщина принадлежит лишь одному мужчине и не доступна для всех остальных.
Хиджаб способствует сохранению и стабильности брака и семьи, уменьшая возможность недозволенных отношений.
Наконец, хиджаб вынуждает мужчину сосредоточиться на личности женщины, а не на ее внешних данных. Это помогает женщине контролировать отношение к ней мужчин вне дома.

Говоря об одежде женщин из Северной Африки и Юго-Восточной Азии, Жермен Грир, одна из первопроходцев в движении освобождения женщин, писала:

«Женщины, которые носят сари, джильбаб или любую другую просторную одежду, могут поправиться или похудеть без какого либо чувства смущения и дискомфорта. Женщины, носящие платки, покрывающие свое тело, могут кормить грудью где угодно, не привлекая к себе внимание, а ребенок будет защищен от пыли и насекомых. Во многих восточных странах одежда и украшения женщины подчеркивают ее женственность, а в западных - уничтожают ее».

Стоит отметить, что она специально упоминает национальную одежду вроде джильбаба, которую мусульманки носят на Западе.

Феминистки и западные СМИ зачастую говорят о хиджабе как о символе угнетения и рабства женщины. Подобная точка зрения отражает бессознательную экстраполяцию иудео-христианского понимания покрывала на хиджаб, коим грешат западные феминистки: платок - символ подчинения женщины мужчине.

Судить чужую религию, основываясь на своей собственной, на особенностях истории своего народа, по меньшей мере, логически неверно, а по сути является насаждением культуры! В одной статье мой отец сделал очень интересное замечание. Когда европейцы проникли на территорию Африки столетие назад, они обнаружили, что некоторые племена ходили голыми. Они заставили их носить одежду как символ цивилизации. «Теперь эти борцы за цивилизацию сами срывают одежду… В конце концов, этот мир теперь подражает тому самому „примитивному“ обществу».

Меня удивляет общество, толерантное по отношению к женщинам с голой грудью, но с трудом переносящее мусульманку в платке. Нахид Мустафа, канадский мусульманин, говорит: «В западном обществе хиджаб стал олицетворять либо вынужденное затишье, либо бессознательную воинственность. На самом деле хиджаб - ни то, ни другое. Он лишь служит отражением убежденности женщины, что ее личность нельзя оценивать исходя из физической привлекательности. Ношение хиджаба освобождает от постоянного внимания к природным данным. Внешность женщины больше не подвергается тщательному суду, красота или ее возможное отсутствие больше не является предметом обсуждения».

Хиджаб - не символ угнетения. Притеснение женщин можно встретить даже в тех странах, где они никогда не носили хиджаб, и вызвано оно социально-экономическими причинами. Как раз наоборот, постоянное выставление полуобнаженных женщин в рекламе, вывесках, индустрии развлечений является подлинным символом угнетения женщины.

Хиджаб не мешает женщине получать знания и вносить свой вклад в улучшение общества. В истории Ислама известны случаи, когда роль женщины была крайне важной. Госпожа Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), первая жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), играла значительную роль в ранней истории Ислама. Успешная в делах, она была первым человеком, принявшим послание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ее поддержка и вера были главным источником духовной силы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Она была твердой опорой для своего мужа в трудные для Ислама времена и тратила все свое состояние на продвижение новой религии.

Первым мучеником за веру в истории Ислама также стала женщина по имени Сумайя (да будет доволен ею Аллах), жена Ясира и мать Аммара. Она была убита вместе со своим мужем за то, что отказалась отречься от Ислама.

Госпожа Фатима аз-Захра (да будет доволен ею Аллах), дочь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), была лучом света и источником руководства для женщин ее времени. Она поддерживала своего мужа, Али (да будет доволен им Аллах), во всех его действиях, включая борьбу против попрания права дочерей на наследование, дарованное Исламом. Сестра Хусейна ибн Али (да будет доволен им Аллах) Зейнаб (да будет доволен ею Аллах) продолжила восстание и внесла значительный вклад в поднятие боевого настроя людей ради борьбы против тирании правителей.

Тем, для кого хиджаб является символом угнетения женщин, я задаю вопрос: “Когда вы видите монахиню в рясе, является ли ее одежда символом угнетения, или же она вызывает чувство достоинства и уважения? Монашеская ряса является одним из видов полного хиджаба! Откуда тогда эти двойные стандарты? Не является ли это навязыванием своей культуры? Когда католическая монахиня и мусульманка надевают примерно одну и ту же форму одежды, первая символизирует достоинство и вызывает уважение, а вторая становится символом угнетения? В Исламе каждая женщина достойна уважения, а не только некоторые избранные, которые решили служить вере.

Я приветствую тех мусульманок, которые нашли в себе мужество соблюдать полный хиджаб в немусульманской стране. Я настойчиво призываю мужчин ценить огромный вклад, который вносят женщины на передовой войны за право соблюдать нормы Ислама и занять свое место в таком многонациональном обществе, которое есть в Канаде.

Сейид Мухаммад Ризви,
Перевела с английского Анастасия Бастылева
musulmanka.ru

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Согласно священному Корану и Сунне Пророка ﷺ , женщина не должна демонстрировать посторонним свою красоту. В Коране сказано (смыл): «Пусть они (верующие женщины) не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (т.е. овал лица и кистей рук), и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди...» (сура «ан-Нур» 31). Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что однажды Асма, дочь Абу Бакра, пришла к Посланнику Аллаха ﷺ в тонкой одежде. Пророк ﷺ отвернулся от неё и сказал: «О Асма! Женщина, которая достигла совершеннолетия, не должна открывать места, кроме этих мест», – показывая на лицо и кисти рук». Согласно этому мусульманкам предписано полностью покрывать свою голову вместе с шеей за исключениям лица. Всевышний создал мужчин и женщин влекущими к друг другу, а открытость женщины толкает мужчину на запретные действия приводящие к плохим последствиям. Одетая согласно предписанию девушка обережена от взора посторонних мужчин и подчеркивает своё целомудрие.

Платок – это и есть хиджаб?

Не всегда платок можно назвать хиджабом. Так как хиджаб означает скрыть всё женское тело кроме овала лица и кистей рук, одеждой не прозрачной не облегающей не привлекающий внимание противоположного пола. Если же одеть любой платок так чтобы закрывалась голова и шея кроме овала лица, то он тоже становиться частью её хиджаба. Иногда же платок не соответствует условиям хиджаба так как некоторые мусульманки завязывают его таким образом, что видна часть головы, волосы и шея. Это не соответствует канонам ислама и если её видят посторонние мужчины она попадает под грех.

Каким должен быть головной убор мусульманки?

Можно сказать, что ответ на этот вопрос уже стал ясным из предыдущих ответов. Однако хочу добавить, что надевая платок девушки должны понимать, что платок не должен быть из ярко выраженных цветов привлекающее внимание посторонних мужчин, как и её остальная одежда, из-под платка не должны просвечиваться её волосы или оголенные части тела. Мусульманка должна понимать, что платок покрывающий всю голову – это не только стиль её одежды, но и жизненная позиция, проявление её веры. Именно веры, так как девушка покрываясь выполняет то, что ей предписано Всевышним Аллахом. И многие девушки признают, что ношение хиджаба придаёт им чувство защищенности и уверенности, делает её красоту скромной и достойной, охраняя и оберегая её.

Всегда ли мусульманка должна покрывать голову?

Женщина обязана покрывать голову от посторонних мужчин не относящихся к категории «махрам». Она может не покрывать голову перед женщинами, близкими родственниками их числа мужчин (махрам) и мужем. Но если в гости придёт посторонний мужчина не относящихся к числу махрам, то даже в присутствии мужа, брата, или отца, она обязана покрыть свое тело кроме лица и кистей рук.

К мужчинам из числа махрам относятся те мужчины, которые не имеет права по Исламу вступить с ней в брак по следующим причинам:

1) Кровного родства, (отец, дед, сын, внук, правнук, дядя по отцовской и материнской линиям, ее родные братья и сыновья родных братьев и сестер).

2) Молочного родства (молочный брат или муж ее молочной матери).

3) Брачного родства (тесть или отец тестя, муж её матери (отчим) или его отец, а также сын или внук ее мужа).

Когда мусульманка должна носить платок, хиджаб с детства?

Что касается конкретного возраста, с которого следует приучать девочку носить хиджаб, то учёные-богословы рекомендуют с семи лет, опираясь на хадис: «Велите вашим детям молиться, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не делают этого, когда им исполниться десять лет. И разделяйте их в разных кроватях» (Абу Дауд). Сюда относятся все предписания Ислама, а не только совершение намаза.

В грех за не ношения хиджаба девочка попадает с совершеннолетия. К признакам совершеннолетия девушки относятся такие как: появление волос на половом органе, появление поллюций или первой крови (месячных).

Здравствуйте, уважаемые читатели. На написание этой статьи меня подтолкнул ничем не примечательный, но очень показательный факт. Вчера в одной из социальных сетей ко мне в друзья «постучалась» одна особа. Обычно я всегда соглашаюсь дружить с людьми, но ее предложение намеренно отклонил. Хотите знать, почему так поступил? Поверьте, на то было очень веское основание…

Девушка явно родом с (на странице даже город был указан, не буду разглашать подробностей), одета как «ночная бабочка» — губы ярко накрашены, огромное декольте, длинная юбка, шпильки на ногах, улыбка в 32 зуба. Вы скажете, что «ничего особенного, сегодня половина интернета такие вот чуда», но… голову этой мадам «украшает» мусульманский платок, аккуратно завязанный в виде хиджаба.

Не сказать, что я глубоко верующий человек, но в тот момент единственное, что смог произнести – Альхамдулиллях! Конечно же, дословно это выражение переводится как «Хвала Аллаху», но чаще всего употребляется мусульманами, когда что-то действительно «поражает сознание». Вот и в этом случае вид этой «мусульманки» настолько поразил меня, что больше ничего не смог выговорить.

Не смотря на то, что в статье мною был проведен небольшой доказательный анализ в пользу ношения традиционного исламского головного убора, то в этой ситуации я бы с удовольствием сорвал бы платок с головы этой мадам. Более того, вообще запретил бы носить мусульманское одеяние в подобном виде. Не хочется дальше разглагольствовать по поводу «запрета ношения хиджаба», лучше посмотрите интересную дискуссию на эту темы в программе Владимира Соловьева:

В комментариях буду рад прочитать ваше мнение по поводу всего того, что было сказано в видео. Ниже больше ни слова не напишу о той «мусульманке», так как главная цель статьи – разобраться в разновидностях мусульманских платков мифах, которые сложились вокруг их ношения. Если честно, до написания этой статьи сам не очень ясно понимал, какие виды одеяния у женщин есть в . Но, теперь разобрался и спешу рассказать вам об этом. Поверьте, вы сделаете для себя много интересных открытий.

Мусульманский платок – мифы и виды женских головных уборов

Если спросить простого обывателя, какие он знает традиционные мусульманские головные уборы, то, в лучшем случае, можно услышать – хиджаб, паранджа и чадра. Но, сможете ли вы отличить, к примеру, паранджу от чадры? Вот тут и возникают сложности, хотя у вашего покорного слуги тоже серьезные «проблемы» с этим. Давайте вместе разберемся, что есть что. Вот, смотрите:

Теперь, думаю, понятно, что паранджа – самое строгое мусульманское одеяние. И отличается от чадры тем, что лицо прикрывается сеткой. Кроме названных выше трех видов женской религиозной одежды, в Исламе есть еще более десятка разновидностей. О них мы поговорим ниже, а сейчас хотелось бы развеять некоторые мифы, которые сложились вокруг хиджаба и иже с ним.

  • Миф №1 – Коран строго требует от мусульманки прятать свое лицо.

Если Вы мне покажете в Коране хоть один аят, который бы обязывал женщин прятать свое лицо, то я публично перед всеми принесу извинения и можете считать меня невежей. Итак, открываем 24 суру Священного Писания, которая называет «Ан-Нур» (Свет) и видим:

«Скажи верующим женщинам, что им приказано не показывать обольщающую мужчин телесную красоту – места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, КРОМЕ ЛИЦА и кистей рук. Скажи им, чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала».

Таким образом, Коран требует от женщин прятать волосы, грудь, шею, плечи, но не все лицо. Другое дело, что некоторые люди специально трактуют требования Корана так, как это выгодно им. На почве этого и возникают всякие споры и непонимания. Кстати, вот один из споров:

  • Миф №2 – девочки должны одевать хиджаб с момента совершеннолетия.

Это даже не миф, а некоторое заблуждение, так как многие путают современное понимание «совершеннолетия» от мусульманской трактовки. В Исламе женщина обязана носить хиджаб с момента наступления мукалляфа – времени умственного и полового созревания. Здесь очень важно, чтоб человек должен созреть умственно.

В самом исламском мире мнения разделились по поводу времени наступления мукалляфа. Одни ученые мужи считают, что оно наступают до 15 лет, когда формируются вторичные половые органы. Другие же утверждают, что человек становится мукалляфом только после полного полового созревания. Наверное, поэтому в некоторых арабских странах принято выдавать девочек замуж до 15 лет. Чему вы удивляетесь? Есть предположения, что Дева Мария вышла замуж за Иосифа в 12 лет…

  • Миф №3 – мусульманский платок запрещают только в христианских государствах.

Одной из первых стран, в которой было запрещено ношение хиджаба в государственных и образовательных учреждениях, стала исламская Турция. Закон о запрете был принят в далеком 1925 году. После этот же запрет был введен в Тунисе, Таджикистане, Казахстане и вот недавно в Азербайджане (заметьте, все мусульманские республики), что вызвало бурное негодование среди верующих:

Что уж говорить о Франции, Голландии, Германии и Бельгии! Только меня лично поражает один факт – как эти европейцы разрешают чудовищные однополые браки, гей-парады и прочую ересь, но запрещают религиозные предпочтения людей? Это вопрос, над которым нужно задуматься.

При желании можно много мифов развенчать, но не будем раскрывать всех карт. Лучше разберемся, какие виды женских головных уборов сегодня больше всего распространены в Исламе. Нужно понимать, что традиции ношения мусульманских головных уборов могут сильно различаться в разных уголках мира, в силу устоявшихся в обществе нравов, обычаев и отношений полов.

Выше уже были названы три вида головных уборов – это:

Хиджаб – одежда, покрывающая тело женщины с головы до ног, но лицо остается открытым. Шариат – гласит, что хиджаб должен быть длинным, но не обтягивающим и не вызывающим. Кстати, у нас же сложился неправильный стереотип – под хиджабом мы подразумеваем мусульманский платок , что не есть верно.

Паранджа – от персидского слова «фараджи» — верхняя одежда с длинными рукавами, раньше носили и мужчины. Сейчас больше всего распространено в Центральной и Средней Азии. Как уже отмечал, паранджа покрывает все тело, а на лице – сетка (чаще всего изготавливается из конского хвоста). Кстати, в знаменитом фильме «Белое солнце пустыни» Гульчатай и все другие жены Абдуллы были одеты именно в паранджу.

Чадра – большой легкий халат-покрывало из добротной ткани белого, черного либо темно-синего цветов, которое прикрывает все тело. Чаще всего, женщины надевают чадру при выходе на улицу. Кстати, имеет две разновидности:

  • с открытым лицом (называется «чаршоу») больше распространено в Азербайджане и на юге ;
  • с проемом для глаз (традиционный вид чадры) распространен в Иране. Вот интересный репортаж из Франции о чадре:

А теперь поговорим о тех головных уборах, которые мы не упомянули…

Никаб – головной убор с прорезью для глаз. Состоит из трех частей – налобной повязки и двух платков, пришитых к повязке. Один платок пришивается спереди в двух местах (что оставляет прорезь для глаз), второй – пришивается сзади без всяких прорезей и прикрывает волосы и шею.

Джилбаб – преимущественно верхняя одежда мусульманки, покрывающая все тело женщины, за исключением рук и ног. Лицо может прикрываться отдельным платком, но может и не прикрываться. В данный момент практически потерял свое предназначение, так как словом «джильбаб» в арабском мире называют любую верхнуюю одежду – пальто, плащ или платье.

Бурка – нет, это не знаменитое кавказское одеяние из овечьей либо бараньей шкуры. В нашем случае, буркой называют разновидность паранджи, распространенной в Пакистане. Отличие состоит в том, что бурку можно носить и с открытым лицом. Кстати, чаще всего месте с буркой носят еще и специальную тюбетейку.

Уже устали? Я же говорил, что мусульманский платок «не одинок». Представляете, как у меня «кипели мозги», когда разбирался во всем этом. Так, вот еще несколько вариантов – дупатта, химар, аль-амира, шейла. Не буду подробнее описывать их, лучше посмотрите картинку:

Есть еще более десятка разновидностей ношения мусульманских платков, но выше показаны самые распространенные из них. Если вы знаете еще какие-то способы, то напишите, пожалуйста, в комментариях. Нам всем будет интересно узнать еще больше о культуре ношения женского головного убора.

На этом я заканчиваю, но очень скоро, по просьбам читателей, напишу интереснейшую статью о роли и месте женщины в Исламе. Поверьте, здесь очень много тонкостей, нюансов и стереотипов, которые требуют трезвой оценки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: