Почему на Новый год наряжают ёлку. Почему на Новый год наряжают елку

Почему на Новый год принято наряжать елку? В зимнюю пору мы отмечаем наибольшее количество праздников. Как все начинается с декабря месяца, так где-то до февраля и не утихает.

Разнообразие праздников величайшее, но наиболее долгожданными и любимыми остаются рождественские и новогодние. Это целый цикл праздников, который радует как взрослых, так и детишек, и дарит им множество положительных и незабываемых эмоций.

Люди по всему миру тщательно подготавливают почву к новогодним праздникам. При этом они убираются в доме, покупают новые наряды, готовят всякие вкусности для праздничного стола, запасаются подарками для родных и близких. Но самым главным атрибутом праздника во многих странах и уже не одну сотню лет остается елка .

Именно это дерево – главный символ Нового года, без которого тот теряет свою таинственность. Ведь так приятно, когда дом наполняет аромат еловых иголок. Тогда все вокруг как будто дышит загадочностью.

Наряжать елку к Новому году это целый обряд . Во многих семьях к этому относятся с особой трепетностью. Ведь этот процесс создан не только исключительно для милования глаз.

В семьях, где есть меленькие детки, под деревом ищут подарки, которые там должен был оставить некто Дед Мороз в новогоднюю ночь. Поэтому, украшая елку, наибольшую радость испытывают дети и все те, кто еще верит в этого персонажа.

Существует несколько легенд, которые открывают тайну украшения как раз елки, а не другого дерева.

Так как наши давние предки верили в жизнь не только человеческую, но и природную, обожествляли деревья, животных, многие растения и другую окружающую живность, поклонялись многим из них, то и отождествляли их с собой.

Согласно одной из легенд , именно Иисус Христос выбрал ель , как божественной дерево . А было все так. Когда над Вифлеемом засияла звезда и весь мир облетела весть о том, что на свет родился Сын Божий, то поздравлять Деву Марию потянулись люди со многих стран мира.

Но кроме людей, с поздравлениями спешили животные и деревья. Все заходили в пещеру к новорожденному и кроме поздравлений дарили что-то младенцу и его матери.

Со многими к пещере поспешила и Ель. Но приблизившись ко входу, она не стала входить, а осталась в сторонке. Остальные деревья выходили из пещеры и нарадоваться не могли от увиденного.

Некоторые из деревьев подошли к Еле и спросили, почему же она не идет одаривать Сына Божьего. На что Ель им дала ответ, что боится задеть младенца своими острыми иголками или же напугать.

Тогда все деревья наградили это хвойное своими гостинцами – яблоками, вишнями, сливами, орехами, цветами. Нарядившись прелестными украшениями, Ель поспешила внутрь пещеры.

Когда она вошла, то Иисус Христос проснулся и удивился такой красоте этого дерева. После чего Вифлеемская звезда зажглась как раз над елью , что в одночасье сделало ее символом Нового года .

Другая легенда гласит о том, что Ель не пустили в пещеру к новорожденному Божьему Сыну гордые Пальма и Маслина. Они только стали насмехаться с колючек и липкой смолы дерева.

Но разговор деревьев подслушал один из ангелов. Сжалившись над Елью, он нарядил ее множеством маленьких ярко сияющих звездочек.

И в тот же миг Ель засияла на весь Вифлеем. Когда же она зашла в пещеру, то Иисус Христос протянул к ней свои маленькие ручки.

После этого случая именно елка стала божественным деревом и главным атрибутом рождественских и новогодних праздников.

Кроме божественных пересказов и легенд существует и более приземленная. Жители европейских стран утверждают, что обычай наряжать елку ввел Мартин Лютер . Согласно рассказу в Рождественскую ночь он спешил домой через лес.

Чтобы порадовать свою семью, принес домой елку. Родные с радостью украсили дерево ленточками, свечками, бантиками. Традицию ввиду этого случая переняли многие, и так она разлетелась по всему миру.

Чтобы бы там не гласили легенды, но очевидное не спрячешь. Как раз ель выступает центральным персонажем празднования Нового года. Зафиксирована также и историческая дата, когда елка впервые была украшена как символ наступления нового года.

Вначале ХІХ века в Германии многие люди в канун праздников приносили домой елку и наряжали ее цветами (живыми и бумажными), конфетами, яблоками, вафлями, лентами. После чего такой обычай подхватили жители соседних стран. Позже наряжать елку стало всемирной традицией.

В Россию обычай наряжать елку пришел несколько позже. Первое письменное подтверждение зафиксировано в литературе. Оно гласит, что елку стали украшать , начиная с указа Николая І . Как раз в этот период Россия увлеклась немецкими традициями, откуда взяла и эту. После всех этих процессов хвойное дерево осталось главным предшественником Нового Года.

Но не во все года к рождественским праздникам наряжали елку. В первой половине ХХ века в России большевицкой властью было запрещено празднование новогодних и рождественских торжеств. Обычай украшать елку временно также канул в лету. Лишь в середине ХХ века, с отменой закона, традиция вернулась в страну и успешно существует по сегодняшний день.

Легенды повествуют многое , но неотъемлемым остается одно елка символ Нового Года . Она наполняет дом незабываемым аромат, волшебством, сказочностью. Сегодня ее наряжают уже не конфетами и орехами, а красочными игрушками, серпантином, ленточками, мишурой, а на верхушку помещают звезду.

По поводу серпантина и мишуры тоже существует легенда . Одна бедная семья принесла в дом на праздники елку, но кроме орехов ее не было чем украсить. За ночь пауки заплели дерево паутиной. Глядя на такое убожество, Иисус Христос сжалился над бедной семьей и превратил паутину в красивые ленточки и мишуру.

Наутро удивлению родни не было предела, они веселились и радовались такому волшебству. Так и стали украшать елку серпантином и разноцветными ленточками.

Новогодние хлопоты – одни из самых приятных. Они собирают всю семью, приносят в дом веселье и праздничный шум. Все радуются, обмениваются подарками, поздравляют друг друга. А в центре всего этого торжествует елка – дерево жизни .

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды.

К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи». В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать. Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции... петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеемся, больше нас не покинет.

С наступающим Новым годом!


Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, неувядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

Предание говорит, что первые украшенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, кроме ели. Бонифаций истолковал это как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа».

С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.

В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке "рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная - такая же, как на кремлёвских башнях.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год. Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.

Интересно, что Православная Церковь забыла о своем некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресной школе мы водим вокруг ёлки хороводы и поем песни.

Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.

Христиане жили без елок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках (как, в прочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если ёлка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка для нас – символ вечной жизни, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич ("Мое милое детство"), М.Толмачева ("Как жила Тася"), монахиня Варвара ("Рождество Христово - Детство золотое"), А.Федоров-Давыдов ("Вместо Рождественской елки") и многие другие. Всем известно и

Первыми начали наряжать рождественскую елку в Германии. По легенде за появление этой традиции мы должны быть благодарны Мартину Лютеру, выдающемуся немецкому реформатору. Накануне рождества в 1513 году он, как гласит предание, возвращался домой и любовался усыпанным звездами небом. Складывалось впечатление, что они искрятся и на ветвях деревьев. Добравшись до дома, Мартин Лютер решил воспроизвести увиденное, поэтому поставил небольшую елку на стол, нарядил ее свечами и звездой, которую поместил на верхушку в качестве напоминания о Вифлеемской звезде, указавшей по Библии путь к месту рождения Иисуса.

Широко известно, что в Центральной Европе XVI столетия существовала традиция наряжать небольшое буковое деревце грушами, сливами и яблоками, которые предварительно варились в меду, а также лесными орехами. В канун Рождества украшенный таким образом бук устанавливали в центре праздничного стола.

Примерно через столетие в Швейцарии и Германии на рождественских застольях уже появились не только лиственные деревья, но и хвойные. Главное требование, которое к ним предъявлялось, касалось величины. Дерево должно было быть миниатюрным. Сначала небольшие елочки, украшенные яблоками и конфетами, было принято подвешивать к потолку, и только со временем появилась традиция устанавливать в гостиной большое дерево.

С XVIII по XIX столетия традиция наряжать рождественскую елку вышла за пределы Германии и прижилась в Англии, Дании, Голландии, Чехии и Австрии. Благодаря развитию эмиграции выходцы из Германии научили украшать елки и американцев. Сначала для этого использовались фрукты, свечи и разнообразные сладости, но со временем появился обычай наряжать рождественские деревья игрушками из картона, ваты и воска, а впоследствии и из стекла.

В Россию новогодние елки пришли благодаря Петру Первому. Он, будучи еще совсем молодым человеком, бывал в гостях у своих друзей в Германии, где и увидел странное наряженное конфетами и яблоками дерево, и получил от этого зрелища очень приятные впечатления. После того, как Петр взошел на престол, забавные елки на манер увиденных в Европе, появились и в России. На центральных улицах и у домов знатных людей устанавливали украшения из хвойных деревьев и их веток.

Со временем, когда Петра Первого не стало, о новомодном обычае все забыли. Елка стала популярным рождественским атрибутом только век спустя. В 1817 году при российском дворе появилась принцесса Шарлотта, которая стала женой князя Николая Павловича. По ее инициативе в России появилась традиция украшать букетами из веток ели новогодний стол. В 1819 году в Аничковом дворце появилась первая праздничная елка, которую под влиянием супруги установил Николай Павлович, а 1852 стал годом демонстрации первой наряженной елки публично. Она появилась в помещении Екатерининского (впоследствии Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. После этого произошел всплеск популярности рождественских елок. Богатые россияне стали выписывать дорогие европейские украшения и проводить праздничные утренники для детей.

Рождественская открытка, 19 век

Новогоднее дерево отлично отобразило христианские постулаты. Фрукты, сладости и игрушки, которыми она украшалась, были символом принесенных новорожденному Иисусу даров. Свечи служили напоминанием о том, как освещалось место пребывания Святого семейства. Кроме того, на верхушке ели красовалась звезда, которая выполняла роль символа Вифлеемской звезды, появившейся на небе в момент рождения Христа и указавшей волхвам дорогу к нему. Все это способствовало превращению елки в рождественский символ.

Первая мировая война – период отказа от украшения елки, как от вражеской традиции, пришедшей из враждебной Германии. Николай II ввел запрет на нее, который был отменен после октябрьской революции. Общественная новогодняя елка советского времени впервые была установлена 31 декабря 1917 года на территории Михайловского артиллерийского училища в Петербурге.

Очередной запрет на использование наряженной елки в качестве праздничного символа пришелся на 1926 год, когда эта традиция была названа Центральным Комитетом компартии антисоветской. Проводилась активная антирелигиозная работа, в рамках которой было, в частности, запрещено праздновать Рождество. Поэтому об использовании каких-либо рождественских атрибутов не могло быть и речи.

Однако к 1935 году праздничная елка снова переживает возрождение. 28 декабря в газете «Правда» появилась заметка об организации установки новогодней елки для детей. Это предложение исходило от Постышева, второго секретаря Центрального Комитета компартии, и получило поддержку Сталина.

В преддверии 1938 года в Доме союзов была установлена 15-метровая новогодняя елка, украшенная 10 тысячами игрушек, которая стала центральным элементом детского праздничного утренника. С тех пор такие мероприятия стали традиционными и главной елкой страны считалась именно елка в Доме союзов. С 1976 года это звание перешло к елке, установленной в Кремле. Будучи изначально символом Рождества, наряженная елка постепенно превратилась в новогодний атрибут. Традиция украшения елки фруктами и сладостями также постепенно трансформировалась. Елочные игрушки стали отражением эпохи. На них изображались пионеры, трубящие в горны, и портреты членов Политбюро, а во время ВОВ появились игрушки с оружием, десантниками и собаками-санитарами. Позже на смену картинкам военной тематики пришли снежинки с изображенными на них серпом и молотом, самолетами и автомобилями. В хрущевские времена на елках появились кукурузные початки, трактора и хоккеисты, а еще через некоторое время – сказочные персонажи и все, что связано с космосом.


Открытка времен СССР с новогодней елкой | depositphotos — nadi555

Сегодня существует множество разнообразных стилей украшения елки. Традиционный вариант – наряжать новогоднее дерево при помощи цветных стеклянных игрушек, мишуры и электрических гирлянд. В прошлом веке наметился переход от натуральных елок к искусственным, которые иногда очень реалистично имитируют живые деревья. Некоторые из них стилизованы и не предполагают использование дополнительных украшений. Существует также мода на определенные цветовые решения елочного декора. Дерево может быть синим, красным, золотым, серебряным или любого другого цвета. В моде лаконичность и минимализм. Неизменно используются для украшения новогодней елки гирлянды с огнями, однако, это зачастую уже не электрические лампочки, а светодиоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога! Наступают чудесные новогодние и рождественские праздники. На них принято украшать помещение, наряжать ёлку, дарить друг другу подарки.

А знаете, почему на Новый год ставят и наряжают именно ёлку? Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить в этой статье.

Ещё в древние времена люди верили в жизнь лесных духов, которые обитали по их мнению, на хвойных деревьях. Чтобы духи не наслали несчастий, нужно было задобрить их. Поэтому древние люди производили определённые ритуалы и украшали ёлку разными плодами и лакомствами.

Почему на Новый год наряжают именно ёлку?

> Существуют несколько легенд, почему именно ёлка стала атрибутом Рождества и Нового года.

Одна из них гласит: Когда родился Иисус Христос, то поздравить Деву Марию с этим событием потянулись не только люди, но и животные, птицы, растения. Все несли какие-то дары для младенца и его матери.

Среди всех присутствующих была и Ель. Но, когда подошла её очередь заходить с поздравлениями, она не стала входить, а отошла в сторонку. Другие деревья очень удивились и спросили, почему же она так поступила. Ель, глядя на их пышную листву и богатые плоды, объяснила, что боится напугать Сына Божьего или уколоть своими иголками, и ей нечего подарить.

Растениям стало жаль ёлку, и они поделились с ней своими дарами: яркими цветами, сочными плодами, зелёными листочками, орехами. Когда такая красивая Ель приблизилась к младенцу, он заулыбался, и тут же над ней ещё ярче засверкала Вифлеемская звезда.

> Жители Европы уверены, что обычай ставить и наряжать ёлку ввёл глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Как-то раз, возвращаясь домой накануне Рождества, в ночное время через лес, он захотел порадовать свою семью и принес елку. Дети с радостью нарядили ёлочку свечками и ленточками. Впоследствии многие жители последовали его примеру.

Так традиция ставить и украшать на Рождество ёлку постепенно разошлась по всему миру.

Почему на Новый год наряжают ёлку в России?

> А в России отмечать Новый год с ёлкой впервые ввёл Пётр I, вернувшись из очередной поездки в Германию. Так же своим указом перед 1700 годом он повелевал Новый год праздновать 1 января, а не 1 сентября.

Но в то время эта традиция не прижилась. Возможно потому, что тогда у людей еловые ветви ассоциировались с проводами покойного на погост, а не с новогодним весельем.

> Считается, что обычай украшать ёлку в России возродила, жена царя Николая I, княгиня Александра Фёдоровна, немка по происхождению.

В 1818 году она велела поставить ёлки, украшенные фруктами и конфетами во всех помещениях царского двора в Москве.

Постепенно, эта традиция распространилась и на другие крупные города. Но всё же повсеместно наряжать ёлку на Новый год и Рождество в России начали только в конце 19 века.

> С приходом к власти большевиков ставить ель на праздники было запрещено, так как она ассоциировалась с религией и церковью.

> Но перед началом 1936 года ель разрешили устанавливать на Новый год, были организованы новогодние праздники, в магазинах стали продавать игрушки для украшения ёлки.

В СССР рождественская ель перешла в новогоднюю, а на её макушку стали устанавливать пятиконечную звезду.

> В наше время зелёная красавица считается обязательным атрибутом празднования Нового года, и ассоциируется с весельем, танцами, хороводами, Дедом Морозом и подарками.

Теперь я думаю, вы знаете почему на Новый год наряжают ёлку. И, если ваш ребёнок спросит об этом, вы всегда сможете рассказать.

Поздравляю всех с наступающим Новым годом! Желаю весело провести этот праздник в кругу семьи рядом с яркой сияющей зелёной ёлочкой (пихтой или сосёнкой)!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: