Планирование занятий по социализации. Занятие по курсу основы социализации личности

развитию общения, нравственному

воспитанию с детьми

старшего дошкольного возраста

На тему: «Я и мои друзья»

Воспитатель: Зубарева О.В.

Цель : развивать представления детей о дружбе; друге; высказывать суждения о дружбе; определять дружеские проявления людей.

Формировать дружеские взаимоотношения детей в игре. Воспитывать умение справедливо оценивать поступки друзей, разрешать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам товарищей. Воспитывать умения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать.

Словарь : приветливо, сочувствовать.

Предшествующая работа : чтение рассказов, рассматривание картин.

Дидактический материал : нарисованные солнце и туча, разноцветные кружки, фланелеграф.

Перед занятием проводится этическая зарядка «Шкатулка добрых слов»

Ход занятия :

Входит в группу Крокодил Гена, здоровается и спрашивает:

«Куда он попал?»

Услышав ответ, что попал в детский сад в старшую группу, он говорит, что все перепутал, ведь шел он в салон фотографии, чтобы сфотографироваться со своими друзьями. Воспитатель спрашивает детей:

«Кто у Крокодила Гены друзья?»

(чебурашка, собачка, девочка)

Воспитатель предлагает Крокодилу Гене остаться и сфотографироваться с нашими детьми. Крокодил Гена радостно соглашается и говорит о том, что сфотографируется только с теми детьми, которые умеют дружить, тогда и фотографии получаться замечательными. Воспитатель уверяет его, что дети в этой группе самые дружные. Крокодил Гена недоверчиво смотрит на детей.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:

«Кого можно назвать своим другом?»

Ответы детей:

(кто никогда не дерется;

кто делится своими игрушками;

кто вместе дружно играет;

кто помогает друг другу;

кто заботится друг о друге;

кто умеет уступать друг другу)

Воспитатель:

«У каждого человека есть друг, я уверена, что у вас есть друзья. Назовите мне своих друзей? Почему вы считаете их своими друзьями? Расскажите, что вы любите делать вместе с друзьями?»

Воспитатель подводит итог:

- «Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, отдать тебе все, что имеет сам»

Воспитатель предлагает послушать одну историю.

Чтение рассказа:

- « У Юры был день рождения. Пришли дети принесли подарки. А Оля самый лучший Юрин друг - забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику…» - дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил девочке Юра. Дав детям высказаться, продолжает: - Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок - повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!»

Воспитатель: как вы думаете, правильно ли поступил Юра, можно ли его считать другом? Каким надо быть другом?

Дети: (добрым, щедрым, великодушным, помогать друзьям в беде, радоваться их успехам).

Воспитатель:

«А бывает так, что вы сердитесь?»

- из - за чего вы сердитесь?

- Как вы миритесь?

(извинюсь, скажу - давай играть)

Дети, посмотрите на фланелеграф.

Серая туча закрыла солнце, потому что она решила: вы много сердитесь, соритесь. Разве это так? Здесь на подносе разные кружочки.

Красные для тех, кто умеет дружить, зеленые для тех, кто умеет мириться.

Выберите любые и приложите на фланелеграф. Посмотрите, что получилось: туча ушла, солнце осветило все кружочки. Много зленных вы умеете прощать. А красных сколько! Что это значит? Да мы дружные ребята!

Крокодил Гена предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Золотая звездочка».

Крокодил Гена: Есть у меня золотая звездочка. Если ее передать тому, кого любишь, она принесет этому человеку радость. Поделимся же радостью друг с другом.

«На ладошке я держу

Золотую звездочку.

И тому, кого люблю,

Я звезду передаю»

- «Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги»

- «Друзья познаются в беде»

- «Новых друзей наживай, а старых не забывай»

Дети показывают Крокодилу Гене фотографии своих друзей, а Крокодил Гена достает свою фотографию, так как не имеет фото своих друзей. Воспитатель предлагает ему сфотографироваться вместе с детьми, чтобы Гена не забывал о своих друзьях и если ему будет грустно, он может прийти и поиграть с ними. Дети успокаивают Крокодила Гену, фотографируются с ним.

Крокодил Гена читает стихотворение С. Маршака «Пожелание друзьям»

«Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее друзья,

Дается нам не дешево!»

Дети вместе с Крокодилом Геной исполняют песню под грамзапись «Песенка о дружбе» - Драгунского.

«Вступая в самостоятельную жизнь…»

Конспект беседы по социализации

Цель: рассмотреть проблемы выхода в самостоятельную жизнь.

Рассмотреть готовность к самостоятельной жизни и деятельности;

Дать понятие "жизнестойкости";

Рассмотреть ценностные ориентиры как гражданина страны;

Напомнить основные, базовые права несовершеннолетних;

Воспитание толерантности.

Ход занятия

Выпускники детского дома, перед выходом в самостоятельную жизнь, чаще всего находятся в состоянии психологического стресса, так как в детском доме вас полностью обеспечивали, о вас заботились, во всём вам помогали. Выходя из детского дома, вы должны сами о себе беспокоиться и обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Вам предстоит выстроить и организовать своё жизненное пространство и сделать это вам намного сложнее, так как у вас отсутствует преемственность, опыт для подражания, нет точек опоры (семьи, друзей, вы "не встроены" в новую социальную структуру. Чувство одиночества и ненужности, к сожалению, часто являются постоянными спутниками вашей взрослой жизни. Это может толкнуть вас на жестокость по отношению к собственным детям, употреблению спиртного или наркотиков, совершению преступлений из чувства мести.

Жизненные испытания нелегко даются каждому человеку. Но есть категория людей, которые не поддаются им и выходят из них невредимыми и чистыми, словно ангел их оберегал. Такие дети называются жизнестойкими.

Специалисты выделяют пять общих качеств жизнестойкой личности:

1. Высокую адаптивность. Умеют расположить окружающих к себе, хорошо ладят с окружающими, социально компетентны.

2. Уверенность в себе. Легко преодолевают трудности.

3. Независимость. Мало подвержены внушению, не попадают под чужое влияние.

4. Стремление к достижениям. Успех доставляет им радость. Любят демонстрировать свои успехи. Хорошо развита "Я - концепция".

5. Ограниченность контактов. Разборчивы в связях. Связи необширны. Это способствует их безопасности и защищённости.

Таким качествам можно научиться. Это очень пригодится в жизни.

Вам придётся решать две насущные задачи:

1. Перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.

2. Выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Предлагаю вам небольшую анкету:

Чего ты больше всего боишься в жизни;

Твои ближайшие конкретные планы;

Твоё будущее;

Счастливый человек - это:

У вас должна быть сформирована готовность к самостоятельной жизни и деятельности. Это следующая совокупность:

Социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу) ;

Трудовая деятельность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности) ;

Морально-волевая или психологическая готовность (самооценка, самоуважение, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в современных условиях) ;

Физическая готовность (формирование индивидуального здорового образа жизни; развитие физических качеств, благодаря которым идёт успешная адаптация к труду) .

Очень важно в своей жизни уметь создавать атмосферу хорошего настроя, радости и добра в семье, на работе. Это поможет вам быть востребованными в жизни.

Какими ценностными ориентирами должен обладать выпускник?

(выслушать мнения всех, записать их) .

Итак, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:

Здоровый образ жизни,

Гуманизм,

Патриотизм,

Уважение,

Ответственность,

Активность,

Информированность,

Свобода,

Толерантность.

Вы, как граждане России, должны сформировать у себя эти нравственные ценности.

Давайте рассмотрим понятие "гражданин".

Г - горячо любит свою Родину;

Р - радуется успехам;

Д - дорожит именем "россиянин";

А - адаптируется в обществе, принимает его законы;

Н - нуждается в поддержке и защите государства;

И - использует свои знания и умения на пользу стране;

Н - находит пути выразить свою гражданскую позицию.

(Каждому выпускнику выдать) .

(Приложение 1) .

И ещё очень хочется познакомить вас с заветами Николая Константиновича Рериха - великого человека, гражданина, патриота, художника.

ЗАВЕТЫ Н. К. РЕРИХА:

1. Берегите старину.

2. Не знающий прошлого - не может думать о будущем.

3. Из древних чудесных камней сложите ступени будущего.

4. Зажигайте сердца.

5. Пылайте сердцем и творите любовью.

Как граждане вы обладаете основными, базовыми правами:

Какими? (выслушать и подвести итог) .

Итак, ваши основные, базовые права:

Право на жизнь,

Половую неприкосновенность,

Охрану здоровья и нравственности,

Нормального развития.

Важные правила в защиту своих прав.

Правило № 1:

Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.

Правило № 2:

Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдётся тот, кто нарушит наши права.

Правило №3:

Каждое право порождает определённую обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - произволу.

Правило № 4:

Каждый день столько прав, сколько может и хочет иметь.

Правило № 5:

человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если вы пришли к чиновнику, Вы должны оставить ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если Вы этого не сделали, можете считать, что Вы у чиновника не были.

Разрешение споров, примирение враждующих сторон, восстановление социальной жизни в настоящее время один из самых сложных процессов человечества. Конфликты, проблемы нищеты, миграции требуют поддержания здоровой атмосферы в обществе, взаимопонимания между людьми различных культур. Этому необходимо учиться: и взаимопониманию и примирению. То есть вы должны учиться толерантности.

Важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.

Толерантность - центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах прав человека. Это полная противоположность нетерпимости.

Толерантность - неотъемлемая составляющая прав человека и мира.

Предлагаю заполнить вам "Карточку-представление". (прилагается, Приложение 2)

А сейчас предлагаю вам упражнение "Сердце".

Послушайте, пожалуйста, стихи чешского мальчика:

Дарю тебе сердце на листике белом,

Дарю тебе сердце, что хочешь с ним делай.

Гуляй, где придётся. Ходи с ним повсюду,

Рисуй, что угодно - сердиться не буду.

Но лучше на нём рисовать не учись ты,

Пускай моё сердце останется чистым.

Выдать листы с изображением сердца, фломастеры, цветные карандаши.

Литература.

1. Е. А. Байёр "У вас будет обучаться ребёнок - сирота, а у нас жить". ж. "Детский дом", № 3, 2009, с. 38-42.

2. "Семья и детство без жестокости и насилия" (по материалам областного межведомственного семинара - совещания 26 мая 2010 года, Мурманск, 2010.

3. "Твои права в самостоятельной жизни", Псков, "Возрождение", 2002

4. Б. Риэрдон "Зачем утверждать ценности толерантности? ".

5. Л. В. Строганова "Воспитание толерантности", М., "Педагогическое общество, 2007, с. 68-75.

Приложение 1.

Г – горячо любит свою Родину;

Р – радуется успехам;

Д – дорожит именем «россиянин»;

А – адаптируется в обществе, принимает его законы;

Н – нуждается в поддержке и защите государства;

И – использует свои знания, умения на пользу стране;

Н – находит пути выразить свою гражданскую позицию.

Приложение 2.

КАРТОЧКА - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Я родился/родилась

Меня зовут

Характер у меня

Глаза у меня

Волосы у меня

Мне нравится:

Больше всего я люблю

Я хочу, чтобы у меня было:

Я думаю, что когда я стану

Я должен/должна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 40 г.Сургута

Конспект занятия по социализации

«Добро в семью»

подготовила

социальный педагог

Сафиуллина Галина Николаевна

Г. Сургут

2012

Направление: социализация.

Возраст: 6-7 лет

Цель:

Формировать представление о мире семьи;

Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Оборудование: дерево, листочки, цветы, кленовый лист с загадками, фланелеграф.

Ход занятия.

Воспитатель:

— Здравствуйте ребята! Вчера я читала сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил был мальчик, который был один – одинешенек на белом свете. И никого-то у него не было – только он…». Но потом, я остановилась на этом месте и подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»

— Как вы считаете? (Дети: «Нет»)

— А у вас есть кто-нибудь родной? (Дети: «Да», «мама, «папа»)

— Как мы называем одним словом родных людей? (Дети: «Семья»

— Что такое семья? (Дети: «родители», «бабушки, дедушки», «люди которые живут вместе», «где все любят друг друга», «родители и дети»)

— У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»)

— А как родители относятся к своим детям? (Дети: «Они любят их», «заботятся о детях», «следят, чтобы с детьми ничего не случилось»)

— А как дети должны относиться к своим родителям? Я вам помогу…

— Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок (крепится на фланелеграф).

— Чтобы семечко, а то есть ребенок рос, что необходимо, как вы думаете? (Дети: «Поливать»)

— Правильно. А точнее, необходима забота.

А какая забота? (тепло, помощь, нежность, ласка родителей).

Они вам это дают? (дети: «Да!»)

— И вот семечко, а то есть ребенок, да еще его родители с заботой и теплом – получается семья, которое мы изобразим в виде чего? (крепится ствол с ветками)

— В виде дерева. Дереву, как и семье нужна забота.

— Мне кажется, дереву чего-то не хватает. Чего? (листиков). Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям.

Как можно выразить свою любовь к родителям? (Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать я тебя люблю» ..).

— К примеру, я вчера помогла маме вымыть окна, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева).

— Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей?

— Как вы выразили свою любовь?

— вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди (развеселили, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).

— Что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым, не грубить, жалеть)

Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным оно стало.

— Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду?

Вечером я сказала своей маме, что люблю ее – и вот на дереве у нас появляется цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек это ласковое и нежное слово для наших родителей.

— А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву).

Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: «красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, папа сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный»

— Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.

— Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу.

— Но, скажите, пожалуйста, неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, или чем — то обидели родителей. Так бывает? (да)

— Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (пока дети называют 2-3 варианта, с дерева снимаю листики и цветочки).

— Ой, посмотрите, что происходит с деревом? (Оно становится грустным, скучным, слабым) Это ведь волшебное дерево.

— Нет, нам нельзя обижать родителей (возвращаю листики на место), не будем говорить плохих слов маме и папе (возвращаю цветы на дерево). Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево.

— Будем возвращать листики и цветочки на дерево? (да)

Теперь вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, а не только от папы и мамы, и тогда ваша семья будет такой же красивой, как и наше дерево.

Физминутка:

Давайте поиграем. Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой «семечко».

Воспитатель произносит слова, а дети производят действия.

— «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. — Гладим по голове и телу наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);

— Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается);

— У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх);

— Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка);

— Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»);

— «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал.

Дети меняются ролями. Действия повторяются.

По окончанию дети садятся на ковер.

Воспитатель:

— Посмотрите, к нам в окошко залетел листочек. (С окна снимается кленовый лист с загадками).

— Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают)

    Много их на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Кто с улыбкой утром рано

Нас разбудит? Это …. (мама)

2. Он не терпит безделья и скуки,

У него умелые, сильные руки.

Как дела? Снимая шляпу

Спросит вечером нас … (папа).

3. Вера ходит в детский сад

Веру в садик водит … (брат).

4. Дружу я с ней давным — давно

Мы с ней в затеях за одно,

Всем нам печет оладушки

Люблю я свою … (бабушку)

5. Он с бабушкой рядышком

Живет уж много лет,

Хочу таким быть умным

Как мой любимый …(дед)

— Молодцы, быстро разгадали загадки.

— Ребята, помогите мне выбрать нужную пословицу из двух. Подумайте и скажите, какая из них больше всего подходит к нашему занятию.

«Старый друг, лучше новых двух»

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

— Правильно, вторая пословица подходит больше к нашему занятию. Потому что там говорится о семье.

— А, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей обобщаются «Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно).

Молодцы.

Заключение:

А сейчас, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите своему воспитателю, получилось у вас это сделать или нет.

Задание на дом :

— Напишите вместе с папами в своих альбомах, где выполняете свои домашние задания после наших занятий, все ласковые слова, которые вы часто говорите своей маме. До свидания!

Список использованной литературы

1. Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2002

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль «Академия развития»1996.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: