План и виды планов в русском языке. Учимся составлять план

Урок в 6 классе

Тема: Простой и сложный план текста.

Цели:

1.Познавательные : а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах); б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план

2.Практические:

а) составлять простой и сложный план; а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению; б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные: а) воспитывать: -интерес к предмету с помощью содержания текста; -интерес к истории и литературе; б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста; в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Оборудование: презентация, карточки, тексты

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

2. Блицопрос

Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

Назовите особенности текста-повествования, описания, рассуждения.

Назовите признаки текста? Основные понятия текста?

На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

Читают тексты, оценивание

Ответы на вопрос

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

1. - Какой бывает план? (2 минуты)

(Простой и сложный)

Чтение те 1. Чтение и анализ текста.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки слез.

А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!...

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

Простой план.

1. Последний бой войны.

2. Немецкая девочка.

3. Описание боя.

4. Благородный поступок солдата.

5. Победа.

На какие три части можно разделить весь текст (вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

Какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

Составление сложного плана

Сложный план.

I. Последний бой войны.

II. Благородный поступок солдата.

1. Немецкая девочка.

2. Описание боя

3. Спасение ребенка.

III. Победа.кста.

(2 слайд) - Как вы думаете, какой план представлен на слайде?

простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).

1….

2….

3….

I….

II….

1…

2…

III…

- Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

- Где нам с вами уже встречался план?

(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)

Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.

    Звуки речи (3 ряд)

    Гласные

1. …

2…

II . Согласные

1. …

2. …

2. Предложение (1 ряд)

I . По цели высказывания

1. …

2. …

3. …

II . По интонации

1. …

2. …

III . По количеству грамматических основ

1. …

2. …

IV . По наличию второстепенных членов

1. …

2. …

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Первичное закрепление

Цель этапа : усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Физкультминутка.

Упр 180, 181.

Работа в паре

Проверка

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Упр. 238 составить простой и сложный планы

Проверка, оценивание

Взаимопроверка по образцу

Проверяю себя

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

1) из учебника биологии по 1 параграфу написать сложный план

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь

Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Текст. Строение и средства связи

Текст -последовательность предложений, связанных по смыслу, логически, грамматически и стилистически. У каждого текста есть тема (о чем?) и идея (зачем?). Заголовок может отражать тему или идею текста.

Средства связи предложений в тексте

Лексические средства связи : тематическая лексика, однокоренные слова, синонимы (в том числе и контекстуальные), антонимы, повторы слов, родо- видовые слова, описательные обороты. Грамматические средства связи : вид и время глаголов, местоимения и наречия, союзы. Синтаксические средства связи : односоставные и неполные предложения, синтаксический параллелизм, повторы конструкций.


Композиция

Композицию текста (строение, порядок следования частей- абзацев) легче всего отобразить в плане, разделив текст на микротемы и озаглавив их. План бывает: простой и сложный, цитатный (пункты оформляются в кавычках), вопросный (каждый пункт – вопросительное предложение).

Обрати внимание на оформление пунктов простого и сложного плана!

Типы речи

Речь бывает: устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Типы речи

Повествование

Описание

Рассуждение

Как происходили события? События , происходящие во времени , событийный сюжет , скорость, динамизм. Смена действия: вступление, кульминация (завязка, развязка) и заключение. Преобладание глаголов и других слов, обозначающих движение .Образ-метафора: кинопленка Как выглядит предмет? Признаки , отличительные черты , характеристика объекта описания. Сначала - общее впечатление, далее - более детальное описании (форма, цвет, размер, назначение и т. д.) Преобладание прилагательных и других слов, обозначающих признаки .Образ-метафора: фотография Справедливо ли утверждение? Доказательство приведенного в начале текста тезиса (утверждения) при помощи подбора аргументов (не менее 2). В конце обязательно подводится итог о (не) справедливости тезиса.

Чаще всего в одном тексте сочетаются элементы всех трех типов речи!

Стили речи (четыре книжных и один разговорный)

Книжные стили

Официально- деловой

Публицистический

Научный

Художественный

Цель - точная передача деловой информации. Канцелярские клише , особые формулы деловой речи. Точность в названиях, датах, слова только в прямом значении, отглагольные сущ., предельная объективность, эмоции не допускаются. Цель – воздействие на слушателей или читателей через СМИ, создание и отображение общественного мнения. Общественно- политическая лексика , возможно использование средств выразительности. Проверенные факты , точность в их изложении может сочетаться с элементами эмоционального воздействия (лексические средства, синтакс. конструкции). Цель – точная передача научной информации. Термины , специальная лексика, научные формулировки , абстрактность высказываний. Предельная объективность, эмоции не допускаются.Выделяются подстили: научно- популярный, научно - публицистический. Цель - создание худ. образа в одном из родов и жанров словесности (см. далее), использование средств худ. выразительности (см. далее), субъективная точка зрения автора

Жанры

Докладная, протокол, заявление, справка, указ, закон, положение, договор и др. Заметка, статья, репортаж, интервью, обзор, очерк, эссе, корреспонденция и др. Тезисы, научная статья, доклад, дипломная работа, диссертация и др. Все прозаические (рассказ, повесть, роман и т.д.) и стихотворные (поэма, баллада, басня и т. д.) жанры литературы.
Разговорный стиль (устный) – непринужденное общение в неофициальной обстановке, диалогическая форма; сопровождается невербальными средствами общение (жесты, мимика, интонация), неполные предложения, короткие фразы, ситуативность высказываний, разговорная и просторечная лексика и фразеология. Элементы разговорного стиля могут быть включены в художественное произведение для правдивого изображения общения героев. Стилистический анализ текста позволяет выявить, элементы каких стилей сочетаются в данном тексте и с какой художественной целью автор прибегает к такому приему. Языковые средства художественной выразительности. Поэтическая лексика Тропы (-ов) – слова и выражения, употребленные в переносном значении. Эпитет – художественное (образное) определение предмета или явления. Если мы скажем, что день солнечный (пасмурный, ветре-ный, памятный), это будут обычные логические определения, ко-торые выделяют данный предмет из многих, но если подберем определение, имеющее переносное значение, получим эпитет: день чудесный (безрадостный, замечательный, чарующий и т.п.). Эпитет обычно бывает выражен прилагательным, но может выражаться и наречием, числительным, глаголом, существительным: Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана... (М. Ю. Лермонтов) Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим: Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит... (А. С. Пушкин) Метафора – вид тропа, слово или выражение, употреблен-ное в переносном значении, вместо другого слова, потому что между определяемыми предметами есть сходство: Но остался влажный след в морщине Старого утеса... (М. Ю. Лермонтов) В основе метафоры может лежать и контраст («жизни гибель-ный пожар» (А.А. Блок). Выделяют следующие виды метафоры: олицетворение («вода бежит»); овеществление («стальные нервы»); отвлечение («поле деятельности») и др. Олицетворение (особый вид метафоры) – уподобление нежи-вого предмета, явления природы, понятия живому существу: Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась... (А. С. Пушкин) Метонимия – вид тропа, оборот речи, замена одного слова другим, смежным по значению: перенесение содержимого на со-держащее, замена названия произведения именем автора: Недаром помнит вся Россия Бородина... (М. Ю. Лермонтов) Я три тарелки съел... (И. А. Крылов) Белинского и Гоголя с базара понесут... (Н. А. Некрасов) Синекдоха (разновидность метонимии) – перенесение зна-чения одного слова на другое на основе замены количественных отношений (часть вместо целого, целое вместо части, единствен-ное число вместо множественного): Белеет парус одинокий... (М. Ю. Лермонтов) Мы все глядим в Наполеоны... (А. С. Пушкин) Отсель грозить мы будем шведу... (А. С. Пушкин) Гипербол а – художественный прием, основанный на преуве-личении тех или иных свойств изображаемого предмета или яв-ления: В сто сорок солнц закат пылал... (В.В. Маяковский) Литота – художественное преуменьшение: И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов). Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Говорится прямо противоположное тому, что под-разумевается: Откуда, умная, бредешь ты, голова? [об осле] (И.А. Крылов) Перифраз – замена собственного имени или названия опи-сательным выражением: Погиб поэт, невольник чести...(М. Ю. Лермонтов)Друзья Людмилы и Руслана!..[вместо: читатели](А. С. Пушкин) Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу определений, понятий: «живой труп», «убогая роскошь наряда», «худой мир лучше доброй ссоры». Каламбур – игра слов, основанная на их многозначности (по-лисемии), омонимии или звуковом сходстве, с целью достижения комического эффекта: Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории...(Н. В. Гоголь)

Средства художественной выразительности

ТРОПЫ

Сравнение форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого (А как Б) Глаза как звёзды… Белей, чем горы снеговые… Посмотрит – рублём подарит…
Эпитет художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета, явления Бродяга-ветер. Серебряная берёза. Жадно глядит.
Оксюморон сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение Живой труп. Пышное природы увяданье. Оптимистическая трагедия.
Метонимия сближение, сопоставление понятий по смежности, когда предмет или явление обозначается при помощи других слов или понятий. Все флаги в гости будут к нам… Смычок запел…
Метафора переносное значение, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту, скрытое сравнение: разновидности метафоры – олицетворение и овеществление. Пробирается луна… Гвозди бы делать из этих людей… Горит восток зарёю новой…
Аллегория иносказание (Под животными в басне подразумеваются люди с их пороками и недостатками)
Символ образ, выражающий смысл какого-то явления в предметной форме Хлеб-соль (гостеприимство). Амур (любовь)
Ирония скрытая насмешка, при которой выражение приобретает противоположное значение Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (К ослу)
Гипербола преувеличение Ест за четверых, работает за семерых.
Литота преуменьшение Мужичок с ноготок.

ОСОБЫЕ СЛОВА (лексические средства)

Синонимы слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу Выхожу один я на дорогу , Сквозь туман кремнистый путь блестит…
Антонимы слова, противоположные по значению Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой.
Архаизмы устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность Угас, как светоч, дивный гений…
Неологизмы новые слова и выражения, усиливающие выразительность речи Стоял Январь, не то Февраль, какой-то чёртовый Зимарь!

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (фигуры речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания слова и выражения, усиливающие внимание читателя и не требующие на себя ответа Что ищет он в стране далёкой?... Ах! Уймись ты буря…
Рефрен повтор одних и тех же слов и выражений Мутно небо, ночь мутна…
Антитеза противопоставление Чёрный вечер, белый снег…
Градация группа определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости Не жалею, не зову, не плачу…
Пропуск пропуск отдельных слов для придания фразе динамизма Мы сёла - в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги!
Сопоставление постановка рядом противоположностей Я царь, я раб, я червь, я бог.
Параллелизм одинаковое построение предложений Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.
Инверсия нарушение привычного порядка слов, перестановка частей фразы Досадно было, боя ждали…

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аллитерация повторение согласных звуков Пора, перо покоя просит…
Ассонанс повторение гласных звуков Стало в комнате темно, заслоняет слон окно.
Анафора единоначатие Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Звукоподражание имитация звуковых явлений подбором слов с одинаковыми буквами Скажи тихонько: «Шесть мышат». И сразу мыши зашуршат.



Читательский отзыв
должен содержать ответы на следующие вопросы:

1.Автор, произведение.

2.Краткая характеристика героев и событий (сжатый краткий пересказ сюжета в 3-4 фразах).

3.Твои читательские впечатления (что особенно понравилось? Запомнилось? Показалось самым важным? Идея прочитанного произведения: что старался передать своим читателям автор? Что самое важное в произведении?)

Опорные словесные формулы для написания рецензии

2-3 эмоциональные фразы в качестве вступления (Что будешь рецензировать? Кто автор?) Текст представляет собой …(рассуждение, повествование, описание). Он написан в жанре … Для данного (своего) текста автор (или указать фамилию с инициалами) избрал (официальный, научный, публицистический, разговорный, художественный – выбрать нужное) стиль, так как его художественная цель (творческая/авторская задача) заключается в … В данном тексте автор исследует вопрос… (рассматривает проблему, решает вопрос о …). Мне этот (поставленный, рассматриваемый автором) вопрос (эта проблема, тема) кажется…(я эту тему считаю…), так как. … Этот текст можно разделить (делится) на …частей. (Композиционно этот текст организован так:…). В каждом абзаце раскрывается микротема (какая?) … (доказывается (что?)…, приводится пример (чего?)…). Организующим началом в тексте служит…(можно считать…). Обращает на себя внимание речевое оформление текста. Чтобы точно и выразительно (ярко, доказательно, эмоционально) передать свои мысли (изложить свою позицию, выразить чувства) автор прибегает к … (применяет, использует)… Чтобы ярче, полнее и выразительнее (доказательнее, логичнее) изложить свои мысли (раскрыть тему, описать…, выразить свой взгляд на тему), автор использует (указать средства художественной выразительности, поэтические приемы, стилистические и синтаксические фигуры с примерами, заключенными в кавычки). Это (данное, указанное) средство выразительности (прием, фигура) служит для…(играет роль, выполняет функцию, предназначено для…). Главный прием (ведущее средство, основной способ) художественного (речевого, словесного, языкового) оформления текста – это применение (использование, употребление …). Мне кажется (по-моему), основная мысль (идея, вывод) текста заключена в… (раскрывается через...) – привести цитату из текста в кавычках. Это предложение (эту фразу) можно считать ключевым (главным, основным в раскрытии темы), так как в нем раскрывается…(доказывается …, определяется …, дается ответ на вопрос…).

Тема, затронутая (раскрытая, исследованная, рассмотренная) в тексте, является (можно считать) актуальной (злободневной, своевременной), так как… Автор как бы учит (предупреждает, воспитывает, привлекает внимание) современного читателя (чему? От чего?)

ПЛАН, -а, м. 1. города. План здания План поездки. План действий. План доклада. Дать лица крупным планом || прилагательное плановый, -ая, -ое (к 1 и 2 значение).

Код для блога:

ПЛАН, -а, м. 1. Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. План города. План здания (изображение его в горизонтальном разрезе). 2. Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки. выполнения работ. Производственный план Работать по плану. Стратегический план Календарный план 3. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь План поездки. План действий. 4. Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. План доклада. 5. Место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе. Передний, задний план Выдвинуть что-нибудь на первый план (также перен.: придать чему-нибудь важное, существенное значение). 6. Масштаб изображения кого-чего-нибудь Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма; на переднем плане, приблизив к зрителю). 7. Область проявления чего-нибудь или способ рассмотрения чего-и., точка зрения (книжное). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане. || прилагательное плановый, -ая, -ое (к 1 и 2 значение).

Как это будет выглядеть:

ПЛАН, -а, м. 1. Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. План города. План здания (изображение его в горизонтальном разрезе). 2. Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки. выполнения работ. Производственный план Работать по плану. Стратегический план Календарный план 3. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь План поездки. План действий. 4. Взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. План доклада. 5. Место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе. Передний, задний план Выдвинуть что-нибудь на первый план (также перен.: придать чему-нибудь важное, существенное значение). 6. Масштаб изображения кого-чего-нибудь Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма; на переднем плане, приблизив к зрителю). 7. Область проявления чего-нибудь или способ рассмотрения чего-и., точка зрения (книжное). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане. || прилагательное плановый, -ая, -ое (к 1 и 2 значение).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: