Философия платона. Анамнезис

Учение о том, что идеи суть специфические объекты усмотрения ума, пребывающие в особом, запредельном мире, дает ответ на вопрос о сущности познания. Оно представляет собой в идеале, не что иное как созерцание умом идей в этом особом “умном “мире. А это подразумевает бессмертие души и ее способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела “там” . Правда, Платон знает, что познание как воспоминание (анамнесис) не так уж просто. Душа охотно “забывает” виденное в потустороннем мире, и для того, чтобы “вспомнить” , нужны подсказки знающего мудреца, либо достаточно сложные логические операции. Платон выводит утверждение, что “поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был, в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа?.. А если он приобрел их не в нынешней жизни, то разве не ясно, что они появились у него в какие-то иные времена, когда он выучился [всему]?” (Менон, 86а) Конечно, мы не согласимся с этим утверждением. Даже самый невежественный человек обладает теми элементарными знаниями и навыками мышления, которые и позволили бы ему сформулировать математические и иные научные положения, подсказываемые наводящими вопросами ученого собеседника. Таким образом, перед нами искусство педагога, с одной стороны, способности ученика как человека определенной культуры - с другой, но никак не “воспоминание”

2 вариантАНАМНЕСИС - термин платоновской философии, обозначающий припоминание человеческой душой вечных идей, которые она созерцала до своего рождения в смертном теле.

Концепция знания как припоминания развита Платоном в диалогах «Менон», «Федон» и «Федр». С формальной стороны А. может быть определен как возобновление некогда имевшегося, но потом забытого знания. Когда, увидев или услышав нечто, человек примысливает к воспринимаемому то, что он видел или слышал в прошлом, то такое состояние и называется припоминанием. Согласно Платону, анамнесис может вызываться как сходством, так и несходством между воспринятым и припоминаемым предметами: напр., можно вспомнить о человеке, увидев его портрет, а можно - увидев принадлежащий ему плащ или лиру. Наше познание окружающего мира, по мнению Платона, имеет такой же механизм. Несмотря на то что чувственный опыт не дает нам примеров идеального равенства или тождества, мы тем не менее определяем некоторые чувственно воспринимаемые вещи как равные или тождественные. Это означает, что знание о самих по себе равенстве или тождестве не выводится из восприятия равных или тождественных вещей, но возникает в нас по ассоциации с ними наподобие извлекаемого из памяти воспоминания. То же самое можно сказать и о других идеях - самом по себе прекрасном, благом, справедливом и т. д. Опираясь на орфико-пифагорейское учение о бессмертии души, Платон приходит к выводу, что знанием идей душа должна обладать еще до своего рождения в теле, так что любое ее познание в здешнем мире есть всего лишь восстановление этого прежде имевшегося, но потом утраченного знания, т. е. анамнесис.

В «Федре» наличие у человеческой души знания идей объясняется ее связью с богами и подлинным бытием, а эпистемологическая функция идей усматривается в том, что они позволяют душе сводить воедино разрозненные данные многих чувственных восприятий. Еще одним аргументом в пользу концепции знания как припоминания Платон считает способность человека самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, при условии, что этот вопрос будет задан правильно. В диалоге «Менон» показано, как ряд вопросов позволяют несведущему в геометрии мальчику-рабу самостоятельно отыскать сторону удвоенного квадрата. По мнению Платона, это доказывает, что знание геометрических соотношений усваивается человеком не извне, но извлекается им из самого себя, как если бы он восстанавливал забытое. Поэтому подлинное обучение есть не передача информации от учителя к ученику, но побуждение ученика к самостоятельному исследованию, в ходе которого он сможет отыскать то, что некогда знал, а потом забыл. В «Меноне» Платон формулирует следующую апорию: если исследование есть поиск чего-то неизвестного, то как можно искать вещь, о которой ничего не знаешь? И, даже натолкнувшись на нее, откуда можно узнать, что она есть именно то, что ты ищешь? В рамках теории анамнесиса эта апория легко решается, поскольку предмет исследования объявляется отчасти известным ищущему, а усилия по его поиску сравниваются с усилиями человека, пытающегося восстановить забытое.

Что такое истина

С точки зрения философии, истина есть внутреннее согласие разума с какой-то реальной вещью, объектом. Кроме того, под истиной подразумевается определенная повторяемость различных ситуаций или положений, то есть, факт повторения явления свидетельствует о его истинности. Таким образом, истина - это то, что можно выявить, как говорят философы, эмпирическим или, проще говоря, опытным путем. Важнейшим критерием истины, с точки зрения философии, является ее достоверность, то есть, возможность согласования тех или иных фактов с действительностью. Именно так и разграничиваются истинные и неистинные вещи.

И́стина - характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием. Истиной, также, может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Противоположным истине понятием является понятие «ложь». Обычно истиной считается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность. Истина используется как общая категория, в частности, как религиозное, философское, научное логическое понятие. В науках и философии используются самые разнообразные критерии истины. В логике, для которой истина является одним из преимущественных предметов изучения, таким критерием считается непротиворечивость и логическая правильность. В некоторых религиях таким критерием зачастую является божественное откровение.

Виды истины

Относительная истина - философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима (см. агностицизм) . Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины - релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Термин относительная истина неудачен, более точным был бы термин частичная истина.

25. "Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства, мой Луцилий". - Что советовал Сенека?

Не для похвалы чьей то или чьей то оценки люди должны заниматься искусством, изучением чего то и т.д., а в первую очередь для себя. Мы делаем и должны делать что-то в первую очередь себе во благо, а потом остальным.

Люди должны пренебречь удовольствием, доставляемым похвалами большинства и саморазвиваться.

«Между тем и того, и другого надо избегать: нельзя уподобляться злым оттого, что их много, нельзя ненавидеть многих оттого, что им не уподобляешься. Уходи в себя, насколько можешь; проводи время только с теми, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого ты сам можешь сделать лучше. И то и другое совершается взаимно, люди учатся, обучая.»

«Значит, незачем тебе ради честолюбивого желанья выставлять напоказ свой дар, выходить на середину толпы и читать ей вслух либо рассуждать перед нею; по-моему, это стоило бы делать, будь твой товар ей по душе, а так никто тебя не поймет. Может быть, один-два человека тебе и попадутся, но и тех тебе придется образовывать и наставлять, чтобы они тебя поняли. "Но чего ради я учился?" - Нечего бояться, что труд твой пропал даром: ты учился ради себя самого.»

«Вот что, мой Луцилий, нужно сберечь в душе, чтобы пренебречь удовольствием, доставляемым похвалами большинства. Многие тебя одобряют. Так есть ли у тебя причины быть довольным собой, если многим ты понятен? Вовнутрь должны быть обращены твои достоинства! Будь здоров.»

Литургическая молитва

История болезни

АНАМНЕЗИС – ПРИПОМИНАНИЕ

Учение о припоминании, или теория припоминания (греч. άνάμνησις) – учение Платона в области (теории познания).

Платон считал, что истинное познание – это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души . При этом различается чувственное и интеллектуальное знание (умопостижение, мышление).

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора.
Научить в этом случае – это не более чем принудить душу к припоминанию.

АНАМНЕЗИС и МАЙЕВТИКА

Анамнезис был одной из глубоко продуманных идей Платона, ее он разрабатывал неоднократно и многообразно. Анамнезис лежит в основе уже перечисленных приемов воспарения и восхождения к неизведанному. Наиболее яркой демонстрацией роли и веса анамнезиса в платоновском учении выступает майевтический метод Сократа.

Если диалог можно считать средством выведения из потемок чужой души на всеобщее обозрение ее содержимого образов и внутренней речи, то майевтика позволяет вывести из души на свет также и то, что пребывало в ней неявно даже и для самого ее обладателя .
Майевтика сопровождается критикой выведенных на обозрение суждений. В сферу действия критики вовлекаются также и цитаты из древних и новейших авторов , а кроме того, ходячие сентенции и обыденные представления .

Диалоги, которые по биографической модели реконструкции корпуса относятся к ранним или сократическим, получили даже в науке специальное название изобличительных, причем имеется в виду обличение неправых концепций оппонентов или идеологических конкурентов. Таковыми, вероятно, они и были с точки зрения социального статуса философии, однако сократическая критика вместе с майевтикой составляют существенную сторону платоновской диалектики.

Данное в «Федре» определение диалектики предполагает многоступенчатый процесс выявления все более и более крупных общностей и обратное расчленение многообъемлющего на естественные члены. Понятно, что такое обратное движение не может быть обеспечено одним дихотомическим методом. Естественные сочленения выявляются не рассечением, они отыскиваются на ощупь, прощупыванием скрытого под живой кожей и плотью опорного скелета исследуемого тела. Майевтика и критика как раз и выполняют роль такого естествоиспытательского прощупывания, предваряющего рассечение .

ПРИПОМИНАНИЕ – ИДЕНТИЧНОСТЬ

Идентичность – слово привычное, без которого мы сегодня не мыслим описание мышления, поступка, социальных процессов и т.п., тем более касаясь феномена «Я», индивида, личности, мы с изрядной долей уверенности считаем, что тематизируем с помощью идентичности некую единичность, «одно».

Термин «идентичность» ведет свою родословную от позднелатинского слова (IV в.) «identitas» – тождество, которое в свою очередь производно от местоимения idem, eadem – «тот же самый», то есть по-русски identitas означает «то же самое», «тожество», «тождество».

Именно способность к сохранению придает идентичности регрессивный и редукционный характер . Она отсылает совершенно все к «тому же самому», выделяя и охраняя привилегированность этого «того же самого».
Вместе с тем утверждение «одного и того же» позволяет производить операции замещения, ставить одно вместо другого. Тождество оказывается самым интимным образом связано с принципом репрезентации «aliquid stat pro aliquo». Именно принцип замещения, смещения, вытеснения позволяет место субъекта занять его предикату как дубликату, двойнику, «синониму».

Как происходит такое замещение?
Идентичность – это то, что я говорю себе и другим: «Я один и тот же, или же это Я, который был, есть и будет». Или же другие говорят мне: «Ты один и тот же». Но за всем этим стоит тезис Лакана: «Я – это речь Другого» – тезис который требует припоминания, узнавания, признания. Тогда идентичность предстает как эффект анамнезис .
И здесь совершенно нет никакого противоречия. Да, идентичность – это и амнезия, и анамнезис. Это забвение себя и припоминание иного, Другого как себя, что в принципе опять-таки втягивает нас в амнезию .

Материалы лекций по философии (Р.Р.)

Основная проблема всей античной философии – проблема диалектики материи и идеи . Применительно к антропологии это диалектика души и тела.

«Материя – это то, в чём возникает чувственное подобие умопостигаемого образца» (Платон). Потенция и возможность любых вещей и явлений действительности.

Платон в своих философских поисках продолжает сократовскую линию. Вещи не рассматриваются только в их эмпирическом существовании.

Есть множество лошадей пегих, вороных, карликовых и пр., но у всех у них есть один и тот же смысл - лошадность. Это общее, родовое понятие. Соответственно, можно говорить о жилище вообще, цветке вообще, о прекрасном вообще, о добром, красном, зелёном. (квадраты Малевича в этом ряду примеров несут не только символический, но и философский смысл, а Пушкин Кандинского психологичнее и энергийнее, чем самые лучшие реалистичные портреты).

Платон полагает, что без обращения к идеям - к родовым, общим понятиям не обойтись, это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.

Идея – понимается как :

1. Вид (эйдос ), образ , вещественное, телесное, мыслимое начало.

2. Смысл, сущность , каждой единичной вещи (стольность, лошадность)«Диоген: А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу. Платон: И понятно: чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность у тебя нет разума». О бщее, родовое в вещах, явлениях, событиях, их смысл.

3. Идея как образец (парадэйгма) - совершенство. (Ближе всего к идее стола лежит самый совершенный стол... ;совершенная лошадь, женщина и тд.)

4. Идея как общее понятие - результат логической операции.

Таким образом, идея (эйдос) обладает умственной и зрительной природой.

Идея - это общее в данном классе вещей. Идея неразрывно связана с конкретной единичной вещью.

Как у Платона соотносятся идея вещи и сама единичная вещь?

1) как переход от вещи к идее (В - И) Здесь всегда есть предел.

2) Как переход от идеи к вещи (И - В) Здесь нет предела. Идея выступает как порождающая модель того класса вещей, которому она сопричастна.

Но у Платона идеи идей рождённых в голове человека и воплощённых в вещах, существуют независимо от человека, объективно. (Искусство - «третья скамья»).

Таким образом Платон постулирует первичность и объективность (независимость) общего, идеального от вещественного, материального.

Идеализм Платона заключается в том, что:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны - конечны в своём существовании;

2. Мир идей (эйдосов) существует вечно, они истинны, постоянны;

3. Мир вещей есть отображение мира идей.

Актуальность для современной науки: идеи (общее - законы, принципы, свойства вещей, понятия и категории науки) ключ к познанию мира. (например физические тела различного качества и свойства можно взвесить благодаря тому, что мы называем их массой - граммы, килограммы и т д.).

И в этом смысле они первичны - мы оперируем научными данными, принципами построения теорий, аксиомами, и т д., зная о том или догадываясь, что они результат опыта, эксперимента, или практики.

Учение Платона о душе.

Веру в бессмертие души Платон унаследовал от Пифагора.

На формирование его этических идей главное влияние оказал Сократ.

Философия есть созерцание истины. Это - высшее Благо. Существует два рода интеллекта – ум и рассудок. Метод ума есть диалектика.

Благо = интеллект+нравственность.

2) Душа - категория психического (свойства души у трёх сословий людей - различны: вожделение (ремесленники), мужество (стражи), рассудительность (правители, философы). Каждый занимает сообразно своим способностям души свою нишу в государстве. В этом так же состоит справедливость.

3) Душа - орган познания , т.к. бог (Демиург) создавая Космос, глядя на первообразец, поместил Ум в Душе, а душу в теле. (См. Психологии познавательной деятельности).

Познание как припоминание.

Дообретения новой телесной оболочки душа (как начало вечное) уже накопила опыт (учение о переселении души Пифагора, который путешествовал на Восток оказало влияние на Платона). Кроме того, душа уже познала Всё, находясь прежде в мире Идей. Она познала истину. Отсюда концепция «припоминания».

Истина содержится в душе.

Чувственный мир являясь отражением мира идей, становится для души символом иного мира. Чувственный мир - это мост, посредник, ведущий из видимого в невидимое. (Вот и философская основа для формирования христианской догматики).

Итак, в душе изначально заложено всё, что находится в мире идей.

Рост и проявление скрытых потенциалов и есть процесс припоминания.

Можно предположить, что способности - это те знания которые душа приобрела в предыдущих воплощениях, они предшествуют опыту, это то, чем мы владеем априори (до опыта).

Идеи Платона созвучны концепции архетипов К.Г. Юнга.

Архетипы - в глубинной психологии - врождённая способность души расти в определённом направлении.

Душа - основа движения, самодвижущееся начало.

Душу портят: несправедливость, невоздержанность, трусость, невежество, чрезмерное себялюбие, эгоизм, ослепляющий человека.

Исторические заслуги Платона:

1. Основатель жанра философский диалога - оставил письменное философское наследие.

2. Основатель идеализма как философского направления (абсолютизация Объекта).

3. Исследовал вопросы природы (космология), общества, но так же и проблемы познания (гносеологии). Разработал основы понятийного мышления.

4. Основатель собственной школы «Академии».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Философия Платона

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы -- Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон -- первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы". Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу -- Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Главное в философии Платона является

платон философский школа

* Истинно сущими являются идеи - неизменные образы вещей. Чувственные вещи есть отражение идей.

* Высшая идея - это идея блага. Благо есть Божество.

* Тело преходяще и является темницей души.

* Душа обладает предсуществованием.

* Всякое познание есть припоминание бессмертной души о времени её пребывании в царстве идей.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии -- это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи -- источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера -- образ материального мира с его иллюзиями.

Идея любой вещи или существа -- это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи -- изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый -- благородные, высшие качества души, черный -- страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать -- это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей -- через красоту, любовь или справедливые дела -- то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда -- важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее -- к красоте нравов и обычаев, это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей (эстетика).

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) -- умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) -- мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость (этика).

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Учение Платона о познании

* Платон является рационалистом в теории познания. Только разуму, утверждает он, доступна истина. Чувства могут дать лишь мнение.

* Классификация познавательных способностей по Платону: идеи являются предметом мышления; числа - предметом размышления; природные вещи - предметом доверия.

* Истинное познание - "воспоминание" бессмертной души о созерцании ею мира идей еще до её вселения в смертное человеческое тело.

* Знание не может быть передано одним человеком другому, а должно быть получено из первоисточника.

* В зависимости от того, как успешно души созерцали идеи, определяется и их иерархия на Земле: на первом месте стоит философ, на последнем, 9-м - тиран.

* Цель занятий философией - возбудить в душе воспоминания об идеях.

* Главный метод пробуждения воспоминаний - диалектика.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников -- "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

* монархия -- справедливая власть одного человека;

* тирания -- несправедливая власть одного человека;

* аристократия -- справедливая власть меньшинства;

* олигархия -- несправедливая власть меньшинства;

* демократия -- справедливая власть большинства;

* тимократия -- несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия -- власть большинства -- редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

В соответствии с этим Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

* все население государства (полиса) делится на три сословия -- философы, воины, работники;

* работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

* воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости -- участвуют в военных действиях;

* философы (мудрецы) -- разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

* философы и воины не должны иметь частной собственности;

* жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

* не существует брака, все жены и дети общие;

* допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

Историческое значение философии Платона в том, что:

* впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

* положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" -- противоположность материалистической "линии Демокрита");

* впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества -- государство, законы и т. д.;

* были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие -- становление, вечное -- временное, покоящееся -- движущееся, неделимое -- делимое и др.);

* была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основа философии Платона. Краткая биография философа. Элементы учения Платона. Учение об идеях и существовании двух миров - мира идей и мира вещей. Основные части человеческой души. Тема любовного влечения (эроса) в учении Платона, его идеи о любви.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Учение Платона о мире идей и мире вещей. Многогранность дарования Платона удивительна. Большой интерес представляет социальная философия Платона. Гносеологическая теория анамнезиса. Учение о человеке и воспитании. Социальная утопия Платона и государство.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2009

    Жизненный путь древнегреческого писателя-философа Платона и формирование его философских взглядов. Периодизация жизни и особенности творчества Платона. Учение философа об эйдосах. Трансцендентализм. Этика Платона, как отражение его внутреннего мира.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2016

    Учение об "идеях". Истоки и общие черты объективного идеализма Платона. Учение Платана о знании как о припоминании. Представления о нравственности и государстве в философии Платона. Учение о делении граждан на разряды в совершенном государстве.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2013

    Платон – один из великих мыслителей античности. Формирование философских взглядов Платона. Учение о бытии и небытии. Гносеология Платона. Социальные взгляды Платона. Идеалистическая диалектика Платона.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2007

    Жизнь и сочинения Платона. Его социально-философские взгляды. Онтология Платона: учение об идеях. Основные периоды философской деятельности Платона: ученичество, путешествия и преподавание. Центральные понятия его идеализма. Формы правления государства.

    контрольная работа , добавлен 15.05.2010

    Учение Платона об "идеях". "Идеи" и чувственный мир. Учение Платона о душе. Смерть как обнажение души. Философ перед лицом жизни и смерти. Теория познания Платона. Размышление, направленное на математические предметы. Учение об идеальном государстве.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2011

    Платон как основоположник и аналитик дефинитивной философии. Выскохудожественные диалоги Платона о происхождении первоначал и структуре Космоса, о сущности вещей. Учение об эталонных первообразах. Открытие любви духовной, без чувственного элемента.

    реферат , добавлен 30.05.2009

    Труды Аристотеля как важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Биография и труды Платона. Люди, оказавшие влияние на Платона. Биография и труды Аристотеля. Критика теории идей Платона. Аристотелевская классификация наук.

    реферат , добавлен 06.11.2013

    Философские споры двух выдающихся философов античности - Платона и Аристотеля: учения Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании; учения Аристотеля о причинах, о материи и форме, отношения между идеями и вещами. Различия учений.

АНАМНЕЗИС (от греч. anamnesis - припоминание) - теория, принадлежащая Платону. Он считал, что истинное знание и знание идей - это воспоминание (память) о том, что душа созерцала до своего рождения в божественном мире. Как правило, платоновскую концепцию А. понимают психологистически. Но Платон всегда подчеркивал, что припоминание и работа человека («вынашивание духовных плодов») неотъемлемы друг от друга. В «Федоне» он говорит об этой работе: здесь и аскетизм жизни в целом, и блокирование связанных с телом чувственных ощущений и удовольствий, и постоянные упражнения, и необходимость посвятить себя философии, и сосредоточение души на истине, и собирание ее «в самой себе», и вера в подлинный мир. А. был необходим Платону, чтобы решить сразу несколько задач. Во-первых, объяснить, если так можно сказать, трансцендентальные условия истинного познания; нельзя знать о том, чего нет, но существованием, по Платону, обладает лишь то, с чем мы совпадаем; именно память манифестирует подобное состояние. Во-вторых, обосновать бессмертие души как условие обретения блаженной жизни. В-третьих, убедить слушателей, что обретение подлинного существования требует особой жизни, познания и работы в отношении себя. Идея А. у Платона, конечно, неоднозначна. В «Государстве» он рассказывает, как умершие души (за которыми угадываются те, кто, вступая в жизнь, сознательно выстраивают свой жизненный путь) выбирают свою судьбу. С одной стороны, образчики жизней, из которых производится выбор, уже существуют (подобно тому как существует божественная жизнь, которую нужно только припомнить); с другой, чтобы выбрать правильно, мудрый должен вспомнить свою прошедшую жизнь, исследовать ее, руководствоваться стремлением к благу, отбросить честолюбие, самому сознательно определить свою жизнь и ее последствия (как пишет Платон, «это вина избирающего, Бог не виновен»). В «Тимее» Демиург не просто создает Вселенную («космос») и человека, а трудится наподобие плотника и ткача - рассчитывая, собирая, изготовляя. А. у Платона нагружается двумя разными значениями: это и то, что объясняет существование подлинного мира идей, и то, что предполагает работу и путь, приводящие к такому существованию. Припомнить - в смысле не только открыть то, что есть, но и выстроить себя, направить, создать и себя и подлинный мир. В эпоху Возрождения и в Новое время под влиянием концепции А. и средневекового убеждения в том, что человек создан по образу и подобию Творца, формируется мысль, согласно которой человек, как говорили Николай Кузанский и Рене Декарт, всего лишь менее совершенен, чем Бог. Поэтому он может уподобляться последнему, что опять же понимается двояко. В одном отношении - как признание того, что через нас действует Иное (Бог, Разум, Дух, Мышление); в другом отношении, что мы сами - боги. Марина Цветаева говорит, что пишет не художник: он во власти слова, демона, его воля «не устать слушать, пока не услышишь, не заносить ничего, чего не услышал» (Платон сказал бы: «чего не припомнил»). Но все это можно понять и иначе: она творит как Бог, она полностью свободна в своем творчестве. По мере изучения реального творчества, философии и науки становится понятным, что мир и подлинная реальность - это не столько то, что существует независимо от нас, сколько то, что конституируется в нашем опыте и мышлении, которые, в свою очередь, сложно обусловлены социальными и культурными отношениями. Постепенно преодолевается и представление о том, что человек и мир существуют сами по себе, что они универсумы и вечны. Но именно на этом мироощущении основывалась концепция А. Там же, где мы почему-либо возвращаемся к этим представлениям, она оживает и снова обретает свою силу. В.М. Розин



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: