Патриархат в семье. Патриархальная семья: определение, особенности, признаки

Под патриархатом в современной научной литературе принято понимать «гендерную власть», выражающуюся в том, что мужчины занимают в обществе доминирующее по отношению к женщинам положение. Патриархат - это характеристка структуры всего общества, а не отношений, например, в отдельных семьях и трудовых коллективах: неравенство полов воспроизводится независимо от личных предпочтений и намерений отдельных мужчин и женщин; оно поддерживается общественными нравами и условиями организации общественной и частной жизни. Патриархатный гендерный порядок приписывает мужчинам и женщинам жестко определенные роли, стандарты поведения, исполнения которых требует от них общество.

Патриархат достаточно многолик: он может существовать как в классическом варианте, так и в более скрытых формах. Классическая форма патриархата преобладает в традиционных обществах, где основой патриархальных отношений выступает большая семья, включающая представителей нескольких поколений.

«Классический патриархат» представляет собой семейный уклад, предполагающий безусловный авторитет отца в семье, сильное влияние родителей на заключение браков, главенство мужа над женой и вторичный статус дочери по сравнению с сыном. В настоящее время такое устройство отношений между полами характерно для большинства мусульманских стран, Индии, сельских областей Китая, некоторых регионов Латинской Америки и пр. Патриархальное общество жестко контролирует сферу сексуальных отношений, предписывая женщине сохранение девственности до брака, ограничивая ее знания о сексе, связывая ее сексуальную жизнь преимущественно с воспроизводством рода, а не с получением удовольствия. Личная свобода выбора молодых мужчин при заключении брака также ограничивается. Статус женщин зависит от социальной позиции их мужей, отцов и братьев. В таком обществе женщины ограничиваются не только в выборе мужа и решении о деторождении, но и в свободе передвижения, общения. Они не должны оспаривать мнение старших и мужчин. Получать образование и работать вне дома женщина может, только получив согласие мужа и старших родственников. Будучи полностью зависимой от окружающих, в случае утраты кормильца женщина остается без средств к существованию, если ее не поддержит другой мужчина или старшие женщины клана. Однако, пока патриархат функционирует «нормально», он защищает и поддерживает тех, кто играет по его правилам, в том числе и самых зависимых своих членов. Итак, распределение власти при патриархате предполагает неравенство по полу и возрасту и жестко закрепленные половые роли.

* Чтобы описать гендерные отношения, связанные с доминированием мужчин над женщинами, мы употребляем два разных термина – «патриархальный» или «патриархатный» – в зависимости от того, о каком конкретно обществе мы говорим. Патриархальное общество – это общество традиционного типа, где преобладают большие многопоколенные семьи, в которых (как и в обществе в целом) не только женщины подчиняются мужчинам, но и младшие безоговорочно подчиняются старшим. «Патриархатными» мы называем более современные общества, где роль традиций невелика, преобладают так называемые супружеские семьи (вместе живут только супруги и их несовершеннолетние дети), влияние старших на младших проблематично, но тем не менее мужчины имеют разные преимущества и обладают над женщинами властью (в той или иной форме).

В реальной жизни отношения мужчин и женщин даже при ярко выраженном патриархате, конечно, не выглядят так,что все мужчины оказываются жестокими угнетателями, а все женщины - бесправными угнетенными. На самом деле картина гораздо сложней. Известная американская исследовательница турецкого происхождения Дениз Кандиоти для описания гендерных отошений в патриархальном обществе предложила понятие «патриархальная сделка». Такая сделка предполагает, что мужчины и женщины, следующие сложившемуся «общественному договору», получают выгоды, используя имеющиеся у них ресурсы. «Патриархальная сделка» - гарантия защиты и безопасности подчиненных, получаемая ими в обмен на безусловное следование предписанным ролям и обслуживание сильных*. Ответственность за организацию жизни сообщества (семьи, клана или общины в целом) в этом случае в целом возлагается на старших мужчин. Подтверждая свое зависимое положение и следуя общественным предписаниям, женщины используют разнообразные стратегии, стремясь усилить свою безопасность и улучшить жизненные шансы. В наиболее «жестких» системах патриархата у женщин практически нет открытых рычагов власти. В менее жестких патриархатных обществах женщины, не имея публичной власти, тем не менее обладают определенной автономией и авторитетом в рамках своих ролей. Соответственно они используют разные стратегии влияния, манипулируя ролями дочерей, матерей, жен, возлюбленных и сексуальных партнерш.

«Классический» патриархат предполагает минимальную автономию женщин или ее полное отсутствие, вторичный статус женщин в патриархальной родительской и супружеской семье. Одновременно господство мужчин в обществе возлагает на них ответственность за благополучие подчиненных (мужчин и женщин). Однако пример мусульманских стран Азии - стран «классического» патриархата (где девочки выдаются замуж родителями, подчиняются не только мужу, но и старшим родственникам) - показывает, что старшие женщины осуществляют контроль над отношениями в семье - во всяком случае, над своими невестками. Их «ресурсом» выступает материнское и супружеское влия-

* Патриархатная сделка может быть проиллюстрирована также механизмами воспроизводства дедовщины в призывной армии.

Ние, которое они оказывают на сыновей и мужей. Старшие женщины выбирают невесту для сына, и в дальнейшем невестка подчиняется свекрови и признает ее власть в семье. Старшие женщины заинтересованы в том, чтобы воспроизводилась их семейная власть, они манипулируют мужьями и сыновьями, препятствуют выделению молодых семей из расширенной семьи. Такие стратегии считаются основой «женского консерватизма». Им противостоят стратегии молодых мужчин, стремящихся отделиться от семьи, а также распространение романтической любви в современном мусульманском мире, которая создает потребность в выделении супружеской пары в «автономную единицу», независимую от старших родственников, и ограничении контроля с их стороны.

Таким образом, патриархат исторически многообразен и изменчив. При капитализме традиционный гендерный порядок начинает разрушаться под воздействием экономических, политических и культурных вызовов. Индустриальное общество формирует женские роли работающей матери, домохозяйки, самостоятельной женщины.

В основе капиталистического устройства индустриального общества лежит определенная гендерная идеология, которая поддерживает представления о естественном предназначении полов. Согласно этим представлениям мужчинам предписывается публичная роль, а женщинам - обязанности в частной сфере. Эта идеология в первой половине XX века в западных обществах поддерживалась различными концепциями - от психоанализа до популярной психологии и массовой культуры. Все они показывали и разъясняли природное женское предназначение, особенности женской психологии, учили женщину, как быть хорошей домохозяйкой, снабжая ее соответствующими предписаниями и рецептами. Одновременно женщине предлагались различные предметы потребления для реализации своей природной женственности и успешного выполнения «женской роли». При этом сохранялось неравенство по признаку пола и подчеркивались различия между мужчинами и женщинами. Однако и эти, казалось бы, незыблемые и вполне функциональные отношения (мужчина зарабатывает деньги, а женщина занимается домохозяйством) были оспорены во второй половине 1960-х годов. Вызовы существующим гендерным границам пришли с разных сторон - со стороны женского, молодежного и левого движения, авангардной культуры, новых инфраструктурных возможностей. Счастливая домохозяйка (а все другие женщины считались либо несчастными, либо неудачливыми, либо не совсем нормальными) оказалась страдающей женщиной, чья жизнь ограничена четырьмя стенами комфортабельного дома. Она страдала от недостатка самостоятельности, невозможности реализовать профессиональные устремления, вторичности своей обслуживающей роли, одиночества, когда вырастали дети, а мужья делали карьеру. Эти проблемы, однако, считались скорее индивидуально-психологическими, чем социальными, и очень долго не признавались как общие для всех неработающих женщин.

И только в 1960-1970-е годы система, поддерживающая такие гендерные нормы, была осмыслена как патриархат. Феминистские исследования показывают, что женщины до поры до времени принимают условия, в которые их ставит патриархат, поскольку получают гарантии безопасности, не несут ответственности за важнейшие сферы жизни и зачастую - как рабы при господине - не осознают своего положения.

Однако патриархат исторически изменчив, гендерное устройство меняется по мере изменения отношений собственности, структуры занятости, форм семейной жизни, сексуальных практик. Во второй половине XX века возросла самостоятельность женщин в выборе жизненного пути и профессии, в создании семьи и принятии решений о деторождении, в способности зарабатывать деньги и делать карьеру. Постепенно патриархат теряет безусловную законность в глазах многих людей и трактуется как нарушение справедливого порядка. В определенном смысле он начинает отступать в историческое прошлое.

Исследователи приходят к выводу, что в конце ХХ века произошел слом основных патриархатных структур в Северной Америке, Латинской Америке (с некоторыми исключениями), в Японии, Корее, государствах Океании, в Восточной Европе и России. Во многих обществах наступила постпатриархатная эпоха. Тем не менее, система гендерного неравенства, при которой зарплата женщин не превышает двух третей мужской зарплаты, сохраняет феномен «стеклянного потолка», ограничивающего возможности профессионально-должностного продвижения женщин (им сложнее повышать квалификацию, ездить в командировки, работать сверхурочно, поскольку на них лежит основная ответственность за организацию семейного быта), продолжает воспроизводиться. Так, мягкие и малозаметные механизмы воспроизводства «стеклянного потолка» связаны, например, с организацией рабочего времени в современном бизнесе (особенно в России), требующей от управляющих и наемных работников находиться на работе вечерами, в выходные дни, а также совместно с коллегами посещать места досуга - бани, бассейны, боулинги, клубы, дачи и рестораны. Женщина либо ограничена в таких возможностях, либо вынуждена приспособиться к так называемому мужскому стилю поведения, испытывая давление со стороны семьи по поводу плохого выполнения домашних обязанностей. Но часто ей либо не предлагают продвижения по службе выше определенного уровня, либо она от него отказывается, считая, что не справится, или из-за того, что не может себе этого позволить. При этом ни руководители, ни сами женщины не видят никакой дискриминации в существующем устройстве. Постпатриархатный порядок ограничивает формирование лидерских навыков у женщин, поскольку «правильная» женственность трудно совместима с требуемыми качествами руководителя - умением рисковать, конкурировать, принимать управленческие решения, нести ответственность за бизнес, а в российском случае - еще и постоянно маневрировать между законом и криминалом. Так срабатывают невидимые механизмы патриархата.

Как же тогда женщина может добиваться своих целей? Увы, в основном через манипулирование. Эта особая женская стратегия вырабатывается в ответ на заведомо неравноправные условия конкуренции. Французский социолог Пьер Бурдье в своей работе «Мужское господство» пишет, что господствующая точка зрения приписывает женщинам такие негативно оцениваемые свойства, как хитрость, интриганство (вспомним Шекспира, Толстого!), которые являются оборотными чертами женского обаяния и сексуальной привлекательности. Очевидно, что и хитрость, и интриганство воспитываются у женщин в контексте подчинения.

MENSBY

4.5

Устав от хрупких современных отношений, пора вспоминать о патриархате. Эффективность этой формы отношений проверена временем! Строим отношения по принципу – мужчина главный!

Я подумал, что было бы неплохо описать свой опыт, опыт старших товарищей, отца, деда, который они передали мне и опыт моих сверстников, решивших устроить свою семью по принципу – мужчина главный!

Пост носит ознакомительный характер для тех, кто понял, что варианты «подкаблучник» и «равный партнер» в плане формирования семьи не для них.

Постараюсь написать свою точку зрения, критика и комментарии приветствуются.

1. Итак, что такое патриархат? Патриарха́т (букв. власть отца, тж. андрархия, андрократия) - форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем политической власти и морального авторитета, осуществляет контроль над собственностью, а отцы в семьях обладают властью над женщинами и детьми. Для патриархата характерно наличие институтов мужской власти и мужских привилегий, а также подчинённое положение женщин. Многие патриархальные общества также являются патрилинейными, то есть собственность и социальный статус наследуются в них по отцовской линии. (via wiki)

Патриархат как устройство семьи является традиционной формой ячейки общества на протяжении всего существования человечества, он свойственен практически всему населению земли, основным религиям и государственным устройствам. Но на данный момент мы живем в мире, с широкими правами женщин и институт патриархата теряет свои позиции. Безусловно в классическом его варианте он практически не возможен в цивилизованных странах – в том числе и в России. Поэтому, его нужно адаптировать к современным реалиям.

2. Выбор женщины. Если вы понимаете, что патриархальное устройство семьи единственное, которое вас устроит, то подбирать женщину нужно умом, а не сердцем.

Для молодого человека, конечно, хочется видеть рядом с собой шикарную порно звезду, ну а кто-то может решить, что ему нужна серая мышка – это не так. Все достаточно просто, нужно искать девушку, готовую жить с вами в семье по вашим правилам. Обычно, очень красивые дамочки – сильно избалованы уже к 18-20 годам и пытаются использовать свои дырочки вместо visa gold, а их самомнение размером с галактику не позволит вам создать из нее достойную жену. Таких - в лес. Забитых барышень с нулевой самооценкой тоже отметаем, т.к. они рядом с сильным мужчиной превращаются в беспомощного ребенка, а это нас не устраивает. Мы ищем хранительницу очага и мать своих детей, а не безгласное существо с правами собаки. Нужно искать золотую середину.

Вам нужно четко представлять что для вас важно в женщине и составить список. Но для создания семьи по принципу патриархата она должна обязательно обладать следующими качествами:

1) Желание быть домохозяйкой (может не уметь готовить – главное само желание)
2) Быть самостоятельной (никаких дружб до гроба с мамой)
3) Не должна быть очень умной (живой ум не даст ей заниматься только домом и семьей)
4) Она должна вас очень сильно любить (для вас это не обязательно)
5) Она должна быть девушкой с большой буквы, никаких пацанских замашек.

Тот список, который составите вы, должен быть соблюден на 51%+, остальное можно со временем исправить, добавить, развить, купить.

3. Как выглядит жизнь внутри патриархальной семьи? Основа семьи – мужчина. Вы добытчик, вы впахиваете, как вол и главное, постоянно качественно растете, постоянно увеличиваете доход семьи. Деньги в семью даете вы, распоряжается ими женщина (вы должны ей доверять и она должна научиться ими пользоваться), но вы контролируете расход денег. Если деньги кончились раньше времени или траты не разумны – она получает по шапке. Деньги отдаете все до копейки, никаких заначек – это удел подкаблучников. Доверяйте своей жене. Если вам нужны деньги на встречу с друзьями или новые снасти для рыбалки – вы согласуете это с женой, но на уровне «мы посовещались и я решил». Можете оставлять для себя процентов 10-20 от дохода на подобные вещи, но эти деньги должны быть известны жене – никаких заначек. Доверие должно быть 100%-м.

Распорядок для примера таков. Утро. Жена встает на 25-30 минут раньше мужа – готовит завтрак, гуляет с собакой, занимается ребенком. Вы встаете, завтракаете, обязательно 5 минут уделяете жене и топаете на работу. Вечером вас ждет ужин и ваше время (нужно договориться с женой, что у вас есть час-полтора после работы, когда вы разгружаете негатив или усталость после рабочего дня) после этого обязательно посвятить время супруге и детям. Такая схема позволит избежать нежелательных конфликтов с женой, а вы, не забываем, глава семьи и любая раздражительность или истеричность здорово подрывает ваш авторитет в ее глазах. Иногда стоит поднять голос или отчитать супругу за явные косяки, но это редкие исключения и этим нужно пользоваться только в те моменты, когда она действительно этого заслуживает. Если частить с этим, то рано или поздно это будет не эффективно. А если сорваться по причине плохого настроения или неудач на работе, то жена затаит на вас заслуженную обиду.

4. Как воспитывать жену? Какие методы и шаги предпринять, чтобы воспитать хранительницу очага?

А) Друзья. Нужно контролировать ее круг общения. Желательно отгонять от нее незамужних трясогузок и холостых «друзей детства». Трясогузки из зависти могут нашептать феминистические «ценности». Были случаи, когда эти шлюшки разбивали семьи, а потом предлагали свои услуги в качестве замены. Женской дружбы не бывает – пускай дружит с женами ваших друзей и точка! А «друзья детства» могут увести у вас вашу жену под эгидой романтики и т.п. ереси. После чего она, конечно, приползет обратно, но простить такое уже не реально. Тоже не редкие случаи. Сделать это очень просто. Стоит только намекнуть, что «трясогузка» очень ничего и она исчезнит из поля зрения Постарайтесь создать ее социум для нее сами. Интересуйтесь, кто из подруг друзей ей больше нравится и встречайтесь с этим товарищем чаще. Это большая, но очень важная работа.

Б) Теща. Теща-теще рознь, но все таки теща. Сделайте свою семью максимально независимой от семьи жены.

В) Насилие в семье. Никакого насилия! Ни сметь поднимать руку на жену – обратного пути не будет. Иногда стоит поднимать голос, но редко и по делу. Никаких долгих разборов взаимоотношений. Не чаще чем раз в 3-4 месяца можно поговорить по душам. А вот подростковые разборки – оставить подросткам. Если начинает зудеть – игнорируйте. Она женщина и зудеть по всякой херне в ее природе – не реагируйте. Не забывайте, что вы на много сильнее и умнее – не реагируйте – иначе потеря авторитета. Зудеть она будет всегда – вырабатывайте иммунитет.

Г) Наполнение жизни. Проводите с ней время вдвоем. Хотя бы раз в неделю интересуйтесь ее жизнью, проблемами. Организуйте ее хобби или подработку. Но контролируйте это, не позволяйте увлекаться через чур сильно, иначе полуфабрикаты и немытые дети ждут вас. Раз в неделю совместно выходите в свет. Контролируйте ее качественный рост – он должен быть. Вы должны расти вместе. Не позволяйте ей превращаться в тетю-тумбу. Акцентируйте внимание на ее внешности. Тратьте деньги на ее внешность. Она должна быть довольна и горда собой. Платите ей зарплату – привлеките ее на маленькую часть своей зарплаты для выполнения простых функций своей работы. Курьерские функции, напечатать документ, дозвониться кому-то. У нее должны быть СВОИ деньги. Цените ее труд - всегда хвалите за успехи. Некоторые решения отдавайте полностью на откуп жене – пусть почувствует по чем «фунт лиха».

5. Как воспитывать себя? Держите марку, будьте львом, каменной стеной и отцом семьи. Линейка ценностей: Семья->работа->друзья-> Родина-> увлечения. Занимайтесь спортом, держите себя в форме. Пейте в меру. Учитесь принимать решения не только за себя, но и за всю семью и будьте готовы нести ответственность. Никогда не делитесь своими проблемами с женой – для этого есть друзья или держите проблемы в себе. Самосовершенствуйтесь, читайте книги. Чем быстрее и качественней вы будете расти, тем быстрее будет делать это ваша жена. Учитесь потакать ее капризам, но при этом не прогибаясь. Иногда, когда у нее сложные моменты – помогите ей с ее сектором ответственности. Будьте снисходительны – воспитывайте в себе это качество. Имейте свое время – рыбалка, походы с друзьями в бар и т.п. (Это даже не обсуждается женой), просто ставьте ее в известность, но не злоупотребляйте.

6. Ну и наконец, хотелось бы отметить. Быть главой патриархального семейства это не привилегии и абсолютная власть, а обязанности и ответственность. Я, лично, нахожусь в начале этого сложного пути (стаж всего 10 лет), но ни разу не пожалел о своем выборе.

05Май

Что такое Патриархат

Патриархат – это социальная система, в которой мужчины являются центральными фигурами власти. Это включает в себя доминирование в социальной, культурной и юридической плоскости. Термин патриархат в буквальном переводе означает «правило отца ».

Патриархат в истории человечества.

Несмотря на распространенное заблуждение о том, что социальные системы всегда были патриархальными на протяжении всей истории, это далеко не так. Первые общества охотников и собирателей считались преимущественно эгалитарными.

Эгалитаризм – это концепция общества с равными правами для всех, невзирая на пол, возраст и так далее.

Такое равенство длилось довольно большой отрезок времени, но потом все изменилось в сторону патриархата. Точную причину данного перекоса власти в сторону мужчин назвать довольно сложно, но каждый сможет сделать для себя несколько логических умозаключений, с учетом того сложного периода в истории человечества. Скорее всего, основную роль сыграло превосходство в физической силе мужчин.

Суть патриархата.

В системе, основанной на патриархате, доминирует не только социальная система. Как правило, правительство состоит только из мужчин. Практическое влияние патриархальной системы состоит в том, что женщин считают гражданами второго сорта и часто эксплуатируют в угоду мужчинам. Женщинам не разрешают занимать руководящие должности, голосовать или владеть собственностью. В семейных отношениях мужчина является законным и культурным правителем. В самых экстремальных проявлениях патриархата, бывают случаи, когда женщина лишается материальной собственности прав на своих детей, если брак распадается.

Конечно, есть разные степени патриархата. Например, Соединенные Штаты исторически считались патриархальным обществом, но 20-й век внес много изменений в некогда доминирующее мужское общество. С развитием информационного культурного мира человечество стремится к эгалитаризму, но пока что, в большинстве стран доминирование мужчин все еще ощущается.

Таки напишу, ибо, судя по откликам, тема не последней важности.

Начну издалека: периодически появляются у меня клиенты - дети авторитарных или просто жестоких родителей. Нормальный запрос: "хочу быть достаточно хорошим для...". То есть, на самом деле, человек приходит не со своей проблемой, а с желанием другого человека.
Первое, что я говорю в таких случаях: авотфиг. Я не работаю с чужими запросами. На первой встрече я всегда проясняю: кто заказчик, кто заинтересованное лицо, кто оплачивает сессии. Не то, чтобы это сильно меняло ход работы, но всегда важно, почему клиент пришел и за чьи деньги.
В случае авторитарных родителей - опять же - стандартная ситуация, что на вопросы типа "А как Вам?", "А что Вы хотите?" человек отвечает "Не знаю", "Не понимаю" и "А как надо?". И месяца два-три уходит как раз на то, чтобы человек откопал в себе хоть что-нибудь, отдаленно напоминающее личность, и услышал ее голос. Пусть тихий, пусть порой сомневающийся и заглушаемый воплями командующих родителей ("мне плевать, что ты хочешь" и "у тебя все равно ничего не получится"), но все-таки хоть какой-нибудь. С ним уже можно работать.
Напоминаю: процесс "до" - два-три месяца, а то и значительно дольше. При этом авторитарные родители ездят по личности человека "всего-то" пятнадцать-двадцать лет.

Патриархальное общество уничтожало самосознание женщин в течение тысячелетий. Очень хорошо то, что происходит с личностью женщины в таком обществе, описал нобелевский лауреат Памук в романе "Красное": Османская империя, средневековье, у женщины умирает муж, за счет которого она существовала (при этом барышня не из последней семьи, дочь очень умного и продвинутого персонажа). Она тут же начинает поиск... правильно, другого мужчины, который придумает, как ей дальше жить. Все, на что она способна, - это просчитать стратегию соблазнения так, чтобы человек и не сорвался, и не "получил свое и сбежал". Она не осознает себя, как нечто отдельное или целостное, - она всего лишь придаток.
Патриархальное общество приучает женщину к месту в иерархии где-то между собакой и лошадью. Она полностью зависит от мужчины, все решения принимает он, все рерсурсы семьи зависят от него. Она принимает одно решение: не принимать никаких решений.
К сожалению, многие женщины в России века двадцать первого пытаются вести себя также, как эта турецкая барышня.

Меня всегда смешила поговорка "муж голова, а жена - шея". Если голова дурная, то никакие бонусы и плюшки шею не спасут - ей будет плохо. И за дурную голову разрубают, ломают и душат как раз шею.
У всех женщин, живущих сейчас в России, за спиной сотни, а то и тысячи лет авторитарного родительства мужского общества, века безответственности, бесправия, безразличия к телесным, физическим и духовным границам. Практически у всех - интериоризированный шовинизм, уверенность в том, что женщина хуже, слабее и глупее мужчины. Легко набить морду обидчику извне. Справиться с раскаленными огромными буквами "ТЫ БЕЗ МУЖЧИНЫ НИЧТО" в собственной голове - практически невозможно без посторонней помощи.
Примеров - бесконечное количество. "Женщина не может быть одна", "Для женщины главное - дети", "Успешные женщины - несчастны", "Либо семья, либо работа" - это пишут и говорят сами женщины, игнорируя все противоречащие примеры.
Именно поэтому порой умницы и красавицы спорят и ссорятся из-за таких мужчин, что волосы дыбом встают. Многовековой страх остаться в одиночестве или умерет старой девой (а в патриархальном обществе женщина без мужа, отца или братьев имеет на выбор четыре профессии: содержантки, проститутки, вдовы на пенсии и нищенки) привязывает женщин к бессмысленным и бесплодным, ограничивающим и унижающих их отношениям.
При этом они еще и пытаются стать этаким угождающим дублем: всегда веселая, всегда красивая, неконфликтная, улыбчивая, всепрощающая, никогда не высказывающая своего мнения, боящаяся оспорить даже самое глупое высказывание своего мужчины (он же боится умных женщин) барышня, которая никогда не устает и всегда хорошо выглядит. Я, когда слышу от старого обрюзгшего мужика, что его жена, которая выглядит на пятнадцать лет моложе него, "уже не то и ее срок прошел" испытываю много чувств. В первую очередь - к самой женщине, которая постоянными компромиссами приучила мужчину, что он - царь и бог в любом виде, а она недостойна его ни при каких обстоятельствах.
Одна из клиенток сказала, что она хотела бы стать для своего мужчины марсианином из романа Бредбери, который превращается в то, что от него хотят видеть. На мой ответ, что он плохо кончил - попал в толпу и попросту разорвался между многочисленными противоречивыми желаниями - она сказала, что ее это не пугает. А ведь стать таким марсианином - личностное самоубийство.
Более того, мужчины сейчас порой сами уже не хотят и не могут нести сто процентов ответственности и принимать все решения (на самом деле это ведь тоже не сахар), они пугаются постоянного угождения и возвеличивания, видят в этом источник проблем и сбегают. А женщина продолжает идти за ними, жалобно спрашивая: "Что я могу сделать, чтобы тебе понравится?", не понимая, что от нее ожидают, что она хотя бы раз попробует сделать то, что понравится ей самой. Это - первый шаг на сложном пути взросления и принятия ответственности.

Феминистки порой и выглядят так ужасно потому, что они - протестующие подростки. Они уже поняли, что "папа не всегда прав", но еще не во всем способны принять ответственность за свои решения, а порой и попросту идут по пути деструкции: частицы "не". "Я не буду готовить!", "Я не буду краситься!", "Я не буду ухаживать за собой!", "Я не буду женственной!", "Я не буду милой!". Здесь еще нет осознания своего "я" - "что я хочу? а чем это может для меня закончиться?" - только протест против. К тому же давно известно, что все, что на самом деле нужно подростку - внимание этого самого папы. Грубо говоря, нет ничего патриархальнее, нежели воинствующая феминистка. За всем, что она делает, стоит "Папа, почему ты меня не любишь?".
Но это хотя бы первый шаг. В Европе, по моим ощущениям, дело уже продвинулось дальше, нежели в Америке или (тут мы вообще в начале пути) России. Там женщины уже позврослели и начали осознавать, что они утащили у мужчин слишком много одеяла и настало время отдавать какую-то часть обратно. В США же, судя по феминистским статьям и законопроектам, барышни пока потрясают отобранным одеялом и радуются, не осознавая, что пытаются построить ту же патриархальную культуру, только наоборот. Ну а в Росии женщины, если продолжить метафору, периодически дергают одеяло, но так пугаются собственной храбрости, что тут же укутывают мужчину по самые уши.

Осознанное родительство и супружество отличается от всех вышеперечисленных вариантов не тем, что женщина (мужчина) готовит или не готовит, убирает или не убирает, работает или не работает. В партнерских отношениях проблемы решаются вместе на основании того, что хочет каждый из участников отношений, а не на основании того, как "надо" и "принято". И внешне эта семья может быть похожа на патриархальную. Но внутренняя атмосфера будет совершенно иной без "жертвенности" и "подчинения обстоятельствам". Это отношения разных - по полу, возрасту, семейной истории и профессиональным навыкам - но равных и уважающих друг друга партнеров.

В общем, какой вывод и о чем было все это "много текста". Патриархальное общество в течение тысяч лет сформировало образ "подчиненной" женщины, который есть в головах даже у очень умных и образованных женщин современности. Терапия этого состояния - на мой взгляд - аналогична той, что ведется с детьми, выросшими с жетскими доминирующими родителями. Просто она более долгая и куда более глубокая. И - вероятно - займет не одну сотню лет, если брать все общество в целом.
Плюсы такой терапии стандартные - человек начинает жить. Не подчиняться, справляться и жертвовать собой, а выбирать, думать и делать так, как он считает нужным. Он обретает самого себя, а ведь на самом деле - это единственное, что у него вообще есть и может быть.

Проверить себя на патриархальную женственность легко: задайте себе несколько вопросов и послушайте внутренние ответы на них: чьи задачи вы решаете в браке? какой у вас образ идеальной жены? насколько вы ему соответствуете и с какими интонациями говорите о своей роли (к примеру "я жена-ехидна - ничего не делаю по дому" - это тоже интериоризированный шовинизм)? знаете ли вы свои плюсы как партнера? какого мужчину предпочитаете видеть рядом с собой? легко ли вам принимать решения или приятней передавать эту функцию кому-нибудь другому? легко ли вам отказаться от своего мнения и желаний, чтобы все были довольны?
и так далее, и тому подобное...

Ответов для этого теста не будет - он открытый. Каждая женщина сама решает, насколько она хочет быть собой и насколько она готова от себя отказаться.

Патриархальная семейная община состояла из 3-5 поколений ближайших родственников по отцовской линии, потомков одного предка, с женами мужчин данной группы. Она могла включать до 200-300 человек. Её жизнью руководит семейный совет. Повседневным трудом в ней распоряжается «старший», а женским хозяйством, в которое «старший» не имеет права вмешиваться, распоряжается «старшая». Их положение пожизненно. Имущество семейной общины неделимо и неотчуждаемо. Такая патриархальная семейная община постепенно перерождается в отцовскую большую семью с неограниченной властью отца.

Ранее считалось, что исторически патриархальная семья - это форма семьи, сменившая матриархальную семью. Однако большинство современных исследователей считает, что патриархат господствовал и на ранних стадиях развития человеческого общества.

Патрилинейность связана с правом мужчины на детей, правом распоряжаться ими по усмотрению мужчины-отца (патриарха), в отличие от аналогичного права женщины-матери при матриархате .

Многие древние и современные явления в патриархальных обществах воспринимаются сегодня как недопустимые. В некоторых культурах, например, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, у многих народов сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины - так называемый «выкуп невесты» (калым). У некоторых народов женщина теряла свое имя и называлась по имени мужа (у венгров женщина до сих пор, выходя замуж, берет не только фамилию, но и имя своего мужа). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж, и часто должны были последовать в мир иной за супругом. Практика жертвоприношений вдов до сих пор существует в Индии (сати), подобные обряды наблюдались в Китае, у древних германцев и славян. Работать вне дома или учиться в некоторых патриархальных обществах женщинам считается нежелательным или запрещается.

Взгляды на патриархат в разных культурах могут сильно отличаться. С уверенностью можно говорить лишь о праве мужчины на принятие окончательного решения, в частности в спорных семейных вопросах.

Патриархат не исключает сохранение за женщиной полного права совещательного голоса - отличительная черта многих современных патриархальных семей.

См. также

Ссылки

  • Файнберг Л. А. Патриархат - статья из Большой советской энциклопедии
  • Айвазова С.Г. Патриархат // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. - М .: Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты":Информация XXI век, 2002. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN 5-86391-002-4 - С..
  • Глава II. Генезс брака и семьи.§ 5. Семейная община // Тюгашев Е. А., Попкова Т. В. Семьеведение. - Новосибирск: СибУПК , 2002

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Патриархат" в других словарях:

    - (ново лат., от греч. patriarchia; эт. см. следующее слово). Патриаршее достоинство или округ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИАРХАТ 1) область, подчиненная патриарху; таковы патриархаты:… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (patriarchy) Власть отца. Понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера (Filmer), политическая власть есть власть Божественная, произошедшая от Адама и через израильских царей дошедшая до современных королей. Таким образом было… … Политология. Словарь.

    Патриаршество Словарь русских синонимов. патриархат сущ., кол во синонимов: 4 патриархализм (2) … Словарь синонимов

    - (от греческого pater отец и arche начало, власть), форма социальной организации, характеризующаяся преобладающей ролью мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник в эпоху разложения первобытно общинного строя … Современная энциклопедия

    - (от греч. pater отец и arche начало власть), преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата время… … Большой Энциклопедический словарь

    - (отцовское право) в узком смысле управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле управление, сосредоточенное в руках мужчин; доминирующее положение мужчин в семье и обществе … Исторический словарь

    ПАТРИАРХАТ, патриархата, муж. 1. только ед. Форма родового общества, при которой высшая власть в пределах семьи принадлежит патриарху (этнол.). 2. Церковь (во 2 знач.), управляемая патриархом (церк.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    ПАТРИАРХАТ, а, муж. В период распада первобытнообщинного строя: сменившая собой матриархат эпоха главенствующего положения мужчины в родовой группе, при установлении родства (по мужской линии), в хозяйственной и общественной жизни. | прил.… … Толковый словарь Ожегова

    Англ. patriarchal; нем. Patriarchat. 1. Форма соц. организации, при к рой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной, обществ, жизни. 2. В эволюционизме период родового строя, следующий после матриархата, совпадающий во времени с… … Энциклопедия социологии

    - (гр. pater (patros) – отец + arche – власть) сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. период родового строя.… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • В тесных объятиях традиции. Патриархат и война , Н. Р. Шахназарян. Монография посвящена антропологическому анализу послевоенного неотрадиционалистского общества жителей Нагорного Карабаха в постсоциалистический период. Категория гендер, которая актуализирует…


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: