Открытое занятие с элементами сказкотерапии «В гостях у сказки. Конспект занятия по сказкотерапии "сказка о зайке"

РЕЦЕНЗИЯ на программу коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций»

Дошкольный возраст – период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Многочисленные научные работы известных ученых и психологов, посвященные проблеме эмоционального развития ребенка подчеркивают, что в современной общей психологии проблема эмоций разработана существенно меньше. Это объясняется ее сложностью и принципиальным отличием психологии эмоций от других психологических проблем.

Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса развития эмоций и поведения на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с эмоциональным развитием детей.

Одними из самых серьезных социальных проблем, с которыми сталкиваются воспитатели дошкольных групп приюта «Надежда», являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы. Дети, поступающие из неблагополучных семей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации испытывают различного вида страхи, имеют превышающий уровень тревожности, беспокойства, которые они еще не в силах объяснить. Малыши часто капризничают, упрямятся. Это естественный фактор развития в дошкольном возрасте. Но если не проводить целенаправленных воспитательных и коррекционных мероприятий, то в дальнейшем это не лучшим образом отразится как на учебной деятельности ребенка, так и на формировании личности в целом.

Работу по развитию эмоционально-волевой сферы, поведения необходимо начинать с детства. Этому способствует организация воспитательной и коррекционной работы средствами сказкотерапии. Он является одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей притягательной силой, позволяющей ему не только мечтать и фантазировать. Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и ч3вствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет понять ему, что не только у него есть такие проблемы. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций.

Дети сталкиваются с какими-либо проблемами и приходят к нам, взрослым. Чаще всего способы, которые мы им предлагаем, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы не можем им помочь. А куда же девать накопившуюся печаль, злобу или радость, которые переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему.

Выявив, наиболее острые эмоционально-личностные детские проблемы, автор программы грамотно подошла к подбору сказок. Игры и задания, которые включены в структуру занятия, не имеют возрастного диапазона. Их можно использовать в работе как с детьми дошкольного, так и школьного возраста.

Автор-составитель изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, подтвердил сказкотерапию как метод эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Программа «Академия чувств и эмоций» может быть использована в практической деятельности педагогами ДОУ.

Рецензент: КПН, доцент каф. педагогической

психологии и педагогики

МГУ им. Н.П. Огарева

Н.Н. Морозова

РЕЦЕНЗИЯ на программу коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «Академия чувств и эмоций»

(Составитель И.С.Макарова, педагог-психолог ГКУСО РМ «РСПДП «Надежда».)

Безусловно, каждый думающий педагог заинтересован в создании условий для развития личности ребенка. Ядром личности является совокупность действенных отношений с окружающим миром, в которые вступает человек. Следствием этих отношений становятся качества личности.

По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки. Постепенно недифференцированные эмоциональные реакции превращаются в чувства, а от степени развития чувств зависит поведение ребенка в соответствующих ситуациях. В конечном итоге, общая положительная направленность ребенка, связанная с моральными чувствами, создает стержень личности, который будет определять способ поведения в жизненных ситуациях.

Отсутствие должного внимания к этому вопросу в программных документах для дошкольных образовательных учреждений обуславливает актуальность выбранной темы.

В программе Ирины Сергеевны убедительно показано влияние художественной литературы на эмоции и чувства ребенка. Благодаря сказкам, в сознании крохи формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте.

Дается характеристика этой системы воспитания. Раскрываются характерные черты и функции сказки. Приведена типология сказок: дидактические, медитативные, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические. Приведена структура сказкотерапевтического занятия, включающая семь этапов. Предложены правила проведения сказкотерапии с дошкольниками.

Структура и содержание программы соответствуют требованиям, предъявляемым к программным документам и может быть использована в работе психологов, педагогов, воспитателей и родителей.

Рецензент: КПН, доцент, заведующая кафедрой

специальной и прикладной психологии

Морд ГПИ им. М.Е. Евсевьева

А.Н. Яшкова

Пояснительная записка.

Введение.

Тематическое планирование.

Заключение.

Приложение №1.

Конспект занятия 1 «Знакомство с волшебной академией».

Конспект занятия 2 «На маленькой полянке».

Приложение№2.

Методики на выявление эмоционально-личностных особенностей у детей.

Приложение №3. Беседа: Сказка в жизни ребенка.

Приложение №4. Памятка для родителей.

Приложение №5. Тест: «Какие сказки нужны моему ребенку».

Список литературы.

Пояснительная записка

Как улыбается ребенок? Радостно, беззаботно, искренно.

Почему же ни все дети часто улыбаются? Вероятнее всего нарушено их психологическое здоровье. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако, у детей, попавших в социозащитное учреждение для несовершеннолетних, мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья.

Новая обстановка, новые требования, отсутствие родителей - это конечно же стрессовая ситуация для ребенка, которая приводит к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, повышенная тревожность и т.д. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, т.е. адаптироваться.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. Она наполняет внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри себя и видеть поддержку окружающих.

Программа «Академия чувств и эмоций» является адаптированной программой для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и испытывающих те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. В рамках ее реализации использование сказкотерапии позволяет работать с агрессивными, неуверенными, тревожными, застенчивыми, конфликтными детьми; с проблемами стыда, лжи, страха; с различного рода психосоматическими заболеваниями и т.д. Сказка в реабилитационном процессе позволяет сделать эмоционально-нравственное развитие ребенка контролируемым и целенаправленным.

Цель программы:

Устранение негативных личностных образований и развитие позитивных качеств личности через формирование высших чувств ребенка дошкольного возраста.

Задачи программы:

Выявление основных эмоционально-личностных проблем дошкольников: агрессивности, беспокойства, безразличия,

демонстративности, замкнутости, конфликтности, неуверенности, невнимательности, тревожности, страхов;

Формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт личности;

Тестирование родителей детей, имеющих отклонения в личностном развитии с целью актуализации процессов воспитания дома;

Отслеживание динамики формирования позитивных качеств личности у дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии.

Программа состоит из трех блоков и рассчитана на 37 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 мин.

Педагогическая работа – это 1 этап , включающий чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию. Психокоррекционная работа – 2 этап ,

включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику (упражнения в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи), собственно психокоррекционную работу (проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы). Рисование и изготовление поделок являются в основном домашним заданием, но в условиях приюта могут проводиться на занятиях.

Структура занятия:

  1. Ритуал «входа в сказку».

Создать настрой на совместную работу.

  1. Повторение.

Психогимнастические этюды, психогимнастика. (Эти техники могут быть использованы на любом этапе занятия.)

  1. Знакомство с новой темой.
  1. Обсуждение главного героя.

Применение арттерапевтических техник.

  1. Закрепление нового опыта.
  2. Итог занятия.
  3. Ритуал «выхода» из сказки.

Основные формы реализации программы:

Практические занятия,

Творческая деятельность,

Моделирование реальной ситуации,

Тестирование.

Ожидаемый результат:

Развитие интегративных качеств личности дошкольников:

умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение саморегуляции;

Формирование социальных навыков;

Совершенствование волевых качеств;

Повышение педагогической культуры родителей, позитивный сценарий развития детско-родительских отношений;

Снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений у воспитанников.

Введение

В последнее время педагогов волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Причин роста нездоровья множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, неблагоприятные формы семейного воспитания, социальная и эмоциональная депривация, снижение двигательной активности.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, способствуют повышению эмоционального тонуса.

Сегодня приоритетной задачей в реабилитации детей является задача их социальной адаптации. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литераторепия, аромотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведения зависит от знания методики, систематичности и рациональности её использования.

Ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра особенно через сказочный сюжет. Сказка, неизменный спутник детства. Она оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов.

Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?

Занятия по сказкотерапии выполняют несколько функций:

  1. Прогностическая и диагностическая. Сказка позволяет узнать о человеке, его проблемах, выявить характерные черты личности.
  2. Развивающая. Направлена на развитие индивидуальности, формирование у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также способствует процессам обучения и воспитания.
  3. Коррекционное (терапевтическое) воздействие. Сказка влияет на поведение и мировоззрение ребенка, способствует преодолению его психологических проблем.

Восприятию сказки способствует ряд ее композиционных и содержательных особенностей (повторы действия, противопоставления, наименование поступков и разъяснение их смысла), умелое ее прочтение (интонация, паузы), эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Немаловажную роль играет повторное слушание одних и тех же сказок. Сказка обязательно должна переживаться слушателем. Продолжением после прочтения сказки могут быть почти все методы арттерапии или сказкотерапевтические методы: рисование сказки, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

художественные

К ним относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа и авторские истории. В них есть дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты.

дидактические

Они создаются педагогами для подачи учебного материала.

психокоррекционные

Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Применение таких сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение). Сказку можно просто читать, не обсуждая ее (возможность побыть с самим собой и подумать).

психотерапевтические

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они

часто оставляют человека с вопросом, помогают изменить отношение людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

медитативные

Эти сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностного роста. Главное особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Правила проведения сказкотерапии с дошкольниками.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому очень важна мотивация участников.

Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

При проведении сказкотерапии обязательно учитывать индивидуальные особенности детей. От степени психологического комфорта непосредственно зависит их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от её текста.

Большое внимание следует уделять двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.

С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных. В результате у

детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения служат в дальнейшем опорой для развития эмоциональности детей, выразительности, живости.

Немаловажную роль играет психогимнастика. Использование данного метода побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела.

Для улучшения осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым

высказываниям – комментариям. Если кто-то затрудняется, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми

предложениями. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию пантомимических этюдов.

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, тихое, небольшое, хорошо освещенное помещение. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание детей.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии.

Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера. Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в этюдах изображают отрицательные черты характера. В дальнейшем можно заметить

положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

На занятии не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Тематический план

№ занятия Тема занятия Цель и задачи Формы работы Кол-во часов
Блок психологической диагностики
Диагностика эмоционально-личностной сферы детей

5-7 возраста

Исследование индивидуальных особенностей детей. Методики: «Кактус», «Страхи в домиках», тест на определение уровня агрессивности, анкета для исследования тревожности. 5
Блок психоло-педагогической коррекции
1 «Знакомство с волшебной академией» Научить детей различать и правильно называть эмоциональное состояние человека. Усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций. Игра-путешествие 1
2 На маленькой полянке Коррекция неуверенности в себе. Повысить самооценку у детей. Формирование умения рассуждать, делать выводы. Развитие мелкой моторики рук. Снятие эмоционально-психического напряжения. Ритуал входа. Сказка «На маленькой полянке». Этюд «Что со мной?».

Игра «Мышь и мышеловка». Ритуал выхода.

2
3 Вороненок Коррекция неуверенности, несамостоятельности. Развитие навыков невербального выражения эмоций. Учить приемам релаксации. Развитие тактильного восприятия, творческих способностей. Ритуал входа. Сказка с вопросами для обсуждения. Рисование. Прием релаксации. Ритуал выхода. 2
4 Маленький желтый автобус Коррекция неуверенности в себе.

Формирование у детей уверенности в себе через развитие коммуникативных и артистических способностей.

Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Снятие психо-эмоционального напряжения. Развитие мелкой моторики рук.

Ритуал входа. Упражнение «Три дороги». Сказка о маленьком желтом автобусе. Раскрашивание.

Этюд «Капитан».

Ритуал выхода.

2
5 Случай в лесу Коррекция неуверенности в себе. Обучение способам самовыражения. Снятие психического напряжения. Развитие уверенности в себе через развитие мимических и пантомимических способностей. Развитие саморегуляции. Ритуал входа. Упражнение «В лесу». Сказка «Случай в лесу». Проигрывание эпизода сказки. Релаксационное упражнение «Океан».

Ритуал выхода.

2
6 Белочка-Припевочка Коррекция неуверенности, тревожности. Обучение выразительному изображению отдельных эмоциональных состояний. Гармонизация личности детей. Ритуал входа. Упражнение «В осеннем лесу». Сказка «Белочка-

Припевочка». Игра «Иголка и нитка». Рисование на спине. Ритуал выхода.

2
7 Подсолнечное семечко Коррекция тревожности, беспокойства, страха самостоятельности. Повысить самооценку детей. Развитие мелкой моторики рук. Снятие психомышечного, эмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». «Сказка о подсолнечном семечке». Аппликация. Релаксационное упражнение «Подсолнух». Игра «Я- смелый». Ритуал выхода. 2
8 Непоседливая обезьянка Коррекция невнимательности, неусидчивости, гиперактивности. Развитие коммуникативных умений и навыков. Развитие усидчивости, самоконтроля. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Огненная река». «Сказка о непоседливой обезьянке». Игра «Расставь посты». Рисование. Рефлексия «Солнечный лучик». Ритуал выхода. 2
9 Серое ухо Коррекция тревожности, страха темноты. Расширение кругозора детей, формирование речетворческих способностей, воображения, мышления, внимания и памяти.

Формирование у детей умение преодолевать свои страхи. Развитие у детей уверенности в себе посредством коммуникативных и артистических способностей. Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Снятие психоэмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Три дороги».

Сказка «Серое ухо». Раскрашивание.

Этюды «Страх»

«Радость». Ритуал выхода.

2
10 Сказка про Енота Коррекция страха общения неумения устанавливать контакты. Закрепление коммуникативных умений и навыков посредством развития артистических способностей. Развитие самоконтроля. Снятие психоэмоционального напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Живой огонек». Сказка про Енота. Обыгрывание основного сюжета сказки. Этюд «Встреча с другом». 2
Ритуал выхода.
11 Тимошка и Темнота. Коррекция тревожности, страха темноты. Помочь в преодолении негативных переживаний.

Развитие внутренней свободы и раскованности. Снятие психомышечеого и эмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебная ракушка». Сказка «Тимошка и Темнота». Подвижная игра «День-ночь». Худож. упражнение «Нарисуй страх». Вербальное упражнение «Напугаем страх». Ритуал выхода. 2
12 Бусы из волшебных ягод Коррекция невнимательности, неусидчивости. Развитие усидчивости, самоконтроля. Развитие наблюдательности. Развитие мелкой моторики рук. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный ветер». Сказка «Бусы из волшебных ягод». Рисование. Игра «Слушай хлопки». Релаксационное упражнение. Ритуал выхода. 2
13 Волчонок и светлячки Коррекция страха темноты, одиночества, замкнутого пространства.

Закрепление навыков невербального выражения эмоций. Совершенствование коммуникативных умений и навыков. Обучение способам самовыражения.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебный перстень». Сказка «Волчонок и светлячки». Этюды «Гроза»,

«Дождик». Психологическая лепка. Игра «Темная нора». Ритуал выхода.

2
14 Полезная боюська Коррекция страха темноты

Развитие тактильных ощущений. Учить детей избавляться от страхов посредством вербальных игр и упражнений.

Ритуал входа. Упражнение «Волшебный предмет». Сказка «Полезная боюська». Упражнение «Напугаем страх». Игра «Пчелка в темноте». Ритуал выхода. 2
15 Сказка о страхе Коррекция детских страхов. Совершенствование коммуникативных умений и навыков детей. Развитие речевой активности. Развитие умения избавляться от страха, используя вербальные упражнения. Снятие психомышечного напряжения. Ритуал входа. Упражнение «Волшебный тоннель». Сказка о страхе.

Релаксационное упражнение «Воздушный шар». Игровое упражнение «Падающая башня». Упражнение «Отпускаем страх». Ритуал выхода.

2

Блок работы с родителями

Задача: Позитивная ассимиляция ребенка в социальную среду.

Сказка в жизни ребенка Просвещение родителей о влиянии сказки на гармоничное развитие личности ребенка. Беседа
Сказка в жизни ребенка Рекомендации по работе со сказкой в семье. Памятка для родителей
Какие сказки нужны моему ребенку Советы родителям в подборе сказок для их ребенка Тест для родителей

Заключение

Процесс перехода ребенка из семьи в социальное учреждение сложен для малыша. Ему предстоит приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться. А это совсем не просто. Выявлены наиболее существенные проблемы, с которыми дети поступают к нам в приют.

Во-первых - у детей довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами.

Во-вторых – у детей наблюдаются отклонения в поведении. Эта проблема касается сна, аппетита ребенка, гипервозбудимых и малоэмоциональных, неконтактных детей, с проявлениями страхов.

Использование в работе с дошкольниками сказкотерапии дает свои положительные результаты. К моменту завершения курса занятий замечен ряд изменений, которые произошли с детьми, прошедшими курс коррекционных занятий: уменьшились проявления агрессии, возрос интерес в общении с другими детьми, дети стали меньше злиться, стали более открыто выражать свои потребности, стали более уверенными в себе.

Все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ (военвед)

г. Зернограда

Методическая разработка открытого урока по сказкотерапии в 3 классе

Тема: «Может, в сердце боль закралась?»

Педагог – психолог

МБОУ СОШ (военвед)г. Зернограда

Рожкова О.В.

г. Зерноград

2016 – 2017 уч. год

Конспект занятия по сказкотерапии

Цели: обучающиеся : познакомить с содержанием сказки «Может, в сердце боль закралась?», учить последовательному, сюжетному пересказу, обогащать и активизировать словарный запас, речевая зарядка;

коррекционные: развивать мышление и воображение, устную речь, зрительную и слуховую память, коррекция мелкой моторики, общей моторики, эмоционально-волевую сферу, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость;

воспитательные: нравственный урок, воспитание добрых чувств, чувство сопереживания, воспитание толерантности.

Форма работы: групповая. Участники – дети с нарушениями личностного плана и конфликтные в общении с родителями.

Исполнитель: психолог – педагог

Ход урока:

    Организация начала урока. Приветствие. Настроить детей на урок.

Психолог: давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову ему свое имя, он мне свое и я скажу, что рада его видеть. Он повернется к своему соседу и сделает тоже самое. И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…

    Сегодня я прочту вам сказку «Может, в сердце боль закралась?»

Чтение сказки.

«Может, в сердце боль закралась?» (Короткова Л.Д.)

До своих восьми лет Ванятка не знал, какой он счастливый. Только понял он это поздновато. Раньше-то он один в семье маленький был. Мать его, Елена, все «милушкой» да «лапушкой» называла. Баба Лиза в нем души не чаяла. А отец, Борис, только и кликал его «сын» да «мужик». Уж очень отец его уважал, даже, можно сказать, взрослым считал. И тут – эта беда! Конечно, ежели не лукавить, беда эта была не такой уж нежданной. Да и бедой-то она стала только для самого Ванятки. А остальные в семье просто счастливы были.

Родилась у матери девчоночка маленькая, Ванюшкина, значит, сестренка. Тут все в доме как с ума сдвинулись. Мать с бабушкой от колыбельки девчонкиной не отходят, все приговаривают: «Тамарочка, красавица…» А какая она красавица? Ванятка в колыбель-то заглядывал: Ванятка в колыбель-то заглядывал: никакая она не красавица, носик пуговкой, личико сморщенное, как у старушонки, а бровей и вовсе не видно. Так, кукла голая… И чего это родные так радовались? Не поймешь этих взрослых…

С того самого дня, как сестренка в избе появилась, у Ванятки вся жизнь кувырком пошла. Просыпалась Тамарка, когда хотела: что ночь-полночь не глядела, и сразу – в рев!.. А голос зычный да вредный такой. Как заорет, мать сразу к ее колыбели! И давай то кормить, то пеленать, то песни напевать. Не глядит, что Ванятку беспокоит это. А он ведь тоже человек. Ему, может, тоже покой да доброе слово требуются? И бабушка тоже хороша: Ванятку уж после девчонки кормила. Нет, жизнь его не в ту сторону потекла! Это ясно.

Отец пытался с сыном поговорить по-мужски. Только что Ванятке про дитя да про заботы растолковывать! Он и так все видит. Но ведь и ему радости надо. А какая тут радость, ежели ему то мать, то бабушка только и твердят: «С грязными руками к дитю не суйся! В рот малышке жеваные семечки не пихай!» Подумаешь, царица какая!.. Ну и пусть одна лежит, хоть оборется – он к ней даже и не подойдет! Так ей и надо, оралке противной!

А тут как-то Ванятка совсем рассвирепел! Ну, как же?.. Решил он поглядеть: как же так, человек – и вдруг без единого зуба? Что же у Тамарки во рту на этом месте, ежели не зубы? Ну, Ванятка ей, сестренке-то своей, пальцем в рот и сунулся… Зубов и вправду – ни одного! А на этом месте – пустые десны!.. Ну верно, не помыл он руки перед тем. Только ведь он всего минуточку во рту-то пошуровал. А бабушка как увидала и давай на Ванятку мокрым полотенцем махать! Раза два, знаешь, как больно по щеке да по шее попала! А что он, муха, чтоб полотенцем-то?

Выскочил Ванятка из дому – и прочь! Оно, конечно, кому еще полотенцем-то захочется получать? А как на крыльцо выскочил – навстречу отец. Тут уж мальчонка не стал ждать, пока бабушка отцу нажалуется, да еще и от него достанется. Ни слова не говоря, да мимо отца. За огороды мигом убежал, хотел в баньке отсидеться, но судьбу испытывать не стал, через поле прямо к речке убежал. Речка-то в их краях узка да мелка. Ребятишки постарше ее вброд переходят. Но Ванятка штаны да рубаху мочить не стал, просто вдоль речки по бережку побежал. Как раз к Хилой Косе. Место такое на речке было, все заросшее мелким кустарником. Там, в кустиках, на бугорок и присел отдышаться малость.

Пока сидел, все про свою жизнь несчастную думал. Ну что, скажи, нашли в этой Тамарке родители? Что он – хуже что ли? Он даже умнее сестры. Та еще за всю свою жизнь ни одного слова не сказала! Сидит он на бугорке, задумался… И вдруг кто-то ему и говорит:

Ты чего у воды воду льешь?

Поднял Ванятка глаза, а перед ним… маленький, лохматенький, не то мужичок, не то старичок. И не страшный совсем.

Какую еще воду? – недовольно отозвался Ванятка.

Слезы – вот какую! – почему-то сказал этот лохматенький, хотя никаких слез Ванятка и не думал проливать.

Еще чего! Слезы? Не дождутся они от меня слез-то! – грубовато сказал Ванятка, а лохматенький сразу и спрашивает:

Это кого же ты так… немилостиво?

Мать с отцом да бабку! – выдохнул из себя обиду мальчонка, а потом сразу и на этого обозлился:

А тебе-то что?

А мне – ничего! Так просто спросил. Может, думаю, тебе помочь чем сумею, - спокойно ответил лохматенький.

Тоже мне, помощник нашелся! Чем ты мне помочь-то сумеешь? – спросил Ванятка, еще не веря лохматенькому.

А ты мне печаль свою поведай, может, и помогу, - предложил тот.

Ванятка начал сказ свой с неохотою, но потом распалился, обиды прежние вспомнил. И уж все рассказал, что на сердце лежало…

Из твоей беды два выхода видятся: или девчонку у вас забирать, или тебе из родной семьи прочь подаваться, - сказал и ответа от мальчонки ждет, а сам на Ванятку хитро глядит.

Это как девчонку забирать? Куда? – не понял мальчонка.

Куда-куда? Туда! Девчонку-то можно и отравой напоить, и дымом уморить, и подушкой придавить… - рассуждает лохматенький.

Ты что, с ума спятил? – вспыхнул Ванятка. – Да как это живую девчонку загубить? Да мать с бабкой сразу с горя помрут. С кем я потом в доме жить-то стану? – возмутился Ванятка.

А лохматенький вроде и не удивляется. И на Ванятку не злится и к нему не пристает. А так спокойно предлагает:

Ну, тогда можно тебя получше где пристроить. Чтобы был покой, чтобы родные не донимали и девчонка не мешала…

А куда ты меня-то пристроить хочешь? – заинтересовался Ванятка.

Это место очень даже интересное, волшебное даже, - задумчиво и как-то нараспев произнес лохматенький, закатив мечтательно глаза.

Ванятка волшебства с детства уважал. Вот он к мужичку тому и пристал: расскажи да расскажи. Пока этот лохматенький Ванятке про чудеса сказывал, уж солнце село. Комары жалили так, что мертвый бы проснулся. А мальчонка даже ни разу от них не отмахнулся. Некогда было руками-то махать… Неужто чудо такое на земле бывает? Получалось так, что этот самый мужичок может сделать Ванятку вовсе невидимым. Будет тот, словно дух бесплотный, везде летать, за всем наблюдать, все примечать. А вот его никто видеть не сможет.

У Ванятки сразу голова сработала: эдак ведь он сможет и домой слетать, и разговоры родительские послушать. И вообще духу-то, наверно, все можно?

А надолго я таким невидимым-то стану? – поинтересовался мальчонка.

А сколько хошь! Можешь ночь, а можешь и навсегда, - ответил мужичок.

Постой-постой! Это как навсегда? Что я уж и человеком не стану? – заволновался Ванятка.

А ты что, человеком еще стать хочешь? Ты сам-то как мыслишь: кто ты? – задал мужичок совсем несуразный вопрос.

Человек! А то кто же? – удивился Ванятка.

Да пока не знаю! Человек ли?

Тут уж Ванятка на этого лохматенького обозлился.

Подожди! – зло сказал Ванятка. – А тебе-то какой резон со мною валандаться?

Мальчонка сразу похвалил себя за сообразительность.

Какой резон, говоришь? А ты подумай! Да меня послушай… Неужто ты думаешь, что я всегда таким вот был, каким ты теперь меня видишь?.. Нет, милок. Я когда-то обычным человеком был. Как все люди жил. Семья у меня была: красавица-жена, четверо детишек, да мать-старуха. И дом был, и хозяйство. Все, как у человека. Но не понимал я, что это и есть счастье. Не думал и в уме не держал, что беречь эту жизнь надо. Родных любить да стариков почитать. Все казалось мне, что этой жизни моей век конца не будет. А оно вон, как вышло. Поехал я раз в лес за дровами. Спилил одно дерево, другое… А потом и вышла промашка. Спилил одно дерево, другое… А потом и вышла промашка. Дерево-то я спилил, да никак не смог завалить. Вокруг него суетился, вниз наклонился, а дерево возьми да и рухни! И прямо на меня. Ну, меня и прибило. Да ты глаза-то страшные не делай! Разве в том страх, что помер я? Страх-то дальше был… Очнулся я, а тело мое рядом лежит, деревом придавленное. Я вгорячах и давай то дерево спихивать! А как понял, что теперь я – сам по себе, а тело мое – само по себе, ну и перепугался. Домой бросился! А в избе никто о моей беде ничего не знает. Начал родным про себя сказывать – не слышат они. Я их вижу-слышу, а они меня – нет! Вот когда мне страшно-то стало. Пожалел я тогда, что старуху-мать не почитал, что с детишками своими не играл. Чем они меня теперь вспоминать-то станут? Как вино пил? Как жену мучил? Вот попробуй-ка и ты теперь без тела побывать, свою родную семью повидать, да разговоры их послушать. Может, и ты тогда человеком станешь?

Выслушал Ванятка рассказец тот внимательно, а потом и про главное спросил:

А в тело-то свое я утром вернуться сумею?

Так ежели не припозднишься, да на это же место до рассвета вернуться сумеешь, то опять Ваняткой станешь. А не поспеешь – пеняй на себя! Ну как, превращать тебя, что ли? – спрашивает мужичок тот лохматенький.

И тут Ванятку словно по голове кто тюкнул:

Ага! Значит, я духом домой полечу, а ты тут в мое тело – хоп! И потом ищи тебя, свищи!

Ну, положим, ежели бы я захотел опять мальчонкой стать, я бы тебе всего не рассказывал. Нет, я уж так побуду, страшненьким да лохматеньким. А вот ежели тебе подсоблю, может, мне это и зачтется.

Боюсь я, - все сомневался Ванятка, - хотя домой слетать и хочется. Но я до утра-то там не пробуду! Я только туда да обратно. Я мигом.

Уж что мужичок этот говорил или молча вокруг Ванятки руками водил, попробуй разберись! А только вдруг увидал себя мальчонка сразу над кустами да над речкою. Ну долго-то он не раздумывал, сразу домой полетел! Да так быстро это у него получилось!

А в избу родную влетел, там беспокой да слезы. Бабушка прямо навзрыд плачет, да еще причитае6т жалостно:

Дитеночек ты мой, Ваняточка! Ягодка поя аленькая! Красавец ты наш ненаглядный!

Отец по избе прямо в сапогах ходит, видать, только что домой с улицы вернулся, Ванятку разыскивая. Бледный отец, а желваки на скулах прямо ходуном ходят. Сжал он кулаки свои, губы у него дрогнули, и говорит:

Хватит, мамаша, душу рвать! Говорил я вам: мальчонку вовсе без присмотра оставляете. Ему Тамарка не в радость, а в печаль да одиночество вылилась!

Тут и мать не сдержалась:

Отец! Лишь бы сынок домой жив-здоров вернулся! Стану ему разрешать с сестренкой играть, позволю ее во двор выносить гулять. Что же нам теперь де-е-лать? – и заплакала мать. Даже слезы с лица платком не утирает.

Глянул Ванятка и в колыбельку. Сестренка там мокрая лежит, в плаче заходится – так голосит. А на нее, бедненькую, никто внимания не обращает. Хотел он родным про сестренку напомнить, да не вышло ничего. Невидим он был им и неслышим.

А тут, как назло, без присмотра-то Трезор в колыбельку и сунулся. Пес он здоровенный, лапищи огромные. Так колыбельку и перевернуть недолго! Ведь убьется девчонка-то! Ванятка метнулся к колыбельке, не подумал даже, что без тела он. Да тут на Трезора и насел, за хвост его от Тамарки оттаскивает. А сил, видать, мало у духа-то! Тут уж он со всей силы как за шубу лохматую Трезорку дернет.

Ванятка, сынок, что ж ты бьешься, вырываешься? Чуть рукав мне от телогрейки не оторвал – так дернул! Ты спокойно лежи. Умаялся ты, вот в кустиках и заснул. Я тебя домой отнесу. Хорошо еще Трезорка тебя сыскал, по следам твоим бежал. А то бы и вовсе мать с бабушкой с ума сошли. Уж ночь на дворе, а тебя все нет. Ты спи, спи, я тебя и так донесу…

Ванятка лежал на руках отца. Тот шел в темноте, слегка покачиваясь, ступая по земле осторожно, потому и лежал мальчонка, как в колыбельке. А на душе было тихо и спокойно. Мужичок-то, видать, и впрямь не обманул. А может, и не было никакого мужика-то лохматенького?

Может, в сердце боль закралась – оттого и показалось?

Конец сказки.

    Последующая беседа. Вопросы по содержанию сказки:

    Откуда видно, что Ванятке в сердце боль закралась?

    Почему Ванятка почувствовал себя одиноким и всеми покинутым?

    Из-за чего Ванятке не разрешали подходить к сестренке?

    Как понимать слова отца: «Хватит, мамаша, душу рвать»?

    Откуда видно, что родители и бабушка очень переживали, когда Ванятка пропал?

    Почему Ванятка не смог оттащить Трезора от колыбельки сестры?

    Почему Ванятка убежал из дома и прав ли он?

    Почему лохматенький решил, что Ванятка «льет воду у воды»?

    Что заставило Ванятку не отдавать сестренку лохматенькому?

    Отчего у Ванятки на душе было тихо и спокойно, когда отец нес его домой на руках?

    Как вы относитесь к своим младшим сестренкам и братишкам?

    Проигрывание эпизодов сказки по ролям.

Все персонажи - одушевлённые. Их обыгрывание на вербальном уровне может затронуть личностные механизмы ребенка. Следует предусмотреть доброжелательный тон и благожелательный фон для совместной работы.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ:

СЕСТРЕНКА ТАМАРА – тревожный и робкий ребенок, с заниженной самооценкой

ВАНЯТКА – ребенок конфликтный, с завышенной самооценкой, трудный в общении со взрослыми

ЛОХМАТЕНЬКИЙ – ребенок со страхами, не уверенный в себе, отверженный и конфликтный в отношениях со сверстниками

ТРЕЗОРКА – эгоцентричный ребенок, не умеющий держать слово и не пользующийся доверием товарищей

БАБУШКА ЛИЗА – ребенок с завышенной самооценкой, капризный и часто отверженный

ОТЕЦ ВАНЯТКИ – робкий и застенчивый ребенок, не пользующийся особой популярностью среди сверстников, не уверенный в себе и тревожный

    Психогимнастика

При помощи движений, мимики и иных действий, доступных ребенку, показать чувство печали, огорчения и обиды: сесть на стул, руки положить на колени, ощутив тяжесть в натруженных руках, плечи опустить, голову слегка наклонить вперед; на лице изобразить печаль и обиду….Затем показать чувство покоя и радости, когда отец несет Ванятку на руках домой: лечь на ковер, расслабиться, почувствовать покой и защищенность благодаря сильным рукам и ….улыбнуться «светлой» улыбкой.

    Психокоррекция

СЕСТРЕНКА ТАМАРА:

    Почему тебе приятно, что вокруг все суетятся, ухаживают за тобой?

    Почему Ванятка не сразу полюбил тебя?

    Почему Ванятка не отдал тебя лохматенькому?

    Что ты принесла в дом, когда появилась в нем?

    Почему, когда Ванятка убежал из дома, все на время забыли о тебе?

    Что для тебя значит старший брат?

    Что было бы, если бы Ванятку не нашли?

ВАНЯТКА:

    Почему ты решил, что тебя разлюбили с появлением в семье младшей сестрички?

    Как ты думаешь, родители специально не стали обращать на тебя внимание с появлением Тамары или на то была веская причина?

    Почему старшим не понравилось, когда ты полез грязными руками к сестренке в рот? Чего они испугались?

    Почему ты не согласился отдать сестренку лохматенькому?

    Что было бы, если бы ты не успел вернуться к утру в свое тело?

    Что ты понял, пройдя превращение в духа?

ЛОХМАТЕНЬКИЙ:

    Почему ты решил помочь Ванятке?

    Ты доволен своей судьбой?

    Что бы ты изменил в своей судьбе, если бы смог?

    Почему ты не вселился в тело Ванятки, пока он летал к себе домой?

    Как бы ты поступил, если бы был Ваняткой?

ТРЕЗОРКА:

    Доволен ли ты своей жизнью в Ваняткиной семье?

    За что тебя любят дети и взрослые?

    Зачем ты прыгнул в колыбельку, когда этого никто не видел?

    Что случилось бы, если бы колыбелька опрокинулась?

    Как тебе удалось найти Ванятку?

    Почему ты пошел искать Ванятку вместе с отцом?

БАБУШКА ЛИЗА:

    Кто тебе дороже: внук или внучка? Почему?

    Правда ли, что ты забыла про Ванятку, когда в семье появилась Тамара?

    Как бы ты поступила, если бы тебя ударили мокрой тряпкой даже за дело?

    Почему ты плакал, когда Ванятка убежал из дома?

    Какие добрые слова ты нашла для своего пропавшего внука? Как ты теперь станешь вести себя с Ваняткой?

    Можно ли Ванятку «подружить» с Тамарой и как это сделать?

ОТЕЦ ВАНЯТКИ:

    Когда ты понял, что Ванятке не хватает родительского тепла и заботы?

    Что бы ты сделал, чтобы не случилось таких тревог волнений в семье?

    Что ты чувствовал, когда пропал сын?

    Что было у тебя на душе, когда ты нес своего Ванятку на руках в родной дом?

Психолог:

В родительском сердце каждому ребенку уголок найдется!

Спасибо за работу ребята! До свиданья!

Оксана Зырянова

Программное содержание :

1. Развить у детей творческое мышление и воображение, т. е. обучить находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с радостью. Учить понимать первопричину и последствия ситуаций.

2. Раскрепостить детей , создать благоприятный эмоциональный фон занятия .

3. Развить память, внимание, умение слушать другого.

4. Стабилизировать психические процессы, освободить от внутреннего напряжения.

5. Продолжить знакомство детей с чувствами , для этого подключить анализаторы :

Слуховой (звуки, сопровождающие чувства ) ;

Обонятельный (чем пахнет, приятный запах или нет) ;

Вкусовой (какой вкус приносит с собой (горечь, сладость, кислоту) ;

Тактильно-кинестетический анализатор (какие совершает движения, какие танцы танцует) .

6. Совершенствовать вербальный язык.

7. Исследовать психоэмоциональное состояние ребёнка.

8. Совершенствовать мелкую моторику рук.

9. Учить находить адекватное телесное выражение эмоций, учить владеть своим телом.

10. Установить положительные эмоциональные связи между детьми в группе.

Материалы :

«Волшебный цветок » - изображение плоскостное; шапочки - маски зайчика, лисы, волка; «волшебная палочка » ; листы бумаги с изображением домиков : «Радость, Веселье, Страх , Обида» на кол- во детей ; карандаши; проектор; музыка.

Ход занятия:

Приветствие.

Педагог : - Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…

Вхождение в Волшебную страну .

Педагог : «В Волшебной стране есть цветок , его подарила одна добрая и мудрая Фея. Если к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передаёт часть волшебной силы тому , кто протянет к нему руки.

Если подойти к этому цветку и протянуть над ним руки, можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь.

Сейчас мы тихонечко подойдём к Волшебному цветку , встанем вокруг него так, чтобы не мешать, друг другу, и сможем превратиться в того, кого вы задумали».

Перевоплощение детей в сказочных героев .

Встречает их Хозяйка Волшебной страны :

В кого вы превратились? Почему?

Вы хотите попасть на Волшебную поляну сказок ?

Для того чтобы попасть туда, необходимо решить сказочную задачу :

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него царевна - красавица. Всем хороша, да вот беда - ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. И артистов царь приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало».

Как вы думаете, почему не смеялась царевна?

Что можно сделать, чтобы наша царевна рассмеялась?

Мы в сказочной стране , а в ней возможно всё.

Волшебная поляна сказок .

Педагог : «Вот мы с вами очутились на Волшебной поляне сказок . Здесь живёт много сказочных существ .

Это заяц. Какой он? (Маленький, трусливый, белый, ласковый и т. д)

Лиса. Какая она? (Злая, коварная, хитрая, рыжая и т. д)

Волк. Какой он? (Глупый, серый, пушистый, голодный и т. д)

Один ребёнок изображает данного животного, а другие отвечают на вопросы.

Педагог : «На Волшебной поляне , там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы ».

(Дети садятся на корточки) .

Шло время. И вот появились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны) . Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день они распустились.

(Дети встают на ноги, раскрывают руки.)

Педагог : «Все обитатели Волшебной поляны приходили посмотреть на них. В них было столько добра и красоты, что они могли дарить радость любому, кто смотрел на них.

А сейчас те, до кого я дотронусь волшебной палочкой из Волшебных цветов , превратятся в наших дорогих, любимых детей .

Дети сидят на ковре.

Педагог : «Где-то далеко, а может быть, совсем близко, есть удивительная страна . Правит этой страной король . У него есть множество слуг и придворных. А так как у нас страна не обыкновенная , а сказочная , то и слуги у него необыкновенные. Этих слуг мы называем-чувства .

Какие чувства - слуги были у короля? (Радость, Грусть, Злость, Страх , Обида) .

Давайте поближе познакомимся со слугой короля по имени Радость. Кто хочет показать нам слугу по имени Радость?»

Выход ребёнка (включить музыку) .

Что любит есть?

Чем любит заниматься?

«Что происходит с королём, когда к нему приходит радость? (Танцует, хлопает в ладоши)

Мы с вами знаем, что король есть у каждого из нас в душе.

Представьте, что к нему пришёл слуга по имени Радость.

Какие звуки он приносит с собой?

Какие запахи?

Часто ли к вам приходит радость?

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним слугой короля по имени Злость.

Как вы думаете, король зовёт слугу по имени Злость или приходит сама?

Какие звуки приносит с собой?

Какие запахи?

Покажите, что происходит с королём, когда к нему приходит слуга по имени Злость? (Включить музыку) .

Часто ли к вам в гости приходит Злость?

А как вы думаете, какое самое главное чувство живёт в человеке ? Конечно, Любовь!

Давайте приложим руки к сердцу, ведь именно там живёт Любовь.

Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что любви в ваших сердцах много.

Давайте подарим свою любовь тем, кто находится рядом с нами, а как это сделать - подскажет вам сердце.

Путешествие по стране Чувств продолжается .

Педагог : «Сейчас я вам расскажу ещё одну сказку .

В одной сказочной стране , похожей на ту, в которой мы были, живут разные чувства : Радость, Страх , Веселье, Обида.

Они живут в маленьких цветных домиках, причём каждое чувство живёт в домике определённого цвета. Кто-то живёт в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чёрном, кто-то в коричневом.

Каждый день, как только встаёт солнышко, жители Волшебной страны занимаются своими делами.

Но вот однажды случилась беда : на страну налетел ураган . Жители успели спрятаться, а домики спасти не удалось. Ураган закончился, жители вышли из укрытий и увидели, что домики разрушены.

Но слезами горю не поможешь, и стали они восстанавливать свои дома. Дома восстановили, а всю краску унёс ветер.

У вас у каждого есть карандаши, помогите, пожалуйста, жителям раскрасить домики.

Сказочная страна , где жители не умеют разговаривать.

Педагог : «Вы знаете ребята, что эти жители не умеют разговаривать, а общаются друг с другом танцуя.

Представьте себе, как они здороваются. Покажите, как это происходит.

А теперь превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать.

Сейчас мы танцуем, потому что очень весело. Мы веселимся.

А сейчас танцуем так, как будто грустим.

А сейчас мы на что-то сильно рассердились и танцуем так, как будто очень сердитые. Мы злимся, топаем ногами и машем руками.

Танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.

Как лёгкий ветерок.

Танцуем свободно и легко.

Понравилось вам в сказочной стране ?

Вы настоящие волшебники , потому что, куда бы вы ни приходили, всё вокруг оживало.

А сейчас пора возвращаться домой».

Перевоплощение у Волшебного цветка .

Занятие по сказкотерапии «Колокольчики»

Цель: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

Ход занятия:

1. Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».

Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите.

«Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!

2.Упражнение «Воображаемая звезда».

Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

«Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!

Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!

Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

А я никакая.. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты). Хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала… разноцветная!

3. Этюд «Звезда».

Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

Ой, Это что за чудо-юдо?

Это я, разноцветная звезда!

А что ты умеешь, разноцветная звезда?

Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!

Диагностическое рисование «Звездочки».

Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого. Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда. Заключительный этап. Закройте глаза и слушайте перезвон колокольчиков.

Цель и задачи:

  • - психокоррекция импульсивности;
  • - способствовать развитию такой черты, как готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых;
  • - создание благоприятной атмосферы в группе.

Ход занятия:

Психолог:

Здравствуйте, дорогие дети. Соскучились по играм и сказками? Поиграем?

Игра «Веселый мячик»

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Задача: дети становятся в круг и под музыку начинают передавать друг другу мячик, говоря:

Ты катись, веселый мячик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот... (приседает, прыгает и т.д.).

Сказкотерапия.

Сказка «Королева Капризуля»

Цель: раскрыть детям значение понятия «капризуля», способствовать формированию у детей готовности понять и учитывать интересы и потребности других детей и взрослых.

Психолог предлагает детям послушать сказку:

«Эта история случилась в магазине игрушек. Поздно вечером, когда свет был выключен, двери закрыты, а все продавцы пошли домой.

  • - Ох-хо-хо, - вздохнул Мишка, слезая с полки - все бока себе отлежал.
  • - Вечно он недоволен, - сказала кукла Настя.
  • - Вам, куклам, не понять, как трудно стоять целый день и не двигаться. Ведь вас постоянно покупатели берут в руки, заводят, чтобы посмотреть, как вы ходите и что умеете говорить.
  • - На нас уже не обращают внимание с тех пор как в магазин привезли ее, - сказала кукла Настя и кивнула головой на самую красивую куклу.
  • - Меня зовут Кэтрин, ее величество Кэтрин, - сказала красивая кукла.
  • - Где машина? Пусть отвезет меня в отдел одежды, посмотрю, что там новенького привезли.
  • - Никуда я тебя не повезу, - сказала Машина - я такая же игрушка, как и ты, не смей мне приказывать.

Кэтрин начала топать ногами и кричать, а к Машинке подошел Солдатик, который был влюблен в Кэтрин и стал просить, чтобы Машина не возражала Кэтрин. Он пообещал Машинке, что помоет и почистит ее, только пусть она отвезет королеву в отдел одежды. Машинка согласилась, Кэтрин села в нее и поехала.

  • - И что он в ней нашел, она же обычная кукла, только одета лучше нас и на голове - корона, - вздохнула кукла Маша.
  • - Не переживайте, мне вы больше нравитесь, - сказал Медвежонок.
  • - И мне, - сказал Бегемотик.
  • - А меня возмущает, что эта капризуля командует нами. - воскликнул Робот.

Слова Робота услышала Кэтрин, которая как раз вернулась из отдела одежды.

  • - Что? Бунт? Солдат, немедленно закрой Робота в коробке, - распорядилась Кэтрин.
  • - Но он мой друг, я не могу - сказал Солдатик.
  • - Выполняй! Иначе я больше не буду с тобой разговаривать, - дальше продолжала кричать Кэтрин.
  • - Извини, друг Робот, я должен это сделать, ведь я ее люблю и боюсь поссориться с ней, - вздохнул Солдатик.
  • - Да что же это такое, - перешептывались куклы, - неужели никто не может поставить на место эту выскочку?
  • - Никто не захочет драться с Солдатиком, у него есть ружье и сабля, к тому же он самый сильный, - ответил Бегемотик.
  • - Достаточно шептать! - закричала Кэтрин, - вы теперь будете выполнять все, что я скажу.
  • - Почему? - Спросил Медвежонок.
  • - Потому что я королева. А кто не захочет меня слушать, того Солдатик закроет в коробке и тогда вас никто не купит.
  • - Какая ты злая. Но что-то и тебя никто не купил, хоть ты и красивая, - сказала кукла Настя.
  • - Я просто очень дорого стою. Ну все, вы мне надоели своими разговорами. Солдат! Немедленно закрой их всех в коробку, - приказала Кэтрин.
  • - Извини, Кэтрин, я не могу. Они - мои друзья. Кроме того, если я их закрою, то в магазине не останется больше игрушек.

Кэтрин начала топать ногами и плакать:

  • - Не хочу никого видеть! Убирайтесь вон!
  • - Ой, вы только посмотрите, что произошло с нашей королевой. Как она изменилась, ее красота пропала, - сказала кукла Маша.

Услышав эти слова, Кэтрин подбежала к зеркалу. Ее носик стал похож на картофелину, а синие глаза покраснели от слез. Королева заплакала еще сильнее:

Это все из-за вас! Вы все завидовали моей красоте.

Чем больше Кэтрин плакала, тем больше становилась некрасивой. Ее волосы разлохматились, губы распухли, а на лице появились пятна.

Куклы и игрушки от удивления аж замерли.

  • - Я, кажется, знаю, что это за чудо, - сказал Медвежонок.
  • - Говори скорее заклинание, как от этого избавиться и снова стать красивой! - воскликнула Кэтрин.
  • - Тебе это вряд ли удастся, - продолжал Медвежонок.
  • - Почему? Я готова выпить любые горькие лекарства, - сказала королева.
  • - Лекарство здесь ни при чем. Во-первых, перестань плакать, успокойся. Во-вторых, если хочешь стать снова красивой - забудь, что ты королева, будь приветливой и веселой, помогай другим, а не обижай игрушки.

Кэтрин топнула ногой:

Ни за что!

Утром в магазин пришли продавцы. Посмотрите, кто-то подменил нашу королеву. Уберите ее с витрины и положите на полочку, - распорядился директор. Никто из покупателей даже не подошел к королеве. А она стояла грустная и о чем-то думала.

Когда магазин закрыли, и наступила полночь, Кэтрин подошла к коробке, где был закрыт Робот и выпустила его.

  • - Прости меня, - сказала она.
  • - А где же Мишка, Бегемотик, кукла Настя и кукла Маша? - спросил Робот. психотерапия психокорреция психолог
  • - Их сегодня купили, остались только мы и солдатик.
  • - Почему ты грустная, королева? - спросил Робот.
  • - Я не королева, я обычная кукла, - вздохнула Кэтрин.
  • - Что же произошло, пока я сидел в коробке? - Удивился Робот.
  • - Я останусь некрасивой и меня никто не захочет купить, - тихо сказала Кэтрин.
  • - Но ты красивая, посмотри на себя, - ответил Робот.

Кэтрин подошла к зеркалу, посмотрела, и увидела, что ее красота вернулась к ней.

  • - Что случилось? - Удивилась она.
  • - У каждого из нас есть не только внешняя, но и внутренняя красота. И когда мы обижаем других, кричим, капризничает, то теряем не только внешнюю красоту, но и внутреннюю, - пояснил Солдатик.
  • - Чтобы быть красивой надо иметь не только хорошую внешность, но и быть вежливым, благожелательным, терпеливым.
  • - Спасибо, я всегда об этом буду помнить. Перестану капризничать, приказывать, буду дружить со всеми игрушками.

А на второй день Кэтрин, Солдатика и Робота купили родители для своих детей и в магазин привезли новые игрушки. Но это уже другая история».

Обсуждение сказки

  • - Что мы можем сказать о кукле Кэтрин, какая она?
  • - Много ли у нее друзей? Почему?
  • - Почему Кэтрин стала некрасивой? ... Можем ли мы детей, который так же себя ведут, назвать красивыми? Как мы можем их назвать? ...


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: