Отдельные гигиенические требования к детской одежде.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви .

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Обувь предназначена для защиты ног от неблагоприятных условий внешней среды: холода, загрязнений, различных повреждений. Главное требование к ней — полное соответствие размерам и форме стопы. Обувь для ребенка должна быть мягкой, легкой, иметь эластичную подошву с невысоким каблуком.

Основное требование к одежде детей - ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к детской одежде хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая одежду детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется детская одежда, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.

Любая обувь должна быть достаточно просторной в области пальцев, иначе наступит деформация стопы. Задник ее плотно удерживает пятку, чтобы она не двигалась кзади и кнаружи и не скользила к носку. Если обувь подобрана правильно - это позволяет ребенку свободно двигать пальцами. Ноги у детей быстро растут. Обувь, из которой они выросли, сдавливая стопу, нарушает в ней кровообращение, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании и развитии. В связи с этим необходимо постоянно следить, не сдавливают ли ботинки или туфли стопу ребенка. Большая обувь, купленная на вырост, так же вредна, как и тесная. К тому же она часто служит причиной потертостей.

В настоящее время наметилась тенденция к использованию учениками школьной одежды. Взаимодействие между кожей ребенка и тканями школьной одежды определяется гигиеническими свойствами ткани: толщиной, массой, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоёмкостью, гидро- и липофильностью, гидрофобностью, а также теплопроводностью. Следовательно, гигиенические свойства школьной формы весьма важны для теплового комфорта и самочувствия ребенка . Требования к составу ткани, из которой она сшита, более жесткие, потому, что ребенок носит эту школьную одежду значительное время суток, школьник проводит в школьной форме 5-6 часов, с учетом продленного дня до 8-9 часов. Необходимо обращать внимание на покрой одежды, т.к. не правильно сшитая одежда может принести вред.

Родители порой смотрят только на цену одежды, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67% состоящей из химических волокон. В такой костюм можно одеваться на праздник, но, ни в коем случае, нельзя носить ее в школе.

Немало важно для родителей знать, что современная школьная форма должна отвечать всем гигиеническим требованиям, но при этом быть - стильной, разнообразной, модной . Эргономически совершенная (удобная ребенку в статике и динамике) школьная форма позволяет формировать осанку детской фигуры и призвана обеспечить динамический комфорт.

В последнее время широкое распространение получила спортивная обувь. Некоторые ее виды (кеды, кроссовки) используются не только для занятий спортом, но и для повседневной носки на улице и дома. Это неправильно и вредно. Каждый вид спортивной обуви должен соответствовать своей цели и использоваться не постоянно, а временно, строго по своему назначению. Все виды детской обуви должны хорошо крепиться. Хлопчатобумажные колготки, гольфы, носки для детей имеют высокую гигроскопичность. Подобные изделия из синтетических волокон совершенно не способны впитывать влагу, вследствие чего ноги в них потеют, летом перегреваются, а зимой, наоборот, сильнее охлаждаются.

При выборе одежды (школьной формы) и обуви:

1. Внимательно изучите маркировку одежды (ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия).

2. Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на нем указана химчистка - лучше отказаться от такой одежды для ребенка, химические вещества могут быть вредны для здоровья вашего школьника, который проведет почти целый день в этом костюме.

3. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов. Рекомендуется форма из хлопка и льна для осени и весны, а шерсть и кашемир для зимы.

4. Цвет детской одежды (школьной формы) следует выбирать спокойный, приглушенный. Яркие цвета повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение.

5. Лучше избегать сочетание цветов типа черное-белое, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль.

6. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели.

7. Определите необходимый размер обуви для ребенка, измерив сантиметром длину подошвы ребенка. Правильно подобранной обувью считается обувь, когда расстояние от конца большого пальца до внутренней поверхности ботинок или туфель должно составлять 0,5 - 1 см.

8. Выбирая обувь ребенку, необходимо примерять ее на обе ноги. При этом ребенок должен не сидеть, а стоять, тогда на стопу будет падать нагрузка от всей массы тела.

9. При выборе обуви для зимы следует отдавать предпочтение обуви из фетра, сукна, можно использовать утепленные ботинки или сапожки.

10. Валенки желательно надевать только при большом морозе и ни в коем случае не оставаться в них в помещении, так как по своей форме они не отвечают многим требованиям, предъявляемым к детской обуви. Это же относится и к резиновым сапожкам. Их можно использовать только в дождливую погоду или для прогулки по мокрой траве. Внутрь резиновых сапожек нужно положить суконную стельку и надевать их поверх шерстяного носка, хорошо впитывающего влагу.

11. В качестве летней обуви для детей целесообразно приобретать туфли, сандалии, босоножки, изготавливаемые из кожаных или текстильных материалов. Чтобы ноги ребенка не перегревались, верх летних туфель должен быть ажурным, это обеспечит циркуляцию воздуха и предохранит стопу от перегревания.

12. Приобретая детскую одежду (школьную форму) и обувь необходимо обратить внимание на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность. В настоящее время для детской одежды и обуви, как отечественного, так и импортного производства данным документом является сертификат соответствия; для одежды первого слоя (нижнее белье) - свидетельство о государственной регистрации.

3980

Одежда ребёнка и подростка состоит из нательного белья, комнатного костюма, верхней одежды для улицы и головного убора. К предметам одежды надо отнести и постель, так как простыня, пододеяльник и одеяло служат в ночное время той же цели теплоизоляции тела, что и дневная одежда.

Особое внимание следует уделять фасону и покрою детской одежды. Она не должна иметь никаких лишних, выступающих поверх костюма частей, могущих задевать за мебель, игрушки и прочее, что может повлечь за собой травматические повреждения детей.

Одежда не должна стеснять движений детей и подростков, что возможно и при тесной, узкой одежде и при широкой и длинной, сшитой «на рост». Тесная одежда, помимо стеснения движений, сдавливает отдельные участки тела и тем вызывает застойные явления в области шеи, живота, ног, а также затрудняет дыхательные движения грудной клетки (узкий пояс, узкая в груди курточка, тесный лифчик).

Костюм ребёнка или подростка, таким образом, должен точно соответствовать его ростовым особенностям. Так как ребёнок растёт, то вместо широко практикующегося при пошивке детской одежды припуска «на рост» следует оставлять запас материи в складках и швах, за счёт которых в соответствии с увеличением роста ребёнка увеличиваются и размеры его одежды. Покрой одежды должен обеспечивать нагрузку всех её частей на плечи с тем, чтобы избежать по возможности стягивания отдельных поперечников тела поясами, резинками и тесёмками. Брюки должны удерживаться не затягиванием пояса, а бретельками или подтяжками. Для удержания чулок следует пользоваться не круглыми, окаймляющими голень, подвязками, а длинными боковыми, вверху пристёгивающимися к лифчику. На лифчике же должно держаться нижнее бельё.

Верхний комнатный костюм школьника-мальчика должен состоять из хлопчатобумажной или шерстяной курточки, плотно облегающей туловище, с внутренними карманами с боков и на груди. Для девочек вместо юбки со стягивающим поясом следует рекомендовать платье-сарафан, у которого юбка кроится с лифом без рукавов, с большим вырезом у шеи. Под лиф надевается кофточка из легко стирающейся материи.

Обувь ребёнка и подростка не должна быть тесной, чтобы не задерживать процессов роста. Но она не должна быть излишне свободной, чтобы не вызывать потёртостей ног. Покрой обуви должен соответствовать нормальной форме стопы. При невыполнении этого требования стопа получает неправильную форму, пальцы сдвигаются внутрь к средней линии тела и подгибаются один на другой. Узкая обувь деформирует стопу и плохо защищает её от холода, так как при этом уменьшается слой воздуха между кожей обуви и стопой. Вследствие же сдавливания при этом кровеносных сосудов стопы в ней ослабляется циркуляция крови. Поэтому у детей и подростков, носящих узкую обувь, чаще встречаются обморожения ног. Обувь с высокими каблуками вредна, так как она не соответствует построению стопы и механизму ходьбы. Но низкий каблук высотой 1 - 1,5 см полезен, так как при ходьбе он предохраняет от ударов в пятку.

В целях сохранения чистоты одежды педагоги и родители должны воспитывать у детей и подростков навыки гигиенического отношения к своему туалету. Необходимо приучать детей и подростков чистить одежду и обувь вечером, чтобы не держать в течение всей ночи загрязнённые и пыльные вещи.

Самостоятельная чистка детьми и подростками своей одежды и обуви вырабатывает у них навыки наблюдения за чистотой обуви и опрятностью своего костюма. Но и в школе необходим контроль со стороны учителя за чистотой и опрятностью одежды и обуви детей и подростков.

Одежда должна защищать ребенка от излишней потери тепла и не препятствовать теплоотдаче в соответствующее время года. Лучше сохраняют тепло ткани, состоящие из большого числа волокон и пор, между которыми находится воздух. Для обеспечения теплоотдачи нужна воздухопроницаемая ткань. Ткани для нижнего белья должны хорошо впитывать пот и газы.

Этим гигиеническим требованиям лучше всего соответствуют шерстяные и хлопчатобумажные ткани (трикотаж, фланель), а также вискоза.

Гигиенические требования к покрою одежды: не слишком длинная или короткая, не слишком широкая или узкая. Повседневная одежда не должна иметь излишних складок и оборок, затрудняющих ежедневную чистку от пыли.

В жаркое время года необходима максимально открытая одежда для увеличения возможности теплоотдачи. Голова должна быть закрыта легким головным убором для защиты от прямых солнечных лучей. В холодное время года в помещении рекомендуется двухслойная (белье и платье) одежда, а на улице – трехслойная одежда (белье, платье и пальто). Такая одежда защищает ребенка от перегрева и возникновения простудных заболеваний, а также и от переохлаждения.

2. Гигиенические требования к обуви

Обувь не должна препятствовать развитию стопы, затруднять походку, не должна провоцировать избыточное потоотделение и переохлаждение ног, что способствует простудным заболеваниям и кожным болезням, например, дерматомикозам (грибковым поражениям кожи). Поэтому к обуви детей предъявляются следующие гигиенические требования:

    Обувь необходимо подбирать по размеру;

    Обувь должна иметь достаточно гибкую подошву;

    Обувь должна иметь жесткий высокий задник. Маленьким детям лучше всего носить ботинки, охватывающие голеностопный сустав;

    Обувь должна иметь невысокий каблук (2 см) для профилактики плоскостопия;

В помещении дети не должны находиться в резиновой обуви (сапоги, кеды, резиновые тапочки), валенках и обуви, утепленной мехом.

    Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

    Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 384 с.

    Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с.

    Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - на­тельное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лиф­чик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь до­статочную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравлич- ность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 - 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или под­ростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обыч­ные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического во­локна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят за­нятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Луч­шая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями - майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков - туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чув­ствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плот­ного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спор­тивной одежды девочек среднего и старшего возраста - бюстгальтер с застеж­кой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды - для улицы. Зимняя одежда должна быть пори­стой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низ­кая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами об­ладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года слу­жит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду ре­комендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки - береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани - соломки, свет­лой парусины или пике.

Обувь - должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответ­ствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть про­стой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 - 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из во­донепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

В летние месяцы наиболее гигиенична легкая открытая обувь с широ­ким вырезом - сандалеты, босоножки или туфли на кожаной подошве с вер­хом из текстиля и других материалов с пористой структурой.

Контрольные вопросы к семинару темы 10:

1. Какие гигиенические требования предъявляются к школьному участку?

2. Какие гигиенические требования предъявляются к школьному зданию?

3. Какие гигиенические требования предъявляются к классным комнатам?

4. Какие гигиенические требования предъявляются к уроку физической культуры?

5. Какие гигиенические требования предъявляются к школьным ма­стерским и лабораториям?

6. Какие гигиенические требования предъявляются к организации учеб­ного процесса школьников?

7. Каким должно быть питание школьника?

8. Каково соотношение белков, жиров и углеводов в детском питании?

9. В каких основных витаминах нуждается организм школьника? С чем это связано?

10. Основными источниками чего являются молоко и молочные про­дукты?

11. Что включает в себя примерный суточный набор продуктов для школьника?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белецкая В.И. и др. Школьная гигиена: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

2. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в раз­личных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.2.576-96. - М.: Минздрав России, 1997.

3. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.

4. Кузнецов П.И. Гигиенические требования к обучению в образова­тельных учреждениях. - Омск: СибГАФК, 2000. - 44 с.

5. Сердюковская Г.Н.. Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1989. - 265 с.

6. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и под­ростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для сред.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144

7. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 252 с.

Еще по теме Требования к одежде и обуви школьников:

  1. Личная гигиена школьников. Уход за кожей и волосами. Гигиенические требования к одежде и обуви, уход за ними
  2. Инструкция по дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей, обуви и других объектов в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и дезинсекции этих объектов в воздушных дезинсекционных камерах

Одежда и обувь используются для защиты тела от холода, излишней солнечной радиации, ветра, дождя, снега; они защищают кожный покров от механических и химических повреждений, предохраняют поверхность тела от пыли, грязи и микроорганизмов. Одежда играет важную роль и в эстетическом воспитании детей и подростков.

Одежда для детей имеет особо важное значение, т.к. растущий организм ребёнка, вследствие несовершенства функций ЦНС, более подвержен влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Теплорегуляция у детей ещё недостаточно совершенна, поэтому дети легко могут переохлаждаться в холодную, ветреную или сырую погоду, или перегреваться летом, в жаркую погоду. В одежде различают 3 слоя: бельё, платье (или костюм) и верхняя одежда для улицы.

Пот, кожное сало, выделяющееся через кожу, а также постепенно слущивающиеся с поверхности кожи роговые чешуйки впитываются и осаждаются на белье. Бельё должно быть мягким, хорошо впитывать пот и быстро его испарять, легко проводить воздух и водяные пары. Наиболее подходящей тканью для белья школьников является: хлопчатобумажная, льняная и из искусственного шёлка. Выпускаемые в настоящее время синтетические ткани для детского белья не рекомендуются, т.к. они значительно уступают тканям из натуральных волокон по своим гигиеническим свойствам. Высокая теплопроводность, низкая гигроскопичность, паропроницаемость не могут обеспечить удаление влаги с кожи, что усиливает ощущение жары в тёплую погоду и ощущение холода зимой и способствует размножению микроорганизмов на кожном покрове.

Второй слой одежды платья, костюмы – служит главным образом для защиты от холода. Основные требования – низкая теплопроводность, удобство, прочность и чистота. Одежда должна соответствовать росту школьника, быть свободной и не стеснять его движений. Тесная одежда, особенно с тугими резинками, завязками, сдавливает кровеносные сосуды, затрудняет дыхание, работу внутренних органов. Не по росту большая, с очень длинными рукавами одежда также мешает движению детей. Лучшим материалом для платьев и костюмов являются шерстяные и полушерстяные ткани, байка, бумазея. Эти ткани пористые, в них задерживается много воздуха, и одежда из них достаточно тёплая. Летняя одежда детей должна отражать солнечные лучи, а также способствовать испарению наибольшего количества пота, т.к. при высокой температуре воздуха только испарение пота предохраняет организм от перегревания. Покрой летней одежды должен обеспечить наибольшую доступность к коже свежего воздуха и УФ лучей. Одежду для лета желательно шить из льняных тканей, лучше других впитывающих пот, и из тканей, которые в наибольшей степени пропускают УФ лучи, например из ацетатного шёлка.


Верхняя одежда (пальто, шубы) должна быть обязательно по росту, лёгкой и тёплой. Наиболее высокими теплозащитными свойствами обладает синтетический материал поролон. Он упруг, порист, и одежда, изготовленная из поролона в сочетании с текстильной тканью, лёгкая и очень тёплая. Излишне тёплая одежда для детей вредна. У ребёнка, одетого таким образом, на шее оказывается какое-то подобие согревающего компресса. Ему трудно дышать, ещё труднее двигаться, после прогулки он оказывается потным, разгорячённым. Ребёнок, привыкший к укутыванию, может простудиться от малейшего ветра, у него часто болит горло. Кутать ребёнка – это обезоружить его организм в борьбе с охлаждением. Детей надо одевать по сезону и погоде с таким расчётом, чтобы они не мёрзли, но и не потели на прогулке.

Стремление некоторых подростков ходить зимой без головных уборов также нежелательно. В условиях суровой зимы каждому человеку необходим тёплый головной убор. В холодные сезоны года необходимо постоянно следить и неукоснительно требовать от школьников, чтобы, выходя на улицу, они одевали шапки. Пребывание в холодную погоду на улице с непокрытой головой, ведёт к охлаждению головы, к сужению кровеносных сосудов мозга, в результате чего понижается сопротивляемость организма и увеличивается опасность заболевания такими болезнями, как воспаление мозговых оболочек, воспаление лобных пазух и т.п.

Основное требование, предъявляемое к обуви – соответствие её размеру ноги школьника. Тесная обувь, сдавливая кровеносные сосуды, вызывает неудобство при ходьбе. Постоянное ношение тесной обуви способствует разрастанию косточки, которая на всю жизнь уродует стопу. Но нельзя носить и слишком свободную обувь: она неудобна, от неё постепенно снижается свод стопы, ослабевают мышцы, связки и возникает плоскостопие.

Каблук детской обуви должен быть широким, высотой не более 1,5 – 2 см. Девочкам 14-16-тилетнего возраста не рекомендуется носить обувь на высоком каблуке. Это приводит к неустойчивости походки и увеличивает давление органов на тазовые кости, а таз у девочек этого возраста состоит из нескольких костей, которые ещё недостаточно прочно сращены между собой. Впервые туфли на высоком каблуке девочка может носить не раньше, чем в 17-18 лет (и то не каждый день). Необходимо с самого раннего возраста приучать детей ухаживать за своей одеждой и обувью, воспитывать и у них бережное и аккуратное обращение со своей одеждой.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: