Особенности общения детей дошкольного возраста. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста

Общение играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря общению и отношениям с другими людьми человек может определить своё место в этом мире, понять кто он. Особенно большое значение играет общение в жизни маленького ребёнка. Оно создаёт условия для полноценного формирования его личности. Внимание, понимание и любовь близких людей являются необходимыми факторами превращения малыша в доброго, общительного, волевого взрослого человека.

Основы общения ребёнка закладываются в семье, с его родителями, братьями, сёстрами, дедушками, бабушками и другими близкими родственниками. Взрослые становятся для него ориентиром, направляющим его поведение, прямым образом влияющим на его всестороннее развитие.

Общение пронизывает все сферы человеческой жизни. Чтобы ребёнок мог адаптироваться в любом социуме, ему необходимо овладеть речевыми умениями:

  • вступлением в разговор (когда и как начать диалог).
  • поддержанием и завершением общения (умение слушать собеседника, логично и чётко высказывать свои мысли, возражать, аргументировать свои слова, оценивать).
  • Речевым этикетом (знакомство, приветствие, отказ, сочувствие, поздравление, благодарность и прочее).
  • Общением в паре и группе (от 3 человек).
  • Невербальным общением (посредством жестов, позы и мимики).

Особенности развития отношений дошкольников с взрослыми

Развитие отношения детей с взрослыми делится на 4 этапа:

  1. Этап – ситуативно-личностный (с рождения до полугода) . Новорожденный не понимает человеческую речь, и все взаимодействия с родителями ограничиваются реакцией на их мимику, улыбку, интонацию. Но младенцы чувствуют любовь и внимание к ним.
  2. Этап – ситуативно-деловой (с 6 месяцев до 3 лет) . Грудничок после достижения 6-месячного возраста начинает активно играть и в играх ему требуется помощь со стороны взрослых. Малыш учится говорить и к концу периода уже практически полностью осваивает родную речь. Ребёнку по-прежнему необходима ласка и внимание со стороны близких.
  3. Этап – внеситуативно-познавательный (от 3 до 5 лет) . Помимо потребности во внимании и помощи, возникает потребность в уважении. Малыш начинает познавать окружающий мир, и взрослый становится для него основным источником информации. Ребёнок задаёт много вопросов. Внеситуативное общение – это общение о предметах, которые не находятся непосредственно в поле зрения. То есть ребёнок на данном этапе развития уже умеет обсуждать, говорить о том, чего нет на данный момент перед глазами.
  4. Этап – внеситуативно-личностный (от 5 до 7 лет) . В этом возрасте ребёнок становится самостоятельной личностью. Он больше интересуется не окружающей средой, а человеческими отношениями. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, ребёнок начинает чётко понимать, что такое добро и зло. Он учится анализировать своё поведение, управлять им, требует от взрослых взаимопонимания и оценки не только своих поступков, но и себя самого, как личности.

Эти этапы развития общения – лишь теоретические. На практике развитие зачастую отстаёт от нормативных сроков. Основным показателем хорошо развитого общения является способность общаться на различные темы с различными собеседниками.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение с взрослыми и сверстниками кардинальным образом отличается друг от друга. В разговоре с ровесниками дети всегда более раскованы, им не нужно придерживаться правил вежливости и норм поведения, можно говорить свободно, раскованно. При этом в разговорах преобладает эмоциональная составляющая. Общение часто сопровождается кривлянием, смехом, криками и высокими интонациями голоса.

Взрослый для ребёнка выступает авторитетом, эталоном для подражания. Малыш дошкольного возраста задаёт ему вопросы, учится у него чему-то, выполняет его требования и ждёт оценку своих действий. Взрослый часто выступает судьёй в детских спорах. Общение с другими детьми происходит на равных, оно богаче и насыщеннее, ребёнок стремится показать и рассказать, что он умеет. Зачастую детям главное рассказать, а не выслушать, поэтому общение может не клеиться, когда два ребёнка перебивают друг друга, не слушают и каждый рассказывает о чём-то своём.

Развитие общения старших дошкольников со сверстниками проходит несколько этапов:

  1. Этап 1 (примерно с 5 месяцев до 1,5 лет) . Происходит закладывание предпосылок для будущего общения. Малыш может интересоваться сверстником как новой игрушкой, трогать его, улыбаться и смеяться вместе с ним, но не стремится привлечь к себе его внимание, в отличие от внимания взрослых. Совместных действий у детей нет.
  2. Этап 2 (от 2 до 4 лет) . В этом возрасте ребёнок готов играть с другими детьми своего возраста. Он ждёт от своих ровесников поддержку и соучастие в шалостях и забавах. Дети вместе весело бегают, кричат. Они могут вместе что-то сооружать, собирать, но конечная цель – не важна, важно само действие. Всё же до 4 лет дети больше времени проводят, играясь в одиночестве.
  3. Этап 3 (от 4 до 6 лет) . В этот период общение со сверстниками выходит на первое место. Они собираются в коллективы и активно играют в сюжетно-ролевые игры, пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели. В этом возрасте ребёнок стремится к признанию и уважению среди других детей.
  4. Этап 4 (от 6 до 7 лет) . Этот этап характеризуется планированием деятельности в коллективе, сотрудничеством, оказанием взаимопомощи, возникновением привязанности и дружбы. Ребёнок начинает видеть в своём товарище равного себе, начинает учитывать его интересы, помогать ему, требовать того же взамен.

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к получению популярности в коллективе, они стараются проявить свои лидерские качества. Если ребёнок не получает признания и уважения у сверстников, у него накапливается обида, снижается успешность в совместной деятельности, что приводит к полному отказу от неё.

Конкуренция берёт своё начало в среднем дошкольном возрасте, но и после 6 лет она у многих детей не угасает. Для малышей крайне важны не только собственные успехи и неудачи, но и их ровесников. Отсюда возникает зависть, обида, ревность.

После 6 лет многие дети начинают относиться к своим сверстникам более доброжелательно, стараются оказать им поддержку, помощь, безо всякой корысти подарить что-либо.

Если в 4-5 лет дети в первую очередь стремятся к получению высокой оценки своих действий от взрослого, то после 6 лет они уже могут объединяться и противостоять взрослому. Сверстник становится для малыша личностью, успехам и неудачам которой можно сопереживать, интересами которой можно интересоваться.

В этом возрасте дети могут долго общаться без совершения каких-либо практических действий. Они делятся друг с другом информацией о том, где были, что видели и что планируют сделать, дают оценки характерам и поступкам других людей.

Проблемы в общении детей старшего дошкольного возраста

Существует несколько качеств личности, которые создают проблемы в социальной сфере:

  1. Эгоизм – поведение, при котором ребёнок руководствуется лишь своими личными интересами и не считается с интересами и мнением других людей. Дети, не получая поддержки от эгоистичного ребёнка, теряют к нему всякий интерес.
  2. Агрессивность – черта личности, проявляющаяся в частых вспышках злости, гнева, иногда, насилия. Других детей агрессивный малыш способен отпугнуть.
  3. Пассивность – эмоциональная и психологическая слабость. Пассивный малыш не знает чем себя занять, не может самостоятельно придумать игру, он не имеет уважения в глазах сверстников.
  4. Застенчивость . Нерешительному, боязливому и молчаливому ребёнку всегда сложно ужиться в коллективе.

Истоки этих проблем обычно зарождаются в семье. Чтобы создать ребёнку максимально комфортные условия для развития активного общения и взаимодействия, взрослым необходимо:

  • не демонстрировать отрицательные эмоции по отношению к другим малышам;
  • стараться не вступать в детские конфликты: ребёнок должен уметь слушать и понимать противника, а также защищать себя и своё мнение самостоятельно;
  • поощрять инициативу в общении;
  • не одёргивать малыша на глазах у его сверстников;
  • учить малыша определять эмоции других людей по их мимике;
  • часто общаться с ребёнком, вести с ним длительные беседы.

Игры для развития общения старших дошкольников

Основным способом обучения детей чему-либо являются игры. Только так малыши могут быть заинтересованы и даже полностью поглощены процессом, развивающим в них определённые навыки. Для адаптации детей в обществе и развития коммуникативных навыков предлагается использование следующих игровых упражнений:

  • «Сороконожка» . Дети встают друг за другом, держась за руками за талию впереди стоящего, представляя собой сороконожку. По команде воспитателя они начинают двигаться, затем по команде ускоряются, замедляются, прыгают на одной ноге, приседают, поднимаются, обходят препятствия и проползают под ним и т.п. Эта игра развивает навыки взаимодействия с ровесниками.
  • «Кино» . Один ребёнок называет имя главного героя будущего фильма, второй малыш повторяет его и называет имя второго персонажа, третий – повторяет сказанное до него и придумывает действие для этих персонажей (например, пошли в лес или на рыбалку), четвёртый – повторяет всё ранее сказанное и добавляет ещё что-то своё (например, обстоятельства – начавшийся дождь) и т.д. После того, как выскажутся все дети, они должны показать получившееся кино при помощи пластики и мимики. Данная игра развивает память и невербальные средства общения.
  • «Царевна Несмеяна» . Взрослый рассказывает детям сказку о печальной царевне, которая всё время плакала и которую никто не мог рассмешить. После этого выбирается самая застенчивая и молчаливая девочка в коллективе, садится на стул и играет роль царевны Несмеяны. Каждому ребёнку предлагается подойти и рассмешить её чем-нибудь (историей, мимикой, танцем и т.п.). Девочка, играющая роль царевны должна стараться не рассмеяться.
  • «Хор животных» . Детям предлагается спеть песенку «в лесу родилась ёлочка», но не словами, а звуками животных. Коллектив делится на группы по несколько человек, каждой группе педагог даёт карточку, на которой изображено животное. Первая группа начинает петь как собачки «Гав-гав-гав!», вторая – как кошечки «Мяу-Мяу-Мяу!», третья – как коровки «Му-Му-Му» и т.д. Этот вид игры помогает наладить взаимодействия между участниками групп.
  • «Интервью» . Среди детей выбирается ведущий, который будет проводить интервью. Каждый ребёнок подходит к нему (можно встать на стул) и начинается диалог. Дети представляют, что они взрослые люди и должны солидно задавать и отвечать на вопросы: «Как зовут по имени и отчеству?», «Где работаете?», «Какие увлечения?» и т.д. Вначале ведущему малышу будет трудно придумывать вопросы и педагогу необходимо будет ему помогать. Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков, учит диалогическому общению и увеличивает словарный запас.
  • «Конкурс хвастунов» . Дошкольники садятся в круг. Они должны по очереди хвастаться, но не собой и своими умениями, а своим соседом. Кто лучше всех похвастается, тот получит небольшой подарок. Это упражнение помогает детям сблизиться друг с другом.
  • «Хоровод» . Развивает чувство общности. Малыши встают в круг, берутся за руки и ходят по кругу, показывая по команде взрослого хитрую лису, злого волка, большого страшного медведя, испуганного зайчика, весёлую птичку и т.п.
  • «Кто говорит» . Развивает внимание и слуховое восприятие. Педагог выбирает одного из детей в качестве ведущего и тот становится спиной к остальным детям. Другие малыши по одному задают ведущему вопросы, который должен дать ответ и назвать имя задавшего вопрос. Тот, имя которого ведущий угадает, сам становится ведущим.

Для полноценного личностного развития ребёнку необходимо уметь общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Только так он сможет найти себя в этом мире. Чтобы развивать способности общения дошкольника, необходимо поддерживать его, вести с ним длительные беседы и способствовать его вливанию в коллектив сверстников. Очень эффективны для развития общения различные игры, участвуя в которых дети учатся узнавать друг друга, доверять и работать в коллективе.

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. - М., 1996.

Леонтьев А. Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте// Избр. психолог, труды: В 2 т. - М., 1983.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза и общение. - М., 1986.

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.

Мухина B.C. Психология дошкольника.- М., 1975.

Психология личности и деятельности дошкольника. - М., 1965.

Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. - М., 1997.

Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М.; Воронеж, 1998.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.

Эльконин Д. Б. Избр. психолог. труды.- М., 1997.

Часть II. Общение дошкольников со сверстниками

Глава 1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

Специфика общения дошкольника со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре-пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения со взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми.

Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Источник pedlib.ru

Общение детей дошкольного возраста

Общение детей дошкольного возраста – проблема или нет? Ведь не зря придумано выражение "детская непосредственность". Может ли каждый малыш наладить отношения со сверстниками?

И как помочь ребенку стать своим в детском коллективе?

Как общаются младенцы

Особенности общения в младенческом возрасте – потребность в положительных эмоциях. Улыбка матери, ее ласковый голос, нежные поглаживания – все это важно для крошечного человечка.

С точки зрения психологов, появление комплекса оживления (осознанной реакции на появление матери: гуления, размахиваний ручками и ножками) говорит о том, что период новорожденности закончился, и началось младенчество.

Звуки и радостные движения – это разговор маленьких детей, их приветствие к матери, и первые пробы влиять на родителей. Еще немного – и малыш научится осознанно манипулировать взрослыми с помощью плача и других эмоций.

Насколько важно насытить ребенка общением с матерью, ее любовью и лаской? Исследования в детских домах показали, что роль общения в развитии ребенка велика. Воспитанники детдомов часто отстают в психическом, физическом и эмоциональном развитии.

Дефицит материнского внимания сказывается на формировании речи и интереса к окружающему миру.

Общение в дошкольном коллективе

Рано или поздно каждая мама понимает, что настала пора приучать малыша к обществу ровесников. Игры на детской площадке, встречи с детьми друзей, всевозможные клубы раннего развития, ясли – вот где можно найти подходящую компанию для своего чада.

Как легко пойдет ребенок на контакт, зависит от его жизненного опыта, темперамента и других детей. Чтобы облегчить общение детей со сверстниками, приучайте малыша делиться своими игрушками, и не брать чужие без спроса, меняться, а не отнимать, угощать друзей вкусностями. Важно, что малыш на своем опыте узнает правила общения для детей.

Особенности детского общества таковы, что большое значение придается принятым канонам поведения, игры и взаимоотношений. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте учит малышей жить в коллективе – подчиняться его требованиям, трудиться и играть вместе, добиваться общей цели.

Если кто-то не выполняет правила, его просто не принимают в игру. В своей строгости дети намного превосходят взрослых!

Вместе с тем, особенности общения детей дошкольного возраста таковы, что наряду с дисциплиной, каждый член маленького кружка учится самоуважению и самозащите, когда кто-то пытается оспорить его роль и права в игре. Вспомните, кто становится лидером в детском коллективе - это инициативные, справедливые и самоуверенные ребята.

Ваш помощник логопед

Развитие общения дошкольников со сверстниками начинается с общения со взрослыми. Опыт, полученный в младенчестве, используется в дальнейшем. Речь имеет определяющее значение в общении дошкольников.

В дальнейшем, речь ребенка приобретает ведущую роль в общении. Детям с проблемной речью всегда приходится нелегко. Поэтому родители должны уделить особое внимание тому, как их малыши разговаривают: строят предложения, выговаривают звуки, правильно употребляют слова, доказывают свою мысль.

В штате любой детской поликлиники есть участковый логопед. Запомните, старший дошкольник должен иметь чистую и правильную речь. Иначе его просто задразнят товарищи, и он даже может оказаться изгоем.

Игра – средство активного общения дошкольников

В отличии от разговора со взрослыми, особенности общения детей со сверстниками таковы, что малыш учится бороться за свое мнение - с одной стороны, и подчиняться правилам большинства - с другой. Происходит двухстороннее развитие личности. Главная ценность того, что малыши разговаривают между собой на равных – чувство уверенности и единения с товарищами.

Детский коллектив построен на взаимодействии. Каждый ребенок может предложить свою идею или новые правила. Игра как средство общения детей имеет огромную ценность. Что такое игра? – это правила и общая цель.

У каждого ребенка своя роль. Причем, дети выбирают себе роль плохого персонажа добровольно, и также добровольно следуют сюжету игры.

В игре имеет место парадокс: отрицательный герой подчеркнуто плохо относится к другим игрокам. Он всячески доказывает свою "игровую агрессивность". В тоже время, все члены компании – партнеры и товарищи по игре, одна команда, выполняющая общую работу.

Как общение влияет на психическое развитие ребенка

Роль общения в психическом развитии ребенка заключается в получении неповторимого эмоционального опыта. Взрослый человек для ребенка - авторитетный пример, а ровесник – соучастник. Общение со сверстниками дает уверенность и эмоциональную подзарядку.

Поведение детей в компании дошкольников подчиняется особым правилам – их непосредственность выражается в криках, визгах, драках, кривлянии, смехе, шутках. Поддержка других ребят, их одобрение или сочувствие его выходкам приносит малышу несравненное наслаждение и веру в себя, как в хорошего ребенка.

Общение детей 2-3 лет

Особенности общения детей раннего возраста заключаются в непосредственной дружбе и безусловной симпатии. Трехлетки воспринимают ровесников, как общую массу - все для них друзья, партнеры по игре и шалостям. В это период нет места ревности к похвале и успеху другого ребенка.

Такое эмоциональное единство закладывает в психике малыша фундамент "чувства локтя" с другими людьми и причастности к коллективу. Чтобы игры приносили радость не только детям, но и взрослым, нужно организовывать такие забавы, в которых участвуют все ребята одновременно ("Кошки и мыши", "День и ночь", "Гуси-лебеди") .

Общение дошкольников 4-5 лет

Начиная с 4-5 лет, сверстник становится осознанно желанным партнером по играм. Дети понимают, что играть с друзьями интереснее, чем с мамой или папой.

Появляется утрированный детский эгоизм, направленный на подчеркивание своего превосходства перед другими ребятами. Самые популярные формы общения ребенка со сверстниками выглядят, как хвастовство.

Ровесники становятся неким эталоном, в сравнении с которым малыш видит себя и лучше, и достойнее, и красивее. Внимательные взрослые должны организовывать детей в ролевые игры, где у каждого дошкольника будет своя роль.

Общение старших дошкольников 6-7 лет

Дети 6-7 лет проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга.

Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.

Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта.

Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.

Почему ребенок одинок?

Бывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает. Если малыш одинок – значит, тому есть причина.

Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим: нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким.

Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.

Особенности общения в дошкольном возрасте таковы, что дети проходят жесткий общественный кастинг: плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты) . Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.

Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.

Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, - вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

  • Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.
  • Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.
  • Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.
  • Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера?) .
  • Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.
  • Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.

Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?

  • Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
  • Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
  • Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему) .
  • Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.
  • Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.

Что делать, если ничего нельзя сделать?

И, наконец, малыш, страдающий недостатком, от которого невозможно избавиться, должен получить преимущество перед остальными детьми: если ребенок хорошо рисует – отдайте его в художественную школу. У него аналитический ум? - пусть играет в шахматы. Девочку-рукодельницу научите шить красивые наряды для кукол…

Помните, что нельзя отдавать мальчиков на "девчачьи" кружки (танцы, пение, музыка…) , если Вы не намерены заниматься этим серьезно – такие увлечение прощаются в мальчишеском обществе только тем ребятам, которые по-настоящему талантливы и уверены в себе.

Общение – это средство ребенка заявить о себе. Общаясь со сверстниками, дошкольник получает опыт, который определяет его отношения с обществом во взрослой жизни. Детский коллектив – это маленькая школа, где учителя и ученики - сами дети.

Случайные материалы:

Материал www.vse-dlya-detey.ru

Особенности общения в дошкольном возрасте: популярные и не популярные дети у сверстников - Психология - База рефератов - База рефератов - Первый учительский портал

«Особенности общения в дошкольном возрасте:

популярные и не популярные дети у сверстников»

1.2 Структура межличностных отношений

1.3 Становление и развитие межличностных отношений

Глава 2. Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников

2.1 Эмоциональное благополучие ребёнка как необходимое условие его психического здоровья

2.2 Отношения к сверстникам у популярных и не популярных дошкольников

2.3 Проблемные формы межличностных отношений

Глава 3. Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна.

В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л. С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью.

Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы курсовой работы определяется следующими аспектами:

Наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста;

Необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него;

Следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе дошкольных учреждений, в связи с появлением новых воспитательных технологий.

Специальные исследования (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений.

В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы должно по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие ребёнка в зависимости от его статуса в данной группе сверстников.

Цель курсового исследования – выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста, рассмотрев их структуру, становление и развитие.

2. Охарактеризовать эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников.

3. Показать различные формы межличностных отношений.

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте.

В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола.

Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками.

Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры) , либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые.

Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все") . Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей дошкольного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.

В детских группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. Функционально - ролевые отношения выступают при изучении "делового" общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они отражают?" Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого.

Функционально - ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого. В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре.

Например, собственно - игровые отношения воспроизводят социально - типические образцы поведения: доктор к больному - добр; учитель с учеником строг. Это отношения "вообще", они "бессубъектны" и заданы ребенку в общении со сверстниками.

Другой тип игровых отношений возникает "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Психологический смысл общения ребенка заключается здесь в том, что именно в контексте этих отношений ребенок сам осуществляет личностный выбор той или иной роли. Так возникают и разрешаются существенно важные конфликты детской жизни: "во что играть?"; "кого принимать в игру?"; "кто будет главным?".

В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.

Анализ мотивационного плана совместной деятельности в детской группе открывает путь к изучению личностно - смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во и

Материал uchi.ucoz.ru

Вопрос № 59 Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольника со взрослыми и серниками.

Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет.

Отделение ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция ребенка жить в жизни взрослого превращается в идеальную форму совместной со взрослым жизни. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Выготский, это та часть объективной действительности, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – доктор, папа…). Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими его людьми, но это осуществить в современных общественно-исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, но не прямой связи с обществом, а через особый вид деятельности – сюжетно-ролевую игру, которая позволяет смоделировать отношения взрослых. Предмет этой деятельности – именно взрослый человек как носитель общественных функций и отношений, потому социальная ситуация развития называется: «ребенок – общественный взрослый». Дети моделируют именно отношения, а не действия, это не подражание.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра. По мнению Леонтьева, особенность ее заключается в том, что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того, чтобы играть). По Эльконину, игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна (так как важно не действия, а отношения), сокращены операции, условны предметы. Содержанием развернутой развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление, а именно отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами. Единицей игры является роль, которую берет на себя ребенок. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. От содержания игры Эльконин отличал сюжет игры. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится в игре детьми.

Рассмотрим структуру сюжетно-ролевой игры:

1.роль взрослого, которую берет на себя ребенок. При этом в игровой роли ребенок берет на себя известную обобщенную социальную функцию;

2.воображаемая ситуация, в которой происходит перенос значения с одной ситуации на другую. Содержание этой ситуации составляет замещение предметов. Но замещать может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия;

3.игровые действия – действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия не с предметами, а со значениями, они носят изобразительный характер;

4.правила. благодаря следованию игровым правилам развивается произвольность поведения;

5.В игре нужен товарищ, без него она теряет смысл.

Эльконин выделяет 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры, отражающих динамику ее развития на протяжении дошкольного детства:

    На первом уровне центральным содержанием игры являются преимущественно предметные действия. Роли фактически есть, но они не определяют действия, а сами проистекают из характера производимых ребенком действий. Действия однообразны и повторяемы, их логика легко нарушается.

    На втором уровне центральным содержанием игры по-прежнему остаются предметные действия. При этом на передний план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Расширяется число и виды игровых действий.

    На третьем уровне основным содержанием игры является выполнение роли и связанных с нею действий. Появляются игровые действия, действия разнообразны, появляется специфическая ролевая речь.

    На четвертом уровне основным содержанием игры является выполнение действий, отражающее отношение к другим людям.

Эльконин указывал на двойную символизацию детской игры: во-первых, при игровом употреблении предмета, т.е. при переносе действия на другой предмет и его переименование, и, во-вторых, при принятии на себя и выполнении роли взрослого, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих социальную суть принятой роли. Психологическое значение замещения состоит в том, что в этом процессе мысль ребенка отделяется от действия, однако, в начале необходима опорная точка для этой мысли о действии, каковой является предмет-заместитель.

Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

1.развитие мотивационно-потребностной сферы;

2.преодоление познавательного эгоцентризма ребенка;

3.развитие идеального плана;

4.развитие произвольности действий. Произвольное поведение – такое поведение, которое осуществляется в соответствии с образцом и контролируется путем сопоставления с этим образцом как эталоном).

Основные новообразования развития мотивационно-потребеностной сферы определяются эмоционально-действенной ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, выделением основных функций социальной деятельности. Результатом такой ориентировки является формирование у ребенка новых по содержанию социальных мотивов, важнейшими из которых являются стремление к социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности и мотив занять новую социальную позицию. В игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются «волевые мотивы». В игре зарождается функция контроля. Выготский главное значение детской игры видел в формировании опосредования, в формировании идеального плана сознания. По мнению Фельдштейна, в игре возникают основные психологические новообразования – ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные механизмы поведения: контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

Сюжетно-ролевая игра не является единственным видом деятельности, влияющим на развитие личности дошкольника. Большое значение в этом плане играют так называемые продуктивные виды деятельности: рисование, лепка и т.д.) по Эльконину, характерная их черта состоит в том, что они имеют замысел, который реализуется в известных условиях при использовании известных материалов и с помощью известных орудий. В дошкольном возрасте есть и учение, но, чтобы ребенок учился по программе, заданной взрослым, он должен быть к ней личностно готов.

Особое место в развитии ребенка занимает восприятие, переживание и сочинение сказки. Сказка помогает выйти за рамки семейного мира, уяснить моральный смысл поступков в мире взрослых людей, сопереживая и «содействуя» героям сказки, утвердиться в уверенности в себе.

Формы элементарного труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей.

Основные новообразования дошкольного возраста.

1.Эльконин отмечал, что в конце дошкольного возраста формируется первый абрис мировоззрения. Ребенок считает, что мир рукотворен;

2.Леонтьев отмечал, что важнейшим психическим новообразованием, возникающим к концу дошкольного возраста, является соподчинение мотивов. На протяжении всего дошкольного возраста присутствуют 4 основных мотива: игровой, мотив, связанный с установлением хороших отношений, мотив, связанный с желанием быть похожим на взрослого, мотив себялюбия и самоуважения. К концу возраста появляются еще 4 мотива: познавательный, соревновательный, общественный (желание сделать полезное) и нравственный (желание делать как правильно). В результате соподчинения мотивов в случае их столкновения познавательный и общественный мотивы должны подавить игровой;

3.во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие мотивы.

4.формирование произвольности поведения;

5.возникновение первичных этических инстанций и моральных чувств;

6.возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослым. Постепенно ребенок начинает понимать, какими качествами он обладает, как к нему относятся другие и почему. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что он не все может (начало самооценки). Чтоб правильно научиться оценивать себя, он учится правильно оценивать других. Сначала оценка других зависит от отношения к нему, но потом отношение к другим отделяется от его поступков. Эмоции, толкающие его на поступок, заслоняют сам поступок, и только к концу дошкольного возраста ребенок учится правильно оценивать свои действия, сравнивая себя с другими;

7.развивается и эмоциональная сфера. Чувства приобретают глубину и устойчивость, развивается «разумность» чувств (ребенок начинает понимать их смысл). Эмоции становятся более обобщенными и устойчивыми, они интеллектуализируются. Развивается эмоциональный контроль, адекватное эмоциональное реагирование, ребята учатся сдерживать чувства. Ребенок начинает понимать «язык» чувств, уместно и адекватно воплощать его. Начало формирования высших чувств (высшие социальные чувства, эмпатия, эстетические чувства);

8.особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Мухина связывает возникновение воли с: a)развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);

b)установлением отношений между мотивом и целью действий (действие неинтересное, а мотив отдален);

с)развитие планирующей функции речи.

9.развитие ориентировки составляет сущность развития всех познавательных функций в дошкольном возрасте.

10. развитие речи. Происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Происходит обогащение словаря в 3 раза за счет сложных слов. Развивается фонематический слух и происходит осознание словесного состава речи. Развивается понимание словесного состава предложения (какое слово первое…). Развивается коммуникативная функция речи. При специальном обучении формируется контекстная речь. У некоторых детей формируется объяснительная функция речи.

11.развитие восприятия в этом возрасте, по сути является развитием способов и средств ориентации. Происходит усвоение сенсорных эталонов – исторически сложившихся представлений о разновидностях отдельных свойств предметов и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике. Развиваются такие действия восприятия, как: наблюдение, планомерное и последовательное обследование предмета, действие идентификации, сравнение, приравнивание к сенсорному образцу и моделирующие действия (умение рисовать план);

12.внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Сензитивный период развития произвольного внимания – 5-7 лет. Сначала взрослый управляет вниманием ребенка с помощью жеста и слова, потом ребенок сам управляет своим вниманием с помощью жеста и слова;

13.в центре сознания в дошкольном возрасте, по Выготскому, стоит память. Формируется произвольная память в конце возраста. Ребенок сначала осознает саму мнемическую задачу, взрослый учит его приемам произвольного запоминания, связывая новый материал со старым. И, наконец, ребенок сам пользуется произвольной памятью;

14.развивается продуктивное воображение, надо развивать репродуктивное и творческое воображение Выготский говорил, что во всех видах детского творчества деятельность фантазий является направленной на определенную цель. С деятельностью воображения, по Выготскому тесно связано движение чувств (все фантастическое является реальным в эмоциональной смысле), но во всех своих фантастических взлетах воображение питается реальным опытом ребенка – чем богаче опыт ребенка, тем более яркими являются продукты его воображения. Дьяченко различает познавательное и аффективное воображение дошкольника. Познавательное воображение связано с развитием символической функции (использование заместителя), его основная задача – специфическое отражение объективного мира, преодоление противоречий в представлении о действительности. Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия складывающегося у ребенка «образа Я» и реальности и является одним из механизмов его построения.

15.основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий (сравнение, сериация, установление причинно-следственных связей, классификация, обобщение). Развитие осведомленности. Ведущий тип мышления – наглядно-образное. К концу возраста мышление становится наглядно-схематическим. Развитие знаково-символической функции (замещение, схематизация, понимание символа). Начинает развиваться логическое мышление, опираясь на знаково-символическую функцию. В основе логического мышления лежит формирование житейских понятий.

По Божович, осознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают новые потребности, которые игра удовлетворить не в состоянии. У ребенка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность и создает кризис семи лет.

Кризис семи лет связан с появлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином «внутренняя позиция». Ребенок на рубеже 7-8 лет начинает переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Здесь встает проблема готовности ребенка к школе. По Божович, у ребенка, поступающего в школу, должны быть: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, кроме того, у него должны возникнуть иерархия мотивов, внутренние этические инстанции, самооценка. все это и составляет психологическую готовность к школе.

Готовность к школе – целостное образование, оно включает функциональную, умственную и личностную готовность.

Функциональная готовность – такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, различного рода интеллектуальные и физические нагрузки не будут обременительны для ребенка.

Познавательная готовность: дифференцированное восприятие, развитие наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире, развитие произвольного внимания, произвольной и непроизвольной памяти, развитая речь, воссоздающее и творческое воображение.

Личностная готовность: способность индивида соотносить собственное поведение, деятельность, успехи, неудачи с социальными норами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений. Желание учиться, иерархия мотивов, произвольное поведение, умение общаться, познавательные мотивы поведения, соответствующий уровень развития эмоций и чувств, развитие самосознания и самооценки.

Основные новообразования дошкольного возраста в области познавательной сфера.

Развитие речи. Развиваются функции речи. Коммуникативная речь проходит путь развития от ситуативной к контекстной (достаточно полно описывающей ситуацию, факт, содержание книги).

Сенсорное развитие дошкольника. Как показали исследования Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов-фонем родного языка: «Дети начинают их слышать в категориальном ключе». Эталоны - это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Наряду с усвоением сенсорных эталонов восприятия ребенка развиваются такие действия восприятия; наблюдение, планомерное и последовательное обследование предмета, действия идентификации, отнесение к эталону, моделирующие действия.

Развитие внимания. Помимо ситуативных средств (например, жеста), организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнить заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства. Помимо развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Развитие памяти. Память ребенка в основном не произвольна, ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Как показал Зннченко, в игре непроизвольной памятью удерживается то, что было целью игрового действия. В конце дошкольного возраста начинает развиваться произвольное запоминание.

Развитие воображения, В дошкольном возрасте должно целенаправленно развиваться репродуктивное воображение (что необходимо для учебной деятельности), а также творческое воображение.

Развитие мышления. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Это наглядно-образное мышление. Выполнение действия со знаками требует отвлечения от реальных предметов. При этом используются слова и числе как заместители предметов. Мышление, осуществляемое при помощи действий со знаками, является отвлеченным мышлением - логическим мышлением. Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. В процессе игры_ рисования, конструирования и Других ВИДОВ деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков - наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знайки.

Вторая часть вопроса

Общение. В 1-ой половине дошк. возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместно-познавательной деятельности. Мотив общения – познавательный. Дети задают много вопросов. Общение носит внеситуативный характер.

К концу дошк. возраста у детей появляется в общении внеситуативно-личностная форма, кот. побуждается личностным мотивом. Взрослый дл реб-ка – конкретное соц. лицо, член общества. Поэтому реб-к отражает не только ту сторону, кот-ой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуации (кормит, лечит, учит), но и обсуждает такие детали жизни взрослого, кот. реб-ка не касаются.

Общение со сверстниками возникает и развивается в тесной связи общения реб-ка и взрослого и испытывает влияние последнего. В ходе общения со сверстниками самооценка и самосознание достигается иначе, чем в общ-нии со взрослым.

1. Реб-к сам разворачивает активность, направленную на ознакомление.

2. Обнаруживает эмоц. отн-ние к воздействиям, которые оказывает на него партнер.

3. Стремится показать себя в способности и умении, позволяет ознакомиться с собой.

4. Проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагируя на отн-ние последнего.

Вывод (Лисина): потребность в общении со сверстниками так же, как и с взрослым, является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к самооценке и самопознанию через другого ребенка и с его помощью.

Новообразования: иерархия мотивов, начало нравственного развития, начало нравственного сознания.

Тема 1.4. Основы психологии группы.

Вопрос 2. Особенности общения и группового поведения в дошкольном и школьном возрасте.

Базовые понятия: общение, группа, статус.

Вопросы для изучения:

1. Особенности малой группы детского сада.

2. Особенности общения в дошкольном возрасте.

3. Развитие общения в школьном возрасте.

Особенности малой группы детского сада.

Рассмотрим специфику малой группы детского сада. Группа детского сада, с одной стороны, явление социально-педагогическое, развивающееся под воздействием воспитателей, которые ставят перед этой группой социально-значимые задачи. С другой стороны, благодаря существующим внутригрупповым процессам в ней имеются зачатки саморегуляции. Являясь своеобразной малой группой, группа детского сада представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности.

Применительно к детской группе Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:

1. поведенческая, к ней относят: общение, взаимодействие в совместной деятельности и поведение члена группы, адресованное другому.

2. эмоциональная (межличностные отношения). К ней относят деловые отношения (в ходе совместной деятельности), оценочные (взаимное оценивание детей) и собственно личностные отношения.

3. когнитивная (гностическая). К ней относятся восприятие и понимание детьми друг друга (социальная перцепция), результатом которых являются взаимные оценки и самооценки.

В группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми. Прослеживается существование относительно устойчивого положения дошкольника в группе. Проявляется определенная степень ситуативности в отношениях дошкольников. Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников. Значимыми также являются те дети, с которыми испытуемые больше взаимодействовали, а этими детьми часто оказываются сверстники своего пола. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре не одинаково – они выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности. Было показано, что повышение успешности в этой деятельности повышает число положительных форм взаимодействия и повышает статус ребенка.



В основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность в продуктивной деятельности. Анализ психологических исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников. От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников. Интересная возрастная закономерность выявляется и в обосновании выборов: младшие дошкольники в пять раз чаще, чем дети подготовительных групп называли положительные качества сверстника, которые он проявлял по отношению к ним лично; старшие отмечали качества сверстника, в которых проявлялось отношение ко всем членам группы, кроме того, если дети первой половины дошкольного возраста чаще обосновывают свои выборы интересной совместной деятельностью, то дети второй половины возраста – дружескими отношениями.

Существуют группы более благополучные, чем остальные, с высоким уровнем взаимных симпатий и удовлетворенностью отношений, где почти не наблюдается "изолированных" детей. В этих группах обнаруживается высокий уровень общения и почти отсутствуют дети, которых сверстники не хотят принимать в общую игру. Ценностные ориентации в таких группах как правило направлены на нравственные качества.

Затронем вопрос о детях с трудностями в общении. Каковы причины их изолированности? Известно, что в таких случаях не может быть полноценного развития личности ребенка, т.к. обедняется опыт научения социальным ролям, нарушается формирование самооценки ребенка, способствуя развитию у ребенка неуверенности в себе. В ряде случаев затруднения в общения могут вызвать у этих детей недоброжелательное отношение к сверстникам, озлобленность, агрессию в качестве компенсации.

А.А. Рояк выделяет следующие характерные трудности:

1. ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру.

2. ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер.

3. ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно.

4. ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

a. наличие взаимных симпатий;

b. наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе;

c. наличие сопереживания;

d. наличие способности "приспосабливаться" друг к другу;

e. наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Таким образом, группа детского сада – целостное образование, представляет из себя единую функциональную систему со своей структурой ми динамикой. Присутствует сложная система межличностных иерархизированных связей ее членов в соответствии с их деловыми и личностными качествами, ценностными ориентациями группы, определяющими, какие качества наиболее высоко в ней ценятся.

Особенности общения в дошкольном возрасте.

Рассмотрим, как изменяется общение детей друг с другом в дошкольном возрасте. В качестве основных параметров возьмем: содержание потребности в общении, мотивы и средства общения.

Потребность в общении с другими детьми формируется у ребенка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками: существенно (вдвое) увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе "творить". Усиливается тенденция "обыгрывания" дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения. К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживанием имеется в виду одинаковое отношение, сходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений).

Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные.

Таким образом, в начале ребенок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создает повод для обращения к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оцененным сверстником. Ребенок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.

В сфере общения со сверстниками М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения: у младших детей (2-3 года) ведущее положение занимают выразительные и практические операции. Начиная с 3 лет, речь выступает на первый план и занимает ведущее положение.

Содержание мотивов, лежащих в основе создания игровых объединений, детей старшего дошкольного возраста во многом совпадает с содержанием их ценностных ориентаций. По данным Т.А. Репиной, дети этого возраста называли общность интересов, давали высокую оценку деловым успехам партнера, ряду его личностных качеств, вместе с тем, было выявлено, что мотивом объединения в игре может быть боязнь остаться в одиночестве или желание командовать, быть главным.

В общении детей со сверстниками выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М.И.Лисина):

1. Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и само выражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-

мимические.

2. Ситуативно-деловая форма возникает примерно в 4 года. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников - сюжетно-ролевой игры. Основным средством общения становится речь.

3. Внеситуативно-деловая форма наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они "играют рядом, а не вместе". О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения.

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения.

1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества. Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане.

2. Ситуативно-деловое общение. В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым.

3. Внеситуативно-познавательное общение. С появлением первых вопросов ребенка: "почему?", "зачем?", "откуда?", "как?" - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее" как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Общением дошкольников со сверстниками происходи в форме игры. Главное содержание игры - выполнение действий, которые связаны с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ярко выражена эмоциональная вовлеченность в игру.

Общение в игре в младшем дошкольном возрасте носит характер наблюдений и подражаний. К четырем годам дети вступают в стадию игрового сотрудничества, когда партнёр становится важной и неотъемлемой частью игры. В страшим дошкольном возрасте дети уже могут договориться о теме игры, ролях, спланировать игровые действия вперед, поддерживать диалог, сохраняя возможность реагировать на неожиданные высказывания партнера.

М.И. Лисина выделяет в общении дошкольников со сверстниками несколько периодов:

1. Возникновения деятельности общения со сверстниками. После своего появления на свет, ребенок не контактирует с окружающими. Реакции новорожденного на сверстников (например, плач) носят характер заражения, имеют рефлекторную природу и не являются коммуникацией.

2. Первый год жизни. По мнению, Э.Л. Фрухт, взаимодействие детей старше 8-9 месяцев, является первой формой социального контакта. Свой вывод исследователь основывает на интересе, которые проявляют дети в данном возрасте.

С.В. Корницкая с данным мнением не согласна и считает, что «общение младенцев побуждается не особой потребностью в общении друг с другом.

М.И. Лисина отмечает, что вышеуказанные суждения требуют фактического обоснования. Она отмечает, что взаимодействие младенцев нуждается в экспериментальном изучении.

3. Ранний возраст. Среди исследователей можно встретить разные указания на то, как взаимодействуют дети в этом возрасте.

По мнению Б. Спок, дети двух лет любят наблюдать за играми друг друга, а считаться друг с другом начинают после трех лет.

В.С. Мухина также указывает на интерес детей раннего возраста к играм друг с другом.

4. Дошкольный возраст. После трех лет у ребенка появляется инициированное общение, дети начинают активно вместе играть. Потребность в общении друг с другом начинает ясно прослеживаться.

Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми:

1. Разнообразие коммуникативных действий и их широкий диапазон. В общении со сверстниками существует множество действий и обращений, которые практически не встречаются при общении со взрослыми. Именно в общении с другими детьми появляются такие формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду и т.д. В общении со сверстниками дошкольник решает большое количество коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль над их выполнением, оценка конкретных поведенческих актов, сравнивание с собой.

2. Общение со сверстниками носит яркую эмоциональную насыщенность. Действия, которые адресованы сверстнику, отличаются более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается много экспрессивных проявлений, которые проявляются в различных эмоциональных состояниях - от яростного негодования до бурной радости, от нежности до чувства гнева.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при общении со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Таким движениям свойственна особая рискованность, ненормированность и незаданность.

4. Преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка важнее его собственное действие, а инициативу сверстников, в большинстве случаев, он не поддерживает.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется: меняются содержание, потребности и мотивы общения. От двух до семи лет отмечается два перелома: первый происходит к четырем годам, второй около шести лет. Первый перелом проявляется в резком возрастании; значимости других детей в жизни ребенка. Если к моменту своего появления и в течение одного-двух лет после этого потребность в общении со сверстником занимает незначительное место, то у четырехлетних детей эта потребность выдвигается на первое место.

Второй переломный момент связан с появлением избирательных привязанностей, дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.

Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы можно назвать формами общения дошкольников со сверстниками.

Первая форма - эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй-четвертый годы жизни). Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. К двум годам дети начинаю проявлять интерес привлечь внимание сверстника к себе, показать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В полтора-два года у детей появляются особые игровые действия, когда они выражают отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться и соревноваться.

В таком взаимодействии важное место занимает подражание. Дети словно заражают друг друга общими движениями, общим настроением, благодаря чему чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок стремиться привлечь к себе его внимание и завоевать расположение. В таких подражательных действиях дошкольники не ограничиваются никакими нормами; они принимают причудливые позы, кувыркаются, кривляются, визжат, хохочут, прыгают от восторга.

Вторая форма общения сверстников ситуативно-деловая. Она формируется примерно к четырем годам и до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (особенно те, кто ходит в детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры, когда дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Общение в ролевой игре происходит как бы на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т.е. от лица взятых ролей - врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка) и на уровне реальных отношений, т.е. тех, которые существуют за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других). В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой. Это может указывать на то, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру. Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

Сотрудничество необходимо отличать от соучастия.

Вместе с потребностью в сотрудничестве необходимо выделять потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Дети внимательно наблюдают за действиями друг друга, постоянно оценивая и часто критикуя партнеров. В возрасте четырех-пяти лет они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, показывают свои преимущества, скрывают от других детей свои промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.

Все это позволяет говорить о качественном изменении отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста, которое заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения, с собой. Ребенок начинает смотреть на себя «глазами сверстника». Таким образом, в ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается новая форма общения, которая называется внеситуативно-деловая. К шести-семи годам у ребенка значительно возрастает число внеситуативных контактов. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.

Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается число внеситуативных, речевых контактов, а с другой изменяется сам образ сверстника, становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.

Выводы по второй главе. В зависимости от коммуникативной направленности можно выделить следующие психологические типы, которые встречаются в дошкольном возрасте: артистический, доминантный, романтический и исполнительный.

В дошкольном возрасте общение ребенка со взрослым человеком изменяется от внеситуативно-познавательного общения до внеситуативно-личностного общения. Формами общения дошкольников со сверстниками являются: эмоционально-практическое общение со сверстниками; ситуативно-деловая форма; внеситуативно-деловая форма.

Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности, которые отличаются от общения со взрослыми: разнообразием коммуникативных действий и их широким диапазоном; яркой эмоциональной насыщенностью; нестандартностью и нерегламентированностью общения; преобладание в общении со сверстниками инициативных действий над ответными.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: