Oчарование красоты. Таким образом, что есть красота

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине». которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола. Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.

Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола. Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Женщине»

Стихотворение «Женщине» В.Я.Брюсов написал в конце девятнадцатого века. В тот период он женился на гувернантке своей сестры. Его новая жена была образована и умна. Она представляла собой редкую женщину того времени, способную самостоятельно заработать себе на жизнь.

Поэт был поражен сочетанием в ней безупречности, красоты и ума. Но не только ей посвятил В.Я.Брюсов свое произведение. Он поднял на пьедестал всех женщин. Автор был ценителем прекрасного пола, женщины его вдохновляли. Он сравнивает женщину с источником мудрости «книга между книг». В то время в мире главенствующих мужчин это был смелый вызов.

Поэт думает о том, что женщина приносит радость и, в то же время, боль. Видимо сам переживал он такие противоречивые чувства во имя любви. Он проводит сравнение женской сущности с «божественным напитком». Нарицательной стала фраза В.Я.Брюсова о женской правоте. Он отмечает влияние женщин на мужчин. Даже таща ярмо, мужчины готовы служить женщинам. В стихотворении смешиваются такие женские качества как колдовство и божественность. Эти особенности сочетаются между собой.

В произведении женщина возвышена до уровня божества, а мужчина порабощен. Даже понимая, что умрет, мужчина поддается чарам и «славословит бешено средь пыток». Такой обжигающий напиток, как женщина, обжигает и своей резкостью порабощает сильного мужчину. Брюсов показывает порабощение как достоинство и вершину удовольствия.

На протяжении всей жизни поэт уважал и ценил женщин. Ему приписывали множество романов, но он был верен своей жене. Именно ее он считал идеалом. Возможно, он и списывал женские качества именно с нее. В.Я.Брюсова всегда восторгала и пугала противоречивость женского характера.

В стихотворении он задается вопросом, почему двойная жизнь так свойственна женской натуре. Поэт считал, что даже умная и образованная девушка не сможет ответить на этот вопрос. Сегодня в русской литературе это стихотворение более всех возвышает и, без использования метафор, обожествляет женщину. Удивительным образом автор собрал все достоинства прекрасной половины человечества в столь коротком произведении.

«Женщине» В.Брюсов

Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его листах безумен каждый миг.

Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!

Он жжет огнем, едва в уста проник;
И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права.
Ты — в наших безднах образ божества!


И молимся — от века — на тебя!

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест . Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.

Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.

Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.

Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.

Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола . Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.

Образец анализа стихотворения

После изучения отдельных лирических произведений целесообразно провести заключительный урок.

Заключительное занятие по лирике обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных лирике.

Заключительные уроки можно проводить в различных формах. Это и уроки-викторины, и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Это также может быть и лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся в лекцию можно включить чтение образцов лирики мастерами художественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Этот урок, независимо от формы, должен быть обучающим и воспитывающим. С этого урока учащиеся должны унести с собой конкретные ответы на вопросы: Чем лирика изучаемого поэта отличается от поэзии его предшественников? В чем особенности его лирики? Каковы основные темы и мотивы? Каково значение лирики изучаемого поэта?

Ты – свернутый, запечатленный свиток,

В его строках и дум и слов избыток,

В его словах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток.

Он жжет огнем, едва в уста проник,

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток

Ты – женщина, и этим ты права,

От века убрана короной звездной,

Ты – в наших безднах образ божества.

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся – от века – на тебя.

Стихотворение В.Брюсова – сонет. Это излюбленная форма лириков для создания гармоничных стихов, воспевающих прекрасное. Форма сонета выбрана Брюсовым не случайно. Это произведение – гимн женщине. И основная тема данного стихотворения – могущество женских чар.

Брюсов употребляет простое местоимение «ты» в рефрене. Символист подсказывает нам с помощью определенно-личных и неопределенно-личных конструкций («тебе мы служим», «мы для тебя влечем ярем железный», «молимся», «пьющий пламя подавляет крик», «славословит бешено»): эта «ты» известна каждому. Но нет ей имени, Она – и свято чтимый идол, «образ божества», колдовское зелье. Используя в рефрене двусоставное предложение с нулевой связкой в составном именном сказуемом («Ты – женщина»), Брюсов подчеркивает наибольшее постоянство двух понятий: «ты», «женщина». «Женщине» автор не дает имени, она – собирательный образ всех правнучек Евы.

Раскрыть сущность женщины помогают поэту символы, представленные видом тропа – метафорой.

Женщина – книга между книг (то есть главная книга, которую интересно прочесть любому), запечатленный свиток (не каждому доступно драгоценное писание, полное открытий), ведьмовский напиток (верное средство перенестись в иной, волшебный и безумный мир), коронованная звездами божественная особа. Овеществление женщины в первой и второй строфах помогает выразить отношение автора к ней как к чему-то драгоценному, оберегаемому. Сделать поэтическую роль яркой, эмоционально окрашенной позволяют Валерию Брюсову используемые эпитеты: свиток – запечатленный, свернутый; напиток – жгучий огнем; корона – звездная. Особый оттенок придает важным для автора строкам инверсия:

В его строках и дум и слов избыток…

Тебе мы служим, тверди гор дробя.

Соединение несоединимого в словосочетании «пьющий пламя» подсказывает читателю, что, по мнению автора, ради женщины любой способен на безумство, «подавляя крик».

Употребление анафоры: «Ты – женщина, ты – книга между книг, ты – свиток; В его строках и дум и слов избыток, в его строках безумен каждый миг», - делает речь автора более связной, концентрирует внимание читателя на основных понятиях.

Обратимся к другому языковому уровню – фонетическому: в первых двух строфах преобладает аллитерация, что подчеркивает ритмичность и официальность гимна женщине в разговорной интонации.

Ассонанс в третьей и четвертой строфах делает строки восхваления женщины мелодичными, позволяет создать напевную интонацию.

Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свернутый, запечатленный свиток

U - |U - |U - |U - |U – | U

Стихотворный размер произведения Брюсова – пятистопный ямб. Поэт – символист использует архаизмы: уста, славословит, убрана, влесет, ярем, тверди. Архаизмы позволяют подчеркнуть, что уже издавна – «от века» – «молились…на тебя», что женщина, как божество, - непреходящая величина и что она всегда будет вдохновлять поэтов пламенем своего огня.

Обилие художественных средств и приемов позволяет автору стихотворения достичь единства формы и содержания.

Послушать стихотворение Брюсова Женщине

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Женщине


Согласно древнегреческой легенде, великий философ древности Аристотель не очень был благосклонен к женщинам, считая их существами дикими и легкомысленными. А однажды он имел неосторожность высказаться о коварстве и продажности куртизанки самого Александра Македонского. Какова же была месть, и какое наказание постигло Аристотеля в лице этой женщины - далее в обзоре.


О популярном античном философе Аристотеле существует огромное множество различных историй и легенд, в которых уже очень сложно отделить правду от вымысла.

Но достоверно известно, что он в общении с людьми был не совсем любезен, холоден и надменен. И мало кто решался вступить с ним в спор. Он логично, остроумно и жестоко отклонял любые доводы, которые были для него не приемлемы. А его высокомерное и пренебрежительное отношение к женщинам вообще не имело границ. Однако однажды он за это поплатился.

Кампаспа и древнегреческий философ Аристотель

Невзирая на то, что древнегреческий мудрец презирал женщин, он прекрасно знал, как они могут обольщать и какова сила стоит за хрупкими и невинными созданиями, способными сломить даже самого сильного мужчину и подчинить его своей воле. Именно поэтому Аристотель предостерегал всех своих учеников о "дурном влиянии женщин на становление мужской личности".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-aristotel-i-kampasma-0013.jpg" alt="Аристотель и Филлис. (1521). Гравюра на дереве. Автор: Лука Лейденский." title="Аристотель и Филлис. (1521). Гравюра на дереве.

Куртизанка оседлала седого Аристотеля и тот, смирившись со своим унижением, катал ее по зеленым садовым аллеям. А в это время из окна за происходящим наблюдал сам Александр. На немой вопрос ученика смущенный Аристотель ответил: "Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудрённым человеком, то представляешь, во что она может превратить тебя" .

Царь стал свидетелем того, как была сломлена воля его мудрого учителя и, наконец, осознал, насколько вероломными и хитрыми могут быть женщины. Этот случай послужил ему хорошим уроком на будущее.

Title="Аристотель и Филлис.

Аристотель и Филлис.
Гравюра. Монреальский музей изобразительных искусств.

Эта занимательная история под собой не имеет документального подтверждения в летописях античности. Однако в 1189 году эта притча была записана священником церкви Нотр-Дам в Руане - Анри де Андели и часто использовалась в церковных проповедях. А в средние века и эпоху Возрождения она послужила вдохновением для творчества множества западноевропейских живописцев и скульпторов.




Популяризированный сюжет во всей красе можно видеть на полотнах, фресках итальянс­ких ренессансных дворцов, на кессонных панелях, гравюрах, гобеленах и статуях.

Художник Апеллес и Кампаспа

Впору вспомнить и еще одну легенду об Александре Македонском, его возлюбленной Кампаспе и художнике Апеллесе, сюжет которой также лег в основу множества произведений искусства художников в средние века и эпоху Возрождения.

получал поистине царскую плату - 20 талантов в золоте, а за некоторые по приказу Александра Македонского плату отмеряли по весу картины".

До наших дней не дошло ни единого творения мастера, однако историки утверждают, что если когда-нибудь будет найдена гробница Александра, то мир увидит пропавшие фрески Апеллеса, так как именно он, будучи придворным художником и другом Александра, расписывал гробницу царя.


Так уж вышло, что из одного военного похода Александр привез великолепную красавицу и гетеру Кампаспу, ставшую одной из первых и желанных возлюбленных юного македонского царя. Очарованный ее красотой, царь заказал художнику Апеллесу портрет своей возлюбленной. Прекрасная любовница царя стала источником вдохновения и любви для самого художника.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-aristotel-i-kampasma-0016.jpg" alt="Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра. (1896). Автор: Джон Уильям Годвард." title="Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. Фасад Лувра. (1896).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-aristotel-i-kampasma-0018.jpg" alt="Апеллес рисует Кампаспу. (1700–1704). Автор: Себастьяно Риччи." title="Апеллес рисует Кампаспу. (1700–1704).

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-aristotel-i-kampasma-0020.jpg" alt="Апеллес пишет Кампаспу. (1720). Автор: Франческо Тревизани. " title="Апеллес пишет Кампаспу. (1720).

4 апреля исполнилось 89 лет знаменитой актрисе театра и кино, Народной артистке СССР, одной из самых красивых звезд советского экрана Элине Быстрицкой.

Ее завораживающей красотой любовалась вся страна, в то время как сама актриса часто становилась заложницей этого всеобщего восхищения – ведь его нередко сопровождала зависть. К тому же с надоедливыми ухажерами она всегда обращалась достаточно жестко, а ведь среди них попадались влиятельные люди…

Слава неприступной красавицы с твердым характером закрепилась за ней с юности, хотя сама она свою внешность не считала неординарной: «Мне никогда в детстве не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет, в госпитале. Двое раненых разговаривают: «Посмотри, какая хорошенькая девушка!» Оглянулась – никого… Потом долго смотрела в зеркало – ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго…».

Результаты этого строгого воспитания вскоре испытали на себе ее однокурсники. За ней ухаживали многие, но все получали от ворот поворот. 20-летнюю первокурсницу за ее несговорчивый характер даже прозвали «синим чулком».

На последнем курсе института к надоедливым поклонникам пришлось применить «физические меры»: тем, кто не понимал слов, она не раздумывая отвешивала оплеухи. А рука у Быстрицкой была тяжелая – после одной такой пощечины неудачливый шутник отлетел чуть ли не на 3 метра. Свидетелями этой сцены стали преподаватели, которые незамедлительно обвинили ее в хулиганском поведении – ведь эта пощечина была далеко не первой.

Из-за этого инцидента на заседании комсомольской организации ее решили исключить из комсомола и отчислить из института, но на тот момент все обошлось. Быстрицкая так переживала из-за этого глупого происшествия, что даже задумывалась о самоубийстве.

Быстрицкая устроилась в Вильнюсский драмтеатр. В 1954 г.

Она успешно прошла пробы на роль Аксиньи в «Тихом Доне» Сергея Герасимова. На эту роль претендовала ученица режиссера Нонна Мордюкова, из-за отказа она чуть было не покончила с собой. Но на кандидатуре Быстрицкой настоял сам Михаил Шолохов, увидев в ней настоящую героиню своего романа. Роль Аксиньи стала актерским триумфом Быстрицкой. «Тихий Дон» признали фильмом года-1957, его посмотрели 47 млн зрителей.

В 1959 г. Быстрицкую зачислили в труппу Малого театра. Там она опять поплатилась за свою прямолинейность: заявила режиссеру о том, что его жена не может играть мадам Бовари из-за проблем с фигурой, и после этого на 1,5 года Быстрицкая лишилась ролей.

По той же причине актриса испортила отношения и с Шолоховым – позволила себе резкий выпад в его адрес. А после того, как она отказала во взаимности чиновнику, возглавлявшему советскую делегацию в Англии, стала на несколько лет невыездной.

Из-за слухов о неуживчивом характере Быстрицкой и отказе от ролей, случился 27-летний перерыв в ее кинокарьере – режиссеры просто перестали приглашать ее на съемки. Бескомпромиссный характер помешал актрисе построить и личное счастье: она не смогла простить мужу измен, и после расставания с ним больше не вышла замуж.

Сейчас Элина Быстрицкая – легендарная Аксинья из “Тихого Дона” Сергея Герасимова – уже много лет живет одна. В силу своего характера и воспитания артистка никогда не афишировала отношения с мужчинами.

Но несчастной Быстрицкая себя вовсе не чувствует.

“У меня это все было – замечательный муж, его дети. В какой-то момент это ушло. Все же не может быть постоянно, – сказала актриса в одном из интервью. – Сегодня для меня счастье – то, что я физически здорова, могу выйти на сцену моего любимого театра и, могу предположить, что в состоянии сделать что-то в кино. Для меня счастье – это вставать утром и знать, что тебе есть что делать”.

Коллеги знают ее принципиальность, твердость, желание любой ценой отстаивать честь и правду. И поражаются энергии и жизнелюбию Быстрицкой – она и в 89 лет выступает с концертами, в том числе сольными, где исполняет романсы, русские народные песни и песни военных лет, играет в бильярд.

А еще она обожает спорт – в разные годы увлекалась греблей и стрельбой в тире. “У меня есть гантели. По полкило каждая. Для женщины больше не нужно. Есть у меня гимнастическая палка, обруч. Пока все это мне доступно. Форма еще не ушла. Конечно, я сегодня не та, какой была 25 лет назад. Я это понимаю. И не притязаю на исключительность в сохранении вечной молодости”, – говорила звезда.

Хотя здоровье актрису порой подводит. Но она считает это расплатой за былое счастье.

“Мне жаль того, что ушло время. Очень много пропущено. Я не могла получить то, что хотела, по разным причинам. Не только из-за моего характера, – признавалась журналистам Быстрицкая. – Сегодня моя отрада – мои друзья, с которыми я общаюсь ежедневно, даже несколько раз в день, с ними я советуюсь. Мой круг – это мой круг, и я никого чужого не хочу туда пускать. Это тайна. У меня есть все остальное, чтобы чувствовать себя комфортно”.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: