Общение между мальчиками и девочками в школе. Общение между мальчиками и девочками Подготовили: Васолашко А

Педагогический факультет

Кафедра психологии образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Особенности общения в дошкольном возрасте:

популярные и не популярные дети у сверстников»

Введение

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.2 Структура межличностных отношений

1.3 Становление и развитие межличностных отношений

Глава 2.Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников

2.1 Эмоциональное благополучие ребёнка как необходимое условие его психического здоровья

2.2 Отношения к сверстникам у популярных и не популярных дошкольников

2.3 Проблемные формы межличностных отношений

Глава 3.Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников

Заключение

Библиографический список литературы

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью.

Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы курсовой работы определяется следующими аспектами:

Наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста;

Необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него;

Следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе дошкольных учреждений, в связи с появлением новых воспитательных технологий.

Специальные исследования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений.

В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы должно по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие ребёнка в зависимости от его статуса в данной группе сверстников.

Цель курсового исследования – выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста, рассмотрев их структуру, становление и развитие.

2. Охарактеризовать эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников.

3. Показать различные формы межличностных отношений.

Глава 1.Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры), либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер.

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, "как все"). Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников.

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.

Сначала разберитесь, в чем ошибка.

· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

Уважаемые коллеги, вы знаете, как важно научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола. Чтобы вам проще было решать эту задачу, мы предлагаем несколько простых советов.

  1. Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения, обращайте внимание детей на то, как ведут себя уважаемые ребенком взрослые (родители, другие педагоги, тренер, знакомые и т.д.).
  2. Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола в условиях ДОУ (на прогулках, занятиях, в процессе игровой деятельности и др.), для них это будет хорошей тренировкой в поведении.
  3. Проводите специализированные занятия, беседы и другие мероприятия, в процессе которых дети познакомятся с понятием «родословная семьи», рассказывайте поучительные или просто интересные истории на эту тему. Они будут способствовать развитию интереса ребенка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания. Особое место занимает помощь родителям в сохранении и укреплении семейных традиций.
  4. Формируйте у ребенка поведение, свойственное представителям его пола, с помощью праздников и развлечений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду», как инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, познавательно-тематические вечера: «Традиции и обычаи русского народа», «Как жили москвичи в древности», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Веселая ярмарка», праздники: «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта», дни рождения детей, конкурсы: «А ну- ка, девочки!», «А ну-ка, мальчики!» и др.
  5. Как можно чаще привлекайте мальчиков и девочек к посильной для них помощи взрослым (навести порядок в группе, подготовить материалы к занятию, убрать посуду со стола и др.). Напоминайте детям о том, чтобы они помогали друг другу. Например, мальчики могли бы помочь девочкам выполнить тяжелую (но посильную детям) физическую работу, а девочки помогли бы мальчикам выполнить задания, где требуется кропотливый ручной труд.
  6. В группе ДОУ организуйте пространство для игр, с учетом пола ребенка (игры мальчиков, девочек, совместные игры).
  7. Используйте методы и приемы народной педагогики, читайте детям народные песенки и потешки, сказки, пойте песни, рассказывайте о былинных героях.
  8. Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребенок не получит ответа, он найдет его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
  9. Организуйте консультации и беседы с родителями воспитанников если у них возникают затруднения в решении задач полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

Ирина Кашеварова
Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста

«Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста » на тему : «Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста ».

Проблема общения является многогранной и актуальной проблемой современности, которая охватывает широкий круг разных вопросов, научное и практическое решение которых стало общественной необходимостью .

В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения , где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи) . Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте , когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования так же выделяет одну из образовательных областей – социально – коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как приоритетное направление его жизнедеятельности. Современный ребенок стремится к самоутверждению и персонализации себя в обществе , но весьма важно воспитать в нем социально – значимые качества и научить быстро и гибко адаптироваться в социуме, помочь через культуру и способы общения войти в социальную жизнь. Перед дошкольным образованием встают проблемы : не просто организовать социальное развитие дошкольников , а научить детей при вхождении в общество взаимодействовать с другими людьми и между собой.

Из кого же состоит современное общество ? Конечно из разных людей, из разных личностей. А эти личности – мужчины и женщины. Мужчины и женщины вырастают из мальчиков и девочек . Это тоже личности, только поменьше ростом. И живут они вместе в своем обществе – в дошкольном учреждении . Как же общение складывается между собой у них?

1. Чем похожи, а чем отличаются мальчики и девочки .

Обратимся за ответом к поэтам.

Быть мамой девчонок, конечно, не то :

Там куклы, посудка, больничка, лото,

Там пышные платья и косы до пят.

Тебе ж подарила судьба пацанят!

Твой дом украшают не вазочки роз,

А киборг-убийца, что сын твой принес,

Найдя его в луже у дома родного,

Почистил, помыл и теперь он как новый.

Нет, это не хлам, и не смей убирать!

Ты хочешь военную базу сломать?

Ты хочешь снести самолетный ангар?

Одумайся, женщина! Это ж кошмар!

Ты в бой поведешь оловянных солдат,

Будь смелой и дерзкой, ни шагу назад!

Так, с фланга зайди, артиллерией бей.

(Не знаешь, что это - спроси сыновей) .

Ты выучишь с ними все марки машин,

А станут побольше все виды их шин.

Еще подрастут и тебя просветят,

Как действуют стартер, кардан и домкрат.

Без них ты могла б ничего не узнать

Зачем нужен лобзик? Неужто лобзать?

Тиски нам зачем? Может тискать кого-то?

Подшипник - что это? С шипами чего-то?

ТАК МНОГО ВСЕГО, ЧТО МОГЛО ПРОЙТИ МИМО!

НО ВОТ ОНО СЧАСТЬЕ - БЫТЬ МАМОЮ СЫНА!

Если был бы я девчонкой.

Эдуард Успенский

Если был бы я девчонкой -

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала :

"Молодчина ты, сынок!"

Конечно это шутка, в которой есть лишь доля правды. Чем же отличаются друг от друга девочки и мальчики ? А может они одинаковые? Ведь все они – дети?

Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному – мальчики , обычно, более активны. Новорожденные дети отличаются не только строением половых органов. Специфика поведения мальчиков и девочек существует с первых дней жизни.

Девочки в среднем дольше спят. У них ниже, чем у мальчиков , пороги тактильной и болевой чувствительности. Зато у мальчиков лучше мышечное развитие и способность, будучи положенными на живот, удерживать головку. Установлено, что девочки лучше реагируют на сладкое и при подслащивании молока увеличивают активность сосания больше, чем мальчики .

После трех месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на окружающее : мальчики более восприимчивы при визуальном (зрительном) поощрении - активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы; девочки лучше воспринимают слуховое поощрение, например,

ласковое проговаривание. В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, у мальчиков - при восприятии немузыкальных прерывистых звуков.

Первые различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки больше времени проводят с матерью, неохотно уходят с рук и чаще возвращаются к ней, тяготеют к пассивным играм. Мальчики более самостоятельны и активны.

Начиная с трехлетнего возраста , все более проявляются различия у мальчиков и девочек в интересах , проявлениях эмоциональности и в поведении.

К четырем годам интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры больше связаны с природой и эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры . Мальчикам , в отличие от девочек , для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам . Если пространство мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную : лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «Отчего?» или «Почему?» . Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности. Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Увидев что-либо новое, после вопроса «Что такое?» девочка оценивает предмет словами «красиво» или «некрасиво» .

В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Девочки используют все игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек . Эта особенность мужского пола может быть названа преобразующей деятельностью, ее нельзя не учитывать в воспитании мальчиков . Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности : ухаживать, нянчить,

проявлять заботу, наставлять, поучать. Эти черты ярко проявляются в ролевых играх девочек- дошкольниц , в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды) .

Имеются отличия и в речи представителей разного пола. У девочек преобладают имена существительные и прилагательные. При передаче прочитанного в устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, а в устной речи - к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. В связи с тем, что мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек , в их словарном фонде часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.

Мальчики оптимистичнее , простодушнее и откровеннее девочек . Они всегда «более дети» , чем девочки , которые в пять лет уже «женщины» . Девочки видят намного больше мальчиков , лучше понимают, что творится в семье, точнее разбираются в людях. Они проявляют скрытность и недоброжелательность к более ярким девочкам и интересуются , во что одеты их подружки.

Мальчики хотят казаться хуже , чем они есть, девочки , напротив, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее» , приветливее и вежливее. Нарушения дисциплины у девочек более редки , чем у мальчиков , и обычно носят скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда , когда истинными виновниками и зачинщиками нарушения порядка являются сами.

Мальчики уже с 3-6 лет более агрессивны, чем девочки . Поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена , различие следует считать врожденным. У девочек преобладает словесная агрессия - они обзывают, кричат, но стараются избегать прямого выражения открытой враждебности. В последние годы возросла агрессивность , как мальчиков , так и девочек которые , подобно мальчикам , стали прибегать к дракам.

У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга» . У девочек морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, происходит быстрее, чем у мальчиков . Именно поэтому на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел , решении задач и в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками . После периода полового созревания картина меняется.

Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики долго «раскачиваются» . Девочки лучше выполняют задачи типовые, шаблонные. Мальчиков увлекает поисковая деятельность, им лучше чуть-чуть не дообъяснить, натолкнуть на нахождение решения.

В организации образовательного процесса не всегда учитываются психологические особенности мальчиков . Существующие в современном образовании стратегии обучения, формы и методы работы с детьми рассчитаны в большей степени на девочек , ориентированы на женскую модель поведения, так как требуют в первую очередь прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости.

Мальчики более подвижны , непоседливы, непослушны, у них чаще возникают конфликты, поэтому они получают больше дисциплинарных замечаний, отрицательных оценок, их чаще наказывают. По мнению Б. Хартли, более низкие достижения мальчиков в учебе , чем у девочек , частые нарушения дисциплины, объясняются тем, что роль «настоящей женщины» и «хорошей ученицы» не противоречат друг другу, в то время как роль «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» во многом не совпадают. Это противоречие объясняет отрицательное отношение к учению мальчиков , где, по их мнению, нет места для проявления мужских качеств.

Существует различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно , что конкретно оценивается, для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки (какой момент деятельности оценивается, девочки более заинтересованы в эмоциональном общении с взрослыми , для них важно, какое они произвели впечатление.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки, как положительные, так и отрицательные. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно недоволен педагог. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Необходимо объяснить ситуацию точно и кратко. На замечание «ты плохой» мальчик не может отреагировать - он дезориентирован.

Девочкам нельзя сказать слово «плохо» , так как бурная эмоциональная реакция не позволит им осознать, что именно плохо и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип - прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание.

Давать оценку деятельности следует разными словами. Слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков . Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница» и т. д.

2. Как «уживаются» мальчики и девочки в одном коллективе ?

Конечно девочки и мальчики очень разные . Как же они «уживаются» в одном коллективе между собой? Ссорятся или дружат? Радуются друг другу или нет? Во что играют?

Взаимоотношения детей дошкольного возраста - это и отношения мальчиков и девочек . Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как

воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой , он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.

Перед игрой дети помнят кто они, мальчики или девочки . Мальчики в игре , подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии : летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.

Девочки же , подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.

А в ходе самой игры они часто об этом забывают и общаются просто, как сверстники.

Чаще всего в общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности :

Дети группируются по полу;

Возникает общность интересов;

Появляется специфическое чувство «МЫ» : «Мы - мальчики » или «Мы - девочки » . В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек , а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей. Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек .

3. Проблемы формирования дружбы между мальчиками и девочками . Роль воспитателя в решении этой проблемы.

Формирование дружбы между детьми разного пола – одна из важнейших задач этой проблемы. Но в современном детском саду в основном осуществляется бесполое воспитание. Упускаются из виду учёт определённой специфики в развитии мальчиков и девочек . Специфические черты не формируются, часто забывается, что сегодняшний мальчик – будущий мужчина , защитник Родины, опора в семье, а девочка – заботливая мать , жена, хранительница домашнего очага. Подобные факты имеют социальные корни. В настоящее время в нашем обществе получило распространённое явление маскулинизации женщины, т. е. преобладание у неё типично мужских черт характера, а как следствие – снижение милосердия, сострадания; бескорыстной помощи. Дети в основном дают положительные оценки представителям своего пола, чем другого. Девочки получают значительно больше положительных оценок и меньше отрицательных по сравнению с мальчиками . Важным средством формирования дружбы между детьми разного пола является творческая игра, в которой особенно ярко проявляется половая дифференциация. Экспериментальные данные показывают, что дети, в качестве партнёров предпочитают сверстников своего пола, особенно в старшем возрасте (только 7-10 % контактов с детьми противоположного пола) . Разобщённость

мальчиков и девочек в игре в основном определяется разной направленностью их игровых интересов (со стороны девочек проявляется интерес к бытовым игрушкам, у мальчиков – спортивным и строительным). Девочки часто играют в изоляции от мальчиков , почти без их участия на такие темы, как «Парикмахерская» , «Магазин» , «Ателье» , «Детский сад» . В этих играх главными являются «женские» роли, занимаемые девочками , а второстепенные роли редко привлекают мальчиков . К их любимым играм относятся действия с машинами, технической игрушкой, со строительным материалом, а также на темы : «Госпиталь» , «Теплоход» , «Поезд» , «Космонавты» , «Милиция» . В совместных игах характер детских взаимоотношений различен.

Некоторые мальчики всегда доброжелательны к противоположному полу, уступают, играют как с равными, стараются помочь. Другие - могут относиться к девочкам по-разному , в зависимости от ролей. 10% мальчиков конфликтуют , часто обижают, что, скорее всего, объясняется их индивидуальными особенностями, уровнем воспитания. У девочек отношение к мальчикам в совместной игре другое. Одни всегда - доброжелательны. Другие - в основном доброжелательны, но любят приказывать, требуют подчинения, обижаются, когда их желания не выполняются. Кто то может относиться по разному, в зависимости от распределения ролей. Есть девчонки, которые всегда конфликтуют (нервничают, ворчат, стремятся только к главным ролям) . В результате подобного анализа можно сделать вывод, что именно девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола. Они более критичны к мальчикам , более требовательны и менее снисходительны. Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются : организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении.

Необходимо подобрать детскую художественную литературу, повествующей о дружбе. Прежде всего русские народные сказки. К литературным произведениям на реалистическую тематику отнесены : «Подарок»

С. Баруздина, «Рассказы о детях» , «Волшебное слово» В. Осеевой, «Котёнок» Л. Толстого, «Нехорошая история» Е. Серовой, «Самое страшное» Е. Пермяка

(где девочки отказались играть с грубым, высокомерным мальчиком ) и т. д. Необходимо определить соответствующие правила поведения детей, добиваться их понимания и уяснения : «Обидеть девочку недостойно мужчины » , «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват» , «Девочка должна помогать мальчикам , заботиться о них» , «Женщину украшает доброта и аккуратность» . Искусству - быть мужчиной и женщиной учат пословицы, поговорки, мудрые народные заповеди, которые могут использоваться в работе с детьми. Вопросы формирования дружбы между детьми противоположного пола требуют серьёзной разработки. Это – проблема государственной важности. При условии успешного её решения дети будут воспитаны на чувствах взаимной любви, честности и социальной ответственности.

4. Из опыта работы.

В моей группе 21 девочка и 9 мальчиков . Возраст – 6лет , подготовительная к школе группа. Как ни странно, но девочки – это девочки , а мальчишки – натуральные мальчишки . Девочки разбиваются в игре на маленькие группы или на пары, а мальчишки играют все вместе . Вероятно потому, что их мало. Мальчики много двигаются , или играют в строительные игры, но обязательно по всей группе. Часто мешают девчонкам, овладевая пространством. Девочки «возникают» , мальчики – уступают .

Часто мальчики и девочки играют вместе , но это обязательно подвижные игры : пятнашки, прятки, подражания мультяшным героям, игры в пиратов и даже в «полицию» , или «войну» .

В спокойные с\р игры, такие как «Школа» , «Магазин» , «Больница» , девочки играют одни . Мальчишек там нет .

Б) Общение в режимных моментах .

Мальчики уступают место девочкам у раковины , или место на стуле, но только после напоминания взрослого.

Мальчики с большим желанием выбирают себе пару среди девочек , например при выходе на прогулку, а девочки нет . Предпочитают «подружку» .

Девочки любят яркие ножницы и передники, а мальчишки стесняются розовых предметов и блестящих карандашей.

Мальчики не очень стараются в танце с девчонкой. Кланяются и провожают девочку на место , только после напоминания взрослого.

Если случайно, мальчик грубо задел девочку в игре , он сразу просит прощения и пугается, особенно, если девочка заплакала .

Не все мальчики любят и умеют «дежурить» в процессе приема пищи, но очень любят готовить столы к продуктивной деятельности. Девочки все делают охотнее и помогают товарищу - мальчику .

Мальчишки стесняются , если девочка за ними ухаживает .

В туалете, я не замечала, что бы дети проявляли друг к другу интерес.

В «дни рождения» и мальчики , и девочки , с удовольствием говорят друг другу разные пожелания.

Если ребенок долго отсутствовал в группе (например : отпуск у родителей, все дети, и мальчики , и девочки очень радуются друг другу.

На занятиях мальчишки предпочитают сесть все вместе, как – то объединиться. Приходится делать акцент : «сели : мальчик- девочка » . Не обижаются – выполняют.

Наблюдаю, что мальчики и девочки симпатизируют друг другу. Редко, но услышать можно : «Я люблю Захара» …Такая «любовь» больше прослеживалась в старшей группе, чем в подготовительной.

Мальчик маленького роста , как правило, в пару выбирает высокую девочку .

Никто никогда не обзывал друг друга «толстяком» или «толстухой» .

Девочки больше подстраиваются под игры мальчиков , если они вместе играют.

Дети в моей группе очень добрые, вероятно они любимы нами взрослыми и родителями. Конфликтов между детьми практически нет, и тем более между мальчиками и девочками .

В) Высказывания мальчиков и девочек друг о друге . Разговор «по душам» с подгруппой девочек и с одним мальчиком .

Воспитатель (я) : «Девочки , в нашей группе есть дружба между мальчиками и вами девочками

Настя (6,4) : «Я думаю, что некоторые между собой дружат, а некоторые

нет, я дружу со всеми».

Соня (6,8) : «Не все дружат, а я со многими дружу, у меня полно друзей – мальчишек , даже которых вы не знаете».

Милена (6,5) : «А я н дружу с нашими мальчиками , потому что люблю Антошку, вы его не знаете, ему 10 лет».

Воспитатель : «Во что в любите с ними играть?»

Настя (6,4) : «На улице, в догонялки. Еще люблю с мальчиками просто разговаривать, особенно с Захаром».

Воспитатель : «Почему именно с Захаром?»

Настя (6,4) : «Да он маленького размера, ну т. е роста и он хороший» .

Соня (6,8) : «Я люблю с ними играть в морской бой» .

Присоединилась к разговору еще одна Настя (6,3) : «А я люблю только Диму, и ни с кем больше н хочу дружить» .

Воспитатель : «Почему только Диму?»

Настя (6,3) : «Он мне помогает кровать заправлять и один раз подарил цветок, только не настоящий».

К нам подошел Максим(6,1) .

Воспитатель : «А ты, Максим, как думаешь, в нашей группе мальчики и девочки дружат

Максим(6,1) : «Не знаю» .

Воспитатель : «А ты во что бы с девочками поиграл

Максим(6,1) : «В догонялки» .

Воспитатель : «А тебя девочки берут в игру

Максим(6,1) : «Нет, не берут. Да мне Настя нравится, он высокая красивая и быстро бегает».

Заключение.

Конечно, в дореволюционной России, девочки и мальчики воспитывались отдельными учителями, разными методами, в разных помещениях. И в этом была своя правда.

Да, они совсем не похожи друг на друга, и учителя им необходимы разные, и игры, и развивающая среда. Но наш современный мир слишком уж «современный» . Культура очень разнообразная, технический прогресс развивается со скорость света. Родители, да и педагоги живут со словами «давай быстрей» . Все второпях. Где уж нам задуматься над гендерным воспитанием? Женщины становятся сильнее, мужчины слабее, во всех смыслах. Матери чаще воспитывают детей одни. Трудно разобраться, как правильно воспитывать мальчиков , а как девочек . Все как -будто перемешалось, перепуталось.

Я думаю, что если мужчины и женщины, девочки и мальчики , не будут друг друга поддерживать в нашем мире, все пропадем.

Пусть девчонки и мальчишки растут вместе . А что будет дальше – время покажет. Но нам педагогам, да и родителям, нельзя забывать, кто есть кто.

Литература :

1. Бочарава Ю. Ю. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования КГПУ им. В. П. Астафьева, «Психолог в детском саду» .

2. Доронова Т. Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» , - М 2009

3. Пол или гендер? (Девочки налево , мальчики направо ) // Обруч, 2009 г. №3

4. Мальчики и девочки // Обруч , 2007г. №5

5. Мальчики и девочки : две половинки? // Обруч, 1998г. №6

Опыт работы. Интернет – ресурсы.

Дипломная работа

Общение мальчиков и девочек дошкольного возраста в группе сверстников

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы общения в дошкольном возрасте

1.1Проблемы общения и межличностных отношений в психологии

1.2Общество сверстников в группе детского сада

3Особенности общения мальчиков и девочек, общая характеристика взаимоотношений между детьми

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование общения мальчиков и девочек дошкольного возраста

2.1Организация и методы исследования

2.2Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования . В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют.

Увеличение потока работ, посвященных различным проблемам психологии общения, отнюдь не является фактом случайным. Скорее оно, это увеличение, - форма ответа ученых на жгучую потребность времени: не только, наконец, получить достаточно полную картину психической жизни человека и, так сказать, в натуре увидеть действие социальных факторов, которые эту жизнь определяют, но и научиться все эти факторы успешно использовать при организации воспитания, труда, быта и лечения людей. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений, поэтому учет непреднамеренных воздействий воспитателей, самоизменений дошкольника в организации целенаправленной педагогической деятельности создает реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания дошкольников. Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений и наблюдения за работой студентов в ходе педагогической практики показывают, что как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем вызывают затруднения вопросы организации воспитания мальчиков и девочек в изменившихся социокультурных условиях. Анализ практики работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что воспитание мальчиков и девочек сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В дипломной работе также были использованы работы по проблеме общения в дошкольном возрасте таких исследователей, как Леонтьев А.А., Андреева Г.М., Галигузова Л.И., Горбачева В.А., Лисина М.И., Мухина В.С., Репина Т.А., Рояк А.А., Рузская А.Г., Смирнова Е.О., Калягина Е.А., Холмогорова В.М. и т.д.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определят потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В тоже время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ре



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: