Образовательные терренкуры территории детского сада. «Терренкур – педагогическая технология оздоравливания детей в условиях ДОУ»

Эколого-краеведческий терренкур «Моё село – Перемышль»

малыши детского сада «Радуга» отправились в увлекательное путешествие на весенний эколого – краеведческий образовательный терренкур«Моё село – Перемышль» . В чем же заключался весенний терренкур? Это была пешая прогулка по эколого-краеведческим тропам по селуПеремышль с конечной остановкой вцентральном парке на площади Свободы.Целью нашего терренкура - объединить детей от средней до подготовительных групп в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.

Воспитатели и педагоги ДОУ, разрабатывая маршруты весеннего терренкура ставили прежде всего такие задачи как:

· Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.

· Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном селе Перемышль.

· Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.

· Воспитывать любовь к родному селу.

· Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней.

У каждой группы был разработан свой маршрут, по которому они должны добраться до конечной остановки. На протяжении всего маршрута дети получали информацию о той или иной достопримечательности родного села, о названиях улиц Перемышля. Так например маршрутгруппы №1. Дети прошли от территории детского сада по улице Красный Октябрь, свернув направо перешли Пушкарский ров, где от воспитателя Рожковой Е.А. узнали, что очень давно здесь жили пушкари, которые охраняли Перемышль, поэтому он и получил это название. Повернув с улицы Л.Толстого налево, дети увидели Успенский собор, который является памятником архитектуры. Спустились вниз по Соборной горе и поднялись по Никитской горе к Храму Сошествия Святага Духа. Елена Васильевна рассказала ребятам, что он был построен на средства купца Кузьмы Афанасьевича Медведева, и также является достопримечательностью села Перемышль.

Так и получая познавательную информациюи добрались детишки до цели своего путешествия, где уже их ждали различные станции: «Краеведческая», «Архитектурная», «Экологическая», «В гостях у Лесовичка», «Музыкальная», «Спортивная». На каждой станции детям были приготовлены различные интересные задания, где дети могли блеснуть своей эрудицией, кругозором, знаниями в той или иной области в зависимости от станции. Например, на станцию «Архитектурная» дети пришли не с пустыми руками, они предоставили «главному архитектору» Никоновой А.В. проекты «Новый микрорайон села Перемышль»и рассказали о достопримечательностях села, определяя своеобразие русского деревянного и каменного зодчества, называли их детали.

Далее детям были предложены загадки с целью систематизировать знания о геометрических телах. Затем дети называли красивые и известные дома своего села и поиграли в игру «Раз, два, три – беги!», где закрепили умения различать и называть строительные детали. На краеведческой станции дети рассказывали о своем маршруте, о том, что узнали нового и интересного о своем селе. Рассматривали альбом о Перемышле, пытались узнать современные здания на фотографиях старого Перемышля, задавали вопросы, делились впечатлениями.

Также плодотворно и увлекательно прошло посещение и остальных станций. На экологическойвместе с Фурсовой С.И. разгадывали загадки, определяли названия растений, которые произрастают в парке, называли лекарственные растения нашего края и рассказывали о их лечебных свойствах.

Под деревцем в маленьком домике детишек встречал Лесовичок (Хромова М.В.). У хранителя этого прекрасного

парка также было много интересных заданий, а также он припас много желудей и шишек, которые ненароком

рассыпал, так что детишкам было предложено помочь Лесовичку и собрать их в корзиночки.

После того как были выполнены все задания, вместе с Лесовичком водили веселый хоровод вокруг деревца парка.

На спортивной станции их ждал Соболевский К.Л. с мячами, обручами и другим спортивным инвентарем.

Детишки прыгали, бегали, соревновались. Смогли показать свои физические данные, ловкость, сноровку.

На конечной музыкальной станции собрались все участники и гости терренкура. Среди гостей были заведующий РОНО Барышенская О.Н., корреспондент газеты «Наша жизнь» Иванкина С.Д., родители и просто жители Перемышля и района, которые по воле случая оказались в парке. Под звуки аккордеона (Сурженкова О.Ю.) дети вместе с воспитателями исполнили песню про Перемышль, музыку к которой написала Григрова Л.И., а слова Опяри З.И. И вот льются над кронами деревьев парка прекрасные слова песни:

Перемышль – городок небольшой,

Я люблю тебя всею душой.

И в жару и в пургу,

Без тебя не могу.

Уставшие, но очень довольные, возвращались детишки в детский сад, где их уже ждал вкусный обед и красивые кроватки в спальне. Все….. Терренкур окончен – отдыхать!

При проведении терренкура было решено ряд задач: это и общеразвивающие, и оздоровительные,и воспитательные. Но самое главное, что проведение такого рода мероприятия, позволяет каждому воспитаннику почувствовать себяполноправным гражданином нашей Родины, гордиться, называя себя Перемышлянином, восхищаться и любить край, в котором родился, заботиться о красотечистоте своего села.

Терренкур образовательный.

сентябрь 2015.

Образовательные терренкуры на территориидетского сада – это специально организованные маршруты для детей по территории ДОУ с посещением зоны игр на асфальте, на участках, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп.

ТЕРЕНКУР, KUR – лечение не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Терренкур способствует закаливанию организма, а красота природы, спокойная обстановка создают предпосылки для снятия нервного напряжения.

Маршруты нашего терренкура включали в себя следующие станции: «Математическая», «Змейка» - игральная, «Веселый мяч» - физкультурная, «Танцевальная», «Почемучка» - опытно-экспериментальная, «Сказочная».

Семинар-практикум для воспитателей "Использование технологии «Терренкур», как средство оздоровления дошкольников"

    Сапрыкина Татьяна Павловна, воспитатель

Цель:
– ознакомление педагогов ДУ с новой технологией оздоровления детей дошкольного возраста

Задачи:

    Познакомить с технологией «терренкур»

    Познакомить воспитателей со способом организации маршрута терренкура;

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог

План семинара – практикума:

    Теоретическая часть

    Практическая часть.

    Задания для воспитателей

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие -смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем, что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Одной из таких форм работы развитию и оздоровлению дошкольников является терренкур. Что это такое?

Терренкур, согласно толковому словарю Ефимовой , это:

1) Точно дозированная по времени и по расстоянию лечебная ходьба.

2) Специально оборудованная дорожка для такой ходьбы.

В малой медицинской энциклопедии терренкур (франц. terrain местность + нем. Kur лечение) - метод лечебной физкультуры, заключающийся в дозированной ходьбе по специально проложенным и оборудованным маршрутам на пересеченной местности .

Изначально понятие «терренкур» представляет собой ходьбу по горным и равнинным местностям, он использовался в пионерских лагерях Краснодарского края. Например, во всем известном лагере «Орленок» терренкур существует уже на протяжении многих лет, он является одним из основных способов оздоравливания детей, проводится в виде экскурсий, походов, прогулок по пересеченной местности, с определенной физической нагрузкой, с подъемами в гору, со спусками, с переходом через ручьи вброд и по навесным мостам.

Изучив эти определения, для себя возьмем, что терренкур для дошкольников - это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр с использованием прохождения данных маршрутов на территории детского сада, которые способствуют оздоровлению организма воспитанников, повышению уровня двигательной активности.

При преодолении специальных маршрутов улучшается выносливость, налаживается работа опорно-двигательного аппарата, а также восстанавливается тонус сосудов и мышц. Правильно дозированные физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на вещественный обмен, дыхательную систему, закаляют организм и являются профилактикой всевозможных заболеваний. Маршрут разбивается на станции. На каждой станции делается небольшая остановка, где проводятся игры, игровые упражнения, выполняются различные дыхательные упражнения. При этом не все «станции» стационарны, их периодически можно менять в зависимости от игровых интересов детей. Каждая «станция» может иметь свое название, например: «Дом феи воды» «Лунные кратеры» «В стране сказок» «Поляна богатырей» «Центр отдыха» «Метеостанция». При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

Обратный путь совершается в спокойном темпе ходьбы. Важно оценивать свое состояние после прогулки: должно быть хорошее самочувствие и ощущаться легкая усталость.

В отличие от занятий в тренажерном зале, прогулки на свежем воздухе более эффективны. Это равносильно сравнению водопроводной воды с чистой родниковой. Вы гуляете, дышите свежим воздухом, наслаждаетесь красивыми видами, но при этом тренируется ваша дыхательная и мышечная системы.

Терренкур помогает решать разные задачи по физической культуре. Это обучение детей новым движениям, закрепление разученных ранее движений, проведение оздоровительных гимнастик. Терренкур поможет не только улучшить здоровье детей и повысить их двигательную активность, но облегчит решение ряда задач образовательной программы:

Формирование элементарных математических представлений: закрепление знания порядкового счёта названий цифр и геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве;

В изобразительной деятельности (рисование мелками, веточками на песке, водой на асфальте); дети учатся видеть красоту природы и передавать её;

Развитие речи (разучивание стихов, кричалок, загадок, составление рассказов);

Знакомство с окружающим миром (игры экологического содержания, экологические праздники);

Музыкальная деятельность (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах, хороводные игры, ритмопластика);

Театрализованная деятельность (обыгрывание знакомых сказок, песенок, потешек) .

Можно сделать вывод, что терренкур – единое образовательное пространство для развития ребенка Такое игровое пространство способствует физическому, интеллектуальному и психо-эмоциональному развитию ребенка: он многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается речь, крупная и мелкая моторика, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Требования к организации образовательных терренкуров с детьми и соблюдению правил в ходе их проведения

Варианты маршрутов разрабатываются с учетом физической нагрузки, познавательного содержания, интересов детей, обсуждаются в процессе взаимодействия воспитателей и инструктора по физической культуре.

Оборудование и атрибуты для организации спортивных, дидактических игр, самостоятельной деятельности подбираются в соответствии с разработанными маршрутами с учетом интересов детей, времени года и погодных условий.

Прогулки предусматривают контроль за соблюдением правильного дыхания, сохранение оптимальной нагрузки, результатом которой является появление у участников маршрута приятной усталости к концу пути. Одежда и обувь воспитанников для прохождения маршрута должны соответствовать сезону года и погодным условиям.

Приобщение воспитанников детского сада к здоровому образу жизни должно находить каждодневную поддержку и у них дома. Ведь главные воспитатели ребенка - его родители. От того, сколько внимания они уделяют здоровью детей, зависит состояние физического комфорта малышей. Поэтому придается большое значение работе с родителями. С помощью различных форм (папок-передвижек, консультаций, показов фрагментов занятий по валеологии на родительских собраниях, «дней открытых дверей») рекомендуется знакомить родителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий .

2.Практическая часть

Структура прогулок с детьми по маршруту терренкура:

    Сбор и движение до следующей остановки терренкуров;

    Остановка, привал, познавательно – исследовательская деятельность детей и взрослых;

    Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

    Самостоятельная деятельность детей;

    Сбор дошкольников и возвращение в группу.

    Познавательные беседы;

    Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями;

    Сбор природного материала;

    Знакомые детям подвижные и дидактические игры;

    Игры на внимание;

    Спортивные игры;

    Комплекс оздоровительных физических упражнений.

Примерный маршрут терренкура в ДОУ

Первая остановка «Цветочная клумба»

Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Спал цветок и вдруг проснулся - (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Игра «Угадай по описанию»

Вторая остановка «Спортивная площадка»

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперѐд-назад прогнулись. (Наклоны, вперѐд-назад.)

По команде приседаем -

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Игровое упражнение «Цапли»

«Лягушки»

Третья остановка «У песочницы»

Учить детей играть дружно, продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать фантазию при лепке фигур из песка.

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда,

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись!

Игра «Слепи фигурку»

Четвертая остановка «В гости к клѐну»

Закрепить название деревьев, рассказать какую пользу деревья приносят для человека, воспитывать любовь к природе.

Ветер тихо клѐн качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клѐн. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Игра «С какого дерева листок»

П/ И. «Ветер и листочки»

    Практические задания для воспитателей.

Для внедрения терренкура в практическую работу каждого педагога рекмендуется провести следующие мероприятия:

    разработать перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы с учетом использования терренкура в режиме дня;

    на основе территории ДОУ разработать маршрут для своей возрастной группы;

    подготовить консультации для педагогов и родителей по данному вопросу.

Список используемой литературы.

    http://enc-dic.com/efremova/Terrenkur-108095.html

    Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг.

    Чепракова Н. В. Терренкур - маршрут оздоровления. Из опыта работы. Инновационные формы оздоровления детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 67-70.

Терренкур

Овчарова Н.Б., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 37 «Ягодка»

Уже во второй половине ХХ века врачи стали рекомендовать пациентам ходьбу по гористой местности в лечебных целях. Тогда в обиход прочно вошёл термин «терренкур». Первый российский маршрут был проложен около восьмидесяти лет назад в городе Кисловодске. Сейчас он считается одним из лучших в стране .

Терренкур – лечебная ходьба. Терренкуром называют особую методику лечения, которая в основном применяется в лечебно-оздоровительных санаториях. В ее основе лежат пешие прогулки, подъемы и спуски в холмистой местности по специальным маршрутам. Она заключается в дозированных восхождениях в гору под углом от 3 до 20 градусов. Ходьба терренкур проводится на свежем воздухе, что закаливает организм, повышает физическую выносливость и нормализует психоэмоциональную деятельность. При этом человеческий организм получает дозированную физическую нагрузку, что способствует развитию выносливости, улучшению работы сердечнососудистой системы и других органов. Как правило, терренкур должен назначаться лечащим врачом и проводиться под наблюдением.

Общие правила ходьбы

1. Ходьбой лучше заниматься в предвечернее время или утром. В солнечную погоду не помешает головной убор.

2. Новичкам стоит начинать с 500 метров в самом медленном темпе и на каждые 100 метров делать перерывы.

3. Для самоконтроля каждые 5 дней нужно подсчитывать пульс в начале маршрута, в конце и спустя 5 минут сидячего отдыха. После перерыва сердцебиение должно вернуться к обычному показателю.

4. Появление в конце маршрута лёгкой усталости – признак правильной тренировки. Заметное переутомление говорит о неправильно выбранном ритме или слишком большой дистанции.

5. Что касается детей, то терренкур в детском саду нежелателен. Малыши будут от него сильно утомляться. А вот ребятам школьного возраста он очень даже полезен.

Поэтому, в чистом его виде, проводить терренкур с детьми дошкольного возраста не рекомендуется. Дошкольникам лучше предложить образовательные терренкуры.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследователькой деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.

Целесообразно использовать для оздоровления детей всю территорию детского сада.

Примерный оздоровительный маршрут для детей старшего дошкольного возраста (теплый сезон).

Мастер класс

Ребята, сегодня мы с вами на прогулке окунёмся в мир природы, впустим её в своё сердце, ощутим себя её частичкою.

1.Остановка «Звуки природы».

Цель: уметь определить на слух знакомые звуки (пение птиц, шелест листьев, треск веток, хвороста, жужжание насекомых).

Задание: закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки природы вы услышали?

Воспитатель. Молодцы, вы умеете слушать звуки природы. С чем их можно сравнить? (С музыкой).

2. Маршрут «Тропинка насекомых». Цель: упражняться в ходьбе в среднем темпе с сохранением правильной осанки, координации движений во время прыжков.

Задание: «Гусеница» отгадайте загадку:

Без рук, без ног, на брюхе ползет и листочки жуёт; а как передвигается гусеница? (пройти зигзагом)

«Муравьи» (на полусогнутых).

На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши - муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.

«Кузнечики» (по переменные прыжки с ноги на ногу).

Я кузнечик-озорник!

Прыгать с детства я привык.

Мне поставил тренер пять,

Значит повод поскакать.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

"Построй муравейник" - построить из травинок муравейник.

3. Остановка «Сад фей» (клумба с фигуркой эльфа) Цель: обогащать словарный запас детей; развивать фантазию, речь, умение придумывать сюжет и развивать его.

4. Маршрут «Разноцветные следы» (круги нарисованы мелками в хаотичном порядке). Цель: закреплять знание цветовых оттенков, умение ориентироваться в пространстве.

Задание: дети выбирают карточки, какого цвета карточка, по кругам того цвета они и скачут.

5. Остановка «Невидимый замок». Цель: закрепить свойства воды (испарение); учить сотрудничеству; вызывать эмоциональное наслаждение от результатов работы.

Задание: дети рисуют «Замок фей» на асфальте водой используя различные кисти, валик.

6. Остановка « Осторожные птицы». Цель: закрепление представлений по теме «Птицы», дыхательная гимнастика. Оборудование: народные духовые игрушки (дудочки, свистульки).

Описание: воспитатель рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается вверх. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих свистульках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (на мостик).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки-свистульки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно.

7.Остановка «Музыка цветов». Цель: развивать ловкость, силу рук.

Задание: долезть до перекладины лестницы, к которой подвешены колокольчики, погремушки и прозвенеть.

Заучивание . Цель: развивать память, работать над звукопроизношением, воспитывать бережное отношение к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Возвращение детей в группу.

Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
  • необыденность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Терренкур, как альтернатива прогулки в условиях Забайкальского края.

МБ ДОУ « Центр развития ребёнка- детский сад № 99»

Воспитатель-эколог Несветова И. В.

Инструктор ФИЗО Кожевникова Ю. А.

Терренкур – одна из форм ЛФК. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормолизации психоэмоциональной деятельности.Терренкур или дозированная ходьба – это чередование ходьбы по ровному месту и пересечённой местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности с целью регуляции кровообращения. Этот способ оздоровления был предложен немецким врачом М. И. Эртелем в 1885 году для лечения больных с сердечнососудистыми заболеваниями. В нашей стране он стал популярным с 20-30-х годов прошлого столетия. Терренкур имеет переменный угол наклона, что помогает укреплять сердце и сосуды. Терренкур применяют и при лечении больных с нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания, пищеварения, движения и опоры. Как аэробное физкультурное средство терренкур выделен в отдельную группу физических упражнений. Естественный терренкур лечит не столько дозированной нагрузкой, сколько общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Наш детский сад санаторный противотуберкулёзный. Его посещают дети с положительной манту, находящиеся в контакте с туберкулёзными больными. Расположен детский сад в лесной зоне возле стадиона СибВО, недалеко протекает река Кайдаловка – это даёт прекрасные возможности для проведения походов, экскурсий и общения с природой. Именно поэтому мы решили использовать этот способ оздоровления в работе с детьми нашего сада и разработали свои маршруты для терренкура.

ПРИМЕРНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕРРЕНКУРА.

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Дыхательная игра «Хомячки»

Инструктор говорит: «Нужно пройти 10 шагов надув щёки, чтобы быть похожими на хомячков. Рот закрыть, дышать носом». По сигналу инструктора дети хлопают кулачками по щекам так, чтобы изо рта вышел воздух, делают 15 шагов и снова становятся «хомячками» – надувают щёки. Упражнения повторяют 4-6 раз. Инструктор контролирует правильность осанки детей и чёткость выполнения заданий. Дозировка – 1-2 минуты.

Упражнение «У нас хорошая осанка»

У нас хорошая осанка. Встать прямо, руки вдоль туловища. Мы свели лопатки. Свести лопатки (руки поставить на пояс) – 2 раза. Мы походим на носках. Повернуться вокруг себя на носках. Мы пойдём на пятках. Повернуться в обратную сторону на пятках. Пойдём мягко, как лисята. Пройти вкрадчиво. Ну, а если надоест, Пройти «по-медвежьи». То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес. Дождик! Дождик! Что ты льёшь? Погулять нам не даёшь? Притопы. Дождик! Дождик! Полно лить! Прыжки на месте. Деток, землю, лес мочить. После дождика на даче, Ходьба Мы по лужицам поскачем. Прыжки через «лужи» вперёд-назад.

ИГРА «Слушай внимательно»

Дети идут в колонне по одному и внимательно слушают инструктора: 1 свисток – прыжки на двух ногах; 2 свистка – остановка; 3 свистка – ходьба в приседе.

ИГРА «Болото» Детей разделяют на две группы: «журавлей» и «лягушек». Стая «журавлей» размещается на одном конце площадки, «лягушек» – на противоположном. Посередине площадки чертят большой круг – «болото». Когда все играющие займут свои позиции, команда «лягушек» поёт: Лягушечки-квакушечки. По бережку гуляют, комариков-судариков и мошек собирают. Им отвечает хор журавлей:

Журавлики-кораблики летят под небесами, Все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, То поскорей от журавлей в болото уходите.

Во время исполнения этой песенки «лягушки скачут на корточках в «болото». По окончании пения «журавли», прыгая и размахивая руками, изображают летящих птиц и спешат к «болоту», чтобы поймать «лягушек», не успевших войти в круг. Те, кого поймали, выходят из игры.

ИГРА «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один ребёнок выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладёт кому-нибудь в руки лисичку и становится в центре круга, говоря вместе с играющими: «Хитрая лиса, где ты? «Лиса» прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!» Дети разбегаются и залезают на заранее расставленные скамейки, бордюры, лесенки, доски, гимн. стенку. Тот, кто не успел занять место и кого «лиса» осалила, остаётся посреди комнаты с «лисой». Все играющие присоединяются к этим детям образуя новый круг. Игрушка передаётся другому участнику. Игра повторяется несколько раз и заканчивается предложением поиграть по-другому. Последний пойманный «лиса» должен закрыть глаза, играющие идут по кругу, а инструктор произносит:

Мы по кругу идём, пусть глаза не открывает, Мы лисичку зовём. Нас по голосу узнает.

Затем дети останавливаются, и кто-нибудь по указанию в-ля спрашивает: «Хитрая лисица, где я?» Стоящая в кругу «лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до него игрушкой и сказать: «Здесь ты!», а потом передать лисичку кому-нибудь другому и встать в круг.

ИГРА «Аистёнок»

Игра помогает развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет позвоночника и мышцы ног.

И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперёд, голову приподнять. Удерживать равновесие как можно дольше, затем вернуться в и.п. Повторить упражнение с другой ноги.

УПРАЖНЕНИЕ «Все спортом занимаются»

Упражнение помогает развивать координацию движений, укрепляет мышечный корсет позвоночника. Скачет лягушонок. – Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны, в руках массажный мяч малого диаметра.

Ква-ква-ква! – сжимать и разжимать массажный мяч.

Плавает утёнок. – имитация плавания.

Кря-кря-кря! – Сжимать и разжимать массажный мяч.

Все вокруг стараются, – одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются. – менять положение рук.

Маленький бельчонок, – прыжки вверх.

Скок-скок-ксок! Прыжки на месте, впрёд-назад.

С веточки на веточку, – одна рука вверх, другая вниз.

Прыг-скок, прыг-скок! – менять положение рук.

Все вокруг стараются, спортом занимаются. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Запретное движение»

Дети выполняют все задания инструктора (различные положения рук, прыжки, хлопки и т.д.), кроме одного – упор присев. Выполняется 1-2 мин. В заключении дети свободно бегают или ходят по площадке.

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями. Время остановки 10 минут.

(старший возраст, тёплый период)

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: 10.30 – 12.00 (1,5 часа).

1-я остановка – школа фигурного катания. Дети наблюдают за тренировкой спортсменов. Время остановки – 5 минут.

Дорога к стадиону СибВО. Темп движения умеренный т.к. подъём в гору.

2-я остановка – стадион СибВО. Время – 20 минут. Инструктор организует различные подвижные игры и физкультминутки.

Дыхательная игра на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Общие развивающие упражнения

Игровые упражнения

Подвижные игры

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями, птицами. Время остановки 10 минут.

Темп движения на обратном пути следования по маршруту немного меньше, чем в начале пути. При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(старший возраст, холодный период)

Продолжительность похода 30 минут.

Упражнения на дыхание (осуществляется через нос).

Ходьба друг за другом парами, постепенно увеличивая и снижая темп.

Остановка по выбору

Наблюдение за птицами, деревьями, кустарниками и т.д.

2.Ходьба до спортивной площадки или до своего участка.

Остановка. Проводятся: подвижные игры, физкультминутки, комплекс упражнений (на выбор)

3.Построение друг за другом, ходьба с движениями: прыжки на двух ногах; ходьба с высоким подниманием ног; ходьба в полуприсяде; приставной шаг и т.д.

4.Остановка. Игры и игровые упражнения по экологии.

5.Заключительная ходьба в умеренном темпе к ДОУ.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(младший возраст)

1.Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: от 15 до 40 минут

(в зависимости от времени года)

Упражнения на дыхание на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Ходьба парами друг за другом.

Остановка по выбору (смотри схему). Наблюдение за птицами, деревьями, кустами, цветами и т.д.)

2.Ходьба до участка парами в среднем темпе.

Остановка. Игры, физкультминутки (по выбору воспитателя).

Игровые упражнения связанные с бегом (учитывается время года).

Упражнения на дыхание (носом).

3.Построение парами. Ходьба парами в умеренном темпе к ДОУ.

Здоровье дошкольника, его охрана и укрепление является приоритетной для системы дошкольного образования, актуальной остается проблема комплексного подхода к укреплению здоровья детей, результативности данной работы. Для решения данной проблемы педагоги нашего учреждения создали оптимальные условия по оздоравливанию дошкольников в условиях детского сада по направлениям:

Охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка;

Обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;

Воспитание у детей осознанного отношения к своему организму и приобщение к физической культуре и спорту;

Детский сад – это открытая система воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное и социо-культурное благополучие ребенка.

Для физического воспитания дошкольников создано физкультурно-оздоровительное пространство ДОУ: уголки здоровья, тематические выставки по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительные центры в группах, позволяющие осуществлять двигательную активность, спортивное оборудование, нетрадиционное физкультурное оборудование.

Мы решили использовать для оздоравливания наших детей всю территорию детского сада с детьми разных возрастных групп. Были разработаны маршруты здоровья.

Наш терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр с использованием прохождения данных маршрутов по территории детского сада.

Новая технология интересна и удобна детям, потому что им нравятся:

Простота и естественность движений;

Возможность выполнять их в любое время на воздухе;

Привлекательность в связи с возможностью игровой мотивации.

Маршруты средней группы

Понедельник: Маршрут1

Остановка1 «Цветочная клумба» -

Уточнять названия цветов, их строение, особенности их размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям; обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут.

Спал цветок и вдруг проснулся

Спал цветок и вдруг проснулся - (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Игра «Угадай по описанию»

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Вправо-влево наклонились,

И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)

По команде приседаем -

Раз-два-три-четыре-пять.

Упражненье выполняем.

Чур, друзья, не отставать! (Приседания.)

Игровое упражнение «Цапли»

«Лягушки»

Остановка3 «У песочницы» -

Учить детей играть дружно, продолжать знакомить детей со свойствами песка, развивать фантазию при лепке фигур из песка.

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)

Появился самолет. (Полетели как самолеты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки.)

И на место все садись! (Сели на места.)

Игра «Слепи фигурку»

Остановка4 «В гости к клёну» -

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)

Игра «С какого дерева листок»

П.И. «Ветер и листочки»

Вторник: Маршрут2

Остановка1 «Травушка-муравушка»-

Учить устанавливать связь между состоянием живой природы и неживой, развивать умение выражать свои мысли, воспитывать любовь к природе.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда,

Делай «раз и делай «два». (Дети делают движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища впереди стоящей ноги.)

Игра «Кто что ест?»

П.И. «Жмурки»

Остановка2 « Огород» -

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи- это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представление о многообразии овощей.

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре - (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

Игра «Съедобное-несъедобное»

Остановка3 «Кубанский двор»-

Учить детей слушать воспитателя, развиваем мышление, воспитывать любовь к малой родине.

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова -

Раз, два и готово. (Дети шагают, припадают на одну, то на другую ногу, разводят руки в стороны, кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово.)

П.И. «Утка и селезень»

Остановка4 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Игра «Кто громче» (подбрасывая мяч вверх, произносим имя)

Среда: Маршрут3

Остановка1 «В гостях у берёзки» -

Закрепить название деревьев, рассказать какую пользу деревья приносят для человека, воспитывать любовь к природе.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Игра «С какого дерева листок»

Остановка2 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть - на место сесть опять. (Присели.)

П.И. «Через ручеёк»

«Догони свою тень»

Остановка3 ««Игровая площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою - хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)

П.И «Охотник и зайцы»

П.И. «У медведя во бору»

Остановка4 «В гости к птицам» -

Выявить особенности приспособления птиц к сезонам (установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям. Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц.

Приметы: птицы запели в дождь- к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают- к ясной погоде.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Д.И. «Что это за птица»

П.И. «Воробушки и автомобиль»

Четверг: Маршрут4

Остановка1 «Игровая площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Раз, два - дружно встали, (Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим. (Руки на поясе.)

Три, четыре - разведем, (Руки в стороны.)

Заниматься мы начнем. (Наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука-правая нога; правая рука-левая нога).)

С пятки станем на носок, (Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели, (Повороты головы влево-вправо.)

На носочки мы присели (Приседания.)

И как птички полетели. (Побежали)

Самостоятельная игровая деятельность детей

Остановка2 «Спортивная площадка»-

Развивать двигательную активность детей, воспитывать дружеские отношения в игре.

Чтоб получше нам размяться,

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вперёд и назад.)

Вот ещё одно заданье -

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых. (Ходьба на месте.)

Остановка3 «Экспериментальная площадка»-

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, развивать мышление, умение замечать изменения, воспитывать любовь к природе.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до носочков.

Раз - цветок, два - цветок.

А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

Беседа «Что будет с цветком, если его сорвать?»

Остановка4 «Парк»-

Вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас, активизировать память и внимание.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок. (Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем, (Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим. (Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем? (Прыжки на одной ножке.)

Наблюдение за деревьями в парке.

Игра «Найди листок, какой я покажу»

Пятница: Маршрут5

Остановка1 «Ёлочка красавица»-

Продолжать учить детей описывать деревья, отмечая их различия и сходства, характерные признаки; воспитывать любовь к природе.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Остановка2 «Огород»-

Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это сочные части травянистых растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представление о многообразии овощей.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Игра «Овощ или фрукт»

Остановка3 «Сказочная поляна» -

Учить детей придумывать сказки, развивать мышление, воображение.

Вышел зайчик погулять.

Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)

Вот он скачет вниз по склону,

Забегает в лес зелёный.

И несётся меж стволов,

Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)

Зайка маленький устал.

Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)

Замер зайчик средь травы

А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Придумывание сказок детьми.

Остановка4 «Полянка цветов»-

Воспитывать чувство радости при восприятии красиво цветущих растений, стремление сохранять их;

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Игра «Назови какого цвета»

Заучивание стихотворения:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.


Завгородняя Ирина Владимировна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: