О чем можно разговаривать на первом свидании. Инструкции для начинающих Джульетт: о чем говорить на первом свидании с парнем

Итак, последнее слово дописано, точка поставлена - сценарий лежит перед вами. Конечно, вам хочется рассказать об успехе всему миру, вы уже готовитесь разослать подписанные копии всем из списка контактов, но позвольте дать вам короткий совет: не стоит. Все авторы знают, что писательский труд - это переписывание. Роберт Родат (Robert Rodat) создал 11 черновиков «Спасти рядового Райана», прежде чем показать его Paramount для первичного обсуждения. Известные авторы Джоан Дидион (Joan Didion) и Джонн Грегори Данн (John Gregory Dunne) 29 раз переписывали потрясающий «Близко к сердцу» с Мишель Пфайффер и Робертом Редфортом. М. Найт Шьямалан десять раз полностью переписал «Шестое чувство» (каждый раз начиная с чистого листа, вручную на листах блокнота). Даже романист Владимир Набоков утверждал: «Я переписал - может быть несколько раз - каждое слово из когда-либо опубликованных мной работ. Мои карандаши сильнее ластиков».

Для большинства профессионалов киноиндустрии самым серьезным поводом отказать в приеме сценария будут ваши слова: «Возможно, это еще стоит переписать, но что ты про это думаешь?». Конечно, чудеса случаются и история может быть спасена, изредка найдется действительно крепкая структура и живые персонажи, достигшие максимума своего драматического потенциала с первой попытки. Но это всего лишь исключение и еще одна причина для того, чтобы писатели развивали дисциплину, сглаживая углы и добиваясь совершенства.

Не имеет значения, сколько раз вы переписали каждую строчку в своем первом черновике. Неважно проводили ли вы чтения по ролям, удаляли ли лишнее, полируя все ваши диалоги. Кое на что вы закрыли глаза, приближаясь к завершению работы, не так ли? Не выброшены лишние сцены и не добавлены нужные, сюжетные «дыры» проигнорированы, диалоги оставлены неидеальными? Этот сценарий, которому потребовалось столько времени для рождения, все еще просто незаконченный первый черновик. Отправьте его сейчас и окажете величайшую медвежью услугу и себе, и своей истории. Второго шанса не будет.

Вместо этого отложите черновик на неделю - другую. Сходите в кино. Возьмите отпуск. Прочтите книгу. Влюбитесь. Займитесь всем тем, что вы отложили ради написания сценария. Вернитесь обновленным и проверьте: какие чувства текст вызывает у вас сейчас - с новой перспективы. Поставьте себя на позицию рецензентов. Их беспокоит только одно - будет сценарий замечательным или нет. Не хорошим. Не возможно хорошим, если его еще раз переписать. Это должен быть великий сценарий, или он не пройдет.

На самом деле, даже если это отличный сценарий, даже если его купят - ему все еще предстоит череда переписываний, часто еще и кем-то кроме вас. Но уже сейчас вы можете сделать так, чтобы количество правок было минимальным. Начните со структуры. Как хороший садовник, отбросьте сухие ростки и убедитесь, что уделили внимание всему важному, расставьте по местам все нужное. Вернитесь к началу, если вы находите свой финал не выдерживающим критики. Убедитесь, что конец соответствует ожиданиям зрителей, или найдите повод для несоответствия. Устраните «дыры» в сюжете, изучите визуальную или метафорическую ценность подтекста, услышьте каждую произнесенную вслух строку.

Диалоги всегда можно сократить, проходы и переходы между сценами - очистить, действия - выразить точнее. Есть ли у актеров физическая необходимость вести все эти бесконечные диалоги? Можно ли поместить сцены в более интересные локации? Не будет ли трудно смотреть фильм из-за идущих один за одним ночных эпизодов? Не слишком ли затянуты сцены от первого лица с главным героем? Будьте хладнокровны и расчетливы, устраняя лишние камеры, сцены или действия актеров. Сделайте сценарий чистым и удобным для чтения.

Теперь, держа это напутствие в уме, прочтите наши 10 способов переписывания сценария.

1. Если конфликт персонажей кажется слабым…

Проследите за главным героем и его оппонентом. Посмотрите на их взаимодействие, реакции и разнящееся поведение. Проверьте, что повествование о них соответствует сюжетной линии, что каждый играет свою роль и находится в постоянном конфликте с другим. Всем ли ясны их ставки? Растут ли ставки со временем? Достаточно ли они высоки? Каждый ли из них упорно достигает своей цели? Ясны и убедительны ли их мотивы? Насколько они правдоподобны и интересны как противники? Есть ли у них необходимые навыки и правдоподобные ограничения? Почему нам не все равно кто из них победит, а кто проиграет?

2. Если главный герой кажется скучным…

Достаточно ли сильная у него мотивация? Есть ли у него убедительные личные проблемы (предыстория) в дополнение к основной теме повествования? (Подумайте о сильной второстепенной линии). Есть ли читаемый подтекст в том, что персонаж говорит и делает, поддерживает ли он загадку и интерес к герою, заставляет ли нас сопереживать ему?


3. Если история постоянно кажется плоской…

Слишком много повествования будет замедлять историю. Вырежьте все, что написано для создания настроения или описания окружения, если это может быть выражено в действии. Отбросьте диалог, если нужную информацию можно донести с помощью поступка, а не рассказать. При этом сильные диалоги могут спасти даже катастрофически слабые эпизоды. Динамика сцены должна быть такой, чтобы актеры могли импровизировать диалог, если вы его им не напишите. Ну и, наконец, прислушайтесь к себе: не вызывают ли некоторые сцены ощущения, что мы это уже где-то видели?

4. Если в сюжет невозможно поверить…

Действуют ли герои в соответствии с тем, кто они есть или кем хотят казаться? Существуют ли спецэффекты, соответствующие тону повествования? Есть ли достоверные причины и следствия развития сцены? Перепроверьте, что воспоминания, сны, склейки и/или повествование используются именно в качестве выразительного инструмента - не стали ли они просто «костылями» для разваливающейся истории? (Подсказка: если вам нужны подобные приемы для рассказа вашей истории, поищите «дырку» в своем сюжете).


5. Если диалоги звучат заезжено…

Проверьте, что у каждого персонажа свой голос. Не «застряли» ли герои, разглагольствуя об увиденном или собственной истории? Попробуйте передать переживания персонажей и их историю в действиях. Героя легче выразить через его поведение. Ну и, наконец, не придется ли зрителю «выпытывать» историю из ваших персонажей? Есть ли у них, что рассказать?

6. Если сцены и персонажи кажутся скучными…

Можете ли вы удалить часть сцен или объединить несколько героев в одного? Получилось ли наделить второстепенных персонажей собственным голосом? Не затянуты ли сцены? Чем экономнее сцена, тем меньше déjà vu - «я это уже где-то видел или слышал» - будет в ней.

7. Если сценарий кажется переполненным разговорами…

Как много слов можно выбросить из каждой сцены или из каждого обмена репликами? (Подсказка: выбросьте так много, как сможете, не лишая сцену смысла). Реакция актера - например, приподнятая бровь - часто может заменить диалог. И потом, если героиня ставит на стол стакан воды, неужели ей действительно нужно говорить: «Вот твоя вода»?!

8. Если вы не устояли перед соблазном поруководить прямо на страницах…

Убедитесь, что указания камере необходимы, а описания сцен не включают точные описания гардероба и декораций (для этого есть настоящие профессионалы). Вы уверены, что все вводные указания для актеров необходимы? Если да, то ваша сцена написана недостаточно понятно.

9. Если сценарий слишком длинный…

Вам нужны все эти дополнительные истории? Не появились ли повторы? Не появился ли еще один персонаж с той же целью, что и предыдущий? Вы удалили указания для камеры, музыкальные сигналы и другие элементы, отвлекающие от драматических событий истории? Самые впечатляющие сценарии содержали по 100 - 130 страниц (что превратилось примерно в 1 минуту экранного времени на страницу). Ваш может быть длиннее или короче, если его размер может оправдать его качество.

10. Если сценарий слишком короткий…

Ваша история или ее герои, может быть, недостаточно проработаны? Поможет ли второстепенная история, например, рассказывающая больше подробностей о личных взаимоотношениях главного героя? Может быть, вы перестарались с переписыванием, выплеснув ребенка вместе с грязной водой? Убедитесь, что вы не пожертвовали сложностью персонажа, личными мотивами и яркими увлекательными сценами ради скорости развития сюжета.

Когда закончите с этим, соберите впечатления от пары близких друзей (друзей, а не коллег - писателей, которые могут быть ревнивы или хотеть стать соавторами). Выслушайте их. Это не означает, что вы должны с ними соглашаться. Если они полюбят вашу историю, если им не захочется поменять ни единого слова - отполируйте ее еще один раз, пока вы не сможете сказать: «Этот сценарий уже не будет лучше, он может стать только другим». И вот тогда остановитесь.

М. МЕЛИЯ, психолог.

Почему кому-то все удается, а кого-то преследуют неудачи, почему жизнь одного - героическая эпопея, другого - любовный роман, а третьего - криминальное чтиво? Конечно, мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, нашей интуицией, умением мыслить, адекватно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Но, присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности.

Как это часто случается! У человека постоянно проблемы на службе: где бы он ни работал, у него моментально возникают конфликты с руководством, и он чувствует, что к нему придираются, его затирают, незаслуженно обижают. Он переходит из одной фирмы в другую - казалось бы, новые люди, иная корпоративная культура, но история повторяется: непременно рядом с нашим героем появляются "завистник", "интриган", "соперник" или "сплетник", которые вмешиваются в его отношения с шефом, не дают продуктивно работать.

Один всю жизнь пытается скопить деньги, отказывает себе во всем, но, как только набирается некоторая сумма, моментально ее спускает. Другой, помогая ближнему, почему-то постоянно сталкивается с людьми неблагодарными, потом страдает, корит себя за неосмотрительность, но и в следующий раз объектом его благотворительности вновь становится человек того же сорта. Третий с удовольствием берется за новое дело: яркое начало, радужные перспективы, широкие возможности, но... интерес постепенно затухает и наконец сходит на нет, а дело так и не доводится до конца. И за следующее дело человек берется с тем же энтузиазмом, и снова результата нет.

Создается впечатление, что эти люди действуют по какой-то заданной схеме. Меняются обстоятельства места и времени, а образ действий остается неизменным, события повторяются, как будто разыгрывается один и тот же сюжет - только на новых подмостках и с новыми актерами. Что это - злой рок, насмешка судьбы?

Тому есть и вполне рациональное объяснение. Мы остановимся на одном - с нашей точки зрения, наиболее интересном - подходе: сценарном анализе, предложенном известным психологом Эриком Берном. Как правило, повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария (по-английски - "скрипта"). Сценарий - это существующий в нашем подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет, часто помимо нашей воли.

Сценарные элементы в большей или меньшей степени присутствуют в жизни любого человека, каким бы свободным (от условностей, стереотипов) и независимым (морально и материально) он себя ни считал. Правда, их удельный вес, значимость в жизни каждого из нас свои. Одни всю жизнь следуют определенному сценарию, другие планируют свою жизнь, опираясь на свободную волю, свободные устремления. Не стоит забывать и о том, что мы называем "его величество случай".

Наш жизненный путь - результат действия многих сил. Но сценарный анализ, на мой взгляд, дает возможность посмотреть на события нашей жизни под новым, необычным ракурсом, понять мотивы поведения людей, найти объяснение необъяснимым на первый взгляд поступкам, скорректировать собственное поведение, вырваться из замкнутого круга повторяющихся событий.

Сценарий формируется во взаимоотношениях с людьми из нашего ближайшего окружения. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Поэтому некоторые суждения взрослых, особенно те, что повторяются многократно, врезаются в наше сознание на всю жизнь. И наша дальнейшая судьба во многом зависит от того, что именно мы слышали в детстве.

Когда ребенка поддерживают, ободряют, не устают повторять: "Мы в тебя верим, ты все сможешь, ты молодец, ты умный, талантливый, сильный" - и при этом он готов прикладывать усилия и преодолевать трудности, то скорее вырастает человек уверенный в себе, с высокой самооценкой, чувствующий себя адекватно в любой ситуации, способный конструктивно решать все возникающие вопросы.

Часто родители, бабушки, дедушки или кто-то еще из значимых взрослых, наблюдая за ребенком, повторяют примерно следующее: "Ты глуп, ты ничего не умеешь, из тебя ничего путного не выйдет, от тебя одни неприятности, не зазнавайся, ты такой же, как все" и т. д.. Подобные утверждения - их еще называют "родительские предписания" или "сценарные проклятия" - могут оказать двоякое воздействие на дальнейшую жизнь детей. Один может смириться с таким прогнозом своего будущего и, став взрослым, жить по сценарию, уготованному ему родителями. Другой, личность сильная, напротив, постарается реализовать антисценарий, то есть действовать с точностью до наоборот, доказывая родителям, что он чего-то стоит.

Сценариев существует множество. Любая классификация достаточно условна, но для удобства анализа мы разделим сценарии на три основные группы: сценарии победителя, неудачника и "золотой середины".

ЛЮБИМЦЫ ФОРТУНЫ

О сильном, успешном человеке часто говорят: "Он из породы победителей". Как правило, победители умеют управлять собой, трезво оценивают свои сильные и слабые стороны. Они знают, что будут делать завтра, оказываются в нужное время в нужном месте, им всегда везет. Они могут создать окружающим кучу проблем: все время что-то придумывают, организовывают, вовлекают людей во что-то, борются, "отрубают головы драконам", ни на минуту не усомнившись в том, что победа будет за ними. Победители чувствуют, что жизнь удалась, - это написано у них на лице, и, помимо прочего, сам имидж успешного, довольного жизнью человека действительно помогает им преуспевать.

Но победа, успех - понятия относительные, это скорее состояние души, а не внешние атрибуты. Победитель - тот, кто поставил цель и достиг ее. Победителю важнее, как он сам оценивает свои достижения, а не как их оценивают окружающие.

Сценарий победителя формируется у людей, родители которых верили в возможности своих детей, вкладывали в них много сил и поддерживали, не уставали повторять: "У тебя все получится". И дети вырастают уверенными в себе.

Часто сценарий победителя возникает как антисценарий. Например, дети из неблагополучных семей, сильные натуры, пытаясь противостоять негативному программированию или "сценарному проклятию", начинают с необыкновенным упорством и настойчивостью действовать вопреки родительским прогнозам, доказывая свою силу и значимость самому себе и остальному миру.

Так, одинокая мать постоянно твердила сыну: "Тебе некому помочь, у тебя нет отца, ты не сможешь пробиться. Да и наследственность у тебя плохая". Будь мальчик слабым и зависимым, он непременно стал бы неудачником. Но он оказался человеком сильным, и его жизнь сложилась по-другому: он стал хозяином крупного холдинга, занимается политикой и не берет в рот ни капли спиртного. Всю жизнь он складывает к ногам матери свои достижения как военные трофеи, доказывая, что она была не права.

Любой из нас наверняка найдет среди своих друзей и знакомых людей из когорты победителей. Каждый из них идет к победе своим путем, действует по собственному сценарию.

Присмотреться к людям, которые умеют добиваться поставленных целей, не только интересно, но и чрезвычайно полезно. Можно увидеть определенные закономерности в поведении, которые помогают им побеждать, понять, на какие базовые качества они опираются. У каждого "победителя" есть свои "фирменные" стратегии ведения бизнеса, переговоров, разрешения конфликтов и т.д.

Стоит присмотреться и к самому себе, проанализировать собственные успешные стратегии и подумать, как их эффективнее использовать, - это наверняка поможет стать более успешным. В конце концов, победителями не рождаются, победителями становятся.

ЛЮДИ "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Это не просто середнячки, которые сумели избежать участи неудачников, но так и не удостоились лавров победителей. Они - та самая "золотая середина", без которой не может существовать ни одно общество. Непобедители - приверженцы базовых человеческих ценностей, хранители семейных и национальных традиций, разумный противовес тем крайностям, в которые так часто впадают и победители и неудачники.

Большинство непобедителей живут по принципу "главное не победа, а участие", им важнее не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. Если непобедитель ставит цель, он ее достигает, правда, цели у него, как правило, скромные. Он предсказуем, лоялен, не склонен к самоутвер ждению, в открытую конфронтацию обычно не вступает. Жизнь не обойдет его стороной, хотя без особых взлетов, но зато и без падений. Он будет жить достойно и в соответствии с общепринятыми нормами.

Представители "золотой середины" работоспособны, добросовестны, занимают, как правило, средние менеджерские позиции. Они часто идут по пути наименьшего сопротивления, занижают планку: поступают в вуз, где конкурс поменьше, делают предложение девушке, которая точно не откажет.

Сценарий непобедителя, как правило, формируют родители, которые любят своих детей, но при этом постоянно их сдерживают, бьют по рукам, причем из самых добрых побуждений, желания оградить от неприятностей. Они не устают повторять детям: будь скромнее, не высовывайся, не лезь не в свое дело и т. д. В результате вырастает человек с несколько заниженной самооценкой, который звезд с неба не хватает, согласен довольствоваться малым, послушный исполнитель, твердо знающий, что инициатива наказуема, поэтому безопаснее быть как все, даже если и обладаешь большим потенциалом.

"Золотая середина" составляет большинство. Поэтому и сценариев для этой части - великое множество.

НЕУДАЧНИКИ: ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ

Человек со сценарием неудачника часто ощущает себя обойденным судьбой, страдальцем даже тогда, когда у него, казалось бы, все хорошо. Он все время ждет, что случится что-то неприятное, непредвиденное, жалеет себя и упивается собственными страданиями. Если ребенок "согласился" с родительским "предписанием", подсознательно поверил, что из него ничего не получится, то он никогда не добьется успеха и станет явным, "откровенным" неудачником. Тут все просто.

Но существуют и скрытые неудачники. К сожалению, зачастую ими становятся люди способные, даже одаренные. Такими неудачниками, как ни странно, могут стать и те, кому родители внушали, что у них все "o"кей", но не научили детей работать. Как правило, этим людям без особых усилий давалось то, на что другие тратили много времени и сил. Они всегда чувствовали свое превосходство над сверстниками, учились легко, не напрягаясь. Зато когда работа требовала определенных усилий, они не могли довести дело до конца. На первый взгляд они даже кажутся вполне успешными. "Сценарное проклятие", или негативное родительское предписание, может проявиться неожиданно - в самый неподходящий момент человек как будто ломается, спотыкается и совершает досадную оплошность.

КАК РАЗГАДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ?

Сегодня, как и 500 и 1000 лет назад, человечество мучают те же вопросы: почему судьба благосклонна к одним, лояльна к другим и жестоко наказывает третьих?

Кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. И если победителя редко волнует причина его успеха, то неудачник постоянно задается вопросом: почему?. Человеку не поможет никто и ничто, если он сам не захочет разобраться, какие силы заставляют его действовать так, а не иначе.

Как выявить тенденции, которые говорят о присутствии в жизни человека сценария? Я бы предложила несколько вариантов сценарного анализа, который может провести любой человек самостоятельно (без помощи психотерапевта или консультанта).

Проанализируйте повторы, то есть повторяющиеся события вашей личной или деловой жизни. Какие из них происходят помимо вашей воли? Составьте список однотипных ситуаций и попробуйте понять, что их объединяет. При этом постарайтесь быть максимально объективным, сосредоточьтесь не на оценке поведения, намерений или характера других участников событий ("завистников", "клеветников" и т.д.), а на своих действиях. Это уже поможет увидеть определенные закономерности и, возможно, понять причину неудач.

Приглядитесь к себе. Обратите внимание на свою манеру речи, лексику, мимику, жесты. Например, неудачник, как правило, бывает крайне удивлен своими достижениями. Даже если у него что-то получается, он повторяет: "Да нет, тут что-то не то, не может быть...". Он как будто запрограммирован на ожидание неприятностей, какой-то подвох.

Победители спокойны, уверены в себе, не суетятся, любят повторять: победа за нами, успех нам обеспечен, нет проблем, все будет "o"кей", в другой раз я сделаю еще лучше. Сам облик победителя говорит о том, что это человек успешный, а неудачи его только мобилизуют.

Наденьте "сценарную футболку" победителя с надписью: "Главное - быть первым", "Кто не рискует - тот не пьет шампанского", "А ну, посмотрим, кто кого" и т. д.

Что напишет человек "золотой середины"? "Всегда выполняй свой долг", "Будь профессионалом", "Нужно быть хорошим мальчиком" и т. д.

И, наконец, неудачник: "Никому нельзя доверять", "Я достоин большего", "Мне все завидуют" и т. д.

Заложенная в детстве "программа" может быть извлечена на свет божий путем анализа сказок. "Обнаружив" сценарную сказку, можно определить ту программу, по которой живет взрослый человек.

Сказка "помогает" сформироваться наметившемуся сценарию. Вспомните, кто в детстве был вашим любимым героем, какие книжки вы зачитывали до дыр. Вспомните, как мучили родителей, заставляя их по нескольку раз перечитывать вслух одно и то же. Возможно, вы найдете удивительное сходство между собой - взрослым, серьезным человеком - и неким любимым героем. Может быть, он незаметно для вас управляет вашей жизнью?

Итак, предлагаю несколько шагов, которые помогут самостоятельно разгадать свой жизненный сценарий. Наверняка каждый, кто заинтересуется этим методом, придумает и другие варианты анализа.

КАК ИЗМЕНИТЬ СЦЕНАРИЙ?

Сценарный анализ - один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет. Можно продолжать играть все ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссерские функции - перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

Избавиться от неудачного сценария не так-то просто. Но попробуем вспомнить высказывания вроде "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и "пойти другим путем" (кстати, оба этих лозунга являются, несомненно, сценарными). Человеку, решившему переписать свою программу, имеет смысл самостоятельно предпринять следующие шаги.

Осознать свой сценарий. Порой уже только это производит на человека очень сильное впечатление. Он переживает эмоциональное потрясение, шквал эмоций переворачивает все не только в его душе, но и в жизни.

Однажды я случайно разговорилась с преуспевающим бизнесменом. Мой собеседник рассказал, что всегда добивается своих целей, но только с третьей попытки - так было и когда он учился, и когда он занимался наукой и бизнесом. Эта закономерность его явно раздражала. Слово за слово, выяснилось, что с детства ему нравилась сказка "Стеклянная гора", где герой пытается добраться до принцессы, и это ему удается - но только на третий раз. Я объяснила ему смысл его сценарной сказки, он был поражен, долго смеялся и в этот момент, по-видимому, расстался со своим сценарием. При следующей нашей встрече, спустя год, он сообщил, что больше не теряет времени на репетиции. Недаром говорят: человечество, смеясь, расстается со своим прошлым.

Расстаться с однозначными установками. Важно научиться слышать самого себя. Обратите внимание на то, что и как вы повторяете своему ребенку или подчиненным. Например, вы любите повторять "у тебя ничего не получится до тех пор, пока...". Эти слова несут сильный отрицательный заряд, сомнение в возможности успеха. Ставится жесткое условие: "Ты не получишь пятерку, пока не выучишь теоремы..." или "Ты не продвинешься по службе, пока не сдашь экзамен по менеджменту". Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Ведь можно не зубрить теоремы, а понять, как их доказывают, да и продвижение по службе не обязательно связано со сдачей очередного экзамена. Но суть сценарного программирования, его сила - в безапелляционности, однозначности. Понять, что на самом деле вариантов существует множество, - уже нащупать путь к свободе.

Попробуем видоизменить, переписать эту программную фразу так: "У тебя получится лучше, если...". Это тоже так называемый сценарий с условием, но он гораздо мягче. Теперь вы можете сказать себе: "Моя жизнь станет успешнее, когда я расстанусь с мешающими мне однозначными установками".

Разобраться со своими "провокаторами". Попробуйте мысленно просмотреть однотипные, повторяющиеся помимо вашей воли неприятные ситуации и оценить свою роль в этом "фильме ужасов". Какие ваши собственные действия провоцируют повороты судьбы? Кто выступает в роли "провокаторов" - какие слова, поступки? Вычислив "провокаторов", можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое в привычных ситуациях, хотя бы в порядке эксперимента. Ведь если мы будем делать то, что делали всегда, то и получим то, что получали всегда. Итак, эксперимент?

Составить свой личный свод ограничений. Проанализировав повторяющиеся ситуации и поняв, где мы постоянно спотыкаемся, можно составить некий свод правил и запретить себе участие в определенных ситуациях. Например, я знаю, что мне трудно общаться с людьми манипулятивно-морализаторского склада. Вступая с ними в контакт, я заранее обрекаю себя на поражение, а если все-таки захочу добиться победы - она достанется мне слишком дорогой ценой. Значит, я должна взять за правило любыми способами избегать подобной ситуации или видоизменить ее, чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли.

Итак, если сценарий нас тяготит, важно избегать (хотя бы на первом этапе) любых ситуаций, которые могут обернуться повторением нашей негативной программы: в четком и осознанном следовании этому правилу будет наша сила, а не слабость, как может показаться на первый взгляд.

Вступить в диалог и получить "разрешение". Разрешение - это специальная процедура, используемая психотерапевтом при сценарном анализе. Когда от сценария освобождается неудачник - это похоже на чудо, говорят "человека как будто расколдовали".

Снять сценарную программу может не только терапевт, но и кто-то из значимых людей, по силе воздействия не уступающий родительской фигуре, эту программу создавшей, например тренер, сказав робкому юнцу: "Ты сможешь!". Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать слова даже случайного попутчика. Многие могут вспомнить пример, когда одна фраза или встреча оказались судьбоносными, изменили всю их жизнь.

Сам себе режиссер? Не стоит воспринимать жизненный сценарий как нечто обязательно негативное и сразу пытаться от него избавиться.

Не будь сценариев, наша жизнь превратилась бы в сплошную импровизацию. Но не всем хочется, да и не всем дано импровизировать, кому-то удобнее и спокойнее "играть по нотам". Есть люди, которым вообще не дано сочинять - если им не сочинят сценарий родители, неизвестно, как они проживут свою жизнь. Поэтому для многих сценарий - тот якорь, который их удерживает.

Отработанный, обкатанный, благополучный сценарий - своеобразная панацея от неожиданностей, неприятностей. А попытка вырваться за рамки сценария не всегда бывает удачной: внешний мир может оказаться неприветливым, а главное - непредсказуемым. Поэтому некоторые люди комфортно расположились даже в своих неудачных сценариях, по-своему извлекая из них выгоду.

Бессознательное следование сценарию позволяет человеку экономить силы и время. Как правило, живущие по жестким сценариям победители не склонны раздумывать и сомневаться, они целеустремленны и работоспособны, они - люди действия. Заложенный с детства сценарий подсказывает им нужную стратегию.

Сценарный анализ не может ответить на все вопросы, касающиеся человеческой жизни, и, конечно, наивно было бы предполагать, что все наше поведение обусловлено сценарием. Но если задуматься, можно получить информацию к размышлению о том, почему судьба сложилась так, а не иначе. Это чрезвычайно интересно и вполне доступно каждому.

Мир меняется непрерывно, ты тоже меняешься. Любой психолог успокоит тебя сравнениями с текучей рекой, растущим деревом и прочими. Он на пальцах объяснит тебе закон перемен и даст твердую уверенность – ты изменишься.

Я не психолог, а практик, поэтому скажу тебе горькую правду – не все меняется. Есть вещи базовые, а потому неизменные. Исключения, такие как пережитый концлагерь или клиническая смерть, двадцать лет отшельничества в горах или пятнадцать в тюрьме, действительно меняют людей полностью. Но ты же не собираешься умирать или становиться отшельником?

При каких обстоятельствах происходят изменения судьбы?

Обстоятельства могут быть какими угодно, но, по сути, варианта три:

Первый – человек переживает клиническую смерть. В его мозге происходят необратимые изменения – глубокая перестройка нейральных связей. Это физиология. Если брать духовный опыт – это опыт смерти/возрождения с возможным выходом за пределы сферы материального мира. Пережившие трансфизический опыт никогда не возвращаются к прежней жизни.

Второй – человек попадает в невыносимые для себя условия. Все его силы и способности мобилизуются для выживания. Если время пребывания в пограничных условиях продолжительно, картина мира необратимо меняется. Соответственно, происходит изменение судьбы.

Третий вариант – человек ценой невероятных усилий перелепливает свою жизнь или применяет специальные техники, основанные на недоступных общей массе знаниях.

Не стоит надеяться, что, пройдя какой-то курс или тренинг, ты это сделаешь – поменяешь ценности, перепрошьешь свои программы и тому подобное. Возможно, если действительно поработаешь, у тебя получится. Возможно – нет. Все зависит от твоей целеустремленности и содержания тренинга.

Большинство авторов в лучшем случае дадут тебе приемы, эмпирически собранные психологами и психоаналитиками, энелперами и дианетиками. Так как их работа ведется по принципу черного ящика и основана на предположениях, прострелит у тебя или нет – дело случая.

Честно говоря, и я сам с этого начинал, с соответствующей результативностью.

О психологических штампах

Школы позитивной психологии или НЛП-миксы, например достигаторы (Тимур Гагин), вообще берут в качестве рабочей модели одни качества и опускают другие как несущественные и вредные.

Чтобы не быть голословным, привожу слова тренера достигаторства Светланы Пожаровой: «Для любви как отношений подойдет одно универсальное правило: ты мне – я тебе. Ты мне быт – я тебе поддержку. Я тебе заботу – ты мне материальный достаток. Ты мне общность интересов – я тебе принятие твоих “тараканов”».

Вот так жестко и цинично. Ни о каком духовном росте, альтруизме и так далее речи не идет. И это школа мастера НЛП международной категории. Модели менее компетентных и талантливых людей даже рассматривать не хочется.

Про всевозможных фантазеров другого перекоса, например а-ля «Секрет», сведших Вселенную к гипермаркету, а любовь – к валюте, мы уже говорили. Если ты пропустил это, пожалуйста: «Работает ли "секрет притяжения "?», «Секрет притяжения – белые пятна », «Как нас обманывают психологи – страшная правда о визуализациях ».

Причины низкой эффективности психотехник

Причин низкой эффективности приемов, созданных для изменения жизни к лучшему и тем более изменения своей судьбы, много. Одного их перечня хватит на огромную статью, поэтому мы остановимся на двух важнейших.

Первая причина – слабая вовлеченность. Человек надеется получить новую жизнь арифметически. Я остаюсь таким же, и мир остается таким же, но прибавляется то-то и то-то, а другое отнимается.

Нам почему-то не приходит в голову, что человек, уже имеющий нужное нам материальное положение и/или психические характеристики, совсем другой. По-другому оценивает мир, людей, себя, имеет другие приоритеты, радости и слезы, другие неведомые нам страхи и огорчения.

Арифметический подход не прокатывает. Каждое развиваемое качество исподволь меняет все остальное. Отказ от чего-то делает то же самое. Неосознанно мы знаем об этом и боимся неизвестности. Никто и никогда тебе не скажет, что на самом деле ты получишь в итоге.

Вторая причина низкого КПД существующих техник – неправильно расставленные акценты. Ты убираешь плохое в пользу хорошего и слабое заменяешь сильным. Как ты уже понял, по Гагину это будет одно, у Козлова – другое, а у позитивных психологов с эзотерическим уклоном, например Свияша, – совершенно иное.

На самом же деле нет плохого и хорошего, слабого и сильного в тебе.

Все эти определения рождены сравнением с кем-то или еще хуже с абстрактным каталогом качеств. Тот, с кем ты сравниваешь себя, – изначально совершенно другой. У него отличный от тебя рисунок генов и лабиринт судьбы.

Принять кем-то придуманные идеалы, сравнивать себя с ними, а потом страдать от несоответствия им (когнитивный диссонанс) – вообще признак инфантильности и умственной несостоятельности. Однако даже на вид вполне взрослые дяди и тети находятся под пятой запущенных давно и запускаемых сейчас мемов и не рыпаются.

Все эти равнения на успех, лафстайл и прочие выверты – всего лишь тренды, присущие нашему времени. Всего лишь мемы. Вчера одни, сегодня другие, завтра третьи. Все зависит от векторов общественного развития. Надо укреплять общество – больше коллективизма и морали, надо разрушать – эгоизма и гедонизма.

Еще раз повторю – нет плохого и хорошего, слабого и сильного в тебе.

Есть качества, чему-то мешающие, например обучению, общественному признанию или общению с противоположным полом, и качества, помогающие этому. В других обстоятельствах осужденные тобой качества востребованы и даже необходимы для выживания.

Надо не заменять одно другим, а НАХОДИТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ и УРАВНОВЕШИВАТЬ ПОЛУЧЕННОЕ. Таким образом происходят быстрые и ненасильственные изменения. Все видят результат, не замечая, какие рычаги и отвесы за ним стоят. Им этого и не нужно.

Главное понимать – все противоположности УЖЕ ЕСТЬ В ТЕБЕ, ничего принципиально нового ты не привьешь, это просто невозможно. Рыбы не скачут по деревьям, а кроты не парят в поднебесье. Из кувшина можно вылить только то, что в нем налито, и ни капли больше.

Системы координат

Отношение к жизни вообще можно уподобить фигурам в координатной сетке притязания – ответственность.

Притязания – сколько тебе надо от жизни.

Ответственность – кто отвечает за твою жизнь (в том числе счастье и успех).

Чтобы координатная сетка, в рамках которой фигурируют базовые психологические конструкты, стала совсем понятна, приведу примеры.

Получение материальных и прочих благ

Все люди в этом отношении делятся на несколько категорий:

  1. Те, кто идут и забирают блага; готовы жертвовать своими силами.
  2. Те, кто идут и ищут, у кого можно их отнять каким-то образом.
  3. Те, кто идут и ищут, у кого их можно выпросить.
  4. Те, кто надеются на авось и ждут, когда блага придут сами.

Соответственно, 1 и 2 расположатся в зеленом секторе ответственности, а 3 и 4 – в сером.

Одни, если есть минимум для выживания, предпочтут отдых работе. Другие не смогут довольствоваться этим минимумом и пойдут зарабатывать больше. Первые располагаются в сером секторе притязаний, вторые – в красном.

Если ты глубоко-глубоко проникнешься следующей мыслью, статья прочитана не зря.

Ты есть то, что можешь себе позволить!

Именно так и никак иначе.

Один может себе позволить жить в нищете и забываться в компании себе подобных за бутылкой, другой – нет.

Один может себе позволить ставить любого на место, другой – нет.

Один может претендовать на власть, другой – не может.

Психологи и коучеры обычно берут внешний вектор претензий и заставляют клиента работать именно с ним. Это очень тяжело и, как правило, дает короткоживущий результат.

Если отбросить наличие внутренних ограничивающих программ, то потому, что внутренний вектор не задействован.

Пролистни вверх и прочти о плохом и хорошем в тебе, о замене и акцентах. Уловил? Два вектора – два рычага. Начинаешь давить на один, не прикладывая сил ко второму, система накреняется, а потом приходит в равновесие. Обычно с побочным эффектом в виде депрессии и озлоблении на себя, психологов и весь мир.

Теперь рассмотрим матрицу притязания – ответственность подробней. Ты должен четко определить свое место в ней на данный момент.

Если отталкиваться от иллюзий – изменения будут иллюзорными.

Твое место в матрице

Матрица притязаний – ответственности в расширенном виде:

Прежде чем идти дальше, открою сразу неудобную для психологов и психотерапевтов тайну. Лет так эдак с 14-17, в зависимости от умственного развития и свойств нервной системы, наш базовый сценарий жизни уже закреплен. Разрушить его практически нереально и лучшее, что можно сделать, – косметический ремонт.

С 14-17 лет мы ничего не формируем и даже ничего не закрепляем – поздно! Все, что мы делаем, – осваиваем выбранное с рождения до 4-5 лет пространство.

Плохая новость

Хорошая новость

Успешным может быть каждый. Но не потому, что каждый может достигнуть всего. Кто так пишет, или лжец, или невежа. Все намного проще – меру успеха и что вообще им считать ты определяешь для себя сам.

От неуспешности и нереализованности страдают живущие по чужим лекалам.

Узнать, кто ты есть, проще простого. Для этого не нужно проходить тесты и медитировать. Достаточно честности.

Если объективности не хватает, можно использовать тест, взятый у Н. Козлова. (последний брал, вроде как, у М. Качалова). Хоть на него-то ответь, не кривя душой. Сначала ответь, а потом смотри результат. Записывай или помечай буквы – утверждения, с которым безоговорочно согласен.

А В наше время настоящая дружба встречается редко.
Б Я очень люблю Ее Величество ХАЛЯВУ.
А Я скорее погибну, но честь свою не уроню.
В Я готов делать неинтересную, но очень нужную для всех работу.
Г Стать богатым, сделав это своими руками, – вот самая прекрасная цель.
Б Я хотел бы попасть в авиакатастрофу, зная заранее, что останусь невредим.
В Если я получу большое наследство, то буду работать не меньше, чем сейчас.
Г Интересы моей любимой семьи – превыше всего.
В Я готов отдать свою левую руку, если это спасет жизнь сотне людей.
Г Я могу почти весь год копить деньги на классный отпуск.
А Я очень жалею всех бездомных животных.
Б Когда никто мне не помогает, я очень переживаю из-за этой несправедливости.
А Для меня самое главное в жизни - Свобода.
Б Я выбираю болеть за ту спортивную команду, которая обычно побеждает.
Г На тонущем «Титанике» я любой ценой попал бы в число спасшихся.
В Между достойным другом и недостойным братом, я выберу друга.

Расшифровка теста

Любой из этих представителей может быть ведомым или доминантом.

Основная часть здорового общества (около 80%) – потребители.

Матрица притязаний – ответственности (о которой мы сейчас поговорим) накладывается на матрицу благополучия – сценарий, закрепленный уже к 4-5 годам.

Эту матрицу мы обкатывали в статьях и тренингах. Синий сектор принадлежит психически здоровым счастливчикам, остальные секторы – всем остальным. Представителей синего сектора, как правило, 1-5%, в зависимости от формата общества.

Если у тебя возникло возмущение, читай статьи сайта, да и вообще материалы по психологии. Матрица показывает не то, что ты говоришь себе и другим. Она отражает позицию внутреннего ребенка.

Работать по этой матрице мы не будем, на то есть тренинги «Психодопинг » и «Рывок ».

Твои источники энергии

Сейчас много говорят об источниках энергии вдохновения и работы. Что только об этом не пишут, а по сути они целиком зависят от твоего места в приведенных матрицах.

Давай сразу условимся в понятиях. В психологии под источниками энергии понимают психические состояния, дающие мотивацию и влияющие на тонус. В этом ключе они и будут рассматриваться.

Сейчас модно рассуждать о ресурсных состояниях, давая этому термину совершенно разные и противоречивые определения. Сайты «про НЛП» и форумы пикапа, блоги психологов, саморазвивающихся юношей и просто любителей научить тому, о чем сами знают понаслышке. ?

Чтобы поднять тебе настроение, привожу пример одного из распространенных определений: «Ресурсное состояние (или – быть в ресурсе) – наличие физических, душевных и духовных сил, энергии для решения предстоящих задач». Как говорится, без комментариев!

Вспомни Хуана Матуса, он абсолютно правильно говорил, что для понимания чего бы то ни было требуется энергия сознания. Мало энергии – понимания не будет. Если перевести, это как мощность сигнала в нейросети и сложность нейральных связей, все становится ясным.

Для творчества энергии должно быть еще больше, если это творчество, а не его имитация.

Для решения задачек, подбрасываемых нам жизнью, требуется творчество и скорость. Мышления, принятия решения, отрывания своего зада для выполнения решения. Скорость – это энергия.

Изменить свою судьбу – это прежде всего энергетическая задача. Именно поэтому даже косметические изменения для большинства людей просто невозможны. Мы – каждый из нас – находятся на своем месте в матрице со всеми вытекающими в виде разделяемых иллюзий последствиями. Мы постоянно подпитываем свои сценарии через эмоции, мысли и поступки.

Сценарии требуют подтверждения, и мы их подтверждаем.

Подтверждение наших ценностей, стереотипов и комплексов требует энергии. Требует постоянно. Мы хотели бы изменить жизнь к лучшему, но на это просто нет сил. Ведь изменения требуют постоянства.

Утечки энергии

Когда мы находимся здесь и сейчас, наша энергетика стабильна. Иммунитет на максимуме. Хаотические токи не возбуждают мозг и нервную систему. Когда мы начинаем предаваться грезам наяву, мы включаем переживания. Частота колебаний сердца и биоэлектрики увеличивается. Появляются «белые шумы» в нейропередатчиках, надпочечники и прочее хозяйство выбрасывают гормоны, метаболизм меняется. Это физическая сторона. На уровне биоэнергетики мы начинаем строить фантом и усиленно накачивать его. Правда, чаще всего поддерживаем уже существующие – шаблоны. Если это переживания прошлого, именно туда и течет сила. Если переживания от несуществующих раздражителей, энергия просто рассеивается. Да и Бог бы с ней, но есть одно но…

Это энергия необходима как для поддержания физической формы (метаболизм и в частности регенерация), так и для внимания (способность конструировать из внешних сигналов образы мира и удерживать их) сознания. Сила нашей осознанности (от которой зависит полнота ощущения бытия) держится исключительно на энергии внимания.

А мы рассеиваем энергию и растим фантомы.

С точки зрения физики фантом – это участок самовозбуждений или пейсмейкер. Психология говорит о импринтах и сценариях, которые мы закрепляем стрессами любого рода. Последние – это просто отклонения от эмоциональной нормы. Говоря по-русски, мы способны запустить процесс, который сам себя питает. За наш счет, естественно. Встречаем сходный раздражитель и опять запускаем эту шарманку. Это обобщенная схема.

Источники ресурсов

Как ты догадался, речь пойдет не о еде, воде, кислороде и сне. Хотя последний попадает в сферу изменения судьбы, да только все, что связано с внутренними пространствами и психоэнергетикой, я рассматриваю в других разделах сайта.

Источником наших ресурсов являются состояния психики – страх, ярость, радость, смех.

Физиологически это определяется повышением и конфигурацией гормонального фона. В одних случаях выбросы адреналина, в других – норадреналина и серотонина и так далее. Рисунков биохимических коктейлей много, но сами они – следствие. Причина в сигналах нервной системы, а еще глубже – в алгоритмах работы разума.

О нем, а точнее его связи с нашим опытом мы и поговорим.

Цепочка повторений и поиск ресурсов

Ты озаботился изменением жизни – хочешь добиться всего и вся и по возможности очень быстро. Думаешь, дело только в «тараканах» в твоей голове. Вот возьму ментального дихлофоса, полью, они передохнут или разбегутся, вот тогда..! А что, собственно, тогда произойдет? Коллеги по работе сразу и скопом зауважают? Красавицы кинутся в объятия? Возьмешь джекпот по случайно купленному лотерейному билету? Что тогда?

Вот алгоритм будней: встал – собрался – поел – поехал на работу – отработал – приехал – отдохнул и поел – чуть развлекся – спать.

Могут быть нюансы, не спорю: общался с ребенком, выпил, побрехался с женой, посетил любовницу/ка, спорт или хобби, Дарова почитал опять же.

К чему это все? Не пытайся поймать меня в привычную колею. Я не про лафстайл и прелести фриланса говорю. Оставил эту тему молодым гуренышам Рунета. Наш разговор куда важнее и глубже. Речь идет о величине обода конкретно твоего беличьего колеса.

Стоп. Прочти еще раз. Мы сейчас поговорим о величине обода беличьего колеса твоей жизни. О его связи с ресурсами (состояниями сознания) и возможностью изменения судьбы. Возможностью столь грандиозной, сколь и простой.

Возможностью, о которой тебе не расскажут психологи, опирающиеся на штампы школ, подходов, иерархий.

Создавали прорывы такие, как Юнг или Бендлер. Удел прочих исследователей – застраивать коммуникациями, оставленные первопроходцами территории. Те же, с кем ты имеешь дело (психологи консультанты и коучеры), – этими коммуникациями пользуются. Чувствуешь разницу?

Посмотри на обобщенный таймлайн:

Горизонталь показывает время (t по оси x), вертикаль – яркость отпуска или иных незапланированных, но, безусловно, позитивных событий.

Не поленись, построй свой таймлайн ярких и счастливых моментов последних 3-5 лет, и ты выяснишь несколько печальных закономерностей:

  1. Всплески периодичны и стремятся к одному и тому же интервалу (поверь, это не от работы и климата зависит).
  2. Всплески стремятся к одной высоте по вертикали и с годами снижаются.
  3. С годами редеют.

Я хочу в ближайшее время дать совершенно новые инструменты убойной силы. Да вот загвоздка, воспользоваться ими смогут только хоть немного подготовленные читатели. Те, кто научился анализировать свою жизнь, используя предлагаемые мной статистические методы. Этот один из них.

Ты ищешь не просто острова приятных событий – ты, как кладоискатель, ищешь ресурсы. Не для того, чтобы вспомнить и поставить якорь или побаловаться прочими фишками НЛП. Ради этого я не стал бы огород городить и на 12 страниц Word раскатывать вводную.

Эта статья написана для практиков, которые все обдумают и в сухом остатке определят свое место в матрице притязания-ответственности, а также нарисуют таймлайн, потратив полчаса на приятные воспоминания. Для тех, кто подписался на рассылку и следит за анонсами, чтобы не пропустить следующую статью, в которой будут рассказаны законы, определяющие наше пространство свободы и что с этим можно сделать.

На этом круглюсь и желаю тебе хорошо и с пользой провести время!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Ключевые события жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни - отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Где все происходило?

...сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Бонус

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

На работе невыносимо, приходишь домой – конфликт. Началась сплошная полоса препятствий. «Черная!» – скажете вы. Проходит время, жизнь начинает налаживаться. «Белая полоса» – теперь думаете вы. Вот и получается, жизнь – сплошная череда меняющихся полос.

А задумывались ли вы, с какого момента начинается «черная полоса» невезения?

Анализировали ли вы, что явилось катализатором, запустившим цепь неприятных событий? И от чего зависит ее длительность?

4 года назад в моей жизни случились сразу несколько следующих друг за другом и сильно расстроивших меня событий. Оказавшись в «черной полосе», мне сложно было оценить ситуацию со стороны. Боль, злость обида – меня преследовали типичные признаки синдрома «жертвы». Уже не вспомню, какое из событий привело меня к осознанному взгляду на свою жизнь, но однажды утром я проснулась с острой потребностью изменить себя.

Я испытала, с одной стороны, облегчение. Я чувствовала, это было правильное решение. С другой, страх перед изменениями.

Что менять? С чего начать?

К счастью, мне повезло, и мое желание быстро нашло отклик во внешнем мире. Я люблю читать, поэтому, зайдя на книжный портал, сразу заметила книгу Стивена Кови – «7 навыков высокоэффективных людей», которая кардинальном образом поменяла мое мировосприятие. Теперь, когда в моей жизни возникает трудноразрешимая ситуация и появляется потребность в совете, я покупаю первую книгу, на которой останавливается взгляд.

«7 навыков высокоэффективных людей» была одной из первых книг, которая привела меня к осознанию того, что я уже давно недовольна своей жизнью. Коучинговый подход стал плавно интегрироваться в мою жизнь. Я начала задавать себе открытые вопросы, требующие развернутого ответа.

Помню, первый вопрос, который я себе задала: «Почему ты недовольна своей жизнью?».

Ответы на него я сознательно решила зафиксировать на бумаге, чтобы не упустить важные мысли.

«Я-неудачница», «я завидую чужим удачам», «я не люблю просыпаться рано утром», «устала от людей». Разные некрасивые мысли возникали в голове и переносились на бумагу, но в итоге я написала фразу, которая мне внутренне очень откликнулась. «Оно!» – подсказала мне интуиция. «Я ненавижу свою работу и впустую трачу жизнь». Опять повторное облегчение. Вдруг я поняла, что поменяв сферу профессиональной деятельности на более интересную, я наполню свою жизнь множеством событий и новых знакомств.

Сегодня, работая с другими людьми, я иду на самую глубину, чтобы дойти до основного утверждения, с которого начинаются все изменения. Одного вопроса «почему ты недоволен своей жизнью?» недостаточно. Нужно задавать себе много уточняющих вопросов. Так родилось упражнение «почему?»

Упражнение «Почему?»

Крайне редко получается сразу выявить основную причину недовольства своей жизнью. Поэтому вопросов, начинающихся с «почему», может быть много, пока не дойдете до правильного ответа. Давайте рассмотрим на примере:

Почему я недоволен/на своей жизнью? – Потому что у меня нет денег.

Почему нет денег? – Потому что мне не везет.

Почему тебе не везет? – Потому что меня не ценят.

Почему тебя не ценят? – Потому что нет результатов.

Почему нет результатов? – Потому что я не хочу их достигать.

Почему не хочешь достигать? – Я устал от своей работы.

Почему устал от работы? – Она больше не приносит мне радости.

«Работа больше не приносит радости» скорее всего отправная точка.

Предупреждаю сразу, ответы могут быть и неосознанными. Когда включается синдром «жертвы», мы еще и винить мир во всех бедах начинаем. Основная задача – докопаться до сути. Когда уйдет раздражение и желание обвинять окружающих, придет конструктивный ответ.

Важно ориентироваться на внутренние ощущения и дойти до корневой причины недовольства своей жизнью. Все проблемы связаны с четырьмя сферами жизни: семьей, работой, личной жизнью или духовной сферой . Определения у всех разные, поэтому нужно выбрать утверждение, которое находит максимальный внутренний отклик.

Утверждение есть, теперь рождается идея для нового жизненного сценария. Вы составляете план того, что нужно сделать в самом ближайшем будущем. Я советую написать сначала укрупненно, а затем уже перейти к деталям. Расскажу о хитрой технике планирования результатов, которую заимствовала у коллеги. Давайте разберем на конкретном примере.

Укрупненный и детальный планы действий.

Представим, что глобально вам нужно:

  • Найти новую работу;
  • Повысить квалификацию;
  • Заняться спортом;
  • Правильно питаться;
  • Обеспечить жизненный баланс.

Вы получили план с пунктами назначения, но маршрут к ним пока не проложен. И это как раз основная причина, почему не реализуется то, что запланировали. А теперь план, который обеспечивает действия.

Что нужно, чтобы найти новую работу?

А) определиться с профессиональной целью: когда? – дата;

Б) посмотреть вакансии – (дата);

В) изменить резюме – (дата);

Г) составить сопроводительное письмо (дата);

Д) отправить работодателям (дата).

Что нужно для того, чтобы повысить квалификацию:

А) определить приоритет, какие навыки нужно усилить (дата);

Б) выбрать курс (дата);

В) зарезервировать место, внести предоплату (дата).

Важны конкретные действия + сроки реализации. Когда начнете? Когда закончите?

С работой пример понятен. Бери и действуй, будь проактивным.

А вот как быть, если основная причина недовольства жизнью – отсутствие «второй половины». В этом случае планирование цели и активностей заключается в том, что вы воздействуете на нее не напрямую, а косвенно. Все действия направляете не на конкретный объект, а на мероприятия, которые создадут условия для обретения вами «второй половины».

Подумайте о том, что может способствовать встрече с вашим человеком. Возможно – состояние внутреннего баланса. Если его нет, нужно создать. Тогда ответьте на вопрос: «Что вам нужно для баланса и равновесия?». Может быть курсы эмоционального интеллекта? Возможно пора найти время для хобби? Или поработать с имиджмейкером? Может принять приглашение посетить какое-то мероприятие? Или переехать в другой город? Важно максимально задействовать интуицию и творческое мышление. А затем масштабные цели превратить в целенаправленные действия.

Таким образом, понимание того, что нужно изменить, а также прописанный план действий, запускают позитивный сценарий жизни. Устойчивая «белая полоса» жизни обеспечивается каждодневными достижениями, большими и малыми, которые обязательно будут.

Не забывайте праздновать маленькие и большие победы! Себя и мир очень важно благодарить.

Желаю вам написать свой позитивный сценарий и жить в устойчивой «белой полосе»!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: