Нужно ли воспитывать. Нужно ли воспитывать взрослых людей? Мальчик из поезда

Возможно многим родителям тема «воспитание ребенка до года», покажется нелепой, разве можно воспитывать такого кроху? Психологи и педагоги хором отвечают можно и нужно.

Воспитание ребенка до года крайне важно, ведь до 3х лет закладывается его характер и упустив первый год, можно легко избаловать ребенка. Вопрос «как правильно воспитывать?» и здесь мнения расходятся.

Тема избалованности грудных детей очень сложная и не однозначная, для того, чтобы в этом убедиться достаточно зайти на любой из мамских форумов и почитать темы о детском плаче, совместном сне, ношении ребенка на руках и т.д.

Сколько сторон — столько и мнений?

Мнения диаметрально противоположные, кто-то утверждает, что ребенка до года просто невозможно избаловать, поэтому необходимо удовлетворять любой каприз малыша. Сторонники данной теории, как правило, кормят малыша по каждому плачу, спят вместе с ним и не спускают ребенка с рук.

Их оппоненты впадают в другую крайность – приучают ребенка самостоятельно засыпать, не берут на руки без необходимости и дают малышу «прокричаться».

На мой взгляд, истина, как всегда, где-то посередине. Каждая мама одарена природой такими замечательными качествами как материнский инстинкт и женская интуиция. Но есть небольшой нюанс, к этим качествам нужно добавлять хотя бы немного здравого смысла и постоянно одергивать себя вопросом «есть ли логика в моих действиях?»

Потому как очень легко в пасть в одну или другую крайность — раствориться в малыше и избаловать его или лишить малыша детства и создать кучу комплексов. Ни то, ни другое, ни к чему хорошему не приведет.

Избаловать малыша действительно можно, дети с самого раннего возраста начинают очень хорошо улавливать настроения взрослых, не надо быть психологом или педагогом, чтобы увидеть, как один и тот же ребенок, даже самый маленький, по-разному ведет себя с разными взрослыми.

Что важно?

  • В первую очередь, крайне важны внутреннее спокойствие и положительный настрой родителей. Если малыш кричит не нужно сразу впадать в панику, спокойно подойдите к малышу, поговорите с ним, улыбайтесь, попробуйте выяснить причину крика, если ничего не помогает, так же спокойно возьмите малыша на руки и успокойте.
  • Не менее важно, уметь чувствовать и понимать своего ребенка, если вы видите, что малыш откровенно вредничает, а это, как правило, написано на его хитреньком личике, не нужно потакать его капризам, просто попробуйте переключить его внимание на что-то другое. Например, ребенок специально выплевывает соску, чтобы привлечь ваше внимание и заставить ее каждый раз подавать, уберите соску в сторону и не показывайте ее в ближайшее время. Попробуйте переключить его внимание на игрушку или что-то другое, а когда ребенок уже забудет о соске, можно будет ему ее вернуть.

В споре рождается истина

Теперь давайте вернемся к спорным вопросам, совместного сна, кормления по требованию и ношению ребенка на руках.

❓ Что касается совместного сна, лично я ничего плохого в этом не вижу. Если так удобно и вам и ребенку, то почему бы и нет. Большинство малышей нуждаются в ритуале засыпания, так уж устроена психика малышей, что им сложно самостоятельно успокоится и «переключится» с активного бодрствования на сон. И нет ничего плохого, что этим ритуалом будет совместный сон с мамой. А вот заставлять ребенка по пол часа орать перед сном в кроватке и ждать, по методике Спокка, когда он самостоятельно заснет, может быть весьма травматичным для психики ребенка.

❓ Кормить ребенка по требованию или по часам, каждая мама может решить только исходя из особенностей своего ребенка и собственного удобства. Здесь, как и во всем, главное не допускать перегибов. Если кормите по требованию, это не значит, что нужно по любому крику предлагать ребенку еду, сначала убедитесь, что ребенок хочет именно есть, в противном случае, вы рискуете приучить ребенка «заедать» стресс. Если кормите по часам, и видите, что малыш явно хочет есть, не обязательно дожидаться положенного времени.

❓ Грудные дети, действительно, очень нуждаются в постоянном контакте с матерью, к тому же на руках у взрослых малыш чувствует себя увереннее и ему так комфортнее изучать мир. Но, также, у малыша уже должно быть личное пространство – например его кроватка, где ребенок будет чувствовать себя защищено и сможет учиться играть самостоятельно. Поэтому необходимо правильно распределять время бодрствования ребенка – часть времени вы вместе играете в развивающие игры, учите ребенка сидеть, ходить и т.д соответственно возрасту, а другой, более маленький отрезок времени, ребенок играет самостоятельно.

Каждая мама самостоятельно отвечает на вопрос «как воспитывать малышей до года», исходя из собственного мировоззрения, советов родственников и прочитанных книг по педагогике и психологии, но главным фильтром полученной информации должны быть: материнский инстинкт и логика, которые должны работать одновременно.синхронно парно

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

Ваши дети — это не ваши дети. Они сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе. Они появляются через вас, но не из вас, И, хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, Потому что у них есть собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, Ведь их души живут в доме Завтра, который вам не посетить, даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не стремитесь сделать их похожими на себя. Потому что жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.

Халиль Джебран. «Пророк»

На первый взгляд, довольно странный вопрос: «Нужно ли учиться воспитывать детей?» . Некоторые родители однозначно ответят: «Нужно» , некоторые призадумаются: «А, зачем?» , Вернее: «А, что я сейчас плохо воспитываю?» . Я надеюсь, моя статья внесет чуть больше ясности в этот вопрос, при этом я буду основываться не на цитировании «гуру» от воспитания, а на собственном практическом опыте взаимодействия с родителями и детьми. Я поделюсь с вами своими наблюдениями и расскажу о некоторых родительских стереотипах и заблуждениях, которые, на мой взгляд, затрудняют процесс воспитания.

1. Заблуждение первое – «Я и так все знаю»

Я не спорю, есть очень осознанные родители, которые с полной ответственностью подходят к процессу воспитания. Как правило, такие родители могут четко и однозначно ответить на следующие вопросы: Как изменится жизнь через 10-15 лет? Что будет цениться в обществе будущего? Какие качества необходимо развивать в ребенке? Какими способами развивать качества, чтобы оставить лучшее и минимизировать ненужное, при этом точно знать что нужно, а что не нужно? Как помочь ребенку стать счастливым и востребованным в жизни… вопросы можно продолжать, но мой опыт показывает, что если мы чему-то хотим научить ребенка, то нужно обязательно продолжать учиться самому. Другими словами, если родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, он должен сам чувствовать себя счастливым. Если же родитель действует по принципу – дам ребенку то, чего мне не хватало для полного счастья и все будет хорошо, то это не очень правильная стратегия.

Например: многие в детстве хотели велосипед, или ролики, или игрушку. Мы завидовали тем, у кого она была и готовы были «из кожи лезть», чтобы у нас тоже была. Так вот, состояние «из кожи лезть», это и есть благодатная почва для воспитания и формирования качеств, именно на очень сильном желании, или как сейчас принято говорить мотивации строится воспитательное воздействие. Мотивация это движок к развитию новых качеств. А, как поступаем мы? Хочешь – НА!. Потом мы удивляемся, почему наш ребенок имеет такой потребительский подход к жизни, почему он думает, что кто-то что-то должен, почему он сам ничего не хочет делать. Все просто — мы сформировали у ребенка стереотип – если хочешь, то родители дадут. В лучшем случае, взамен, мы просим послушания – делай так, как мы говорим. Но, при этом не все осознают, что это подготовка ребенка не к будущей собственной и самостоятельной жизни, а к проживанию «нашего прошлого» и исправления наших ошибок.

2. Заблуждение второе: «Я знаю, чего ты хочешь»

- Сема, иди домой!

- Мама, я замерз?

- Нет, ты хочешь кушать!

Очень опасное заблуждение, которое ведет к тому, что наши дети перестают «Хотеть», хотеть чего бы то ни было – «ну, как же, родители сами знают, что мне нужно». Это заблуждение ведет к блокированию личной инициативы. Потом мы удивляемся – моего ребенка ничего не интересует, он ничего не хочет, целый бы день сидел в компьютере или смотрел телевизор. А, кто-нибудь из родителей задавался вопросом: «Чем привлекает компьютер»? В компьютерной игре ребенок чувствует себя значимым и самостоятельным, там он, преодолевая препятствия, достигает результата и получает вознаграждение (новый статус). Там он значим, и знает, что от него требуется и там он успешен. Задумайтесь об этом. Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно, он быстро находит замену. Как сделать так, чтобы ребенок относился к компьютеру как к инструменту реализации в жизни, а не как к подмене самой жизни?

3. Заблуждение третье: «Я знаю, когда ты МОЛОДЕЦ»

Это заблуждение про планку, планку ожидаемых результатов, которую родители ставят перед ребенком. Родители хотят, что бы «ИХ» ребенок был совершенен. К сожалению, они не всегда могут понять, что иногда сами усилия по достижению результата являются значимыми, и нуждаются в дополнительном подкреплении. Да, хочется совершенства – мой ребенок должен быть идеален! Но, всему свое время. В конце концов, кроме требований, родитель должен задавать себе вопрос, а что я сделал для этого? Ответ в стиле – «я же купил ей ролики» – плохой ответ. Не «ролики» делают ребенка счастливым, а движение к результату, возможности ощутить удовлетворение от пройденного пути — от желания к умению, получить признание. И очень важно, что и где был родитель, и что делал, когда ребенок к этому шел.

4. Заблуждение четвертое: «Ребенок должен меня уважать, потому, что я …»

Я скажу коротко — ребенок никому, ничего не должен. Мой совет родителям, если изменить слово «должен» на «может», тогда у родителя появится возможность пересмотреть свое поведение и свои способы взаимодействия с ребенком, и родители получают шанс построить нормальные взаимоотношения, а не намерение ломать маленькую и неокрепшую личность «под себя».

Давайте рассмотрим простой пример: Убеждение — ребенок должен уважать меня! Ведет к действиям заставляющим добиться результата, со всеми вытекающими последствиями. Распоряжение. Отказ. Наказание. Давление. Дожимание. Слом. – Это, тот результат, которого вы хотели?

Теперь, попробуйте на вкус утверждение – мой ребенок может уважать меня. Это убеждение полностью меняет стратегию действий, здесь «шарик на моей стороне» и я должен сделать так, чтобы ребенок захотел и смогменя уважать, а это совсем другое поведение и совершенно другая стратегия, согласитесь? Да иногда на этом пути приходится встречаться со своими собственными стереотипами и ограничениями, но это тоже когда-то нужно, а иногда даже очень полезно.

5. Заблуждение пятое: « Я делаю все, что могу, а если буду делать больше, то, что скажет мама»

Друзья, я не случайно вывел это утверждение в качестве родительских заблуждений. Мы очень часто оглядываемся на мнения авторитетных людей, но то, что было актуально вчера, сегодня не работает. Например, в наше время был культ авторитетов, и мы четко выполняли наставления родителей – «Слушай учительницу!» — безапелляционно, просто слушай. Но, это всего лишь люди. Так давайте дадим возможность детям самим определять – кто для них авторитет, а кто нет. Давайте научим их оценивать полезные советы от стереотипных заблуждений.

- Дорогая, ты зачем, когда отбиваешь мясо под отбивную, кусочек всегда отрезаешь?

- Отстань, так вкусно!

- И, все же?

- Так делала моя мама!

Вопрос к теще. А вот, почему, когда вы готовите отбивную…?

Потому, что так вкусно!

Не вижу связки…

Отстань, так делает моя мама!

(Слава Богу, бабушка в здравии..) Бабуля а вы зачем… мясо когда…, отрезаете

Так, это раньше, а сейчас у меня сковородка большая…!

Заблуждений от значимых взрослых может быть много, так же как и полезных советов, но как научиться отделять зерна от плевел? Кап понять, что в тему, а что мимо? Для этого нужны четкие ориентиры, и родители должны их знать, вернее могут . Иначе воспитание превращается в эксперимент с собственными детьми. Но, кто из родителей может позволить себе сыграть такую лотерею с жизнью?

Вернемся к нашему эпилогу, перечитайте его еще раз. Если вы согласны с каждым утверждением и знаете, что, как родителям вам необходимо делать, и как достигать полного взаимопонимания с детьми, тогда вам, возможно, просто нужно продолжать свой путь, но если у вас появились вопросы, не стесняйтесь спрашивать – слишком высока ставка.

Разрабатывая обучающий курс для родителей, мы реально представляли, что не каждый взрослый готов столкнуться с собственными недоработками — «а, что скажет мама?». Но на мой взгляд, допускать ошибки это очень естественно для человека действия, а вот не делать работу над ошибками и не стремиться к совершенству –это непозволительная роскошь, ведь именно этому мы хотим научить своих детей.

Дмитрий Телечкун, психолог,
бизнес-тренер, коуч, ведущий проекта
«Клуб родительского мастерства».

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Чем дольше ребенок сидит перед телевизором, тем хуже его успехи

Советы родителям

Просмотрено

Советы родителям: Как я могу заставить своего ребенка пить больше воды?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Дружба между родителями и ребенком

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка

Все о воспитании, Детская психология

Просмотрено

6 признаков в поведении ребенка, которые нельзя игнорировать

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: для чего родители занимаются воспитанием и развитием детей?
Каждый найдет для себя ответ:


  • чтобы ребенок рос разносторонне-развитый;
  • чтобы вместе было не скучно;
  • потому что ребенок требует, если не исполнять – расстраивается и плачет;
  • чтобы сблизиться с ребенком и отношения стали более доверительными;
  • чтобы было много радости и пользы детям;
  • потому что с ребенком нужно чем-то заниматься;
  • чтобы передать свой опыт, показать эту жизнь и окружающий мир;
  • потому что просто я мама;
  • если не я, то кто?
Некоторые мамы живут по принципу «не ждать от ребенка никакого результата». Просто живут вместе с детьми и общаются, когда есть время на это. У ребенка должно быть беззаботное детство, так они считают.

Эти родители не ставят перед собой никакой цели воспитания. Давайте подумаем: нужно ли воспитывать ребенка или он сам возьмет свое?

Мальчик из поезда

Платцкарт. В нашем «купе» едет семья с двумя детьми: грустной девочкой лет двенадцати и мальчиком лет трех-четырех. Мама с бабушкой увлечены разговором с соседями, мальчик скачет рядом сестрой, та лишь следит за ним с отстраненным взглядом. Мальчику скучно, он громко требует развлечь его, теребя при этом мать за рукав. Мама достает из сумочки не больших солдатиков и танк. Мальчик начинает шумно играть. Минут через десять игра надоедает, он начинает кидать игрушки в перегородку «купе» где сидят люди и кричать. Родители не обращают на это внимания, видимо, такое поведение привычно для их ребенка. Вскоре и это ему надоедает, бросив игрушки на пол, он бегает по проходу и кричит.

Из разговора с мамой и бабушкой становится ясно, что у мальчика проблемы с общением в садике. Он ходит туда уже целый год, но так и не может ни с кем подружиться. Дети не хотят с ним играть. Ссадина на руке у мальчика из-за недавней драки в детском саду. Его просто-напросто отлупили. Родители не смогли назвать причину драки. Даже не стали ее выяснять.

Мальчик перестал бегать и сел рядом с сестрой. Взял игрушки и запустил одним солдатиком в сестру. Девочка нервно дернулась и закрыла глаза, не проронив ни слова. Солдатик слегка коснулся ее. Брат с восторгом завопил и взял в руки другого солдатика. Девочка, молча, с недоумением смотрела на брата, родители не обратили на это внимания. Это мелочь, ребенок просто играет.

Соседка, не выдержав наблюдения за такой игрой, предложила мальчику вместе сделать бумажный самолетик. Мальчик заинтересовался, но в свои четыре года он не знал, как это делается. Соседка сделала ребенку самолет и отдала со словами: «Играй, только не мешай никому!» Мальчик молча выхватил самолетик из ее рук и с криком побежал по проходу. При этом он, не целясь, запускал самолет.

Попав в молодую женщину, он, молча, подошел к ней, бесцеремонно залез к ней на сиденье и забрал самолетик.

Его мама с бабушкой, скорее всего, этого не заметили.

Мальчик снова запускает самолет и попадает в туже женщину. С криком восторга бежит к ней, чтобы забрать игрушку. Женщина берет в руки самолет и сдержанно говорит: «Не нужно кидать в людей! Сядь и играй. Не надо никому мешать!» Мальчик молча выхватил самолет и снова запустил в женщину.

Ты что, не понимаешь? Не кидай в людей! Посмотри вокруг: ты один себя так ведешь, мешаешь. Ты кидаешься - я не отдам тебе самолет.

Мальчик криво улыбнулся. Подбежал к сестре, которая молча наблюдала за этой сценой.

Эта тетя отняла у меня самолет! - кричал он, показывая рукой на женщину.

Сестра вздохнула и тихо сказала:

Хорошо, я сделаю тебе новый, только ты здесь играй.

Новый самолет полетел в том же направлении. Женщина подождала, когда мальчик подбежит к ней.

Ты не послушал моих слов. Может быть, хоть так ты запомнишь и сделаешь выводы! - она порвала бумажную игрушку.

Началась жуткая истерика с громкими всхлипами и неразборчиво произнесенными словами. Мальчик подбежал к бабушке, уткнулся ей в колени и начал слезно жаловаться.

Бабушка повернулась в сторону женщины и зло сказала:

Порвала у ребенка самолет, какая добрая тетя! Дай Бог ей здоровья! Не расстраивайся, внучек!

Само вырастет

Очевидно, что в свои четыре года у мальчика есть большие проблемы с воспитанием. Он не умеет сам себя занять, не умеет общаться со сверстниками, не уважает старших, плохо относится к сестре и окружающим.

Если говорить о тех, кто занимается его воспитанием, то это воспитание по принципу «само вырастет». Любую культурную породу возделывают, тратят на это много времени и сил: поливают, тяпают, укрывают от холода, удобряют и проч. Сами растут только сорняки.

Кто воспитывает - родители или жизнь?

Всемирно известный педагог, А.С.Макаренко многие годы поднимал вопрос о цели воспитания. Отвечая на вопрос, кто воспитывает ребенка – родители или жизнь, он привел замечательный пример:

«Дети - «цветы жизни». Это замечательно! Что же означают эти слова? Сентиментальные люди считают, что цветами нужно любоваться, ахать, носиться, нюхать и вдыхать. Нужно, наверно, и самим «цветам» внушить, что они составляют неприкосновенный роскошный букет в дорогой хрустальной вазе на вашем столе. Сколько не восторгайся такими цветами, сколько не ахай, их дни сочтены и они никогда не принесут плодов. В лучшем случае их можно будет просто засушить и продолжить любование. И тогда радость от этого станет сомнительной: сколько не восторгайся, перед вами будет простое сено.

Представляю наших детей вовсе не такими цветами. Это не букет, это прекрасный яблоневый сад. Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки… Не только аромат, не только «гаммы красок», - плоды, вот что должно вас интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно. Между прочим, у хорошего садовника гусеница никогда не появится.

Да, давайте будем садовниками. Это блестящее сравнение позволит нам выяснить кто воспитывает ребенка - родители или жизнь?

Кто выращивает садовое дерево?

Из земли и воздуха оно берет атомы своего тела, солнце дает ему драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в борьбе, соседние братья-деревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг всегда протекают сложнейшие химические процессы.

Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли он бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и наглой рукой похитителя сорвать их и сожрать?

Так именно и делают дикари где-нибудь в трущебах Огненной Земли. И так делают многие родители.

Но так не делает настоящий садовник.

Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее, он только вносит в нее математически могучий корректив; его прикосновение, в сущности, не что иное, как еле заметная перестановка сил. Там подпорка, там разрыхленная земля, там терпеливый зоркий отбор.

Наше воспитание такой же корректив. Разумно и точно провести ребенка по богатым жизненным дорогам, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать.

Воспитывают все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего- люди. Из них на первом месте родители и педагоги.

Если вы родители ребенка,- это значит на много лет вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю.»

Вам решать, какова цель воспитания вашего ребенка и какие методы воспитания выбирать для его дальнейшей счастливой жизни. Задумайтесь о будущем ваших детей уже сейчас: когда они маленькие и «ничего не понимают» уделите им время, учите, объясняйте. Во многом ваша спокойная жизнь в зрелом возрасте зависит от вложенных в первые годы жизни ребенка сил. Что посеешь - то и пожнешь. Удачи!

Родительское собрание

1 младшая группа

«Солнышко»

Алейск 2015

Родительское собрание по патриотическому воспитанию

в 1 младшей группе «Солнышко»

Тема: «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников; формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма.

Задачи: активизация родителей в обсуждении проблем патриотического воспитания детей; распространение педагогических знаний о формировании представлений детей о семье, доме, городе, родине; объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию в детях патриотизма.

Повестка дня:

1. Вступительное слово воспитателя Шаниной Е.Я.

2. Викторина на патриотическую тему

3. Музыкальная пауза (показ видеоролика)

4. Игра на развитие вниманию для родителей (составление слов)

5. Заключительное слово воспитателей группы

Предварительная работа:

1. Изготовление памяток на тему собрания (приложение 1)

2. Консультация для родителей по проблеме патриотического воспитания (приложение 2)

3. Оформление папки-передвижки по теме

4. Викторина (приложение 3)

5. Снятие видеоролика.

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя.

Здравствуйте, уважаемые родители! Форма нашей сегодняшней встречи - это патриотизм. Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотические чувства. Как отвечают некоторые «да зачем, пусть детство почувствуют, да наиграются» так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм».

(Выкладываем на мольберте слово «патриотизм»)

Патриотические чувства нужно начинать воспитывать с дошкольного возраста. Крылатая фраза говорит «все начинается с детства».

С младенчества ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки которые волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывая ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказки, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу к стране. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким: отцу, матери, бабушки, дедушке, к родному дому, к детскому саду.

Очень рано в мир приходит природа родного края: река, лес, поля. От первого общего восприятия ребенка переходит к конкретизации. У него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки – это все остается родным в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.

2. Викторина на патриотическую тему.

(вопросы для родителей оформлены в виде ромашки)

3. В хорошей семье всегда …

4. Нельзя прожить без …

5. Если бы я все могла, то …

6. Семейные традиции это …

3. Музыкальная пауза.

А теперь уважаемые родители для вас музыкальная пауза (показ видеоролика музыкального занятия)

4. Игра на развитие внимания

Ну, а сейчас разобьемся на команды и проверим ваше внимание и словарный запас. Из слова «патриотизм» составить новые слова, чья команда составить больше слов.

(Составление слов)

5. Заключительное слово воспитателей группы.

И в конце мне хотелось бы сказать, чтобы те знания, которые вы получили от своих родителей, бабушек, дедушек которые вы приобрели на своем жизненном пути, дарите своим детям. Чтобы они любили свою Родину и хранили ее культуру. Прививайте любовь к большому с малого.

Решение родительского собрания:

1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка в стенах ДОУ и семьи.

2. Родителям принимать активное участие в жизни детского сада.

Список литературы:

Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М., Педагогическое общество России, 2009. – 96 с.

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Памятка для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.

Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор.

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение 2

Консультация для родителей

"Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм"

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Приложение 3

Викторина на патриотическую тему.

(Вопросы для родителей оформлены в виде ромашки.)

1. Качества необходимые вашему ребенку как человеку …

2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал …

3. В хорошей семье всегда …

4. Нельзя прожить без …

5. Если бы я все могла, то …

6. Семейные традиции это …

7. Какие книги читаете с ребенком …

8. Какие песни поете, стихи читаете?


Не будем возвращаться к утробному развитию, но хочется напомнить вам, что ваше физическое и психологическое состояние в период вынашивания, а также процесс родов, уже повлияли на характер вашего младенца. На характере сказались и гены, переданные ему мамой и папой. И многие предрасположенности из этого «стартового набора» готовы подкрепиться или не подкрепиться личным примером родителей.

По сути дела воспитание первого года жизни – это работа воспитателей над собой. Выбор «системы», саморазвитие, приспособление к новым условиям существования, освоение новых ролей.

Есть контакт

В первые дни, недели и месяцы своей жизни ребенку прежде всего необходима любящая мама или тот человек, который ее постоянно заменяет. Рядом с мамой малыш чувствует себя в безопасности, его потребности вовремя удовлетворяются, на его плач откликаются. Пролактин, содержащийся в мамином молоке, действует как успокоительное. Ему начинает нравиться этот мир. Формируется базовое доверие, формируется привязанность к другим людям. Без этих качеств ребенку будет сложно построить в будущем доверительные отношения и создать крепкую семью.

Роль папы в это время – поддержать маму: подменить ее в бессонные ночи, взять на себя часть домашних дел, поднять настроение или вселить уверенность в трудную минуту. Само собой, что общение папы с малышом также пойдет обоим на пользу.

Кто с кем спит

Потребность в физическом контакте удовлетворяется во время кормления, держания на руках, а также во время совместного сна, если вы его практикуете. Мнения многих уважаемых психологов, педагогов и педиатров о том, где должен спать ребенок, разделились. Лично я всегда считала, что не смогла бы спать с новорожденным ребенком, но на практике получилось наоборот – через пару месяцев после рождения дочери, мне самой было спокойнее, когда она спала рядом.

Раздельный или совместный сон? Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Чтобы принять решение, воспользуйтесь «мнениями» всех членов вашей семьи.

  • Удобно ли это вам?
  • Приходиться ли вам часто вставать ночью, чтобы покормить ребенка?
  • Насколько чутко вы спите?
  • Ребенок спит спокойнее, когда он в кроватке или рядом с вами?
  • Что думает ваш муж о совместном сне с ребенком?

Мы в ответе за тех, кого мы «приручили»

«Не приучай к рукам», - твердят подруги. «Надо дать ему проораться, а потом уже брать на руки», - говорят другие, пока третьи «вынашивают» своих малышей в слингах. Мнений великое множество. Но человеческой природе, о чем говорят и наши инстинкты, свойственна неразрывная близость с маленьким ребенком. Иначе ему было не выжить.

Да, малыш часто хочет на ручки. Но исследования психотерапевтов подтверждают, что чем больше он пользуется этой возможностью, тем проще потом слезает навстречу окружающему миру. Вы хоть раз видели сороколетнего дядьку сидящего на руках у своей мамы? А пятнадцатилетнего? Да после лет шести-семи их силой не усадить. Также замечено, что младенцы, лишенные маминых рук в первые месяцы, стремятся наверстать это позже, требуя от мамы повышенного внимания.

Ношение на руках обеспечивает ребенку больший обзор, позволяет наблюдать за вашими действиями и, главное, вашей реакцией на происходящее. Вы чаще говорите с ребенком. Все это благоприятно сказывается на его развитии.

Если же вы не берете на руки плачущего ребенка, он воспринимает это, как отсутствие вашей любви. Бойтесь недодать близости с вами, передать вряд ли получится.

Слова любви

С того момента, как вы узнаете о вашей беременности, желательно начать говорить малышу о том, как вы его любите. Если вы еще не делали этого, то начинайте немедленно. Ребенку важно знать, что его любят, что он хороший, долгожданный, умный, добрый, веселый, красивый. Говорите ему об этом как можно чаще, и он таким и будет.

Увереннее и смелее

Уверенная в себе мама – подарок для самооценки малыша. Уже сейчас она начинает складываться из того, что дает ребенку мамино внутреннее состояние. Не унывайте, не бойтесь совершать ошибки, не вините себя за минуты слабости, старайтесь расслабляться, отдыхать, радоваться жизни и вашему ребенку. Не забывайте, что ваше настроение в первые годы материнства вы всегда делите, как минимум, на двоих. Если не выходит, целенаправленно работайте над собственной самооценкой.

Творческая атмосфера

Дети интересуется всем, что происходит вокруг. Всем в буквальном смысле этого слова. И теми дырочками в розетке, и вот этим краем дивана, и вашим новым дорогим телефоном и бабушкиным сервизом. Для того, чтобы хорошо было всем, ваша задача – организовать для ребенка безопасное пространство, в котором он сможет свободно развиваться, а вам не придется кричать каждые пять минут: «Ну, куда ты, стой!!!» или вырывать из рук опасные предметы. Пусть малышу будет доступно то, что ему можно и нужно. В случае знакомства с нежелательными объектами, переведите его внимание на что-то, что ему не угрожает.

Мама-болтушка

Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем лучше. Комментируйте все свои действия, особенно те, которые направлены на самого малыша: «сейчас я возьму тебя на ручки», «мы идем умываться», «мама читает книжку» и т.д. Ваша «болтовня» поможет ребенку скорее освоить язык.

Меньше «нет» и «нельзя»

Если все вокруг под запретом, то младенцу и не запомнить столько всяких «нельзя». Старайтесь употреблять это слово как можно реже и придерживайтесь собственных правил. Ребенку трудно понять, почему можно брать ваш телефон, когда маме некогда, но она не хочет им делиться в другое время.

Мультики-пультики

Детские психологи советуют оградить ребенка от телевизора. Даже мультфильмы рекомендуются к просмотру только с двух лет. Тем более в первые месяцы жизни, держите малыша подальше от всевозможных экранов. Маленькому человечку еще сложно отделить виртуальное от реального, он может напугаться свалившейся на него информации.

Развиваемся вместе

Для развития малыша будут полезны совместные игры с называнием частей тела, элементами зарядки или массажа, чтение детских книг с обязательным разглядыванием картинок, пение песен, потешек, чтение стишков. Но полезнее маминой любви и заботы ничего не придумать.

Самим же родителям надо стремиться быть достойным примером для своих детей. Откажитесь от вредных привычек, постарайтесь уладить свои внутренние и внешние проблемы, устраните пробелы в знаниях, связанных в воспитании и не забывайте о ваших собственных интересах и увлечениях вне родительства и о том, что все имеют право иногда ошибаться.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: