Невозможные цвета. Невозможные цвета - Пёрышки Серого Попугая

Невероятные факты

Попробуйте представить себе красновато-зеленый цвет, не скучный коричневый, который вы получите в результате смешивания двух пигментов, а именно цвет, отчасти напоминающий красный, и отчасти зеленый. Или же попытайтесь представить себе желтовато-синий, не зеленый, который получится в результате смешивания, а именно желто-синий.

Вам сложно представить нечто подобное? Все из-за того, что, несмотря на то, что такие цвета существуют, вы, вероятно, никогда их не видели. Красно-зеленый и желто-синий – это так называемые "запрещенные цвета". Они состоят из пары оттенков, световые частоты которых компенсируют друг друга в глазах человека, поэтому их невозможно увидеть одновременно.

Подобные ограничения в результатах, в первую очередь из-за того, как мы воспринимаем цвет. Клетки сетчатки, называемые "оппонентами нейронов", загораются, когда мы видим красный цвет, и данная вспышка активности говорит мозгу о том, что мы наблюдаем именно красный цвет. Те же самые оппоненты нейронов подавляются зеленым цветом. Аналогично, желтый цвет активирует их деятельность, а синий подавляет. Хотя большинство цветов вызывает смесь эффектов среди обеих групп нейронов, которые наш мозг может декодировать, красный цвет отменяет зеленый, а желтый отменяет синий, поэтому мы никогда не сможем воспринять оба этих цвета одновременно, идущих из одного источника.

То есть почти никогда. Ученые поясняют, чтобы увидеть эти цвета, нужно просто знать, где искать.

Цвета без названия

Революция цвета началась в 1983 году, когда работа Хевитта Крэйна (Hewitt Crane), ведущего визуального ученого, и его коллеги Томаса Пиантанида (Thomas Piantanida) появилась в журнале "Наука". Под названием "Видеть красно-зеленый и желто-синий", работа говорила о том, что "запрещенные" цвета все же можно увидеть. Исследователи создали образы, в которых красные и зеленые, а в другом синие и желтые полосы "бежали" друг за другом. Они показали изображения десяткам добровольцев, используя глазной трекер, который четко фиксировал их на уровне глаз человека. Это гарантировало, что свет от полосы каждого цвета воздействовал на те же клетки сетчатки глаза, к примеру, некоторые клетки всегда воспринимали только желтый цвет, в то время как другие только синий.

В итоге участники этого визуального эксперимента сообщали, что видели, как постепенно границы между цветами исчезали, и два цвета превращались в один. Удивительно, но специалистам удалось перенаправить работу клеток сетчатки, при этом люди видели цвета, с которыми раньше им никогда не приходилось сталкиваться.

Авторы написали в своей работе, что каждый из участников эксперимента называл видимый им цвет "одновременно красным и зеленым". Кроме того, некоторые респонденты, несмотря на то, что они знали, на какие цвета смотрят, они не смогли одним словом назвать то, что видят или хотя бы описать цвет. При этом, один из участников был художником с большим "цветовым словарем".

Аналогичным образом, когда эксперимент был повторен с синим и желтым цветами, результат был получен такой же. Таким образом, запрещенные цвета все же довелось увидеть!

Однако, исследование Крэйна и Пиантанида заставили научное сообщество задуматься, однако, мало кто обратился к полученным учеными результатам. Об этом мало кто говорил, однако, дальнейшие исследования лишь подтвердили первоначальные выводы, предполагая, что если смотреть правильно, то можно увидеть запрещенные цвета.

Позднее, в 2006 году По Чан Се (Po-Jang Hsieh), специалист Дартмутского колледжа, и его коллеги решили повторить эксперимент 1983 года, немного видоизменив его. На этот раз участникам была представлена карта цветов на экране компьютера, при этом они должны были использовать ее для того, чтобы найти соответствие для цвета, который им показывали. А показывали им те самые переменные полосы, цвет, который люди в эксперименте 1983 года не смогли описать.

В результате люди говорили о том, что видели смесь двух цветов (к примеру, красный и зеленый), но не запрещенные цвета. Затем когда на следующей стадии эксперимента, границы между зеленым и красным растворились, и цвета поглотили друг друга, участники без проблем отыскали этот цвет на цветовой карте: им оказался грязно-коричневый.

Так все же, если получаемый цвет – это грязно-коричневый, почему участники эксперимента 1983 года не смогли его описать? "Существует бесконечное множество промежуточных цветов, поэтому неудивительно, что нам иногда не хватает словарного запаса для того, чтобы описать их. Тем не менее, только из-за того, что у цвета нет названия, нельзя говорить, что этот цвет запрещенный и что его нет в цветовом пространстве".

Тем не менее, позднее все же было доказано, что запрещенные цвета существуют, а также был подвергнут критике эксперимент Се, поскольку в нем он не использовал стабилизацию сетчатки.

Ученые до сих пор пытаются определить четкий механизм, который позволяет людям видеть запрещенные цвета. Вы никогда не сможете лицезреть их в природе или в цветовом круге, но возможно, когда-нибудь кто-то изобретет портативное устройство со встроенным глазным трекером, которое позволит нам с легкостью видеть запрещенные цвета.

В человеческом глазе имеется три типа так называемых «колбочек», которые функционируют антагонистически. Синий против желтого, красный против зеленого и светлый против темного. Существуют перекрытия длин световых волн, которые покрываются колбочками, так что вы видите не только просто синий, желтый, красный и зеленый. Белый, например, не является длиной волны света, однако человеческий глаз воспринимает его как смесь различных спектральных цветов. Из-за этого противостояния вы не можете одновременно увидеть ни синий и желтый, ни красный и зеленый. Эти комбинации называются невозможными цветами.


Хотя вы не можете увидеть одновременно ни красный с зеленым, ни синий с желтым, визуальный ученый Хьюит Крэйн и его коллега Томас Пьянтанида опубликовали научное исследование, уверяя всех, что подобное восприятие является возможным. Это произошло в 1983 году, и их работа называлась «О красновато-зеленом и желтовато-синем». Они заявили, что участники эксперимента, которые смотрели на прилегающие полоски красного и зеленого цвета, могли увидеть красновато-зеленый цвет, в то время как участники эксперимента, которые смотрели на полоски синего и желтого цвета, видели желтовато-синий. Исследователи использовали специальный глазной трекер, чтобы удерживать изображения в фиксированной позиции относительно глаз смотрящего, чтобы клетки сетчатки постоянно стимулировались одним и тем же цветом. Например, одна колбочка позволяет увидеть только синий цвет, в то время как другая – только желтый. Волонтеры отметили, что границы между цветами слились друг с другом, и в результате они увидели те цвета, которых никогда ранее не видели, то есть одновременно и красный, и зеленый или и желтый, и синий.


Невозможные цвета, такие как желтовато-синий или красновато-зеленый, являются воображаемыми цветами, которые не встречаются в световом спектре. Еще один тип воображаемых цветов – это химерные цвета. Химерный цвет получается тогда, когда вы смотрите на один и тот же цвет так долго, что колбочки полностью изматываются и переключаются на другой цвет. В результате получается остаточное изображение, которое воспринимается мозгом, а не глазами. Среди химерных цветов можно найти самосветящиеся, стигианские и гиперболические цвета. Самосветящиеся цвета выглядят так, как будто они светятся, хотя при этом нет никакого светового излучения. Примером является самосветящийся красный цвет, который вы можете увидеть, посмотрев долго на красный, а затем сразу же посмотрев на белый. Когда зеленые колбочки устают, остаточное изображение представляется как красное. А когда вы смотрите на белый, вам кажется, что красный ярче, чем белый, благодаря чему и создается эффект свечения.

Стигианские цвета являются темными и пересыщенными. Например, стигианский синий цвет можно увидеть, если вы долго будете смотреть на желтый, а затем посмотрите на черный. Если сравнить полученный цвет с черным, он будет настолько же темным, но при этом цветным. Стигианские цвета проявляются на черном из-за того, что некоторые нейроны посылают сигналы только в темноте. Что касается гиперболических цветов, они являются пересыщенными. Такой цвет вы можете увидеть, если будете смотреть на яркий цвет, а затем переведете глаза на дополнительный цвет. Например, если вы будете смотреть на пурпурный, вы сможете увидеть зеленое остаточное изображение. Если вы посмотрите на пурпурный, а затем посмотрите на зеленый, вы получите гиперболический зеленый. Если вы посмотрите на бирюзовый, а потом посмотрите на оранжевый, вы увидите гиперболический оранжевый.


Невозможные цвета, такие как красновато-зеленый или желтовато-синий, увидеть значительно труднее, чем предыдущие. Если вы все же хотите увидеть эти цвета, то вам нужно, например, поместить два предмета рядом друг с другом. Один должен быть желтого цвета, а другой – синего. После этого сведите глаза так, чтобы изображения двух предметов накладывались друг на друга. Точно такая же процедура подходит и для красного с зеленым. Совпадающая область может показаться вам смесью двух цветов (например, зеленый для синего и желтого или коричневый для красного и зеленого), участком точек компонентных цветов или же абсолютно новым цветом, который одновременно является и желтым, и синим (либо и красным, и зеленым).


Некоторые исследователи считают, что так называемые невозможные цвета (красновато-зеленый и желтовато синий) на самом деле являются всего лишь промежуточными цветами. В 2006 году исследование Крэйна было повторено, но уже с использованием детализированной цветовой карты. Участники этого исследования определили красновато-зеленый цвет как коричневый. В то время как химерные цвета гарантированно являются воображаемыми, возможность существования невозможных цветов все еще остается под вопросом.

Мир цвета и его история - тема почти неизученная и очень сложная. Считается, что такого предмета нет и не может быть - раз это субъективное качество, то - предмет иллюзий и мнений, игры случая. Однако оставим тех, кто не видит цвета, их судьбе - зато у нас есть неизученная реальность. Всё, что мы знаем - отдельные фрагменты, картина пока не складывается - тем более интересно угадать, чем это будет. Можно сидеть и наблюдать, что происходит в неоткрытом мире цвета.

В этом "случайном" цветном мире есть запреты и есть "каждому понятные" вещи, и обычно к этому миру подходят со стороны моды.

Можно заметить, что невозможные сочетания цветов, те, которые нельзя носить вместе, меняются со временем даже внутри одного общества, одной цивилизации. Что говорить о разных - мы почти ничего об этом не знаем, а самая документированная история - европейская - показывает, как всё меняется. В Срeдние века самым обычным было сочетание красного с зеленым, и это было сочетание цветов близких и гармонирующих, слабо контрастных. Для нас это очень яркое, кричащее, дисгармоничное, смелое сочетание.

Для Средних веков сочетание желтого и зеленого было диким, сумасшедшим, обозначало нечто опасное, дьявольское и преступное. Для нас это сочетание сравнительно слабо контрастно. Для 18 века сине-зеленое сочетание было цветом дураков, то есть приличные люди замечали сильную контрастность сочетания, которое для людей другой (низкой) культуры было гармоничным и слабоконтрастным. Кстати, сейчас, похоже, цвет дураков перестал быть таковым - это стало слабоконтрастным сочетанием и ничего особенного о носителе не говорит. Сложилось это так, что растительные красители - самые дешевые и доступные - давали блеклые голубые и зеленые оттенки, так что одежда крестьян на протяжении веков была блеклой сине-зеленой - и у более богатых и обладающих высокой культурой слоев общества возникло представление о цвете дураков.

Сейчас стали очень резкими, кажутся очень заметными оттенки фиолетового, лилового - их присутствие в одежде весьма значимо, а в Средние века это почти не отличалось от черного и не было особенно значимым.

В 13 веке стали приняты монохромные и приглушенные оттенки для приличного общества, а яркие цвета стали резать глаз как цыганщина и плохой вкус. Победила эта тенденция в 18 веке. Священникам запрещалось носить одежды ярких контрастных цветов, в полоску, шашечку, и вообще многоцветную одежду. Ныне яркие цвета вполне отвоевали себе место, хотя и на особых условиях - там много оттенков в подходе к яркому цвету, просто набор цветных лоскутов по-прежнему кажется диким и маркирующим опасно-непредсказуемые участки. Кажется, запрет на яркие лоскуты остался, хоть и ослаб. Крапчатый купальник можно, а пиджак нет.
Пожалуй, многоцветность и сейчас под запретом, хоть и не очень осознанном. Интересно, что многоцветность относится не к фигуре в целом, а к отдельной вещи. В Средние века можно было иметь тунику одного цвета, рубаху другого и плащ третьего, желтое с зеленым прикрывать красным плащом - и это было нормально, но сочетание тех же цветов, но ярких, в рамках одного предмета туалета - ужасно, это уже пестрота, лоскуты, дурной вкус и дьявольщина. И сейчас, кажется, малиновый пиджак - ну, сами понимаете, но вот малиновый в голубую полоску - уже совсем того.

В радуге в Средние века различали 4-5 цветов. Это был естественный опыт - кто же виноват, что сейчас опыт немного другой. Роджер Бэкон с большой наблюдательностью установил, что цветов - шесть: синий, зеленый, красный, серый, розовый и белый. Никто не перечислял цвета в последовательности, которую теперь называют "естественной" и "спектральной". Цвета, конечно, брали из "культурной традиции", аристотелевская палитра была взята из сочинений Аристотеля и распространялась с 12 века: белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный. Седьмой цвет - дополнительный, фиолетовый, но понимался он не как смесь красного и синего, а как серый - недочерный, ведь по-латыни он в это время назывался subniger.

Восхитительны перекрашивания символических фигур. Например, статуи девы Марии долгие века окрашивалсиь различно, одним цветом поверх другого. Вокруг тысячного года девы Марии были черными и темными, с 12 века стали красными, с 13 появились синие девы, с 17 в. - девы золотые, с 19 в. - белые, после принятия догмата о непорочном зачатии в 1854 г.

Интересно, что до 15 века зеленый не получают, смешивая желтый и синий. Получают из натуральных красителей, или обрабатывая синие красители, но - не смешивая. Смешение цветов - вообще подозрительная операция для многих культур. Желтый и синий были очень далекими цветами для людей, и представить себе их смесь было неприятно. Меж ними не было переходной зоны в сознании, и краски не смешивали. То же с фиолетовым: добавляли нечто к синей краске, но не смешивали синий с красным. Поэтому фиолетовый был цветом, близким к синему, то есть совсем не лиловым - оттенка красного в нем было мало.

Вроде бы синий цвет, синюю краску открыли египтяне, они начали употреблять разные оттенки синего в искусстве. У египтян синий был цветом загробного мира. В палеолите этот цвет отсутствует, как и зеленый. Все рисуют красным, желтым, черным, белым. В античное время синий не любили - для римлян это был цвет диких кельтов (у тех были синие узоры на теле - ну, видимо, не столько синие, сколько воспринимавшиеся как синие на фоне культуры, не знавшей синего). Голубой римлянам казался резким, темно-синий - пугающим, относящимся к смерти. Голубые глаза казались недостатком, как и сейчас светлые глаза для японцев - символическое обозначение человека подозрительно-нехорошего. В Средние века о синем цвете почти не говорят, меж тем как красного видят несколько оттенков, желтого тож, и различают два белых (albus и candidus) и два черных (ater и niger). Черные расходятся на черный бедняков и черный аристократический - матовый и пыльный, блеклый черный считался одним цветом, мало похожим на другой - блестящим, ярким, насыщенным черным аристократов. Так что черный, в который были одеты крестьяне и монахи, и черный испанского королевского дома - это разные цвета.

Очень интересно отслеживать, как в культуре цвет переходит в другие качества. Есть культуры, где в первую очередь обращают внимание на влажность оттенка, а не на тон. Цвета делятся на сухие и мокрые - а уж чего там мокрое, красный, зеленый или черный - не ясно и не важно. Иногда цвет оценивается по фактуре - важна структура поверхности, гладкая или шершавая, а не сам цветовой тон. В геральдике красный, синий, черный, зеленый противопоставлялись желтому и белому - то есть это была пара цветов, фигура и фон, и нельзя было рисовать, скажем, синим или черным на красном - это "сливалось", только белым или желтым. Тут я напомню, как разобрались с понятием инцеста и категориями родства антропологи - установлено, что исходить следует не из само собой разумеющихся наших объективных представлений, что чем является, а из реальных запретов в той или иной культуре. Тогда возникает верная картина, видны закономерности и изменения, производимые культурой. Так и с цветами - тут важно не то, что мы уверенно знаем, что темно-синее очень контрастно на светло-красном, а системы запретов, реально существовавшие, именно они указывают, что видели, не видели и как видели люди в прошедшие времена. Каждый такой запрет - в одежде, геральдической символике и пр. - указывает на определенную закономерность в мире цвета.

Экспансия синего начинается с 12 века, это такая французская мода, цивилизованная. С древнейших времен среди цветов царили красный, белый, черный, теперь же в главные выходит синий, вместо трех цветов их становится шесть (белый, красный, черный, синий, зеленый, желтый). Вместо основного двуцветия черный-красный теперь - красный-синий. Окончательно синий цвет воспрял с Реформацией. Это в то же время точка, когда определенно видно медленное падение желтого цвета, идущее веками. В Риме желтый был цветом торжественным и сакральным, в Средние века - скорее простым и простонародным, а затем и вовсе почти запретным и презренным. Вместо желтого выходит золотой, теперь хороший желтый - это позолота, а прочие желтые - плохи. Любимым цветом синий стал в Европе в 19-20 веке. Интересно, что вслед за ним идет зеленый. В Средние века зеленый был серым - невидным цветом, фоновым, промежуточным, никаким. А в новейшие времена он вышел на твердое второе место среди любимых цветов (за ними белый и красный). Это - на Западе, в Японии не так, там на первом месте белый (30%), затем чёрный (25%) и красный (20%). Древняя гамма держит место.

Кстати, отдельная песня - трудность получения разных красителей, технологический аспект. Красный трудно закрепить, синий - легко. Синий нестоек, красный - весьма стоек. Одни цивилизации знают пурпур, другие теряют его. Технологии с одной стороны, символика с другой меняют места цветов относительно друг друга. Скажем, прежде зеленый был рядом с красным, а после открытия технологий смешения красок он стал располагаться между синим и желтым.

Интересно обратиться к самой трудной краске, к тем красителям, которые трудно изготавливать и фиксировать даже сегодня, не то что в древние века. Неожиданный цвет, надо сказать: самый трудный краситель - зеленый. При этом зеленый же - чуть не самый распространенный цвет одежды, окрасить березой или папоротником дешево и просто, только вот цвет будет линялый, серый, блеклый. С того же 12 века, с которого пошел вверх синий, в Европе стало заканчиваться царство зеленого цвета - по крайней мере в городах. в сельской местности крестьяне все еще ходили в серо-зеленом, а вот изумрудные города покончались и стали синими, красными, черными. Так и ад стал черным лишь в 13 веке, до того он был красным.

В разное время разные цвета были позорными и запретными. Позорных пять цветов: белый, черный, красный, зеленый и желтый. В разных ситуациях, для разной маркировки. Синий не был позорным ни в одном списке. Не упоминался он и в предписаниях. То есть синий игнорировался, это не-цвет, невидимый цвет - который не считают цветом. А все значимые цвета использовались для того, чтобы обозначить некую группу явлений как опасную, позорную, рискованную. Позорные цвета:
Белый и черный - цвета убогих и калек.
Красный - палачи и проститутки.
Желтый - еретики и евреи.
Зеленый - жонглеры, шуты и сумасшедшие. Причем зеленый как простонародный мог маркировать "сумасшедшего знатного": одевающийся в простонародную зеленую одежду знатный человек читается как сумасшедший, не вполне нормальный.

Интересно, какие еще цвета и сочетания цветов меняют значение, кажутся теперь неконтрастными или наоборот.

Можно не упоминать о психофизике. В разговоре о цветах легко переходят на технологии - откуда добываются красители, как их готовят, как закрепляют. Но есть и другая технология, технология послецвета, сейчас уже вовсе не мифическая - ясно, что разные цвета различно влияют на людей, меняют настроение, ритм, образ мыслей. Цивилизация, прокрашенная определенным цветом или определенной палитрой, ведет себя совсем иначе, чем другая цивилизация с другой палитрой. Вот это совсем неизученная область, и здесь почти нечего сказать: колористическая стилистика истории не изучена. А было бы интересно пройти по древним технологиям именно в аспекте цвета - что они могли давать, что реально давали (это совсем разные вещи; часто многое возможное не используется, а иногда бывает, что создается невозможное - когда цвет "читается" не так, как мы теперь привыкли его считывать). Короче, история цветов с точки зрения технологий - цветов красок по ткани, коже, металлу и пр., история цветных материалов - цвета древесины, металла, кожи - тоже очень интересна, как читается то, что мы видим в определенном колористической гамме.

Другая сторона дела - цветовое тело Земли, описание природных зон как цветных, по преобладающему цвету. Это совершенно закрытая область, за нее не берутся ни художники, ни естественники. Нечто подобное делалось очень выборочно в рамках учения о ландшафте, но почти ничего не было сказано. Можно лишь сказать, что цветовое тело, понимаемое таким образом, выглядит очень небанально. Мало того, что надо бы описать его по сезонам, с ходом времени. Оно к тому же несимметрично. Говоря очень обобщенно и грубо, в старом свете преобладает гамма с малым количеством синего, это преимущественно красные и желтые оттенки, а в Новом свете - напротив, один из самых заметных цветов - синий. Объяснять, как это можно увидеть - достаточно хлопотное занятие, но некоторые художники это ловили. Далее, цветность нарастает к северу, правда, видно это лишь в краткий сезон цветения тундры. К югу цветность падает, что особенно видно по лесам белых стволов, по деревьям с белой корой. Цветность проявляется единой палитрой - от окраски цветков до преимущественной окраски дневных бабочек. - Но вся эта живая цветность путным образом не описана, поскольку никто не рассматривал цвета живых существ как значимый признак, на который стоит обращать внимание. И все же можно себе представить это асимметрично окрашенное цветовое тело Земли - конечно, с учетом симметрии, которая складывается из общих природных зон, из того, что в географии называли идеальным материком - асимметрия цвета как бы просвечивает сквозь симметрию этого географического тела с закономерными зонами, расцветающими и угасающими сезон за сезоном.

||| Очень признателен всем, кто воспользовался кошельком. Я, честно, не ожидал, и тем более приятно. В связи с этим я было даже задумался, что бы такое сказать, но быстро оставил эти попытки как обреченные на неудачу. Лучше не пытаться понять, что интересно - кажется, что так: ничего... Лучше сказать о том, что мне самому кажется интересным.

Еще одна прекрасная статья к вопросу эволюции цветовосприятия (продолжение этой темы: )

Художникам, фотографам, садоводам и создателям стилизованных украшений - весьма рекомендую, причем там еще и в комментах к посту в журнале автора интересные вещи попадаются.

Оригинал взят у ivanov_petrov в Невозможные цвета

Мир цвета и его история - тема почти неизученная и очень сложная. Считается, что такого предмета нет и не может быть - раз это субъективное качество, то - предмет иллюзий и мнений, игры случая. Однако оставим тех, кто не видит цвета, их судьбе - зато у нас есть неизученная реальность. Всё, что мы знаем - отдельные фрагменты, картина пока не складывается - тем более интересно угадать, чем это будет. Можно сидеть и наблюдать, что происходит в неоткрытом мире цвета.

В этом "случайном" цветном мире есть запреты и есть "каждому понятные" вещи, и обычно к этому миру подходят со стороны моды.

Можно заметить, что невозможные сочетания цветов, те, которые нельзя носить вместе, меняются со временем даже внутри одного общества, одной цивилизации. Что говорить о разных - мы почти ничего об этом не знаем, а самая документированная история - европейская - показывает, как всё меняется. В Срeдние века самым обычным было сочетание красного с зеленым, и это было сочетание цветов близких и гармонирующих, слабо контрастных. Для нас это очень яркое, кричащее, дисгармоничное, смелое сочетание.

Для Средних веков сочетание желтого и зеленого было диким, сумасшедшим, обозначало нечто опасное, дьявольское и преступное. Для нас это сочетание сравнительно слабо контрастно. Для 18 века сине-зеленое сочетание было цветом дураков , то есть приличные люди замечали сильную контрастность сочетания, которое для людей другой (низкой) культуры было гармоничным и слабоконтрастным. Кстати, сейчас, похоже, цвет дураков перестал быть таковым - это стало слабоконтрастным сочетанием и ничего особенного о носителе не говорит. Сложилось это так, что растительные красители - самые дешевые и доступные - давали блеклые голубые и зеленые оттенки, так что одежда крестьян на протяжении веков была блеклой сине-зеленой - и у более богатых и обладающих высокой культурой слоев общества возникло представление о цвете дураков.

Сейчас стали очень резкими, кажутся очень заметными оттенки фиолетового, лилового - их присутствие в одежде весьма значимо, а в Средние века это почти не отличалось от черного и не было особенно значимым.

В 13 веке стали приняты монохромные и приглушенные оттенки для приличного общества, а яркие цвета стали резать глаз как цыганщина и плохой вкус. Победила эта тенденция в 18 веке. Священникам запрещалось носить одежды ярких контрастных цветов, в полоску, шашечку, и вообще многоцветную одежду. Ныне яркие цвета вполне отвоевали себе место, хотя и на особых условиях - там много оттенков в подходе к яркому цвету, просто набор цветных лоскутов по-прежнему кажется диким и маркирующим опасно-непредсказуемые участки. Кажется, запрет на яркие лоскуты остался, хоть и ослаб. Крапчатый купальник можно, а пиджак нет.
Пожалуй, многоцветность и сейчас под запретом, хоть и не очень осознанном. Интересно, что многоцветность относится не к фигуре в целом, а к отдельной вещи. В Средние века можно было иметь тунику одного цвета, рубаху другого и плащ третьего, желтое с зеленым прикрывать красным плащом - и это было нормально, но сочетание тех же цветов, но ярких, в рамках одного предмета туалета - ужасно, это уже пестрота, лоскуты, дурной вкус и дьявольщина. И сейчас, кажется, малиновый пиджак - ну, сами понимаете, но вот малиновый в голубую полоску - уже совсем того.

В радуге в Средние века различали 4-5 цветов. Это был естественный опыт - кто же виноват, что сейчас опыт немного другой. Роджер Бэкон с большой наблюдательностью установил, что цветов - шесть: синий, зеленый, красный, серый, розовый и белый. Никто не перечислял цвета в последовательности, которую теперь называют "естественной" и "спектральной". Цвета, конечно, брали из "культурной традиции", аристотелевская палитра была взята из сочинений Аристотеля и распространялась с 12 века: белый, желтый, красный, зеленый, синий, черный. Седьмой цвет - дополнительный, фиолетовый, но понимался он не как смесь красного и синего, а как серый - недочерный, ведь по-латыни он в это время назывался subniger.

Восхитительны перекрашивания символических фигур. Например, статуи девы Марии долгие века окрашивалсиь различно, одним цветом поверх другого. Вокруг тысячного года девы Марии были черными и темными, с 12 века стали красными, с 13 появились синие девы, с 17 в. - девы золотые, с 19 в. - белые, после принятия догмата о непорочном зачатии в 1854 г.

Интересно, что до 15 века зеленый не получают, смешивая желтый и синий. Получают из натуральных красителей, или обрабатывая синие красители, но - не смешивая. Смешение цветов - вообще подозрительная операция для многих культур. Желтый и синий были очень далекими цветами для людей, и представить себе их смесь было неприятно. Меж ними не было переходной зоны в сознании, и краски не смешивали. То же с фиолетовым: добавляли нечто к синей краске, но не смешивали синий с красным. Поэтому фиолетовый был цветом, близким к синему, то есть совсем не лиловым - оттенка красного в нем было мало.

Вроде бы синий цвет, синюю краску открыли египтяне, они начали употреблять разные оттенки синего в искусстве. У египтян синий был цветом загробного мира. В палеолите этот цвет отсутствует, как и зеленый. Все рисуют красным, желтым, черным, белым. В античное время синий не любили - для римлян это был цвет диких кельтов (у тех были синие узоры на теле - ну, видимо, не столько синие, сколько воспринимавшиеся как синие на фоне культуры, не знавшей синего). Голубой римлянам казался резким, темно-синий - пугающим, относящимся к смерти. Голубые глаза казались недостатком, как и сейчас светлые глаза для японцев - символическое обозначение человека подозрительно-нехорошего. В Средние века о синем цвете почти не говорят, меж тем как красного видят несколько оттенков, желтого тож, и различают два белых (albus и candidus) и два черных (ater и niger). Черные расходятся на черный бедняков и черный аристократический - матовый и пыльный, блеклый черный считался одним цветом, мало похожим на другой - блестящим, ярким, насыщенным черным аристократов. Так что черный, в который были одеты крестьяне и монахи, и черный испанского королевского дома - это разные цвета.

Очень интересно отслеживать, как в культуре цвет переходит в другие качества. Есть культуры, где в первую очередь обращают внимание на влажность оттенка, а не на тон. Цвета делятся на сухие и мокрые - а уж чего там мокрое, красный, зеленый или черный - не ясно и не важно. Иногда цвет оценивается по фактуре - важна структура поверхности, гладкая или шершавая, а не сам цветовой тон. В геральдике красный, синий, черный, зеленый противопоставлялись желтому и белому - то есть это была пара цветов, фигура и фон, и нельзя было рисовать, скажем, синим или черным на красном - это "сливалось", только белым или желтым. Тут я напомню, как разобрались с понятием инцеста и категориями родства антропологи - установлено, что исходить следует не из само собой разумеющихся наших объективных представлений, что чем является, а из реальных запретов в той или иной культуре. Тогда возникает верная картина, видны закономерности и изменения, производимые культурой. Так и с цветами - тут важно не то, что мы уверенно знаем, что темно-синее очень контрастно на светло-красном, а системы запретов, реально существовавшие, именно они указывают, что видели, не видели и как видели люди в прошедшие времена. Каждый такой запрет - в одежде, геральдической символике и пр. - указывает на определенную закономерность в мире цвета.

Экспансия синего начинается с 12 века, это такая французская мода, цивилизованная. С древнейших времен среди цветов царили красный, белый, черный, теперь же в главные выходит синий, вместо трех цветов их становится шесть (белый, красный, черный, синий, зеленый, желтый). Вместо основного двуцветия черный-красный теперь - красный-синий. Окончательно синий цвет воспрял с Реформацией. Это в то же время точка, когда определенно видно медленное падение желтого цвета, идущее веками. В Риме желтый был цветом торжественным и сакральным, в Средние века - скорее простым и простонародным, а затем и вовсе почти запретным и презренным. Вместо желтого выходит золотой, теперь хороший желтый - это позолота, а прочие желтые - плохи. Любимым цветом синий стал в Европе в 19-20 веке. Интересно, что вслед за ним идет зеленый. В Средние века зеленый был серым - невидным цветом, фоновым, промежуточным, никаким. А в новейшие времена он вышел на твердое второе место среди любимых цветов (за ними белый и красный). Это - на Западе, в Японии не так, там на первом месте белый (30%), затем чёрный (25%) и красный (20%). Древняя гамма держит место.

Кстати, отдельная песня - трудность получения разных красителей, технологический аспект. Красный трудно закрепить, синий - легко. Синий нестоек, красный - весьма стоек. Одни цивилизации знают пурпур, другие теряют его. Технологии с одной стороны, символика с другой меняют места цветов относительно друг друга. Скажем, прежде зеленый был рядом с красным, а после открытия технологий смешения красок он стал располагаться между синим и желтым.

Интересно обратиться к самой трудной краске, к тем красителям, которые трудно изготавливать и фиксировать даже сегодня, не то что в древние века. Неожиданный цвет, надо сказать: самый трудный краситель - зеленый. При этом зеленый же - чуть не самый распространенный цвет одежды, окрасить березой или папоротником дешево и просто, только вот цвет будет линялый, серый, блеклый. С того же 12 века, с которого пошел вверх синий, в Европе стало заканчиваться царство зеленого цвета - по крайней мере в городах. в сельской местности крестьяне все еще ходили в серо-зеленом, а вот изумрудные города покончались и стали синими, красными, черными. Так и ад стал черным лишь в 13 веке, до того он был красным.

В разное время разные цвета были позорными и запретными. Позорных пять цветов: белый, черный, красный, зеленый и желтый. В разных ситуациях, для разной маркировки. Синий не был позорным ни в одном списке. Не упоминался он и в предписаниях. То есть синий игнорировался, это не-цвет, невидимый цвет - который не считают цветом. А все значимые цвета использовались для того, чтобы обозначить некую группу явлений как опасную, позорную, рискованную. Позорные цвета:
Белый и черный - цвета убогих и калек.
Красный - палачи и проститутки.
Желтый - еретики и евреи.
Зеленый - жонглеры, шуты и сумасшедшие. Причем зеленый как простонародный мог маркировать "сумасшедшего знатного": одевающийся в простонародную зеленую одежду знатный человек читается как сумасшедший, не вполне нормальный.

Интересно, какие еще цвета и сочетания цветов меняют значение, кажутся теперь неконтрастными или наоборот.

Можно не упоминать о психофизике. В разговоре о цветах легко переходят на технологии - откуда добываются красители, как их готовят, как закрепляют. Но есть и другая технология, технология послецвета, сейчас уже вовсе не мифическая - ясно, что разные цвета различно влияют на людей, меняют настроение, ритм, образ мыслей. Цивилизация, прокрашенная определенным цветом или определенной палитрой, ведет себя совсем иначе, чем другая цивилизация с другой палитрой. Вот это совсем неизученная область, и здесь почти нечего сказать: колористическая стилистика истории не изучена. А было бы интересно пройти по древним технологиям именно в аспекте цвета - что они могли давать, что реально давали (это совсем разные вещи; часто многое возможное не используется, а иногда бывает, что создается невозможное - когда цвет "читается" не так, как мы теперь привыкли его считывать). Короче, история цветов с точки зрения технологий - цветов красок по ткани, коже, металлу и пр., история цветных материалов - цвета древесины, металла, кожи - тоже очень интересна, как читается то, что мы видим в определенном колористической гамме.

Другая сторона дела - цветовое тело Земли, описание природных зон как цветных, по преобладающему цвету. Это совершенно закрытая область, за нее не берутся ни художники, ни естественники. Нечто подобное делалось очень выборочно в рамках учения о ландшафте, но почти ничего не было сказано. Можно лишь сказать, что цветовое тело, понимаемое таким образом, выглядит очень небанально. Мало того, что надо бы описать его по сезонам, с ходом времени. Оно к тому же несимметрично. Говоря очень обобщенно и грубо, в старом свете преобладает гамма с малым количеством синего, это преимущественно красные и желтые оттенки, а в Новом свете - напротив, один из самых заметных цветов - синий. Объяснять, как это можно увидеть - достаточно хлопотное занятие, но некоторые художники это ловили. Далее, цветность нарастает к северу , правда, видно это лишь в краткий сезон цветения тундры. К югу цветность падает, что особенно видно по лесам белых стволов, по деревьям с белой корой. Цветность проявляется единой палитрой - от окраски цветков до преимущественной окраски дневных бабочек. - Но вся эта живая цветность путным образом не описана, поскольку никто не рассматривал цвета живых существ как значимый признак, на который стоит обращать внимание. И все же можно себе представить это асимметрично окрашенное цветовое тело Земли - конечно, с учетом симметрии, которая складывается из общих природных зон, из того, что в географии называли идеальным материком - асимметрия цвета как бы просвечивает сквозь симметрию этого географического тела с закономерными зонами, расцветающими и угасающими сезон за сезоном.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: