Неожиданная история, стоящая за картиной «Неравный брак.

Литература изобилует примерами, когда жених - «прекрасный принц» порядком старше своей возлюбленной. Не так давно интеллигентные девушки и женщины зачитывались захватывающим романом Дафны Дюморье «Ребекка», где 20-летняя главная героиня готова ради любимого супруга - 42-летнего аристократа Максима де Уинтера - идти хоть в огонь, хоть в воду. Книга сразу стала популярнее «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл. Да и сам незабвенный Ромео был старше Джульетты раза в два.

История от литературы не отстает: пылкая взаимная любовь французского короля Генриха Второго и Дианы де Пуатье волнует и всегда будет волновать души почитателей старины. Правда, в этом случае сам Генрих был моложе своей дамы сердца на 20 лет, и Диане не удалось стать повелительницей Франции... На молоденькой принцессе женился Наполеон Бонапарт; где-то к 70 годам встретил свою юную будущую жену Виктор Гюго и был очень счастлив в браке. В преклонном возрасте влюбился в девушку Иоганн Вольфганг Гете.

В повседневной жизни разновозрастные союзы заключаются всегда. Обидный ярлык «неравный брак» превращается в анахронизм. В Тюмени браки, где один партнер намного превосходит в годах другого, также не редкость. По сведениям, имеющимся у сотрудников комитета ЗАГС администрации города Тюмени, в 2008 году было зарегистрировано 815 свадеб, когда невеста моложе жениха более чем на 7 лет. Из них 33 факта, когда разница в возрасте составила больше 15 лет. Максимальная дистанция - 37 лет: 66-летний мужчина женился на 29-летней женщине. Самый значительный возраст супруга - 82 года, его жене - 67 лет. Больше всего невест, которым исполнилось 22, 25, 27 и 29 лет. Ну а предложили им руку и сердце представители сильного пола в большинстве своем в возрасте 40-58 лет. Также в 2008 году отмечено 182 союза, где, наоборот, невесты постарше женихов более чем на 7 лет. 54 случая, когда сударыни пожелали выйти замуж за тех, кто младше их на 10 и более лет. Здесь наибольшая разница между супругами - 21 год. 5 браков, где жена старше мужа на 18-21 год. Как правило, невестам за 30 лет и сорок «с хвостиком». Самой старшей новобрачной - 69 лет, а ее избраннику - 48.

- «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны» - так комментирует статистику председатель комитета ЗАГС администрации Тюмени Надежда Бойко. -Жизнь богаче любого художественного произведения. Тюмень - активный город в демографическом плане, и браков у нас заключается много. Если говорить о разновозрастных союзах - это разные взгляды, разная физиология, разная психология. Могут возникнуть проблемы во взаимопонимании. Однако, если в подобном браке люди не испытывают дискомфорта - замечательно. Значит, союз удался.

По наблюдениям Надежды Ильиничны, сейчас повысился общий брачный возраст. Мужчины заводят семьи ближе к 30 годам; для женщины считается идеальным свадьба в 24 года. Это связано с тем, что хочется сначала получить образование и профессию. Увеличение возраста вступления в брак положительно сказывается на детях: родители более мудрые и спокойные, дома комфортная обстановка.

А как считают сами тюменцы? 58-летняя Полина Семеновна, чей брак с писателем Константином Яковлевичем Лагуновым был очень счастливым, вспоминает: «Я возрастной разницы не чувствовала. У нас никогда не было банальной бытовухи - препирательств, кому мыть посуду. На рынок ходили вместе. Ни разу не поругались. Не спорили из-за денег. Есть финансы - едем на юг, их тратим, нет - сидим дома. Я всегда могла себе позволить хорошо выглядеть: только мужчина, который намного старше, может это оценить. И, главное, если есть единение душ и любовь, никакие подводные камни не страшны».

22-летняя Анюта, студентка, недавно вышла замуж за 41-летнего преподавателя: «Я обожаю своего мужа. У нас общие взгляды, общие ценности. Мои ровесники всегда на меня нагоняют тоску».

36-летняя Александра (имя ненастоящее): «Я вторая жена своего мужа, которому 56 лет и которого очень люблю. Я постоянно должна выигрывать «невидимое сражение» с той, первой его супругой, неважно, что они в разводе. Должна усвоить правило: когда хочется плакать - не плачу (эта фраза - название его любимого романа). Надо быть ласковой, всепрощающей, понимающей. Никогда не злиться, забыть, что такое обида и плохое настроение. В крайнем случае можно погрустить пять минут. А это, поверьте, не всегда легко...»

25-летний Андрей (имя вымышленное): «Моей Танечке 34 года. Ну какое это имеет значение? Она во всем мне помогает. Так вкусно готовит! На других мужчин внимания не обращает. Умеет слушать, не болтлива. Не то, что моя бывшая жена. Полная противоположность!»

42-летняя Евгения (имя произвольное): «Когда мне было 25 лет, я собиралась замуж за 20-летнего парня. И вот однажды он с восторгом рассказал мне о том, как обрадовался, неожиданно увидев меня на противоположной стороне улицы: «Смотрю - моя старушка идет!» Долго эти слова у меня из головы не шли. А потом я расторгла помолвку. Сейчас я замужем за ровесником».

35-летний Михаил: «Я сторонник именно неравных браков. Они гораздо устойчивее обычных, ведь людям приходится бороться со стереотипами. «Неравный» партнер бережнее относится к тому, кто моложе, не придирается по пустякам. Обязательно должен присутствовать элемент расчета: чего мы хотим от этого брака? А то бывает так: бизнесмен женится на юной девочке, он занят работой, а его спутница жизни ходит по салонам-соляриям, начинает скучать и искать приключений. Или молодой человек - муж бизнес-леди, сидит дома и чувствует комплекс неполноценности. Сам я пока не женат».

Что думают авторитетные специалисты? Действительный член профессиональной ассоциации андрологов России, кандидат медицинских наук, директор лечебно-диагностического центра «Мужская консультация» Юрий Молоков отмечает плюсы разновозрастных браков, когда у мужчины молодая жена:

Активная сексуальная жизнь дает мужчине важное чувство уверенности в себе и ощущение успеха. Это накладывает положительный отпечаток на его профессиональную и творческую деятельность. Мужчина чувствует себя в приподнятом настроении. Вообще, активность в сексуальных отношениях дает не только эмоциональный заряд, но и улучшает нервную и сердечно-сосудистую систему, что в конечном итоге способствует продлению жизни.

Однако если жене 20, а мужу 40 лет, то налицо разные интересы. Ей хочется бегать на танцы, к семейной жизни девушка еще не готова. Если жене 40, а мужу 60, то немаловажную роль играет материальная обеспеченность последнего: его подруге хочется и приодеться, и мир посмотреть.

Юрий Матвеевич подчеркивает: если есть чувство любви, возраст для гармонии отношений не станет преградой. Труднее искать идеальную пару там, где жена намного старше мужа. Здесь многое, по мнению моего собеседника, зависит от характера и личностных особенностей мужчины. Есть прирожденные «сыновья»: им весьма уютно «под крылышком мамы». А роль матери и может исполнять мудрая и опытная женщина.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета Мария Богданова, выделяя положительные стороны разновозрастных союзов: «процент разводов здесь ниже», «растут прекрасные талантливые дети», тем не менее указывает на трудности. «Разница поколений - она не понимает, откуда эта цитата, он не понимает, что за песенку она напевает и почему ее так трогает этот фильм. Особенно это остро чувствуют пары, чей возрастной интервал пришелся на смену эпох - советской социалистической и нынешней капиталистической... И второй момент - девочки вырастают, и их может перестать устраивать вариант «папа - дочка», они становятся более самостоятельными...»

Психолог Злата Воронцова убеждена, что вокруг разновозрастных браков витает рой мифов. Миф первый: молодой женщине обязательно потребуется молодой любовник. «Нам тычут в пример дворян XIX века, когда у пожилых мужей юные жены, и непременно возникает набивший оскомину любовный треугольник. На этом выстроена почти вся русская классика. На самом деле сей сюжет не более чем выдумка писателей. Юных девиц из аристократических семей выдавали замуж за зрелых, опытных мужчин, и получались весьма неплохие семьи. Знакомились пары, как правило, на балах, чтобы была возможность понравиться друг другу. Существовали, конечно, ситуации, когда «старый» богатый жених вызывал уж откровенную неприязнь, но такие случаи - исключения.

Миф второй: девочка превратится в зрелую даму, ей надоест быть «доченькой» и она уйдет от старичка. На свете немало женщин, для которых сущее счастье - быть рядом именно с теми мужчинами, с коими их разделяет поколение. Ровесники их не устраивали в юности - и не будут устраивать никогда. Эти женщины станут трогательно заботиться о своих постаревших «принцах мечты» и будут ощущать себя вполне счастливыми не кривя душой.

Миф третий: разновозрастные браки заключаются в основном по расчету. Это неправда. Расчета здесь не больше и не меньше, чем обычно. И мужчины часто женятся во-все не для того, чтоб стать альфонсом у бизнес-вумен».

Кто может стать идеальными молодыми спутницами жизни? Госпожа Воронцова полагает, что это девочки из благополучных семей, где отношения с отцом складывались превосходно: папа не деспот, а друг. В детстве и юности такие девочки малообщительны, не пользуются успехом у мальчиков (те считают их слишком «сложными»), имеют не больше одной подруги. Много времени проводят дома; в тот вечер, когда их одноклассницы прихорашиваются, чтоб идти на дискотеку, они усаживаются с книжкой на диван.

Ну а что касается юношей, обращающих взгляды на тех, кто старше, спокойнее, нежнее их ровесниц, - тоже в этом ничего необычного нет. Это «домашние» мальчики, которые могут быть просто умнее в интеллектуальном плане своих приятельниц. Не обязательно им нужна «копия мамы» - они согласны «играть вторую скрипку», когда инициатива принадлежит слабой половине.

Татьяна Шмидт
Неравный брак
Рассказ

Илье Петровичу было под шестьдесят, когда он встретился с Лилей Капустиной на курорте. Она работала там официанткой. С короной темных блестящих волос, нежным фарфоровым кукольным личиком, объемной не по-девичьи грудью и тонкой талией в сочетании с красивыми стройными ножками, она сводила его с ума: его волновал запах ее духов, когда она наклонялась над ним, показывая в разрезе легкой белой блузки пленительные округлости груди и ставила ему столовый прибор.

Он так хотел с ней поближе познакомиться, но все не представлялся удобный случай. А надо сказать, что Илья Петрович в настоящее время жил один, вернее вместе с матерью – старушкой в красивом собственном особняке. Женился он не раз но матери все никак не могла угодить его очередная жена.

Дольше всех он – пятнадцать лет прожил с первой женой Тамарой, от которой у него были две, теперь уже давно взрослые дочери – Юля и Марина. Обе были замужем, обе имели детей – его четверо внуков – два мальчика и две девочки. Тамаре он постоянно изменял: то с секретаршами, то с буфетчицами и даже один раз с кондуктором поезда, когда отправился отдыхать в санаторий на Черное море. В санатории он всегда быстро знакомился с женщинами и ухитрялся дружить даже не с одной. Предпочитал больше замужних – от них меньше было риска подцепить венерическую болезнь.

Жена знала об его изменах, но старалась молчать, хотя и случались, конечно, скандалы на этой почве, но в конце концов, не выдержав постоянных измен мужа и мелочных придирок свекрови, такой деспотичной женщины, всю жизнь проработавшей бухгалтером на одном месте, чем она очень гордилась. Сын по ее настоянию стал экономистом, а потом и старшим экономистом в банке. Деньги у него водились всегда. После развода с женой он оставил ей с детьми квартиру, а сам замахнулся на собственный особняк, который построил за короткое время и стал подумывать об очередной женитьбе.

После Тамары он сходился с женщинами еще несколько раз, но все неудачно. Больше года очередная жена не выдерживала. Помня об алиментах, детей он больше не заводил. Новые жены делали аборты или пили таблетки, презервативами он не пользовался.

Последнее время он жил один с матерью в новеньком коттедже, со всеми удобствами, садом и огородом, мать занималась цветами. В общем, жил он, как в раю, но что-то пусто было на душе, не хватало женского тепла, да и уставал на работе.
В этот раз поправить здоровье он решил в знаменитом сибирском курорте, и надо же – сразу такая удача, но эту девушку он должен был завоевать.
Лиле было лет двадцать пять. От матери она уехала давно. Жила на разных квартирах, а еще надо было прилично одеться, купить хорошую косметику, белье, к тому же она помогала матери, которая жила одна без мужа и не могла работать по инвалидности.
Осторожно узнав о Лиле от ее подруг – официанток, Илья Петрович твердо решил наступать, пока «добыча» сама просится ему в руки, и решил сразу брать «быка за рога».
Как-то после ужина он пригласил он пригласил ее прогуляться, тем более, что летний вечер был изумительно хорош:
– А что вы делаете, Лилечка, сегодня вечером после работы?
– Да, как вам сказать, собственно говоря ничего, хотела просто отдохнуть дома, - Лиля привыкла к подобного рода вопросам и ухаживаниям со стороны молодых и старых ловеласов, поэтому не удивилась предложению отдыхающего.
– А не хотите ли прогуляться, сходить в дискобар?
– Не откажусь, -просто ответила Лиля.
– Ну так в девять часов я буду ждать вас у фонтана. Согласны?
– Да, -слегка краснея, ответила девушка и стала собирать со столика посуду.

В назначенное время Илья Петрович уже был в условленном месте с букетом белых лилий, которые бесподобно пахли. Лиля явно этого не ожидала, а он, действительно, оказался щедрым: в дискобаре пили шампанское, потом он угощал ее фруктами, шоколадом.

С тех пор они почти каждый вечер, когда она была свободна, гуляли по набережной реки, любовались закатом солнца, вдыхая запах цветущей белой акации, ходили в ресторан. Он мог себе это позволить.
В день когда Лиля не работала, он пригласил ее в частную гостиницу, сняв отдельный номер. Там впервые они провели ночь любви, и там впервые он увидел прекрасную наготу ее цветущего молодого тела.
– Богиня, богиня, - шептал он, целуя ее покатые плечи до исступления, а рано утром, еще в гостинице, неожиданно спросил:
– Лилечка, а ты не хочешь стать моей законной женой?
– Дайте подумать, Илья Петрович, ведь вы человек в возрасте, - она от неожиданного предложения просто оторопела и не нашла сказать ничего другого.
– Ах, в возрасте! – и он опять накинулся на нее, как лев на беззащитную лань, стремясь показать свою мужскую силу.
Хорошее питание, здоровый образ жизни, плавание летом и лыжи зимой давали ему эту силу. А в молодости он вообще был неутомим. Сейчас его плоть поднималась на подвиги, глядя на молодость и свежесть Лили, тем более, что она оказалась прекрасной любовницей, уступая всем его прихотям изощренного ловеласа – видно годы работы в санатории оставили след, и он у нее был не первый, но это ничего не меняло в их отношениях.

Новое любовное приключение закружило голову старого волокиты. Он неожиданно влюбился по-настоящему, всерьез, и в конце курортного сезона сказал ей:
– Увольняйся, поедешь со мной, будем жить вместе.
– А как же твоя мать? Она же не примет меня, - засомневалась Лиля.
– Не беспокойся, с мамой я все улажу, да, я думаю, ты ей сразу понравишься, красавица такая, - и он ласково потрепал ее по румяной щеке. – Я сегодня же ей позвоню, что приеду с невестой, приедем, подадим заявление, распишемся. Она будет рада.
Утром он повел ее в ювелирный отдел большого торгового центра; там ей сразу подобрали обручальное кольцо, а у него кольцо уже было но он его не носил.
– Такое дорогое? Может подешевле возьмем? - надевая на палец усыпанное мелкими бриллиантами кольцо, спросила Лиля.
– Что мы будем мелочиться? Тебе это очень идет.
– Выписывайте чек, - обратился он к продавцу.
В тот же день ей купили красивый дорогой летний костюм, белые босоножки из натуральной кожи со стразами и сумочку в тон костюму, когда она надела все это – ее было не узнать. Настолько дорогая изысканная одежда украсила девушку.

Вскоре он представил ее перед матерью Софьей Львовной, которой понравились красота и скромность девушки. А через некоторое время они расписались в загсе и обвенчались в местной церкви и стали законными мужем и женой. Большую свадьбу он делать не стал. Устроили банкет для самых близких друзей и родных в ресторане. И все восхищались красотой невесты, которая была в дорогом свадебном платье, фате и белых перчатках с огромным букетом белых роз.

Так началась их совместная жизнь, а Илья Петрович ходил, как в тумане, не уставая восхищаться прелестями молодой жены: грудь упругая, тугая, как у девочки, нежный овал лица и такое невинное выражение, какое бывает у рафаэлевских мадонн. И такая стройная, что талию можно было обхватить руками и притом красиво очерченная линия бедер и стройные длинные ноги. И муж старался всячески угодить молодой жене. Он воспламенялся как юноша, ожидая ее в постели, пока она разденется и приготовится ко сну, а она не торопясь, наносила на лицо вечерний крем, расчесывала длинные темные волосы, а он все ждал и думал:
– А волосы-то совсем как у госпожи Бовари из романа Флобера. И как только она ложилась с ним, грубое мужское желание охватывало его всего. Его не смущало даже, когда у жены были критические дни, она волновала тогда еще больше, и он сам на руках уносил ее в ванную или под душ после жарких ласк.

Иногда, как бы он ни был занят, в жаркие летние дни он вывозил ее на берег реки с теплой, как парное молоко водой. Она все еще стеснялась его.
В машине, отворачиваясь от него, надевала купальник, красиво подчеркивающий ее высокую грудь, тонкую талию и округлые будра. Она заходила в воду прямо с распущенными волосами и походила тогда на русалку. Он закрывал машину на ключ и уводил ее подальше от людей и назойливых глаз, находил местечко, где никого не было, и там в зарослях ивняка, а то и прямо в воде занимался с ней любовью.
Друзьям, которые спрашивали, как он живет, отвечал:
– Я помолодел на двадцать лет, как женился на Лиле.
– Еще бы – такую красавицу подцепил, - подтрунивали они.

А Лиле в душе претили все его ласки, его тихий вкрадчивый голос, когда он разговаривал с ней наедине. Молодость бурлила в ней, а рядом был
человек старше на тридцать пять лет…
Тонкая и чувственная по натуре, она понимала, что ему нужна не ее душа а ее молодость и красота, а Илье Петровичу захотелось наследника от молодой жены. Каждый месяц он тревожно спрашивал:
– Ну как, не понесла?
– Нет, еще – отвечала она, виновато опуская глаза, опушенные длинными густыми ресницами.

Ей самой хотелось ребеночка, но что-то не получалось, хотя она ходила к гинекологу и врач, тщательно осмотрев ее, сказал, что она здорова. Сама она думала: «Может отразилось тяжелое детство, побои отчима, плохое питание в детстве» , - кто знает, но забеременеть она не могла, а муж сильно огорчался, но потом в конце концов успокоился – ну есть же у него дочери, внуки, не бездетный же он на самом деле, и он продолжал наслаждаться жизнью с молодой и покорной женой.

Жизнь текла тихо, мирно и размеренно, всем домом управляла старая мать Ильи Петровича – Софья Львовна, хотя ей было уже под восемьдесят. Она родила сына в восемнадцать лет, и ей хотелось теперь на старости понянчить внука или внучку, но и она смирилась – раз уж Бог не дает пока, что ж поделаешь. Она гордилась перед соседями, молодой и красивой снохой, тем более, что сноха ей попалась тихая и кроткая. Недовольства мужем не выказывала, как ребенок радовалась его подаркам. Всюду они ходили вместе: пожилой, солидный мужчина и молодая эффектная брюнетка.

Иногда сын и маму брал на отдых, для нее он клал в багажник специальный складной шезлонг и кучу разнообразных продуктов. Усаживал маму на берегу любоваться пейзажем, а сам уводил Лилю подальше от чужих взоров, мать же начинала готовить на свежем воздухе бутерброды с икрой, резала колбасу, сыр, делала окрошку или салаты, или еще что-нибудь вкусное, чтобы побаловать молодых. Мать до сих пор серьезно считала сына большим ребенком – этого пожилого, лысого мужчину с седыми висками, хотя он и занимал ответственный чиновничий пост.

А что же Лиля? Как чувствовала она себя в новой семье? Первое время ее пугали ее вкрадчивые, настойчивые ласки, потом как-то свыклась, но все было не так, как раньше, когда она дружила с молодым и красивым парнем из их села Сергеем, который учился с ней в одной школе, но был на два года старше. Сергей после школы закончил автошколу и устроился после армии в тот же санаторий водителем, где работала Лиля. В школе он ее не замечал, а тут сразу заметил. Подружились они быстро, и как-то быстро у них возникла горячая взаимная любовь, какая бывает только в юности. Сергею в то время было двадцать один год а Лиле девятнадцать, и он стал первым мужчиной в ее жизни, но Лиля жила на квартире, а Сергей вообще, где придется – то у каких-то знакомых, то у друзей, да и жениться пока не собирался – хотел погулять после армии, потом уехал служить по контракту, и больше она ничего о нем не знала. Писем он не писал, но Лиля помнила его жаркие объятья, его горячие поцелуи, все его молодое мускулистое тело: он еще до армии занимался тяжелой атлетикой, и ей нравилось трогать его тугие бицепсы, гладить его точно литые мышцы. Он поднимал ее одной рукой, словно пушинку.

И теперь, живя в прекрасном доме со всеми удобствами, имея все, что нужно и даже больше, ей не хватало самого главного – любви. Илья Петрович хоть любил ее, но годился ей в отцы, и она прекрасно понимала это, но тем не менее жила с ним. А куда было деваться? Куда она могла пойти работать? В лучшем случае продавцом или официанткой в кафе, а чем оплачивать квартиру, на что есть, одеваться? И она покорно принимала ласки мужа, почти каждый день по его просьбе делала ему массаж его уже стареющего тела, а он просил еще и еще, а после опять приставал со своими ласками.

Кроме мужа она старалась угодить и свекрови, старалась держать дом в чистоте, работала в саду и огороде. Ей было скучно дома, хотелось устроиться куда-нибудь на работу, и она попыталась, попросить мужа подыскать ей что-нибудь подходящее но он категорически был против:
– Еще чего, моя жена будет работать? Сидеть целый день в фирме или торговом центре? Ни за что! Ну скажи, что ты можешь делать? Быть сиделкой в больнице?
– Я подучусь.
– Ах, подучусь, с этими молодыми вертопрахами? Ну скажи, чего тебе не хватает? Еды? – он показал на забитый битком огромный холодильник.
– Тряпок у тебя тоже хватает. Золото есть. Ах, да я же обещал купить тебе шубу норковую. Извини, забыл. Завтра же поедим и купим.
И на другой же день после работы он повез ее в шикарный магазин «Мех и кожа», где они долго выбирали ей шубу и наконец выбрали из голубой норки недлинную, чуть пониже колена и такого же цвета шапку. Она оделась, и он обомлел – перед ним стояла роскошная женщина.
– Спасибо, Илюша, - говорила она свои воркующим голоском, – Ты все мне да мне, давай тебе тоже что-нибудь здесь возьмем, пройдем в мужской отдел.
– Да мне ничего и не надо. Ну ладно уж зайдем, посмотрим.
В мужском отделе они выбрали Илье Петровичу шапку из серебристого меха, какого-то северного зверька. В ней он стал еще солиднее. Кроме того в этот же день ей купили в обувном магазине дорогие, изящные сапожки из натуральной кожи, не забыли и о матери, ей купили теплый норковый шарф, о котором она давно мечтала.
Увешанные покупками, они вернулись домой, а дома свекровь подала ей нераспечатанное письмо от матери. Мать писала, как обычно, о сельских новостях, кто умер, кто женился и вкратце сообщала: «из Чечни наконец-то вернулся Сергей Зверев, спрашивал о тебе, но я сказала ему что ты замужем, и чтобы он тебя не разыскивал, а постарался забыть. А он сказал: «Это мы еще посмотрим». Он отчаянный с детства был, таким и остался. Боюсь я, как бы он счастье твое не нарушил. Если вдруг появится – гони его от себя прочь. Поняла?» - писала мать.
Лиля прочитала письмо матери и спрятала его подальше – не дай Бог, увидит муж. Он и так очень ревнив.

На другой день, когда муж ушел на работу, она задумалась. Нет, Сергея она не забыла и руки его, и губы, и ночи горячие помнит. Ведь долго дружили пока он по контракту не ушел. Хотел на квартиру для них заработать. Детство у него тоже было нерадостным: вырос без отца, с матерью-одиночкой. Она работала уборщицей в магазине. Получала копейки. Жили они на окраине села в маленьком ветхом домишке, жену привести понятное дело некуда было.
После той первой ночи встречались они в номерах гостиниц, да и то несколько раз, но и эти ночи она забыть не могла. А через полгода он решил уйти по контракту в Чечню. На прощание он так и сказал ей:
– Знаешь, пока на квартиру не заработаю, не вернусь: а ты смотри – ждать или не ждать - твое дело. Ты в любом случае свободна.

Вот и воспользовалась она своей свободой, когда целых три года он него ни письма ни строчки, а жить надо, вот и перебивалась она, как могла, и даже было у нее несколько случайных связей с богатыми отдыхающими, такими, как Илья Петрович, только все они были женаты, и замуж ей никто не предлагал, хоть и восхищались, и подарки дарили, и только он вытянул ее из этой грязи, за что она была благодарна ему, конечно, но ведь сердцу не прикажешь. И когда лежала под одним одеялом с мужем и отдавала ему себя, ее душа витала где-то и думала она в такие минуты о другом. Ласки мужа ее не трогали, хотя он и старался, но не мог разбудить в ней женщину, а ей так хотелось любви, большой и настоящей…
Она долго думала над письмом матери, а потом решила пойти на хитрость, и сказала мужу утром за завтраком:
– Илюша, я к маме хочу съездить, она просила приехать, болеет опять.
– Да, конечно съезди, я сам тебя отвезу, вот только с отчетом на работе управлюсь.
– Нет, Илюша, мне срочно надо. Зачем ты из-за меня будешь отрываться от важных дел, а я ждать не могу. Сам ведь знаешь, какая она больная.
Муж с минуту раздумывал, потом пристально, пытливо посмотрел на нее, как бы соображая: отпустить, ее одну или нет, но потом успокоился – так невинен был взгляд жены. Да и мать поддакнула:
– Конечно, пусть съездит, ведь не за тридевять же земель, пусть мать попроведает, наскучались небось обе.
– Ну, так и быть, съезди, только ненадолго, - разрешил муж. – Какого числа мне приехать за тобой?
– Ну я не знаю, как она там. Я тебе позвоню на сотовый.
– Звони почаще, а то я от тоски умру. Когда думаешь выезжать?
– Завтра утром.
– Ну я тогда тебя на вокзал сам отвезу.
– Хорошо, - согласилась Лиля.
Вечером после ужина она собрала самое необходимое в дорожную сумку и взяла с собой немного денег. Утром муж отвез ее на вокзал, и отсчитав пачку денег, подал ей:
– Вот матери подарок купишь от меня, на лекарство потребуется, - она покорно приняла деньги и положила в сумочку.
– Ну, ты звони, милая, и быстрее возвращайся.

И она уехала, помахав из автобуса рукой, а к концу дня была уже у матери. Скрипел снежок под ее новыми сапожками. Она торопилась домой, и как же волновалась она, пока достучалась в окошко, и наконец увидела свою мать. Мать к дочери приезжала всего один раз – она побаивалась зятя, которого сама была моложе.
–Наконец-то приехала, дай хоть взгляну на тебя, мою красавицу, -сказала мать, и они обнялись.
–А вроде я не звала тебя, а ты приехала? Может из-за Сережки. Так ведь он не стоит того: как узнал, что ты замуж вышла, пьет, с девчатами гуляет напропалую. Ну правда, домик матери купил, да и инвалид он теперь – ранение в голову получил. Не ходи туда.
– Нет, мама, я все равно должна его увидеть, -твердо ответила дочь.

И на другой же день несмело подошла к небольшому, пятистенному дому по улице Горького. Несмело постучалась в калитку, залаяла собака, вскоре появился человек, которого она не сразу узнала, но это был он, конечно он, Сергей, но как он изменился за эти годы, что они не виделись! На лице появились морщины, а на правой стороне щеки пролег глубокий шрам. Лишь глаза остались прежними и синели, как васильки среди ржи, из под кустистых бровей.
– Ну вот и свиделись наконец, моя желанная, -произнес он и обнял ее. Она почувствовала запах перегара и невольно отвернула лицо.
– Ну заходи, заходи в дом. Вот недавно сюда переехали, еще ремонт не делали – руки не доходят. Мать к брату поехала на неделю.
Они зашли в дом, небогато обставленный, и тут он оглядел ее всю:
– Богато живешь, вижу, замуж вышла говорят, ну что ж я рад за тебя. Повезло тебе.
А ей хотелось сказать ему, что она любит его и помнит все, но почему-то не сделала этого:
– Но ты же не написал ни строчки! – почти прокричала она.
– А ты знаешь, в каком аду я был? Я ведь и в плен попадал, и ранило меня в голову, в госпитале лежал четыре месяца. Когда уж было писать. А ты не дождалась. Все вы такие, - и он махнул рукой.
Она заметила, пока он говорил, у него постоянно слегка дергалась правая бровь.
– Ну и что теперь? Как нам быть?
– Ну я же люблю тебя! – выдохнула она.
Тогда он снял с нее шубку и на руках понес в свою комнату. И опять были жаркие объятия, сплетение рук, поцелуи до того, что у нее сразу опухли губы, но она заметила, что он стал грубее, нетерпеливее, жестче.
Потом они сидели на кухне, пили чай с вареньем, и ей было хорошо и просто, будто и не была она замужем, и не знала Илью Петровича, но тут зазвонил ее сотовый: это конечно был муж – она отключила телефон, а когда включила телефон, опять раздался звонок:
– Здравствуй, Лилечка, ну как там теща, уже лучше? А ты когда приедешь?
– Прости, Илья, я может не приеду совсем.
– Что? Не понял.
Она опять отключила телефон.
–Ты что решила со мной остаться? Я же человек покалеченный, к тому же я пью. Тебе тяжело со мной будет, да и как мы будем жить на мою пенсию, когда ты к роскоши привыкла уже. Не хочу я, чтобы ты из-за меня жизнь калечила.
Но она не хотела ничего слушать. Другую ночь они тоже провели как в угаре, а на следующий день к вечеру, к ее матери нагрянул Илья Петрович. Мать, увидев его высокую сутулую фигуру во дворе, легла на койку притворившись тяжело больной. Он постучался и зашел в дом.
– Здравствуйте, Раиса Ивановна, а где же Лиля? – заподозрив неладное спросил обескураженный муж.
– К подружке детства пошла ночевать, наговориться видать не могут, с первого класса дружили.
– Как же вы на ночь ее отпустили?
– Да что мне ее под подолом держать – она ведь взрослая. Вот ты муж – ты и спрашивай с нее, - рассердилась мать.
Илья Петрович позвонил ей на сотовый:
– Ты где, жена? Я сейчас подъеду за тобой.
– Не надо. Я сама дойду - это недалеко.
– А ты не боишься одна в потемках ходить?
– Нет. Я все тут знаю. Я скоро.
Сергей все время их разговора лежал неподвижно на кровати, а потом спросил Лилю:
– Ну что ж, вернешься к нему?
– Видно придется, милый. Ведь я его законная жена, мы даже обвенчались. Да и не отстанет он от меня.
– Ну что ж, я держать тебя не стану, только не надо больше нам видеться, поняла? – и у него еще сильнее задергалась правая бровь и заходили желваки.
Он встал с кровати, налил полный стакан водки, и залпом выпил, не закусывая:
–А теперь иди. Не терзай мне душу.
Лиля вышла, стирая перчаткой с глаз слезы, катившиеся по лицу.
Ну вот и все. Видно ее судьба такая – жить с постылым старым мужем, потому, что она безвольная тряпка, и ничего в своей судьбе переделать не может уже. Муж встретил ее озабоченно, глядя на часы:
– Где ты так долго пропадала? Я ждал тебя. Не позвонила ни разу, я так беспокоился за тебя и за тещу, - и он стал вытаскивать из пакетов разные деликатесы, фрукты и вино. И когда стол был накрыт и все сидели за столом, Илья Петрович налил всем дорогого сухого вина и сказал: «Ну за здоровье моей дорогой любимой тещи. За вас, Раиса Ивановна, выпейте, выпейте, это вино не повредит вам». Вскоре и правда приятное тепло разлилось по телу Лили. Она подкладывала мужу в тарелку только что изжаренные котлеты и смотрела на него ласково. А что ей оставалось делать.
На другой день рано утром они выехали из поселка. На прощание мать отозвала ее в сторонку и тихонько сказала дочери:
– Не дури. Живешь как барыня в свое удовольствие. Вот управлюсь с делами, приеду к вам на недельку, соседку попрошу печку топить.
Они поцеловались и поехали. Когда проезжали по улице Горького, что была на выезде из поселка, Лиля глянула в окно на домик Сергея. Что-то дрогнуло в ее душе, когда увидела его худую высокую фигуру, убиравшую лопатой снег. Хотелось сказать мужу: «Останови здесь. Я не поеду с тобой»,- но она не решилась сделать этого.

До города доехали быстро, ехали молча, каждый думал о своем. А дома по приезде она забралась в благоухающую пеной ванну и долго мылась, как бы очищая себя от греха. Больше с Сергеем они не встречались. Только вот Лиля стала курить, ходить на шейпинг, в солярий, к косметологу, у нее появились новые подруги – жены сослуживцев мужа, и потянулась ее размеренная, сытая, теплая жизнь, как у кошки, только дремала душа, и она уже ни о чем не жалела. Что ж, видно такая ее судьба жить без любви, но с богатым человеком. Со временем стала ездить на курорты одна – теперь муж доверял ей во всем, вскоре научилась водить машину. Появились у нее курортные романы, но все было так мимолетно. Теперь она дорожила своей жизнью и даже считала, что ей повезло.

Известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева - это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук - всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте - всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

- Не противен ли я вам?
- Нет, - ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить - мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо - я почти ненавижу его» . Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.



Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?



И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах ! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.



Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених - на невесту, невеста - в пол, друзья жениха - тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь - Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство - в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…




Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму - якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением - молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание - головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».




Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя - и отказывались повторять его ошибку.

25 января 1533 английский король Генрих VIII тайно женился на своей возлюбленной Анне Болейн. Ради этого союза он не побоялся бросить вызов обществу и церкви. Развод с его первой супругой Екатериной Арагонской, а также конфликт с клирикалами в итоге привел к разрыву с папством: Генрих VIII был отлучен от церкви.

В российской истории сохранилось также немало историй, когда представители царского рода заключали по любви неравные браки, несмотря ни на что..

Петр I и Марта Крузе

Во время Великой Северной войны российские войска захватили в Ливонии шведскую крепость Мариенбург. В плен к русскому фельдмаршалу Шереметеву попала некая Марта Крузе, молодая жена шведского драгуна Иоганна Крузе.

Фельдмаршал сделал юную особу своей любовницей, а позже передал ее Александру Меншикову, ближайшему другу и сподвижнику Петра I.

В 1703 году произошло событие, изменившее жизнь служанки. Во время своего визита в Петербург Петр навестил своего товарища, в гостях у которого заприметил миловидную барышню. Веселая и обаятельная иностранка приглянулась царю, к тому же в тот момент он был опечален разрывом отношений со своей фавориткой Анной Монс. Марта, кочевавшая из одной постели военноначальника в другую, стала фавориткой царя. Уже через год она родила ему первенца.

Позже Марта Крузе приняла православие, сменила имя на Екатерину, стала второй женой Петра I, а после его смерти - императрицей Екатериной I.

Екатерина I. Портрет неизвестного художника. Фото: Public Domain

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский

Судьба Алексея Разумовского похожа на сказочный сюжет. Сын простого днепровского казака смог стать графом, генерал-фельдмаршалом Русской императорской армии и, по некоторым данным, тайным мужем императрицы.

Алексей Разумовский считался одним из самых красивых мужчин при дворе. Фото: Commons.wikimedia.org

Счастливый случай в его жизни произошел в 1731 году. В село Чемер прибыл полковник Вишневский, который набирал певчих для Придворного хора. Голос молодого Разумовского, который пел на церковном клиросе, понравился ему, и он забрал его с собой в Петербург.

На молодого мужчину, обладавшего яркой внешностью, обратила внимание цесаревна Елизавета Петровна, младшая дочь Петра I и Екатерины I. После ее вступления на престол карьера Разумовского стремительно пошла в гору. Бывший певчий вскоре стал подполковником лейб-гвардии Конного полка.

По некоторым данным в подмосковном селе Перово в 1742 году состоялась тайное венчание императрицы и Алексея Григорьевича. Несмотря на то, что официально об этом союзе не сообщалось, Разумовский пользовался неограниченной властью при дворе. Его покои в дворцовых апартаментах были смежными с покоями Елизаветы Петровны. За столом он всегда сидел подле нее.

Существует несколько легенд о детях, которые родились от этого союза. К примеру, за дочь императрицы и графа в свое время выдавала себя известная авантюристка, вошедшая в российскую историю как княжна Тараканова. Стоит отметить, что ни одна из этих легенд не получила своего документального подтверждения.

Императрица Елизавета Петровна. Репродукция с портрета Жана Анри Беннера. Фото: Public Domain

Екатерина II и Григорий Потемкин

Отношения между Григорием Александровичем и императрицей, по воспоминаниям очевидцев, начались в 1774 году, когда Потемкину было 34 года. Императрица была старше него на 10 лет.

Несмотря на то, что список поклонников любвеобильной императрицы был немал, Григорию Потемкину удалось занять в нем особое место. Только его она называла своим «мужем», а себя его «женою», связанною с ним «святейшими узами». Даже после окончания их бурного романа Потемкин сумел сохранить за собой роль второго человека в государстве.

Историки сходятся во мнении, что Потемкин не просто довольствовался ролью фаворита во дворце. Сохранившиеся свидетельства очевидцев говорят о том, что осенью 1774 или же в начале января 1775 года произошло их тайное венчание. Совершил обряд, по некоторым данным, духовник императрицы Иван Панфилов.

Вскоре в доме Потемкина появилась девочка, которую назвали Елизаветой. В день, когда малышка появилась на свет, согласно официальной версии, у императрицы случилось расстройство желудка из-за немытых фруктов… Девочка, которую считали дочерью императрицы, получила фамилию Тёмкина. Фамилии таким детям давались путём отнимания первого слога у фамилии отца.

Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной в образе Дианы сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Григорий Потемкин не просто довольствовался ролью фаворита во дворце. Фото: Commons.wikimedia.org

Император Александр II и Екатерина Долгорукова

В 1859 году произошла первая встреча императора и дочери гвардейского капитана князя Михаила Долгорукова. В тот момент Александру II был 41 год, а девочке - 11 лет. Следующая их встреча произошла в Смольном, где он увидел уже похорошевшую 17-летнюю особу.

Несмотря на то, что на счету императора было много любовных побед, он не на шутку увлекся дочерью Долгорукова. Запретная связь императора и Екатерины длилась около 14 лет.

За годы тайных встреч у Екатерины родились от императора четверо детей. Старший сын Георгий появился на свет в 1872 году. В 1873 родилась дочь Ольга. Сын Борис, рожденный в 1876 году, умер в младенчестве. А в 1878 году появилась на свет младшая дочь Екатерина.

К тому времени императрица Мария Александровна уже страдала от чахотки и редко вставала с постели. Не дожидаясь ее смерти, Александр II перевез свою любовницу во дворец.

22 мая 1880 года его супруга отошла в мир иной, а уже 6 июля в часовне Царскосельского дворца состоялось браковенчание Александра II и Екатерины Михайловны.

В декабре этого же года он жаловал ей титул Светлейшей Княгини Юрьевской. Все их дети, узаконенные после венчания, также получили фамилию Юрьевские.

Великий князь Алексей Александрович и Александра Жуковская

Великий князь Алексей Александрович, четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, воспылал запретной любовью к фрейлине Александре Жуковской, дочери поэта Василия Жуковского. К моменту их знакомства ему было всего 19 лет, а ей - 27.

Александра была дочерью поэта Жуковского. Фото: Commons.wikimedia.org

Их тайное венчание, по некоторым данным, состоялось в сентябре 1868 года. Одобрить такой союз родители Великого князя не могли. Император и Синод добились расторжения брака. Страдающего юношу отправили на два года в кругосветное плавание, а его беременную возлюбленную выслали за границу. В ноябре 1871 года в Зальцбурге она родила сына, которого назвала в честь отца - Алексеем.

Сохранились письма, которые в разлуке ей слал Алексей Александрович:

«Вспомнил я Твою маленькую комнату, где мы, бывало, так часто сидели, и стало мне опять тяжело одному и захотелось во что бы то ни стало написать Тебе, но потом я вспомнил, что это невозможно, и я скучный и печальный пошел спать, но долго не мог заснуть, и хотел я Тебя видеть, с Тобой забыть весь мир, Тебя одну хочу я, и отняли Тебя у меня, и проклинал я всех людей и всех, всех на свете».

Несмотря на чувства, счастья этой паре не довелось узнать. Под давлением родных, возлюбленные были вынуждены прервать отношения.

Генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович. Фото:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: