Неонатальный период новорожденных. Неонатальный период объединяет два под периоды

Под термином «неонатальный период», или «период новорожденности», понимают этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней. Такая длительность обусловлена особенностями ребенка в этот период жизни и определенными требованиями к уходу за ним.

Длительность периода

Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.

Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.

Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Начальный этап жизни недоношенных детей

Оценить состояние ребенка, родившегося раньше срока, помогает не только система Апгар, но и шкала Баллард. Она названа по имени Жанны Баллард, предложившей ее в 1979 году. Оценивание проводится в первые сутки. Фиксируется нервно-мышечная и физическая зрелость ребенка. Соответственно данным о гестационных этапах возрастные границы младенца определяются от 26 до 44 недель, причем учитывается воздействие на нервно-мышечное созревание введения лекарств во время родов.

Уход за новорожденным ребенком

Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.

Сразу после рождения проводятся такие процедуры:

  1. перерезание пуповины;
  2. отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
  3. осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
  4. показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).

Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).

Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.

Малыш привыкает к жизни

Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:

  • прекращение кровообращения через пуповину;
  • закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
  • развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.

В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».

В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).

Учитывается прибавка по отношению не к массе в момент рождения, а к минимальному весу ребенка! Если потеря веса продолжается после пятого дня жизни – это повод для наблюдения за малышом и, при необходимости, докорма.

Кормление и уход

Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:

  • замедленный набор или потеря веса;
  • отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
  • прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
  • раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.

Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.

В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».

Кризис новорожденности и феномен привязанности

Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.

Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.

Теория привязанности Людмилы Петрановской может быть кратко сформулирована так. Ребенок нуждается в заботе, взрослый нуждается в том, чтобы заботиться о нем. Ухаживая за полностью несамостоятельным ребенком, родитель рано или поздно делает его самостоятельной личностью. При этом привязанность может быть сильнее любви и формирует рефлекторный отклик взрослого на всю его жизнь, вне зависимости от сложившихся в процессе взросления подопечного отношений.

Основные навыки к концу неонатального периода

Развитие малыша в первый месяц жизни сводится в основном к дозреванию внутренних систем организма и формированию осознанной реакции на окружающий мир.

При условии нормального развития концу периода новорожденности малыш умеет:

  • сосать до насыщения;
  • фиксировать взгляд на ярких или блестящих предметах;
  • двигать конечностями и головой;
  • реагировать на голос/вид матери.

Малыш учится привлекать к себе внимание криком, при выкладывании на живот пытается поднять голову, на касания реагирует рефлексами: хватательным, сосательным, поисковым, плавательным, рефлексом ходьбы. Выделяют также рефлексы Мора (разведение рук и ног при резких звуках), Бабинского (реакция стопы поворотом и расхождением пальцев при нажатии на край ступни) и Бабкина (поворот головы и открытие рта при нажатии на ладонь). К концу периода новорожденности большая часть этих рефлексов исчезает.

Окончание неонатального периода

Самые важные в жизни ребенка четыре недели закончились. Теперь можно вздохнуть спокойнее – малыш уже относительно адаптирован к новому миру. Дальше теперь уже не новорожденному, а грудничку требуется внимательный уход, забота и питание, а главное – искренняя любовь родителей.


Наука о ребёнке.

Педиатрия (от греческих paid – ребёнок, iatrea – врачевание) - раздел медицинской науки, которая изучает развитие, формирование человеческого организма и болезни детского возраста.

Начало учению о ребёнке положено в 4 век до н.э. Гиппократом в книге «О природе ребёнка». Гиппократ впервые начал рассматривать организм ребёнка не как взрослого в миниатюре, а как постоянно меняющийся организм. Однако как самостоятельная дисциплина, педиатрия получила развитие только в 19 веке с организацией детских больниц. Основоположником педиатрии в России стал Нил Фёдорович Филатов (1847-1902).
Главная особенность детского организма заключается в том, что он растёт и развивается.
Рост – это изменение размеров тела и его частей.
Развитие – постепенная диффиренцировка органов и тканей органов и тканей и функциональные изменения, происходящие в организме под воздействием многих факторов.
Весь период роста и развития организма или детский период жизнедеятельности человека от зачатия до половой зрелости, т.е. до 17-18лет, разделён на 2 этапа и 6 подпериодов.


Периоды детского возраста.
А. Внутриутробный этап развития (антенатальный):
фаза эмбрионального развития (2-3 месяца);
фаза плацентарного развития (от 3 мес. до рождения);
(Интранатальный - период от появления схваток до перевязки пуповины).

В. Внеутробный этап развития:
1. Период новорожденности или неонатальный:
ранний неонатальный (от рождения до 7 дней);
поздний неонатальный (от рождения до 28 дней).
2. Период грудного возраста (1-12мес).
3. Предшкольный период (1-3 года).
4. Дошкольный период (3-6 лет).
5. Младший школьный период (6-12 лет).
6. Старший школьный период (12-18 лет).

Характеристика периодов.


Антенатальный период - подразделяется на фазы эмбрионального и фетального развития.
Фетальная фаза – ранняя (2-7мес.) и поздняя (от 7мес до рождения).
Весь антенатальный период занимает 280 дней или 10 лунных месяцев.

Фаза эмбрионального развития – от образования зиготы до конца второго месяца, когда эмбрион приобретает человекоподобный вид. В это время происходит формирование внутренних органов и внешних частей тела, в связи с чем особенно опасно воздействие на организм матери тератогенных (воздействующих на плод) факторов. К ним относятся: биологические (ОРВИ, краснуха и др.), химические (медикаменты, летучие вещества, производственные вредности), физические (радиация, температура), механические (вибрация, чрезмерные нагрузки, травмы), психические.
В результате этих воздействий нарушается закладка внутренних органов и систем, что приводит к различным уродствам, часто не совместимым с жизнью.
С развитием плаценты, к концу второго месяца, наступает фетальная фаза антенатального периода. Основным отличием этой фазы является обособление кровообращения плода от кровообращения матери, дыхание и питание плода происходит через плаценту.

Ранняя фетальная фаза – продолжается быстрый рост плода. Масса плода увеличивается в сотни миллионов раз, длинна в 5000 раз. На 4 месяце плод активно двигается, отчётливо проявляются признаки пола. В 5 месяцев появляется пушок, начинают функционировать сальные железы. К 6 месяцам вес плода достигает 600-700 грамм, начинают функционировать слуховой, вестибулярный, тактильный анализаторы. Действие вредных факторов в этот период приводит к патологическому изменению и недоразвитию органов.

Поздняя фетальная фаза – продолжается нарастание массы плода, создаётся запас питательных веществ, организм плода и матери подготавливается к родам. Срочные роды наступают в 38-42 недели, преждевременные в 28-37 недель, роды после срока – 42 недели и больше.

Роль средних медработников в антенатальном периоде.

Течение беременности, воздействие внешних факторов на организм матери, её питание оказывают решающее воздействие на развитие плода и здоровье будущего ребёнка. Задача медицинских работников на этом этапе развития человека заключается в наблюдении за беременной, организации правильного образа жизни будущей матери путем рекомендаций.
Беременная женщина, принявшая решение стать матерью, должна быть взята на учёт на ранних сроках беременности женской консультацией. Сообщение о взятой на учёт беременной передаётся участковому педиатру по месту жительства женщины.
Во время первого дородового патронажа собираются сведения о условиях жизни беременной, производственных вредностях, материальной обеспеченности будущей матери. Выясняются наследственные и социальные заболевания родителей и ближайших родственников, вредные привычки беременной и отца будущего ребёнка. Необходимо собрать сведения о течении настоящей беременности и о течении и исходах предшествующих беременностей.
После сбора информации, женщине дают рекомендации: исключение профессиональных вредностей, отказ от вредных привычек, о режиме питания и отдыха, антенатальной профилактике рахита и анемии.
Медсестрой, проводившей патронаж, делаются выводы о течении беременности и условиях жизни женщины, заполняется бланк дородового патронажа, который в дальнейшем вклеивается в амбулаторную карту ребёнка.
Второй дородовый патронаж проводится в период декретного отпуска.
Собираются сведения о перенесенных в течении беременности болезнях женщины, применяемых лекарствах, общем соматическом и психическом самочувствии женщины. Решается вопрос о необходимости профилактики рахита и анемии. Необходимо выяснить, готова ли женщина к рождению ребёнка в материальном плане (так называемое приданое для ребёнка).
После сбора информации женщине дают необходимые советы.

Период новорожденности (неонатальный) – подразделяется на ранний и поздний неонатальный периоды. Начинается с рождения ребёнка и продолжается 4 недели.
Ранний неонатальный период – с момента рождения по 7-е сутки жизни.
Происходит основная адаптация организма к жизни в новых условиях. Скорость адаптивных процессов в организме в этот период самая высокая и никогда больше в жизни не бывает такой. Начинает функционировать дыхательная система, перестраивается система кровообращения, включается пищеварение.
Все органы и системы находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому ребёнок нуждается в особенно тщательном уходе.
В этом периоде у ребёнка могут быть обнаружены дефекты развития, гемолитическая болезнь, синдром дыхательных расстройств и другая патология. Кроме патологи у новорожденного проявляются различные физиологические состояния, отражающие процессы адаптации. К ним относятся: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, половой криз. В связи с преобладанием процессов торможения в ЦНС новорожденный почти непрерывно спит. К концу этого периода все системы организма приходят в достаточно устойчивое равновесие, газообмен устанавливается на уровне взрослого человека, начинается прибавление массы тела. К концу первой недели жизни налаживается тесный контакт новорожденного с матерью, особенно если ребёнок находится на естественном вскармливании. Большую часть этого периода ребёнок находится в роддоме.
Поздний неонатальный период – с 8-го дня по 28 день жизни. Характеризуется дальнейшей адаптацией к окружающей среде. В это время полностью заживает пупочная ранка, интенсивно увеличивается масса тела и длинна тела, развиваются анализаторы, начинают формироваться условные рефлексы и координация движений.

Гестационный возраст.
Гестационный возраст или истинный возраст новорожденного считается неделями гистации от первого дня последней менструации. В зависимости от срока гистации новорожденные подразделяются на:
доношенных (38-42 нед.)
недоношенных (менее 38 нед.)
переношенных (более 42 нед.).

Доношенные дети.
Признаки доношености:
цикл внутриутробного развития 38-42 недели;
масса тела не менее 2500 г;
длина тела не менее 45 см;
имеют все признаки зрелости: удерживает постоянную температуру тела, имеет выраженные глотательный и сосательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания и сердцебиения, активно реагирует на внешние раздражители.

Оценка состояния новорожденного.
Состояние новорожденного оценивается в первую минуту жизни. Оценка производится по шкале Апгар дважды – в конце первой и пятой минуты жизни. Если это требуется, то оценку следует повторять каждые 5 минут до 20 минуты жизни.
Если у ребёнка имеется хотя бы один признак живорожденности, помощь не должна откладываться до окончания первой минуты жизни.
Состояние ребёнка считается удовлетворительным, если по шкале Апгар он набирает 8-10 баллов.

Уход за новорожденным.
После рождения ребёнка, оценки его состояния производятся следующие действия:
-первый туалет новорожденного,
-антропометрия,
-заполнение и оформление документации,
-пеленание.

Первый туалет новорожденного.
1.Укладывают на подогретый столик с источником лучистого тепла, обтираю первородную смазку, меняют влажную пелёнку для предотвращения потерь тепла.
2.Положение ребёнка со слегка запрокинутой головой и валиком под плечами.
3.Резиновой грушей или электроотсосом из ротовой полости и носа отсасывают содержимое для предотвращения аспирации.
4.При необходимости, до установления адекватного дыхания, производится тактильная стимуляция (похлопывание по стопам).
5.Производят обработку и дополнительную перевязку пуповины.
6.Профилактика бленореи – закапывание в глаза и половую щель девочкам по 2 капли 30% сульфацила натрия, повторяют через 2 часа.

Первое прикладывание к груди производится в род. зале после туалета новорожденного, является основным моментом для установления уз между матерью и ребёнком. Через 15-20 минут большинство детей начинает искать сосок. Для детей периода новорожденности единственно физиологически верным является вскармливание грудью. При первом прикладывании к груди ребёнок получает молозиво, содержащее повышенное количество иммуноглобулинов, что резко повышает защитные свойства новорожденного организма. Кроме этого раннее прикладывание к груди способствует более раннему появлению молока у матери.

Правила вскармливания новорожденного.
В настоящее время практикуется режим свободного вскармливания, при котором ребёнок устанавливает свой собственный режим с числом кормлений от 7 до 10 раз в сутки, в том числе и ночью.
Подготовка матери. Мать должна тщательно вымыть руки. Приготовить пелёнку для ребёнка и посуду для сцеживания грудного молока.
Подготовка новорожденного. Ребёнка необходимо перед рождением перепеленать и прочистить ему носовые ходы.

Правила кормления грудью.
1.Сцедить несколько капель молока, которые могут быть не стерильными.
2. Ребёнок должен захватывать не только сосок, но и околососковый кружок.
3. Носовые ходы ребенка должны быть свободны.
4. Ребёнок находится у груди не более 20 минут.
5. При каждом кормлении прикладывать только к одной груди.
6.Если ребёнок засыпает, нужно будить его.
7.Чтобы отнять ребёнка от груди, нужно зажать ему нос.
8.После кормления:
подержать ребёнка вертикально для удаления воздуха из желудка;
сцедить остаток молока в стерильную посуду.

Суточная потребность доношенного ребёнка в грудном молоке в первые 10 дней жизни рассчитывается по формуле Финкельштейна:

V = P * 70 (80), где P – число дней жизни,
70- коэффициент при массе менее 3200 г
80- при массе более 3200 г.

Разовый объём молока = V: N, где N-число кормлений.

Контрольное кормление . Определение фактического потребления молока ребёнком производится контрольное кормление. Ребёнка взвешивают до и после кормления. Разница в весе – количество фактически полученного ребёнком молока.

Профилактика туберкулёза.
В России профилактика туберкулёза путём вакцинации новорожденных применяется с 1925 года. В первые годы вакцина вводилась с молоком матери через рот. С 1962 года введён внутрикожный, более эффективный метод иммунизации.
Вакцину вводят внутрикожно в верхнюю треть левого плеча с помощью туберкулинового шприца на 3-7 день жизни. Место вакцинации запрещается обрабатывать дезинфицирующими растворами, повязка не накладывается. Через 4-6 недель на месте введения появляется папула, везикула или пустула размером 5-10 мм, которая рубцуется через 2 месяца.
К вакцинации допускается только специально обученный персонал. Перед проведением прививки врач осматривает ребёнка и делает запись в истории развития ребёнка. После введения вакцины сестра записывает дату введения и серию вакцины.

Физиологические состояния новорожденных.
У новорожденных возможны пограничные состояния, которые не являются проявлением патологии и расцениваются как физиологические. Наиболее часто встречаются:
- физиологическая эритема характеризуется появлением яркой гиперемии кожи новорожденного в связи с раздражением кожи новыми условиями окружающей среды. Продолжается от нескольких часов до 2-3 суток. После исчезновения эритемы остаётся мелкое или крупное шелушение.
- Физиологическая убыль массы тела связанна с потерей жидкости через кожу и с дыханием. Физиологической считается потеря массы до 10% . К 7-10 дню ребёнок набирает свою первоначальную массу.
- Транзиторная лихорадка связанна с потерей воды ребёнком и проявляется внезапным, чаще ночью, повышением температуры до 39-40 градусов. Наблюдается на 3-4 день при максимальной убыли массы.
- Физиологическая желтуха новорожденного появляется на 2-3 день вслед за эритемой и проявляется в желтушном окрашивании кожи и слизистых. Физиологическая желтуха связана с функциональной незрелость печени новорожденного, которая не справляется с переработкой билирубина, образующегося от распада эритроцитов. Исчезает на 7-10 день, лечения не требует.
- Половые кризы выражаются в нагрубании молочных желез у детей обоего пола, кровянистых выделениях из половых органов у девочек, и отёке мошонки у мальчиков. Причиной является поступление гормонов матери в организм ребёнка. Нагрубание желез исчезает через 2-3 недели, кровянистые выделения через 1-2 дня.
- Мочекислый инфаркт - проявляется в появлении на пелёнках пятен кирпично-красного цвета. Это явление связанно с перестройкой обменных процессов, выделении небольшого количества концентрированной мочи с большим содержанием мочекислых солей.

Выписка из роддома.
Выписка ребёнка и матери из роддома производится при отсутствии противопоказаний со стороны ребёнка и матери на 3-4 день. В соответствии с приказом МЗ РФ №345, медсестра в день выписки ребёнка передаёт сообщение в детскую поликлинику по месту жительства ребёнка. Медсестра и врач детской поликлиники должны посетить новорожденного на дому в первые три дня с послеродовым патронажем. Цель патронажа:
1.Познакомить мать с режимом и диетой кормящей женщины;
2.Обучить основным моментам ухода за ребёнком;
3.Ознакомить мать с режимом для новорожденного ребёнка, решить вопрос с первым купанием;
4.Разъяснить матери преимущества грудного вскармливания.

Антенатальный и неонатальный периоды. Характеристика. АФО органов и систем новорожденного ребёнка.

Цели занятия:

· Дать представление об антенатальном и неонатальном периоде, факторах, определяющих здоровье будущего ребенка

· Дать понятие «морфологически зрелый (доношенный) новорожденный»

· Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями ребенка в периоде новорожденности

· Сформировать знания о переходных состояниях новорожденного и роли медсестры в решении проблем ребенка и его родственников

После изучения материала студент должен :

Представлять и понимать:

  1. Факторы возможного риска развития патологии новорожденного
  2. Проблемы беременной женщины: физиологические, психологические, социальные
  3. Роль медсестры в сохранении здоровья ребенка в антенатальном периоде своего развития

4. Особенности неонатального периода

5. Роль медсестры в уходе за новорожденным и профилактике развития заболеваний

6. Безусловные рефлексы новорожденных

7. Особенности адаптации новорожденного к условиям внеутробной жизни

8. Техника вакцинации против туберкулеза

Знать :

  1. Сроки эмбрионального, раннего и позднего фетального периодов развития плода
  2. Тератогенные факторы
  3. Критические периоды в жизни плода
  4. Проблемы беременной
  5. Особенности организации питания и режима дня беременной
  6. Оснащение детской комнаты и детской аптечки

7. Признаки доношенности

8. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

9. Показатели шкалы Апгар

10. Первый туалет новорожденного

11. Особенности ухода за новорожденным

12. Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным

13. Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, сроки появления и исчезновения

14. Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях

Антенатальный период или период внутриутробного развития – это первый и наиболее значимый этап в жизни любого человека. Именно в это время закладываются основные органы и системы ребенка, и определяется качество его здоровья.

Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными - ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.

Сейчас принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:

1. Герминальный, или собственно зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.

2. Период имплантации. Продолжается около 40 часов, т.е. около 2 суток. Эти два периода иногда объединяются, т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50 – 70% оплодотворенных яйцеклеток не развивается, а тератогенные (неблагоприятно влияющие на плод) факторы, особенно относящиеся к группе сильных, вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия), или формирует тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аббераций или мутантных генов.

В настоящее время тератогенные факторы можно разделить на 3 группы:

А) Экзогенные:

Ионизирующая радиация (более 0,6-0,8 Гй), которая вызывает гибель клеток или мутации генов

Ряд вирусных инфекций – краснуха, в меньшей степени грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия и другие

Фармакологические препараты – цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах

Некоторые промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества, хозяйственные яды – пестициды, гербициды

Некоторые пищевые продукты – особенно испорченный картофель, зараженный грибком

Б) Генетические:

Мутантные гены, вызывающие пороки развития с доминантным или рецессивным типом наследования (семейные случаи с расщеплением верхней губы, поли- или синдактилией)

Хромосомные абберации (числовые и структурные) – если имеют место абберации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 месяцев обусловлены хромосомной абберацией), и только относительно небольшое число детей, например, с болезнью Дауна, жизнеспособны.

В) Сочетанные:

Складываются из этих двух групп.

3. Эмбриональный период. Он длится 5-6 недель. Питание зародыша происходит из

желточного мешка. Важнейшей особенностью периода является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Поэтому воздействие тератогенных факторов вызывает эмбриопатии, которые представляют собой наиболее грубые анатомические и диспластические пороки развития.

4. Неофетальный или эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда

формируется плацента, что совпадает с окончанием формирования большинства

внутренних органов (кроме ЦНС и эндокринной системы). Этот период имеет важное значение, т.к. правильное формирование плаценты, а следовательно и плацентарного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.

5. Фетальный период. Продолжается от 9 недели до рождения. Он характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. В фетальном периоде целесообразно выделить два подпериода: ранний и поздний.

Ранний фетальный подпериод (от начала 9 недели до конца 28 недели) характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода. Воздействие неблагоприятных факторов обычно уже не приводит к формированию пороков строения, но может проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазии) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазии). Поскольку иммунитет только начинает формироваться, то ответ на инфекции выражается соединительнотканными и пролиферативными реакциями, приводящими к циррозам и фиброзам. Однако возможно и рождение незрелого, недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде, называется общим термином – « ранние фетопатии ».

Поздний фетальный подпериод начинается после 28 недели беременности и длится до начала родов. Поражения плода в этом периоде уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцировки тканей, но могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка. При сохранении беременности может иметь место недостаточность питания плода (внутриутробная гипотрофия) или общее недоразвитие новорожденного ребенка.

Особенность повреждающего действия инфекции в этом периоде является совершенно определенная специфичность повреждения, т.е. возникновение уже настоящего инфекционного процесса с морфологическими и клиническим признаками заболевания, характерного для данного возбудителя. Наконец, поздний фетальный период обеспечивает процессы депонирования многих компонентов питания, которые не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком. Так, депонированные соли кальция, железа, меди и витамин В12 могут в течение нескольких месяцев поддерживать баланс питания грудного ребенка. Кроме того, в последние 10-12 недель беременности достигается высокая степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации и травматизма в родах, а накопленные при трансплантационной передаче иммуноглобулины матери обеспечивают высокий уровень пассивного иммунитета. В последние недели беременности также осуществляется созревание «сурфактанта», обеспечивающего нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательного и пищеварительного трактов. Поэтому рождение ребенка даже с соотносительно малой степенью недоношенности очень существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения самых различных заболеваний.



Критические периоды в развитии плода – периоды, в течение которых плод особенно чувствителен к воздействиям различных факторов. Основными критическими периодами для зародыша и плода человека являются:

1. Конец предимплантационного периода и период имплантации (первая неделя после зачатия)

2. Период образования зачатков органов (органогенез) – 3-6 неделя беременности

3. Период плацентации – 9-12 неделя беременности

4. Период фетогенеза – 18-20 и 22-24 недели беременности, когда возникают качественные изменения в биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакциях, гемопоэзе, продукции некоторых гормонов и организм плода как бы переходит в новое качественное состояние.

Нормальное развитие плода может быть обеспечено при условии раннего наблюдения за течением беременности, состоянием здоровья женщины, условиями ее жизни, т.к. именно в первые недели беременности эмбрион наиболее чувствителен к различным воздействиям внешней и внутренней среды. Поэтому один из важнейших аспектов антенатальной охраны плода – по возможности более раннее взятие беременной на учет.

У женщин, которые были взяты под наблюдение в ранние сроки беременности, перинатальная гибель плодов и новорожденных была в 2-2,5 раза ниже этих показателей в целом.

Диспансерное наблюдение за здоровьем беременной осуществляется женской консультацией. При проведении мероприятий по антенатальной охране плода и новорожденного необходима преемственность в работе между женскими консультациями и детскими поликлиниками. Патронажная медсестра детской поликлиники проводит за период беременности два дородовых патронажа к беременной женщине.

Во время беременности женщина должна категорически исключить употребление спиртных напитков, курение, прием каких бы то ни было лекарственных препаратов без консультации с врачом.

Рекомендуется ограничить жареное, жирное, соленое, копченое, острое, приправы, консервы, кофе, крепкий чай. В рационе желательны натуральные, свежеприготовленные блюда. Имеет значение ограничение продуктов, содержащих облигатные аллергены: мед, цитрусовые, клубника, малина, помидоры, красная рыба, яйца, шоколад. Особенно это важно для беременных, имеющих неблагоприятный аллергоанамнез.

Детские вещи желательно приобретать из натуральных тканей, приятных для глаз расцветок. На первое время достаточно будет иметь 10-12 тонких пеленок, 5-7 теплых пеленок, 5-7 тонких распашонок, 3-4 теплые распашонки, 5-7 ползунков, 2-3 чепчика, байковое и шерстяное одеяла, марлевые подгузники, памперсы (для пользования ночью, на прогулке, при посещении гостей и т.п.), в зависимости от времени года легкий или теплый комбинезон, шапочку, носочки. Детские вещи хранят отдельно от белья взрослых, стирают отдельно, гладят с обеих сторон, регулярно кипятят. Для стирки желательно использовать детское мыло, при применении специальных детских стиральных порошков тщательно прополаскивать белье.

Желательно заранее приобрести детскую ванночку и коляску, детскую аптечку.

Она должна включать в себя:

1. стерильную вату и марлю

2. 3% раствор перекиси водорода

3. перманганат калия

4. вазелиновое масло

5. 5% спиртовый раствор йода

6. 2% раствор бриллиантового зеленого

7. специальные детские ножницы

8. термометры: медицинский, комнатный, водный

Возможно, понадобятся фитосбор для купания грудных детей, соски-пустышки, бутылочки, газоотводная трубка, резиновый грушевидный баллончик, интерферон, смекта.

Первые детские игрушки обязательно должны быть моющиеся (пластмассовые или резиновые), яркие, но однотонные, которые со 2-3 недели жизни ребенка будут подвешиваться на расстоянии 50-70 см, чтобы малыш мог их разглядывать.

При проведении первого дородового патронажа к беременной женщине необходимо провести беседу и дать рекомендации по режиму и диете беременной, наиболее благоприятных, как для здоровья женщины, так и для развития плода. Беременной желательно несколько снизить режим умственной и физической активности. Она должна полноценно отдыхать (сон 10 часов в сутки), избегать эмоциональных стрессов, психологического перенапряжения. Если работа беременной связана с какими-либо профессиональными вредностями, то как можно в более ранние сроки необходимо обратиться к администрации организации и временно перейти на другой участок работы.

Беременной очень важно остерегаться каких-либо инфекционных заболеваний, поэтому необходимо не контактировать с больными или носителями инфекции. В период эпидемий желательно не бывать в местах скопления людей.

Одежда беременной желательна из натуральных тканей, свободного покроя, обувь на низком каблуке.

Очень важным моментом является поддержание внутренней психологической гармонии, необходимо черпать из окружающего мира максимум положительных эмоций. Многое здесь зависит как от самой беременной женщины, так и от ее семьи, коллег по работе. Поэтому, по возможности, стоит донести эту информацию и до ее близких.

Калорийность суточного рациона беременной несомненно должна увеличиться в зависимости от срока на 20-50%. Очень полезны продукты, богатые животным белком, так как именно из аминокислот идет основное строительство клеток плода. Мясо-молочные продукты, рыба должны быть ежедневно в рационе беременной (мясо или рыба 200 граммов, творог 150 граммов, сыр 50 граммов, молоко или кисломолочные продукты 500 мл). Очень полезны так же продукты, богатые витаминами, растительной клетчаткой (свежие овощи и фрукты). Принимать пищу желательно чаще, небольшими порциями (не реже 4 раз в день). В первую половину беременности употребление жидкости не ограничивают. Во второй половине беременности жидкость и соль ограничиваются. Целесообразность применения поливитаминов и препаратов кальция необходимо обсудить с лечащим врачом.

Ранний неонатальный период длится от момента перевязки пупови­ны до окончания 7 сут. Наиболее существенными физиологическим из­менениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной счи­тают начало легочного дыхания и функционирования малого круга кро­вообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (ар­териального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное пи­тание ребенка. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относят физиологический катар кожи, физиологическую желтуху, физиологическую потерю массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологический дисбактериоз, транзиторный катар ки­шечника.

При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составля­ет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимая в норме масса тела варьирует от 2700 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превыша­ет 4000 г, ребенка считают крупным. Длина тела колеблется в пределах 46-56 см (в среднем 50 см). Окружность головы у ребенка при рожде­нии равна 34-36 см, окружность грудной клетки - 32-34 см. Пропор­ции тела новорожденного значительно отличаются от таковых у детей более старшего возраста: голова относительно большая и составляет 25% всей длины тела, лицо округлой формы, нижняя челюсть относи­тельно небольшая, щеки толстые из-за большой жировой прослойки, грудная клетка округлая, живот относительно выступающий, а шея, ру­ки и ноги относительно короткие в сравнении с длиной всего тела. Та­зовые кости развиты слабо. Толщина жирового слоя в области плеча


составляет в среднем 4-5 мм. Средняя точка по длине тела новорожден­ного располагается приблизительно на уровне пупка (у взрослых в об­ласти лобкового сочленения). Частота дыхательных движений варьиру­ет от 40 до 50 в минуту, ЧСС - 120-160 в минуту.

В раннем неонатальном периоде выявляют различные аномалии раз­вития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обус­ловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолити­ческая болезнь новорожденных по резус-фактору или АВО-системе и другие), проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспира­ции.



В первые дни жизни ребенка часто возникают гнойно-септические заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирус­ные поражения кишечника и дыхательных путей. Легкость инфициро­вания вызвана отсутствием у новорожденных секреторного иммуногло­булина А, низким содержанием антител, относящихся к классу имму­ноглобулинов М. Большое значение имеет развитие так называемого синдрома дыхательных расстройств, обусловленного незрелостью ле­гочной ткани. В первые дни жизни происходит адаптация новорожден­ного к лактотрофному питанию, а у матери интенсивно развивается лактация.

В медицинской практике такие периоды, как поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный, принято объединять под об­щим названием перинатальный период (с 28-й нед внутриутробного развития до 7-го дня жизни). Число детей, умирающих в перинаталь­ном периоде, фактически равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни.

ПОЗДНИЙ НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Поздний неонатальный период охватывает период 21 сут (8-28 дни жизни).

Важнейшими характеристиками.этого этапа служат интенсивное развитие анализаторов, прежде всего зрительного, начало развития ко­ординации движений, образование условных рефлексов, возникнове­ние эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью. В возрасте около 3 нед многие дети начинают отвечать на общение улыб­кой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный кон­такт многие считают началом собственно психической жизни ребенка.

В этот период различные неблагоприятные моменты легко могут вызвать отклонения в развитии, что в первую очередь, проявляется за­держкой нарастания массы тела. Многие заболевания и состояния, свя-


занные с патологией внутриутробного, итранатального и раннего нео-натального периодов (вялотекущие внутриутробные и приобретенные инфекции, пупочный сепсис, травмы центральной и периферической нервной системы и другие заболевания) диагностируют также в этот пе­риод. Наиболее важным критерием благополучия ребе?1ка служит оцен­ка динамики массы тела, нервно-психического развития и состояния сна.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

После периода новорожденности наступает грудной возраст, кото­рый длится от 29-го дня жизни до 1 года. В этот период происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интел­лектуальное развитие ребенка.

Рост здорового ребенка увеличивается в течение первого года на 25 см:
в I квартале - на 3 см в месяц, во II квартале - на 2,5 см в месяц, в
III квартале - на 2 см в месяц, в IV квартале - на 1-1,5 см в месяц. В
среднем рост ребенка в возрасте 6 мес составляет 66 см, в 1 год - 75 см.

У большинства доношенных детей масса тела в 6 мес равна 8 кг, в
возрасте 1 года - 10,5 кг. Ежемесячно в первом полугодии масса тела
ребенка увеличивается на 800 г, во 2-м полугодии - на 400 г.

Окружность головы в 6 мес составляет 43 см, в 1 год - 46 см. Еже­
месячно в первом полугодии окружность головы увеличивается на
1,5 см, во 2-м полугодии - на 0,5 см ежемесячно. Большой родничок
обычно к возрасту 6 мес уменьшается и полностью закрывается в воз­
расте 9-18 мес, а малый родничок в основном закрывается в 4 мес.

Окружность грудной клетки у ребенка в 6 мес равна 45 см, в 1 год -
48 см. В первом полугодии окружность грудной клетки увеличивается
на 2 см ежемесячно, а во 2-м полугодии - на 0,5 см ежемесячно.

Молочные зубы у большинства детей появляются к 6 мес жизни.
Первыми прорезываются нижние центральные резцы, затем верхние
центральные и верхние латеральные. Впоследствии прорезываются
нижние латеральные резцы, первый и второй моляры. В возрасте 1 года
большинство детей имеют 6-8 зубов.

Разительно совершенствуются моторные функции: от полной дви­
гательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы
и манипуляции с игрушками к годовалому возрасту.

В результате постоянного контакта грудного ребенка с взрослыми
в виде словесного общения происходит его нервно-психическое разви­
тие.

Высокие темпы роста грудных детей происходят благодаря интен­сивному обмену веществ с преобладанием анаболических процессов.


Энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает аналогичный показатель взрослого человека. Чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пи­щи на 1 кг массы тела по сравнению с взрослым. В то же время в функ­циональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, что нередко приводит к желудочно-кишечным заболеваниям грудных детей.

Грудной ребенок в возрасте 2-3 мес теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственной иммунной системы происходит сравнительно медленно, в результате чего заболеваемость детей грудного возраста довольно высо­ка. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и другие особенности) у груд­ных детей предрасполагают к возникновению бронхиолитов и пневмо­ний, течение которых отличается особой тяжестью. В грудном возрасте интенсивно проводят профилактические вакцинации.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Преддошкольный (старший ясельный) период характеризуется не­которым снижением темпов физического развития детей, большей сте­пенью зрелости основных физиологических систем. В течение 2-го года жизни рост увеличивается на 12-13 см, за 3-й год - на 7-8 см, а в даль­нейшем происходит некоторая стабилизация роста со средним прирос­том на 5-6 см в год. Масса тела за год в среднем увеличивется пример­но на 2 кг. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребенка в воз­расте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот. Окружность головы увеличивается ежегодно на 1 см, а окружность грудной клетки - на 1,5 см.

В течение 2-го года жизни дополнительно прорезывается 8 зубов, и общее их число достигает 14-16, включая первые непостоянные моля­ры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клы­ки обычно появляются после первых моляров. К концу 2-го года завер­шается прорезывание 20 молочных зубов.

Мышечная масса в этот период интенсивно увеличивается. Возника­ет типичный морфологический тип («тип маленького ребенка») с ха­рактерными пропорциями тела, круглым цилиндрическим туловищем и конечностями, округлыми очертаниями лица и его неглубоким релье­фом.


ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Дошкольный возраст (возраст от 3 до 7 лет) - период, когда основ­ная часть детей посещает детский сад. Для этого этапа характерно пер­вое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела несколь­ко замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубля­ется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Первое ускорение роста наблюдают у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у
девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного
увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равно­
мерно увеличивается приблизительно на 2 кг в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см
(в 5 лет окружность головы равна 50 см), а после 5 лет - 0,6 см.

Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно (в 10 лет этот
показатель равен 63 см).

Поскольку мышцы еще недостаточно развиты, неправильное поло­жение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель мо­гут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определенной зрелости.

Ранний неонатальный период длится от момента перевязки пупови­ны до окончания 7 сут. Наиболее существенными физиологическим из­менениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной счи­тают начало легочного дыхания и функционирования малого круга кро­вообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (ар­териального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное пи­тание ребенка. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относят физиологический катар кожи, физиологическую желтуху, физиологическую потерю массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологический дисбактериоз, транзиторный катар ки­шечника.

При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составля­ет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимая в норме масса тела варьирует от 2700 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превыша­ет 4000 г, ребенка считают крупным. Длина тела колеблется в пределах 46-56 см (в среднем 50 см). Окружность головы у ребенка при рожде­нии равна 34-36 см, окружность грудной клетки - 32-34 см. Пропор­ции тела новорожденного значительно отличаются от таковых у детей более старшего возраста: голова относительно большая и составляет 25% всей длины тела, лицо округлой формы, нижняя челюсть относи­тельно небольшая, щеки толстые из-за большой жировой прослойки, грудная клетка округлая, живот относительно выступающий, а шея, ру­ки и ноги относительно короткие в сравнении с длиной всего тела. Та­зовые кости развиты слабо. Толщина жирового слоя в области плеча


составляет в среднем 4-5 мм. Средняя точка по длине тела новорожден­ного располагается приблизительно на уровне пупка (у взрослых в об­ласти лобкового сочленения). Частота дыхательных движений варьиру­ет от 40 до 50 в минуту, ЧСС - 120-160 в минуту.

В раннем неонатальном периоде выявляют различные аномалии раз­вития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обус­ловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолити­ческая болезнь новорожденных по резус-фактору или АВО-системе и другие), проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспира­ции.

В первые дни жизни ребенка часто возникают гнойно-септические заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирус­ные поражения кишечника и дыхательных путей. Легкость инфициро­вания вызвана отсутствием у новорожденных секреторного иммуногло­булина А, низким содержанием антител, относящихся к классу имму­ноглобулинов М. Большое значение имеет развитие так называемого синдрома дыхательных расстройств, обусловленного незрелостью ле­гочной ткани. В первые дни жизни происходит адаптация новорожден­ного к лактотрофному питанию, а у матери интенсивно развивается лактация.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: