Национальный французский деревенский костюм. Национальный костюм Франции: описание, разновидности и фото

Основные черты традиционного французского народного костюма, повсеместно бытовавшего в сельской Франции, сложились в XVII в.

До конца XVIII в. крестьяне шили одежду из домотканого материала: холста и шерсти разной выработки. Тонкий холст употребляли для праздничной одежды (рубах, кофт) и белья, грубый - для повседневной одежды. Верхнюю одежду шили из сукна, часто с добавлением холщевой нитки или же покупной хлопчатобумажной. В XIX в. постепенно вошли в обиход ткани фабричного производства. Шили одежду сельские портные за обед, кров и определенную плату.

Основные части традиционного мужского костюма, бытовавшего в XIX в.: штаны, гетры, рубаха, жилет и куртка, шейный платок.До середины XIX в. (примерно до 30-х годов) крестьяне носили штаны до колен; их вместе с чулками, обычно шерстяными, или гетрами, подвязывали под коленями шерстяными подвязками, голубыми или красными. Гетры шили часто из того же материала, что и штаны.

В 1830-е годы вошли в обиход длинные узкие штаны. Рубаха имела отложной воротник, который первоначально затягивали двумя тесемками, так же как и манжеты; позже воротник и манжеты стали застегивать на пуговицы. Ворот рубахи был обычно закрыт шейным платком. Носили жилеты, чаще светлые, закрытые, с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх жилета надевали куртку или короткую, немного ниже пояса, или удлиненную сзади басками.

В конце XVIII в., вначале на севере страны, а позднее повсеместно вошла в обиход блуза: широкая рубаха из холстины с прямыми поликами, длиною до середины бедра, собранная в сборки у ворота и на рукавах. Ее носили поверх куртки. Блуза первоначально была праздничной одеждой крестьян, из деревни она перешла в город и после революции 1830 г. стала одеждой ремесленников и рабочих в противовес буржуа, которые носили пальто.

Блуза оставалась традиционной одеждой крестьян, ее надевали во время народных церемоний, праздников "братств". В конце XIX и начале XX в. блуза постепенно стала рабочей одеждой. Дольше всего она сохранялась у пастухов и в глухих сельских местностях. Поверх блузы зимой и в холодную погоду пастух накидывал на плечи широкую накидку-плащ из козьей шкуры или грубой шерсти. Блузу носили, а иногда носят и до сих пор, художники.

Головной убор французского крестьянина в XVIII в. - треуголка, которую пожилые люди носили и в начале XIX в.; на смену ей пришла круглая шляпа с широкими полями, зимой фетровая, летом соломенная. Жители побережий (в частности Нормандии) носили шерстяную шапку (колпак), конец которой, украшенный помпоном, спускался сзади. По форме этот головной убор похож на знаменитый фригийский колпак.

Традиционная народная обувь - выдолбленные из дерева башмаки (sabot). Сабо носили и женщины и мужчины. В некоторых деревнях их носят и сейчас как рабочую обувь.

Женский костюм состоял из широкой юбки со сборками или складками, доходящей до середины голени, просторной кофты с длинными рукавами, застегивающейся у ворота, свободно спадающей на юбку; на талии кофту стягивали тесемкой передника, который был короче юбки. На плечи набрасывали косынку или платок, концы которых завязывали на груди или же закладывали под нагрудник передника. Обязательной принадлежностью праздничного костюма был корсаж. Головной убор крестьянки - чепец; его носили и в доме и на улице; поверх чепца надевали в случае необходимости платок или шляпу.

Преобладающими цветами крестьянской одежды до появления тканей фабричного производства были белый, серый и коричневый. Женская одежда была более разнообразной по расцветке: корсажи носили коричневые, голубые, сиреневые, красные, полосатые; юбки белые, серые, красные, голубые, редко черные; передники белые, серые, красные, голубые, черные.

После Великой французской революции в крестьянском костюме произошли большие изменения, что было вызвано повышением благосостояния крестьянства и появлением на рынках товаров фабричного производства (сукна, шелка).

Появились праздничные костюмы, в которых отразилось влияние городской моды, и хотя основные элементы костюма были одинаковыми по всей Франции, формы головных уборов, покрой корсажа, форма передника и расцветка тканей отличали костюмы одной провинции от другой, и внутри каждой провинции можно было выделить несколько комплексов одежды. Так, например, различались по типу одежды такие области, как Бретань , Эльзас, Прованс, баскские области. Отдельными элементами выделялась также одежда жителей Нормандии, Лимузена, Бреса, Оверни и др.

В конце XIX в. почти во всей стране в обиход вошел городской костюм. Только наиболее устойчивый элемент одежды - головные уборы сохранялись долгое время неизменными и бытуют еще в настоящее время в некоторых местностях: в долинах Альп, в глухих районах Центрального массива, в Руссильоне, в Бретани.

В наше время патриоты-регионалисты, пытаясь возродить старые традиции, устраивают празднества, на которых проводят конкурсы на лучший костюм; особенно популярны празднества провансальцев, бретонцев и савойяров. Отличие костюмов одной провинции от другой сзаключается в отделке костюмов красочной вы-шивкой, различной, порой причудливой формой чепцов, разным покроем и украшением корсажа и передника, разнооб-разием тканей.

В настоящее время традиционный костюм надевают в основном члены танцевальных коллективов, участники фольклорный федераций,во время фестивалей, в торжественных случаях, чтобы продемонстрировать самобытность культуры своего народа.







В современном французском городском костюме общеевропейского типа, несомненно, чувствуется присущее французам чувство красок, пропорций, формы, характерное для традиционной одежды. По-видимому не случайно Франция на протяжении веков была законодательницей моды, так как имеет богатый источник народного французского костюма.

В каждом регионе на традиционная одеждая очень разнообразна. Об этих особенностях я расскажу в других постах.



На основе текста из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

Основные черты традиционного французского народного костюма, повсеместно бытовавшего в сельской Франции, сложились в XVII в.

До конца XVIII в. крестьяне шили одежду из домотканого материала:
холста и шерсти разной выработки. Тонкий холст употребляли для
праздничной одежды (рубах, кофт) и белья, грубый - для повседневной
одежды. Верхнюю одежду шили из сукна, часто с добавлением холщевой нитки
или же покупной хлопчатобумажной. В XIX в. постепенно вошли в обиход
ткани фабричного производства. Шили одежду сельские портные за обед,
кров и определенную плату.

Основные части традиционного мужского костюма, бытовавшего в XIX в.: штаны, гетры, рубаха, жилет
и куртка, шейный платок.До середины XIX в. (примерно до 30-х годов)
крестьяне носили штаны до колен; их вместе с чулками, обычно шерстяными,
или гетрами, подвязывали под коленями шерстяными подвязками, голубыми
или красными. Гетры шили часто из того же материала, что и штаны.


В 1830-е годы вошли в обиход длинные узкие штаны. Рубаха имела отложной
воротник, который первоначально затягивали двумя тесемками, так же как и
манжеты; позже воротник и манжеты стали застегивать на пуговицы. Ворот
рубахи был обычно закрыт шейным платком. Носили жилеты, чаще светлые,
закрытые, с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх жилета надевали
куртку или короткую, немного ниже пояса, или удлиненную сзади басками.


В конце XVIII в., вначале на севере страны, а позднее повсеместно вошла
в обиход блуза: широкая рубаха из холстины с прямыми поликами, длиною
до середины бедра, собранная в сборки у ворота и на рукавах. Ее носили
поверх куртки. Блуза первоначально была праздничной одеждой крестьян, из
деревни она перешла в город и после революции 1830 г. стала одеждой
ремесленников и рабочих в противовес буржуа, которые носили пальто.


Блуза оставалась традиционной одеждой крестьян, ее надевали во время
народных церемоний, праздников "братств". В конце XIX и начале XX в.
блуза постепенно стала рабочей одеждой. Дольше всего она сохранялась у
пастухов и в глухих сельских местностях. Поверх блузы зимой и в холодную
погоду пастух накидывал на плечи широкую накидку-плащ из козьей шкуры
или грубой шерсти. Блузу носили, а иногда носят и до сих пор, художники.

Головной убор французского крестьянина в XVIII в. - треуголка, которую
пожилые люди носили и в начале XIX в.; на смену ей пришла круглая шляпа
с широкими полями, зимой фетровая, летом соломенная. Жители побережий
(в частности Нормандии) носили шерстяную шапку (колпак), конец которой,
украшенный помпоном, спускался сзади. По форме этот головной убор похож
на знаменитый фригийский колпак.

Традиционная народная обувь - выдолбленные из дерева башмаки (sabot).
Сабо носили и женщины и мужчины. В некоторых деревнях их носят и сейчас
как рабочую обувь.

Женский костюм состоял из широкой юбки со сборками или складками,
доходящей до середины голени, просторной кофты с длинными рукавами,
застегивающейся у ворота, свободно спадающей на юбку; на талии кофту
стягивали тесемкой передника, который был короче юбки. На плечи
набрасывали косынку или платок, концы которых завязывали на груди или же
закладывали под нагрудник передника. Обязательной принадлежностью
праздничного костюма был корсаж. Головной убор крестьянки - чепец; его
носили и в доме и на улице; поверх чепца надевали в случае необходимости
платок или шляпу.

Преобладающими цветами крестьянской одежды до появления тканей
фабричного производства были белый, серый и коричневый. Женская одежда
была более разнообразной по расцветке: корсажи носили коричневые,
голубые, сиреневые, красные, полосатые; юбки белые, серые, красные,
голубые, редко черные; передники белые, серые, красные, голубые, черные.

После Великой французской революции в крестьянском костюме произошли
большие изменения, что было вызвано повышением благосостояния
крестьянства и появлением на рынках товаров фабричного производства
(сукна, шелка).


Появились праздничные костюмы, в которых отразилось влияние городской
моды, и хотя основные элементы костюма были одинаковыми по всей Франции,
формы головных уборов, покрой корсажа, форма передника и расцветка
тканей отличали костюмы одной провинции от другой, и внутри каждой
провинции можно было выделить несколько комплексов одежды. Так,
например, различались по типу одежды такие области, как Бретань , Эльзас, Прованс, баскские области. Отдельными элементами выделялась также одежда жителей Нормандии, Лимузена, Бреса, Оверни и др.


В конце XIX в. почти во всей стране в обиход вошел городской костюм.
Только наиболее устойчивый элемент одежды - головные уборы сохранялись
долгое время неизменными и бытуют еще в настоящее время в некоторых
местностях: в долинах Альп, в глухих районах Центрального массива, в
Руссильоне, в Бретани.


В наше время патриоты-регионалисты, пытаясь возродить старые традиции,
устраивают празднества, на которых проводят конкурсы на лучший костюм;
особенно популярны празднества провансальцев, бретонцев и савойяров.
Отличие костюмов одной провинции от другой сзаключается в отделке
костюмов красочной вы­шивкой, различной, порой причудливой формой
чепцов, разным покроем и украшением корсажа и передника, разнооб­разием
тканей.


В настоящее время традиционный костюм надевают в основном члены
танцевальных коллективов, участники фольклорный федераций,во время
фестивалей, в торжественных случаях, чтобы продемонстрировать
самобытность культуры своего народа.








В современном французском городском костюме общеевропейского типа,
несомненно, чувствуется присущее французам чувство красок, пропорций,
формы, характерное для традиционной одежды. По-видимому не случайно
Франция на протяжении веков была законодательницей моды, так как имеет
богатый источник народного французского костюма.

В каждом регионе на традиционная одеждая очень разнообразна. Об этих особенностях я расскажу в других постах.

На основе текста из сборника "Народы зарубежной Европы" в 2-х т., "Наука", Москва, 1965

Более четко элементы традиционного костюма Франции сформировались более уже в 17 столетии. В гардероб пришли длинные рубашки, юбки со сборками, чулки, панталоны, декольте и т.п. Одежда изготавливалась из таких материалов, как шерсть и холст разнообразной выработки. Так продолжалось до конца 18 столетия.

В 19 веке уже начинают использовать ткани фабричного производства. Шитьем занимались обычно сельские портные, в основном за обед, жилье или небольшую плату.

После Великой революции во Франции в национальном костюме начали происходить изменения. Связано это было, в первую очередь, с ростом благосостояния, а также с появлением в продаже новых фабричных тканей - сукна и шелка. Так появились праздничные наряды, конечно же на них влияла городская мода. Формы передника, юбки, головного убора, а также покрой корсажа различались среди провинций. Особенно это было заметно в цветовых элементах. Даже внутри провинции часто различались элементы костюма.

В конце 19 века повсеместно начал появляться городской костюм. Однако, долгое время оставались в обиходе такой элемент, как головной убор, особенно в глухих районах или в районе Альп.

Цвета и оттенки

Среди цветовой гаммы для одежды преобладали в основном спокойные сдержанные оттенки. Среди них - серый, коричневый, белый. Такие цвета были характерны как для мужского, так и женского костюма.

Конечно же, женские предметы гардероба были порой более ярких оттенков. Помимо стандартных цветов юбка могла быть голубой, красной, реже черной. Фартуки также были красных или синих оттенков, а также желтого цвета. Корсаж - фиолетовый, бордовый, коричневый или в полоску.

Ткани и крой

В крестьянской одежде более тонкий холст использовался в основном для праздничной одежды, например, юбок или рубах, а также белья. Грубый же холст предназначался для повседневной одежды.


Если говорить о верхней одежде, то ее шили из более плотных и теплых материалов, например, сукна, добавляя в него хлопчатобумажные или холщовые нити.

После революции на смену привычным материалам пришли фабричные ткани, среди которых был и шелк.

Разновидности

Женский

Национальный женский костюм состоял из юбки с многочисленными сборками, широкой кофты с длинными рукавами и застежкой у ворота и платка или косынки, накинутого на плечи. Юбка, как правило, была длинной, приблизительно до середины голени, с ней надевалась кофта, спадающая сверху юбки. Кофту стягивали на талии тесемкой передника, который был немного короче юбки. Платок завязывался на груди или закладывался под нагрудник передника.

Обязательным для костюма был корсаж. Головной убор женщины - чепец, поверх которого надевали еще платок или шляпу. Чепец носили дома и на улице.

Мужской

Традиционный мужской костюм 19 века состоял из следующей одежды: штаны, рубаха, гетры, шейный платок, жилет или куртка.

Примерно до 30-х годов 19 века крестьяне носили короткие штаны до колен, при этом совместно с гетрами или шерстяными чулками, которые подвязывались под коленом подвязкой из шерсти, обычно голубого или красного цвета. Часто гетры были из такого же материала, что и штаны.

Уже после 30-х годов появились длинные узкие штаны. Рубаха уже имела отложной воротник. Манжеты и воротник первоначально затягивались двумя тесемками, а позже из стали застегивать на пуговицы. Дополнительно надевали еще и шейный платок. Совместно с рубахой надевали еще и жилет, светлого цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх надевалась куртка, она могла быть короткой или удлиненной.

Рубаха же вошла в повседневный обиход еще в конце 18 века . Она была прямого силуэта, примерно до середины бедра, со сборками на рукавах и ворота. Шилась она из холстины.

Изначально рубаха была праздничной одеждой для крестьян, а после революции 1830 г. Ее начали носить в городе - ремесленники и рабочие. Для крестьян она по-прежнему оставалась традиционным нарядом для праздников и народных гуляний.

В 19 веке и начале 20 века рубаха уже стала рабочей одеждой, но еще сохраняла свои позиции в сельской местности. Зимой же пастухи надевали сверху нее широкий плащ из козьей шкуры или грубой шерсти.

До сих пор порой можно увидеть классическую рубаху на художниках.

Если говорить о головном уборе, то в 18 веке это было треуголка для крестьянина, ее носили вплоть до начала 19 века. Сменила ее круглая широкополая шляпа, соломенная - для лета, фетровая - для холодной погоды.

Мужчины - жители побережий носили шапку-колпак из шерсти, схожий с фригийским колпаком. Такую шапку-колпак украшал свисающий сзади помпон.

Народный костюм престали носить уже в 19 в. В основе женского традиционного костюма были широкая юбка со сборками. Кофта, корсаж, передник, чепец или шляпа. Мужской костюм состоял из штанов, гетр, рубахи, жилета, крутки или широкой блузы, головного убора (берет или шляпа). Разные провинции имели различные мотивы вышивки, формы чепцов, покрой и украшение корсажа и передника. Старинная народная обувь - “сабо” - выдолбленные из дерева башмаки.

Кухня

Французская национальная кухня давно славится разнообразием блюд. Для традиционной пищи характерны овощные или луковые супы, бифштексы с жареным картофелем, баранье рагу под различными соусами, омлеты с ветчиной, грибами и другими приправами, рыбные блюда. Среди мясных блюд значительное место занимает мясо кроликов, домашней птицы, на юге - голубей. Широко употребляется сыр. Остальные молочные продукты едят меньше, чем другие европейские народы. Потребляют много овощей, фруктов, устриц, лангустов, крабов, морских ежов, моллюсков. Дважды в день к столу обязательно подается сухое вино.

Традиционные занятия

При высоком промышленном развитии во Франции сохраняется значительная роль сельского хозяйства: животноводство (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, птица); земледелие (пшеница, ячмень, кукуруза, сахарная свекла, табак и др.); традиционное виноградарство и виноделие. Традиционные ремесла (резьба по дереву, изготовление расписной керамики, плетение кружев) утрачивают значение.

Культура

Главный праздник Рождество отмечают в семейном кругу. Изобилие блюд на рождественском столе считается залогом благополучия. Обычай украшать елку распространился в городах в 19 в. , но почти не проник во французскую деревню. Новый год, рождество и День королей (6 января) составляют зимний цикл праздников (“Двенадцать дней”). Праздник конца зимы (карнавал) теперь отмечается главным образом в городах южных провинций. На Пасху, Троицу, все престольные праздники устраивают ярмарки, народные гуляния, шуточные состязания. На Пасху выпекают особые хлеба, подают омлет с мясом. День Всех святых 1 ноября отмечается как день поминовения умерших. На могилы родственников ставят горшочки с хризантемами. День взятия Бастилии 14 июля отмечается военным парадом, вечером - народными гуляниями с песнями и танцами. Кроме общенациональных отмечаются также и местные праздники. Важными семейными праздниками являются крещение и первое причастие.

Более четко элементы традиционного костюма Франции сформировались более уже в 17 столетии. В гардероб пришли длинные рубашки, юбки со сборками, чулки, панталоны, декольте и т.п. Одежда изготавливалась из таких материалов, как шерсть и холст разнообразной выработки. Так продолжалось до конца 18 столетия.

В 19 веке уже начинают использовать ткани фабричного производства. Шитьем занимались обычно сельские портные, в основном за обед, жилье или небольшую плату.

После Великой революции во Франции в национальном костюме начали происходить изменения. Связано это было, в первую очередь, с ростом благосостояния, а также с появлением в продаже новых фабричных тканей - сукна и шелка. Так появились праздничные наряды, конечно же на них влияла городская мода. Формы передника, юбки, головного убора, а также покрой корсажа различались среди провинций. Особенно это было заметно в цветовых элементах. Даже внутри провинции часто различались элементы костюма.

В конце 19 века повсеместно начал появляться городской костюм. Однако, долгое время оставались в обиходе такой элемент, как головной убор, особенно в глухих районах или в районе Альп.

Цвета и оттенки

Среди цветовой гаммы для одежды преобладали в основном спокойные сдержанные оттенки. Среди них - серый, коричневый, белый. Такие цвета были характерны как для мужского, так и женского костюма.

Конечно же, женские предметы гардероба были порой более ярких оттенков. Помимо стандартных цветов юбка могла быть голубой, красной, реже черной. Фартуки также были красных или синих оттенков, а также желтого цвета. Корсаж - фиолетовый, бордовый, коричневый или в полоску.

Ткани и крой

В крестьянской одежде более тонкий холст использовался в основном для праздничной одежды, например, юбок или рубах, а также белья. Грубый же холст предназначался для повседневной одежды.


Если говорить о верхней одежде, то ее шили из более плотных и теплых материалов, например, сукна, добавляя в него хлопчатобумажные или холщовые нити.

После революции на смену привычным материалам пришли фабричные ткани, среди которых был и шелк.

Разновидности

Женский

Национальный женский костюм состоял из юбки с многочисленными сборками, широкой кофты с длинными рукавами и застежкой у ворота и платка или косынки, накинутого на плечи. Юбка, как правило, была длинной, приблизительно до середины голени, с ней надевалась кофта, спадающая сверху юбки. Кофту стягивали на талии тесемкой передника, который был немного короче юбки. Платок завязывался на груди или закладывался под нагрудник передника.

Обязательным для костюма был корсаж. Головной убор женщины - чепец, поверх которого надевали еще платок или шляпу. Чепец носили дома и на улице.

Мужской

Традиционный мужской костюм 19 века состоял из следующей одежды: штаны, рубаха, гетры, шейный платок, жилет или куртка.

Примерно до 30-х годов 19 века крестьяне носили короткие штаны до колен, при этом совместно с гетрами или шерстяными чулками, которые подвязывались под коленом подвязкой из шерсти, обычно голубого или красного цвета. Часто гетры были из такого же материала, что и штаны.

Уже после 30-х годов появились длинные узкие штаны. Рубаха уже имела отложной воротник. Манжеты и воротник первоначально затягивались двумя тесемками, а позже из стали застегивать на пуговицы. Дополнительно надевали еще и шейный платок. Совместно с рубахой надевали еще и жилет, светлого цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх надевалась куртка, она могла быть короткой или удлиненной.

Рубаха же вошла в повседневный обиход еще в конце 18 века . Она была прямого силуэта, примерно до середины бедра, со сборками на рукавах и ворота. Шилась она из холстины.

Изначально рубаха была праздничной одеждой для крестьян, а после революции 1830 г. Ее начали носить в городе - ремесленники и рабочие. Для крестьян она по-прежнему оставалась традиционным нарядом для праздников и народных гуляний.

В 19 веке и начале 20 века рубаха уже стала рабочей одеждой, но еще сохраняла свои позиции в сельской местности. Зимой же пастухи надевали сверху нее широкий плащ из козьей шкуры или грубой шерсти.

До сих пор порой можно увидеть классическую рубаху на художниках.

Если говорить о головном уборе, то в 18 веке это было треуголка для крестьянина, ее носили вплоть до начала 19 века. Сменила ее круглая широкополая шляпа, соломенная - для лета, фетровая - для холодной погоды.

Мужчины - жители побережий носили шапку-колпак из шерсти, схожий с фригийским колпаком. Такую шапку-колпак украшал свисающий сзади помпон.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: