На сцене подводное царство. Танец Живые подушки

В гости к Госпоже Метелице

Новогоднее открытое занятие с детьми младших классов.

На экране фрагмент из фильма «Госпожа Метелица).

На фоне музыки «Добрый праздник Новый год».

В: Снежная Метелица сплетает свой узор,

Рощицу укутывая тайной.

И Зима- волшебница, как будто дирижёр,

Взмахивает палочкой хрустальной.

Вы наверное уже догадались, что сегодня главной на нашем празднике будет Госпожа Метелица.

(Музыка «Тихо, тихо…»)

М: Скоро полночь. Тишина. Только я опять одна.

В эту полночь - Новый год! Никто в гости не идёт.

Всё спокойно. Спят игрушки

На перинах и подушках.

Мне поспать бы, да нельзя,

Помогите мне, друзья!

Тяжела моя перина,

Пух слежался, словно ком.

Мне одной не хватит силы

Снег рассыпать за окном.

В: Давайте мы отправимся в гости к Госпоже Метелице, поможем ей взбить её тяжёлые подушки и перину, чтобы повсюду пошёл снег, был настоящий Новогодний праздник.

Но путь к дому Госпожи Метелице нелёгок, замела она все тропинки и дорожки.

На пути нам могут поджидать препятствия и преграды, не побоитесь идти? Тогда в путь!

Звучит «Песня про следы (Исполняют все)

В: А вот и первое испытание, Госпожа Метелица сочинила песню, но сильный ветер подхватил нотки и они разлетелись, потеряв ритм. Но они не потерялись, а сложились в красивые снежинки. Давайте вернём всё на свои места. (Звучит песня «Зимушка»)

(«Серебряные» палочки 30 шт.- длительности, сложенные в 4 снежинки, из них надо составить ритм по фразам.

(Все вместе читают текст, прохлопывая ритм, затем выкладывают его из волшебных «снежинок-палочек»)

(Подготовительный 1 г.о. )

«Зимушка»

1.Ска-терть бе-ла

Весь мир о-де-ла,

Это Зи-муш-ка- зима

Бе-ло-снеж-на и бе-ла.

2.Снег кру-жит-ся,

На зем-лю ло-жит-ся.

И Зи-ма ца-рит кру-гом,

Рож-дест-во и-дёт в наш дом!

В: Вот теперь порядок! А ребята подготовительного класса и 1 класса х/о сейчас исполнят эту песню на муз. инструментах, а Лиза её споёт.

«Зимушка»- шумовые инструменты, подготовительные классы, и Лиза Г. (Треугольники, бубенцы и большой металлофон).

В: Хлопья снежные летят,

Замести пути хотят.

Только им не замести

В зимний лес пути!

В: Поглядите, дорогу к Госпоже Метелице нам перегородили загадочные снежные феи. Они хотят исполнить танец с красивым названием

«Белая мелодия». (Танцуют 2 класс х/о)

В: Не удастся вам запугать нас, мы не боимся ни мороза, ни метели. Ребята очень хотят устроить праздник для Госпожи Метелицы.

Чтоб у тётушки Метелицы

Вы не заскучали,

Загадаю вам загадки

Трудные вначале.

В: Но вы не просто будете отгадывать, но и должны правильно прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Вот вам ритмы- подсказки.(Карточки с ритмослогами на снежинках) Это задание тоже сделают ребята подготовительных классов.

(Сначала читают стихотворение, затем выходят по одному и находят ритм слова)

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне, Все бегут вперегонки,

Падает на землю…(снег ). Все хотят играть в…(снежки ).

С неба всё скользят пушинки- Снежный ком- на снежный ком

Серебристые…(снежинки ). Все украсили…(снежком ).

Кружатся над головою Словно в белый пуховик

Каруселью…(снеговою ). Нарядился…(снеговик ).

На посёлки, на лужок Рядом- снежная фигурка-

Всё снижается…(снежок ). Эта девочка-…(Снегурка ).

Землю белой, чистой, нежной На снегу-то, посмотри-

Застелил постелью…(снежной ). С красной грудкой…(снегири ).

Вот веселье для ребят- Словно в сказке, как во сне,

Всё сильнее…(снегопад ). Землю всю украсил…(снег ).

В: Молодцы! Справились с заданием. Давайте поиграем с нашими снежными феями и они нас пропустят.

Игры:

«Снежинки, сосульки, фонарики» Музыка « У кого какая песня»

Дети делятся на три группы:

Первая- Сосульки- соединив руки над головой, качаются из стороны в стороны четвертями.

Вторая- Снежинки- Хлопают в ладоши восьмушками.

Третья- Фонарики»- движения пальчиками вверх-вниз шестнадцатыми, произнося «Фо-на-ри-ки, фо-на-ри-ки».

Сначала игра проводится поочерёдно, затем группы соединяются.

«Музыкальные стульчики» Музыка «Выдели ача»

Стулья стоят по кругу, на каждом шумовой инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле.

Повторяют тот ритмический рисунок, который отбивает ведущий. (Ведущим может быть один из детей).

С началом нового тура один стульчик убирается.

«Звёздочки» музыка «Дед Мороз» №4 мр3

Дети идут по кругу, хлопают ритм восьмушками, на последнюю долю-четверть- хлопок по коленям, повторяя слова:

Наши звёздочки на небе

Очень ярко детям светят.

Вот одна упала вниз-

Все (по трое) становись!

Дети образуют «звёздочки» по числу, которое называет ведущий, не успевший встать, выбывает из игры.

Звучит музыка «Добрый праздник Новый Год»

В: Хорошо поиграли, а мы уже и пришли в Царство Госпожи Метелицы. Интересно, дома ли она?

М: Когда весёлые снежинки

Вдруг полетят к земле с небес

И спрячут улицы, тропинки,

Укроют речку, поле, лес.

Скажу волшебные слова:

Я очень, очень вас ждала!

В: Здравствуй, Госпожа Метелица! Принимай гостей!

Мы решили помочь тебе взбить твои перины и подушки, а потом вместе встретить Новый год. Девочки 1 класса приготовили тебе танец, а ты споёшь вместе с нами.

Песня «Тётя Погода». (Лиза Г. и 1 класс х.о. с танцем).

1.Как-то тётя погода решила поспать,

Начала она тучу- перину взбивать.

2.Но из тучи- перины повалился вдруг,

Повалился на землю белый, белый пух.

3.Он кружился, кружился, он летел и летел,

Он на землю ложился и всю землю одел.

4.Танцевала погода, танцевала метель.

И в сугробе уснула, тихо спит там теперь.

В: А сейчас устраивайся поудобнее, ребята хотят сыграть тебе песни, слова к которым они сочинили сами. Есть такая хорошая песенка «Что такое Новый год?» , и ребята на этот вопрос ответили так:

Все говорят свои фразы

В: А ещё им надо было сочинить окончания песенки и вот что у них получилось:

Что такое Новый год? Что он детям принесёт?

    Море сладкой карамели Новый Год нам принесёт!

    И айфоны, и самсунги, сладкой ваты облака!

    Принесёт он мне планшет, много сладостей, конфет!

    Посмотреть комедию и энциклопедию!

    Морских свинок, попугаев и коробок 100 конфет!

(1 класс играют свои песенки и поют, с ними Василиса К.и Аня Г.)

«Дождик» и «Марш Снеговика»

В: Госпожа Метелица, я тебе принесла новогодние приветы от ребят второго и третьего класса, длинными холодными вечерами, чтобы не скучать, ты будешь читать их и сочинять мелодии на эти ритмы и стихи.

(Показываю песенки ребят, оформленные на новогодних открытках.)

В: А я знаю, что ты умеешь играть на флейте, сыграй для нас что-нибудь!

Играет Лиза Г. «Аллегретто»

В: Ну, что, помогли мы тебе? Подняли тебе настроение? Но это ещё не всё! Чтобы добраться до тебя, нам пришлось много испытаний пройти. А ты готова пройти наше испытание? Нам очень хочется узнать, знаешь ли ты Новогодние, зимние песни, которые так любят все ребята.

(«Угадай мелодию» для Метелицы)

В: Замечательно!

Кружит, сверкает снегопад

Под песню ледяную

Снежинки-звёздочки летят,

А мы их расколдуем!

В: Я предлагаю всем посмотреть, послушать и спеть песню

«Снег»,

а ребята 1 класса нам сыграют на треугольниках, маракасах, бубенцах и металлофоне. Кто знает песню- подпевайте!

«Снег» (С видео-клипом)

В: Интересно, а откуда к нам приходит Новый год?

    Новый Год приходит с Севера, потому что там горы, а на них лежит снег. Ратмир Г.

    Из самой красивой снежинки. Радомир Л.

    Со звёздного неба. Катя М.

    Новый Год из лесу идёт. Арина У.

    С самой первой ёлки. Илья Ш. и Миша А.

    Из детской радости приходит Новый Год. Настя П.

    Из бороды Деда Мороза. Лиза Г.

В: А может вы знаете, откуда приходит Новый Год? (Ответы детей)

В: Хорошо у тебя, уютно, но нам пора прощаться, путь домой долгий. А чтобы ты вспоминала о нашей встрече, мы хотим спеть нашу самую любимую песню.

«Новый Год слетает с неба» (Подгот. 2 г/о с металлофонами)

В: Пусть Метелица метёт,

Но нас не напугает.

Мы с ней встречали Новый Год,

Теперь она нас знает.

В: А ещё она нам приготовила угощение - небольшие новогодние подарки!

Ночь новогодняя так коротка,

К нам через год лишь она возвратится.

Дети уснули, а там за окном

Только Метелице нашей не спится

Закончился вечер, погашены свечи,

Пришёл расставания час…

М: Спасибо за помощь, за чудную встречу,

Мы встретимся вскоре ещё и не раз!

В: Новый год такой любимый-

Всюду звуки пианино.

Торт, кокос, банан, подарки,

Разноцветные петарды.

На столе - икра и свечи-

Долгожданный, чудный вечер.

В: Словами, которые сочинили ребята, мы и заканчиваем наш праздник.

А сейчас Караоке , мы с вами поём песенки из полюбившегося всем мультфильма про Машу и Медведя.

(Новогодние видео -клипы из мультфильмов-)

Маша и Медведь:

1.На льду.

2.Новогодняя песенка.

Новогоднее представление для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Действующие лица:

Взрослые :
Ведущая
Госпожа Метелица
Емеля
Солдат
Волшебница
Дед Мороз
Девочки :
Серебряные нити
Лепестки
6 человек в русских народных костюмах
6 человек, изображающих огонь и северное сияние.

Атрибуты и декорации:
Веретено, прялка, колодец, фонарики, сани с бубенцами, костер, серебряный дождик, уголек, ведра, цветик-семицветик, огниво, новогодняя елка, зеркальный шар, софит.

Сцена 1

Свет гаснет. Кружится зеркальный шар. Горит прожектор, направленный на шар. Дети входят в зал парами с интервалами, выстраиваются в шахматном порядке под музыку ансамбля "Верасы" "Снег кружится, летает и тает" (фонограмма), дети танцуют, вальсируют.

Ведущий.
Подарила нам зима
Ледяные терема.
В теремах для нас постели
Взбили тетушки метели.

Звучит фонограмма завывания вьюги, метели. Дети импровизируют движения, передающие сопротивление метели, снегопаду. В это время за кадром звучит голос госпожи Метелицы.


Госпожа Метелица.
Вьюга воет, вьюга злится,
На дворе метель кружится.
Машет белым рукавом,
Сыплет бархатным снежком.

Вьюга стихла, продолжается песня "Снег кружится", дети стряхивают снег с одежды, мальчики дышат девочкам на руки, грея их, затем проходят на стульчики. У центральной стены освещается терем госпожи Метелицы.


Ведущий.
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек, снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье.
Голос за кадром.
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите.
Ребенок.
Когда зима, как в зеркальце,
В речной глядится лед,
Волшебница-метелица
Нам песенку поет.

Песня "Снежный карнавал", слова и музыка П. Синявского.


Ведущий.
Осыпает Новый год
Землю чудесами.
Вот и сказки у ворот
Ждут все встречи с вами.
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались во владениях самой госпожи Метелицы. Добрый вечер, госпожа Метелица. Что ты тут делаешь?

Госпожа Метелица
(крутит колесо прялки).
Пряжу пряду.
Ведущий.
Зачем столько пряжи?
Госпожа Метелица.
Пусть потеплее природа оденется.
Ведущий.
Много ты заготовила пряжи.
Белые вещи без устали вяжешь.
Сонным деревьям пушистые шапки,
Елочкам варежки вяжешь на лапки.
Госпожа Метелица.
Пряжа моя не простая, а волшебная.
Ведущий.
Помоги нам, госпожа Метелица, найти путь-дорожку в царство Деда Мороза.
Госпожа Метелица.
Ну что ж, помогу, спряду из этой пряжи ниточку серебряную, длинную-предлинную, и получится из нее клубочек. Он-то вам дорогу и покажет в царство Деда Мороза. Крутись скорей, мое колесо, чтоб прялась ниточка не короткая - длинная, не простая - серебряная.

Девочки исполняют танец "Серебряные нити", в руках
у них "дождик", собранный в пучок. Во время танца госпожа Метелица крутит колесо и "прядет пряжу".

Госпожа Метелица
(дает клубочек).
Возьмите волшебный клубочек, да поторопитесь, до Нового года недолго осталось.
Ведущий (берет клубок).
Ребята, а чтоб было веселей в пути, споем песню.

Дети исполняют "Тихую песенку", слова М. Лаписовой, музыка Е. Тарковского; затем садятся на стульчики.


Ведущий.
Чародейкою зимой
Околдован лес стоит
И под снежной бахромой
Сказки тихо говорит.
1-й Ребенок.
Мы любим, зимушка, тебя,
Твой иней и ледок.
И снег пушистый на ветвях,
И санки, и каток.
3-й Ребенок.
Ты елку из лесу несешь
Ребятам в Новый год,
Ты превращаешь в сказку всё,
Когда твой снег идет.
Ведущий (роняет клубок в колодец).
Ой, ребята, наш клубочек волшебный укатился в колодец. Как же нам быть?

Свет гаснет. Наступает ночь.


Сцена 2

Прожектор освещает вход в зал. Выходит бравый солдат с песней (фонограмма песни в исполнении О. Даля из к/ф. "Старая, старая сказка").

Солдат.
Здравствуйте! Я бравый солдат и всегда рад добрым людям услужить. Однажды я даже ведьме помогал - огниво из старого дупла доставал. Хитрая была старуха. Да я ее перехитрил: огниво себе оставил. А оно ценнее золота оказалось, которое в том дупле три огромные собаки сторожили. Ну, а здесь кто в моей помощи нуждается?
Ведущий.
Разведи нам костер, служивый, а то в лесу холодно. А ребята у твоего костра погреются, потанцуют.

Мальчики исполняют танец "Огонь", в руках у них красные шелковые лоскутки ткани. Во время танца зажигается бутафорский костер.


Ведущий.
Солдатик, помоги. Выручи нас из беды.
Солдат.
Хорошо, услужу. Да только сперва загадки мои отгадайте. Скажите-ка, ребятки, о каком месяце в этой загадке речь идет?
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдет -
Мы встречаем Новый год.
Дети.
Декабрь.
Солдат.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Дети.
Варежки.
Солдат.
Кто, угадай-ка,
Сегодня хозяйка?
Тряхнет перинки -
Над миром пушинки?
Дети.
Зима.
Солдат.
Молодцы, ребята, вижу, вы народ смекалистый, сообразительный. Подарю я вам уголек волшебный от костра, он будет дорогу освещать и путь указывать.
Направо песни звонко льются,
Там губы сами запоют.
Пойдешь налево - там смеются,
А прямо - сказки оживут.

Дети отправляются в дальнейший путь, исполняя хоровод "Новогодняя ночь", под фонограмму ансамбля "Золотое кольцо".


Сцена 3.

В зал входит Емеля.

Емеля.
Ох, и весело у вас.
Есть водица или квас?
Ведущий.
Нет.
Емеля.
По щучьему веленью,
По моему хотенью,
Ступайте, ведра, сюда сами.

Входят ведра.


Емеля
(пьет).
Ох, водица студена!
Я - Емелюшка, Емеля.
Ох, не люблю работки.
Не слезал бы всю неделю
С печи-самоходки.
Разъезжаю я по свету,
Ох, скуку разгоняю,
Мне милей гармошки нету,
Слушайте, сыграю.
Ведущий.
Ты, Емеля, поиграй, а ребята спляшут.

Исполняется "Русский танец".


Ведущий.
Ребята, пока мы танцевали, уголечек наш упал в ведро к Емеле. Как же мы теперь отыщем дорогу в царство Деда Мороза?
Емеля.
Ну, это дело поправимое.
По щучьему веленью,
По моему хотенью,
Где мои сани залетные?
Везите, сани, ребят сами. (Хлопает в ладоши).

Выходят двое детей с дугой и колокольчиками
- это воображаемые сани, все остальные дети встают сзади. В первом ряду - дети с музыкальными инструментами: ложками, румбами. Во время езды на санях исполняется песня "Эх, зима", слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.

Сцена 4
Звучит фонограмма - волшебная музыка. Выходит старушка-волшебница, героиня сказки "Цветик-семицветик". В руках у нее цветик-семицветик.
Ведущий.
Ой, ребята, куда это нас сани Емелины завезли? Что-то он, наверное, напутал?
Волшебница.
Вы, ребята, очутились в моем царстве цветов. Вот мой заветный цветик-семицветик.

Выбегают семь девочек - это лепестки цветика-семицветика. Девочки исполняют танец "Лепестки".


Ведущий.
Как же быть? Мы так спешили, торопились в гости к Деду Морозу.
Волшебница.
Не огорчайтесь, помогу я вам. Есть в моем царстве удивительный цветок.
Ведущий.
Почему же разным цветом каждый светит лепесток?
Волшебница.
Семь цветов, семь лепестков,
Радужные краски,
А найти такой цветок
Можно только в сказке.
Пусть цветок мой будет с вами,
Он исполнит все желанья.
(Отрывает лепесток, произносит слова).
Ты лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…
Отыщи Деда Мороза.

Свет гаснет. Мерцают на модулях огни прожектора. Ребята исполняют парный танец "Северное сияние", в руках у них фонарики в виде свечек. Во время танца свет можно полностью выключить, горят только фонари, ими можно создать композиции с помощью определенных движений. В конце танца зажигается елка.


Сцена 5


Мужской голос за кадром
(на фоне вьюги).
С ветром, вьюгой и снегами
Мчится Дед Мороз седой.
Машет длинными руками,
Сыплет звезды над землей.

Звучит торжественная музыка, в зал входит Дед Мороз.


Дед Мороз.
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех друзей,
Поздравляю всех гостей!
Возле елки в хороводе
Танцы будут веселей!

Песня "Новогодний хоровод", слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве.


Дед Мороз.
Ноги ходят ходуном,
Не стоят на месте.
Расступись, честной народ,
Дед Мороз плясать идет.

Пляска Деда Мороза.


Дед Мороз.
Ох, устал я, сяду, посижу,
На детишек погляжу
Да стихи послушаю.
1-й Ребенок.
Белая, пушистая,
Морозная, искристая,
В серебристом инее,
С вечерами синими
Идет, спешит зима.
(Звук металлофона).
2-й Ребенок.
Со снежками липкими,
С веселыми улыбками,
С новогодней елкою,
Душистою и смолкою,
Идет, спешит зима.
(Звук металлофона).
3-й Ребенок.
Чудесная, как сказка,
Мы встретим тебя ласково
И песенку споем.
Спеши, мы очень ждем.

Исполняется песня "Русская зима", слова и музыка Л. Олиферовой. Госпожа Метелица выносит на подносе подарки.


Ведущий.
Пора, друзья, проститься нужно,
Всех поздравляю от души,
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые, и малыши.
Дед Мороз.
Я в Новом году всем желаю успеха,
Побольше веселого, звонкого смеха.
Побольше веселых друзей и подруг,
Чтоб с вами все вместе смеялись вокруг.
Счастливого вам Нового года!

Танец морских водорослей. Парадокс.

Выходит ревущая морская фея и нянька.

Ундина. И как теперь быть? Что делать? Я не неряха какая-нибудь, чтоб на новогодний бал в платье без пуговиц являться.

Нянька. Экая важность. Из-за двух пуговок весь дом верх дном.

Ундина. Много ты понимаешь? Не желаю краснеть из-за глупой оплошности.

Нянька. Раз так, сиди дома.

Ундина. И сяду, сяду и буду вас своими капризами изводить. А, или вот что. Отдам это платье, первому кто в зал войдет.

Нянька. А вдруг это будет добрый молодец?

Ундина. Все равно отдам.

Нянька. Тьфу, делай, как знаешь. Только какая же ты фея, если так из-за пуговок убиваешься? Другая бы на твоем месте палочкой волшебной махнула и делу конец.

Ундина. Не могу.

Нянька. Почему это?

Ундина. Потеряла.

Нянька. Как так?

Ундина. Сама не пойму. Второй день ее ищут, как сквозь землю палочка волшебная провалилась.

Нянька. Теперь ясно. От чего ты такая сердитая.

Входят Петрушка с Куклой.

Все. Добрый день.

Нянька. Добрый, проходите. А у нас тут маленькая война приключилась. Ну, да не беда, вас это не касается.

Петрушка. Значит, вы все уже знаете?

Кукла. Нельзя терять ни минуты. Надо спасать чудесную книгу. Если крысы до нее доберутся, все пропало.

Нянька. В нашем доме крыс отродясь не было.

Петрушка. Не было? Да их там целое полчище. Они захватили подвалы, съели новогодний торт, если нам не верите, у ребят спросите.

Кукла. Верно, ребята?

Ответ зала.

Нянька. И Карамеллы как на грех нет дома. Чего молчишь? Губы надула.

Ундина. Думаю.

Нянька. И много надумала?

Ундина. Пока ничего. Книга желаний лежит в парадном зале под новогодней елкой. Чтобы ее открыть, нужна волшебная палочка. А ее то у меня и нет.

Нянька. Да не уж то замену твоей волшебной палочки сыскать нельзя?

Ундина. Можно. За стенами замка, на берегу реки растет старая ива. Прутик с ее ветки и будет моей волшебной палочки замена. Только послать мне к ней некого. Народец мой без воды, минуты не проживет.

Петрушка. Значит это работа для нас.



Кукла. Верно. А как палочку волшебную раздобудем, встретимся в парадном зале, чтобы времени зря не терять.

Ундина. Хорошее предложение. Пожалуй, я соглашусь.

Кукла. Платье у вас красивое, просто прелесть.

Ундина. Не хотела раньше времени говорить. Да видно придется. Твое оно.

Клоун. Как это то?

Ундина. Загадала давиче. Кто первым в зал войдет, тому его и отдам. Так что будет тебе от меня новогодний подарок.

Кукла. Сбылось мое желание. Петрушечка именно о таком платье я и мечтала.

Петрушка. Не время сейчас наряды примерять. Догоняй, дружок.

Петрушка. Нельзя терять минуты, секунда дорога.

Кукла. Уходит безвозвратно день вчерашний

Петрушка. Остры глаза и зубы у злобного врага

Кукла. И все же нам нисколечко не страшно

Убегают со сцены.

Смена декораций. Крысиное логово (кухня).

Появляются крысы.

Крыса. Вчера я видел сон.

Все. Плохой или хороший?

Крыса. Торт наполеон был с нашим тортом схожий. Ваниль ласкала нюх, я чувствовал ее. Наполеонов дух зажег нутро мое.

Все. Да здравствует император! Да здравствует император! Да здравствует император!

Крыса. Должна страна желаний стать крысиною страной! Братья, часть пути уже пройдена. Мы захватили подвалы и кладовки. Но этого мало! Наша цель – парадный зал с чудесной елкой и горой новогодних подарков! Отпразднуем новый год как подабается!

Все. Ура!

Крысенок. План на самом деле хорош. Но нельзя недооценивать противника. Мы ничего не знаем о его намерениях.

Крыса. Ошибаетесь, позвольте представить лучшего офицера крысиной разведки. Прошу любить и жаловать господа.

Выводит в центр крысу.

Крыса – офицер. Была заброшена на вражескую территорию, для супер секретного задания.

Все. И каков результат. Докладывай.

Крыса – офицер. Враг превзошел все мои ожидания. Вот ваше величество, полюбуйтесь.

Крыса. Что это?

Крыса – офицер. Волшебная палочка. Я похитила ее у феи воды Ундины.

Крыса. Отлично. Стало быть, противник обеззаружен. Теперь покажи, как ей пользоваться.

Крыса – офицер. Это не сложно. Тонкости мне конечно неизвестны. Но в общих чертах это выглядит так: достав палочку, фея машет ей снизу вверх, справа налево, чертит в воздухе разные непонятные знаки, а потом дотрагивается до желаемых предметов.

Дотрагивается до Крысы.

Звуки взрыва или дробь автомата.

Крыса. Ай, ой, на помощь.

Крыса – офицер. Простите, простите, генерал.

Крыса. Все в парадный зал. Откроем, наконец, книгу желаний!

Крыса – офицер. Но вы знаете, что в неумелых руках она может причинить большие неприятности.

Крыса. Это бред. Волшебная палочка у нас и нам ничего не страшно!

Крыса – офицер. Ваше слово для меня закон.

Крыса. Вперед.

Все уходят.

На сцене ивовое дерево.

Царство Госпожи метелицы.

Танец Живые подушки.

Госпожа Метелица. Как прекрасна новогодняя пора. Все деревья в серебро одеты. На окнах узоры морозные. Красота вокруг.

Подушка 1. Только холодно что-то Госпожа Метелица.

Подушка 2. Поубавить бы морозцу.

Госпожа Метелица. Морозца, мои дорогие в самый раз. Знаю, чего не хватает.

Подушка 1. Чего же?

Госпожа Метелица. Снега пушистого. Взбить бы вас надобно, голубушки мои. Да вот только сил то уж совсем нет. Ослабли мои рученьки.

Подушка 2. Госпожа Метелица, а может нам самим попробовать?

Новогоднее представление "Сказочный снегопад"

Действующие лица:
Взрослые:
Ведущая
Госпожа Метелица
Солдат
Волшебница
Дед Мороз

Девочки-снежинки

Снегурочка
Атрибуты и декорации: Веретено, прялка, колодец, костер, уголек, цветик-семицветик, огниво, новогодняя елка.

Сцена 1
Ведущий:
Подарила нам зима
Ледяные терема.
В теремах для нас постели
Взбили тетушки метели.
Звучит фонограмма завывания вьюги, метели. В это время за кадром звучит голос госпожи Метелицы.
Госпожа Метелица:
Вьюга воет, вьюга злится,
На дворе метель кружится.
Машет белым рукавом,
Сыплет бархатным снежком.
Ведущий:
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек, снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье.
Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга.
Тропы застелите,
Ветви опушите.
Когда зима, как в зеркальце,
В речной глядится лед,
Волшебница-метелица
Нам песенку поет.
ПЕСНЯ: «Кабы не было зимы»
Ведущий:
Осыпает
Новый год Землю чудесами.
Вот и сказки у ворот ждут все встречи с вами.
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались во владениях самой госпожи Метелицы. Добрый вечер, госпожа Метелица. Что ты тут делаешь?

Госпожа Метелица (крутит колесо прялки): Пряжу пряду.
Ведущий: Зачем столько пряжи?
Госпожа Метелица: Пусть потеплее природа оденется.
Ведущий:
Много ты заготовила пряжи.
Белые вещи без устали вяжешь.
Сонным деревьям пушистые шапки,
Елочкам варежки вяжешь на лапки.
Госпожа Метелица: Пряжа моя не простая, а волшебная.
Ведущий: Помоги нам, госпожа Метелица, найти путь-дорожку в царство Деда Мороза.
Госпожа Метелица: Ну что ж, помогу, спряду из этой пряжи ниточку серебряную, длинную-предлинную, и получится из нее клубочек. Он-то вам дорогу и покажет в царство Деда Мороза. Крутись скорей, мое колесо, чтоб прялась ниточка не короткая - длинная, не простая - серебряная.
СНЕЖИНКИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ.

Госпожа Метелица (дает клубочек): Возьмите волшебный клубочек, да поторопитесь, до Нового года недолго осталось.
Ведущий (берет клубок): Ребята, а чтоб было веселей в пути, споем песню.
Дети исполняют песню «Новогодние игрушки»

Ведущий (роняет клубок в колодец): Ой, ребята, наш клубочек волшебный укатился в колодец. Как же нам быть?
Сцена 2
Выходит бравый солдат с песней (фонограмма песни в исполнении О. Даля из к/ф. "Старая, старая сказка").
Солдат: Здравствуйте! Я бравый солдат и всегда рад добрым людям услужить. Однажды я даже ведьме помогал - огниво из старого дупла доставал. Хитрая была старуха. Да я ее перехитрил: огниво себе оставил. А оно ценнее золота оказалось, которое в том дупле три огромные собаки сторожили. Ну, а здесь кто в моей помощи нуждается?
Ведущий: Разведи нам костер, служивый, а то в лесу холодно. А ребята у твоего костра погреются, потанцуют.
Ведущий: Солдатик, помоги. Выручи нас из беды.
Солдат: Хорошо, услужу. Да только сперва загадки мои отгадайте. Скажите-ка, ребятки, о каком месяце в этой загадке речь идет?
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдет -
Мы встречаем Новый год.
Дети: Декабрь.
Солдат:
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
Дети: Варежки.

Солдат:
Кто, угадай-ка,
Сегодня хозяйка?
Тряхнет перинки -
Над миром пушинки?
Дети: Зима.
Солдат: Молодцы, ребята, вижу, вы народ смекалистый, сообразительный. Подарю я вам уголек волшебный от костра, он будет дорогу освещать и путь указывать.
Направо песни звонко льются,
Там губы сами запоют.
Пойдешь налево - там смеются,
А прямо - сказки оживут.
Сцена3.
Звучит фонограмма - волшебная музыка. Выходит старушка-волшебница, героиня сказки "Цветик-семицветик". В руках у нее цветик-семицветик.

Ведущая: Ой, ребята, куда это нас волшебный уголёк привёл?!
Волшебница: Вы, ребята, очутились в моем царстве цветов. Вот мой заветный цветик-семицветик.
Ведущий: Как же быть? Мы так спешили, торопились в гости к Деду Морозу.
Волшебница: Не огорчайтесь, помогу я вам. Есть в моем царстве удивительный цветок.
Ведущий: Почему же разным цветом каждый светит лепесток?
Волшебница:
Семь цветов, семь лепестков,
Радужные краски,
А найти такой цветок
Можно только в сказке.
Пусть цветок мой будет с вами,
Он исполнит все желанья.
(Отрывает лепесток, произносит слова).
Ты лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…
Отыщи Деда Мороза.
Зажигается елка.
Сцена 4.
Голос Деда Мороза за кадром (на фоне вьюги):
С ветром, вьюгой и снегами
Мчится Дед Мороз седой.
Машет длинными руками,
Сыплет звезды над землей.
Звучит торжественная музыка, в зал входит Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз:
С Новым годом! С Новым годом!
Поздравляю всех друзей,
Поздравляю всех гостей!
Возле елки в хороводе
Песни будут веселей!

Песня «В лесу родилась Ёлочка»
Снегурочка
:

С Новым Годом! С Новым Годом!

Поздравляю вас друзья!

Пусть минуют вас ненастья,

Всем добра желаю я!!!
Дед Мороз проводит игру. Игра «Замерзайка»
Ведущий:
Пора, друзья, проститься нужно,
Всех поздравляю от души,
Пусть Новый год встречают дружно
И взрослые, и малыши.
Дед Мороз:
Я в Новом году всем желаю успеха,
Побольше веселого, звонкого смеха.
Побольше веселых друзей и подруг,
Чтоб с вами все вместе смеялись вокруг.
Счастливого вам Нового года!

Текущая страница: 8 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Пряхи и прялки
Смерть и судьба

В русской народной сказке «Гуси-лебеди» Баба-яга прядет кудель и, уходя топить баню, чтобы потом девочку «зажарить и съесть», приказывает ей сесть за прялку. Девочка прядет в ожидании своей смерти. В «Спящей красавице» старая колдунья предсказывает новорожденной принцессе смерть от укола веретеном. Дальше, как известно, король приказывает уничтожить в королевстве все веретена, но это не помогает – подросшая принцесса встретит старуху с веретеном, захочет узнать, что это за вещь, уколет палец и замертво упадет на каменный пол комнаты. В обеих сказках веретена оказываются предвестниками смерти. Да и сама ткань смертоносна, как в «Белом льне», где мать получает предсказание, что ее дочь умрет от льна, и предсказание сбывается – дочь прядет, волосок льна попадает под ноготь, она падает без чувств и оживет, только когда эту ворсинку вынут (Белый лен 2012: 51–60). Похожий сюжет и в сказке итальянского писателя XVII века Джамбатисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», где принцесса Талия засыпает вечным сном, уколовшись льняным волокном.

Мотив смерти присутствует также в шутливой форме и в сказке братьев Гримм «Ленивая пряха». Нерадивая жена, не желающая прясть, придумывает для мужа предлог, чтобы отсрочить ненавистное занятие, и посылает его в лес за деревом для нового мотовила (палки, на которую наматывают пряжу). А сама бежит вслед за мужем, прячется в кустах и, когда он собирается срубить дерево, кричит: «Кто дерево для мотовила рубит – умрет, а кто мотает – тот себя погубит» (Гримм 1957: 515). Она проделывает этот фокус трижды, пока муж, наконец, не оставляет идею с мотовилом.

К мотивам опасности, дурного предзнаменования, смерти присоединяется мотив судьбоносности. Так, в сказке Андерсена «Дикие лебеди» братья принцессы Эльзы превращаются в лебедей, и, как объясняет героине фея, чтобы снять заклятье, девушка должна нарвать крапивы на кладбищах и сплести из нее рубашки для братьев – тогда они опять станут людьми. «Но помни, что с той минуты, как ты начнешь работу, и до тех пор, пока не окончишь, пусть даже она растянется на годы, ты не должна говорить ни слова. Первое же слово, которое сорвется у тебя с языка, как смертоносный кинжал пронзит сердца твоих братьев. Их жизнь и смерть будут в твоих руках», – добавляет фея (Андерсен 1969а: 88–110). Здесь образы смерти в связи с изготовлением полотна присутствуют подспудно (упоминается кладбище, слово сравнивается со смертоносным кинжалом). Прядение несет уже не смерть, а спасение, и на первое место выходят именно смыслы «судьбоносности» (жизнь и смерть в руках прядущей Эльзы). Ту же «судьбоносность» можно проследить и в упомянутой «Спящей красавице». В первых редакциях сказки Шарля Перро и братьев Гримм («Шиповничек»), в отличие от некоторых других вариантов, принцесса, отправившись гулять по замку, встречает не злую, замыслившую погубить ее колдунью, а простую старушку, прилежно прядущую пряжу (Гримм 1957: 215), старушку, «которая давным-давно не выходила из своей каморки и слыхом не слыхивала о старой колдунье, зловещем предсказании и королевском указе» (Перро 1936: 14). Здесь важно, что старушка несведуща, приносит несчастье ненамеренно и является лишь исполнителем, «орудием» судьбы.

Мотивы судьбы и смерти сплетены в образе прядения и в гомеровской Одиссее. Пенелопа, стараясь избежать свадьбы с одним из многочисленных сватающихся к ней женихов (то есть желая изменить судьбу), говорит, что должна соткать погребальный саван для отца Одиссея Лаэрта:


Вот что, мои женихи молодые, ведь умер супруг мой,
Не торопите со свадьбой меня, подождите, покамест
Савана я не сотку, – пропадет моя иначе пряжа! -
Знатному старцу Лаэрту на случай, коль гибельный жребий
Скорбь доставляющей смерти нежданно его здесь постигнет

(Гомер 1986: 14).

Днем Пенелопа ткет, а ночью распускает ткань, таким образом пытаясь отсрочить неизбежное, пытаясь стать хозяйкой судьбы:


Ткань большую свою весь день я ткала непрерывно,
Ночью же, факелы возле поставив, опять распускала

Распуская пряжу, она как бы отодвигает смерть (Лаэрта) и свадьбу (свою) – два ключевых события человеческой судьбы, два ключевых момента «перехода» – смены статуса, места проживания, сопровождаемых множеством ритуалов.

Кстати, ту же связь прядения и судьбоносного «перехода» можно найти и у Пушкина в «Сказке о царе Салтане». С одной стороны, сцену с тремя девицами под окном, что «пряли поздно вечерком», можно воспринимать как бытовую зарисовку: девицы пряли, болтали – чем еще заниматься девицам. Но в тот момент, когда они пряли, судьба всех троих резко переменилась. Осознанно или нет, Пушкин в этом зачине снова репродуцирует сказочно-мифологическую связь прядения с судьбоносностью.

Если действительно обратиться к мифам, то становится понятно, почему в сказках невинное шитье, беспечное прядение и ткачество всегда сопровождаются вызовами судьбы и почти всегда сопряжены с образами смерти. «Три старухи, одна с другой схожи, // У дороги сидят, // И прядут, и сурово глядят… // Все такие противные рожи!» – высмеивал Генрих Гейне богинь судьбы (Гейне 1904: 87, 88). Эти богини судьбы – одновременно и богини смерти, и все они пряхи. Греческая мойра Клофо или ее «сестра», римская парка Нона, прядут нить жизни, греческая «пряха» Лахесис и римская Децима наматывают нить жизни на веретено, а богини Атропос и Морта перерезают эту нить и являются провозвестницами смерти.

Судьба и смерть – и в руках Афины, богини мудрости и справедливой войны. Афина – с одной стороны, женский аналог воинственного Зевса, а с другой – полноценная «женская богиня, которая ведает плодородием, а также «всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства. Она помогает ткачихам и рукодельницам» (Лосев 1980: 126) и ткет сама. Дело ее рук – например, плащ, вытканный для героя Ясона (там же: 128). И именно Афина превращает ткачиху Арахну в паука, не потерпев, что в своем искусстве простая смертная спорит с ней. «В мысли пришла ей судьба меонийки Арахны. Богиня // Слышала, что уступить ей славы в прядильном искусстве // Та не хотела…» (Овидий 1977: книга VI). Ткачество – удел богинь и наказание смертных.

Интересно, что славянская богиня-мать Мокошь (Макошь, Макоша, Макеша), по некоторым версиям исследователей, – тоже пряха. Так, В. Иванов и В. Топоров считают, что имя Мокоши происходит от индоевропейского «mokos» – прядение и что типологически Мокошь близка к греческим мойрам (Иванов, Топоров 1982: 175–187). Эта интерпретация подтверждается и в художественных источниках. Взять, например, произведение русского писателя-стилиста рубежа XIX–XX веков Алексея Ремизова «К Морю-Океану»: «На прибойном сыром берегу вещая Мокуша, охраняя молнийный огонь, щелкала всю ночь веретеном, пряла горящую нить из священных огней» (Ремизов 1909: 48, 49).

Образы мифологических прях перекочевали во многие сказки. Метафорически у Пушкина те «три девицы» – переосмысленный образ «трех прях», прекрасных парок или зловещих нарний. Прямо-таки «портретное» сходство с богинями судьбы можно найти в «Трех пряхах» братьев Гримм. Главную героиню, которая не любит прясть, берет себе на службу королева и дает ей задание переработать весь хлопок, который есть во дворце. Девушка встречает трех женщин, которые и делают за нее всю работу. Нигде в сказке не говорится, что они ведьмы или феи. Их называют пряхами, женщинами или старухами. На их «сверхчеловечность», причастность к потустороннему миру указывают их физиологические особенности: «…и была у одной из них ступня широкая, а у другой такая толстая нижняя губа, что прямо вся к подбородку свисала, а у третьей был широкий большой палец» (Гримм 1957: 69–70). Подобными внешними уродствами снабжает богинь судьбы старший современник братьев Гримм, живописец Гойя, в своей картине «Парки». Там у одной из старух-парок оттопырена губа, у другой – скрюченные опухшие пальцы.

Отсылками к мифологическому образному полю пронизана и «Спящая красавица». Состояние, в которое впадает Спящая красавица, уколовшись веретеном, – полусон-полусмерть (слишком долгий, вековой сон, слишком «живая» смерть): «Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела. Щеки у нее оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы») (Перро 1936: 14). Это «мерцание» сна-смерти – древнее мерцание мифологических смыслов: согласно Гесиоду, Гипнос, бог сна, – сын богини ночи Нюкте и брат Танатоса, бога смерти. («Там же имеют дома сыновья многосумрачной Ночи, Сон со Смертью – ужасные боги» (Гесиод 1963: 720).) И обоим божествам сестрами приходятся пряхи-мойры. В LIX Орфическом гимне, посвященном мойрам, они названы «чадами любимыми Ночи» (Нюкте): «О беспредельные Мойры, о чада любимые Ночи! // Вам, о имущие много имен, я молюсь, о жилицы // Области мрачного моря, где теплые волны ночные» (Гесиод 1963: 407). История Спящей красавицы – переосмысленный миф, в логику которого укладываются и зловещая фея-предсказательница (воплощение Клофы, прядущей нить судьбы), и встреча принцессы со старухой с веретеном (пряха Лахетис) и ее последующее погружение в сон-смерть (Гипнос-Танатос). В полной версии сказки Перро, помимо злой колдуньи и старушки с веретеном, фигурирует и третья зловещая женщина – мать принца, людоедка (Перро 1936: 19). Ее можно соотнести и с богиней ночи Нюкте (людоедка приказывает убить детей Принца и Спящей красавицы, которых зовут «Утренняя заря» и «Ясный день», то есть людоедка противопоставляется детям именно через дихотомию ночь – день, мрак – свет), и с третьей, самой зловещей мойрой, Атропос, обрубающей нить жизни.

Наказание и страдание

Хорошие (положительные) или просто главные (нейтральные) героини сказок стараются избегать занятия прядением. А если и прядут вроде бы добровольно, как Эльза в «Диких лебедях», то это в большинстве случаев служит им наказанием или испытанием. Для удовольствия «хорошие» герои почти никогда не прядут. Они бегут прядения как смерти (как мы видели выше, в мифах эта образная пара смерть – прядение соединяется напрямую: богини-пряхи – вестницы смерти).

Девушку из «Трех прях» просит работать сначала мать, потом королева, и в сказке постоянно подчеркивается, что она терпеть не может прясть, при этом «рассказчик» не упрекает и не наказывает героиню за лень. Героиня «Ленивой пряхи» тоже никак не осуждается автором-рассказчиком, напротив, читатель с усмешкой следит, как она обманывает мужа, чтобы привести сказку к благополучному финалу, к избавлению от прядения («Мне надо отлучиться по делу, а ты вставай да за пряжей присмотри; она лежит в котле и вываривается. За ней надо вовремя присмотреть, ты поглядывай повнимательней, а то, когда запоет петух, а ты не досмотришь, обратится пряжа в паклю. Подошел муж к котлу, глянул в него и, к ужасу своему, увидел в нем один лишь сплошной комок пакли. Промолчал бедный муж, ничего не сказал и подумал, что он прозевал, видно, и сам виноват») (Гримм 1957: 516).

Прядение описывается в сказках как самая тяжелая, самая нежелательная работа. Показательно, что в «Василисе Прекрасной» мачеха раздает задания дочерям, и именно нелюбимой падчерице Василисе достается прядение («Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть») (Афанасьев 1984а: 127–132).

Если «хорошая» героиня и прядет, то делает это не просто, не по доброй воле, и испытывает физическое страдание. Прядение оставляет метки на теле. Эльза искалывает себе руки крапивой. Девушка из «Госпожи Метелицы», которую заставляет прясть мачеха, стирает руки до крови («Бедная девушка должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах») (Гримм 1957: 113). Иногда страдания или увечья показаны в перспективе, как в «Трех пряхах» – в разговоре жениха с ведьмами-пряхами:

И он подошел к той, у которой была широкая ступня, и спрашивает:

– Отчего это у тебя такая широкая ступня?

– От работы на прялке, – ответила она, – от работы на прялке.

Потом подходит жених ко второй и спрашивает:

– Отчего это у тебя губа такая отвисшая?

– Оттого, что лен смачивала, – ответила она, – оттого, что лен смачивала!

Спросил он третью:

– Отчего у тебя палец такой широкий?

– Оттого, что нитки сучила, – ответила она, – оттого, что нитки сучила! (Гримм 1957: 70).

У последней сказки счастливый конец, который, помимо свадьбы, обозначен немаловажной деталью: принц, увидев уродства трех прях, говорит своей молодой жене, что больше не позволит ей прясть. («„С этой поры никогда моя милая невеста не должна к прялке и близко подходить”. Так избавилась она от ненавистной ей пряжи» (там же).

Не только в этой сказке, но и во многих других присутствует мотив освобождения или ограждения от «страдания-наказания». Освобождение, подобное тому, что описано в «Трех пряхах», дублируется и в «Ленивой пряхе» («С той поры никогда уже больше он [муж ленивой пряхи] не заговаривал ни о прядеве, ни о пряже») (Афанасьев 1984а: 120, 121). Примеры ограждения находим в «Спящей красавице» (король приказывает сжечь веретена) и в сказке «Гуси-лебеди» (мышь берется прясть за девочку, чтобы та убежала). В Крошечке-Хаврошечке (за девочку ткет и прядет корова). У Пушкина, где выбранная царем в жены девица больше никогда не прядет. Да и в «Царевне-лягушке», где чудесный ковер ткет не Василиса Прекрасная, а ее помощницы, «мамки-няньки» (Афанасьев 1984б: 260–267).

На границе миров

Помощники у героев в основном не простые – это пограничные персонажи между миром живых и миром мертвых. Уродливые пряхи из «Трех прях» – метафорическое воплощение богинь судьбы и смерти. Корова Хаврошечки – умершая мать: в частности, Веселовский относит сказку про Крошечку-Хаврошечку к разновидности тотемических сюжетов – «покойная мать является чудесной помощницей дочки в виде бурой коровы» (Веселовский 2011: 523). Куколка в «Василисе Прекрасной», которая помогает героине сладить с мачехой и Бабой-ягой, а также мастерит для Василисы веретено, на котором потом будет соткана тончайшая, невиданная ткань, – подарок умершей матери, собственно, символ умершей матери. А мышь («Гуси-лебеди») – одно из воплощений Бабы-яги. О связи Бабы-яги и мыши и их взаимозаменимости в сказочных сюжетах и ритуалах подробно писал А. Потебня: в частности, он обращал внимание на то, что некоторые славянские и немецкие имена Яги указывают на мышь, а у разных славянских народов молочные зубы дети «дарят» то мыши, то Бабе-яге (Ежи-Бабе у чехов, мыши в Хорватии (Потебня 2000).

В мифологическом образе Бабы-яги прослеживается и связь с прядением, о чем также пишет Потебня, приводя в пример ее немецкие аналоги, Гольду и Берхту, в обязанности которых входит надзирать за пряхами, одаривать прилежных и наказывать ленивых работниц (там же: 158–160).

Становится понятно, почему в сказке «Гуси-лебеди» Баба-яга просит героиню прясть, дает ей кудель, и почему именно с прядением связано зловещее предсказание злой феи (тоже аналог Бабы-яги) в «Спящей красавице»: Баба-яга и ее «духовные» сестры – пряхи.

В сказке «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» эта связь прядения с Бабой-ягой прослеживается на нескольких уровнях. Марья-царевна, жена стрелка Андрея, прядет ковер, «какого в целом свете не видывали» (Сказки 2005: 22) – с этого ковра начинаются злоключения стрелка: он попадает на тот свет и в царство Кота-баюна. Потом Марья-царевна дает мужу клубок, и эта «нить Ариадны» приводит его к Бабе-яге, которая встречает его, прядя кудель. Позже выясняется, что рукодельница Марья-царевна – дочь Бабы-яги. Кроме того, интересно, что у Бабы-яги есть помощница – «лягушка-скакушка». Дружеские отношения лягушки и Бабы-яги наводят на мысль, что и Царевна-лягушка из другой сказки, ткавшая роскошный ковер, – тоже товарка Бабы-яги. Сказочных девушек роднит еще и то, что они обе – обортни (Марья-царевна – горлица).

Герои, ведающие прядением, а также помощники нерадивых прях существуют на границе миров, а само прядение – это занятие, открывающее двери в потусторонний мир, в мир мертвецов и колдунов, в мир предков и вечности. И логично, что один из главных сказочных персонажей, являющихся символом загробного мира, Кощей Бессмертный тоже по-своему связан с прядением. По одной из распространенных сказочно-сюжетных версий, его смерть – в игле (игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце и т. д.). «Считается, что многочисленные загадки про иголку и нитку выявляют связь иглы с идеей движения, контакта с „иным миром”. Таким образом, атрибуты смерти Кощея – это не просто случайный набор… Все они имеют важное культурно-мифологическое значение, связаны с символикой смерти, одним из образов которой называют иногда Кощея», – в частности, отмечает в своем исследовании Н. Кротова (2005).

Сказочный условно-загробный мир имеет свою особую структуру. «Условно-загробный», потому что в сказках напрямую никогда он таковым не называется; просто практически любой выход героя из дома – путь в поле, а затем в лес является дорогой к миру предков. «Сказочный лес, с одной стороны, отражает воспоминание о лесе как о месте, где производился обряд, с другой стороны – как о входе в царство мертвых», – пишет В. Пропп (Пропп 1998: 146–158).

Иногда входом в царство мертвых служит не просто некая местность, а «порталы» – проходы со своими пограничными героями – стражами. Эти порталы служат, благодаря героям-медиаторам (тем, кто попадает в царство мертвых, а потом возвращается оттуда) связующим звеном между двумя мирами. Один из часто встречающихся порталов – колодец, а один из главных его стражей – Баба-яга. «Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в тридесятое царство и вместе с тем как существо, связанное с животным миром и с миром мертвых», – отмечает В. Пропп (там же: 165). Потебня развивает эту мысль, указывая на связь Яги с колодцем: Яга и ее вариативные сестры из сказок разных народов воруют или даруют детей, используя для этой цели колодец, иногда указывают героям волшебный источник (живую-мертвую воду в колодце и т. д.) (Потебня 2000: 157, 158). А Гольда, которую Потебня соотносит с «личностью» Бабы-яги, владеет колодцем, в котором обитают души нерожденных и умерших (там же: 158).

Яга тождественна Пятнице – продолжает Потебня – значит, и родственна Мокоши (там же: 256). О тождестве Мокоши и Пятницы находим у Иванова и Топорова, которые говорят, что в православии роль Мокоши взяла на себя святая Параскева Пятница (Иванов, Топоров 1982: 344). Кроме того, Топоров и Иванов двояко рассматривают этимологию имени Мокоши – помимо «mokos», «прядение», о чем упоминалось выше, второе значение этого слова – «мокнуть». И оба этих значения сопряжены в обряде, посвященном «преемнице» Мокоши – Параскеве Пятнице. Обряд «мокрида» состоял в бросании пряжи или кудели в колодец (там же). Пряжа (пряха), а также колодец (вода) сопряжены с обрядами и мифологическими образами жизни и смерти, рождения и гибели. Итак, круг образов замкнулся: загробный мир – Яга (Пятница, Мокошь) – колодец – пряжа – пряха – жизнь – смерть.

В этом контексте интересно рассмотреть сказку «Госпожа Метелица». Героиня сказки роняет в колодец веретено и прыгает вслед за ним: «И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду» (Гримм 1957: 113). Дальше героиня попадает в волшебную страну, в которой правит госпожа Метелица. Или, расшифровывая сказочный язык, попадает через колодец-портал в загробный мир, где ее встречает страж (Метелица).

Госпожа Метелица – вроде бы совсем не Баба-яга, а строгая, добрая старушка-фея. Но это только на первый взгляд. Метелица укладывается в поэтическое поле Бабы-яги. Первое, что выдает эту связь, – зубы: «у старухи зубы большие-пребольшие, и напал на девушку страх» (там же). Сама Яга тоже часто изображается с гипертрофированными зубами, которые она точит: «на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга костяная нога, нос в потолок врос… сама зубы точит» («Царевна-лягушка») (Афанасьев 1984б: 263). Ну и, опять же, на мысль о тесной связи Метелицы и Бабы-яги наводит колодец, находящийся в ведении обоих персонажей, а веретено в «Метелице» или кудель в сказке «Гуси-лебеди» подчеркивают их причастность к прядению.

Основное занятие госпожи Метелицы – творить зиму («Только смотри, стели как следует мне постель и старательно взбивай перину, чтобы перья взлетали, и будет тогда во всем свете идти снег») (Гримм 1957: 114). Но и в этом аспекте мы снова наталкиваемся на «родственную» связь госпожи Метелицы с Ягой. Последняя тоже ведает зимой: «Вероятно тождество Яги и Мары-Марены, образа смерти и зимы», – пишет Потебня и приводит среди прочего в пример сюжет одной словацкой сказки, где «Стрига Яга и сама дрожит от холоду и морозом превращает в камень богатыря» (Потебня 2000: 184). У Бабы-яги, Марены и Метелицы, таким образом, обнаруживаются еще «сестрицы» – Снежная королева Андерсена, повелевающая зимой и снегами и живущая в загробном царстве («Наконец порешили, что он (Кай. – И.О.) умер, утонул в реке» (Андерсен 1969а: 296), а он оказался в „чертогах” Снежной королевы»), и Ледяная дева из скандинавского фольклора – символ зимы и смерти.

Модные дизайнеры тоже «ведают» зимой, а также другими сезонами, стоят на границе двух миров (реального и воображаемого – существующего и моделируемого). Мотивы волшебства, инобытия, превращения в современном мире сопровождают восприятие образа Кутюрье – того, кто работает с тканью, преображает тело, создает из хаоса и хаотичности материи и материала особый мир, мир моды. И эти мотивы сопровождают «кутюрье» неслучайно – в основе представлений оказываются мифические и сказочные проекции.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: