На какой праздник лепят птичек. Праздник сороки - возрождение традиций

Печь в Ве-ли-кий пост «жа-во-рон-ков» — кра-си-вая на-род-ная тра-ди-ция, свя-зан-ная с днем па-мя-ти со-ро-ка Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков. Это бы-ли во-и-ны, ко-то-рые жи-ли в IV ве-ке и при-ня-ли смерть за Хри-ста. Мы по-дроб-но рас-ска-жем об обы-чае печь пост-ные бу-лоч-ки, ко-то-рые лас-ко-во на-зы-ва-ют «жа-во-рон-ка-ми».

Что та-кое «жа-во-рон-ки»

Жа-во-рон-ки — это пе-че-ные птич-ки из прес-но-го те-ста. Их хо-зяй-ки на Ру-си го-то-ви-ли к празд-ни-ку со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, ко-то-рый в Церк-ви от-ме-ча-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю.

Кто та-кие 40 Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков

Со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских — это свя-тые пер-вых ве-ков хри-сти-ан-ства, во-и-ны доб-лест-но-го вой-ска, хри-сти-ане. Они от-ка-за-лись от-речь-ся от Спа-си-те-ля и при-ня-ли смерть от языч-ни-ков в 313 го-ду — за-мерз-ли в ле-дя-ном озе-ре, охра-ня-е-мые страж-ни-ка-ми.

Ко-гда пе-кут жа-во-рон-ков

Жа-во-рон-ков пе-кут в день па-мя-ти 40 му-че-ни-ков, в Се-ва-стий-ском озе-ре му-чив-ших-ся. Этот празд-ник в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви от-ме-ча-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю. Он непе-ре-хо-дя-щий, то есть да-та его фик-си-ро-ва-на.

На-род-ные тра-ди-ции празд-но-ва-ния дня па-мя-ти 40 Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков

На Ру-си цер-ков-ный празд-ник — день па-мя-ти со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских — на-зы-ва-ли Жа-во-рон-ки или Со-ро-ки (с уда-ре-ни-ем на пер-вый слог). Са-мая яр-кий обы-чай это-го дня — печь пост-ные бу-лоч-ки в ви-де птиц — «жа-во-рон-ков». Они сим-во-ли-зи-ру-ют ле-тя-щие к Бо-гу ду-ши му-че-ни-ков.

День па-мя-ти со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских был для про-сто-го лю-да зна-ком, что дол-гая и мо-роз-ная зи-ма под-хо-дит к кон-цу. Бли-зил-ся ап-рель, в раз-га-ре был Ве-ли-кий пост, «вес-на ду-ши».

Тра-ди-ция печь жа-во-рон-ков

В Ве-ли-кий пост на Ру-си хо-зяй-ки пек-ли «жа-во-рон-ков». Это бу-лоч-ки-птич-ки из пост-но-го те-ста, ино-гда вы-леп-лен-ные вме-сте с гнез-да-ми и яич-ка-ми. Жа-во-рон-ков обыч-но пек-ли всей се-мьей в день па-мя-ти 40 му-че-ни-ков, в Се-ва-стий-ском озе-ре му-чив-ших-ся, ко-то-рый празд-ну-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю.

Го-то-вых пти-чек «са-жа-ли» на ок-но, а часть из них от-да-ва-ли де-тям для их за-бав. При-ня-то бы-ло, по ста-рин-ной тра-ди-ции, ко-то-рая бра-ла на-ча-ло еще в язы-че-стве, «за-кли-нать вес-ну». Пе-че-ных пти-чек цеп-ля-ли на длин-ные пру-ты, нес-ли на са-мую вы-со-ку гор-ку и кри-ча-ли что есть мо-чи: «Вес-на-крас-на, на чем при-шла? — На со-хе, на бо-роне, на ов-ся-ном сно-пу, на ржа-ном скир-ду». Или: «Сол-ныш-ко-вед-рыш-ко, вы-гля-ни в окош-ко. Сол-ныш-ко, на-ря-дись, Крас-ное, по-ка-жись! По-шли нам, Гос-по-ди, теп-ло-го ле-та, уро-жай-но-го го-да и по-боль-ше све-та!». Кли-кая вес-ну, пе-ли осо-бые пес-ни — вес-нян-ки.

Кро-ме жа-во-рон-ков к празд-ни-ку 40 му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских еще пек-ли пост-ные бли-ны — «прес-нуш-ки».

Как печь жа-во-рон-ков — ре-цепт жа-во-рон-ков

Вам по-тре-бу-ет-ся:

Для те-ста: 2 кг му-ки, 50 г дрож-жей, 250 г рас-ти-тель-но-го мас-ла, 1 ста-кан са-ха-ра, 0,5 л во-ды, ще-пот-ка со-ли.
Для об-ма-зы-ва-ния жа-во-рон-ков: слад-кий креп-кий чай.

При-го-тов-ле-ние:

Жа-во-рон-ки де-ла-ют-ся из креп-ко-го, упру-го-го те-ста. Из кус-ка хо-ро-шо вы-бро-див-ше-го те-ста рас-ка-тать ва-лик, на-ре-зать на кус-ки мас-сой при-мер-но 100 г, рас-ка-тать из них жгу-ты. За-тем:

1. Жгут за-вя-зать уз-лом, го-лов-ке при-дать со-от-вет-ству-ю-щую фор-му, во-ткнуть изю-мин-ки-гла-за, слег-ка при-мять паль-ца-ми хво-стик, сде-лать ма-лень-ким но-жич-ком над-ре-зы-пе-рыш-ки, сма-зать по-верх-ность на-сто-ем креп-ко-го чая с са-ха-ром, ис-печь.

2. Жгут те-ста на-до рас-ка-тать так, чтобы один ко-нец был тон-ким и гиб-ким — го-лов-ка, а все те-ло по-тол-ще, удли-нен-ное, его на-до слег-ка при-мять паль-ца-ми. Хвост ве-е-ро-об-раз-но над-ре-зать но-жи-ком. Для кры-лы-шек те-сто тон-ко рас-ка-тать, вы-ре-зать кры-лыш-ко, над-ре-зать пе-рыш-ки, сма-зать ча-ем, по-след-няя де-таль — изю-мин-ки-глаз-ки.

Ели-за-ве-та Кик-тен-ко

Ав-тор ре-цеп-та: просфор-ная Свя-то-Си-мео-нов-ско-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра

Мы продолжаем праздновать наступление весны. Надеемся, что вы начали вместе с нами радостно закликать весну. По некоторым источникам примерно в эти дни праздновались Сороки или Жаворонки. Продолжаются вторые заклички весны. Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.

Уже в христианской традиции праздник стал Днем сорока мучеников Севастийских (9 марта) на языке народа же название Сороки, а иногда Кулики. В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц и первая из них — жаворонок. «Бывает, — уверяют опытные старики крестьяне, — что прилетают жаворонки и раньше, да только те не путящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на Сороки прилетит, тот настоящий , он не сдохнет».

Аудио-выпуск передачи

http://sun-helps.myjino.ru/sop/20180310_sop.mp3

Сороки с полным основанием можно назвать детским праздником: еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков» (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают их детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же с целью потешить ребят).

Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу — закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц всех вместе на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают что есть мочи кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела «.

В некоторых местах (например, в Орловской губернии) эта детская песня заменяется другой: «Уж вы, кулички-жаворонки, солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, на лошадиной голове, на овсяном снопочку, на ржаном колосочку, на пшеничном зернышку-у-у!.. »

Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песней бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам.

А дома каждый мальчик отдает голову жаворонка матери со словами: ‘»На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен такой головастый был «.

Так протекает этот прекрасный детский праздник в Орловской губернии. В Пензенской же жаворонки пекутся и для взрослых, которые по этим птичкам гадают. Прежде чем посадить жаворонков в печь, закладывают в каждого какую-нибудь вещицу: кольцо, щепку, копейку. Каждая из этих вещей имеет символическое значение: кольцо, например, обозначает свадьбу, щепка — гроб, копейка — деньги и т.д. Но в других губерниях взрослые предоставляют жаворонков в исключительное распоряжение детей, сами же занимаются более гаданиями о будущем урожае, стараясь по погоде, какая была на Сороки, определить погоду весны и лета. Если, например, на Сороки было морозное утро — то, значит, жди весной сорок утренников.

Поэтому предлагаем эти праздничные выходные провести с нами вместе весело и пользой:

1) Мастерим вместе жаворонков! Чтобы приблизить приход весны, нужно смастерить или напечь из теста птичек – «Жаворонков»
2) Выходим на улицу и обращаемся к Солнцу, подбрасывая своего пернатого в воздух! Также можно сажать их на ветки деревьев, окна, заборы и пр.
— Конечно, голос каждого человека важен для Солнца, но массовые обращение ему слышны намного сильнее. Мы предлагаем всем вместе закликать весну с таким стихом-обращением к Солнцу:

Русичи! Весну встречайте,
Красно Солнце величайте!
Просыпается природа,
Просим силу для народа!
Чтобы правда засияла,
Русь великою вновь стала!
Просим счастья и расцвета,
Для России долги Лета!
Для себя и для людей
Счастья, мира и детей!

3) Обязательно делитесь с нами фото ваших жаворонков или видео, как вы кличете весну! (присылайте нам в группу)
4) Расскажите всем про добрую традицию закликания весны и про праздник Весеннего Равноденствия! Сделайте репост к себе на страницу, распечатайте и раздайте тем, кто далек от интернета!
Традиции русского народа складывались веками, их нельзя забывать! Если наше сердце и сознание вернутся к Солнцу — жизнь на планете измениться к лучшему!

Подробности закличек и стих уже выложены в наших группах!

Весенний праздник "Сороки" - древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с

Праздник весенних птиц

Праздник "Сороки" отмечается согласно народному календарю 22 марта, в Само название праздника связано с днем памяти отмечаемым православной церковью.

Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы - жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие - день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются.

Праздник в народе назывался по-разному: "Сороки", "Жаворонки", "Кулики", "Тетерочный день". Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями - тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.

Традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».

Обряды праздника "Сороки"

Праздник "Сороки" считался детским. Дети принимали активное участие в изготовлении обрядовой выпечки. Детям и молодежи отводилась основная роль в исполнении праздничных обрядов. Они должны были призывать весну, закликать ее. С выпеченными птичками в руках дети бежали в поле и начинали зазывать жаворонков и весну. Для этого существовали специальные стишки и песенки-веснянки. Дети, девушки и юноши водили хороводы, пели, играли в народные игры.

По традиции нужно было украсить обрядовое дерево лентами, колокольчиками. Его носили по всей деревне, а затем устанавливали в том месте, где проводилось закликание весны. С праздником связано множество разных примет и гаданий, определяющих погоду на начало весны, начало полевых работ, счастье в семейной жизни.

В некоторых регионах России бережно хранят традиции, и жители деревень и сел празднуют приход весны, встречая его песнями, хороводами, закличками.

Праздник "Сороки" - праздник детский

Это отличная забава для ребятишек. Справляя в марте праздник "Сороки" в детском саду, воспитатели дают возможность детям окунуться в атмосферу древних традиций, познакомиться с православными обычаями, самим принять участие в зазывании весны. В процессе подготовки детям рассказывается о празднике, обрядах. Они учатся делать птичек из бумаги и пластилина. Воспитатели разучивают с детьми обрядовые песенки, стишки и поговорки, знакомят их со старинными народными играми. Дети получают знания об истории своей страны, традициях русского народа, знакомятся с природных явлений.

Как можно провести праздник в детском саду?

В детских садах, где проводится праздник "Сороки", сценарий включает в себя рассказ ведущих о приметах наступающей весны, природных явлениях, перелетных птицах. В ходе повествования дети знакомятся с поговорками, связанными со сменой времен года, например: «В марте мороз скрипуч, да не жгуч», « Весна днем красна», « Зима весну пугает, а сама тает». Ведущие, одетые в рассказывают детям о том, как готовились к празднику в русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки.

Ребятам предлагается самим принять участие в закликании весны. Дети водят хоровод, рассказывают стишки, поют песенки. В одежде детей можно использовать элементы русского праздничного костюма. Одним из этапов праздника является украшение обрядового дерева шелковыми и бумажными лентами, цветами.

Детям выдаются птички из теста. Их заранее пекут на кухне или дети готовят их дома с родителями. После исполнения песенок-закличек появляются новые персонажи - «Весна» и «Солнце». Вместе с детьми они принимают участие в обрядовых народных играх, водят хоровод. В ходе игры дети называют известных им птиц, отгадывают загадки. Подвижные игры предполагают движение по кругу с выполнением различных действий, бег, прыжки. Среди народных игр, связанных с традициями встречи прихода весны, можно назвать «Гори, гори ясно», «Ручеек», игру-хоровод «Воробушек», «Птицелов». Праздник заканчивается чаепитием со сладким угощением.

Праздник "Сороки" помогает детям и их родителям не забывать традиции своего народа, пробуждает интерес к русскому фольклору, старинным традициям, дарит хорошее настроение.

Великим Постом Русская Православная Церковь величает праздник — 40 мучеников Севастийских , который приходится на 22 марта. Именно в этот день существовала традиция выпекать из теста 40 птичек – жаворонков. Православные хозяйки с вечера замешивали опару, вставали пораньше, чтобы успеть приготовить всё к литургии .

Однако это языческий обычай и к христианскому празднику никак не относится. У древних славян он совпадал с днём весеннего равноденствия, когда зима уступает права наступающей весне. Наши предки верили в то, что именно 22 марта с юга прилетает 40 птиц, а первые конечно жаворонки.

Поэтому у праздника есть несколько названий — Со́роки, Сорок сороко́в, Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день. В Древней Руси особенно готовились к приходу тёплых дней и всячески старались помочь прогнать суровую зиму. Пернатых из постного теста отдавали детворе.

Ребятишки насаживали их на длинные колышки и бегали, зазывая весну обрядовыми песнями — веснянками. Набегавшись вдоволь, булочки съедали, а головки от них относили скотине. Несколько птичек оставляли, чтобы посадить за окно. В семейном кругу существовал обычай выбирать сеяльщика. В жаворонок запекалась лучина, и все мужчины, от млада до велика, выбирали себе птичку. Кому такая булочка достанется, тот и будет первым засевать поле.

История православного праздника

В православии народный обычай печь жаворонков приобрёл глубокий духовный смысл. 40 птичек – это безгрешные души мучеников Севастии, устремлённые к Создателю. Доподлинно известно, что они слыли самыми бесстрашными защитниками Рима.

Ревностные хранители веры Христовой они отказались участвовать в языческих обрядах, за что и удостоились неземной благодати.

Происходило событие в 313 году близ армянского города Севастии. Командир доблестной рати Агриколай слыл ярым язычником и за такую дерзость заключил мучеников под стражу. Но Господь не оставил своих чад и в последний земной путь раздетые страдальцы отправились с молитвой на устах.

Морозную ночь они простояли в ледяной воде армянского озера, читая псалмы. Чтобы праведных заставить отречься от Спасителя рядом соорудили баню, дабы сломить их волю, веру и стойкость. К великой скорби, так и произошло. Не претерпев издевательств, маловерный устремился туда и с попустительства Всевидящего, умер около порога. Иисус Христос укреплял избранников Божиих: «Веруйте в Царствие Божие, если и умрёте, оживёте».

Мучения продолжались. Охранники давно уснули, только Аглаий не мог сомкнуть глаз. Язычник дивился, какая неведомая сила помогает терпеть такие страдания. И тут он узрел, растаявший лёд и 39 венцов над головами страстотерпцев. Струсивший воин не удостоился благодатного ореола.

Уверовавший Аглаий спустился в воды озера и стал молить только одного — сподобиться пострадать во имя Божие. Разъярённые истязатели, увидев на утро, что все ещё живы, от злости перебили христианам голени. Положили святых на колесницы, чтобы сжечь их.

Самый молодой мученик ещё был жив, и его оставили умирать. Но мать несла истерзанного сына вслед за колесницей и просила его во имя спасения, всё вытерпеть до конца. Плоть страстотерпцев сожгли, останки бросили в воду, чтобы уничтожить даже память о них.

Через три дня страдальцы Христовы повелели во сне благочестивому Пётру, епископу Севастии, собрать святые кости. Ночью, в толще воды, нетленные мощи сияли неземным светом и их упокоили с благочестием.

22 марта по церковному обычаю чествуют как День всех православных мужчин. 40 Севастийских мучеников — христианский праздник, который очень почитаем среди верующих и священства.

Пасхальным постом в этот день совершается Литургия преждеосвящённых Даров, допускается послабление в пище, можно вкушать растительное масло. Если торжество попадает на среду, пятницу Крестопоклонной недели, литургию переносят.

В начале 13 века православный царь Болгарии Иван Асень разгромил иноверцев, захватив в плен значительную часть войска. В своей победе он увидел помощь и заступничество сорока мучеников. За победу правитель выстроил и освятил церковь во имя великих святых, которая и сейчас находится в городе Тырново (Болгария).

Рецепт жаворонков из постного теста

2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли, изюм, сладкий крепкий чай.

Дрожжевой кусок скатывают в длинный жгут, который делят на 40 равных частей. Затем каждый такой кусочек, при помощи скалки, превращают в маленькие верёвочки, по 15 сантиметров.

Жгуты завязывают узлом, один конец формируют в форме головы птички, вместо глаз вставляют изюм. По бокам булочки ножом делают небольшие надрезы – крылья, хвост приминают пальцами. Для сочности готовые изделия смазывают сладким крепким чаем.

Приятного аппетита!

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками». Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Когда пекут жаворонков

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Он непереходящий, то есть дата его фиксирована.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со роки (с ударением на первый слог). Самая яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. 22 был днем, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Принято было, по старинной традиции, которая брала начало еще в язычестве, «заклинать весну». Печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!». Кликая весну, пели особые песни - веснянки.

Кроме жаворонков к празднику 40 мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

40 Севастийских мучеников

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.


Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: